1) Арефа в Дамаске. Этот Арефа, четвертый в числе Набатейских царей (о династии которых см. Е. Schurer-Gesch. d. jud. Volkes по 3 и 4 изд. т. I, стр. 726 сл.) царствовал приблизительно во время от 9 г. до Р. Хр. до 40 г. по Р. Хр.; точная дата неизвестна, но достоверно, а) что он царствовал свыше 47 лет, ибо есть надписи, указывающие на его 48-й год; в) что он умер в промежуток времени между смертью Тиверия, – что привело к окончанию дествий, начатых против него по приказанию этого императора легатом Сирии Вителлием (Ant. XVIII, V, 1, 3), – и срединою царствования Клавдия, когда его преемник Авия оказывается ведущим войну против Изата Адиабенского (около 48 г. по Р. Хр.; Ant. XX, IV, 1). Но Дамаск не принадлежал Набатее и, без сомнения, был под непосредственным римским управлением в гг. 33–34 и 62–63, потому что есть Дамаскинские монеты этих годов с изображениями Тиверия и Нерона, без какого-либо указания на царей местных, как это неизменно бывало в клиентельных государствах. Поэтому Дамаск должен был перейти в руки Арефы уже после 33–34 гг., если бы это достигнуто было силой, то империя едва ли бы позволила Набатейской линии царствовать беспрепятственно до 106 г.; а если путем дарения, то таким дарителем был, конечно, не Тиверий, о раздоре которого с Арефой только что было упомянуто, но Калигула, который, – не в пример Тиверию (см. ниже случай с Иродом Филиппом), – поощрял зависимые царства на Востоке. [В таком случае умолчание Тацита может быть объяснено тем, что в «Анналах» есть пропуск касательно царствования Калигулы.] Тогда бегство Апостола Павла от областного правителя Дамаска Арефы не могло быть раньше середины 37 г.; во всяком случае, не раньше 34 года. 2) Царствование и смерть Ирода Агриппы I. Тетрархия Ирода Филиппа ( Лк. 3:1 ) была после его смерти, около 33–34 гг., присоединена Тиверием к провинции Сирии, но, немного дней спустя после восшествия на престол Калигулы (16 марта 37 г.) была передана, вместе с титулом царя, Ироду Агриппе (сыну Аристовула и внуку Ирода В.), который жил тогда в Риме; к этой территории была прибавлена тетрархия Антипы в 39–40 гг., Иудея, Самария, и Авилинея при вступлении на престол Клавдия, в начале 41г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Прежде выпавшего на его долю счастья, судьба Ирода Агриппы 1058 была полна превратностей. Оставшись трехлетним ребенком (род. 10 г. до Хр. ум. 44 по Хр. ρχ.XIX, 8, 2) после казненного Иродом отца (Аристовула) всецело на попечении матери (Вероники, дочери Саломии и Костовара – ρχ.ΧVΙΙΙ, 5, 4), Агриппа шести лет (незадолго до смерти деда Ирода) отправился с нею в Рим, где и воспитывался вместе с маленьким сыном Тиверия, Друзом, при дворе. Влияние Римского общества сказалось отрицательными чертами на характере мальчика, развив страсть к роскоши и расточительности, быстро доведшим его, после смерти матери, к безысходной нужде. Потеря со смертью Друза († 23 по Хр.) поддержки при дворе вынудила его оставить Рим и вернуться в Палестину 1059 , где он избрал своим местожительством Малафу, крепость в Идумее. После римской роскоши, жизнь здесь до такой степени являлась невыносимой для Агриппы, что доводила его даже до мысли о самоубийстве. Лучший исход из затруднения придумала супруга его, Кипра, обратившись со слезной просьбой о помощи к своей золовке Иродиаде (сестре Агриппы), уже сожительствовавшей с Антипой. Последний, выручая своего сородича, назначил ему пособие, и дал место в звании «агоранома» (торгового старосты) в главном городе Тивериаде. После одной крупной размолвки обоих Иродиан на пирушке в Тире, Агриппа оставил свою должность и удалился к римскому наместнику Флакку, в Антиохию. 