Таким образом из трех усыпальниц сохранилась только одна меньшая, в которой почили вельможи из позднейшего рода Никиты и Петра Васильевичей Годуновых. От тех же двух усыпальниц остались лишь две каменных колоды, из коих, судя по их размерам, одна служила гробом для большого покойника, а другая - для младенца. Колоды эти, неизвестно из каких годуновских могил, извлечены при производстве земляных работ во время последней перестройки Богородицкой церкви в 1864 году - они находятся в усыпальнице, под папертью Троицкого собора. Судя по сохранившейся усыпальнице Годуновых, по усыпальницам под Костромским Богоявленским монастырским храмом и другим подобным памятникам, также по старинным описаниям Ипатьевского монастыря, можно составить довольно определенное представление о такого рода сооружениях. Это не были обыкновенные склепы для покойников, а скорее подвальные храмы, со многими св. иконами, имели продолговатую форму, невысокие своды и узкие окна с железными в последних решетками. Так, уцелевшая под папертью Троицкого собора усыпальница Годуновых имеет в ширину 2,19 саж., в длину 9,10 саж. и в вышину 1,34 сажени. Могилы в усыпальнице расположены в ряд, с небольшими промежутками между ними. Каждая могила была прикрыта каменною плитою, положенною на кирпичном основании, с вырезанным или высеченным на ней крестом и небольшой эпитафией или только краткими сведениями о почившем. На сохранившихся доселе годуновских могилах в третьей усыпальнице на надгробных плитах имеются такого рода надписи (в новом правописании): а) " Лета 1561 месяца ноября в 1 день на память св. чудотворец и безсребренник Косьмы и Дамиана преставися раб Божий Василий Осипович Годунов " ; б) " Лета 1622 февраля в 10 день на память св. мученика Харлампия преставися раб Божий (околь)ничей Ники(та) Годунов (во ино)цех Нифонт " ; в) " Лета 1575 марта в 8 день погребен Тимофей Дмитриевич Годунов " ; г) " В сем гробе положен схимонах Иосиф, преставися лета 1607 октября 2 дня " . Годуновские могилы в прежние времена имели дорогие бархатные покровы, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Покровы присылались или лично доставлялись в монастырь родственниками умерших иногда по несколько покровов одновременно. В ризнице Ипатьевского монастыря сохранились два таких покрова от 1592 г., работы царицы Ирины Феодоровны, находившиеся над могилами ее отца Феодора Ивановича и брата Василия Феодоровича Годуновых.

http://sobory.ru/article/?object=05167

Кроме главного алтаря в честь Успения Божией Матери, в этом соборе за преградой три придела: 1) св. Великомученика Феодора Стратилата, 2) св. Мученицы Ирины и 3) обетный алтарь Святителя Николая Чудотворца, устроенный и освященный во время осады монастыря 1609 года, Мая 9. В самом храме погребены с правой стороны от входа: 1) духовник Царя Михаила Феодоровича, сперва протопоп Моск. Благовещенского собора, потом Архиепископ Рязанский Моисей, умер. 1651 года в Рязани и 2) Архиепископ Московский Августин Виноградский , умер, в Москве 1819 года, на левой стороне: 1) Королева Марфа Владимировна, дочь Князя Владимира Андреевича Старицкого, бывшая в замужстве за Датским Принцем Магнусом, Королем Лифляндским, потом инокиня, умершая 1617 года, июня 13, и 2) дочь ее Королевна Евдокия, сконч. 1589 г. Марта 17. Над их могилами каменные надгробницы. Вне собора, против северо-западного угла, низменная каменная палатка, крытая железом, заключает в себе четыре гробницы царственного семейства Годуновых. Здесь нашел себе третью могилу Борис Годунов; его гроб вынут был из могилы в царской усыпальнице, извергнут чрез пробитое в юго-восточной стене отверстие и предан земле в убогом Варсонофьевском монастыре вместе с гробами супруги, Царицы Марии и сына Царя Феодора; потом оттуда в 1606 года с честью гробы их перенесены в Троицкую обитель и похоронены в трапезе Успенского собора; к ним присоединена несчастная дочь Бориса Годунова Ксения, которая, пред кончиной своей, 1622 г. Августа 30, просила Царя Михаила Феодоровича перевезти тело ее из Суздальского монастыря в Троицкий и там похоронить ее вместе с ее отцем и матерью. 55 Но не суждено было Годуновым и здесь оставаться в покое; при разобрании трапезы, 1781 г. могилы их остались вне храма и над ними устроена сказанная палатка. На каменных надгробиях читаем следующие надписи: 1) Лета 7113, июня в 10 день преставися благоверный Царевич Феодор Борисович всероссийский; 2) лета 7113, Мая в 1 день преставися Благоверный Царь и Великий Князь Борис Феодорович всея России, во иноцех Боголеп; 3) лета 7113, июня 10, преставися благоверная Царица и Великая Княгиня Мария Григорьевна всея России; 4) лета 7130, Августа в 30 день, преставися благоверная Царевна, инокиня Ольга Борисовна».