Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНАРХ РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Иринарх Ростовский, затворник Память 13 января , 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре . Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь , где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского , который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: " Мать моя преставилась! " Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря , поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый , по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь . Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

http://drevo-info.ru/articles/8638.html

– От этого яства будь здоров! И диакон сейчас же почувствовал облегчение и стал здоров. В Москву приехал Иринарх вместе с учеником своим старцем Александром. Приехали они ночью, за час до рассвета. Утром отправились в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы и помолились Владычице и чудотворцам Петру митрополиту и Ионе. Один сын боярский, именем Симеон пошел к царю и известил о приходе старца. Царь обрадовался и приказал, чтобы Иринарх пришел в Благовещенский собор. Старец пришел в церковь, помолился Пресвятой Богородице, благословил царя честным крестом и целовал его. Царь также целовал старца любезно и подивился великим «трудам», которые он носил на себе. Старец сказал царю Василию Иоанновичу: – Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел город Москву, плененную ляхами, и все Российское государство, И вот, оставя многолетнее сиденье в темнице, я сам пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью. Сказав сие, Иринарх направился вон из церкви. Царь Василий Иоаннович взял старца под руку, а ученик его Александр под другую. Царь сказал старцу, чтобы он благословил и царицу. Старец не ослушался, пошел в палату к царице вместе с царем благословить царицу Марию Петровну и вышел из палаты. Царица вслед послала старцу два полотенца, но он не хотел взять. Царь Василий уговаривал его: – Возьми Бога ради! Но Иринарх сказал царю: – Я приехал не ради даров; я приехал возвестить тебе правду! Царь проводил Иринарха из палаты царицыной и приказал во дворце боярину потчевать старца. Затем царь приказал дать старцу свой возок и конюха и проводить его до Борисоглебского монастыря. Вкусивши хлеба у боярина, Иринарх пустился в обратный путь, пробыв в Москве всего двенадцать часов. Вернувшись в Борисоглебский монастырь, Иринарх вошел в свою келью и вновь предался своим трудам и подвигам в посте и молитве, а конюха государева и возок отпустил к Москве, помолившись, чтобы Господь утолил свой гнев и смиловался над Москвой, как древле над Ниневией. Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю литва, злые и свирепые люди и немилостивые ругатели.

