1698-1699), Сильвестр (Святополк-Четвертинский; 1707-1728), Арсений (Берло ; 1730-1732), Иосиф (Волчанский ; 1735-1742), Иероним (Волчанский; 1744-1754), свт. Георгий (Конисский; 1755-1795, с 1783 архиепископ), Афанасий (Волховский; 1795-1797), Иларион (Кондратовский; 1797), Анастасий (Братановский-Романенко ; 1797-1805, с 1801 архиепископ), Варлаам (Шишацкий; 1805-1813, с 1808 архиепископ), Ириней (Фальковский; 1812-1813, в. у.), Даниил (Натток-Михайловский; 1813-1821, с 1816 архиепископ), архиеп. Иоасаф (Сретенский; 1821-1827), Павел (Павлов-Морев; 1827-1831), Гавриил (Городков ; 1831-1837, с 1834 архиепископ), архиеп. Смарагд (Крыжановский ; 1837-1840), Исидор (Никольский ; 1840-1844, с 1841 архиепископ), Анатолий (Мартыновский; 1844-1860, с 1853 архиепископ), архиеп. Евсевий (Орлинский ; 1860-1882), Виталий (Гречулевич; 1882-1885), Сергий (Спасский; 1885-1892), Ириней (Орда ; 1892-1893), Евгений (Шерешилов; 1893-1896), Мисаил (Крылов; 1896-1904), Стефан (Архангельский; 1904-1911), Константин (Булычёв; 1911 - июнь 1922, с 1915 архиепископ), Мстиславский еп. Варлаам (Ряшенцев; июнь-июль 1922, в. у.); Нифонт (Фомин; 1922-1924), Никон (Дегтяренко; 1924-1927), Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 1927-1928), Феодосий Ващинский (1929, 1933), архиеп. сщмч. Павлин (Крошечкин; 1933-1935), Александр (Раевский ; 1936), сщмч. Иоасаф (Жевахов ; 1936), архиеп. Филофей (Нарко; 1942-1944), архиеп. Максим (Кроха; 1989-2002), Софроний (Ющук; с 7 окт. 2002). Монастыри. Действующие Успенский Пустынский (мужской, в урочище Пустынки близ Мстиславля, основан в XIV в., с 1605 в унии, с 1839 православный, в 1925 упразднен, возрожден в 2003), Николаевский (женский, в Могилёве, учрежден в сер. 30-х гг. XVII в., с 1719 мужской, упразднен в 1754, возрожден в 1991 как женский). Упраздненные мстиславский Николаевский (мужской, в Мстиславле, известен с 1506, упразднен в 1877), могилёвский в честь Преображения Господня (мужской, в Могилёве, известен со 2-й пол. XVI в., перешел к униатам в 1618, с 1649 православный, закрыт в 1918), Мстиславский Онуфриевский при Натопе (мужской, на погосте Онуфрево (ныне с.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

С этою целью он делал запросы цензуре о намеченных ею кандидатах, требовал рекомендации синодальной конторы, митрополита Платона и заведующего придворным духовенством 109 . Представления и рекомендации указанных лиц и учреждений сохранились в некоторых делах о замещении цензорских вакансий. Сохранились намеки и на то, что желавшее попасть в члены цензуры иногда устраивали своего рода конкурс друг с другом, выставляя на вид начальства свои сочинения 110 . Но, как бы то ни было, фактически выбор нередко осложнялся побочными обстоятельствами и соображениями, иногда протекцией. И если синод, например, был склонен оставлять без внимания настойчивые рекомендации Платоном 70-летних старцев, заслуженных протоиереев, и назначал, как и в других случаях, даже против его желания (imo, me nolente 111 ), то это еще не уничтожало влияния прочих сторонних мотивов. Значение привходящих обстоятельств обнаружилось уже в самый год учреждения московской цензуры. Так, при первом избрании членов цензуры, в ее составе оказался архимандрит Ириней (Фальковский). Вполне соглашаясь, что он выделялся из среды других духовных лиц «знанием наук», нельзя, однако, не отметить, что именно в это время Ириней был под следствием и даже удален из киевской академии. Спустя два месяца, впрочем, испросив у митрополита киевского Иерофея «отпущение своей вины пред ним», он был возвращен к прежней должности 112 . На место Иринея в цензуру был определен иеромонах Иустин, впоследствии «мудрый, добрый, благодетельный святитель пермский, отличавшийся знанием языков, автор «грамматики языка словенского " " 