Некоторые, которым также мы последовали в введении толкований на Матфея, думают, что именами этих животных обозначаются четыре Евангелия: Матфея, потому что он описал как бы человека: книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля (Матф. 1:1); [имя] льва относят к Марку: зачало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, якоже есть писано у Исаии пророка: глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господен, правы творите стези Его (Марк:1, 1. 3; Ис. 40:3); [имя] тельца к Евангелию Луки, которое начинается с священства Захарии; орла — к началу Иоанна, который начинает высоко воспаряя: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу и Бог 6е Слово. Свое мнение относительно этого мы высказали в вышеназванном сочинении, а более подробно в Апокалипсисе Иоанна (гл. 4) вид и имена этих животных применяются к четырем евангелиям (или евангелистам). Как можно применить к ним описание всех животных, об этом мы постараемся сказать в своем месте. Другие же, следуя безрассудной мудрости философов, разумеют под двумя херувимами храма два полушария, нас и антиподов, как бы людей обращенных вверх лицом и опускающихся вниз. Многие, по Платону, относят разум души, и раздражительность и пожелание, что он называет λογικν и θυμικν и πιθυμητικν, к человеку, и льву и тельцу, полагая разум, и познание, и ум и рассудительность (consilium), — ту же добродетель, что и мудрость, — в верхней части мозга, а жестокость и раздражительность и насилие, находящиеся в желчи, [полагая] во льве. Далее похоть, невоздержание и всякое чувственное пожелание [полагают] в печени, то есть в тельце, который предан земным делам. А за четвертую принимают ту, которая над этими тремя и вне их, которую греки называют συντρησις (сохранение). Эта искра сознания не угасала даже в сердце Каина по изгнаши его из рая, и благодаря ей, мы сознаем свои погрешности, когда покоряемся чувственным страстям или ярости и обманываемся иногда кажущеюся разумностию. Собственно Акиле приписывается [происхождение учения об этой душевной силе], которая не смешивается с тремя, но исправляет погрешности трех, и которая в Писаниях иногда называется, как мы читаем, духом, который ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Римл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чрез это просиявает свет истины и прогоняется тма нечестия, носящая в себе яснейший признак своего заблуждения, то есть нечестивое многобожие. Свет истины и тма нечестия так противоположны, что, говоря по апостольски; Бог (разделил их так), как Он разделил вначале между светом и между тмою. Итак пусть вместе с нами блаженнейший евангелист Иоанн скажет: Сия есть победа, победившая мир, вера наша ( Иоан. 3, 4 ). Присовокупим и мы от себя и скажем: это тот камень, на котором Христос создал церковь Свою, который не могут ни сокрушить, ни ниспровергнуть врата адовы, то есть, нападения сил враждебных. Потому то мы и наследовали новое имя, которое, как говорит Исаия, будет благословенно. Он говорит так: благословят Бога истинного (Исаия 65, 16). Мы возвещаем непостижимость и недоступность неизреченного естества Его, проповедуя при том без малейшего сомнения и самую невидимую и неописуемую и совершенно неизменяемую силу Его и божество, которое, по словам святейшего Павла, можно видеть от создания мира – чрез рассматривание тварей ( Римл. 1, 20 ). Таким образом мы удостоиваемся служить Богу живому и истинному, почтены и прославлены свободою, которою Христос освободил нас ( Гал. 4 гл.), и освободились от всякого идольского заблуждения и нечестия, преимущественным отличием которого служит – говорить камню: «ты меня родил» и дереву: «ты меня сотворил», как говорит об этом пророк, а также, по словам Исаии, не обращать своего взора к небу и не размышлять, – кто сотворил все это, кто так премудро создал мир и самое имя это дал ему потому, что в нем сосредоточил много славы и множество силы. Руки Его создали все воинство небесное, как говорит об этом другой пророк. Созерцая гармоничность во всем творении, по аналогии, разумною силою души, можно усматривать зиждительное Слово Его, а чрез Него покланяться и Отцу Его, истинному Богу, как весьма ясно учит об этом и блаженный Афанасий в слове своем против идолов. «Итак, как нет ничего общего у света со тмою и никакого согласия между Христом и Велиаром ( 2Кор. 6, 14–15 ), так нет ничего общего у христиан, почитающих Единого Бога поклоняемого в непостижимое славе и силе, с теми, которые сами себе делают бога и которых таким образом пророк справедливо называет жалкими; сердце их есть пепел ( Ис. 44, 20 ), как говорит писание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   — Еще немного времени должно прожить тебе на земле, да умножится число подражателей жизни и подвигов твоих: великое множество иноков будет вверено тебе, как бы целое воинство святых, да обрящешь за то достойное воздаяние.    