Наиболее сильно за весь отчетный период церковно-школьное дело развилось в епархиях: Литовской (число школ увеличилось на 408, а учащихся – на 8.621), Смоленской (школ – на 306, учащихся – на 11.657), Подольской (школ – на 287, учащихся – на 15.700), Ставропольской (школ – на 263, учащихся – на 8939), Воронежской школ – на 239, учащихся – на 12.624), Донской (школ – на 235, учащихся – на 12.159), Минской (школ – на 234, учащихся – на 9.865), Тульской (школ – на 233, учащихся – на 11.908), Черниговской (школ – на 220, учащихся – на 10.791). Обращаясь к рассмотрению увеличения числа учащихся в церковных школах, нельзя не видеть, что особенно сильно и заметно за этот период возросло число учащихся девочек, именно оно увеличилось на 106.772 или на 62% числа их в 1894–95 учебном году (общий же прирост числа учащихся равнялся 357.522). Наиболее значительное увеличение числа учащихся девочек наблюдалось в епархиях: Подольской (7.652), Донской (5.130), Полтавской (5.106), Тульской (4.165) и Тамбовской (4.161). Из общего числа церковных школ к 1 января 1898 года насчитывалось: 14 церковно-учительских школ, 225 второклассных, 236 двухклассных, 16.279 одноклассных, 107 образцовых при духовных семинариях и женских епархиальных и духовного ведомства училищах. Школы эти большею частью одноклассные, за исключением школ при духовных семинариях: Иркутской, Курской, Новгородской, Одесской, Рязанской, Таврической и Тобольской, имеющих по два класса. Всего церковно-приходских школ к 1 января 1898 года состояло 16.861 (44%); школ грамоты было 21.614 (56%). В церковно-приходских школах обучалось 613.508 мальчиков, 172.608 девочек, итого 786.116; в школах грамоты к тому же времени состояло 445.243 мальчика, 107.239 девочек, итого 552.482. Как распределяются по епархиям школы и учащиеся в них в 1895–1986 учебном году, а также к 1 января 1898 года, можно видеть из прилагаемых ведомостей. Средним числом в каждой церковно-приходской школе обучалось 40 человек, в школе грамоты – 25. Наиболее многолюдны церковно-приходские школы в епархиях: Саратовской (66 учащихся на 1 школу), Орловской (65), Владикавказской (64), Киевской и Оренбургской (58), Херсонской (57). В школах грамоты наибольшее среднее количество учащихся наблюдается по епархиям: Владикавказской и Туркестанской (по 41), Саратовской и Кишиневской (35), Орловской, Самарской и Холмско-Варшавской (33). Помещения церков. школ

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Он заботился о ее монахах, устраивал бесплатные столовые и гостиницы для приходящих бедных богомольцев, безуспешно пытался добиться освобождения принадлежащих ей торговых заведений от налогов. И. обратил внимание на ошибки в некоторых изданиях Синодальной типографии. По его инициативе в 1869 г. был учрежден возглавляемый им Комитет для пересмотра слав. текста Евангелия, Апостола, Следованной Псалтири, Требника и Часослова. Материалы работы комитета передавались в Синод. И. много сделал для московской паствы как просветитель. При его поддержке в 1869 г. была основана 1-я газета московского духовенства «Московские епархиальные ведомости» . И. наладил периодические выпуски изданий Общества любителей духовного просвещения - «Чтений в Обществе любителей духовного просвещения» и «Воскресных бесед» . При И. б-ка об-ва впервые стала публичной, были открыты собственная типография общества и типографская школа, работали народные читальни, созданы 2 новых отдела об-ва: по распространению духовно-нравственных книг и иконоведению. И. организовал издание в Троице-Сергиевой лавре «Троицких листков» для народа, которые начали выходить в 1879 г. Назначение И. на Московскую кафедру создало благоприятные условия для дальнейшего развития миссионерского дела в России. Еще 10 мая 1848 г. в письме Норову он высказал идею создания Миссионерского общества в России, подобного Миссионерскому обществу в Англии, для распространения и утверждения христианства на территории проживания подвластных народов. В 1869 г. вместо малоуспешного Миссионерского об-ва (в С.-Петербурге) И. основал Православное миссионерское общество (ПМО) (открыто 25 янв. 1870) с центром в Москве и стал его председателем. Привлек к сотрудничеству представителей деловых кругов, московского ученого духовенства и светской интеллигенции. Под руководством И. была создана разветвленная сеть местных комитетов ПМО, охватившая к концу его жизни более половины епархий в России. Под контролем И. оказывалась помощь как духовным миссиям (Алтайской, Иркутской, Забайкальской), так и действующим миссионерам (М.