113 . Однако, самое назначение Иустина в цензуру было обусловлено, главным образом, тем участием, которое принял в его судьбе император Павел. При нашествии французских войск на Венецию, Иустин, состоявший там при русской миссии, лишился своего имущества. Последовало высочайшее повеление, по докладу коллегии иностранных дел, о посвящении его в архимандрита на первое открывшееся место. Опять синод и Иустина почтил званием члена цензуры и настоятелем Волоколамского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Первое издание на греческом языке, в переводе Мелетия Сири-га: Амстердам, 1666. На церковнославянский язык переведено в 1685 г. при Патриархе Иоакиме в Москве, в Чудовом монастыре. Этот перевод напечатан затем с предисловием патриарха Адриана: М., 1696. Последующие издания: М., 1709; Киев, 1712; Чернигов, 1715, СПб., 1717, 1722 и 1739; М., 1744. Первое издание в русском переводе: СПб., 1831 (Перевод выполнил священник Иоанн Колоколов.) – Об авторе «Исповедания» см.: профессор протоиерей Александр Горский. Петр (Могила) , митрополит Киевский. – «Прибавления к творениям святых отцов». 1846. Ч. IV; Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр (Могила) и его сподвижники. Т. 1–2. Киев, 1884; он же. История Киевской Духовной Академии. Т. I. Киев, 1886. 20 Иеромонах Тарасий (Курганский). Великороссийское и малороссийское богословие XVI-XVII веков. СПб., 1903. Изд. 2. Варшава, 1928. 21 См. о нем обстоятельное исследование: Протоиерей Иоанн Морев . «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского) , его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904. – Об актуальности этого труда митрополита Стефана и его неустареваюшем значении для Русской Церкви можно судить по тому, что уже в XX веке догматические трактаты, из него извлеченные, переиздавались отдельными выпусками в популярной серии под общим названием: «Учение о разных церковных догматах, изложенное по книге митрополита Стефана (Яворского) “Камень веры”». См., например: «Догмат о святых иконах». Изд. 4. М., 1913; Догмат о знамении Честнаго Креста. Изд. 3. М., 1892; Догмат о Святейшей Евхаристии, т. е. о таинстве Тела Христова и Крови Его. Изд. 4. М., 1910; Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и При-снодевы Марии. Изд. 4. М., 1911 и другие (Всего было 12 таких выпусков). 22 О нем: Рождественский Ф. Самуил Миславский, митрополит Киевский. Киев, 1877; Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем – академией. Киев, 1856. 26 Некоторые из сочинений этого знаменитого иерарха (но не его лекции по догматике) были впоследствии изданы: Архиепископ Георгий (Конисский) . Собрание сочинений, с жизнеописанием его. Издал протоиерей Иоанн Григорович. Ч. 1–2. СПб., 1835; Слова и речи архиепископа Георгия (Конисского) . (С библиографической статьей Ивана Пятницкого). Могилев, 1892. 27 См.: Булашев Г. О. Преосвященный Ириней (Фальковский), епископ Чигиринский. Киев. 1883. Подавляющая часть богословского наследия этого выдающегося ученого-аскета (по 28 «Christianae Orthodoxae… Theologiae Compendium…». Т. 1–2. М., 1802; 1810; 1818. Ср.: Архимандрит Ириней. Положения богословские из VII и IX книг «Догматического богословия», для отправления в Киевской Академии публичных состязаний выбранные. Киев, 1802. (Параллельный текст на латинском и русском языке). – Другие из изданных им сочинений относятся к области библейской экзегетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

