В ст. 5 неверующие говорят: „пусть явит Себя в славе Господь“; стих 6-й пророчествует о возмездии тому народу, который в массе стал совершенно неверующим. Господь и явил славу Свою: для рабов Своих в успокоении сердца их, отрешившагося от мира, и в радости царствия Божия; для неверующих в страшных бедствиях (см. Мк. 16 и пар.), коими сопровождалось падение Иерусалима и покорение Иудеи. (Ср. Фл. Иосифа, войну Иудейск. VI, 5) 1850 . Преобразованием этого последнего разрушения храма можно считать видение Иезекииля в Месопотамии пред разрушением храма Навуходоносором, когда пророк (VIII-X) видит, как из оскверненного идолопоклонством храма Иерусалимского „отошла слава Господня от порога Дома“ ( Иез. 10:18 ) „и поднялась слава Господня из среда грады и остановилась над горою, которая на восток от города“ (Масличною) см. Иез. 11:23 . Так и в пророчестве ст. 6 наст. глава Исаии „глас Господа, глас из храма“ возвещает мятежному народу, что наступило время возмездия за возмущение его. Но в то время, когда раздавался вопль отчаяния в Иерусалиме и „слава Господня отошла от Дома и поднялась“, в тишине совершалось чудо: перерождение душевного человека в духовного ( 1Кор. 15:44–49 ); человек становился „во Христе новою тварью“ ( 2Кор. 5:17 ) во исполнение слов Евангелиста Uoahha I, 11–13 , что только верующим дано право именоваться чадами Божиими, а не тем, которые считали себя таковыми по плотскому рождению. Без болезни родился новый человек, матерью его была Святая Церковь , невеста Христова, а рождение его, как указано в приведенном месте Иоанна Богослова, было от Бога: „ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“ новые люди. Безболезненное рождение это пророчествуется в следующих двух стихах. 7 . Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Некоторые комментаторы под именем сына разумеют здесь Господа Спасителя, но казалось бы правильнее разуметь (как указывает епископ Петр ч. II, стр. 354), что в стихе 6, как в ст. 8 этой главы Исаия видит создание нового народа, чад Божиих. Господь Спаситель есть небесный жених Церкви Своей 1851 , а мы Его чада, „чада Божии“, от невесты Его, которой повелено: „смотри, царица, забудь народ твой и дом твой“ ( Пс. 44:11–12 ). Этот взгляд подтверждается и стихом 8-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Может быть, мы причинили вам много труда, но ободритесь; хотя и много сказано, но я хорошо знаю, что ваше усердие сильно; да и речь моя приближается, наконец, к самому разрешению. Для чего же так сказано? Слушайте с вниманием. Учение о воплощении Бога было весьма неудобоприемлемо. Это чрезмерное человеколюбие Его и великое снисхождение было страшно и требовало многих в самом деле приготовлений, чтобы оно было принято. Представь, каково было слушать и поучаться, что Бог неизреченный, нетленный, непостижимый, невидимый, необъятный, «в руке Которого глубины земли» ( Пс.94:4 ), «призирающий на землю, и она трясется; прикасающийся к горам и заставляющий их дымиться» ( Пс.103:32 ), Которого славы, явленной не вполне, не могли видеть даже херувимы, но распростертыми крыльями покрывали свои лица ( Ис.6:2 ), – Тот, Который превосходит всякий ум и превышает разумение, оставив ангелов, архангелов и все высшие разумные силы, благоволил сделаться человеком, принять плоть, созданную из земли и персти, войти в утробу Девы, быть носимым во чреве девять месяцев, питаться молоком и испытать все человеческое. Так как имевшее совершиться было столь удивительно, что и по совершении многие не веруют этому, Он предпосылает наперед пророков, которые возвещали то же самое. Так патриарх предвозвещал это, когда говорил; «от леторасли, сыне мой, восшел еси: возлег, уснул еси яко лев» ( Быт.49:9 ), Исаия говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ); и в другом месте: возвестили Его, «как отпрыск и как росток из сухой земли» ( Ис.53:2 ). Жаждущею землею он называет чрево Девы, потому что оно не принимало семени человеческого, и не испытало совокупления, но родило Его без брака. И еще: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам» ( Ис.9:6 ); и еще: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ( Ис.11:1 ). А Варух