http://pravenc.ru/text/389619.html

40 Никифировский И. Краткие замечания об отношении русских сект к государству. Оттиск из «Самарских Епархиальных Ведомостей».1891г. Стр. 1–2. 46 Настроения сектантов Киевской Епархии и поведение их во время войны. К вопросу о русском сектантстве, как одном из видов немецкого засилья в России. Киев, 1915. С. 3. 48 Настроения сектантов Киевской Епархии и поведение их во время войны. К вопросу о русском сектантстве, как одном из видов немецкого засилья в России. Киев, 1915. С. 4. 50 Л.Н. Митрохин. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб., 1997. С.29. 51 Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектанству в его последовательном развитии. СПб., 1912 54 Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектанством. (К вопросу о веротерпимости). М. 1905 58 В.Андерсон. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. СПб., 1905, С.37–41. 61 А.С. Пругавин толкует термин «раскол» несколько нетрадиционно, понимая под «расколом» не только возникшее в XVII в. на Руси старообрядчество, но и появившееся гораздо позднее в России «сектантство» 68 А.С. Пругавин. Неприемлющие мира. Очерки религиозных исканий. Анархическое течение в русском сектантстве. М., 1918. С.9 73 И.А. Сикорский. Эпидемические вольные смерти и самоубийства. Вопросы нервно-психической медицины. Киев, 1897. 78 Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения Т.1. О религии, религиозном сектантстве и церкви. М., 1959. 81 Бухарин Н.И. Реконструктивный период и борьба с религией. Речь на II Всесоюзном съезде безбожников. Революция и культура. 1929 С.4 87 О подрывной, шпионско-вредительской деятельности писалось, в частности, в следующих центральных и местных печатных органах: Актюбинская правда. 28 ноября 1937. Красноярский рабочий. 23 августа 1937. Гудок. 16 июля 1937. Рабочий путь. 26 августа 1937. Коммуна. 11 сентября 1937. 88 Козьмина А.А. О религиозном сектантстве в Иркутской области. Иркутск, 1939. С. 38; Майский Ю. О сектантах. М., 1939. С. 42

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Сегодня же заключил с китайцами заводчиками два контракта на поставку кирпичей и черепицы для храма; кирпич здесь стоит по 5 рублей серебром за тысячу. Отправляясь домой, я оставил здесь на неделю катехизатора Ивана, чтобы он ежедневно беседовал с христианами о предметах веры, а главное – передавал бы свои познания о вере Владимиру. Из письма [иеромонаха Исаии] из Пекина (Приложения к Иркутским епархиальным ведомостям, 21 (1 августа 1864 г.), с. 512–513) Пекинского миссионера отца Исаию спрашивал Верхнеудинский священник о. Анатолий Лавровский, серебряные ли вызолоченные сосуды или какие другие более необходимые вещи нужны для новоустроенной церкви близ Пекина во имя святителя Иркутского Иннокентия в селении Дун-дин-ань? – прислать которые изъявляет готовность один боголюбец. Отец Исаия отвечал, что, собственно говоря, для новоустроенного храма необходимо все, кроме св. икон; особенная же нужда настоит в дорожной дароносице и в двух небольших посеребренных подсвечниках на престол. Затем о. Исаия просит поблагодарить через Иркутские епархиальные ведомости усердствующего за вызов послужить своим приношением Дун-дин-аньской церкви и отца Анатолия за содействие. Исаия (Поликин), иером[онах]. Материальное состояние православных христиан в Пекине (Приложения к Иркутским епархиальным ведомостям, 48 (3 декабря 1866 г.), с. 529–537) Почти все здешние православные христиане (исключая деревенских земледельцев и два-три семейства в самом Пекине) принадлежат к военному сословию. Военное сословие в Китае наследственно. Маньчжуры, овладевшие в 1644 году престольным городом Серединной империи, поселили свои гарнизоны сначала в Пекине, а потом и в других