Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Герасим (Добросердов), еп. Фотография. 60-70-е гг. XIX в. (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 26.10.1809, слобода Бельская Балаганского окр. Иркутской губ.- 24.06.1880, Астрахань), свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых), еп. Астраханский и Енотаевский. Род. в семье причетника, с юности стремился к монашеству и подвигу юродства. Обучался в Иркутском ДУ, Иркутской ДС. Отличался кротостью и добросердечием, за что ректор семинарии сменил родовую фамилию Попов на Добросердов. В нояб. 1827 г. из-за странного, по мнению нек-рых преподавателей и сверстников, поведения был уволен из семинарии и помещен в дом для умалишенных. Позже по ходатайству губернатора И. Б. Цейдлера Добросердов был переведен в дом для призрения убогих, к-рый называл Эдемом сладости, подвизался здесь в молитве. Вскоре по настоянию старца крестового храма г. Иркутска иером. Нифонта восстановлен в Иркутской ДС. В 1829 г. поставлен старшим над архиерейскими певчими, летом 1831 г. Иркутским архиеп. Иринеем (Нестеровичем) был направлен в качестве миссионера в улусы бурят. 10 авг. 1832 г. Добросердов окончил ДС 2-м учеником, служил учителем, а затем инспектором Иркутского ДУ. Женился, 12 апр. 1836 г. был рукоположен Иркутским еп. Иннокентием (Александровым) во священника, служил в Преображенской ц. Иркутска. На Добросердова были возложены обязанности члена Иркутского попечительства о бедных духовного звания и члена духовной консистории. В 1841-1845 гг. обучался в СПбДА, к-рую окончил со степенью магистра, был назначен преподавателем богословия в Тверской ДС. Овдовел, 1 марта 1845 г. принял монашеский постриг, 1 окт. 1846 г. был возведен в сан игумена, 12 мая 1849 г.- в сан архимандрита. С 1846 г. Г. служил инспектором и преподавателем всеобщей истории и греч. языка в Кавказской ДС, с 16 апр. 1849 г.- ректором Кавказской ДС, с 31 окт. 1850 г.- ректором Симбирской ДС. Избирался председателем комиссий по экономическому устройству семинарий, цензором проповедей, а также директором попечительского об-ва о тюрьмах и попечителем Симбирской арестантской роты. С 1855 г. ректор Харьковской ДС, настоятель харьковского Куряжского Преображенского мон-ря и благочинный епархиальных мон-рей. С 1860 г. ректор и профессор богословских наук в Калужской ДС, настоятель лихвинского Покровского мон-ря и благочинный епархиальных обителей. Общался с насельниками Оптиной пустыни . особо сблизился со схиархим. прп. Моисеем (Путиловым) . В 1862 г. участвовал в погребении прп. Моисея и избрании нового настоятеля - прп. Исаакия I (Антимонова) .

http://pravenc.ru/text/164539.html

Публикация каталогов архива Пантелеимонова монастыря также призвана привлечь внимание ученых к важнейшей задаче полного научного описания рукописного собрания монастыря и должна подготовить почву для такого рода исследований. Внимание благочестивых читателей, несомненно, должна заслужить «Летопись чудесных событий, происшедших в Русском Пантелеимоновом монастыре от основания до 1993 года». Здесь будет содержаться описание чудесных и духовно значимых событий, изложенных в хронологическом порядке на основании документов из архива Пантелеимонова монастыря. Чудесные события, расположенные в книге по годам, выявили и засвидетельствовали удивительный факт непрестанного попечения Божия об обители. Отельный том предполагается посвятить духовному наследию старцев Пантелеимонова монастыря Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина). Книга будет содержать обширные жизнеописания этих выдающихся деятелей Русского Афона, а также публикацию их дневниковых записей, писем и других документов. Не сомневаюсь, что большой интерес у исследователей вызовет и публикация писем к старцам Русского Пантелеимонова монастыря известных церковных деятелей, религиозных философов и писателей, в том числе святителя Феофана Затворника (Говорова), святителя Московского Макария (Парвицкого-Невского), преподобных старцев Оптинских Амвросия (Гренкова) и Исаакия (Антимонова), святителя Николая Японского (Касаткина), священномученика Владимира (Богоявленского), священномученика Арсения (Стадницкого), священномученика Серафима (Чичагова), преподобной Анастасии (Великой Княгини Александры Петровны), святителя Николая (Велимировича) Сербского, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского (Максимовича), епископа Чигиринского Порфирия (Успенского), архимандрита Леонида (Кавелина), архимандрита Антонина (Капустина), митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Анастасия (Грибановского), митрополита Вениамина (Федченкова), архиепископа Аверкия (Таушева), протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Стефана Ляшевского, епископа Кассиана (Безобразова), митрополита Антония (Блума) Сурожского, Константина Николаевича Леонтьева, писателей Ивана Сергеевича Шмелева и Бориса Константиновича Зайцева и многих др.