1060 Не ужившись и здесь, он вскоре едет отсюда вновь попытать счастья в Рим, добравшись куда (весной 36 г.) 1061 после многих денежных приключений, успел втереться в службу при дворе, но вскоре же за подозрительные отношения с Каием попал в узы и томился в темнице до самой смерти Кесаря (½ года до 16 марта 37). Со вступлением на престол Калигулы, дружившего с Агриппой, счастье стало улыбаться дарственному авантюристу. В возмещение неприятностей темничного заключения он получил, с предложения Кесаря и согласия Сената, тогдашние тетрархии Филиппа и Лизания вместе с царским титулом и почетными нравами претора, пожалованными ему от сената 1062 , и вместо железной цепи, недавно сковывавшей его, получил в подарок лично от Кесаря такого же веса золотую. Через ½ года Агриппа (38 г.) оставил Рим, чтобы приступить к упорядочению своего царства 1063 , которое вскоре же (около 40 г.) расширилось присоединением и тетрархии Ирода Антипы. Но уже осенью того же 40 года мы видим его опять в Риме небезуспешно влиявшим на Калигулу, в известном деле со статуей и игравшим не малую роль при воцарении, после гибели Каия (24 янв. 41 г.) нового императора Клавдия. Исполненный признательности Агриппе за нравственную поддержку 1064 в трудных обстоятельствах воцарения, Клавдий включил в его царские владения Иудею с Самарией, пожаловал ему консульское достоинство и, увековечив все это по Римскому обычаю на медных досках 1065 , поставленных в Капитолии, позволил выклянчить у себя не мало других милостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

310 После Ирода остались трое его сыновей – Архелай, Антипа и Филипп (все они носили также и имя Ирод). Ирод Агриппа и его сестра Иродиада были детьми убитого сына Ирода, Аристобула. – С доб.: Архелай, царь Иудеи. 312 Θρασλου; Sl 1 «расивулу». – Cp. Cedr. Р. 344. О Трасиле, астрологе времен Августа и Тиберия, упоминает Фемистий (ed. Harduin, p. 63, 108, 145). 315 См.: Jos. Flav. Antiq. Jud. XVIII 3.3 (§ 63). Фраза «πολλος γρ κα π Ελλνων γγετο» в оригинале звучит несколько иначе: «πολλος μν ουδαους, πολλος δ κα το λληνικο πηννετο»; аналогичное изменение (с еще большими сокращениями) находим в хронике Георгия Кедрина (Georg. Cedr. Τ. I. P. 345). 320 Гай (Калигула) был убит преторианцами, но вовсе не самим Клавдием. Конец гл. 52 в С : «Лишившись человеческого рассудка, он сам обожествил себя и приказал водрузить свою статую в Городе по храмам. Убив всех знатных людей в Риме, он забрал их состояние. Вдобавок к этому законодательно установив власть рабов, он повелел им обвинять своих господ, если они знают за теми какой-то проступок. Поэтому, моясь в бане, он был убит воинами. Он ставит царем Ирода, он же Агриппа, сына Аристобула, в тетрархии Филиппа». 322 Ирод Агриппа I, сын Аристобула; в 37 г. получил от Калигулы царский титул и тетрархию Филиппа (Ватанея и Трахонитида); ок. 40 г. получил также владения Ирода Антипы (Галилею и Перею); в 41 г. получил от Клавдия Иудею и Самарию; умер в 44 г. С доб.: «сын Аристобула, убитого своим отцом Иродом, поставленный им царем всей Иудеи». 324 Конец § 6 в С : «После этого скончался и царствовавший в Халкиде Ирод, брат Агриппы. Ставит же Клавдий на царство дяди Агриппу, сына царя Агриппы. A после этого Клавдий перемещает Агриппу на большее царство, добавив и другие провинции». 325 Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, унаследовал царский титул (44–93), но во владение получил только Халкиду; позднее ему были переданы и другие области, однако Иудея и Иерусалим окончательно перешли под прямое римское управление. 327 Греческий термин ατοκρτωρ, калькой с которого является русское «самодержец», использовался для официального перевода латинского imperator. В настоящем переводе словом «император» регулярно передается греческое βασιλες (для отличия римского/ромейского императора от прочих царей), а ατοκρτωρ переводится как «самодержец».