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Один из этих дворов принадлежал инокине Марфе - матери будущего государя Михаила Федоровича. В Костроме долго сохранялась народная легенда о том, как местные жители, узнав о приближающемся Московском посольстве, уговорили инокиню Марфу с сыном перебраться из Костромского кремля в Ипатьевский монастырь, как место " подобающее их царскому достоинству " . Но, скорее всего, царский Ипатьевский монастырь был определен как место призвания новой династии заранее. Эта обитель была построена предком царя Бориса Федоровича Годунова - татарским мурзою Четом (в крещении Захарием) на месте явления ему в сонном видении Богородицы с предстоящими свщмч. Ипатием Гангрским и ап. Филиппом. Борис Годунов был уверен, что Богородица явилась его предку именно в Феодоровском образе, - в подтверждение этого в конце XVI века по его заказу в дар Ипатьевскому монастырю была впервые написана тронная Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими святыми Вполне возможно, что связь рода Годуновых с образом Покровительницы власти была одним из аргументов позволившим Борису занять царский престол. Помимо его сестры Ирины, супруги царя Федора Иоанновича, удалось войти во власть и Сабуровым - другой ветви, ведущей свое происхождение от мурзы Чета. Речь идет о первых женах Ивана III и сына Ивана Грозного - царевича Ивана И вот теперь, колыбели Годуновых-Сабуровых суждено было стать колыбелью новой династии. Демонстрация преемственности новой власти выразилась и в том, что почти все детали призвания на царство Бориса Федоровича были воспроизведены при призвании Михаила Романова, а многие речи, произнесенные в московском Новодевичьем монастыре (месте призвания Годунова), были повторены в Ипатьевской обители Московское посольство, войдя в Кострому, прежде отправилось в Успенский собор, где был отслужен молебен Феодоровской иконе Богородицы и лишь затем, взяв образ, двинулось крестным ходом с костромским духовенством и народом в Ипатьевский монастырь. Присутствие при призвании святыни Рюриковичей и Годуновых, а так же принесенной из столицы Петровской иконы Божией Матери - символизирующей власть московских патриархов, наглядно показывало приверженность новой династии древнему завету о симфонии царской и церковной власти. Именно к Петровскому образу обращалась инокиня Марфа: « Се Тебе, о Богомати, Пресвятаа Богородице, и в Твои пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю и, яко же хощеши, устроиши ему полезнаа, и всему православному христианьству » Примечательно, что в столичных кремлевских храмах в день мартовского праздника, согласно " Чиновникам " Московского Успенского собора было предписано выкладывать на аналой не список с костромской святыни, а Петровскую икону Божией Матери, тем самым уже литургически показывая образ симфонии властей, преподанный когда-то в лесу под Костромой князю рода Рюриковичей. Само же празднование, всегда совпадавшее со временем Великого поста, было уравнено с двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В преддверии 90-летия октябрьской революции 1917 года мы представляем читателям картину Ирины Ковалевой «Лихолетье», которая была подарена Князь-Владимирскому собору 10 июня с. г., в День всех святых, в земле Российской просиявших. Словом «лихолетье» можно назвать период между революцией и Великой Отечественной войной, когда вместе с лучшими сынами Отечества погибала и Русская Церковь, и русская культура. В Петербурге более 20 лет ведется кропотливая работа по выявлению сведений о российских новомучениках и всех, кто пал жертвами этого лихолетья. В этой работе епархиальной комиссии по канонизации святых помогают многие ученые, историки, архивисты. Творческое осмысление в красках этого труда передает картина «Лихолетье». Она рождалась постепенно, на протяжении нескольких лет, по мере накопления материала. На холсте изображено 59 человек: патриархи, митрополиты, священники, монашествующие, женщины и дети, среди них нет ни одного выдуманного лица. По мере написания картины историки Лидия Соколова, Александр Галкин и Александр Бовкало работали над восстановлением биографий изображенных, о многих из них до этого было практически ничего неизвестно. За это время на основе архивных материалов возвращены из небытия судьбы четырех тысяч россиян, пострадавших за веру. Многие из них были