10. Иоафам , сын Озии (756 – 741). Писание говорит о царе Иоафаме, что он делал дела угодные Богу, но не ходил в Храм. Такой вариант благочестия Священное Писание тоже отмечает, говоря, что перед лицом врагов «так силен был Иоафам потому, что устроял пути свои пред лицем Господа Бога своего» (2 Пар. 27:6). Возможно, в Храм он не ходил под впечатлением наказания, которому подвергся его отец. При этом он «построил верхние ворота дома Господня» (4 Цар. 15:35). Власть его распространилась на аммонитян. Высоты попрежнему не были отменены. После него царем стал его сын Ахаз. 11. Ахаз , сын Иоафама(736 – 716 или 742 – 725). Известен он, в первую очередь, в связи с тем, что именно Ахазу пророк Исаия изрек пророчество о рождении Христа от Девы. Известен также Ахаз тем, что он был одним из величайших нечестивцев в истории Иудейского царства. «И он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его: он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом» (2 Пар. 28:1–4). «Даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых» (4 Цар. 6:14). Нечто подобное говорится потом и о царе Манассии. Возможно, речь идет просто о языческом обряде посвящения или очищения, который практиковался у многих народов. Но, не менее вероятно, и этому есть в Писании косвенные подтверждения, что здесь речь идет уже о настоящем служении Молоху, которое сопровождалось человеческими жертвоприношениями: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне» (Иер. 7:31). Из-за того, что Ахаз вступил в союз с ассирийцами, он оказался в осаде со стороны израильских и сирийских войск , которые пытались силой принудить его вступить с ними в коалицию. В связи с этим событием к нему и пришел пророк Исаия, предлагая любое знамение, которое бы показало ему, что Господь Сам хранит этот город. Ахаз предусмотрительно от этого знамения отказался, а отказался он вовсе не потому, что он стеснялся утрудить Бога, но потому, что это знамение связало бы его совесть и заставило его прийти в чувство и отказаться от идолослужения, которое он устроил в Иерусалиме. И когда он отказывается, Исаия ему и возвещает об Еммануиле (Ис. 7:12). Ахаз продолжал стоять на своем. «И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне» (2 Пар. 28:23). Взяв все ценности из Храма и дворца, он отправил их ассирийскому царю Тиглатпалассару III с просьбой о помощи. Тот разгромил сирийцев и разграбил Израиль. Иудея же лишилась своей независимости.

http://sedmitza.ru/lib/text/431186/

(20) Святого Василия из «Слова к Амфилохию о Святом Духе»: «Как сказали бы серафимы «Свят, Свят, Свят Господь», если бы не научились от Духа, сколько раз благочестиво будет вознести сие славословие?» 22 . Отец избавил нас от долгих разговоров, яснее ясного сказав, сколько раз благочестиво возносить сие славословие. Ибо не благочестиво дважды или четырежды, но трижды и единожды: трижды «Свят» ради троичности ипостасей, единожды же «Господь» ради единственности и единоначалия сущности. Ибо если только Сыну, то почему не единожды «Свят» и единожды «Господь», почему не дважды и не четырежды? Ведь число «три» не посвящено одной из ипостасей, и не более свойственно ей, чем другие числа. (21) Его же, святого Василия, из «Четвертого слова против Евномия», коего начало: «Если Сын по природе Бог»: «Что и в видении, и в прорицании нераздельны Отец, и Сын, и Дух Святой, сказал пророк Исаия: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и слава Его наполняла весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл. И немного спустя говорит: И сказал мне Господь: скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего ( Ис. 6:9–10 ) и так далее. Итак, согласно этому высказыванию и последовательности пророческой книги, Владыка всех Отец явился и вещал пророку. Сын грома, однако, чьи речи поразительнее и страшнее грома, чье собственное речение Было Слово ( Ин. 1:1 ), а не «Не было Слова» 23 , говорит, что явился и вещал пророку Сын. Ибо в сочинении своем он пишет: Потому не могли иудеи веровать в Иисуса, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумевают сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его ( Ин. 12:39–41 ). Павел же объявил видение и пророчество [исходящим от] Духа, сказав: хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через Исаию: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих ( Деян. 28:25–27 ). Пророк ведет речь от лица Отца, в Которого верили иудеи, евангелист говорит о Сыне, а Павел – о Духе, вместе именуя явившегося Господом Саваофом. Раздельно у Них слово об ипостасях, но неделимо суждение о едином Боге. Ибо нераздельно разделяется образ [существования] 24 и выражения ипостаси, почему и «Свят, Свят, Свят» троично, из-за троичности ипостасей, «Господь» же единожды, из-за единственности Божества».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