городах Китая и назначили им весьма значительное содержание. Маньчжурское правительство дало военному сословию пахотные земли, земли под семейные кладбища, казенные квартиры и, кроме того, не говоря об офицерах и других высших воинских чинах, рядовому солдату назначило ежемесячно по 3 ланы серебра (6 русских серебряных рублей) и по 22 мешка рису в год, что в сложности составляло до 110 пудов риса. Пуд рису еще в 1850 годах был не дешевле 50 копеек серебром. Значит, 110 пудов составляли 55 рублей серебром. Присовокупив к сему ежегодное жалованье 72 рубля да в новый год награды 6 рублей, – итого выйдет, что рядовой солдат получал ежегодно 133 рубля серебром при готовой квартире и земле, с которой также получал немалый доход. Сверх сего подростки – от 10 до 15 лет – обыкновенно получают половину солдатского жалованья (по 3 рубля в месяц) и часть рису. Почти в каждом китайском семействе, состоящем из 4–5 человек, всегда найдется мальчик – подросток, получающий в год до 40 рублей серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

(Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, 25 (22 июня 1863 г.), с. 385–392) октября 1862 года] 5 октября. Ранним утром я сего дня отправился из Пекина с катехизатором Иваном Юй; вечером, в 8 часов, мы благополучно прибыли в деревню Дун-дин-ан и остановились в училищной комнате. Целью поездки на этот раз было утверждение в православной вере новокрещенных, исправление треб и дела по постройке предполагаемого дома. 6 октября. Сего дня собрались ко мне взрослые здешние христиане для принятия благословения. Они, слава Богу, все здоровы, весьма довольны сбором пшеницы, и вообще говорят, что этот год один из плодородных. А главное, сколько я мог сам заметить и узнать от лиц достойных вероятия, прежние несогласия между христианами стихли. Благодарение Господу нашему, Богу мира и любви. Между разговором высказано было вкоротке несколько христианских истин о причинах плодородия и бесплодия земли. Проповеди не было; у христиан теперь самая усиленная работа – молотьба хлебов, гороху и прочего и осеннее вспахивание полей. В полдень мы отправились навестить Егора (в Дун-сы-чжуан), надеясь застать его дома в том предположении, что в полдень крестьяне приходят домой обедать и отдыхают несколько времени. Но дома мы его не застали; он отправился в соседний город Тун-чжау купить что-то для своего дома. Нас, очевидно, никак не ожидали, но мне это было очень приятно; потому что я мог видеть, как содержит Егор свою старуху мать после сделанных ему мною увещаний по причине не сыновнего его попечения о ней. Старушка сидела на темной лежанке, порядочно одетая и жевавшая просовую кашу с вареной капустой. Она да еще двое детей были дома, а мать семейства в поле. На распросы мои старушка отвечала, что она теперь, слава Богу, и сыта и одета и работать ее не принуждают. И другой грех Егор исправил, насколько это было можно с китайской точки зрения; а именно – зятя и его убогую супружницу он взял к себе в дом и кормит их. Говорят, что здоровье расслабленной поправляется; дай-то Бог . Я, впрочем, особенной перемены к лучшему не заметил в убогой Вере. Зять Егора, молодой крестьянин 20 лет, очень кроткий и смирный; воротившись с поля, он весьма обрадовался нашему приезду и тут же объявил, что он давно желал креститься, наслышавшись в семействе Егора о христианской вере. Порадовавшись обращению его на путь истинного спасения, я, по обыкновению, предложил ему сначала выучить Символ веры , Отче наш, заповеди Ветхого и Нового Завета и необходимые христианские молитвы. Но радость моя удвоилась, когда он, прочитавши Символ веры и молитву Господню, просто, но ясно отвечал на вопросы, которые я давал ему. Этому научил его Егор, тесть его. Спасибо и за это; этим добрым делом Егор смывает часть своих прежних ошибок.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