После смерти митроп. Стефана главным противником архиеп. Феофана оставался архиеп. Феофилакт (Лопатинский). С воцарением Анны Иоанновны обстоятельства изменились. Значение Феофана возросло вновь. “Камень веры” был запрещен (запрещение снято только имп. Елисаветой). Феофан достиг полного торжества. Московская Академия, где Блонницкий и Лящевский были наставниками, образовала многих толкователей Священного Писания , особенно Нового Завета. Феофилакт (Горский), ректор (1770–1774), написал “Соглашение” Писания. Воспитанник Академии Аполлос (Байбаков) издал читанные им толкования на послания апостола Павла. Другой воспитанник Академии, будущий митроп. Гавриил (Петров), известен как толкователь соборных посланий. По толкованию Священного Писания ценны труды еп. Мефодия (Смирнова) , Иринея (Клементьевского) , одного из просвещеннейших пастырей (†1818), Иннокентия (Смирнова) , еп. Пензенского, еп. Чигиринского Иринея (Фальковского), митроп. Филарета (Дроздова) , архиеп. Японского Сергия (Тихомирова) , проф. Н. Глубоковского (†1937 году в Софии) и Михаила (Лузина) , еп. Курского. Епископ Мефодий, ректор Академии (1791–1795), написал “Священное богословие, основанное преимущественно на Священном Писании ”. Он известен также как историк, педагог и филолог. Особенно плодотворен в толковании Писания был ректор Ярославской семинарии, впоследствии епископ Псковский Ириней (Клементьевский) . Он написал толкования на послания к Римлянам и Евреям, на 12 малых пророков и на пророка Даниила, толкование на псалмы. Он известен также как догматист и филолог, переводчик святоотеческих творений с греческого языка. Преподаватель киевской Академии Ириней (Фальковский) писал толкование на послания апостольские. Святитель Тихон Воронежский считал нужным и решился сам перевести Псалтирь с еврейского и Новый Завет с греческого на русский язык, но “постеснялся” издать свои труды. Префект Московской Академии Стефан (Прибылович) написал род катехизиса в 14 статьях под названием “Путь в царствие Божие”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот так прославил Господь Бог сей монастырь не только образом Своей Пречистой Богоматери, но человеческими воинскими подвигами защитников Отечества 1812 года. Оказавшийся в центре военных событий Колоцкий монастырь претерпел сильное разрушение. Как же в таких условиях могла сохраниться чудотворная Колочская икона Божией Матери? Летом 1812 года по мере продвижения французской армии вглубь России встал вопрос о вывозе и сохранении церковных ценностей. Святейший Синод предписал епископам вывозить церковное имущество и выезжать самим после получения от генерал-губернаторов уведомления о необходимости подобных мер. «Смоленский епископ Ириней, получив от гражданского начальства сообщение о близком наступлении неприятеля, 4 августа отправился по Московскому тракту в Дорогобуж – Вязьму – Гжатск – Колоцкий монастырь – Москву – Ярославль, забрав с собой, по его словам, “сколько мог” церковных и ризничных вещей, денег и консисторских дел» . Очевидно, вместе с епископом Иринеем (Фальковским; † 1823) уехал и настоятель Колоцкого монастыря, взяв с собою чудотворную икону. В монастыре осталось два или три монаха. В Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре Ростова сохранилась следующая запись: «Сентября 5-го числа принесена в Ростов святая чудотворная Смоленская икона Божией Матери, а при ней прибыл тамошний преосвященный епископ Ириней с многочисленной свитой. Имели пребывание в Богоявленском монастыре по 9-е число, в котором, услышав о вступлении французских войск в Москву, отправились в Ярославль. Также принесена Колочская чудотворная икона Божией Матери и при ней в сопровождении игумен того монастыря. Имели пребывание в Варницком монастыре» . Получившее приют в монастыре «беспардонное войско», как метко определили французских вояк, при отступлении подвергло святую обитель беспощадному разорению: храм был опустошен, иконостас сожжен, имущество монастырское разграблено, все деревянные постройки также сожжены. Согласно рапорту настоятеля, в обители ничего не осталось, кроме стен. Убыток монастыря составил 30 600 рублей .