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23:1–5 Иисус перед Пилатом (см.: Мф. 27:1,2,11–14 ; Мк. 15:1–5 ; ср.: Ин. 18:28–38 ). Поскольку иудеи не обладали правом выносить смертный приговор ( Ин. 18:31 ), было необходимо передать дело римским властям. Римский правитель не стал бы прислушиваться к спорам «об учении, и об именах, и о законе вашем [еврейском]» ( Деян. 18:14,15 ), азначит, дело, возбужденное против Иисуса, следовало сформулировать как преступление против Рима. Из двух своеобразных обвинений одно (о подати кесарю) было ложным (ср.: 20:25), но второе соответствовало действительности, хотя и не в том смысле, который подразумевали иудеи (ср.: Ин. 18:36,37 ). Итак, когда Пилат спросил Иисуса, считает ли Он Себя Царем, Тот ответил неопределенно. Пилат должен был допросить Иисуса более подробно, прежде чем вынести вердикт о том, что он не находит оснований для обвинений в совершении политического преступления. Примечания. Хотя обычно Пилат жил в административной столице Кесарии (ср.: Деян. 23:33 ; не путать с Кесарией Филипповой, Мк. 8:27 ), он посещал Иерусалим на период Пасхи, как и Ирод. 2 Слово Царь должно было объяснить Пилату значение слова Христос, непонятного римлянину. 23:6–12 Иисус перед Иродом. Пилат пытался уклониться от вмешательства в сложное дело. Упоминание Галилеи (5) давало ему такую возможность. Он и так прекрасно знал, что Иисус не совершал никакого преступления, и пытался переиграть евреев, чтобы разрушить их намерения. Но когда появились признаки того, что ситуация выходит из–под контроля, он приготовился принести в жертву невинного человека ради сохранения мира. Однако на какой–то момент он мог выиграть время, а возможно, и получить поддержку, переслав Иисуса правителю Галилеи, Ироду Антипе. Ирод здесь представлен как человек легкомысленный, надеющийся увидеть забавные трюки в исполнении Того, Кого он, вероятно, считал в некотором роде волшебником. Такому человеку Иисусу было нечего сказать. Примечания. 6,7 Не обязательно считать, что Пилат пытался официально передать дело Ироду. Он мог просто искать поддержку своему решению. Некоторые ученые придерживаются мнения, что этот эпизод составлен на основании Деян. 4:25–27 , но это маловероятно. См. также: коммент. к 9:9. 10 Некоторые из иудейских иерархов могли проникнуть в резиденцию Ирода, чтобы самим довести до него свою точку зрения. 11 Издевательства воинов Ирода похожи на поведение солдат Пилата ( Мк. 15:16–20 ), но один отряд солдат мог запросто перенять это у другого отряда. Подобные истории рисуют картину издевательского отношения к узникам в Древнем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Восточный берег озера представлял совершенную противоположность с западным. Это была сторона дикая, пустынная, безводная, сопредельная с хищным населением пустыни. Сюда направлялся Господь, когда из равнины Геннисаретской переплывал с учениками «на ту сторону»; здесь, в стране Гадаринской, изгнал из бесноватого легион бесов, вселившихся в стадо свиное. Не раз бывало, как мы видим в евангельской повести, что Христос удалялся из мест постоянного Своего служения в дальние края и концы Палестины. Так было, когда ученики Иоанновы пришли возвестить Ему о том, что учитель их обезглавлен Иродом ( Мф. 14 ); когда оставили Его многие ученики Его ( Ин. 6 ). Он отходит в дальние северные места к Тиру и Сидону, к Кесарии Филипповой; уклоняясь от хотящих схватить Его в Иудее, отходит в пустыню Заиорданскую ( Ин. 10 ) перед последнею Пасхой; когда открылось в Иерусалиме, что готовы схватить и убить Его, Он перестал ходить явно между иудеями и удалялся в пустынный гористый город Ефраим, к северу от Иерусалима, на высокой утесистой горе ( Ин. 11 ). Предприняв последнее Свое шествие в Иерусалим, Он уже выбирает не обычный путь из Галилеи в Иудею, но, не желая «ходить явно» между иудеями, избирает путь обходной, и входят они в пределы Иудейские из-за Иордана ( Мф. 19 ) и идут через Иерихон ( Мф. 20 ). На всех Его делах и на всех словах Его отражается, как в зеркале, действительная жизнь окружавшей Его в Галилее природы и среды человеческой. Из окружающей природы заимствует Он и образы Своих притчей, из коих многие сказаны были из корабля людям, на берегу стоящим. Нивы, готовые к жатве, сеятель, бросающий в землю семена свои, земля, прорастающая 17 сначала зелень и