Все действительно исполнилось на нем, согласно видению. Привлекаемые его славой, духовной мудростью и в особенности примером его жизни, собирались к нему со всех сторон иноки, отрекаясь от мира и составляя как бы своего рода великий собор. Там, у подошвы названной горы, они жили одною жизнью, имея, вместе с пищей, как бы одну душу. И мы удостоились узреть это воистину как бы небесное, ангельское воинство, в дивном духовном совершенстве. Не было никого в нечистой одежде, но белизна их одежд указывала на сияющую чистоту душ их, так что, по слову Писания, возликовала жаждущая пустыня (Исаии 35,1), и много чад увидела она у себя... Хотя это сказано о Церкви, но исполнилось на глазах истории в пустынях египетских... В каких городах так много людей достигли спасения, как в пустынях египетских? Сколько народу живет в городах, почти столько же — иноков в пустынях. Так, благодаря им, исполнилось над Египтом слово апостола: идеже умножится грех, преизбыточествова благодать (Римл. 5:20). Ни в каком народе не было столь чудовищного идолослужения, как в Египте. Там боготворились собаки, обезьяны и другие чудовища, там считали за божество чеснок, лук и другие овощи, как мы слышали от самого аввы Аполлония. Он нам изъяснял и самое происхождение древнего суеверия.    — Египтяне некогда боготворили быка за то, что, обработывая при его помощи свои поля, получали в изобилии пищу, равно как и реку Нил за то, что она орошала землю египетскую. Боготворили и землю, которая плодороднее всех других земель.    Как мы выше сказали, египтяне боготворили собак, обезьян и различные виды трав и овощей, потому что считали их причиною своего спасения во времена фараона. В то время, по их мнению, они были заняты этими предметами, когда фараон, преследуя отцов наших, потонул в море. И каждый стал считать своим божеством предмет, помешавший, по их мнению, следовать за фараоном, говоря: это — бог, так как он устроил сегодня так, что я не последовал за фараоном и не потонул вместе с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Весь контекст пророчества Ис.11:1–9 предвозвещает восстановление в мессианскую эру первозданной гармонии всего Божия творения, тех благодатных времён, которые были в раю до грехопадения, когда человек и окружающий его мир «не подверглись ещё суете» ( Рим.8:19–22 ). Ст.10. LXX и Сл. «И будет в день оный корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут: и будет покой Его честь». РБ. «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой Его будет слава». В «день оный» – в мессианское время. Ст.10а цитируется ап.Павлом в Послании к Римл.15:12 , как пророчество об обращении язычников ко Христу. Последние слова стиха: «И будет покой Его честь», некоторые отцы и учители Церкви (И.Златоуст, Василий В., Феодорит, Иероним) понимали и объясняли в смысле предсказания о том, что уверовавшие во Христа будут прославлять Его страдания и чествовать Его гроб. Возвещение пророчества 11:1–10 библиологи относят не позднее 701 г. – времени нашествия Сеннахирима на Иудею и Иерусалим. Изображая картину ожидания века Мессии, пророчество об Отрасли из корня Иессея (11:1–10) является продолжением и завершением пророчеств об Еммануиле 7-й и 9-й глав, вместе с которыми оно составляет трилогию Еммануила. Отдел Ис.11:1–10 составляет паремию в нáвечерие Рождества Христова, поскольку празднуемое событие является исполнением пророчества Исаии о рождении Мессии-Христа из рода Иессея-Давида. Ис.35 гл. О пустыне жаждущей Содержание главы: Бесплодная и сухая пустыня под действием появившихся в ней обильных источников вод расцветёт и покроется великолепной растительностью Ливана, Кармила и Сарона. Сам Бог придёт и спасёт её обитателей (1–4 ст.). Спасение Божие будет сопровождаться исцелением неизлечимых недугов: глаза слепых откроются, глухие станут слышать, немые – говорить, а хромые ходить (5–7 ст.). Для избавленных откроется широкая дорога, «святой путь» на Сион, где будет вечная радость и веселие, а печаль и воздыхание навсегда исчезнут (8–10 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Вот что значит проводить праздничные дни в пагубном веселии! Некогда Господь Бог иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственности, говорил устами пророка: «праздников ваших ненавидит душа Моя» (Исаии 1, 14). Страшно слово это! Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не в козлогласовании и пьянстве, ни любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию ( Римл. 13, 13 ), ни в квасе злобы и лукавства ( 1Кор. 5, 8 ) с ссорами, нов чистоте и праведности. 5. Нарушение постов православной церкви а) Вразумление Богоматерью нерадивого в соблюдении постов. У одного знатного вельможи был родственник – юноша Досифей. Знатные родственники мало обращали внимания на религиозно-нравственное воспитание находившегося при них Досифея; за то одевали его роскошно, предлагали сытный и богатый стол вместе с собою, – слова же Божия он никогда не слыхал от них. Раз как-то знакомые вельможи беседовали при Досифее об Иерусалиме, и юноша, возбужденный этою беседою, стал проситься у своего родственника, чтобы позволил ему посетить св. места. Вельможа согласился и отпустил юношу с одним знакомым своим, отправлявшимся на поклонение св. местам. Посетили Иерусалим, пришли и в Гефсиманию. Здесь юноша увидел изображение страшного суда Божия, которое весьма поразили его, и он с удивлением рассматривал картину мук. Вдруг Досифей увидел подле себя жену, облеченную в багряницу, которая объяснила ему мучения каждого из осужденных и, поучая его, долго наставляла его. Юноша, слыша из уст жены слова св. Писания, молчал и удивлялся, так как он ничего ранее не слыхал о страшном суде. Обратившись к этой чудной жене, он спросил: «госпоже! что нужно сделать, чтобы избавиться от этих мучений?» Она же сказала ему: «постись, не ешь мяса, часто молись – и избавишься мук». Заповедавши ему это, жена стала невидима. Досифей, полагая, что это обыкновенная какая-либо женщина, обошел все место, ища ее, и не нашел. Была же то пречистая и пресвятая Дева Мария Богородица. С этого времени Досифей крепко хранил те три заповеди и получил спасение. (См. жит. преп. Досифея – 19 февр.; сн. «Воскр. чт.» 1888 г., стр. 570).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Во внутреннем богатстве мы будем находить вознаграждение за внешние недостатки, в радости духа — утешение при земных лишениях, в уважении и любви добрых людей, в Божьей благодати — награду за самоотвержение и смирение, с которыми мы поступаем в мире. Тогда мы будем радоваться святой, невыразимой радостью, в непоколебимом убеждении, что временные страдания ничего не значат в сравнении со славой, ожидающей нас. Воззвание воскресшего Господа к грешнику “Встань, спящий, и воскресни из мертвых” (Ефес. 5:14). Как ни важно дело воскресения Господа, однако ж весьма немногие принимают в нем истинное участие. Для большей части людей достаточно, что они знают это событие и веруют. Но довольно ли этого для тех, которые называют Иисуса Христа своим Учителем и Господом? Где будет тогда последование Христу? Уподобление Его примеру? “ Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ” (Римл. 6:4). Совместны ли мертвые члены с живою главою? (Иоан. 14:19 ). Мы должны стать новою тварию (2 Кор. 15:17 ). “ Встань, спящий, и воскресни из мертвых! ” 1.  Встань, спящий! а) Так взывает Иисус Христос к тем, которые начинают святое торжество Пасхи с ленивым духом, предпочитают покой и негу Богослужению. Иерусалим спал, только три лица шли к гробу. “Ленивый” (Притч. 6:9 ) и беспечный спеши ко гробу Иисуса Христа! б) Но особенно это воззвание относится к тем грешникам, которые живут легкомысленно и в ослеплении своего сердца, имеют крепкий сон (Исаии 29:10 ). Бесчувственные грешники, которые не видят своего жалкого состояния, которые остаются спокойными при всей опасности (Притч. 23:35 ). Пробудитесь! в) Как это пробуждение происходит? Если приходят к познанию Бога и самих себя (Быт. 3:7 ). Видят себя во гробе, полном мертвых костей (Мф. 23:27 ). Чувствуют желание спасения и, при сознании собственного бессилия к его достижению, обращаются с верой к Иисусу Христу. 2.  Воскресни из мертвых! (Амос. 5:14 ). Воскресение состоит в том, чтобы изменить свою жизнь, оставить зло, делать добро.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

