В обоих этих известиях, без сомнения, есть преувеличения, как обыкновенно бывало в протестах, но есть и доля правды. Петру Могиле естественно было желать, чтобы Исаия не оставался в Киево-Михайловском монастыре, где была прежде кафедра митрополита, так как, живя в Киеве, Исаия служил как бы постоянным укором для нового митрополита, а в православных, особенно из простого народа, мог возбуждать недоумение, кому же из двух наличных митрополитов должно повиноваться. Потому неудивительно, если Могила старался всячески выжить Исаию из Михайловского монастыря и с этою целию позволял разные нападения на монастырь и его имения. Всего вероятнее, нападения делал не сам Могила, а его наместник по лавре Кизаревич, который мог оправдывать себя тем, что он домогается возвратить себе законные права на Михайловский монастырь, отнятые у него насильно Исаиею. С другой стороны, естественно и то, что Исаия нашелся, наконец, вынужденным этими нападениями своего совместника удалиться из Киево-Михайловского монастыря, но, удаляясь, взял с собою из монастыря некоторые церковные вещи, которые, может быть, сам же и устроил во время своего здесь игуменства. Как бы ни было, впрочем, только, оставляя монастырь, Исаия вовсе не думал отказываться от него; напротив, затем и отправился теперь к королю с жалобою на Петра Могилу, чтобы отстоять монастырь за собою. В это-то время, если верить униатскому писателю, Исаия прибег за помощию к врагу Петра Могилы, униатскому митрополиту Рутскому, и Рутский будто бы принял Исаию с участием и, может быть, походатайствовал за него пред королем или королевскою канцеляриею . По крайней мере жалоба Исаии имела успех, и Петру Могиле последовала от короля напоминальная грамота, чтобы «отец митрополит опрессий больше чинити », монастырь Михайловский с маетностями возвратил Исаии Копинскому и «шкоды починенные нагородил (вознаградил)», под опасением пени в шестнадцать тысяч коп грошей литовских. Тогда Могила начал искать случая войти в соглашение с Исаиею, и случай скоро представился.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Вскоре иезуитская коллегия при покровительстве воеводы Тышкевича, к великому негодованию православных, действительно основалась в Киеве . Кроме столкновений с униатами и латинянами имел еще митрополит Петр Могила в Киеве столкновения, может быть самые тяжелые и прискорбные, с своим предместником Исаиею Копинским. Мы уже упоминали, как отнесся Исаия с своими попами к новому митрополиту, прибывшему на свою кафедру, и как поступил последний с теми попами и с самим Исаиею. Отпущенный из лавры в Михайловский монастырь, Исаия продолжал управлять им до 10 августа 1635 г., когда выехал из монастыря и уже навсегда. Об этом выезде сохранились два почти противоположные известия. Спустя восемь дней иноки Киево-Михайловского монастыря Дометиан и Геронтий будто бы от лица своей братии внесли в овручские городские книги протест, в котором заявляли, что Исаия Копинский по смерти митрополита Иова сам устроил себе «елекцию» на игуменство Киево-Михайловского монастыря, на которое еще прежде избран был всею братиею наместник лавры Филофей Кизаревич, и, насильно выгнав последнего из обители, занял его место, что потом, живя в монастыре, заботился только о своих пожитках, а о братии не радел и утеснял ее тирански и что, наконец, 10 августа своевольно, без всякого повода и причины от кого-либо, выехал из монастыря неизвестно куда и забрал с собою разные монастырские документы и многие наиболее ценные церковные вещи, как-то: омофор, три фелони, два стихаря, четыре чаши, два креста, два Евангелия, две кадильницы, разные книги и пр. Другое известие сохранилось в «Протестации» самого Исаии Копинского, которую он спустя уже два года, т. е. в 1637 г., занес во владимирские книги. Здесь, именуя себя «архиепископом Сиверским» (известно, что пред избранием на митрополию он назывался архиепископом Смоленским, Черниговским и всего Севера, т. е. всего Северского княжества, или края, где находился Новгород Северский), Исаия говорил, что Петр Могила, не довольствуясь «першими великими кривдами и опрессиями», как ему самому, так и монахам и челяди Михайловского монастыря, продолжал делать нападения на маетности этой обители и довел ее до совершенного обнищания; что, опасаясь за свою жизнь, он, Исаия, «оставивши монастырь свой во всем целый и наместника от себе и инших законников угрунтовавши», отправился к королю, «о привилей и стараючисе», и что во время отсутствия его, Исаии, из монастыря Петр Могила «неслушне и неповажне, чрез упор и потугу» взял этот монастырь с его маетностями и неизвестно по какому праву отдал в управление отцу Филофею Кизаревичу, назвав его игуменом .

