23. Но тогда кто-нибудь может спросить, почему говорится «И сказал Господь Моисею», а не «И сказал ангел Моисею». (Отвечаем): потому что когда глашатай сообщает слова судьи, то не записывается: «Этот глашатай сказал», но — «Этот судья сказал». И точно так же, когда говорит святой пророк, хотя мы и говорим «пророк сказал», мы ничего другого не хотим иметь в виду, как того, что сказал» (Сам) Господь. А если бы сказали: «Господь сказал»,» (это не значило бы, что) мы забыли о пророке, но лишь то, что мы напоминаем о Том, Кто говорит его посредством. И действительно Писание часто выявляет то, что ангелом был Господь, сообщая о Котором Оно говорит: «Господь сказал», как это мы уже показали. Но из-за тех, кто желает» (поскольку Писание в том месте упоминает ангела), чтобы Сам Сын узнавался через Самого Себя, ибо ангелом называет Его пророк, возвещая волю Отца и Свою (собственную), я поэтому и хотел дать более ясное свидетельство из этого Послания, где не сказано «через ангела», но «через ангелов». 24. Ведь и Стефан в Деяниях апостолов говорит об этих вещах таким же образом, каким они записаны в Ветхом Завете: «Мужи, братия и отцы! Послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии» (Деян.7:2). Но чтобы никто не подумал, что Бог славы явился глазам смертных так, как Он есть в Самом Себе, он далее говорит, что Моисею явился ангел. «От сих слов Моисей, — продолжает он, — убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына. По исполнении сорока лет, явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господен в пламени горящего тернового куста; Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господен: «Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. И сказал Ему Господь: сними обувь с ног твоих» и т.д.» (Деян.7:29—33). Здесь, конечно же, говорит он и об ангеле, и о Господе, и о все Том же Боге Авраама, и Боге Исаака, и Боге Иакова, как написано в книге Бытия. 25. Или, быть может, есть кто-нибудь, кто скажет, что Моисею явился Господь посредством ангела, а Аврааму посредством Самого Себя? Но давайте не будем искать ответ на этот вопрос у Стефана, а будем исследовать ту самую книгу, откуда Стефан взял все это.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Когда же он рассказал им о явлении ангела и тем удивил их и привел в страх, то они начали упрашивать его, чтобы он сейчас же исполнил повеление ангела и воротился к жене своей. Случилось же, что Иоаким, размышляя в душе своей о том, воротиться ли ему или нет, заснул глубоким сном, и вот ангел, который являлся ему наяву, явился во сне и сказал: «Я – твой ангел хранитель, возвратись к Анне, потому что слезы твои и слезы твоей жены достигли до лица Всевышнего. Бог даст вам такой плод, какого изначала не имели пророки и какого никогда не будут иметь праведные». Вставши от сна, Иоаким созвал к себе всех пастухов и рассказал им сон свой. Они же прославили Господа и сказали ему: «Смотри, не пренебрегай повелением ангела и пойди в дом свой». И пошел Иоаким в дом свой. В евангелии о рождении Марии этот рассказ передается так: 3, 4. гл. Когда Иоаким был один при своих стадах, ангел Господень явился ему в необычайном свете. Иоаким ужаснулся, увидев ангела, а ангел успокоил его и сказал: «Не бойся Иоаким и не смущайся моим явлением, ибо я, ангел Господень, посланный возвестить тебе, что твои молитвы услышаны и что твои милостыни взошли пред лице Божие. Видя увидел Он стыд твой и услышал поношение безчадия твоего, которое не за вину твою постигло тебя. Бог не есть мститель природы, а греха, и если он заключит утробу чью, то для того, чтобы тем чудеснее разверзлась она, и познали все, что рожденное ею не от плоти, но от божественного дара 113 . И прародительница рода вашего не до семидесяти ли лет была неплодна? И однако родила она в глубокой старости Исаака, которому обещано было благословение всех народов. Также и Рахиль, благоугодившая Господу и возлюбленная святым Иаковом, долго была неплодна, но и она родила Иосифа, который был не только господином Египта, но и избавителем многих народов, пришедших сюда по случаю голода. Кто между судьями был сильнее Самсона или праведнее Самуила? Но они оба родились от неплодных матерей. Итак, если ты не можешь поверить словам моим, то поверь тому, что неплодное рождение, обыкновенно, бывает чудеснее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