„Над пророками зашло солнце и потемнел день“, по выражению пророка Михея ( Мих. 3:6 ). Как в гл. XXVIII, 7 Исаия изображает последствия пьянства, так здесь он указывает на последствия духовного опьянения: безверия, гордости, самонадеянности. Благодать Божия отступает от Израиля. На всех народах, живущих вне откровения, лежит покрывало ( Ис. 25:7 ), но вот, вследствие неверия, оно легло и на пророков и прозорливцев народа обетования 1048 . Во времена, в которые пророчествовал Исаия, ум человеческий мог озаряться зарею пророчества, предшествующего Солнцу правды; но и эта заря потухала, потому что высшие духовные деятели Израиля соделались неспособными ко всякой духовной деятельности, и не только не жаждали добра и правды, но сознательно нарушали всякую правду 1049 , преследуя своею злобою того, кто напоминал им о нравственном законе. Вот почему в ст. 11–12 пророк уподобляет их не желающим разуметь, а народ не могущим разуметь. Они ослепили народ,-и он ослеп. Издавна таков был строй жизни народа, что высшие классы брали ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали 1050 . Запечатанная книга духовного закона, соединенная с книгою обрядового закона, могла бы быть прочитана и понята книжниками, если бы они хотели снять печати; но они не хотели снять их, так как им прежде всего надо было бы изменить всю грешную жизнь свою. Безграмотный же народ не мог сам подняться до понимания истины. Пророк Исаия в видении главы VI слышал слова Господа Саваофа о намеренной слепоте и глухоте Израиля; теперь (приблизительно через тридцать лет после видения) перед очами его совершается то, что он слышал, и он повторяет слышанное от Господа. 13 . И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; 14 . то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Авия, сын его, царствовал три года; сердце его не было подобно Давидову, но он ходил во грехах отца своего; и при нем был пророк Адда. Аса, сын его, царство­вал сорок один год и творил правду; впрочем при нем еще оставались высоты (идольские). При нем были пророки Азария, сын Ададов, и Ананий. Иосафат, сын его, царство­вал двадцать пять лет и творил правду; но высоты еще оставались. Впоследствии и он подвергся упреку в нечестии за то, что был в дружбе с Охозиею, царем израильским, и большею частью принимал участие в его делах. При нем были пророки Илия, Елисей, Михей, Ииуй, сын Анания, Ио­зоил, сын Захарии, и Елиезер, сын Додия из Марисиса. Иорам, сын его, царствовал восемь лет и делал зло, по­тому что имел женою дочь Ахаава. И при нем были Илия и Елисей. Охозия, сын его, царствовал один год и делал зло; после него Гофолия, мать его, семь лет. Иоас, сын Охозии, царствовал сорок лет. Он умертвил Захарию и творил правду всею душою своею, пока мудрый Иодай был жив и на­ставлял его. Его убили рабы его, в доме Маллоновом. При нем пророчествовал Захария, сын Иодая. Амасия, сын его, царствовал девятнадцать лет, и сначала творил правду, но не так, как Давид, потому что народ еще приносил жертвы на высотах и не истреблял дубрав. И при нем были пророки, но имена их не записаны. Впоследствии Амасия, пора­зив жителей Сиира, возгордился, стал служить сирийским идолам и был убит, преданный врагам. Азария, он же и Озия, царствовал пятьдесят два года и сначала творил правду, подобно отцу своему; впрочем не истребил высот; но от успехов в делах возгордился и захотел сам воскурить фимиам в храме, что надлежало делать одним священни­кам; за это он был поражен проказою и услышал: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников (2Пар.26:18). При нем был пророк Исаия. Иоафам, сын его, царствовал шестнадцать лет и творил правду, подобно отцу своему; впрочем не истребил высот. И при нем был Исаия. Ахаз, сын его, царствовал шестнадцать лет и делал зло. При нем были Исаия и Одид пророки. Езекия, сын его, царствовал двадцать девять лет и творил правду совершенно подобно Давиду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Богочеловеческий образ Мессии раскрывается более полно в пророчестве Ис 9. 