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Исаия, митрополит Киевский и Галицкий (Копинский-Борисович) Воспитанник Острожской школы, оплота Православия в Западнорусском крае. Пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. 14 октября 1615 года перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие. Состоял старшим иеромонахом монастыря и был первым ректором православного училища. С 1616 года – настоятель Киевского Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густинского Троицкого монастыря. В 1619 году, оставаясь настоятелем Межигорского монастыря, основал недалеко от города Прилук Дубенский Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 6 октября 1620 года хиротонисан во епископа Перемышльского. Хиротония совершалась Иерусалимским патриархом Феофаном в Киево-Братском монастыре при пении патриаршего монаха тайно, ночью, из опасения насилия со стороны поляков. По причине недоброжелательства поляков на епархию не прибыл. С 1628 года – архиепископ Смоленский и Черниговский. Непризнанный польским правительством, проживал в заднепровских монастырях. 18 ноября 1631 года избран митрополитом Киевским. Ввиду различных затруднений поселился в Киево-Михайловском монастыре. В 1632 году представителями православных на сейме, избравшем королем Владислава IV, был отстранен от митрополии и переведен в Киево-Печерскую лавру, а на митрополию был избран Петр (Могила , † 1646). Скончался 30 октября 1640 года (по другим источникам, в 1634 году). Погребен в Киево-Печерской лавре. Современники называли митрополита Исаию «богомысленным мужем», М. В. Толстой – «подвижником с молодых лет до гроба». 14 лет провел он в Антониевой пещере и был ее настоятелем. Впоследствии в Ладинском скиту, где была игуменией его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там. Во епископа он был посвящен почти одновременно с Иовом (Борецким, † 1631), получившим сан митрополита. Вместе с ним и другими епископами святитель перенес все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами. Основанное им духовное училище, подобно другим православным училищам, было разгромлено, церковь разграблена, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях. Сам епископ Исаия, как и митрополит Иов, был объявлен изменником и скрывался вдали от своей епархии. И хотя в дальнейшем обвинение в измене было с них снято, однако польское правительство не признавало прав митрополита Исаии, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александр Пузина остался пока номинатом Луцкой и Острожской епархии с правом владеть кафедральными имениями, но вскоре был посвящен с именем Афанасия. На перемышльскую кафедру все еще не избирали кандидата. Все, что король не успел сделать во время коронационных сеймов, обещано сделать на следующем сейме 980 . Непризнанные поставленники п. Феофана м. Исаия Копинский, епископы луцкий Исаакий Борискович, холмский Паисий Ипполитович и пинский или туровский Авраамий Стагонский совсем устранялись от епархиальных дел и им ничего не оставалось делать, как жить на покое в каких-либо монастырях. Напр., Холмский владыка жил в Яблочинском монастыре 981 . Из всех прежних епископов только один Иеремия Тиссаровский, остался на своей кафедре. Впрочем, Исаия Копинский, не уступавший митрополии Петру Могиле , долго именовался архиепископом сиверским (северским). Удаленный из Киевского Михайловского монастыря, он поселился где-то в Полесье. Но и после этого отставной митрополит не прерывал сношений со своими прежними монастырями: лубенским, мгарским и двумя прилуцкими – густынским и ладинским, где монашествующие признавали его своим общим отцом и пастырем и называли «епископом лубенским». Епископ лубенский много вредил м. Петру Могиле , распуская слухи, что киевский митрополит отпал от христианской веры, благословлен римским папой в патриархи с клятвенным обещанием ввести латинство, превратить христианские церкви во всех польских и литовских городах в ляцкие костелы и уничтожить все русские книги. Как управлял Исаия чернигово-северских краем, где все еще не было своей епископии и где смоленский униатский архиепископ клялся привести всех к унии, не известно. 5 октября 1640 г. он скончался, но где и при каких обстоятельствах, тоже не известно 982 . О территориальном составе православных епархий, восстановленных и открытых на Варшавском избирательном сейме, можно сделать только несколько самых общих замечаний. Митрополичья область была, по-прежнему, очень обширной и крайне разбросанной. Все прежние её города, где уцелели православные храмы, остались за Петром Могилой , простиравшим свою власть и туда, где не было православных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В такой среде молодой инок Петр завершил свое образование, начатое за границей. Воодушевленный их примером, с благословения митрополита Иова (Борецкого) и архимандрита лавры Захарии (Копыстенского), он на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках. В 1627 году, после смерти архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов, 30-летний Петр был избран архимандритом лавры. Этого звания он не сложил и будучи митрополитом и всегда усиленно заботился о лавре. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь; он же основал Голосеевскую пустынь и на свой счет устроил богадельню. Много сил положил он и на основание высшего духовного училища в Киеве, необходимого для защиты Православия от униатов, получавших высшее образование в Риме и в своих коллегиях. Архимандрит Петр дождался возвращения посланных за границу юношей и поставил их учителями, взял ученых из Львовского братства, организовал в Киево-Печерской лавре училище по образцу тогдашних латинских коллегий, а в 1631 году перевел его в Братский монастырь и соединил с братской школой. Так было положено начало Киево-Могилянской коллегии, которая в 1701 году была преобразована в Киевскую духовную академию. При училище было организовано первое общежитие для бедных учеников. Для содержания училища Петр (Могила) отдал несколько деревень из своего имения и волостей лаврских. Создание этого училища благословил патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис, митрополит Киевский Исаия (Копинский, † 1640), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и братство лаврское. Один из братии подписался так: «Антоний Мужиловский, иеромонах и старец монастыря Печерского, в том кровь свою пролить готов». В 1628 году под руководством архимандрита Петра состоялось осуждение «Апологии» Мелетия Смотрицкого. В 1632 году архимандрит Петр (Могила) был депутатом на сейме в Варшаве, избравшем нового короля польского Владислава IV. В это время усиленными стараниями Петра (Могилы) и других православных депутатов, в первый раз после основания унии, было торжественно признано существование Православной Церкви наряду с униатской. Одним из условий соглашения с польским королем Владиславом IV было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит Киевский Исаия (Копинский) был признан лишенным сана, а на его место был избран Петр (Могила) с сохранением лаврского архимандритства. Это избрание дало повод для упреков Петру в неблагодарности к своему благодетелю митрополиту Исаии. Но Петр понимал, что борьба с униатами еще только разгорается, что престарелый и слабый митрополит Исаия не может вести ее достаточно энергично; он сам поставил это на вид православным членам сейма и без колебаний принял избрание, а затем и хиротонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рус. Ц. XI, стр. 316–322, 347, 355, 359, 364. К соборной аполлии апологии 1628 года, посвященной отсутствовавшему львовскому владыке Иеремии Тиссаровскому, изданной С. Голубевым в Материал. для истор. правосл. зап.-рус. цер. LV (стр. 302–317), в разных местах подписались Иов Борецкий м. киевский, Исаия Копинский, архиепископ смоленский, черниговский и всего Севера, архимандрит монастырей заднепровских, Исаакий Борисович (Борискович), епископ луцкий и острожский, Паисий Ипполитович, епископ хомский и бельзский, Аврамий Стагонский, владыка пинский и туровский; Мелетий, составитель Апологии, оскорбительной для православия, уверявший, что он никогда не отступал от православия и написал Апологию под влиянием униата архимандрита Дубенского Преображенского монастыря Кассиана Соковича, подписался: Мелетий Смотрицкий, архиепископ полоцкий, епископ витебский и мстиславский, архимандрит виленский и дерманский. (В выписке киевского градского суда от 30 авг. 1628 г. (из письма Мелетия) он назван архиепископом полоцким, епископом виленским (не витебским ли?) и архимандритом дерманским (Акт. Ю.-Зап. Рос. II, 50). 971 Исаия Копинский в 1626 г. подписывался Божией милостью епископ и экзарх патриарший (Арх. Мин. Ин. Д., Малорос. Дела, грамоты и письма год 1626, 19). Едва ли не по этому званию ему поручено заглазное управление Смоленской и Черниговской епархией с Севером. Не поэтому ли он избран и в митрополиты после Иова Борецкого? 