http://pravoslavie.ru/51335.html

Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. М., 1998. Высочайший Манифест//Церковные ведомости. СПб., 1914. 30. 26 июля. С. 345–346. Глинский патерик/Сост. схиархим. Иоанн (Маслов) . М., 1997. Даниил (Фомин), иером. Моя жизнь//Лампада. Самара, 2000. 6 (18). Июнь. С. 8. Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) . СПб., 1994. Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Оптинского старца Никона). М., 2004. Дурылин С.Н. В своем углу. М., 1991. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского /Сост. архим. Иоанн (Захарченко). Оптина пустынь, 1997. Ераст (Вытропский), иером. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Оптина пустынь, 2002. Ефрем Сирин , прп. Творения: В 8 т. Т. 4. М., 1995. (Репр. изд.). Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова , составленное его ближайшими учениками в 1881 году//Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. М., 1993. (Репр. с изд.: СПб., 1886). С. 3–80. Жизнеописания почивших скитян/Сост. прп. Никоном (Беляевым) //Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 317–552. Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Варсонофия/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). (Репр. с изд. 1917 г.). Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского (1805–1873)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). (Репр. с изд.: Калуга, 1897).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вместе с тем именно эта его особенность, как представляется, оказывалась поводом для наиболее острых конфликтов, которые разворачивались вокруг старцев в XIX веке. Рассмотрим более подробно некоторые из упомянутых в самом начале статьи конфликтных ситуаций. В ноябре 1869 года Калужская духовная консистория потребовала у настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия (Антимонова) разъяснений по обстоятельствам, изложенным в рапорте одного из священников епархии, поступившем в консисторию через благочинного. В этом рапорте от 3 августа 1869 года священник села Крапивны Жиздринского уезда Николай Протасов докладывал, что 14 июня 1869 года принял под свой духовный надзор крестьянку Ефросинью Изотову, на которую была наложена двадцатипятилетняя епитимья за убийство мужа и которая теперь живет в доме своего отца в приходе этого священника. Заметив (очевидно, по документам), что Ефросинья не была на исповеди в прошедшую Святую Четыредесятницу, он предложил ей исповедаться в Успенский пост, но «с удивлением» услышал, что она исповедовалась и даже причащалась в Оптиной пустыни у иеромонаха Пимена. Этот факт тем более озаботил отца Николая, что «многие в селе» не отмечены в исповедных росписях, при этом оправдываются тем, что были на исповеди в Оптиной. Однако, замечает отец иерей, ни исповедавшие, ни исповедавшиеся не сочли нужным первые дать, а вторые взять «письменные свидетельства» об этом. Есть и такие, которые, исповедавшись у приходского священника и причастившись, спешат снова говеть в Оптину. А это – применяет отец Николай тяжелую артиллерию – и вовсе незаконно, так как, согласно Уставу духовной консистории, «пресвитер-монах исповедовать никого не должен без особого разрешения Архиерея». Все это он просит своего благочинного довести до сведения епархиального начальства, так как, по его мнению, это может быть поводом к неуважению церковных таинств, приходских священников и – ни больше, ни меньше – может быть причиною разделения Церкви, раскола 515 . На столь серьезные обвинения Оптина должна была отвечать.