оставившим надежду на мир. обнаженно от всех вещей. не ожидающим. раэве только. даются ради общей пользы. утешения сего. Примечание, заимствованное из Греч. книги: Может быть (Св. Исаакъ) говорит это о самом себе: ибо он сперва был отшельником, а потом Епископом Ниневии. ведомое. откровением часто называются оба вида, потому что в обоих тайное нечто открывается. испытываемых. по необходимости. за чистоту и получаются. Фил. 2, 3 . Аввак. 1, 13 . видов знания. заимствованных. Преподобный Исаак различает здесь вид знания сущих по естеству и вид знания сущих чрез естество. Первый не противен чистоте, а вторый должен быт забыт для достижения чистоты. Вид знания сущих чрез естество есть знание вещей не просто по естеству, но с применением мыслей, произшедших от употребления вещей не по естеству, а по страсти. Так представление в мыслях золота, как создания Божия, есть знание сущаго по естеству, а представление золота с корыстным вожделением есть знание чрез естество. можно. не увлечется. находясь наедине. монах. огорченный, горестный. пребыть без пдача. с каким помыслом должен употреблять слезы. в том бо наслаждении. Мат. 6, 11. в Греч. книге это место (после точки) читается так: И так, если кто из получивших эдесь утешение, прострется далее, и встретится с оным утешением, эдесь не обретае-мым,.... утешением слез. См. сноску 735. получает. совершенно очистить. т. е. получения дарования плача. уму. будет упражняться. размышления писания. суетные помыслы. забывает. не вспоминая. упоевается. т. е. находит возможность. вместе с этим возникает и в памяти его то, что соответствует образу его жизни. возстановление. и когда будет в таком упоении. оттуда. к веку сему. Рим. 11, 33 . полнотою, разнообразием. противоборства. разсыпает тело. составу. единократнаго. Римл. 8, 21 . и по возстановлении естества нашего. в бытие. Бог. годовыя перемены. от рождения их до смерти. тот час. делающихся. Исаии 54, 1. устроится. к величию. вместе с тем как. во время делания. время. делатель. приводит.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Указав на приближение Св. Праздника Пасхи и на обязанность, возлагаемую им на верующих – мужественно и радостно прославить Господа, облагодетельствовавшего род человеческий, уничтожившего позорнейшее иго греха и проч., прославить добродетелями и доброславными подвигамн, – проповедник стремится выполнить и свой долг по отношению к Празднику, – долг церковной проповеди, и намечает предмет или тему её словами Псалмопевца ( Пс. 118, 126 : время сотворити Господеви) и честнейшим образом словами пророка Исаии (27, 5): сотворим мир Ему, сотворим проходящии. Раскрытие смысла и значения этих слов, т. е. какого свойства и где должен быть этот мир и проч., и составляет дальнейшее развитие проповеди. – а, р. 500. В членах нашего тела, говорит Кирилл словами ап. Павла ( Римл. 7, 24 ), врожден закон, воюющий против хотений духа, противоборствующий наилучшим нашим стремлениям, влекущий нас ко греху. Посему, доколе сей закон владеет нами, он делает нас враждебнейшими Богу, задерживает мир правых. Но будучи подавлен и обессилен стремлениями духа и благочестия, он высвобождает нам быстрый путь любви к Богу и мира с Ним . Посему пусть стремлениями к добру будет умерщвлен закон плоти, т. е. блуд, нечистота, страсть, похоть злая и пр. (Колл. 3, 5), пусть обратится он в бегство, и пусть владычествует над нами закон Бога. В противном случае, т. е. поддавшись плотским вожделениям, мы уподобимся виноградникам без ограды и сторожей, сделаемся доступною для похотей пищею. Средством для обуздания сего врага (закона плоти) служит пост, матерь святости, и суровое порабощение тела. Помощником нашим при этом будет сам Бог . Тогда то мы и сотворим достохвальный мир с Богом . β. р. 501 – 504 Но ещё более необходим сей мир с Богом для того множества людей, которые только что пустили ростки в садах (вертограде) Церкви и потому, как в орошающем источнике, нуждаются в искусстве учителей (церковных ). Это и суть те «приходящие“, О которых говорит Исаия, т. е. притекающие в Церковь Христову из язычников, из заблуждения к истинному боговедению и вообще к добродетели и образу жизни, приличному для человека, человека разумею (говорит Кирилл ) разумного, созданного по образу Творца. – Между тем язычники, одержимые диаволом и объюродевшие от идольских наваждений, воздают божеское почитание дереву и камню ( Иер. 2, 27 ), и только по телесному виду могут быть причислены к разумным животным, по поступкам же своим они безрассуднее неразумных . Так характеризует их Сам Всевышний Бог и Господь ( Прем. 15,10 ). И что в самом деле может быть бессмысленнее почитания дерева и камня за Бога? ϒ, р. 504 – 505.