– Авраам рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался! ( Ин. 8, 56 ). Увидел именно тогда, когда снял с жертвенника живым своего сына, поняв, что Бог приготовил иную Жертву. Так Творец вознаградил веру Авраама, которыц знал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Это повествование читается в Церкви накануне Пасхи. Глава одиннадцатая. Женитьба Исаака Вскоре после этого испытания веры Авраама умерла его жена Сарра. Ей было тогда уже 127 лет. Авраам жил тогда около Хеврона. Он обратился к жителям города, чтобы они продали ему пещеру для погребения Сарры. Те предложили ему занять выбранную им пещеру Махпела бесплатно, потому что видели духовное величие праведника. Но он сказал, что возьмет поле с пещерой только за серебро, чтобы никто не сомневался в правах Авраама на это место. Тогда владелец поля продал пещеру вместе с полем за 400 шекелей серебра (3,6 кг). Так патриарх впервые получил некую собственность на Святой Земле. Там он похоронил свою супругу, там был похоронен и сам он. До сих пор тела патриархов покоятся в мире в Хевроне, ожидая дня воскресения, чтобы войти в истинную Землю Обетованную. После этого Авраам решил женить своего наследника, Исаака, которому было уже сорок лет. Он не желал, чтобы его сын вступил в брак с жителями этой земли, потому что боялся развращения языческими верованиями и обычаями, которые легко передаются через супругу. Чтобы исполнить свое желание Авраам призвал своего ближайшего слугу Элиэзера. Он сказал ему: – Клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананейских, но только из земли моего родства. Тот поклялся, а праведник сказал, что если женщина откажется, то слуга его будет свободен от клятвы своей, но и тогда не должен возвращать Исаака на родину. Авраам сказал, что Бог пошлет Своего Ангела, который поможет ему. Элиэззер взял десять верблюдов со всякими сокровищами и отправился в Месопотамию. Когда он подъехал к городу уже под вечер, то в уме своем обратился к Богу: – Пошли мне сегодня навстречу мне ту, которая станет женой Исааку. Пусть будет мне знаком, что она даст напиться и мне, и верблюдам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Брак церковный ни для кого теперь не обязателен, и много семей живет в гражданской регистрации. А вам, христианам, делающим самый важный шаг в вашей жизни, при вступлении в брак разве не нужно благословение Церкви? Разве не должен быть ваш союз освящен Таинством Венчания? В глубокой древности в израильском народе относились к браку с глубоким благоговением, а совсем не так, как теперь. Люди не мыслили возможности брака, не освященного молитвой. Когда великий наш праотец Авраам хотел найти для единственного своего сына, Исаака, достойную жену, он призвал своего любимого слугу и послал его в ту дальнюю страну, из которой вышел сам по повелению Божию, и велел найти там в родстве его супругу для сына его (см. Быт. 24). Он просил Бога послать в сопровождение Ангела Своего, просил защиты Божией, поручая этой защите великое дело брачного союза своего сына. А добрый слуга, придя в Месопотамию, где жили родственники Авраама, остановился у колодца, чтобы напоить своих верблюдов, и обратился к Богу с удивительной молитвой: Господи, Боже господина моего Авраама! Пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом. Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: " Наклони кувшин твой, я напьюсь " , и которая скажет мне: " Пей, я и верблюдам твоим дам пить " , вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим Авраамом (Быт. 24, 12-14). И только вознес он эту молитву, как подошла к колодцу Ревекка и исполнила все то, о чем просил он у Бога. Он принял это, как указание, что это и есть избранная Богом невеста для Исаака. И пригласила она его в дом отца своего Вафуила и брата своего Лавана. И там рассказал он им, зачем пришел, кто послал его, что Бог услышал молитву его, и он понял, что Ревекка должна быть женой Исаака. И отвечают на это Вафуил и Лаван: От Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго. Вот Ревекка пред тобою; возьми ее и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь (Быт. 24, 50-51). Вот как заключали и освящали брак в древние времена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2031...