связаны с Санкт-Петербургскими духовными школами. Выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии 1895 года протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный красноармейцами в Царском Селе на шестой день после октябрьского переворота, 31 октября 1917 года, стал первым в сонме новомучеников Российских. Вскоре, 19 января 1918 года, при попытке захвата «народными комиссарами» Александро-Невской лавры был смертельно ранен протоиерей Петр Скипетров, выпускник 1890 года. Летом того же года в Алапаевске была заживо похоронена в шахте великая княгиня Елисавета Феодоровна, являвшаяся почетным членом Петроградской Духовной Академии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Симеоновского монастыря церковь во имя св. Богоотец Иоакима и Анны, в которой главный придел посвящен Божией Матери в честь чудесного явления Её иконы Феодоровской. Предание это имеет для себя подтверждение в следующем известии Писцовых книг 1628–1630 гг. «На Суле у Мшанские улицы церковь стоит без пенья Федора Стратилата древяна клецки»; богослужение в ней не совершалось, вероятно, за ветхостью церкви, и она затем были уничтожена. По мнению Карамзина (т. IV, гл. IV Истор.), основанному на свидетельстве Никоновой летописи, в Феодоровской церкви в январе 1277 г. погребен епископом Ростовским Игнатием великий князь Василий Костромской. По словам И. Миловидова, «прах Василия Ярославича покоится доныне под теперешнею церковью Богоотцевской». (История Костромы, изд. 1885 г., 63 стр.). 22 Вблизи его или около церкви во имя Похвалы Богородицы была воздвигнута в память воцарения Михаила Феодоровича каменная церковь во имя препод. Геннадия, первого провозвестника дома Романова. Она разрушилась от пожара в 1773 г. и по недостатку средств не была возобновлена. 23 В 1865 году собор этот расширен пристройкой двух приделов, так что ныне внутри имеет, вместо двух, четыре ряда колон. 25 Это, по всей вероятности, сестра Федора Ивановича Мстиславского, которая, быв избрана в невесты царю Феодору Иоанновичу за неплодием супруги его Ирины Федоровны, была невольно пострижена Борисом Годуновым, как соперница сестре его Ирине. 26 Таковы в алфавитном порядке: Аверкиевы, Алалыкины, Аргамаковы, Аристовы, Ачкасовы, Бабарыкины, Бедаревы, Бестужевы, Болдыревы, Бутаковы, Васильчиковы, Вельяминовы, Ветошкины, Витовтовы, Внуковы, Высотские, Глебовы, Головцыны, Грамотины, Елизаровы, Ерлыковы, Жабины, Жидовские, Заворотниковы, Зварыкины, Золотухины, Зузины, Ивашевы, Карташевы, Кафтыревы, Колычевы, Корцовы, Кудрины, Куломзины, Кульневы, Кутузовы, Леонтьевы, Линевы, Литвиновы, Лихачевы. Ловчиновы, Ляпуновы, Мошковы, Нелидовы, Носовы, Овцыны, Огаревы, Ощерковы, Пановы, Пасынковы, Писемские, Поленовы, Полозовы, Потуловы, Пуминовы, Пушкины, Ратьковы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Е. Коростелева вспоминает: «С раннего детства помню напечатанные на пожелтевшей бумаге, порой трудночитаемые переплетенные проповеди о[тца] Сергия, а также воспоминания о нем. Это были буквально настольные книги Ирины Николаевны и ее сестер». Когда в 1990 году храм Святителя Николая в Клённиках был возвращен Русской Православной Церкви, И. Н. Черткова приняла самое деятельное участие в возрождении дорогого ее сердцу «розового дома» (так называл храм в своих письмах отец Сергий Мечёв ). Чуть ли не в первое же Рождество (1991) она с детьми репетировала праздничную постановку – опять же «по отцу Сергию»; постоянно присутствовала на богослужениях с внучатым племянником Григорием. Прихожанка храма С. И. Кожевникова была свидетельницей такого факта: Ирине Николаевне уже за восемьдесят; она звонит в храм (идет проскомидия) и просит узнать у настоятеля, протоиерея Александра Куликова, не леность ли это – она что-то никак не может подняться с постели... Когда провожали ее в последний путь, отец Александр произнес только три слова: «Она была молитвенница». Из его уст это прозвучало как самая высокая похвала, которой только могла удостоиться новопреставленная. Подвижническая жизнь И. Н. Чертковой была отмечена высокой наградой – в 2001 году она удостоилась медали преподобного Сергия Радонежского 2-й степени. Запомнились прихожанам и двоюродные сестры Чертковых Вера Ивановна и Надежда Ивановна, много сил отдавшие уходу за больными маросейскими братьями и сестрами. Хватова Павла Федоровна (Фридриховна) (1899–1992) На Маросейку пришла в начале 1920-х годов, несла послушание у Феодоровской иконы Божией Матери. В 1928 году вышла замуж за маросейского прихожанина Ивана Николаевича Хватова (1893– 