Подлинно свободными верующие становятся тогда, когда ими управляют люди одной с ними веры Но откуда взялись 400 лет? Они же в рабстве, если внимательно всё подсчитывать, оказались на 210 лет, мы с вами об этом уже говорили – я напомню для тех, кто не слышал. Именно потому, что Исаак не пошел путем отца, который спустился в Египет, а подражал отцу в лучшем, а не в худшем, Бог сократил время пребывания их потомков в рабстве почти наполовину: вместо 400 лет они получили 210. Но в действительности они были в порабощении даже менее 210 лет, ибо это число означает все время их пребывания в Египте, а поработили их лишь тогда, когда умер Иосиф и все пришедшие с ним в Египет. И умер Иосиф и все братья его и весь род их ; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа… И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь] (Исх. 1, 6–8, 11). Но почему же мы прочитали: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт. 15, 13)? Ответ очевиден: жить под властью хананеян и египтян – означает как бы находиться в плену у язычников (безбожников). И хотя внутренне они – Авраам, Исаак и Иаков – были свободны, окруженные языческими капищами, они чувствовали себя находящимися под гнетом дьявола и его слуг. Подлинно свободными верующие становятся тогда, когда ими управляют люди одной с ними веры, а пока мы не освобождены Богом от власти безбожников и иноверцев, мы должны осознавать себя находящимися на оккупированной территории. В 4м стихе обращает на себя внимание следующее: Умножу потомство твое … Потомство – это многие! Умножу потомство твое , – опять потомство: многие,– как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные . Не сказано: «в потомстве твоем благословятся все народы земные», но – в семени твоем ! Как об ОДНОМ сказано, в единственном числе. Это – о Христе! И апостолы обращали внимание на этот текст, подмечая, что когда говорится о потомстве – это о многих, а когда говорится, что в семени твоем все народы земли получат благословение, – это об Иисусе Христе, Который и повелел апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). И только во Христе и со Христом благословение пришло ко многим.

http://pravoslavie.ru/111168.html

«С миром» вместо: в спокойствии. Ибо человек, покуда живет, мятется, как Давид говорит (Пс. 38, 7); умерший же находится в мире. «С миром» — можно разуметь и иначе, именно: с получением ожидаемого. Прежде, чем я увидел Господа, я, — говорит, — не был спокоен помыслами, но ожидал Его и всегда помышлял с заботой, когда Он придет: а теперь, когда я увидел Его, я успокоился и перестал думать, я разрешаюсь. «Спасением» назвал воплощение Единородного, которое Бог уготовал прежде всех веков. Уготовал это спасение пред лицом всех людей. Ибо для того Он воплотился, чтобы спасти мир и чтобы воплощение Его явлено было всем. Спасение это есть «свет к просвещению язычников», то есть для просвещения омраченных язычников, «и в славу Израиля», ибо Христос есть поистине слава израильского народа, потому что от него Он воссиял и поистине благоразумные находят для себя величие в этом. Так говорит Симеон. А мне кажется, что сему Симеону приличествуют и слова Давида: «долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 16). Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Симеон благословил обоих, а речь обратил к истинной Матери, оставив мнимого отца. «Се, — говорит, — лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»; на падение неверующим, а верующим — на восстание. Или иначе: Господь лежит на падение зла, гнездящегося в душах наших, и на восстание добра; падает блуд, восстает целомудрие. Можно разуметь и еще иначе: Христос лежит «на падение» вместо: Сам имеет пострадать и подвергнуться смерти, а через Его падение многие имеют восстать.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