1-8. Пророк говорит о грядущем величии Галилеи. «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую» (Ис 9. 1). Виновником этих перемен станет таинственный Младенец (9. 6-7). Исаия предсказывает, что рожденный от Девы Младенец получит божественные именования (Чудный (  ), Советник (  ), Бог крепкий (    ), Отец вечности (  ), Князь мира (  )) и «умножению владычества Его и мира» не будет «предела на престоле Давида и в царстве его…» (9. 7; ср.: 2 Цар 2. 12-16). Христологическое понимание этого пророчества - неотъемлемая черта христ. экзегезы (уже в Мф 4. 12-16; Iust. Martyr. I Apol. 35 и мн. др.). Ис 11. 1 - 3-е пророчество о происхождении Мессии из царского рода Давида: «И произойдет отрасль (  ) от корня Иессеева, и ветвь (  ) произрастет от корня его» (ср.: Ис 4. 2; 2 Цар 7. 12-16). Мессианский смысл пророчества признает не только христ., но и иудейская традиция. Помазанник явится, когда ствол дома Давида будет срублен; Он вырастет, словно побег, идущий от корня; Он будет побеждать зло Духом Господним. Говоря о духовных дарах Мессии, Исаия уточняет: на Нем почиет «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис 11. 2), они указывают на особое избрание Помазанника и прекращение пророческого служения среди иудеев ( Iust. Martyr. Dial. 87). Мессия будет вершить справедливый суд и духом уст Своих убьет нечестивого (Ис 11. 3-4; ср.: Пс 9. 6). Уже в НЗ эти слова понимаются как поражение Христом антихриста (2 Фес 2. 8). 2. Царство Мессии и спасение остатка. В 1-й ч. книги прор. Исаия не только предвозвещает обстоятельства происхождения обетованного Мессии (Ис 7. 14; 11. 1), основные черты Его служения (9. 1-8; 11. 3-5), но и подробно изображает Его Царство (2. 1-5; 11. 6-16). Оно будет установлено «до века» (9. 6-7), в него войдут все народы (2. 2; 11. 10), оно распространится до краев земли (2. 3; 11. 10). Кроме временных и пространственных отличий от Иудейского царства Царство Мессии другое по сути, ибо основано на правде (  ) и истине (  ) (11. 5). Важнейшей особенностью Царства Мессии будет всеобщее примирение (2. 4), которое пророк изображает как окончательную победу над злом. «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11. 9). Примирение враждующих (  ) в Царстве Мессии станет результатом обращения к Богу не только иудеев, но и язычников (2. 3; 11. 10).

http://pravenc.ru/text/674802.html

В мгновение возгласа Серафимов храм наполняется курениями. Одним из действий благоугодного служения Богу в храме было благоухающее курение фимиама. В то время, когда, по обыкновению, священник входил в святилище для совершения курения, народ, стоявший вне, во дворе, совершал молитву. Вероятно, и пророк Исаия созерцал Господа, Царя славы в минуты общей народной молитвы и курения фимиама. И так, пророк был очевидцем-свидетелем того, что курение фимиама восходит к престолу Божию и, знаменуя возношение молитвы предстоящих в храме, показывает, что Царь Небесный принимает прошения и славословия, воссылаемые Ему от земли... 5. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. (И рекох: о, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима). Ни один сын Израиля, непосвященный на служение Господу в храме, не имел позволения входить в святилище; и даже из посвященных никто не смел входить во святое святых, кроме первосвященника, по преимуществу посвященного Богу: но и сей «святыня Иеговы» входил сюда единый раз во весь год с покаянным сердцем от лица всего народа. А Исаия предстоит теперь, в видении, близ самого возвышенного престола Господа Саваофа. Священный глубоко-благоговейный трепет объял всецело душу пророка-человека. Если и перед престолом обыкновенного царя человек чувствует свое недостоинство, смущается проницательного царского взора, страшась наказания за неисправность своего слова или самого образа действий, то он уже не может не чувствовать себя достойным самой смерти, предстоя престолу всех Творца, Царя и Судьи – Бога Всесвятого. Богомудро проразумевая сие высочайшее видение Исаии, св. церковь устами своего вдохновенного песнопевца исповедует: «Когда Исаия увидел в прообразе Бога, превознесенного на престоле, окруженного ангелами славы, то воскликнул: о, я несчастный! я предувидел