http://pravoslavie.ru/118853.html

С. 124-125; Гречухин В. Чудеса нечудесного века//Новое время: Газ. Пос. Борисоглебский, 1999. 3 февр.; Рыбников А. С. Исследование и реставрация кельи прп. Иринарха Затворника//Там же; Лапшина С. А. Здесь все дышит памятью//Там же; она же. Созерцатель жизни: Записки И. А. Тихомирова о прп. Иринархе - затворнике Борисоглебского мон-ря//ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 189-192; Чудинов А. Борисоглебский на Устье мон-рь: История, архитектура, святыни: Дис./МДА. Серг. П., 2000; Тюменцев И. О., Тюменцева Н. Е. Жители Ростовского у. и воры 1608-1611 гг.: По мат-лам рус. архива Яна Сапеги//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 53-73; Гадалова Г. С. Жития и службы Ростовских святых в хранилищах Твери//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 337-342; Федорова М. М. Предания Александра Артынова в собр. Ростовского музея//6-е Всерос. Иринарховские чт.: Сб. мат-лов. 2003. Вып. 3. С. 31-33; Мартышина Т. В. По страницам Жития прп. Иринарха, затворника Борисоглебского мон-ря//7-е Всерос. Иринарховские чт.: Сб. мат-лов. Ярославль, 2004. Вып. 4. С. 73-74; она же. Христа ради юродивый Иоанн Большой Колпак - друг и сотаинник прп. Иринарха//Там же. С. 45-46; Поспелов А. Е. Святыни Борисоглебского мон-ря в творчестве С. М. Прокудина-Горского//7-е Всерос. Иринарховские чт.: Сб. мат-лов. Ярославль, 2004. Вып. 4. С. 62-63; Черняева Е. Архим. Амфилохий - автор Жития прп. Иринарха//Там же. С. 76-77; Щербаков С. А. В Борисоглебском раю//Борисоглебское лето: Прп. Иринарх: Сб. М., 2005. С. 100-118; Тюменцев И. О. Смутное время в России нач. XVII ст. М., 2008. С. 404-407. П. К. Доброцветов Иконография Прп. Иринарх. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 318 об.) Прп. Иринарх. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 318 об.) В иконописном подлиннике XVIII в. под 27 нояб. сказано, что И. «подобием надсед гораздо; брада аки Пафнутия Боровскаго; ризы преподобническия, и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 40; см. также ркп. 30-х гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 92; Большаков.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Старец Борисоглебский Леонтий, желая провождать такую же трудную подвижническую жизнь, какую провождал преп. Иринарх, сделал себе железные вериги и носил их на своем теле, да еще тридцать крестов медных. Желая отправиться в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре, пошел к преп. Иринарху попросить благословения на путь, оставив свои кресты у ученика его. Преп. Иринарх пророчески знал, что если пойдет, то непременно будет убит, не советовал идти. Леонтий же неотступно просил у преп. Иринарха благословения в путь. На неотступную просьбу Леонтия преп. Иринарх согласился, благословил его и прощаясь с ним, сквозь слезы сказал ему: «О чадо мое драгое Леонтие! уже сюда за своими честными крестами ты не воротишься». Если так, сказал ему Леонтий, будет по твоему пророчеству, то тебе завещаю мои кресты. Поклонившись преподобному, пошел в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре. На дороге действительно был убит разбойниками, как предсказывал преп. Иринарх. Кресты же его, по его завещанию преп. взял к себе, прилагая труды к трудам. §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем Ужища железного у преп. Иринарха было двадцать сажен. Три сажени он сам заказал сделать, три сажени дал ему человек из Углича, и три сажени дал Борисоглебский старец Феодорит, которому Игумен Гермоген (1598 года) приказал оставить труды и ходить за службу. Остальные 11 сажен дал ему старец Тихон, трудившийся на ужище железном семь лет. Убоявшись нашествия панов, отдал свое ужище преп. Иринарху 6 . На ужище трех сажен преп. Иринарх трудился 6 лет, на ужище в шесть сажен – шесть же лет, на ужище в 9 сажен трудился 13 лет, а на ужище 11 сажен с прибавлением прежних 9-ти сажен трудился 5 лет. Всего он трудился 30 лет и четыре месяца. Во время праведных своих трудов иногда он вязал свитки (власяные одежды), власяные клобуки, шил на нищих одежду. Иногда от великих трудов и изнемогал. Спал не более час, два, три и то ночью. Тело свое бил железною палкою, непрестанно творя молитву. §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: Корсунский Н. Н. Прп. Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебского мон-ря, что на р. Устье. Ярославль, 1873. Фронт.; ил. на вкл.; Жизнь прп. Иринарха, затворника Ростовского Борисо-Глебского мон-ря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов/Сост.: архим. Амфилохий (Сергиевский). М., 1865, 18742. Фронт.; ил. на вкл.; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 224-225; Никодим (Кононов), архим. Русские святые и подвижники, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии: Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский//Ярославские ЕВ. 1903. Ч. неофиц. 5. С. 100-102; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произв. из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 1995. С. 230. Кат. 145; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 100; она же. Икона «Преподобный Иринарх затворник Борисоглебский в житии»//IV науч. чт. пам. И. П. Болотцевой: Сб. ст. Ярославль, 2000. С. 141-151; она же. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223; она же. Иконы Ростова Великого. М., 20062. С. 330-333, 354-355, 360-365, 416-417. Кат. 99, 107, 110, 124; Иконография ростовских святых: Кат. выст./Сост.: А. Г. Мельник. Ростов, 1998; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 446-447, 452-453. 223, 226; Т. 2. С. 134-135; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008; Русское серебро XVIII в. в собр. ГМЗРК/Авт.-сост.: В. М. Уткина. М., 2009. С. 104-106. Кат. 74. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ († 1645), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Переславский, затворник АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )

http://pravenc.ru/text/673961.html

Игумен по монастырскому обычаю, отдал Иринарха под начало старцу, у которого молодой инок и стал пребывать в послушании и покорении, в посте и молитве. После того, как Иринарх с успехом прошел первое послушание, игумен для испытания и смирения послал Иринарха в пекарню, где он и трудился на братию день и ночь в послушании и смирении, нисколько не заботясь ни о чем телесном, и никогда не уклоняясь от посещения церкви Божьей, куда приходил прежде всех братий; стоя в церкви, он ни с кем не разговаривал; во время чтений не садился, а всегда выстаивал на ногах, как твердый камень, и никогда не выходил из церкви до отпуста. Узнав о пострижении Илии, друг его Агафоник пришел в монастырь посетить Иринарха и пробыл у него в монастыре немало дней. Иринарх проводил друга за монастырь версты за две и, облобызав его, стал возвращаться обратно. На пути он размышлял в своем сердце, о том, как бы ему спастись, и давал обещание идти в Кириллов Белозерский монастырь, или в Соловецкий. И вот послышался ему голос свыше: – Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки, здесь спасешься! Он усомнился относительно этого голоса, но услышал вторично тот же голос: – Здесь спасешься! Иринарх убоялся, стал плакать и помышлять, что сие означает. И в третий раз он услышал тот же голос: – Здесь спасешься! Осмотревшись кругом Иринарх никого не увидел и укрепился в той мысли, что голос сей был ему откровением свыше. Возвратившись в монастырь, он снова стал трудиться в прежнем послушании, предаваясь по ночам молитве и бдению и ложась спать лишь ненадолго, и то не на постели, а прямо на земле. После сего послушания, игумен назначил Иринарха в пономарскую службу, которую он стал отправлять с радостью. Раз Иринарх увидел одного странника, который был бос и, сжалившись над ним, обратился к Господу с такою молитвою: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, сотворивший небо и землю и первого человека, прародителя нашего Адама, по образу Своему, и почтивший его теплотою в святом рае, да будет воля Твоя святая со мною, рабом Твоим: дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на ноги его!

http://pravoslavie.ru/118853.html

Л. 40; Ф. Р-882. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 1, 2; Ед. хр. 5. Л. 7; Ед. хр. 7. Л. 32-32 об., 49; Ед. хр. 9. Л. 3-4; Ед. хр. 23. Л. 1, 4, 7; Ед. хр. 26. Л. 1-3, 5-6, 8, 11-12; Ед. хр. 38. Л. 7/-8, 19-24; Ед. хр. 46. Л. 6; Ед. хр. 72; Ед. хр. 127. Л. 10. Ист.: Амфилохий (Сергиевский), архим. Жизнь прп. Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского мон-ря. М., 1863; Переписные книги г. Москвы, сост. в 1738-1742 гг. М., 1881. Т. 3. С. 23; Повесть о Борисоглебском мон-ре, коликих лет и како бысть его начало. Ярославль, 1875; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; Мат-лы для истории Ростовского Борисоглебского мон-ря//Ярославские ЕВ. 1890. С. 397-400, 423-427; Лопарёв Х. Повесть о Борисоглебском мон-ре (около Ростова) XVI в. СПб., 1892; Житие прп. Иринарха//РИБ. СПб., 1909. Т. 13. Лит.: Боголюбский А. Ростовский Борисоглебский мон-рь//Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 28. С. 274-277; 29 С. 283-287; 30. С. 283-287; 30. С. 293-295; 31. С. 301-303; 32. С. 310-313; 33. С. 314-319; 34. С. 324-327; Амфилохий (Сергиевский), архим. Ростовские древности: История построения церквей Ростовского Борисоглебского мон-ря//Вестн. Об-ва древнерус. искусства. М., 1876. Смесь. Отд. С. 1-3; Титов А. А. Ростовский Борисоглебский мон-рь, что на Устье, Ярославской епархии//ИВ. 1891. Т. 40. 6 (Дек.). С. 767-782; Антоний, архим. Ростовский второклассный Борисоглебский мон-рь и его основатели прп. Федор и Павел. Жизнеописание Борисоглебского затворника прп. Иринарха. Ярославль, 1907; Баниге В. С. , Брюсова В. Г. , Гнедовский Б. В. , Щапов Н. Б. Ростов Ярославский. Ярославль, 1957. С. 159-179; Тюнина М. Н. Ростов Великий. Ярославль, 1969. С. 171-202; Кривоносов В. Т. , Макаров Б. А. Архитектурный ансамбль Борисоглебского мон-ря. М., 1987; Мельник А. Г. К истории Борисоглебского музея//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1991. Вып. 1. С. 120-131; он же. О звоннице Борисоглебского мон-ря//Там же. Ярославль, 1995. Вып. 7. С. 215-226; он же.

