ИОСИФ (Гаврилов Иван Иларионович; 1888-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Казанских святых) ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530 - 1612), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) ИППОЛИТ Николаевич Красновский (1883 - 1938), прот., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРАИДА Осиповна Тихова (1896-1967), исп. (пам. 25 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРИНА Федоровна Фролова (1899-1931), прмц. (пам. 17 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница ИРИНА (Хвостова Ирина Михайловна; 1882- 1938), мон. , прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА Алексеевна Смирнова (1891-1938), мц. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА (Кожина; † ок. 1419-1420), прав. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Кашинская ИРИНАРХ (Илья Акиндинович; 1548-1616), прп. (пам. 13 янв., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), затворник, Борисоглебский, Ростовский ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_37.html

свящ. Иоанн Верюжский Век XVII. Преподобные: Иосиф Заоникиевский, Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобно-мученик Галактион Вологодский, иерей Петр Черевковский, преподобный Вассиан Тиксненский, преподобный Симон Воломский, праведный Максим Тотемский, преподобный Леонид Устьнедумский, праведный Андрей Тотемский, преподобные Тихон Крестогорский, Филипп Яиковский и Марко Блавинский Преподобный Иосиф Заоникиевский Не хощет Бог смерти грешника, но как Отец сердобольный всем желает спасения и блаженства, всех призывает к Себе, хотя не всех одинаково. Одни слышат это призывание Его еще в юности, другие в летах зрелых и старости, иных Он возбуждает от духовного сна необычайными мерами, других обыкновенными способами, этим является в знамениях и чудесах, в громах, вихрях и молниях, потрясая землю и сокрушая горы, тем – во гласе хлада тонка, в каком-либо обыкновенном событии жизни. Это дело премудрости Божией, которая знает, кого как позвать к себе, кому достаточно сказать: гряди по мне – и пойдет, кого необходимо прежде ослепить, чтобы он мог узреть истину. И блажен, кто, услышав глас отца небесного, тотчас же отзовется на него и неизменно последует ему до конца своей жизни. Таков именно и был преподобпый Иосиф Заоникиевский. Когда телесная слепота отверзла мысленные очи его сердца, и в постигшей его болезни он услышал призывающий к себе глас Отца Небесного, – то принял на себя благое иго Христово, и шествуя путем скорбей и лишений, не изнемог под бременем и не уклонился с крестного пути до самого гроба ни на десно, ни на шуее. Крестьянин Иларион – деревни Обухова Вологодского уезда, Кубенской волости – тихо и спокойно проводил жизнь свою в трудах земледелия. Не нажив большего богатства, но не испытав и бедности или других каких-либо несчастий, он счастливо прожил полвека, как вдруг его поразила болезнь самая чувствительная и тяжелая и разрушила все его благосостояние. Без всякой видимой причины заболели у него глаза и вскоре болезнь усилилась до того, что он не только не мог уже по прежнему работать, но даже и по знакомой дороге с трудом стал ходить без вожатая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иосиф Заоникиевский († 1612), в миру Иларион, крестьянин деревни Обухово Кубенской округи, был основателем Заоникиевской Владимирской пустыни в 16 верстах от Вологды. Известно, что он долго страдал от тяжелой глазной болезни. После неотступных горячих молитв ему в 1588 году явились святые мученики Косма и Дамиан. Они указали ему в болотистом лесистом месте икону Божией Матери, от которой больной получил совершенное исцеление. Благодарный Иларион расчистил лесные дебри, на месте явления чудотворной иконы установил крест, поставил подле него икону и устроил над ними часовню. Здесь же поселился и он сам, приняв иночество с именем Иосиф. Так возникла новая обитель, известная как Владимирская (поскольку явление иконы преподобному Иосифу произошло 23 июня 1588 года и совпало с праздником Владимирской иконы Божией Матери) или Заоникиевская. Последнее название возводят к имени разбойника Аники, так