1957), впоследствии посвященного в сан диакона и служившего в подмосковном селе Акулово, где подвизался известный старец Сергий Орлов (в тайном постриге иеромонах Серафим; 1890–1974). В 1929 году в семье родился сын Сергей, которого крестил отец Сергий Мечёв . Павла Федоровна вместе с Ириной Антоновной Бондаревой (в храме ее звали «Ирина Черная»), медсестрой по профессии, держали тесную связь с маросейцами, навещали больных, помогали нуждающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Пам " дати В з нагоди заснування для друку 18 травня 2019 р. 17:44 17 мая 2019 года чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была принесена из Караганды в Алма-Ату. Из международного аэропорта Алма-Аты святыня была перевезена в Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря Южной столицы Казахстана, где встретить древний образ Пресвятой Богородицы собрались священнослужители и многочисленные верующие. Под пение тропаря «Христос воскресе из мертвых» иерархи вынесли чудотворную икону из алтаря собора и установили киот в центре храма, после чего начался молебен, который возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. 18 мая, в день памяти великомученицы Ирины и преподобного Иакова Железноборовского, празднование в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в Софийском соборе Алма-Аты была совершена Божественная литургия пасхальным чином, освятившая празднование в Южной столице страны 20-летия Астанайской и Алма-Атинской епархии . Праздничную Литургию возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний , архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий ,  епископ Единецкий и Бричанский Никодим ( Православная Церковь Молдовы ), викарий Варшавской епархии епископ Гайновский Павел ( Польская Православная Церковь ), викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий , управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий , епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5437414...

С гравир. г. Волковым видом монастыря и гравиров. Степановым портретами Федора Никитича и Ксении Иоанновны Романовых, царей Михаила Феодоровича, Алексея Михаиловича, царевны Ирины Михайловны. Содержание: Местоположение и начало монастыря, стр. 1. Здания, стр. 6. Знаменитые особы, погребенные в монастыре, стр. 48. Архимандриты, стр. 57. Примечательные вещи и вклады, стр. 65. Достопамятные происшествия, стр. 77. Настоятели, стр. 82–103. В росписи Смирдина 838) это заглавие выписано иначе и, может быть, есть экземпляры с другим заглавным листом. Изданий 1807, 1810, 1811 и 1813, указанных в заглавии, не существует и эти указания годов относятся к отдельным томам Истории Росс. Иерархии. Такое же указание сделано в описании Соловецкого монастыря (см. ниже, 91). 60) Утро в Новоспасском. Сочинение Николая Иванчина-Писарева. С приложением вида Новоспасского монастыря в начале XVIII века. Издание архимандрита сего монастыря, Аполлоса. М. В тип. А. Семена. 1841. (8) 89 стр. История и описание монастыря и, со стр. 51-й, примечания. 61) Новоспасский монастырь. Соч. Ивана Снегирева . С видами сего монастыря в царствование Петра I и в настоящем его положении, с изображениями строителей его в. к. Uoahha III , царей Михаила и Алексия. Издание архимандрита Аполлоса. М. В тип. А. Семена. 1843. (8) 142 стр. К книжке приложены: гравированное изображение в. к. Uoahha III , с рукописи XVI века. Портреты царей Михаила и Алексия с фресков Новоспасского монастыря и виды монастыря, при Петре I и в нынешнем его положении. Та же книга, с небольшими изменениями, издана в том же году, со следующим заглавием: Новоспасский монастырь. Соч. Ив. Сн. (Снегирева), с видами сего монастыря в царств. Петра I, и нового в настоящем его положении, с изображениями строителей его, царей Михаила и Алексия. Издание архим. Аполлоса. М. В тип. С. Селивановского. 1843. (12) 136 стр. Кроме двух видов, к описанию приложены снимок надписи вязью, на стенах соборной церкви. – Перед заглавным листом гравированное (Афонасьевым) изображение царей Ми­хаила и Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Знаменательно то, что Покаянный чин был совершен в канун 21 Февраля, в самый канун девятой годовщины восшествия Царя Бориса Феодоровича на Всероссийский Престол и праздника иконы Божией Матери «Смоленская», установленного Святителем Иовом совместно с Собором 1598 года. Как и о Соборе 1598 года, о Соборе 1607 года можно сказать, что прежде история Русской Православной Церкви и история Российского Государства ничего подобного не имела. Соборное