воплощаемого Бога, владычествующего незаходимым светом и миром» (Козьма Маюмский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Другой проповедник (Фицгеральд) разрешил на основании библии проблему обитаемости небесных миров. «Астрономы» – говорил он – «насчитывают до 40 миллионов небесных светил. Они ломают головы над вопросом о том, населены ли эти светила. Но библия дает на это ясный ответ. Пророк Исаия говорит (45:18): «Он (Бог) сотворил ее (землю) не для того, чтобы она была пустою, но создал ее, чтобы она была населена». Если земля сотворена не даром, а для жительства, то, очевидно, что и прочие светила созданы для той же цели. «Он (Бог) распростер небо как тонкую ткань и раскинул его как шатер для жительства» (Исаия 40:22). «Бог не имел бы никакой радости от других миров, если бы они не были населены». Проповедник полагал также, что жители прочих миров исполняют заповеди Божии; одна только земля пала, как заблудшая овца, и только на землю приходил Спаситель для искупления людей. Третий проповедник (Лебсак из Вильны) доказывал пишущему эти строки в частной беседе (на конференции в Митаве), что Библия предсказала даже электрические трамваи, как знамение последнего времени. Так, пророк Наум говорит (2:5). «По улицам опрометью стремятся колесницы, гремят на площадях, блеск от них, как от огня; сверкают, как молния». По мнению проповедника, эти колесницы суть не что иное, как наши электрические трамваи 143 . Наконец, на одном из молитвенных собраний адвентистов, происходившем в г. Риге, уже по закрытии митавской конференции, проповедник из г. Омска Г. К. Лебсак (предс. сибирского поля), говоря об успехах адвентистской миссии в Сибири и, в частности, в Тобольской губернии, доказывал своим слушателям, что адвентистская миссия в Тобольской губернии предуказана пророком Исаией. Так в гл. 46 ст. 18 книги Исаии говорится: «и положу на них знамение и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и они возвестят народам славу Мою». Тубал, упоминаемый в этом стихе, есть, по мнению проповедника, Тобол, Тобольская губерния. Таким образом, пр. Исаия предсказал, что в «последнее» время евангелие будет проповедано в Тобольской губернии 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Несомненно, что красота духовная придает какую-то удивительную притягательность даже самому нескладному телу, тогда как уродливая душа делает отвратительным даже самое складное тело. Пророк Давид, изливая слово благое, говорит Царю своему, Христу Господу: Ты прекраснее сынов человеческих... Господь Сам Себе создал телесное облачение таким, какое Он хотел. Если бы Он хотел явиться в мир как телесно самый прекрасный человек среди всех сынов человеческих, Он это мог бы сделать. Но в Евангелии нет и упоминания о том, что Он телом Своим привлекал людей к Себе и телесным строением воздействовал на людей. Сам Он сказал: Плоть не пользует нимало ( Ин.6:63 ). Значит, ясно, что Давид говорит не о телесной красоте Царя Христа, а красоте Его духовной, Божественной. Это, кстати, вполне понятно из последующих слов Псалмопевца: благодать излилась из уст Твоих. Значит, непревзойденная красота Сына Божия заключается не в форме, очертаниях уст Его, а в потоке благодати, которая из уст Его изливается. ...И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему ( Ис.53:2 ), – говорит опять же о Христе пророк Исаия. И как согласуется сказанное Исаией с тем, что говорит Давид? Полностью согласуется. Давид говорит о внутренней красоте Христа, а Исаия – о Его внешне униженном виде. Исаия хочет сказать: мы видели Его не как царя или богача, а как Слугу и Страдальца. О, Господи Иисусе Христе, Ты для нас прекраснее всех людей и Ангелов – слава бессмертной и непреходящей красоте Твой. Молимся Тебе: исправи, Господи Благий, исправи безобразие душ наших, изуродованных грехом. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 5 Ноября. Поучение о красоте дочери Царя Вся слава дщери Царя внутри...( Пс.44:14 ) Церковь Божия – дочь Царя. Какой бы ни была она внешне бедной, и невзрачной для телесного глаза, и гонимой, и униженной, однако внутри она исполнена царского сияния и красоты. Царь предопределяет красоту царской дочери, Тот, Кто прекраснее сынов человеческих. Церковь Божия – как облачение Христово: Христос живет в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

« Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия » (Рим. 10:16, 17). Но вот иудеи опять делали новое возражение, говоря: «если именно эти (апостолы) были посланы и посланы от Бога, то следовало, чтобы все их послушались». И обрати внимание на благоразумие Павла, как он доказывает, что, то самое, что приводило в смущение, должно уничтожить волнение и беспокойство. Почему, говорит он, после столь многочисленного и важного свидетельства и после подтверждения его делами, тебя, иудей, соблазняет то, что не все послушались благовествования? Но именно это самое, что не все слушаются, при других доказательствах достаточно к тому, чтобы уверить тебя в истине проповедуемого. И об этом издревле предсказал пророк. Заметь же неизреченную мудрость (апостола), как он доказывает более того, сколько иудеи ожидали и надеялись противоречить ему. Что говорите вы, спрашивает он? То ли, что « не все послушались благовествования »? Но Исаия давно предсказал и это, вернее же сказать, он предрек не это одно, но и гораздо большее. Вы ставите в вину то, что не все послушались, а Исаия говорит и больше этого. Что же именно? « Господи! кто поверил слышанному от нас? » Потом, уничтожив словами пророка это смущение, (апостол) держится опять прежней связи. Так как он сказал, что нужно сперва призвание, а призываемым нужно уверовать, а уверовавшим прежде услышать, а готовым услышать необходимо иметь проповедников, а проповедники должны быть посланы, и так как он доказал, что они были посланы и проповедовали, то, намереваясь предложить еще новое возражение, взял для этого основание из другого пророческого свидетельства, которым незадолго пред тем решил возражение, и таким образом соединяет его и связывает с предыдущим. После того, как привел слова пророка: « Господи! кто поверил слышанному от нас? » он, благовременно взявши и другое свидетельство, говорит: « Итак вера от слышания ». И это он сказал не без цели, так как иудеи постоянно искали чудес и желали видеть воскресение; и так как много было таких, которые домогались этого, то (апостол) и говорит, что и пророк возвестил о том, что вера наша должна происходить от слышания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицом сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения, на высотах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом. И предал его Господь, Бог его, в руку царя сирийцев, и они поразили его и взяли у него множество пленных и отвели в Дамаск. Также и в руку царя израильского был предан он, и тот произвёл у него великое поражение ( 2Пар. 28:3 4. Пророк Исаия, Исаии 7–10 66 глав книги пророка Исаии – уникальный шедевр литературы, когда-либо написанный. Исаия начал пророчествовать до «смерти царя Озии» в 740 году до Р.Х. ( Ис. 6:1 ). Его служение длилось около 50 лет, и все эти годы были омрачены угрозами и нападениями могучей Ассирии. Пророк знал, что Яхве контролировал ход истории, а Ассирия была лишь жезлом Его гнева для наказания Израиля и Иуды ( Ис. 10:5 ). Но жезл, кусок дерева, не может восстать против Того, Кто поднимает его ( Ис. 10:15 ). Из-за своей гордости Ассирия тоже была осуждена. В 7–10 главах отражён взгляд Исаии на события, произошедшие, когда Рецин из Дамаска и Факей из Израиля угрожали Ахазу в Иудее выше). Исаия сказал Ахазу не беспокоиться, так как через пару лет Ассирия уничтожит и Рецина, и Факея ( Ис. 7:16; 8:4 ). Так и произошло. В 732 году до Р.Х. «пошёл царь ассирийский [Феглафелласар] в Дамаск и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил» ( 4Цар. 16:9 ; карта 7–5). Больше Дамаск не доставлял Иуде проблем ( Ис. 17:1 ). В отношении Факея в Израиле Феглафелласар писал: Израиль (букв, «земли Амврия») ... всех его жителей (и) их имущество я увёл в Ассирию. Они свергли Факея, и я поставил Осию как царя над ними. Я получил от них золото... серебро как дань (ANET 284). Феглафелласар нацелился на Дамаск и Самарию, независимо от призыва Ахаза. Ахаз должен был последовать совету Исаии о «покое, ... тишине и уповании» ( Ис. 30:15; 7:4 ). В итоге, обращение Ахаза к Ассирии заменило одну проблему другой. Пришёл к нему Феглафелласар, царь ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему, потому что Ахаз взял сокровища из дома Господнего и дома царского и у князей и отдал царю ассирийскому, но не в помощь себе ( 2Пар. 28:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010