По содержанию своему тетрадь эта в России не составляет особенной находки: у вас там так много книг в объяснение данного предмета, написаны с таким искусством и отчетливостью, что желать лучшего было бы желать невозможного. Но как документ, показывающий уровень православных понятий в здешнем христианском обществе, – и представленные тетрадки не без интереса. Собственно, в этих видах, т. е. чтобы познакомить вас с духовным возрастом наших христиан, я и предлагаю мои беседы на ваше благоусмотрение. А может быть, найдутся среди читателей «Иркутских епархиальных ведомостей» и такие, коим беседы представят некоторый интерес и по содержанию. Если же вы почему либо найдете посылаемую мною вещь неудобною к помещению в ведомостях, то перешлите мне обратно или удержите у себя до моего возвращения (которое, вероятно, не замедлит). 260 Из письма Преосвященного Гурия к И.И.Палимпсестову (Русский Архив, 1893, вып. 9–12, с. 394) О переводе Нового Завета на китайский язык 261 Защищение меня от нареканий какого-то ученого мужа, провозгласившего, будто какая-то англичанка за меня переводила Св. Писание, делает честь вашей правдивости. Никакой англичанки-сотрудницы по переводу у меня не было; да и никого, кроме Господа Бога, я не призывал в помощь мне. Помогал мне только магистр словесности китаец Лун, как писец. Я обыкновенно с Новым Заветом в руках ходил по комнате и диктовал, а Лун сидел за столом и записывал мой перевод. Когда перевод был кончен (на что употреблено 4 года), то приглашались: учитель Иван из школы мальчиков и учительница Мария из школы девочек, сын Марии Никита и албазинец Моисей на совещание. И мы вшестером ежедневно по два часа употребляли на проверку перевода. Прочитается два-три стиха, и приглашенные пересказывают, как они поняли прочитанное. Если я услышу не ту мысль, что в подлиннике, то ищем причины этой разницы, не в новости ли мысли, или в неловкости выражения, или даже в плохом подборе созвучий кроется это разногласие. Два года мы провели в такой проверке и, думаю, при помощи Божьей достигли возможного нам совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Пекинский миссионер иеромонах Исаия. Пекин. 22 октября 1866 года Благодарственный адрес Кяхтинского купечества иеромонаху Пекинской духовной миссии о. Исаии (Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, (4 декабря 1865 г.), с. 641–642) Ваше Преподобие, Всечестнейший отец Исаия! В месте с открытием для русских свободной торговли внутри Китая встретилась надобность в людях, знакомых с китайским языком, – а потому кяхтинское купечество в 1861 году отправило к начальнику российско-императорской духовной миссии, отцу архимандриту Гурию, пять молодых воспитанников с целью изучения китайского языка. Его высокопреподобие, вполне сочувствуя достижению предположений купечества, обучение означенных воспитанников возложил на вас, и вы отлично оправдали доверие отца архимандрита и надежды купечества. В самое короткое время учения своего под истинно отеческим попечением вашего преподобия, как эти воспитанники, так и еще трое, впоследствии к нам отправленные, настолько успели в изучении китайского языка, что они, взятые потом для практического применения их знания к делу коммерческому, – оказались весьма хорошими переводчиками китайского языка и делают много пользы в торговле внутри Китая. Прекрасное же поведение этих воспитанников доказывает, что и нравственное воспитание дано было им с глубоким знанием человеческого сердца. Такие высокие заслуги вашего преподобия, как лично кяхтинскому купечеству, так и делу русской торговли внутри Китая, обязывают нас, нижеподписавшихся, почтительнейше