http://pravenc.ru/text/153193.html

А когда церковь была построена, то по благословению митрополита Ростовского Варлаама 23 мая 1652 года была освящена также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделом во имя великомученицы Параскевы (каменный храм сооружен на этом месте в 1763 году) архимандритом Устюжского Михаило-Архангельского монастыря Арсением. С крестным ходом, с горящими свечами и с пением хвалебных песней, при многочисленном собрании народа перенесли чудотворную икону Божией Матери из прежнего монастыря в новоустроенный храм. Это был радостнейший день в жизни труженика преподобного Леонида и уже последнее деяние его на пользу устрояемой им обители. По перенесении монастыря на новое место блаженный старец большую часть времени проводил в уединенной молитве и безмолвии, выходил из келлии только в церковь и совершенно устранил себя от управления обителью. Как светильник, тихо догорал он и, исполненный дней, на сотом году жизни почил от своих трудов, переселившись в обители вечные к блаженному лицезрению Той, святому и чудотворному образу Которой он предстоял столь долгое время. Блаженная кончина иеромонаха Леонида последовала 17 июля 1654 года. Мощи его были положены под спудом в Устьнедумском Введенском храме, где долго хранилась его жесткая и тяжелая власяница — свидетель подвижнических трудов святого. Иринарх Соловецкий Преподобный Иринарх, приняв иноческое пострижение в Соловецкой обители, ревностно подражал добродетельной жизни преподобных Зосимы (память 17/30 апреля) и Савватия (память 27 сентября/10 октября, совместная память 8/21 августа). Высокие качества души сделали его известным царю, и «светильник» был поставлен «на подсвечнике» (Мф. 5, 15) — в 1614 году, по смерти игумена Антония, преподобный Иринарх был поставлен соловецким игуменом. В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите северной России от шведов и датчан. Преподобный Иринарх прилагал немало трудов по укреплению оборонной мощи обители. С восточной стороны монастыря была построена вторая каменная стена с двумя огромными башнями, с северной и южной сторон выкопаны глубокие рвы, обложенные затем камнем. Внутри обители на случай военных действий построили два корпуса для солдат. За счет монастыря были также сделаны новые укрепления в Сумском и Кемском острогах. Обитель содержала увеличенные гарнизоны этих острогов и свой собственный. Заботы преподобного Иринарха о защите отечества имели большое значение и еще при жизни святого подвижника принесли свои плоды. Так, в 1623 году датчане на военных кораблях появились у Карельского острова, но, увидев хорошо укрепленную крепость — Соловецкий монастырь, не рискнул начать военные действия и вернулись в свои воды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондакове Ростовского уезда. В крещении получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисо-Глебском монастыре. Там он усердно трудился в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги, и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей кельи или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Авраамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то во время пения Херувимской преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась»! Архимандрит удивился. Еще не окончилась Литургия, как пришел к Иринарху брат Андрей и сообщил, что мать их Ирина умерла. Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в ростовский монастырь Святого Лазаря, поселился в уединенной келье и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель — Борисо-Глебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к древесному комлю, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. В то время его навестил давний друг блаженный Иоанн Юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву.

http://e-vestnik.ru/reports/borisoglebsk...

О. Ключевский , Н. П. Барсуков, И. Забелин отмечали его своеобразие. К их наблюдениям хотелось бы добавить, что подвижничество Иринарха в Житии противопоставлено не миру и его страстям (на этом противопоставлении обыкновенно строился конфликт в житийной литературе), но главным образом жизненным принципам многих иноков обители и даже двух ее игуменов. Обвинения, которые приводят к уходу Иринарха из Борисоглебского монастыря, могут быть соотнесены с претензиями знаменитой Калязинской челобитной. Реакция игумена, разделившего негодование братии, – своего рода положительный ответ адресата известного памятника русской смеховой культуры. Вместе с тем во времена Смуты, как отмечается многими историками, наблюдается падение монастырской дисциплины и нравственная распущенность иноков (достаточно упомянуть о многочисленных эпизодах в воспоминаниях поляков Стадницкого, Савицкого, Жолкевского, отмечавших многочисленные факты пьянства и рядовых монахов, и игуменов как в самой Москве, так и в Вязьме, Новгороде и других городах). Это может быть объяснено, как представляется, тем, что во времена Смуты большая часть иерархов Русской церкви сделала вид, что признает Лжедимитрия: рязанский епископ Игнатий, позже ставший патриархом, первым благословил «царевича»; в состав Думы Лжедимитрия I входили кроме уже названного Игнатия митрополит Новгородский Исидор, Ростовский Кирилл, Казанский Гермоген, архиепископы Иоасаф Вологодский, Трифон Суздальский, Феодосий Рязанский, Феодосий Смоленский, Феоктист Тверской, епископы Иосиф Коломенский, Геннадий Псковский, Сильвестр Козельский, настоятель Архангельского собора Московского Кремля Арсений. Разумеется, истинное имя Лжедимитрия было хорошо известно всем им. Готовность идти на подлость ради политической целесообразности неминуемо привела к «размыванию» нравственных границ во всем обществе: и пастырей, и паствы. Таким образом, конфликт Иринарха с братией носит вполне реальный характер. Интересны отголоски северных языческих поверий, отразившихся в почитании камня, которые составили почти самостоятельный сюжет в Житии, повествующий о дьяконе Ануфрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010