траву, потом выводящая плод, плевелы, прорастающие между пшеницей, дерево разветвленное, в коем гнездятся птицы небесные, птицы, коих Отец Небесный питает, невод, закинутый в воду и собирающий рыб худых и добрых, цветы в красоте такой, какой Соломон не видел во всей славе Своей, – все это образы из галилейской природы. В Иудее и для других слушающих, и для другой поры Своей жизни берет Он для Своих притчей новые образы: виноградник со столпом и его точилом (виноградниками особенно богата была Иудея), хозяина и делателей винограда, смоковницу в винограде, возвещающую близость грядущего лета, пастыря доброго, разыскивающего потерянную овцу в горах, пастыря, ему же суть овцу свои, пастыря, разделяющего овец и козлищ одесную и ошуюю, путника, впадшего в разбойники на пути из Иерусалима в Иерихон ( Лк. 10:30–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

156 Под молодым Цезарем здесь подразумевается Октавиан. Гай Октавий приходился внучатым племянником Юлию Цезарю. Рано потерявший отца, Октавий, по завещанию Цезаря, был им усыновлен и принял имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. В ноябре 43 г. до н.э. Октавиан, Марк Антоний и Марк Эмилий Лепид заключили второй триумвират. Решением народного собрания им предоставлялась верховная власть на пять лет для наведения порядка в Римском государстве. Брут и Кассий были их противниками. 157 Феликс – римский военачальник, назначенный Кассием командующим римским гарнизоном в Иерусалиме. Ранее же Антипатр отдал управление Иерусалимом своему сыну Фазаелю. Конфликт между ними был неизбежен. 159 Из страха перед Иродом Гиркан обручил с ним эту знаменитую по своей красоте и трагической жизни Мариамму. Брак состоялся позже, когда Ирод уже был назначен царем и осаждал Иерусалим. (Перев.) 160 В двух сражениях при Филиппах (в Македонии), где сошлись в кровавом бою друг против друга два огромных римских войска, Антоний и Октавиан разгромили Брута и Кассия. Кассий погиб, Брут покончил жизнь самоубийством. 164 В 41 г. до н.э. Антоний покинул бурлившие восточные провинции и, увлеченный своим романом с Клеопатрой, отправился за нею в Египет, провел там зиму 4140 г. Летом 40 г. он вернулся в Италию. На Востоке Антоний снова появился только в 38 г. до н.э. 166 Пятидесятница – шебуот (древнеевр.– праздник недель), справляется на 50-й день пасхи. Поначалу был земледельческим праздником жатвы у древних евреев, затем получил иной смысл – праздника в память дарования богом Торы (Пятикнижия) Моисею на горе Синай. 171 Более вероятным выглядит вариант из «Иудейских древностей» (XIV, 13, 10), по которому Антигон приказал отрезать уши Гиркану. 175 После конфликта 41–40 гг. до н.э. между Антонием и Октавианом, выразившемся в войне Луция Антония и Фульвии (брата и жены Марка Антония) против Октавиана, в которой победил последний, в октябре 40 г. произошло примирение Марка Антония с Октавианом на встрече в Брундизий. Триумвиры произвели новый раздел провинций между собой. Антонию достались восточные провинции, Октавиану – западные, Лепиду – северная Африка. Ирод прибыл в Рим вскоре после Брундизийского соглашения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ирод Агриппа I умер в 44 году. К тому времени его сыну Марку Юлию Агриппе шел семнадцатый год. У него было три сестры: шестнадцатилетняя Береника (Вереника), десятилетняя Мариамма и шестилетняя Друзилла. 530 Агриппа воспитывался при дворе императора Клавдия, и, когда последний узнал о смерти его отца, он решил сразу же «послать молодого Агриппу на место отца его». Однако приближенные императора указали ему на то, что «было бы рискованно поручать юноше, едва вышедшему из детского возраста, управление таким обширным царством, с которым ему невозможно будет справиться и которое для взрослого человека представляло бы значительные затруднения». В итоге в Иудею был направлен римский прокуратор Куспий Фад. 531 В 48 году, когда умер дядя Агриппы, Ирод Халкидский, замужем за которым была сестра Агриппы Береника (Вереника), император Клавдий поручил Агриппе управление Халкидой. 