С рождением шестого (и последнего) сына Лия высказывает еще раз надежду на приязнь мужа (у арабов и поныне значение жены растет по мере увеличения числа ее сыновей); в словах ее – обычная в еврейском языке игра слов: «завад» – «зевед» – дал (Бог) дар (сына); «завал» – будет жить (Иаков); от последнего слова – «Завулон» (по блаженному Иерониму – habitaculum). Быт.30:21 . Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина. «Дина» – судящая (женский род к слову «Дан», ст. 6). Ничего более не говорится по поводу имени дочери – ввиду меньшего значения женщин в древнееврейских генеалогиях; равно не упомянуты другие дочери Иакова ( Быт. 46:7 ) – по той же причине. Дина же, может быть, родившаяся позже, упомянута здесь, ввиду бывшего с нею в Сихеме приключения ( Быт. 34 ) и для полноты сказания о детях Иакова. Рахиль рождает Иосифа Быт.30:22–23 . И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой. «Вспомнил Бог» – на библейском языке значит: послал милость после испытания (ср. Быт. 8:1, 19:29 ; 1Цар. 1:11, 19 ). «Позор» – бездетности (ср. Ис. 4:1, 54:1–4 ; Лк. 1:25 ). Быт.30:24 . И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына. И имя «Иосиф» (как Завулон, ст. 20, и Иссахар, ст. 18) в устах Рахили имеет двоякое производство и значение: «отнимающий, снимающий» (позор бездетства) и «прибавляющий, дающий еще» (т.е. другого сына), – «Бог отнял позор и да прибавит Он другого сына», говорит Рахиль; последнее желание, по раввинам, было пророчеством (Beresch. r. Par. 72:5, 354); оно сбылось в рождении Вениамина ( Быт 35.16–18 ), причем Рахиль умерла. Иаков, собираясь возвратиться в Ханаан, заключает новый договор с Лаваном, снова работает у него 6 лет и, благодаря искусству и хитрости своей, богатеет Быт.30:25–26 . После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и я пойду в свое место, и в свою землю; отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Само по себе это событие едва-ли бы вызвало против себя столько возражений, сколько в действительности направляется против него отрицательной критикой. Особую энергию отрицательной критики в отыскивании возражений против этого события мы можем объяснить себе лишь тем предположением, что истолкованием в своем духе как настоящего события, так и вопроса а действительности или недействительности смерти Спасителя евангельские критики стараются проложить себе путь к такому же истолкованию и факта воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Приемы евангельских критиков в этом отношении довольно сходны между собой, так что достаточно рассмотреть взгляд одного критика, чтобы судить и о достоинстве других. Мы изложим взгляд Шлейермахера. Шлейермахер, впрочем, в общем доверяет евангельскому повествованию о погребении Иисуса. Он останавливает свое внимание лишь на вопросе: кому собственно принадлежал гроб, в котором был погребен Иисус? Матфей представляет дело таким образом: Иосиф взял тело Иисусово, обвил его чистой плащаницей и положил его в своем собственном новом гробе, который был высечен в скале ( Мф. 27:59 – 60 ). Иоанн – несколько иначе: Иосиф из Аримафеи (ученик Иисуса, но тайный, –из страха иудеев) просил Пилата, чтобы снять тело Иисусово, и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим (приходивший прежде к Иисусу ночью) и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. И так они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко ( Иоан. 19: 38 –42 ). „Из этого повествования, – говорит Шлейермахер 785 , – должно, по-видимому, с уверенностью заключать, что гроб, в который был положен Христос, не принадлежал Иосифу, так как иначе это мотивирование было бы вовсе излишне: здесь, таким образом, есть противоречие“ 786 . Но так как Иоанн будто-бы точнее знал об этом, чем Матфей, то и следует верить ему, а не Матфею.