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Подобно речению τ σχτον τν μρν выражение ικουμνη μλλουσα на языке эллинистов действительно приобрело техническое значение, аналогичное с классическою формулою orbis terrarum; грядущее мессианское государство, рисовавшееся пылкому воображению горячо преданных родине иудеев, как результат победы над внешними врагами иудейской политической самостоятельности, могло быть названо ικουμνη μλλουσα , так сказать грядущий orbis terrarum, основанный на ικουμνη πρτη Рима чрез ικουμνη δετερα Иерусалима. Однако в разбираемом месте послания речение οικουμνη оставлено без предиката или поясняющей аппозиции, кроме того, нет ни малейших следов погружения автора в утопические стихи утонченного патриотизма; по свидетельству самого талмуда выражение олям габба – логический коррелят к ικουμνη μλλλουσα, явилось в литургии храма в смысле духовном, как след оппозиции, саддукейству. И по греческой Библии Исаии 9, Мессия Отец грядущего века το μλλοντος ινος и на грядущей вселенной τς μελλυαης ικουμνης. Другие отеческие экзегеты указывают как на истолкование разбираемого πρωττοκος на ( Римл. 8:29 ): первородный во многих братиях. Феодорит замечает: Таким образом (Господь) и единороден, как Бог , а как человек был первороден во многих братиях. Афанасий Александрийский считал за основание для приложения ко Христу наименования „первородный» Его воплощение, обусловленное снисхождением к твари, по причине какового Он соделался братом многих (ср. 2 гл. к Евреям 11  и 12): Освящающий и освящаемые, все от Единого, посему Он не стыдится называть их братиями, говоря: Возвещу имя Твое братиям Моим. Василий Великий для изъяснения первородства Христа указывал на духовное возрождение верующих в Него, являющееся источником их нравственного сыновства Богу. Сходное понимание первородства Богочеловека находим и у Григория Нисского : Господь наш первороден среди всех духовно возрожденных. Касательно отношения этого понимания πρωττοκος к истолкованию введения во вселенную должно сказать, что оно очевидно соответствует предположению у Апостола речи о втором пришествии для всемирного суда, когда уже родилось в Мир много чад Божиих чрез веру в Распятого и Воскресшего (чада Божии Ин. 1:12 ); Это понимание первородства Спасителя может опереться и на 2 места в самом послании к Евреям; по 2 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Против иудеев Восемь " слов против иудеев " произнесены были св. Иоанном Златоустым в Антиохии в два приема: первыя три - осенью 386, а последния пять - осенью же 387 года. Поводом к их произнесению послужило то печальное обстоятельство, что многие христиане - или по старой привычке, или по неразумию и увлечению - принимали участие в совершавшихся местными иудеями праздниках и постах, и посещали синагоги. Против этого неразумия и направлены слова Златоуста, который выясняет в них, что иудейство уже потеряло свое значение и потому соблюдение его обрядов противно воле Божией. Слово первое Восемь " слов против иудеев " произнесены были св. Иоанном Златоустым в Антиохии в два приема: первыя три - осенью 386, а последния пять - осенью же 387 года. Поводом к их произнесению послужило то печальное обстоятельство, что многие христиане - или по старой привычке, или по неразумию и увлечению - принимали участие в совершавшихся местными иудеями праздниках и постах, и посещали синагоги. Против этого неразумия и направлены слова Златоуста, который выясняет в них, что иудейство уже потеряло свое значение и потому соблюдение его обрядов противно воле Божией. Часть 1 Первое слово было произнесено вскоре после перваго же слова против аномеев, напечатаннаго выше на стр. 493. На него именно и делается указание в начальных строках перваго слова. Сегодня хотел я сообщить вам остальное из того предмета, о котором недавно беседовал с вами и показать яснее, сколь непостижим Бог. Об этом мы много и долго говорили в прошедшее воскресенье, когда приводили свидетельства и из Исаии, и из Давида, и из Павла. Первый взывал: род же Его кто исповесть (Иса. LIII, 8)? Второй благодарил Бога за Его непостижимость, говоря: исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя (Пс. CXXXVIII, 14); и еще: удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему (ст. 6). А Павел, не углубляясь в изследование самой сущности (Бога), а вникнув только в Его промышление, или лучше - обняв малую только часть этого промышления, открывшуюся в призвании язычников, и как бы увидев обширное и необъятное море, воскликнул: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его (Римл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010