532 Спустя четыре года Клавдий отобрал у него Халкиду и отдал ему территории, ранее управлявшиеся Иродом Филиппом и Лисанием 533 (в Лк. 3:1 первый упоминается в качестве четвертовластника Итуреи и Трахонитской области, второй в качестве четвертовластника Авилинеи). В дальнейшем Нерон расширил владения Агриппы, отдав ему «часть Галилеи, Тивериаду и Тарихею, равно как перейский город Юлиаду и двадцать четыре окрестные деревни». 534 Таким образом, территория, которой управлял Агриппа, значительно уступала территории, которой некогда правил его прадед Ирод Великий. Однако, будучи прямым потомком последнего, он считался царем. Агриппа не управлял Иудеей, но император Клавдий поручил ему заведование делами Иерусалимского храма. 535 В соответствии с этим мандатом он имел право назначать и смещать первосвященников, каковым активно пользовался, тасуя их, как карточную колоду. 536 Несмотря на свое иудейское происхождение, по воспитанию и образу мыслей Агриппа имел мало общего с иудаизмом. Среди иудеев он уважением не пользовался, отношения с религиозной элитой были у него напряженные (о чем свидетельствует, в частности, приведенный выше эпизод со строительством стены возле храма, скрывшей храм от его взора 537 ). К тому же ходили слухи о его кровосмесительной связи с родной сестрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Еврейские законы, свободы которых просили эти представители народа, были совершенно противны римлянам, которые желали и в Палестине побороть варварство римско-эллинским духом. Август не мог, поэтому содействовать укреплению вновь этого варварства. И именно семье Ирода римляне были обязаны благодарностью за попытки эллинизировать евреев. Антоний и Ирод в течение двух поколений оказывали в этом направлении большие услуги, и император надеялся на традиции этой возвысившейся благодаря римлянам династии. Во всяком случае, он мог надеяться, что члены этой, несомненно, по его мнению, еврейской династии скорее в состоянии будут оказать благотворное влияние на народ в смысле эллинизирования его, чем какой-нибудь римский прокуратор. С другой стороны, было очевидно, что ни один из сыновей, оставшихся после Ирода, не обладает подобно ему, силой ума и характера, и именно вследствие этого явилось сомнительным, поймут ли они необходимость постоянной зависимости от Рима; и поэтому то, казалось, лучше всего последовать завещанию, оставленному самим Иродом, и разделить государство между его сыновьями. Римляне думали при таком устройстве равномернее влиять на еврейский народ из нескольких центров и надеялись, что если бы один из этих правителей оказался неподходящим, то на него легче можно было бы произвести давление или даже удалить его совершенно, чем в том случае, если бы он властвовал над всей Иудеей. Таким образом, Август, выслушав все высказанные пожелания, решил все-таки поступить сообразно последнему завещанию Ирода, но, не желая, по всей вероятности, давать повод к зависти, он не дал и Архелаю титула царя, а удержал для него, как и для Антония и Филиппа, титул тетрарха. В качестве тетрарха он управлял Идумеей, Иудеей и Самарией, с городами Иерусалимом, Цезареей, Себастой и Иоппе. Под его управлением находились также города Ябна, Асдод и Фазалис, доходами с которых пользовалась старая сестра Ирода Саломея. Кроме того, Август подарил ей еще дворец в Аскалоне. Газа же, Гадара и Гиппос были выделены из-под власти Архелая и, как эллинские города, причислены к провинции Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда на следствии молодых людей спросили, кто внушил им мысль оскорбить царскую эмблему, они ответили: «Завет отцов!» Невзирая на ходатайства и просьбы, все были казнены, главных зачинщиков и раввинов сожгли на костре. Выступление на суде было последним публичным появлением Ирода. Страшная водянка и мучительные язвы приковали его к постели. Весной царя отвезли в Иерихонский