Объясн. Эти слова удостоверяют нас в том, что в таинстве Причащения истинно преобладает Тело и Кровь Христовы. Что вкушение Евхаристии не есть только образ духовного (какого-то) приобщения, об этом благоволил засвидетельствовать Сам Господь: Ин.6:51 , и апостол Павел вполне сознавал это: 1Кор.11:25–29 . В ст.17 апостол разумеет под «одним хлебом» не одну какую-то хлебную единицу, а сущность Евхаристии, соединяющей со Христом верующих в Него. В Православной Церкви хотя и совершается литургия на пяти просфорах, но для таинства Причащения употребляется одна просфора, из которой изъемлется Агнец: Ин.1:29 ; при этом вспоминается пророчество Исаии: Ис.53:7–8 . 1Кор.10:20–21 . «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Объясн. Язычники поклонялись идолам, тем самым служили бесам: Откр.9:20 ; Пс.105:35:38 ; Вар.4:7 ; следовательно, к православным христианам, поклоняющимся истинному Богу, это место не относится, так как первая и главнейшая жертва у них есть таинство Евхаристии: 1Кор.10:16:11:23–25 ; Мф.26:26–28 . 1Кор.11:25–27 . «Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Объясн. После вечери преподавалась чаша и не обычная, утоляющая телесную жажду, а с истинной Кровью Христовой: Ин.6:55 ; 1Кор.10:16 , так как предшествовавшие «преломлению» обыкновенные вечери отменены были ещё самими апостолами: 1Кор.11:22:34 . Из слов 27 ст. ясно видно, что «хлеб сей» – не простой хлеб, но Тело Христово, и «вино сие» – не простое вино, но пресуществлённое в истинную Кровь Христову: ст.24; Мф.26:26–28 . Господь не говорил: это есть образ или подобие тела Моего....

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Песни об Отроке образуют композиционное единство из 2 центральных песней (49. 1-6; 50. 4-9), составленных от 1-го лица, и из 2 обрамляющих песней (42. 1-7; 52. 13-53. 12), в которых об Отроке говорится в 3-м лице. Библейское повествование не указывает ни точного момента, ни повода к их произнесению. 1. Первая песнь (Ис 42. 1-7). Об Отроке, на Котором почиет дух Божий (42. 1), говорит Сам Господь. Отрок возвестит народам суд и будет проповедовать закон, чтобы утвердить Царство Божие на земле. Господь поставит Его «в завет для народа, во свет для язычников» (42. 6; ср.: Быт 49. 10). Следуя другим описаниям Отрока, где Он понимается как собирательный образ народа Израиля, LXX в стих Ис 42. 1 «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой…» добавили: «Иаков, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, Израиль (Ισραηλ), избранный Мой» (ср.: 41. 8). В этих строчках иногда видели указание на некоего пророка (в частности, на Иеремию), но это более емкий и обобщающий образ, в к-ром присутствуют лишь отдельные черты гонимых вестников Слова Божия. Израиль, к-рый тоже назван «служителем» (42. 19), объявляется «слепым» и противопоставлен истинному Служителю. Отрок Господень - это и священный остаток народа Божия (ср.: Вейнберг. 2003. С. 173-174; Юнглинг. 2008. С. 584), и одновременно великий Избранник, Которого Господь «держит за руку» (Ис 42. 1). Он «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит...» (42. 2-3). Евангелист Матфей в НЗ понимает это пророчество как исполнившееся во Христе (Мф 12. 17-21). Ап. Петр называет Христа πας - Отрок (Деян 3. 13), свидетельствуя, что в Нем исполнились мессианские пророчества из Ис 42. 1-7; 49. 1-6 (LXX). В христ. экзегезе уже очень рано пророчество о Рабе (  ) понимается как указание на тайну Боговоплощения (часто в Athanas. Alex. De incarn. Verbi). Так, блж. Иероним подчеркивает, что это именование указывает не на народ Израиля, но на Того, Кто родился от жены, Кто, «бывший под законом», «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2. 6-7) ( Hieron. In Is. 42).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Поскольку Апокалипсис — книга в первую очередь символическая, цифры, предметы и действия в ней являются символами, шифром, за которым скрывается будущее. Сидящий на престоле, согласно большинству толкований святых отцов, — это Бог Отец. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису ; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду (Откр 4:3) — из этих слов понятно, что Иоанн видел не Бога в каком-либо облике, а славу Божию, ощутил прикосновение к свойствам Божьим. Точно так же ранее описывал видение Бога пророк Иезекииль. Яспис (яшма) символизирует Божественную энергию, дающую жизнь всему существующему. Красноватый цвет сардиса (сердолика) обозначает чистоту и святость Бога, а также Его праведный гнев к грешникам. Изумрудная радуга (смагард - изумруд) — символ вечной милости и Божественного человеколюбия. Как писал сам апостол Иоанн Богослов о Боге Отце, Бога не видел никто никогда (Ин 1:18), и сам Иоанн не стал исключением: он лишь прикоснулся к той части сияния славы Божией, которую мог по-человечески выдержать. Бог Отец остался невидим, недоступен для описания. Единственным способом более полно увидеть Бога Отца, доступным человеческому восприятию, был Воплотившийся Бог Сын, Иисус Христос, как Сам Он о Себе сказал: Видевший Меня видел Отца (Ин 14:9). Второе Лицо Святой Троицы, воплотившийся Сын Божий, Иисус Христос обозначается Иоанном Богословом как Агнец. Агнец — это древний христианский символ, обозначающий Христа. Еще у пророка Исаии в его ярком пророчестве о Боговоплощении и искуплении — Мессия назван Агнцем. Сейчас эти слова можно услышать на проскомидии — первой, подготовительной части Божественной литургии: …как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:7-9). В Евангелии от того же апостола Иоанна Богослова, провидца Апокалипсиса, мы читаем слова Иоанна Крестителя о Христе: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Христос — закланный за род человеческий Агнец: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5:7) — это отсылка к ветхозаветной пасхе и ветхозаветному непорочному агнцу, которого закалывали в ночь десятой египетской казни и затем ежегодно в праздник иудейской пасхи. В раннехристианском искусстве часто Христа изображали как Агнца, эта традиция и сейчас сохранилась в западном церковном искусстве.