у Иеремии говорит: «Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар.3:37,38 ). И Давид, указывая на пришествие Его во плоти, сказал: «сойдет, как дождь на скошенный луг [на руно], как капли, орошающие землю» ( Пс.71:6 ) потому что Он тихо и кротко вошел во чрево Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так говорил и Исаия: „Ты соделал уста Мои, как острый меч“. В ст. 2 есть еще и другое подобие: в лоне Господнем, (ср. Ин. 1:18 ) „в лоне Отчи“, нераздельный со Отцем и Св. Духом, единосущный Отцу, пребывает Сын Божий. Он уподобляется в пророчестве стреле, сокрытой в колчане до явления миру 1562 . Это стрела любви бесконечной, поражающая и исцеляющая; это-Господь наш Иисус Христос, любовь которого есть „Огонь, который Он пришел низвесть на землю“. ( Лк. 12:49 ). „Крепка как смерть любовь;.... стрелы ее-стрелы огненные; она-пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви и реку не зальют ее“, говорит таинственная Песнь Песней ( Песн. 8:6–7 ). 1563 „Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут и знание упразднится“. ( 1Кор. 13:8 ). „Призванный Господом от чрева Матери Своей“.... „прикрытый тенью руки Господней“, придет Мессия и проживет Он земную жизнь человеческую в тени бедности и неизвестности. Господь глаголет Посланному (ст. 3): „Ты раб Мой Израиль, в Тебе Я прославлюсь“. В толковании на это место комментарий Спб. Дух. Ак. (стр. 771) говорит: „Отрок Господень, чрез исполнение воли Божией,– что составляло историческое призвание народа Израильского, – являлся как бы олицетворением исторического гения сего народат- Израилем, через которого прославится Бог“ 1564 . Народ не исполнил своего назначения: „всякий день имя Мое бесславится“, говорит о народе Израильском пророк ( Ис. 52:5 ; ср. Рим. 2:24 ). Но „раб Господень“, „Отрасль корня Иессеева“ ( Ис. 9:1 ), „проявит правду и славу Господню пред всеми народами“ ( Ис. 51:11 ). „Спасенье от Иудеев“-напоминал в разговоре с Самарянкою Господь наш Иисус Христос ( Ин. 4:22 ). Иудеям было вверено в ветхом завете слово Божие, посреди их раздалось оно из священных уст Того, о Котором сказано: „Он упасет народ Мой Израиля“ ( Мих. 5:2 ; Мф. 2:6 ). Из среды Иудеев избраны Им и посланы на проповедь Апостолы. Он, Отрок Господень, Господь наш Иисус Христос, есть Тот, который: „явил Бога на земле“ 1565 и „прославил Его“ 1566 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ис.61:6 . А вы будете назы­ваться священ­никами Го­с­по­да, служителями Бога нашего будут имено­вать вас; будете по­льзо­ваться достоя­ни­ем народов и славиться славою их. «А вы будете называться священниками Господа». Слова эти впервые сказаны Богом всему Израилю при заключении Синайского завета ( Исх.19:6 ). Теперь они повторяются пророком Исаией или, точнее, говорившим чрез него Мессией, в приложении к духовному Израилю, нового завета; наконец, при самом наступлении этого завета они еще раз удостоверяются Апостолом Петром ( 1Пет.2:9 ). Некоторые в этих словах хотят находить как бы особое выделение Израильского народа на священное служение и в новозаветной церкви; но это – неправильно, в виду ясных показаний последующего контекста ( Ис.66:20–21 ). «Будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их.» Повторение того, что было сказано раньше. ( Ис.60:5–9, 16 ). Ис.61:7 . За по­срамле­ние вам будет вдвое; за по­ноше­ние они будут радо­ваться своей доле, по­тому что в земле своей вдвое по­лучат; веселие вечное будет у них. В нем говорится о сугубой чести некогда здесь на земле поносимого Израиля, и о вечном воздаянии ему там, на небе (ср. Ис.60:15 ). Ис.61:8 . Ибо Я, Го­с­по­дь, люблю правосудие, не­на­вижу граби­тель­ство с насилием, и воз­дам награду им по истине, и завет вечный по­ставлю с ними; «Ибо Я, Господь». Весьма важное показание, в смысле установки субъекта речи. Отсюда очевидно, что им уже никак не мог быть сам пророк Исаия, который никогда бы не дерзнул назвать себя Господом. Им мог быть и действительно был только Сын Божий, Мессия, Который в то же время и есть и Сын Божий и истинный Господь. «Люблю правосудие и ненавижу грабительство с насилием». Не лишая эти слова их основного этического смысла, можно