В данном случае раб проявляет лишь отражение той великой и непоколебимой веры в божественную помощь, которая руководит Авраамом с самого начала этого важного дела: «Господь, Бог неба (и Бог земли), Который взял меня из дома отца моего и из дома рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: (тебе и) потомству твоему дам сию землю, – Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему (Исааку) оттуда» ( Быт. 24:7 )». Эта вера удерживает Авраама и от того, чтобы за невестой посылать самого Исаака: согласно с повелением Божиим, у самого Авраама с отечеством и родством его порваны связи, наследием потомства его должна быть земля Ханаанская; поэтому всякое знакомство Исаака с покинутым Авраамом отечеством должно было представляться в очах последнего противным божественному повелению 693 ; оно могло рассматриваться, как повод к мыслям о возвращении в Месопотамию, от чего Авраам предостерегает и посылаемого им раба ( Быт. 24:6, 8 ). Правда, впоследствии мы видим, что внук Авраама – Иаков – сам идет в Месопотамию, где и берет себе жен; но туда его, и то лишь на время ( Быт. 27:42–45 ), гонит опасность лишиться жизни от руки разъяренного брата. Дело путешествия в Месопотамию за невестой для Исаака Авраам возлагает на старшего и вернейшего из своих рабов, которому был поручен присмотр и управление всем имуществом Авраама; вероятно, это был упоминавшийся раньше ( Быт. 15:2 ) Елиезер из Дамаска. Авраам берет с него торжественную клятву, что он не возьмет Исааку жены из дочерей Хананеев, идолопоклонство и развращенные нравы которых грозили в будущем исполнить меру беззаконий их и навлечь на них страшный суд Божий. Заклиная раба своего именем Господа, Бога неба и Бога земли, Авраам заставляет его выполнить при этом особый обряд, придававший клятве наивысшую степень: «и сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управляющему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом»... ( Быт 24:2–3 ). Что означает этот требуемый Авраамом обряд положения клянущимся руки «под стегно» его (в еврейском тексте «тахов йерекû», в греческом – π τν μρν μου), в точности неизвестно; и потому относительно его существует множество толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Есть разительное отношение между жертвой Исаака и жертвой Иисуса Христа. И тот и Другой принесены Богу в жертву на горе, и даже, по мнению некоторых из Св. Отцов, Исаак был приносим в жертву на Голгофе – там же, где через две тысячи лет был распят Иисус Христос . Исаак сам несет дрова, на которых он должен быть принесен в жертву; Иисус Христос Сам несет крест, на котором он испустил последнее дыхание. Авраам сам должен заклать единственного своего сына Исаака: Отец небесный «не пощадил Сына Своего Единородного, но за всех нас предал есть Его» ( Рим.8, 32 ). Исаак не противится своему закланию, но готов умереть добровольно и охотно: Христос пострадал и умер, потому что восхотел страдать и умереть. Исаак был еще, по изъяснению св. Иоанна Златоуста , превосходным изображением жертвы наших алтарей – жертвы бескровной, но служащей живым воспоминанием жертвоприношения, совершенного на Голгофе. Елиезер и Ревекка Авраам, достигший глубокой старости и наделенный всеми благами от Господа, вознамерился сочетать браком сына своего Исаака. Он призвал старейшего из слуг своих Елиезера, который управлял всем его домом, и сказал ему: «Клянись мне Господом Богом неба и земли, что ты верно исполнишь поручение, которое я на тебя возложу, и сыну моему не возьмешь жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь на мою родину – туда, где живут мои родственники, и там возьмешь жену Исааку. Господь Бог неба и земли, Который вывел меня из дома отца моего и с клятвой обещал дать эту страну потомству моему. Господь Сам пошлет Ангела Своего перед тобой и поможет тебе там взять жену сыну моему Исааку». Елиезер поклялся господину своему исполнить его приказание: взял десять верблюдов, навьючил их самыми дорогими вещами для подарков и направил путь свой в Месопотамию, в город Харран, где жил Нахор. Вечером, прибыв к кладезю, находившемуся за городом, куда обыкновенно девицы приходили за водой, Елиезер остановился и воззвал к Господу: «Господи, Боже Авраама господина моего! Ниспошли ныне мне помощь Твою и милость Аврааму, господину моему! – Сотвори, чтобы девица, которой я скажу: «Наклони твой водонос и дай мне напиться», и которая будет отвечать мне: «Пей, – я напою и верблюдов твоих», – сотвори, чтобы эта девица была та самая, которую ты предначертал в жену Исааку, рабу Твоему».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Кто радуется погибели другого, тот не останется без наказания. 