http://pravoslavie.ru/4416.html

Из них более известны петербургский протоиерей Григорий Мансветов , напечатавший Краткие поучения для воинов (Спб. 1821), Обязанности домашнего общества (1823), Краткое изъяснение на литургию (1822. 1825), Поучение, как стоять в церкви (1824), и весьма известное в свое время сочинение в 6 частях Училище благочестия (1824–1826), и московские протоиереи Иоанн Кандорский, написавший несколько сочинений против вольнодумства, и Николай Другов, издавший Изъяснение евангельских блаженств (М. 1818), Верный путь ко спасению в 3 частях (1816 и 1822), Дух утешитель на каждый день (1820) и др. Важное значение имели сочинения и переводы, направленные против вольнодумства, каковы переводы: Феофилакта Русанова о достоверности Евангелия Бозобра (1803), О превосходстве религии Люзерна (1804) и Против безверия (1806), Смирнова Иудейские письма к Вольтеру (М. 1808 и 1818 г.), Т. Крылова Размышления о важнейших истинах религии Иерузалема (М. 1816 и 1817–1819) и мн. др. Но замечательно, что, кроме указанных выше немногих сочинений, не являлось на свет ни одного труда, который бы касался религиозных ошибок и крайностей наиболее выдававшегося современного настроения общества, – мистического. Еще менее занимал духовную литературу вопрос о расколе и народных сектах; кроме упомянутого сочинения Евгения Болховитинова о духоборцах, притом же в свое время остававшегося под спудом, можно указать разве еще на очень слабое Наставление правильно состязаться с раскольниками ректора рязанской семинарии Иеронима, выдержавшее 3 издания (М. 1807, 1815 и 1825 г.), и не изданные, даже, кажется, совсем затерянные цензурой, обширные тетради против раскольников, особенно Федосеевцев, лучшего в то время знатока раскола, московского единоверческого протоиерея И. Полубенского. На поприще истолкования св. Писания из нижних экзегетов продолжали подвизаться Ириней (Клементьевский) псковский, издавший при Александре свои толкования на пророков (Спб. 1804, 1809, 1816) и на псалмы (М. 1805 второе изд., 1807, 1814), и другой Ириней (Фальковский) Чигиринский, издавший толкования на послания к римлянам (Киев 1806) и к галатам (1807).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Отличные даром церковного витийства: греческий проповедник Илия Минятий . У нас: Святитель Димитрий Ростовский , Стефан Яворский , Гедеон Криновский , проповедник придворный († 1763); Георгий Кониский, архиепископ Белорусский (†1783); Тихон Соколов, епископ Воронежский († 1783); Гавриил Петров, митрополит Новгородский († 1801); Амвросий Подобедов , митрополит Новгородский († 1818); Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский († 1806); Михаил Десницкий , митрополит Новгородский († 1821); Платон Левшин , митрополит Московский ( † 1812); Иоанн Леванда, протоиерей Киевский († 1814), и многие другие. Писавшие Богословское учение, из греков: Мелетий Пигас, Патриарх Александр. (писал Катихизис в виде разговоров на греческом); а в новейшие времена, Патриарх Константинопольский Анфим (написавший систему Богословия на греческом). – У нас: Петр Могила , митрополит Киевский (написал Православное Исповедание); Феофан Прокопович , (Theol. Dogmatic); Самуил Миславский (дополнил и издал Богословие Феофана); Ириней Фальковский, епископ Чигиринский † 1823 (сократил и дополнил тоже Богословие); Сильвестр Кулябка, архиепископ СПб † 1761(оставил Богословие в рукописях); Феофилакт Горский, епископ Коломенский, † 1788 (De credendis et agendis); Сильвестр Лебединский , архиепископ Астраханский † 1808 (Compend. Theologiae); Ювеналий Медведский, иеромонах † 1809 (написал Систему богословия на русском); Парфений Сопковский, епископ и Георгий