думать, что они имеют в виду и некоторую историческую основу, именно те унижения и притеснения, которые терпел народ израильский от разных языческих народов, в особенности же от вавилонян ( Ис.49:26 ), и за которые теперь Господь хочет воздать всем праведную расплату. В таком понимании этого места укрепляют нас и слова непосредственно следующего стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Какого блага не происходит от учения? И что неуместно не приобретается от неумеренной пищи или пира? Болезни, ссоры, необузданность того, что находится под чревом, и следующие из этого дела. Когда Ева была изгнана из рая? Не тогда ли, когда послушала змея, съев плод древа, не довольствуясь установленной пищей? Когда Каин совершил мерзость братоубийства? Не тогда ли, когда первый вкусил от начатков плодов, сохранив первый урожай для объядения? Когда трапеза детей Иова оказалась наскоро приготовленной могилой? Не тогда ли, когда они ели и пили? Когда Исав потерял благословение? Не тогда ли, когда служил чреву, обольщенный пищей? Когда Саул потерял царство? Не тогда ли, когда съел лучшую из овец, вопреки закону? Когда израильский народ раздражил Бога? Не тогда ли, когда возжелал египетских столов, требуя от учителя мяса и котлов? Офни и Финеес, сыновья Илия, из-за чего были умерщвлены в первый час сражения? Не потому ли, что они вытащили крюками из котлов мясо, предназначавшееся для жертвы? Иаков, достойный порицания, почему оставил Бога? Не потому ли, что утучнел, отолстел и разжирел (Втор. 32:15)? Когда содомляне были уязвлены страстью, противной природе? Не тогда ли, когда их дух оказался совершенно развращен пирами, когда о них в поругание вспомнил Иезекииль, говоря: в изобилии вина, в насыщении хлебом они проводили невоздержанную жизнь, то есть города, и дочери ее (Иез. 16:49), то есть деревни, имеющие всегда тот же закон, что и город? Когда древний народ отказался от размышления о целомудрии? Не тогда ли, когда они равным образом провели большую часть своей жизни на ложах из соломы и когда пророк скорбел в негодовании: вы едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища... пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, нежитесь на постелях ваших, и не болезнуете о бедствии Иосифа! (Ам. 6:4–6). На кого навел проклятие Исаия? Не на тех ли, которые рано поутру собираются на пиры, говоря так: Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. И цитра, и гусли, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают (Ис. 5:11–12). Когда жрецы Вила были посрамлены Даниилом? Не тогда ли, когда пепел изобличил их, охотящихся за едой и питьем?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Таким образом, смысл слов его следующий: я не имею ничего до­стойного принести, но что имею, то и приношу; я принесу Богу жертву благодарности, и буду воспоминать о дарованном от Него мне спасении. «Обеты мои Господу исполню пред всем народом Его» ( Пс.115:5 ). «Обетами» он называет здесь обещания, обеты. Во время бедствий он прибегал к Богу и признавал себя должником Его, обещая Ему принести эти жертвы, если избавится от бедствий. Так как, говорит, несчастье прекра­тилось, то я совершу обеты свои Господу пред всеми людьми Его. «Честна пред Господом смерть преподобных Его» ( Пс.115:6 ). Дру­гой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: драгоценна ( ντιμος). Какая здесь связь речи? Какое отношение имеют эти слова к предыдущим? Кто рас­смотрит внимательно, тот найдет между ними тесную связь, так как имели некоторое преимущество пред прозелитами те, которые были израильтянами издревле, от предков. Вот почему и пророк говорит: «Господи! Я – раб Твой, я – раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои» ( Пс.115:7 ). Не сказал: ослабил, но: «расторг», выражая, что они сделались недействительными. «Узами» он называет скорби, искушения, опасности. Есть узы добрые, в которых лучше быть заключенным, как например те, о ко­торых говорится: «в союзе мира» ( Еф.4:3 ), и: «есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ). Но есть узы и противоположные, как, напр., те, о которых говорится: «в узах греха своего он содержится» ( Притч.5:22 ). На