6 Венец старцев — сыновья сыновей, а похвала детям — отцы их. У верного весь мир — богатство, а у неверного нет даже мелкой монеты. 7 Не подходят неразумному правдивые уста, а праведному лживые уста. 8 Драгоценная награда — наставление для пользующихся им: куда он ни обратится, преуспеет. 9 Кто скрывает обиды, тот ищет любви; а кто не любит скрывать, тот разлучает друзей и домашних. 10 Угроза сокрушает сердце мудрого, а неразумный не чувствует ран от побоев. 11 Всякий злой человек возбуждает ссоры, Господь же пошлёт против него безжалостного ангела. 12 На человека умного нападает забота о добром, а неразумные придумывают про себя зло. 13 От дома того, кто воздаёт злом за добро, не удалится зло. 14 Начало правды даёт власть словам, а спор и ссоры предшествуют нужде. 15 Кто признаёт на суде праведного неправедным, а неправедного праведным, тот нечист и мерзок перед Господом. 16 Для чего имущество безумному? Ведь приобрести премудрость нечистый и безумный не сможет. Кто высоким делает свой дом, тот стремится разбиться, а кто уклоняется от учения, тот впадёт в беду. 17 Во всякое время пусть будет у тебя друг, братья же в нужде полезны будут.  1 Было после этих событий: испытывал Бог Авраама и сказал ему: «Авраам, Авраам!» Он сказал: «Вот я». 2 И сказал Бог: «Возьми сына твоего возлюбленного, которого ты любишь, Исаака, и иди в местность возвышенную, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я тебе скажу». 3 Авраам встал поутру, оседлал осла своего, взял с собой двух слуг и Исаака, сына своего, и, наколов дров для всесожжения, встал, пошёл и на третий день пришёл на место, о котором сказал ему Бог. 4 Подняв глаза свои, Авраам издали увидел это место. 5 И сказал Авраам слугам своим: «Останьтесь здесь с ослом, а я с сыном пойду туда и, поклонившись, мы возвратимся к вам». 6 И взял Авраам дрова для всесожжения и положил на Исаака, сына своего, взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. 7 И сказал Исаак Аврааму, отцу своему: «Отче!» Он сказал: «Что, чадо?» Он сказал: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» 8 И сказал Авраам: «Бог увидит Себе агнца для всесожжения, чадо».

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Мф.22:30 .  Ибо в воскресении ни женятся (nubent), ни выходят замуж (nubentur), но пребывают (sunt), как Ангелы Божии на небесах. Свойство латинского языке не соответствует греческому, ибо о женщинах, собственно, говорится: nubere (вступить в брак), а о мужчинах: uxores ducere (взять жену). А мы будем понимать просто, что о мужчинах говорится nubent (вступают в брак), а о женщинах nubentur (берутся в брачное сожительство). Если же в воскресении мертвых ни женятся, ни выходят замуж, то отсюда следует, что воскреснут тела, которые могли бы жениться и выходить замуж. В самом деле, ведь, никто не скажет о дереве, камне и таких вещах, которые не имеют необходимых членов для воспроизведения (membra genitalia), что они ни женятся, ни выходят замуж, но только о тех [тварях], которые, хотя и могут вступать в супружество, но не вступают по другой причине. А указанием на то, что они «будут, как Ангелы Божии на небесах», дается обетование о духовном образе жизни. Мф.22:31–33 .  А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его. Для доказательства истины воскресения Он мог воспользоваться другими более ясными примерами, из которых один такой: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» ( Ис.26:19 ); и в другом месте [говорится]: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). Потому спрашивается, по какой причине Господь захотел предпочесть это свидетельство, которое кажется сомнительным, или недостаточно относящимся к истине воскресения: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» ( Исх.3:6 ), и, произнеся это, Он как бы подтвердил то, что хотел, и прибавил непосредственно вслед за тем: «Он не есть Бог мертвых, но живых». Даже окружавшие его толпы, познавая тайну этого места (rei), удивились учению Его и ответам. Мы сказали выше, что саддукеи, не исповедуя веры ни в ангела, ни в духа, ни в воскресение мертвых, проповедовали также погибель души. Они принимали только пять книг Моисеевых, отвергая учения пророков. Поэтому было неразумно приводить свидетельства из тех (inde) книг, обязательного значения которые они не признавали. Затем для доказательства вечности душ [то есть бессмертия] Он приводит место из Моисея: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бога Иакова», и непосредственно прибавляет: «Он не есть Бог мертвых, но живых» с той целью, чтобы после доказательства продолжения жизни душ по смерти (ибо невозможно, чтобы Бог был Богом