покаяние было явлением и мероприятием исключительным. И хотя, с точки зрения практической, ближайшего результата, как полного прекращения Смуты, этот Собор не принес, но он в своем содержании и в своих документах определил духовно-политическую стратегию выхода из Смуты: пока будет во властном слое корениться измена и готовность отступничества в любой момент, никакая хитроумная политика аристократии не избавит Россию от бед. Знаменательно и то, что эту стратегию сформулировал Святитель Иов, скончавшийся вскоре после Собора, но успевший оставить свое духовно-политическое завещание в виде «Прощальной Грамоты». Непродолжительное Царствование Василия Иоанновича через три года - 17 Июля 1610 года - пресеклось, вопреки протестам Святейшего Патриарха Гермогена. Бояре свергли Царя и установили свое правительство. Но они так и не нашли выхода из безгосударного кризиса. Продолжателем дела Святейшего Иова стал Святитель Гермоген, пострадавший за это и претерпевший мученическую кончину. Но духовный, идейный костяк стратегии выхода из Смуты оба Патриарха оставили Русского Народу, который осенью 1612 года освободил Кремль от поляков и изменников-бояр, а в начале 1613 года созвал новый Московский Собор. 7. Соборная Клятва 1613 года Соборный Акт 1613 года в первоначальных частях практически дословно воспроизводит текст Соборной Грамоты 1598 года, это «Богословие», «Родословие» вплоть до смерти Царя Феодора Иоанновича и начало уговоров Царицы Ирины Феодоровны и правителя Б.Ф.Годунова о наследовании Царского Престола(238). В заключительной части Соборной документа 1613 года - собственно в «Утверженной Грамоте» содержится клятва со страшными проклятиями возможным изменникам: «Слышавше сия Митрополиты, и Архиепискупы, и Епискупы приговор о Утверженной Грамоте всего Освященнаго Собора и Государевых боляр, i весь Цapckui сигклит и христолюбивое воинство, повеле nucami сию Утверженную Грамоту, и да незабвенно будет писаное в hei в роды и роды i во веки.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/03/...

Вторым мероприятием форума 19 и 20 июня станет летняя Международная историко-просветительская конференция. По словам заместителя руководителя информационно-издательского отдела Переславской епархии Ирины Герасимовой, в конференции планируется участие ученых из США, Италии, представителей международных организаций.  Третье, заключительное, мероприятие форума состоится 27 ноября в формате круглого стола на тему: «Новомученики, исповедники и подвижники благочестия земли Переславской и Угличской». «Среди важных задач Переславской епархии отдельное место занимает создание Музея новомучеников и исповедников Церкви Русской имени святителя Луки Крымского в здании бывшей больницы, которую он построил в Переславле-Залесском, — сказал епископ Феоктист. — Все эти вопросы уже давно требуют обсуждения, поэтому мы решили попытаться создать площадку для их проработки». Архиерей также добавил, что географически имя святителя Луки часто связывают с Ташкентом, Крымом, городами ссылок, и при этом редко вспоминают о Переславле-Залесском. Между тем, будущий епископ Лука более шести лет трудился в Переславле-Залесском. Именно во время переславского периода он защитил докторскую диссертацию, написал свои знаменитые «Очерки гнойной хирургии», стал профессором. Здесь же он, светский женатый человек, впервые задумался о принятии духовного сана. Здание больницы, которое построил в Переславле-Залесском святитель Лука, находится менее чем в полукилометре от Феодоровского монастыря. При входе в обитель на гранитном постаменте установлен большой бронзовый бюст священноисповеднику Луке Войно-Ясенецкому, память которого в обители трепетно чтят. «Мы надеемся сделать Свято-Феодоровский международный форум ежегодным событием. Возможно, нам удастся запустить и другие просветительские проекты подобного рода. Переславль-Залесский имеет очень выгодное расположение и богатейшую историю. По этой причине он очень удобен для проведения различного рода конференций, в первую очередь, — историко-просветительских. Нам есть, что рассказать и показать, но, конечно, наших внутренних ресурсов не хватает для всестороннего изучения духовного и государственного наследия Переславской земли. Именно поэтому мы стараемся привлекать интеллектуальные силы всеми доступными нам способами, самые эффективные из которых — научные форумы», — заключил епископ Феоктист. «Церковный вестник» /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/5400424.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010