http://foma.ru/7-cerkvej-pechatej-trub-i...

Что касается разверзшегося неба, то здесь надо вспомнить убеждение иудеев того времени, что небо закрыто после смерти последнего из библейских пророков и откроется только с появлением Мессии. Небо открылось — следовательно, Мессия пришел. Изображение Духа Святого как голубя имеет давнюю традицию. Кстати, речь в греческом тексте Евангелия идет не совсем о голубе, а о горлице. Символическое уподобление Духа птице — обычный библейский мотив. Слово «дух» и на еврейском языке ( руах ), и на греческом ( пневма ) означает то же, что «ветер». Ветер же всегда летает как птица. Так, например, в песне Давида — о Господе: И полетел, и понесся на крыльях ветра (2 Цар. 22, 11). Небесный голос провозглашает: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так у всех трех синоптиков. Знатокам Библии эти слова напоминают о знаменитых личностях из истории Израиля. Во-первых, это цари, помазанники из дома Давида, которые точно так же во время церемонии своей интронизации во имя Божие слышали: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7). Второй псалом Давида всегда считался мессианским. Иначе говоря, фраза Ты Сын Мой означает «Ты — Мессия, Христос». Во-вторых, Иисус назван не просто Сыном, но Сыном возлюбленным . Это выражение напоминало тем, кто был знаком с греческим переводом Библии (а таковыми и были в основном читатели нашего Евангелия), выражение возлюбленный сын , появляющееся в истории жертвоприношения Авраамом Исаака. В греческой Библии слово Бога к Аврааму гласит: Возьми сына твоего возлюбленного, которого ты возлюбил (Быт. 22, 2). И ниже: Ты не пожалел сына твоего возлюбленного для Меня (Быт. 22, 12). Иначе говоря, небесный голос провозглашает не просто «Ты — Мессия», но «Ты — Мессия, который будет принесен в жертву». Не другими будет жертвовать, как ожидавшийся иудейским народом Мессия, а будет сам жертвой за народ. В-третьих, слова в Тебе Мое благоволение  — из пророка Исаии. У него есть великое пророчество об отроке Божием (о слуге или рабе Божием): Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него (Ис. 42, 1). Это тот самый Отрок Господень, о котором Исаия далее скажет: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. …Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 4–7).

http://e-vestnik.ru/church/trudy_arhiman...