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Несмотря на свое недолгое пребывание в Глинской пустыни, о. Ювеналий полюбил ее иноков и в своих письмах давал самую высокую оценку их духовной жизни 1206 . После перевода в Коренную пустынь он усиленно звал к себе Глинских монахов. И как сам отмечал, в трудный период подъема духовной жизни в Коренной «перемогался с помощью Глинских братий» 1207 . Впоследствии, став благочинным монастырей Курской епархии, о. Ювеналий в своих докладах Преосвященному всегда высоко оценивал жизнь Глинского братства и с уважением отзывался о своем преемнике – настоятеле Глинской пустыни игумене Иннокентии (Степанове) 1208 . О нем же он неоднократно писал настоятелю Оптиной пустыни о. Исаакию (Антимонову) 1209 . В письмах о. Ювеналия встречается также упоминание о переписке настоятелей о. Иннокентия и о. Исаакия 1210 . Будучи уже архипастырем, о. Ювеналий неоднократно посещал Глинскую пустынь и беседовал с ее великими старцами 1211 . Преемник о. Иннокентия – настоятель Глинской пустыни игумен Исаия (Гомолко) также вел переписку с Оптинским настоятелем о. Исаакием, в частности, по вопросам устроения Спасо-Илиодоровского скита в Глинской пустыни 1212 (подробнее см. об этом в VIII главе). Отец Исаия организовал в Глинской пустыни в конце XIX века издание духовных книг, что также объединяло Глинскую пустынь с Оптиной. В заключение этой главы следует сказать, что в XIX – начале ХХ в. именно Глинская и Оптина пустыни в России были носительницами истинно старческих традиций. После Октябрьской революции эти обители почти в одно и то же время были закрыты 1213 . Однако Глинская пустынь спустя 20 лет снова возродилась. В середине ХХ в., благодаря процветавшему в ней старчеству, Глинская пустынь славилась по всей стране, привлекала множество паломников и, как Оптина в XIX, была могучим центром духовного просвещения и возрождения старчества. 1002 Архиепископ Волынский Антоний писал: «Наши многолюднейшие и лучшие по житию обители: …Глинская пустынь, Софрониева, Оптина вызваны к духовной жизни учениками Паисия» (Памяти архиепископа Ювеналия (Половцева) //Прибавления к церковным ведомостям. 1904. 18–19. С. 654). Начало духовному руководству в Оптиной пустыни положил иеросхимонах Лев (Наголкин) , который был учеником ученика преп. Паисия Величковского – схимонаха Феодора (Четвериков Сергий, прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. 1912. С. 59). Глинский игумен Филарет был учеником друга и собеседника старца Паисия – архимандрита Феодосия (Маслова).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прмч. Исаакий (Бобраков). Фотография. 1915 г. (архив Оптиной пуст.) (Бобраков Иван Николаевич; 1865, дер. Остров Малоархангельского у. Орловской губ.- 8.01.1938, близ Тулы), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. Из крестьянской семьи, его отец стал схимонахом Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. Иван научился в сельской школе чтению и письму. В 1884 г. поступил послушником в Оптину пуст. Нес клиросное послушание. 17 дек. 1897 г. определен в братию пустыни. 7 июня 1898 г. пострижен в монашество с именем Исаакий, 20 окт. того же года рукоположен во диакона. 24 окт. 1902 г., в день освящения Казанского собора Шамординского Амвросиева в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-ря , Калужский еп. Вениамин (Муратовский) рукоположил И. во иерея. После кончины прп. Амвросия (Гренкова) его духовником был старец прп. Иосиф (Литовкин) . После смерти 30 авг. 1914 г. настоятеля Оптиной пуст. схиархим. Ксенофонта (Клюкина) И. был избран новым настоятелем. 7 нояб. того же года назначен на должность с возведением в сан игумена, с 16 нояб. архимандрит (при перечислении настоятелей Оптиной пуст. И. нередко называют Исаакием II, чтобы отличать его от прп. Исаакия (Антимонова) ). При И. в авг. 1915 г. обитель посетил свт. Макарий (Невский) , митр. Московский, в апр. 1916 г.- вел. кн. Дмитрий Константинович, кнж. Татьяна Константиновна и кн. Константин Константинович. С кон. 1913 г. в Оптиной пуст. на покое жил Михей (Алексеев) , бывш. еп. Уфимский. Формально он не участвовал в монастырском управлении, но оказывал на И. психологическое давление, отличаясь тяжелым характером. И. принадлежала инициатива объединить часовни над погребениями оптинских старцев в одно теплое помещение с крышей (проект не был осуществлен). По его же идее в Оптиной пуст. были подготовлены к изданию материалы для Жития прп. Льва (Леонида) (Наголкина) (напечатаны в 1917 в типографии Шамординской обители).