понести вам настоящий адрес как знак глубочайшей благодарности за понесенные вами труды в деле образования наших воспитанников. Вполне уверенные в благодарном принятии вами этого адреса, и поручая себя молитвам вашего преподобия, имеем честь быть глубоко вам признательные. Следуют подписи 33-х лиц. Распоряжение Св[ятейшего] Синода (Иркутские епархиальные ведомости, (17 октября 1864 г.), с. 1) Святейший Правительствующий Синод указом от 29 августа 3705, на имя преосвященного Парфения архиепископа Иркутского, между прочим, предписать изволил следующее: принимая во внимание, что по управлению паствой Православной церкви нашей в Пекине могут встречаться случаи, разрешаемые епархиальной властью, Святейший Синод определяет: дозволить нынешнему начальнику Пекинской духовной миссии архимандриту Палладию в таковых случаях и нуждах обращаться к Вашему преосвященству, а Вам предоставить давать подлежащие разрешения на представления начальника означенной миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Император окружен евнухами, равно как и его женская половина. Евнухи одевают его, бреют его; но при этой операции они должны опасаться, чтобы не коснуться до тела императора; в противном случае смертная казнь. Евнух, бреющий голову, лицо, усы и бороду императора, не может, как наши цирюльники, касаться рукою до его лица. Если император пожелает снять с себя портрет, то живописец рисует его чрез зеркало; государь сидит к нему задом, а тот рисует с отражения в зеркале. Во время государева стола нет никого, даже слуг. Все бывает заранее приготовлено и поставлено на стол: входит государь, садится, кушает то, что ему понравится из ста приготовленных кушаньев и невидимкою выходит из столовой. Настоящий государь слаб ногами от чрезмерного употребления опиума, и потому придворные врачи, в видах поддержания его здоровья, советуют ему ежедневно взойти 60 раз на лестницу. Но то, что приобретается для здоровья сегодня, завтра с избытком утрачивается. Недавно, однако ж, государь указом дозволил курение опиума; запрещено курить только евнухам, чиновникам и войску. Это известие произвело неприятное впечатление на большинство народа. Потому что все ясно сознают весь вред этого зелья, и употребление его в Северных провинциях Китая невелико. Здесь все миссионеры ходят везде в русском платье; нет никакого стеснения нигде; только оборванные нищие мальчишки иногда бегут за нами с криком, прося милостыни; но и те, в настоящее время, начинают попадаться реже, потому что никто ничего не дает во избежание худшего. Если вы бросили им монету – не думайте, чтобы этим отделались. Нет! Они побегут за вами, будут кричать еще сильнее в полной надежде, что вы наконец еще что-нибудь дадите на всех, в надежде отвязаться. Это прямо из опыта. В настоящий раз позвольте кончить мою письменную с вами беседу. Все, что по моему разумению найду интересного, не премину впредь написать вам. Иеромонах Исаия Иеромонах Исаия (Поликин). Письмо об успехах православия в Китае (Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, (27 апреля 1863 г.), с. 242–243)

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Северо-восточные окраины Камчатской области отстоят от резиденции епархиального архиерея в тридцати пяти днях морского пути, причем лето при холодном морском течении, омывающем берега полуострова, не каждый год позволяет совершить путь в оба конца, а сухой путь и очень долог, и непосилен. Вследствие этого приходы по целым годам остаются без пастырей, а имеющиеся пастыри чувствуют себя в положении нравственно-одиноких и беззащитных перед наветами хищных иностранцев и русских порочных людей. Но как только появится вблизи них архипастырь-руководитель, сострадалец и заступник, так с той же поры начнется быстрое