Смоленский, Кониский составили книгу о должностях пресвитеров приходских. По сочинениям духовно-нравственным наиболее известны: Святитель Димитрий Ростовский (соч. Алфавит духовный и проч.); Иоанн Максимович , митрополит Тобольский († 1715) (Царский путь Креста Господня); Тихон Воронежский (Сокровище духовное и прочее). по изъяснению Святого Писания: Гавриил Петров, митрополит Новгородский; Ириней Клементьевский , архиепископ Псковский († 1818); Тихон Малинин, архиепископ Астраханский († 1793); Аполос Байбаков, епископ Архангельский († 1801), и другие 257 . Учение Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Самуил (Миславский), ректор киевский, впоследствии митрополит киевский ( ум. 1796 г.), пересмотрел, дополнил и издал догматику Феофана. Он же издал трактат Зерникова о происхождении Св. Духа. Феофилакт (Горский) писал для московской академии: «Учение восточной православной церкви о вере и деятельности». Здесь менее оргинального, чем у Феофана, «но более ясности в изложении и правильности в распорядке частей; притом, кроме полной догматики, здесь есть и учение о христианской нравственности; доказательства заимствуются из св. Писания, но приводятся и свидетельства отцев Церкви.» Митр. Платон, когда был законоучителем наследника престола, написал для него на русском языке «Православное учение», которое потом было переведено на многие иностранные языки. Макарий (Петрович), серб, получивший образование в московской академии, проповедник ея, с 1761 г. префект, с 1763 г. архимандрит и ректор тверской семинарии. Составил систему «богословия», которая отличается сколько глубиной мыслей христианских, столько же логическою силою доказательств. Проповеди его отличались ясностью мысли и сердечным красноречием. Владел русским языком, как немногие русские. Умер 32 лет в 1766 г. Свят. Тихон, епископ воронежский. Дополнив размышлениями читанные им в тверской семинарии догматико-нравственные наставления, оставил прекрасное сочинение: «Об истинном христианстве». Хотя оно не имеет систематической строгости, но зато проникнуто истинным христианским духом и оригинально с начала до конца. Ириней (Фальковский), даровитый ректор киевский и епископ Чигиринский (с 1807 г., скончался в 1823). Известен его труд «Сокращенная православная догматика». Сочинение отличается систематическою строгостию, отчетливостию и ясностию. Сочинение расположено по плану Феофановой догматики, но далеко лучше той по содержанию и по изложению. Это – лучшая догматика из писанных дотоле в России по ея ясности, отчетливости и систематической строгости. Проф. П. Знаменский упоминает еще о следующих тружениках науки. Митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В К. З. м. принял постриг Гервасий (Линцевский ; впосл. епископ Переяславский), в 1750 г.- Амфилохий (Леонтович; впосл. епископ Переяславский), 21 июля 1835 г. рукоположен во иерея буд. Тверской и Кашинский архиеп. Евсевий (Ильинский) ; 19 дек. 1854 г. принял постриг, 8 дек. 1856 г. рукоположен во диакона, 10 мая 1860 г.- во иерея киевский старец Вонифатий (Виноградский) ; 10 февр. 1908 г. принял постриг и вскоре был рукоположен во диакона и иерея св. Макарий (Гневушев ; впосл. епископ Орловский); 20 окт. 1908 г. принял постриг, 22 окт. возведен в сан архимандрита Павел (Преображенский; впосл. епископ Чигиринский), в 1919 г. принял постриг Евмений (Хорольский; впосл. архиепископ Житомирский). В обители проживали: после 1761 г.- филолог иером. Иаков (Блонницкий) , составлявший лексиконы и грамматики церковнослав. языка, с 1813 г.- еп. Ириней (Фальковский) , в 60-х гг. XIX в.- прп. Гавриил Афонский , с 1918 г.- иером. св. Дамаскин (Цедрик) , служивший епархиальным миссионером. 