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Скачать epub pdf Часть девятая. Рождение подзаконной Церкви Глава первая. Египетское рабство История народа Божия, как Ветхого, так и Нового Завета, напоминает странствование невидимки. Пока грязь не замарает его, никто не способен будет повредить ему. Но как только люди прилепляются к миру сему, тотчас стихии падшей Вселенной пытаются стереть их в прах. Так произошло и с еврейским народом. Он утратил желание порождать праведников. Книга Исход говорит: «И умер Иосиф и все братья его и весь род их; сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» ( Исх. 1, 6–7 ), то есть все силы народа ушли на животное распространение. Еврейский подлинник употребляет в отношении их те же слова: «кишмя воскишела ими земля», – которые в 1-ой главе Бытия относятся к размножению морских пресмыкающихся. И в этом была воля Господа. Но все же очевидным становится упадок жизни духа в народе, когда после такой напряженной духовной жизни, которая была во времена патриархов, все сведения о сохранении изначального завета сводятся к существованию теофорных (т.е. имеющих имя Божие в своем составе) имен. Писание не упоминает ни одного праведника до времен Моисея. И естественным следствием этого является потеря сил для духовного сопротивления языческому миру. Израиль не захотел просвещать египтян светом Откровения. И тотчас наступает расплата: «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]» ( Исх. 1, 8–10 ). Что значит выражение, фараон «не знал» Иосифа? Иногда думают, будто речь идет о свержении гиксосского ига, в результате чего было утрачены государственные архивы. Но реально речь идет, скорее, о смене династии, как об этом и писал Иосиф Флавий. Интресно, что найдены археологические подвтерждения этой боязни евреев. Найдены черепки с проклятием племени Завулона наряду с другими внутренними и внешними врагами Египта. Этот текст относится ко времени середины Среднего Царства, во времена Аменемхета III.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Слово «благоволение», как мы уже видели раньше, состоит из корней двух слов: «благо» и «воля». В человеке, когда он обретает веру во Христа, должен произойти переворот, изменение в его внутренней жизни. Его воля должна стать благой, то есть направленной к добру. Пастухи пошли в Вифлеем, нашли пещеру, где было светло от разведенного в ней огня и где в кормушке лежал спеленутый новорожденный Младенец. Поклонившись Ему, пастухи рассказали Деве Марии, что возвестил им Ангел. Вопросы: 1. Как Иосиф узнал о тайне Девы Марии? 2. Почему Иосиф с Девой Марией пошли в Вифлеем? 3. Почему Богомладенец родился в пещере? 4. Кто и как первым узнал о родившемся Иисусе Христе? 17. Поклонение волхвов Некоторое время после рождения Богомладенца Святое семейство жило в Вифлееме. Вскоре Иосифу удалось снять комнату в одном из домов этого города. А в это время в отдаленных восточных странах ученые мудрецы, которые в Евангелии называются «волхвами», оказались в полном недоумении. Они изучали звездное небо, и их внимание привлекла внезапно появившаяся новая необычная звезда. В те времена верили, что такое бывает, когда рождается великий человек. По появлению этой звезды волхвы поняли, что в Иудее родился новый, необыкновенный и великий Царь. Евангелие сообщает: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему ( Мф.2:1–2 ). На востоке — это там, где они жили, откуда пришли в Палестину. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним ( Мф.2:3 ). Иудеи ненавидели Ирода. Он был очень подозрительным, жестоким и боялся любого возможного соперничества. Услышав слова волхвов, все жители города со страхом ждали кровопролития и смерти. У ученых людей Ирод узнал, что, как указывала Библия, Христос должен был родиться в Вифлееме. Царь пригласил волхвов и с притворной лаской беседовал с ними. Он выведал время появления звезды и уверил волхвов, что сам очень хочет поскорее поклониться новорожденному Царю. Ирод просил волхвов на обратной дороге прийти к нему и указать место, где находится Младенец. Жестокий царь любой ценой решил убить родившегося в Вифлееме великого Царя.