Что касается разверзшегося неба, то здесь надо вспомнить убеждение иудеев того времени, что небо закрыто после смерти последнего из библейских пророков и откроется только с появлением Мессии. Небо открылось — следовательно, Мессия пришел. Изображение Духа Святого как голубя имеет давнюю традицию. Кстати, речь в греческом тексте Евангелия идет не совсем о голубе, а о горлице. Символическое уподобление Духа птице — обычный библейский мотив. Слово «дух» и на еврейском языке (руах), и на греческом (пневма) означает то же, что «ветер». Ветер же всегда летает как птица. Так, например, в песне Давида — о Господе: И полетел, и понесся на крыльях ветра (2 Цар. 22:11). Небесный голос провозглашает: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так у всех трех синоптиков. Знатокам Библии эти слова напоминают о знаменитых личностях из истории Израиля. Во-первых, это цари, помазанники из дома Давида, которые точно так же во время церемонии своей интронизации во имя Божие слышали: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7). Второй псалом Давида всегда считался мессианским. Иначе говоря, фраза Ты Сын Мой означает «Ты — Мессия, Христос». Во-вторых, Иисус назван не просто Сыном, но Сыном возлюбленным. Это выражение напоминало тем, кто был знаком с греческим переводом Библии (а таковыми и были в основном читатели нашего Евангелия), выражение возлюбленный сын, появляющееся в истории жертвоприношения Авраамом Исаака. В греческой Библии слово Бога к Аврааму гласит: Возьми сына твоего возлюбленного, которого ты возлюбил (Быт. 22:2). И ниже: Ты не пожалел сына твоего возлюбленного для Меня (Быт. 22:12). Иначе говоря, небесный голос провозглашает не просто «Ты — Мессия», но «Ты — Мессия, который будет принесен в жертву». Не другими будет жертвовать, как ожидавшийся иудейским народом Мессия, а будет сам жертвой за народ. В-третьих, слова в Тебе Мое благоволение — из пророка Исаии. У него есть великое пророчество об отроке Божием (о слуге или рабе Божием): Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него (Ис. 42:1). Это тот самый Отрок Господень, о котором Исаия далее скажет: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. …Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53:4-7).

http://patriarchia.ru/db/text/6048351.ht...

11:12 ). Понятно, как это исполнилось в Новом Завете. В Ветхом Завете содержатся пророчества о том, что на Христа будут лжесвидетельствовать. В 34м псалме Давида: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня» ( Пс. 34:11 ). На Господа одно из лжесвидетельств было о том, что Господь собирается разорить Храм. Формально это как бы напоминало истину, это описано при эпизоде первой Пасхи общественного служения у Иоанна Богослова. Христа Спасителя спрашивают после описания изгнания торгующих из храма: «Каким знамением Ты докажешь нам, что имеешь власть так поступать?» Это таинственное описание из 2й главы Евангелия Иоанна Богослова, которое с трудом согласуется с синоптическим описанием, и произошло уже после Входа Господня в Иерусалим уже на Страстной, за неделю до Крестной смерти. О том, как можно понимать изгнание торгующих из храма в самом начале четвертого Евангелия, речь будет позднее. В данный момент нам интересно то, как исковеркали Его слова. И вот Христос им отвечал: «Разрушьте Храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Он не говорил: «Я разрушу этот Храм, и в 3 дня воздвигну его», как на него лжесвидетельствовали. Он говорил о храме Тела Своего, которое Он действительно воздвиг тридневно, как писано. О безгласии перед обвинителями говорится у прор. Исаии: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис. 53:7 ). Эти слова теперь читаются при совершении Проскомидии перед Божественной Литургией при приготовлении Святого Агнца, когда Его надрезают. Формально это место не цитируется в Четвероевангелии, но фактически все Евангелисты отмечают безгласие Христа, отмечают, что Христос Спаситель молчал, молчал Он на одре у Пилата, молчал на суде у Ирода, понимая, что все для вопрошающих уже заранее решено и нечего отвечать. О поругании и оплевании Господа говорит тот же ветхозаветный евангелист Исаия в 50й главе.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