http://pravenc.ru/text/674772.html

58 Преподобный Оптинский старец схиархимандрит Исаакий (Антимонов: 1810–1894), настоятель Оптиной Пустыни с 1862 г. Многопопечительный строитель; мудрый настоятель, много потрудившийся для благоустроения монастыря. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нем см.; «Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова)». Инд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 65 В то время – главный город Маньчжурии. В 1904–1905 гг. преп. Варсонофий был послан на русско-японскую войну с миссией утешать и приобщать Святых Таин раненых воинов. Госпиталь, в котором он служил, находился в городе Мукдене. Иеромонаху Варсонофию было тогда 59–60 лет. Впоследствии, в 1912 г., Старец часто вспоминал это свое служение, как бы сравнивая его с переводом в Старо-Голутвин монастырь, что явилось для него, 70-летнего старца, еще более тяжелым испытанием. 85 Великий сонм новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годину гонений за веру Христову, был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г. 86 В 1902 г. указом Св. Синода было установлено местное почитание 222 китайских мучеников, пострадавших в 1900 г. во время антихристианского восстания; святые мощи их были погребены тогда на территории Русской Духовной Миссии в Китае. 17 апреля 1997 г., после многолетнего забвения, Св. Синод Русской Православной Церкви возобновил богослужебное почитание мучеников. Память их ежегодно празднуется 11/24 июня. 93 Имеются в виду работы Толстого «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880–1881), «Краткое изложение Евангелия» (1881–1883). 104 См.: «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII– XIX веков, 29 декабря и 24 октября». 105 Старец иеросхимонах Макарии Оптинский , говоря о достоинствах этой книги, также обращал и особое внимание на ее опасную сторону. Книга эта послужила одной из причин написания преп. Макарием статьи «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», где преп. Макарий, в частности, отмечает: «Она (рукопись) написана убедительно. Доказательства приспособлены из книг отеческих: а опасная сторона по сему предмету умолчана; так что не совершенно знающий учение святых Отцов легко увлечься может такими убеждениями, и особенно кому не случалось самому видеть или от других слышать о повредившихся душевно чрез такое делание...» Основной ошибкой в этой рукописи, по словам преп. Макария, является то, что «...сочинитель оной написал безразличное убеждение к прохождению умной и сердечной молитвы, поставляя главною целью в сем делании искание высоких дарований и утешений духовных, что может привести к весьма опасным последствиям в отношении прелести вражией».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

32 года Оптиной управлял курянин В Оптиной пустыни, куда мы прибыли в полдень, нашу большую группу разделили на малые группки и к каждой прикрепили экскурсовода. Экскурсия Галины Эдуардовны, которая сопровождала прихожан нашего храма, была больше похожа на проповедь, чем на лекцию с цифрами и историческими фактами. Но и цифр с фактами в этой проповеди было предостаточно, чтобы историческое прошлое Оптиной пустыни сложилось в цельную картину. Наблюдая, как стремительно бежит время, я едва успел посетить после экскурсии книжные лавки и приобрести издания Пустыни, посвящённые её старцам и новомученикам. Затем была вечерняя служба в Казанском храме, в котором почивают под спудом мощи нашего земляка-курянина преподобного Исаакия (Антимонова). Он управлял обителью 32 года. Ночевать мне посчастливилось внутри монастырской ограды в правой угловой башенке, в которой устроена гостиница для священников. Спал безмятежно, как младенец, под иконой Оптинских старцев. Газетная вырезка с молитвой оптинских старцев Следующий день был воскресным, поэтому Литургий в Оптиной совершалось несколько. Попеременно в разных храмах. Самую торжественную совершили владыки Паисий и Леонид в храме Владимирской иконы Божией Матери, в котором почивают мощи семи старцев. А мы сослужили архиереям. После богослужения епископ Леонид передал щигровским паломникам ковчег с частицами мощей оптинских старцев и сопроводил гостей-священнослужителей в скит. Если уподобить всю Оптину большому храму, то скит – его алтарь, святое святых. Сюда, как на Афон, вход женщинам закрыт. Они довольствуются созерцанием вида скита и вкушают водичку из старинного колодца у входа. По длинному извилистому коридору мы прошли из комнаты, где когда-то старцы принимали посетителей, до кельи преподобного Амвросия. Историю Иоанно-Предтеченского скита, который в 2021 году будет встречать своё 200-летие, поведал нам монах Каллиник.      Деревянный храм святого пророка Иоанна Предтечи поразил обилием святынь. Казалось, что частицы мощей всех святых находятся здесь. А в алтаре мы имели возможность приложиться к Шуйской чудотворной иконе Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/124042.html