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Смиряться внутренне и видеть себя самих грешными, виновными, недостойными и низшими всех – этого требует от нас благодать, потому что мы таковы на самом деле, потому что в нас движутся страсти и привычки ветхого человека. Это самоукорение как самопознание особо подчеркивает преподобный Симеон Новый Богослов . Когда добрая привычка привьется, тогда дух смирения, приводимый в движение благодатью, приближается к сердцу и уму человека и он смотрит на других людей как на Ангелов, как на святых и получает утешение от слез. В «Евергетиносе» 50 мы читаем об авве Нистерое, приобретшем славу святого. Когда его спросили, что он сделал в своей жизни, он ответил: «Я, отцы мои, добродетели не имею и не сотворил никакого добра. Войдя в монастырь, я принял решение и сказал себе: “Я и осел – одно и то же”. Держаться этого я старался всегда. Никогда я не протестовал, не жаловался, не роптал, не творил преслушания и полагаю, что в этом и заключается мой долг: вести себя так, как ведут себя животные пред своими господами» 51 . Вот восстановление, возрождение, преображение и освящение. «Тем, которые приняли Его», смиренного сердцем Иисуса, Он «дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1, 12 ). А если повеление старца ошибочно? Даже если повеление старца ошибочно, Бог ради послушания повеление это обратит в душевную пользу. Старец Иосиф говорил: «Для слушающегося – пусть повеление будет и ошибочным, оно будет на пользу, и это только лишь благодаря послушанию». Не имеет значения, кто является старцем. Какую пользу принесло Иуде то, что его старцем был Христос? Какую пользу принесло Гиезию то, что старцем у него был пророк? 52 Какую пользу принесло Адаму то, что он был в раю и что его старцем был Сам Бог? Никакой. И рай был ему не на пользу, потому что он ослушался. Чем больше у тебя преданности и веры старцу, тем меньше в тебе противоречия. Если ты чувствуешь, что в тебе движется дух противоречия, то это указание на то, что нет у тебя веры и любви к твоему старцу. Чем больше у тебя преданности и послушания старцу, тем больше самоотречения. И ты не боишься ни Бога, ни геенны! И приходит бесстрастие, душевный и телесный мир, и ты ощущаешь будущую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Так какой из трех переводов ошибочен? Да никакой, потому что греческое выражение действительно можно понять в трех разных смыслах. Какой именно имел в виду апостол Павел, мы установить достоверно не можем, Но… может быть, не случайно принятый Церковью текст сохранил такое многозначное выражение? В конце концов, разные бывают люди, разные обстоятельства – следовательно, и советы могут быть разными. Кстати, не стоит забывать о том, что и традиции могут быть разными, поскольку библейский текст оставляет невыясненными множество конкретных деталей. Например, Евангелия говорят, что до рождения Иисуса Иосиф «не знал» Марию. Но как выглядело их супружество после рождения Христа? В Библии об этом ничего не сказано; древнее предание гласит, что Мария всегда оставалась девой. Такое прочтение вошло в католическое и православное Предание, которое величает Богородицу Приснодевой. Но большинство протестантов с этим не согласны. Собственно, можно сказать, что возникла и другая, более поздняя, протестантская традиция, которая утверждает, что после Рождества Мария и Иосиф жили обычной супружеской жизнью, и потому у них были дети. Это, наверное, самое серьезное расхождение традиций в том, что касается смысла библейского текста; все остальные случаи менее принципиальны. Да их и не так и много. «Сообразуясь с духом века сего» Все эти примеры могу показаться странными, даже шокирующими. Что же, у нас нет единой Библии, и каждый волен понимать ее на свой лад? В наш постмодернистский век многие и в самом деле так считают. Вот характерный пример: Библия недвусмысленно и очень жестко осуждает мужской гомосексуализм (о женском она тоже отзывается неодобрительно, но упоминает его гораздо реже). Ветхий Завет : «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» ( Лев. 20, 13 ). Новый Завет: «“Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6, 9–10 ; слово «малакии», по-видимому, обозначает пассивных гомосексуалистов, хотя есть и другие толкования).