18 июня 1909 г. К. З. м. посетили имп. Николай II Александрович и вел. кн. Михаил Александрович. В 1918 г. храмы К. З. м. пострадали во время бомбардировки Киева армией М. А. Муравьёва. В 1919 г. в постройках мон-ря располагался Укрсовнархоз. В мае 1921 г. викарий Киевской епархии, еп. Звенигородский Алексий (Готовцев) был назначен настоятелем обители, помещения к-рой почти полностью занимали советские учреждения. С 1922 г. в кельях начали размещать студенческие общежития, трапезную использовали как студенческую столовую. В апр. 1922 г. еп. Алексий был арестован. 21-23 мая Киевский ревтрибунал приговорил еп. Алексия, наместника архим. Тихона, ризничего архим. Иннокентия к 5 годам принудительных работ, замененных домашним заключением. В ночь на 4 апр. 1923 г. еп. Алексий (Готовцев) вновь был арестован и выслан в Москву. 14 мая 1922 г. началось изъятие церковных ценностей из обители. Местонахождение мн. святынь обители, в т. ч. раки вмц. Варвары и серебряных врат иконостаса, неизвестно. Монастырское книжное собрание оказалось во Всенародной б-ке Украины при ВУАН (ныне Национальная б-ка Украины им. В. И. Вернадского). Нек-рое время Михайловский собор занимала община раскольнической «Деятельно-Христовой Церкви», которую возглавлял «епископ» Петр Тарнавский, совершавший в Михайловском соборе «хиротонии», в 1930 г.- община УАПЦ.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Хотя ни один из последующих экзегетов не ссылается на работу архиепископа Мефодия и даже никто о ней не упоминает, но у его современников она, безусловно, была в большом употреблении и имела немалый авторитет. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что труд владыки выдержал два издания. Для развития же библейской науки в России труд Преосвященного Мефодия значим скорее не как изъяснение Послания, – потому что изречения толкователей он берёт из «Толкового Апостола», который появился на Руси с момента её Крещения, – а, прежде всего, как один из первых напечатанных и употребляемых русских переводов Священного Писания . Епископ Михаил (Лузин) сообщает о существовании «Толкования на Послание к Римлянам» московского священника П.С. Томилова 195 . Архиепископ Филарет (Гумилевский) уточняет, что оно в 1786 г. было передано в цензуру 196 . О дальнейшей судьбе этого толкования ничего не известно. Вероятно, издано оно так и не было. Архиепископ Филарет (Гумилевский) говорит и о том, что в 1801 г. в Москве было издано «Сокращённое изъяснение послания апостола Павла к Римлянам» воспитанника, а впоследствии духовника императора Александра I, протопресвитера С. Краснопевкова 197 . Что собой представляло это изъяснение, сказать трудно, т. к. больше никаких сведений о нём нет. К счастью, о «Толковании на послание к Римлянам» епископа Иринея (Фальковского), вышедшего в Киеве в 1806 г., кроме упоминания архиепископа Филарета (Гумилевского) 198 сохранился отзыв Г.О. Булашёва 199 . По оценке исследователя, толкование епископа Иринея отличается «строго-научным характером» 200 . Хронологические, исторические и географические данные Преосвященный Ириней заимствует у «славнаго аглицкаго писателя Пеарсона, епископа Кейстрийскаго», «Иосифа иудеянина» (Флавия), Экумения, Барония, Дорофея епископа Тирского, Оригена и Страбона 201 . При изъяснении Послания он пользуется святым Иоанном Златоустом , блаженным Феодоритом, святым Фотием, блаженным Августином , святым Амвросием Медиоланским , блаженным Феофилактом, Ансельмом, «в особенности же Корнелием а Ляпиде» 202 , при филологических изысканиях и «сличениях различных текстов (греческого, латинского и славянского) – Сальмером и др.» 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010