2 . Слушай, небо, и внимай, земля; потому что Господь говорит: Я сыновей родил и возвысил, а они отвергли Меня. 3 . Вол знает хозяина своего и осел ясли господина своего; а Израиль Меня не знает, и народ Мой 53 – не разумеет. 4. Увы, народ грешный, народ, обремененный 54 грехами, семя лукавое, сыны беззаконные! Вы оставили Господа, разгневали Святого Израилева, повернулись назад. 5. Что еще вы будете поражать 55 , увеличивая беззаконие? Вся голова – в болезни и все сердце – в печали. 6. От ног даже до головы нет у него здорового места: или струп, или язва, или воспаленная рана, нельзя приложить пластыря, ни елея (возлить), ни повязки (наложить). 7. Земля ваша пуста, города ваши пожжены огнем, страну вашу в глазах ваших поедают чужие, и опустела разоренная чужими народами. 8. Осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике и как овощное хранилище в огороде, как город осажденный. 9. И если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы как Содом и уподобились бы Гоморре 56 . 10. Слушайте слово Господне, князья содомские; внимайте закону Божию, народ гомморрский! 11. Что мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен 57 всесожжениями овнов; и тука агнцев, и крови волов и козлов не хочу. 12. И не приходите являться ко Мне, ибо кто требует этого от рук ваших? Более не ходите по двору Моему. 13. Если принесете Мне самую лучшую муку, то напрасно; курение – мерзость для Меня. 14. Новомесячий ваших и суббот и дня великого 58 не могу терпеть. Пост и праздность, и новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя. Вы стали Мне в пресыщение, не стерплю более грехов ваших. 15. Когда прострете руки (ваши) 59 ко Мне, Я отвращу от вас очи Мои; и, если умножите моление, не услышу вас: ваши руки полны крови. 16. Омойтесь (и) 60 будьте чисты, отымите лукавство от душ ваших пред очами Моими, отстаньте от лукавств ваших. 17. Научитесь делать добро, ищите (правого) суда, избавьте обиженного, разбирайте дело сироты и уважайте права вдовы. 18. И придите и будем состязаться, говорит Господь: и если будут грехи ваши, как багряница 61 , как снег убелю, и если будут (красны), как пурпур, как волну 62 убелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

3:3–17 ). Это Крещение по форме напоминало ритуальные омовения, распространенные в иудейской среде. По содержанию же оно было Крещением покаяния для прощения грехов ( Лк. 3:3 ). Оно имело приуготовительный характер, ибо Иоанн говорил приходившим к нему: Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Лк. 3:16 ; Мф. 3:11 ; Мр. 1:8 ). От Иоанна крестился и Сам Иисус ( Мф. 3:13–17 ; Мр. 1:9–11 ; Лк. 3:21–22 ). Насколько можно судить по Евангелию, Иисус, крестившись от Иоанна, тоже начал крестить. По крайней мере, в одном месте Евангелие от Иоанна прямо говорит о том, что Иисус жил с учениками в земле Иудейской и крестил, в то время как Иоанн крестил в Еноне, близ Салима ( Ин. 3:22–23 ). В другом месте того же Евангелия, правда, уточняется, что Сам Иисус не крестил, а ученики Его ( Ин. 4:2 ). Как бы там ни было, это первоначальное Крещение, вероятнее всего, и по форме и по содержанию напоминало Иоанново . Евангелие умалчивает о том, сопровождалась ли последующая проповедь Христа крещением уверовавших. Нам также ничего не известно о том, крестил ли Иисус Своих учеников . Возносясь на небо после Своего воскресения, Иисус заповедал ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ); кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Мр. 16:16 ). По прямому повелению Учителя ученики стали проповедовать и принимать уверовавших в общину через Крещение. Именно Крещение – погружение в воду – стало тем актом, который знаменовал собой вступление в Церковь, именно Крещение открывало путь к участию в Евхаристии, к полноценному участию в церковной жизни. Уже в апостольские времена Крещению предшествовало оглашение. При жизни апостолов оно чаще всего было кратким и не продолжалось более нескольких часов или нескольких дней. В Деяниях рассказывается о евнухе, вельможе царицы эфиопской, который ехал на колеснице и читал книгу пророка Исаии в том месте, где говорится о Мессии ( Ис. 53:7–8 ). Апостол Филипп, подойдя к колеснице, спросил: Разумеешь ли, что читаешь? Евнух ответил вопросом на вопрос: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа сесть вместе с ним.