это указывает и Христос, когда говорит: «сию же дочь Авраамову..., связанную так сата­ною, не надлежало ли освободить от уз» ( Лк.13:16 )? И Исаия гово­рит о Христе: «восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите» ( Ис.49:8–9 ). Эти-то узы Бог растерзал, а не разрешил; первое больше последнего. Впрочем, не погре­шит и тот, кто захочет принимать эти слова в переносном смысле, разумея здесь узы грехов и всего ветхого человека. Есть и еще прекрасные узы, которые всегда носил Павел, как он сам говорит: «я, Павел, сделался узником Иисуса Христа» ( Еф.3:1 ); и еще: «я исполняю посольство в узах» ( Еф.6:20 ; Деян.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ст. 1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Ст. 2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он  как победоносный, и чтобы победить. Белый цвет означает победу, поэтому и сидящий на белом коне изображает победителя: и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня ( Ис.49:2 ) . В другом месте (41:2) пр. Исаия говорит: Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром . Этот всадник употребляет стрелы свои на обращение язычников. История первых веков христианства повествует, как рассыпал сей Победитель стрелы из лука Своего и чем побеждали язычников гонимые христиане: стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем ( Песн.8:6-7 ). Ст. 3. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. Ст. 4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам ( Ин.14:27 ). Имеющие любовь к Богу и ближнему имеют мир Христов, а имеющим такой мир не страшны ни гонения, ни пытки, а смерть – приобретение (см. Флп.1:21 ). Ст. 5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. Ст. 6. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. Вороной конь , как понимают некоторые, значит учителей заблуждений, от толкований которых производятся различные помрачения. Мера в руке всадника означает, что оскудело человечество сосудами благодати Святого Духа по сравнению с первыми веками христианства.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

2:12). Представляя все это, пророк справедливо сравнивает с бессловесными животными тех людей, которые предпочли своему благородству порок и сами себя предали страстям животных. Тоже делают и другие пророки, желая таким сравнением возбудить стыд в бесстыдных слушателях. Так один из них говорит: « это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого » (Иер. 5:8), а другой: « вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего » (Ис. 1:3), выражаясь еще сильнее, нежели Давид; Давид сказал: « сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им », а этот говорит, что они сделались даже безумнее скотов, потому что и « вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет » (Ис. 1:3). Другой премудрый муж, желая показать, что человек ленивый, беспечный и преданный праздности хуже муравьев, отсылает его к ним учиться трудолюбию: « пойди », говорит, « к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою » также повелевает ему идти к пчеле: « или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие » (Прит. 6:6–8; Еккл. 11:3). Третий говорит: « судьи его — вечерние волки » (Соф. 3:4). Еще иной: « сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне » (Иер. 3:2). А сын Захарии говорит: « порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? » (Мф. 3:7) Также Исаия: « высиживают змеиные яйца и ткут паутину » (Ис. 49:5). И сам пророк Давид в другом месте говорит: « яд аспидов в устах их » (Пс. 139:4); и еще: « ярость их подобна змеиной » (Пс. 57:5). Таков порок: человека, столь великого, столь славного и украшенного таким достоинством, он доводит до низости бессловесных животных. Поэтому и в настоящем псалме пророк, указав на два вида порока и предоставив другие соображению слушателей, так укоряет преданных им. Подлинно, что может быть безрассуднее человека, который напрасно, тщетно и со вредом для головы своей обходит вселенную и собирает бесчисленные богатства не для себя, а для других, неизвестных ему и даже часто для врагов и ненавистников? Хорошо сказал он: « оставляют чужим богатство свое ».