дворец, ближе к целебным водам. Там его застало письмо Августа, разрешавшего привести приговор в исполнение, но при этом цезарь добавлял, что можно было бы ограничиться ссылкой. Душевные и телесные страдания довели Ирода до попытки самоубийства; племянник едва успел удержать его руку. Во дворце стоял плач, и слышались причитания женщин. Закованный в цепи Антипатр решил, что отец скончался, и просил стражника отпустить его. Но тот доложил об этом Ироду. Дикий гнев в последний раз охватил угасавшего монарха. «Почти со сверхъестественной в его положении силой голоса, — пишет Флавий, — он отдал приказ своим телохранителям немедленно убить Антипатра» [ 26 ]. Через пять дней Ирода не стало. Он умер на семьдесят первом году жизни. Зная, что народ не будет оплакивать его, он перед смертью велел перебить множество заложников, чтобы любой ценой одеть Иудею в траур. Свое завещание Ирод менял не раз. Согласно новому документу, подписанному накануне смерти, страна разделялась на области. Во главе ее должен был стать царь Иудеи и Самарии Архелай; Галилея и Заиорданье отходили Ироду Антипе, а Филиппу — северные области. Окончательное решение Ирод предоставил Августу. Для этого наследникам надо было отправиться в Рим. Перед поездкой Архелай созвал в Иерусалиме народное собрание и пытался успокоить людей лицемерными посулами. Но от него потребовали немедленного суда над участниками беззаконий отца. Архелай не пошел на это, и собрание окончилось мятежом. В князя швыряли камнями, кричали, что он обязан покарать царедворцев, виновных в гибели тех, кто «пал за веру отцов и святыню», что нужно сместить первосвященника, поставленного Иродом. Стража очистила площадь, пустив в ход оружие. Глашатаи объявили, что во избежание смут празднование Пасхи на этот год в Иерусалиме отменяется. Это было плохим началом для нового правителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В решении его высказаны были различные мнения, указаны были разные годы и приведены были для этого разнообразные основания. Евсевий относит мученичество Поликарпа к царствованию Марка Аврелия, но точно не указывает года и при этом ясно дает понять, что относительно обстоятельств этого мученичества он не имел других сведений, кроме Послания Смирнской Церкви к Церкви Филомелийской (Martyrium S. Polycarpi), из которого он далее делает большие заимствования. В самом же Marmyriumb хронологическом Послесловии (21): Μαρτυρει δè μακριος Πολκαρπος μηνòς Ξανθικου δευτρ σταμνου, πρò πτà καλανδω ν Μαρτων, σαββτ μεγααλ, ρα γδ. Συνελφθη δè πò ρδου πì ρχιερως Φιλππου Τραλλιανου , νθυπατεοντος Στατου Κοδρτου, то есть: «блаженный Поликарп пострадал в начале месяца Ксанфика во второй день, за семь дней до Мартовских Календ, в Великую Субботу, в восьмом часу, он взят был Иродом при асиархе Филиппе Траллийском в проконсульство Статия Кодрата». Но Евсевий в «Церковной Истории» не приводит этого хронологического приложения. На основании приведенного указания в новейших исследованиях устанавливается, что днем смерти Поликарпа было 23 Февраля. Но так как, далее, по Martyrium Поликарп пострадал в Субботу, то к рассмотрению, как возможные годы смерти Поликарпа, могут быть привлечены только 149-й, 455-й, 166-й, 172-й и 177-й годы, так как только в эти годы 23 Февраля падало на Субботу. Но из этих пяти лет прежде всего должны быть исключены последние два года, ибо в случае смерти в этом году Поликарп не мог общаться с Апостолами и самовидцами Слова жизни и быть ими поставлен в епископа, в особенности, если считать, что вся жизнь его исчислялась 86 годами. Исключается и 149-й год, так как по несомненному свидетельству Иринея Поликарп посетил Рим при епископе Аниките, а последний вступил на кафедру в 154–155 году. Таким образом остается место для двух мнений, что Поликарп пострадал 23 Февраля или 155 или 166 года. Последняя дата была принята большинством исследователей до семидесятых годов XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010