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-prijti...

3:3). Оно имело приуготовительный характер, ибо Иоанн говорил приходившим к нему:  Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк. 3:16; Мф. 3:11; Мр. 1:8). От Иоанна крестился и Сам Иисус (Мф. 3:13–17; Мр. 1:9–11; Лк. 3:21–22). Насколько можно судить по Евангелию, Иисус, крестившись от Иоанна, тоже начал крестить. По крайней мере, в одном месте Евангелие от Иоанна прямо говорит о том, что Иисус жил с учениками в земле Иудейской и крестил, в то время как Иоанн  крестил в Еноне, близ Салима (Ин. 3:22–23). В другом месте того же Евангелия, правда, уточняется, что  Сам Иисус не крестил, а ученики Его (Ин. 4:2). Как бы там ни было, это первоначальное Крещение, вероятнее всего, и по форме и по содержанию напоминало Иоанново . Евангелие умалчивает о том, сопровождалась ли последующая проповедь Христа крещением уверовавших. Нам также ничего не известно о том, крестил ли Иисус Своих учеников . Возносясь на небо после Своего воскресения, Иисус заповедал ученикам:  Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19);  кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мр. 16:16).  По прямому повелению Учителя ученики стали проповедовать и принимать уверовавших в общину через Крещение . Именно Крещение – погружение в воду – стало тем актом, который знаменовал собой вступление в Церковь, именно Крещение открывало путь к участию в Евхаристии, к полноценному участию в церковной жизни. Уже в апостольские времена Крещению предшествовало оглашение. При жизни апостолов оно чаще всего было кратким и не продолжалось более нескольких часов или нескольких дней. В Деяниях рассказывается о евнухе, вельможе царицы эфиопской, который ехал на колеснице и читал книгу пророка Исаии в том месте, где говорится о Мессии (Ис. 53:7–8). Апостол Филипп, подойдя к колеснице, спросил:  Разумеешь ли, что читаешь? Евнух ответил вопросом на вопрос:  Как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа сесть вместе с ним. Тогда Филипп  отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

3) Ин.4:21–24 . «Иисус говорит ей (Самарянке): поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу»... Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» . Приведенное свидетельство имеет в виду не храмы, а только места, на которых строят храмы. Дело в том, что Самаряне хотели построить храм на горе Гаразин, а Иудеи возбраняли это, доказывая, что храму можно быть только в Иерусалиме. При этом Иудеи опирались на древний закон, который за поведывал покланяться Богу только на том месте, какое изберет Господь ( Втор.12:11 ). Разумеется, этот ветхозаветный закон с наступлением Нового Завета должен был потерять свое значение. Вот почему Спаситель и говорит Самарянке, что теперь с наступлением Нового Завета вопрос о месте, на котором можно строить храм, не имеет смысла; теперь «и не на горе (только) сей и не в Иерусалиме (только) » будете покланяться Отцу, а значит, везде, где захотите, на всяком месте. Почему? Да потому, что Бог есть дух, Он везде, на всяком месте, следовательно, на всяком месте можно обращаться с молитвою к Богу, иначе говоря, на всяком месте можно строить храм. Тем не менее град Иерусалим, именно со времени совершившихся здесь Христовых страданий, является для христиан высшею святынею, почему и в Святом Евангелии он именуется Святым градом ( Мф.27:53 ). Далее сектанты говорят, будто храмы бесполезны еще и потому, что Господь якобы не имеет там Своего присутствия. В доказательство сектанты ссылаются на следующие места Св. Писания. 4) Деян.7:48–50 . «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: небо – престол Мой, и земли – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего»? Приведенные слова были сказаны Святым архидиаконом Стефаном из пророка Исаии, который не только не отрицал значения храма Божия, по считал его местом постоянного пребывания Божия ( Ис.6:1; 66:6 ) и предсказал Славу храма новозаветного в Иерусалиме ( Ис.2:3 ). О святом же Стефане, как о противнике храма, говорили, ложные свидетели ( Деян.6:13 ), которые и уподобляются сектантам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010