Г. пользовался наставлениями прп. Исаакия I (Антимонова) и переписывался с ним и др. оптинскими и глинскими старцами, а также с еп. Германом (Осецким) . Особо почитал святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, в мае 1863 г. Г. заболел, исцелился, приложившись к мощам святителей в Воронеже и Задонске и возложив на плечи мантию свт. Митрофана. 18 нояб. 1867 г. накануне кончины свт. Филарета (Дроздова) посетил его на московском Троицком подворье и получил его благословение. Участвовал в погребении свт. Филарета. Г. был награжден орденами св. Анны 1, 2 и 3-й степени (1865, 1869, 1890), св. Владимира 4-й степени (1880). Последнюю награду архимандрита, орден св. Анны 1-й степени, привез Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарёв) в апр. 1890 г., уже после кончины Г. 18 апр. Г. был погребен у входа в больничную Ахтырскую ц. Святогорского мон-ря. В соответствии с завещанием над его могилой находилась келейная Ахтырская икона Божией Матери, к-рой Г. благословил еп. Макарий (Булгаков) при посвящении во игумена. Впосл. над захоронением была устроена часовня. Общавшийся с Г. более 20 лет А. Ф. Ковалевский (1840-1901) собрал материалы и в 1894 г. опубликовал первое его жизнеописание. После 1917 г., по свидетельству очевидцев, склеп с Г. был разграблен и осквернен сотрудниками милиции, большая часть останков архимандрита перезахоронена у ограды Ахтырского хутора (к нач. 2006 не обнаружены). В 1995 г. братией возобновленной Святогорской обители был восстановлен склеп, найденная при этом малая часть останков и облачения Г. положена в ковчежец, к-рый хранится в покоях настоятеля. Ок. 2000 г. по сохранившимся фотографиям был выполнен на холсте живописный портрет Г., также находящийся в покоях настоятеля. При въезде в Святогорскую лавру поставлено скульптурное изображение Божией Матери в память о Ее чудесном явлении архимандриту перед настоятельским служением. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 55; ГА Харьковской обл. Ф. 40. Оп. 102. Д. 596. Л. 20. Лит.: Ковалевский А. Ф. Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пуст. настоятеля архим. Германа. М., 1894; Жизнеописание игум. Филарета, возобновителя Глинской общежит. пуст. Курской епархии. Од., 19053.. С. 32-35, 162; Архим. Герман, 2-й настоятель возобновленной Святогорской пуст.//Рус. инок. Почаев, 1911. Нояб.; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 390-397.

http://pravenc.ru/text/164767.html

В день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, 8 мая, К. Р. прибыл в Оптину. Это был и канун другого праздника – перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. Как сообщается в Житии ныне прославленного во святых старца Исаакия (Антимонова) – «Встреченный всею братией в Святых воротах обители, Великий Князь проследовал в настоятельские покои, предложенные Его Высочеству о. настоятелем. Был вечер – канун праздника. Высокому гостю, по монастырскому обычаю, подан был ужин, к которому приглашался и настоятель. Но последний, по своей простоте, отказался от этой высокой чести, сказав, что он завтра служащий, а в таких случаях не имеет обыкновения ужинать. Так был всегда верен себе старец-игумен» (Жизнеописания Отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Август. М., 1909– С. 436). «Вот она, заветная цель моих стремлений! – пишет К. Р. в дневнике. – Наконец-то сподобил Господь побывать здесь, в этой святой Обители, где, как лампада перед иконою, теплится православная вера, поддерживая в нас дух родного русского благочестия» (Оптинские дневники К Р. даем по: ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Е. х. 31). К. Р. любил церковную службу (и часто в своем дневнике говорил об этом). И здесь, в Оптиной, он стоял во время всенощной, внимательно слушая слова молитв. Он пишет, что с дороги «немного раскис», но «в церкви стоял как следует, с полным вниманием, вытянувшись в струнку». «Бдение окончилось только после полуночи, – пишет он. – На дворе совсем стемнело. По окончании богослужения архимандрит повел меня в свои келлии. Двое монахов в черном с длинными свечами в руках шли впереди и светили». В самый праздник Святителя Николая К. Р. посетил «хибарку» старца Амвросия. «Я шел к старцу с волнением, – пишет К. Р. – И вот, переступив через порог небольшого домика с крытым балкончиком, я очутился в маленькой светлой комнате. Старец Амвросий привстал мне навстречу и благословил меня. Нас оставили вдвоем. Он среднего роста, худой, совершенно седой, с добрым лицом и умными пытливыми глазами. Он болен ногами; они у него в серых шерстяных носках; он то вложит ноги в башмаки, то снова их высунет. Ему трудно ходить. Его приветливый вид, опрятность и вся простая обстановка комнатки, книги на полках, цветы на окне, карточки, портреты и картины по стенам производят самое приятное впечатление. Старец скоро заговорил со мною о том, что жена у меня не православная и что мне надо стараться присоединить ее… Затем он говорил мне, что я бы должен сделать что могу, чтобы нижних чинов у нас не кормили скоромною пищею в постные дни… Многое я бы еще сказал, поверил ему, но у меня слов не хватало, я терялся в мыслях». На другой день К. Р. приходил в Скит проститься со старцем Амвросием.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010