973 Кандидатом на митрополию был еще слуцкий протопоп Андрей Мужиловский. Но его, как, впрочем, и всякого другого сторонника православия, не желал Сигизмунд III. Он 23 июня 1631 г. даже написал письмо киевскому воеводе Тышкевичу, чтобы тот не допускал Мужиловского на митрополию и отнял у православных кафедральный Михайловский Златоверхий монастырь. В своем письме король, между прочим, называет недавно скончавшегося м. Иова Борецкого «псевдомитрополитом» (Голубев. Материалы... LXXII). Предсмертное завещание м. Борецкаго от 1 марта 1631 г., написано в присутствии блюстителя Киевской митрополии Исаакия еписк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Школа разместилась в стенах Троицкого больничного мон-ря, расположенного на верхней территории печерской обители и пользовавшегося определенной автономией (в частности, имел отдельного игумена). При этом архим. Петр приказал перевести старых и больных монахов в др. место. Но братия не согласилась на переезд и во главе с игум. Арсением организовала сопротивление. По приказу архим. Петра игум. Арсений и др. недовольные монахи были подвергнуты телесным наказаниям и заточению, в результате чего игум. Арсений скончался. 30 дек. 1631 г. члены Киевского братства обратились к архимандриту с предложением объединить Киево-Печерскую школу с Братской и разместить новую школу в Братском мон-ре. В тот же день был подписан акт об условиях объединения школ. Тем самым преодолевался конфликт, возникший ранее в связи с появлением школы в Киево-Печерском монастыре, что вызывало недовольство киевлян, видевших в этом прямое нарушение воли почившего митр. Иова (Борецкого). Кроме того, обеспокоенность верующих вызывал латино-польск. характер обучения в Печерской школе. Решение об объединении школ утвердил митр. Киевский Исаия (Копинский). Весной 1631 г., после кончины митр. Иова (Борецкого), протопоп А. Мужиловский, принявший постриг с именем Анатолий в Киево-Печерском мон-ре, выступил как один из кандидатов на Киевскую митрополичью кафедру. Но 28 апр. 1633 г. архим. Петр был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. После поставления на Киевскую митрополию он оставался настоятелем Киево-Печерского монастыря вплоть до своей кончины. Исаия (Копинский) был переведен в Киево-Печерский мон-рь, где за ним был установлен надзор. В нач. 1640 г. печерский наместник Игнатий (Оксенович-Старушич) во главе посольства киевского духовенства прибыл в Москву. Царю Михаилу Феодоровичу было передано прошение митр. Петра о подтверждении прежних пожалований Киево-Печерскому монастырю, помощи в ремонте храмов обители, снабжении мон-ря богослужебными книгами. Свои просьбы митрополит обосновал тем, что мон-рь «прародители твоего всесветлого царского величества великие князи российстии создаша и различными изобилии украсиша».

http://pravenc.ru/text/1684519.html

веры. Особой проблемой стала необходимость для П. реагировать на попытки гос. власти в лице кор. Владислава IV осуществить «новую унию» православной и униатской Церквей. Об участии П. в обсуждении этих планов имеется ряд свидетельств, но среди них мало сообщений, к-рые исходили бы от П. и говорили о его предложениях. В 1636 г. посланец волынского воеводы А. А. Сангушко сообщил в Риме, что П. и Луцкий еп. Афанасий (Пузына) согласны на унию Церквей на условиях Флорентийской унии (см. в ст. Ферраро-Флорентийский Собор 1438-1439 гг .). В том же 1636 г. Владислав IV универсалами от 31 авг. и 5 сент. предлагал православным и униатам обсудить на ближайшем сейме вопрос об унии. В сохранившемся обращении к православным указывалось, что король пошел на уступки, т. к. ему обещали скорое заключение унии. При этом предполагалось создание особого патриархата, зависимого от Рима. В пастырском послании от 26 окт. 1636 г. П. предлагал пойти навстречу пожеланиям короля и избрать представителей для переговоров. Однако никаких переговоров на сейме 1637 г. не было, по-видимому, потому, что папская курия запретила униатам вести переговоры с православными. В 1638 г. Владислав IV вторично добивался у папы санкции на созыв Собора униатов и православных, но снова получил отрицательный ответ курии. В нач. 1638 г. о контактах П. с королевским двором в связи с планами «новой унии» узнал Исаия (Копинский) и перед насельниками левобережных мон-рей обвинил П. в отступлении от правосл. веры и в желании стать патриархом в католич. Церкви. После этого монахини Густынского во имя Святой Троицы и Ладинского Покровского мон-рей, а также насельники Мгарского в честь Преображения Господня мужского монастыря бежали в Россию. Исаия (Копинский) умер в Нежине на пути в Россию в 1640 г., похоронен в Киево-Печерском мон-ре; существовало предание, что он был схвачен сторонниками П. по пути в Москву и мертвым привезен в Киев. Новое обращение к планам унии наметилось в 1643 г., после визита в Рим Холмского униат. еп.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