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Тогда Иосиф, повинуясь голосу ангела, пошел обратно в Палестину. На пути он услышал, что в Иудее вместо Ирода царствует жестокий Архелай, и побоялся туда идти. Но ангел Господень вновь явился Иосифу и указал ему путь в Галилею. Это было наиболее безопасное место. Итак, Иосиф вернулся в свое старое жилище в Назарете, где и поселилось Святое Семейство. Здесь Господь Иисус Христос провел Свое детство и юность. 9. Жизнь в Назарете. Путешествие в Иерусалим. Отрок Иисус во храме ( Лк.2:40–52 ) Галилея была почти языческой страной, расположенной на пути к Средиземному морю. Здесь сходились большие торговые пути, по которым постоянно двигались караваны с востока на запад и с юга на север. Население было смешанное, но евреи составляли его большинство. Они занимались рыболовством, земледелием и торговлей. Как уже было сказано, еврейское население Галилеи не пользовалось большим уважением среди своих соотечественников в Иудее, так как, живя в близком соприкосновении с язычниками, оно теряло чистоту своей веры и нравов. Про евреев-галилеян говорили: «Из Назарета может ли быть что доброе?» ( Ин.1:46 ). Но когда в Назарете поселилось Святое Семейство, то «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф.4:16 ). Этим Светом был Божественный Отрок Иисус Христос. Взоры всех были устремлены на Него. На глазах всех Он «возрастал и укреплялся духом… и благодать Божия была на Нем» ( Лк.2:40 ). Он жил в очень простой, бедной обстановке. Его товарищами и друзья ми были дети простых, незнатных родителей. По субботам Он ходил в синагогу и там слушал чтение «Закона» и «Пророков» (см. Лк.4:16 ). В обычное время Он помогал названному Своему отцу, Иосифу, в работе и учился у него плотническому ремеслу. Вероятно, помогал и Матери Своей, Марии. Много родственников жило рядом: братья – Иаков, Иосия, Иуда и Симон, о которых упоминает евангелист Марк (см. Мк.6:3 ), а также друзья, которые постоянно видели дивный лик Отрока Иисуса. Он преуспевал в премудрости и разуме и был возлюблен Богом и всеми людьми.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Этот иудейский искривленный мир кусался. Если не могли убить, то хотя бы изгнать в страну рабства. Но это уже было. Уже Иосиф Прекрасный был в этой стране, чтобы потом его заблудшие братья обрели действительную, а не мнимую свободу. Должны были сбыться пророчества неизменно. Но не потому, что Господь именно так хотел, но, зная наше несовершенство, судил свершиться именно так, а не иначе. Истина и Свобода начинали свой путь из дремучей темноты, из горького плена. Господь проделывал тот путь, который суждено пройти каждому человеку от тьмы к Свету. Конечно, различия между нами существенные. Бог без греха, мы же повреждены первородным грехом. Он - Спаситель, мы – спасаемые; Он – путь, мы – путники; Он – безграничное время и пространство, мы – странники во времени и пространстве. С его приходом человек обретал смысл всякого Бытия. Блуждания по языческим морям прекращались, начинался Новый духовный опыт, в котором уже не было места тщеславию и гордости, но жажда познания Нового Бытия. В волны языческого моря вошел спасительный корабль, чтобы показать нам путь к Святой Гавани. Уже в Египте Господь, будучи Младенцем, при прохождении мимо языческих капищ, одним своим явлением разрушал эти мерзости запустения. В страну рабства Христос нес свободу. В Его разрушительной силе не было ненависти: только сострадание к падшему миру, стремящегося Его уничтожить. Кстати, удивительно чутко ведет себя Иосиф, воистину представитель избранного народа. Он не спрашивает Ангела, не предъявляет претензии. Мол, почему я должен убегать из своей страны, ведь Ты, Господи, обещал, что мы будем свободны. Нет, он покорно следует Божественной воле, показывая удивительный пример послушания, тем самым, показывая, что еще не исчерпан потенциал великого иудейского народа. Однако иудейская элита неистовствовала, положив начало первомученичеству во Христе. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010