несуществующих), последовательно привести и к воскресению тел, которые вместе с душами делали доброе или злое. Апостол Павел более подробно исследует это место в последней части первого послания к Коринфянам ( 1Кор.15, 12–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Стих 1 Время последнего (восьмого) богоявления Аврааму Бытописатель указывает неопределенно «и было, после сих происшествий». Исаак находился в это время в таком возрасте, что в силах был нести на себе дрова для жертвоприношения. Поэтому можно заключить, что после событий, изложенных в первой половине 21 главы, прошло достаточное время. Одни толковники (предполагают, что Исааку было 12 лет, другие – 25, третьи 37. Но в возрасте 12 лет он едва ли мог нести тяжелую связку дров для жертвоприношения; когда Исааку было 37 лет, умерла его мать Сарра, о чем повествуется после – (23, 1). Вероятнейшим представляется мнение, что Исаак шел на заклание в том же возрасте, в котором пострадал Иисус Христос , прообразуемый Исааком, то есть 33 лет. Стихи 2–10 «Земля высокая», куда должен был идти Авраам, в еврейском тексте называется землею Мориа. Под этим именем толковники обыкновенно разумеют ту гору Мориа, на которой впоследствии Соломон построил Иерусалимский храм ( 2Пар. 3:1 ). Некоторые толковники, разумея под горою Мориа Голгофу, отождествляют место распятия Спасителя с местом жертвоприношения Исаака. Стихи 11–14 Под ангелом Господним (евр. «Ангел Иеговы») явившемся Аврааму, толковники разумеют Ангела Завета, Второе Лицо Святой Троицы. Слова, которые произносит явившийся патриарху Ангел, показывают в нем лицо Божественное (стихи 12–15, 18). Сущность, значение и цель великого испытания Авраама подробно и обстоятельно изъясняют Священное Писание и святые отцы и учители Церкви. Сам Бытописатель говорит, что необыкновенным повелением, данным патриарху, Бог «искушал Авраама» (1 стих). Конечно, искушение это было нужно не для Бога, Который, как Всеведущий, знал, что патриарх выйдет победителем из предстоящего ему искушения, но для самого Авраама и для всех последующих поколений. По отношению к самому Аврааму настоящее искушение имело своею целью укрепить веру патриарха. Силу и значение глубокой веры Авраама выясняет святой апостол Павел, когда говорит: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» ( Евр. 11:17–19 ). Но, по апостолу Иакову, «вера без дел мертва», и потому Авраам оправдался от дел «возложив на жертвенник Исаака, сына своего». «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» ( Иак. 2:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Тогда Агарь вдруг услышала голос Ангела, который велел ей не бояться и идти, потому что оба они выживут, а у Измаила будет множество потомков. Агарь увидела колодец, напоила сына, и они пошли дальше. Измаил действительно выжил, вырос и женился на девушке из Египта. Авраам же однажды встретил трех усталых путников, он приказал принести им воды и омыть ноги, накормив гостей, Авраам встал и услышал, что путники спрашивают: — Где Сарра, жена твоя? Авраам ответил, что Сарра в шатре неподалеку. Один из путников пообещал, что еще встретит Сарру и Авраама через год, но к тому времени у Сарры уже родится сын. Аврааму было 99 лет, а Сарре 89, Сарра рассмеялась и сказала, что им пора иметь внуков, а не детей, но путник ответил «есть ли что-то трудное для Господа?». В усталых путниках Авраам и Сарра поначалу не узнали Святую Троицу… Через год у Авраама действительно родился сын, которого назвали Исааком, что в переводе означало «Бог смеется». Господь радовался рождению сына у Авраама. Исаак был любимым ребенком, он пас стада и играл у шатра с другими детьми. Авраам и Сарра были счастливы, но однажды наступил день сурового испытания… Жертвоприношение Исаака Авраамом В один день Господь позвал Авраама и велел: «возьми сына твоего, которого ты так любишь, Исаака и пойди в землю Мория. Там принеси его в жертву на одной из гор». Авраам был безутешен, он не хотел терять любимого сына, но выполнил то, что Господь приказал ему — они с Исааком собрались в путь. Авраам и Исаак шли три дня, на третий день Авраам увидел гору, которую указал ему Господь. Читайте также — Премудрость в Ветхом Завете Иссак знал, что они с отцом идут на гору для жертвоприношения, но не знал, кто станет жертвой. Он уточнил у Авраама, где же агнец? «Бог найдет себе агнца для всесожжения», — ответил Авраам. На вершине горы он соорудил жертвенник для сына. Связав Исаака, Авраам занес над ним руку с ножом, когда его остановил ангел Господень: « не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

http://pravmir.ru/avraam/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010