При восстановлении в 1620-1621 гг. Иерусалимским патриархом Феофаном IV западнорус. православной иерархии на Перемышльскую кафедру был рукоположен Исаия (Копинский) . Афанасий был вынужден уехать из Перемышля и поселился в униатском монастыре Св. Спаса в Ст. Самборе. Исаия (Копинский) не имел возможности находиться в П. е. из-за враждебных действий со стороны польск. правительства и жил, гл. обр., в православных монастырях Левобережья под защитой казаков. Власти признавали Перемышльским епископом униата Афанасия (Крупецкого). На рубеже 20-х и 30-х гг. XVII в. управление П. е. по поручению митр. Иова (Борецкого) осуществлял архим. Киево-Печерского монастыря св. Петр (Могила) . Известна грамота последнего Перемышльскому братству от 21 янв. 1631 г. с наставлением, в которой отмечалось, что митрополит дал архим. Петру «в той епископии над вами, православными, власть». В соответствии со «Статьями для успокоения народа русского греческой религии» (нояб. 1632) П. е. должна была навсегда принадлежать православным, униат. еп. Афанасий (Крупецкий) получил санкцию лишь на пожизненное управление кафедрой и ее владениями. На время, пока Афанасий занимал Перемышльскую кафедру, правосл. Перемышльский епископ должен был получить во владение Свято-Спасский, Смольницкий мон-ри и мон-рь Св. Онуфрия, а также ежегодное жалованье из казны в 2 тыс. злотых. В 1633 г. часть шляхты предложила на правосл. Перемышльскую кафедру Ивана Романовича Попеля, др. часть выдвинула кандидатуру Семена Гулевича-Воютинского, 3-м кандидатом стал Варлаам Брошневский. Несмотря на то что двоеженец Попель не имел поддержки Киевского митр. свт. Петра (Могилы), 18 марта 1633 г. он получил королевский привилей и сделал попытку захватить кафедру. В дек. следующего года Попель скончался, не получив хиротонию. В марте 1635 г. король согласился на кандидатуру луцкого земского писаря Гулевича-Воютинского, принявшего монашество с именем Сильвестр. Ему была передана часть владений П. е.: после смерти Афанасия (Крупецкого) правосл.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Затем, как предполагают историки, рукопись святителя Исаии (Копинского) по ошибке издателей попала в собрание сочинений святителя Димитрия Ростовского ; случилось это потому, что она находилась среди рукописей святителя, однако с пометкой о принадлежности её Исаие (Копинскому). Ошибка эта не исправлена и поныне: «Алфавит духовный» продолжает издаваться под именем Димитрия Ростовского . Необходимо воздать должное митрополиту Исаии (Копинскому) и восстановить справедливость, напомнив об этом еще раз. «Димитрию Ростовскому приписывались не принадлежавшие ему произведения. В частности, в Житии святителя утверждается, что он написал «Алфавит духовный», однако автором данного труда был митр. Исаия (Копинский)», – отмечает в Д. Шляпкин в перечне отдельных сочинений, неверно приписывавшихся Димитрию Ростовскому . Известно, что после смерти преподобного Серафима Саровского «Лествица духовная» – книга, в руках с которой начал и окончил свою подвижническую жизнь святой старец – была найдена в его личных вещах. Вещи эти раздавались как благословение, и книга досталась Н. А. Мотовилову, о чём он свидетельствует в своих «Записках». Не исключено, что и юный Даниил Туптало – будущий святитель Димитрий Ростовский , постигал духовные законы по этой рукописи. Во второй главе «Лествицы духовной» автор отсылает желающих удобнее придти к познанию природы, себя и Бога к книге, называемой «Седмодневник», которая, к сожалению, не сохранилась. Так, косвенным образом, мы узнаем ещё об одном сочинении святителя Исаии. Можно утверждать, что святитель Исаия (Копинский) был одним из немногих последователей исихастской традиции в юго-западной Руси в XVII веке. Так как в это время «в духовной жизни разрыв с Византией вызывает ослабление святоотеческой традиции, в подвижничестве забывается «внутреннее делание», подвиг приобретает более суровый и внешний характер, а общий духовный уровень монашества значительно снижается», – пишет И. Концевич . М. Грушевский характеризует Исаию (Копинского) как «человека содержательного, интересного – человека, который ярко отражал в себе идеологическое течение, хоть и отжившее, осужденное на забвение, но ещё живое и популярное в широких массах» того времени. Это течение, по определению Я. Стратия, – «афонского мистицизма, концепции Евангельской жизни в истине», которая являлась путём к обóжению. В этом произведении владыка излагает свое понимание путей «познания мира, человека и Бога». Совершается это познание, по мнению автора, «путем самоуглубления, внутреннего самосозерцания. Концепция самопознания переходит в теорию умного делания, которая предусматривает самоусовершенствование, очищение, просветление ума и аскетическое самосозерцание вплоть до стяжания Благодати Божией, до познания и мистического соединения с Богом (исихии)».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010