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

Кроме душевных недугов, Мессии предстояло исцелять и физические немощи, как предсказал Исаия: «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь: ибо прольются воды в пустыне и в степи – потоки» ( Ис.35:5–6 ). Это пророчество исполнилось, когда Господь Иисус Христос , проповедуя Евангелие, исцелял тысячи всевозможных больных, слепорожденных и бесноватых. Своими чудесами Он засвидетельствовал истину Своего учения и Свое единство с Богом Отцом. По плану Божию спасение людей должно было осуществляться в Царстве Мессии. Это благодатное Царство верующих иногда уподоблялось пророками стройному зданию (смотри в приложении пророчества о Царстве Мессии). Мессия, будучи, с одной стороны, основателем Царства Божия, а, с другой стороны, фундаментом истинной веры, именуется пророками Камнем, т. е. основанием, на котором зиждится Царство Божие. Такое образное наименование Мессии мы встречаем в следующем пророчестве: «Так говорит Господь: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.28:16 ). Сионом именовалась гора (холм), на которой возвышался храм и город Иерусалим. Замечательно то, что в этом пророчестве впервые подчеркивается важность ВЕРЫ в Мессию: «Верующий в Него не постыдится!» В 117-м псалме, написанном уже после Исаии, упоминается об Этом же Камне: «Камень, Который отвергли строители (по-английски – masons), сделался главою угла (краеугольным камнем). Это от Господа, и есть дивно в очах наших» ( Пс.117:22–23 , смотри также Мф. 21:42 ). То есть, несмотря на то, что «строители» – люди, стоящие у кормила власти, отвергли Этот Камень, Бог все же положил Его в основание благодатного здания – Церкви. Следующее пророчество дополняет прежние пророчества, в которых говорится о Мессии, как о Примирителе и источнике благословения не только для евреев, но и для всех народов : «Мало того, что Ты будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» ( Ис.49:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Слова« восставлю им одного пастыря… раба Моего Давида», по мнению блаженного Феодорита, подчеркивают мессианский характер пророчества. Выражение раб Мой() у пророка Исаии и в Новом Завете относятся ко Христу и указывают на Его воплощение . Исаия пишет: Иаков, отрок Мой(в еврейском тексте, отмечает блж. Феодорит, стоит раб Мой()) , приму его (Ис. 42, 1). Так говорит Господь, сделавший меня от чрева рабом Своим, чтобы собрать Иакова, и Израиль соберется к Нему. Вот Я дал Тебя в завет рода, во свет народов, чтобы ты был во спасение даже до концов земли (Ис. 49, 5 — 6). Ис. 42, 1 приводит евангелист Матфей, как пророчество о Спасителе (Мф. 12, 18). Апостол Павел также использует слово раб в отношении Христа: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп. 2, 6 — 7). Так, сопоставляя параллельные места, блаженный Феодорит определят смысл этого выражения, и показывает, что оно в контексте Библии относится ко Христу и указывает на Его воплощение. К Зоровавелю же слова пророчества относятся частично, как к образу Христа. Блаженный Феодорит пишет: «Но поелику он (Зоровавель) был образом ( τπος)Владыки Христа и возвратил в Иудею пленников из Вавилона, как и Господь привел к истине порабощенных диаволом, то не сделает ничего неприличного, кто прообразовательно ( τυπικς) приложит сие к Зоровавелю…. Сверх того бывшее с иудеями служило образом ( τπος) совершившегося с нами. Ибо с их освобождением из плена и возвращением в Иудею сходствует наше возвращение от дьявола к Богу, и освобождение от мучительного этого рабства» . Действительно деятельность Зоровавеля, как образ, имеет схожие черты с подвигом Спасителя. Христос собрал воедино все человечество и освободил его от плена дьявола — Зоровавель собрал воедино иудеев и вывел их из плена. Христос является главой Церкви и предал Себя за Нее — Зоровавель был вождем иудеев и самоотверженно заботился о них. Также важно, что некоторые выражения пророческой речи явно намекают на время возвращения из плена: И выведу их от народов, и соберу их из стран и введу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых…. На хорошем пастбище буду пасти их…. Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, и узнают, что Я — Господь. Сокрушу узы ига их, и избавлю их из руки поработивших их (Иез. 34, 13 — 15, 27). Однако и здесь слова «на хорошем пастбище буду пасти их…. Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, и узнают, что Я — Господь»,как кажется, больше указывают на мессианское время .

http://bogoslov.ru/article/2293803

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010