и правильное развитие православной жизни в этой суровой области, богатой детской простосердечностью коренных обитателей и дарами океана, моря, рек и пустынь («Взгляд на значение Камчатки в будущем» («Иркутские губернские ведомости», 1858, 36, 37,41), «Записки Филиппеуса о Камчатке и Охотском море» (СПб., 1885) и «Промысловые богатства Камчатки: Отчетный доклад Н. Слюнина» (СПб., 1895)). Ведь на Камчатке в южной ее половине в период 1831–1837 годов при начальнике Голенищеве было земледелие, имеются медоносные травы для пчеловодства, но только нужна культурная инициатива, нужно сочувственное отношение ко всем обитателям, нужна правительственная бережливость к дарам области и нужно правильное средоточие для святорусской жизни, а также, по примеру 1820 года, необходимо суровое законодательное противодействие влиянию иностранцев, уже распоряжающихся ее богатствами как военною добычею. Тяжелые дни пережила Камчатская область в недавнюю Японскую войну. Японцы с особенным старанием разорили в Петропавловске кладбищенский православный храм и невообразимо осквернили святые образа и престол. А в настоящее время те же японцы лично и с помощью пронырливых евреев и других ссыльных наводняют область кощунственными прокламациями, внушающими грамотным людям ненависть к Православию и ко всему русскому. Многочисленные ламы, японские бонзы и политические соглядатаи, всевозможные еретики и противогосударственные агенты католического и протестантского вероучений из Америки, Англии и Дании уже устремились неудержимым потоком во Владивостокско-Камчатский край с богатым запасом средств, приманок и угроз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Модест (Стрельбицкий Даниил Константинович), архп.Волынский и Житомирский Родился 17 декабря 1823 года в семье священника с.Зиновицы Литинского уезда Каменец-Подольской епархии. В 1848 году окончил семинарию со званием студента. 17 дек.1848 года пострижен в монашество. 30 января 1849 года рукоположен во иеродиакона, а 2 февраля – во иеромонаха. С 1849 года – учитель певчих архиерейского дома. В 1854 году окончил Киевскую духовную академию и определен смотрителем Слуцких духовных училищ Минской епархии. 25 дек.1856 года возведен в сан игумена. 31 марта 1859 года удостоен степени магистра богословия. С 14 дек.1860 г. – инспектор Минской семинарии. 3 апр. 1862 г. возведен в сан архимандрита и 31 авг. – перемещен инспектором в Литовскую духовную семинарию. С 12 окт.1866 г. – инспектор Черниговской духовной семинарии. С II дек.1868 г. – ректор Иркутской семинарии. С 1871 года состоял редактором Иркутских Епархиальных Ведомостей. 10 апр.1877 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, вик.Пермской епархии. С 9 дек.1876 г. – епископ Люблинский, вик.Холмско-Варшавской епархии. С 7 июня 1885 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. С 25 ноября 1889 года – епископ Волынский и Житомирский. 20 окт.1890 года награжден золотим наперстным крестом, украшенным бирюзой и бриллиантами. 15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа. 6 мая 1901 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 13 апреля 1902 года. В Волынской епархии заботился о восстановлении православия, оживлении историко-археологических воспоминаний, о возобновлении иноческих обителей и храмов. В личной жизни был строгий подвижник, обладал необыкновенной аскетической выносливостью и терпением. Труды: «О Слуцких князьях». « Григорий Палама , митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих». Киев, 1860. «Краткие сказания о жизни и подвигах преп.отец дальних пещер Киево-Печерской Лавры». Киев, 1885. «Киев – о древнейшем существовании православия " · «О русской народности в Галиции».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010