как, согласно преданию, лес около новой обители служил раньше прибежищем этому страшному разбойнику. Вскоре преподобный Иосиф отошел от управления основанной им обители, и ее игуменом стал сначала Антоний, а затем Иоанникий, спостники преподобного Иосифа. Сам он предался подвигам юродства Христа ради и скончался в 1612 году. Преподобный был погребен под спудом в основанной им обители. Празднование преподобному Иосифу установлено Вологодским епископом Павлом в начале XVIII века. Почитаются и преемники преподобного Иосифа – игумены Заоникиевской обители преподобные Антоний и Иоанникий. В той же день Преподобнаго отца нашего Даниила Шужгорскаго Молитва О преблагий наш пастырю и учителю, великий чудотворче Данииле! Услыши нас, грешных, молящихся тебе и имя твое святое призывающих! Виждь немощных, уловляемых отвсюду, и всякаго блага лишенных, и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, плененных нас свободити и не остави нас, грешных, врагом в радость быти и в лукавых наших деяниих умрети. Моли о нас, грешных, Содетеля нашего и Владыку, Емуже со безплотными лики предстоиши: милостива сотвори Бога нашего, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей милости да сотворит нам. На твое бо милосердие уповаем, и тобою хвалимся, и имя твое святое на помощь призываем, и, к тебе припадающе, исцеления просим: избави нас, светильниче Христов, от злых бед, находящих на нас, и отвсюду возстающия на ны волны укроти, да не обымет нас напасть до конца и не погрязнем в пучине греховней. О преподобне отче наш Данииле! Услыши нас, грешных, в час сей моление тебе приносящих: помолися о нас ко Владыце Христу Богу, велие бо дерзновение к Нему стяжал еси, искренний молебниче о душах наших, умоли Небеснаго Царя отпустити нам грехи и сподоби ны безконечныя радости во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Иоасаф псковский прап., 4 мая.     Иона климецкий, 6 июня.     Иона пермский епископ, 29 янв.     Иона псковский, 29 мар.     Иона соловецкий, 12 июня.     Иосиф алавердский, 15 сент.     Иосиф заоникиевский, 23 июня.     Иосиф печерский, 28 авг.     Иосиф грузин муч., 16 сент.     Иулианиа, княгиня вяземская, 21 дек.     Иулиания лазаревская, 2 янв.     Калужской иконы Божией Матери, 8 сент. и 12 окт.     Кассиан преподобный авнежский, 15 июня.     Кассиан печерский, 28 авг.     Кассиан угдицкий, 2 окт.     Кассиан спасокаменский, † 1463.     Кетевань, царица кахетинская, 13 сент.     Киккской иконы Божией Матери, 26 дек.     Киприан увотский юродивый, 2 окт.     Киприан устюжский, 29 сент.     Киприан стороженский на Ладожском озер.     Кипрской иконы Божией Матери, 20 апр. и 9 июля.     Кипяжской иконы Божией Матери, 20 апр.     Кирилл Алйанов, 17 июня.     Кирилл важский, 9 июня.     Кирилл челнский, 8 дек.     Кириак преподобный, 28 апр.     Климент, еп. Белицы, 27 июля.     Климент Алфанов и братья его, 17 июня.     Колайцев 9 бр. мучч. грузин, 22 февр.     Коломенской иконы Божией Матери, 9 июня.     Константин косинский, 29 июля.     Константин князь грузинский, 10 нояб.     Константин князь аргветский, 2 окт.     Коприй печенгский, 4 февр.     Корнилий палеостровский, 21 авг.     Корнилий переяславский, 22 июля.     Корнилий псковский, 20 февр.     Корнилий, ученик Александра свирского.     Корсунской иконы Божией Матери, 9 окт.     Косма пр. яхронский, 18 февр.     Косма ученик Варлаама хутынского.     Ксенофонт преподобный робейский, 28 июня.     Купятицкой иконы Божией Матери, 15 нояб.     Лаврентий калужский юродивый, 10 авг.     Лаврентий затворник, 28 авг.     Лазарь авва мурманский, 8 мар.     Лазарь князь сербский, 15 июня.     Левкий, преподобный волоколамский, 7 апр.     Леонид преподобный устьнедумский, 17 июля.     Леонид, ученик Александра свирского.     Леонтий печерский, 28 авг.     Лидской иконы Божией Матери, 27 июня.     Логгин коряжский, 10 февр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Скончался прп. Иосиф 21 сентября 1612 г. в возрасте 80 лет, в великой радости, вспоминая все виденные им чудеса и благодаря Бога. Погребли его в часовне Пресвятой Богородицы, и в ней стали совершаться великие чудеса. Но через 50 лет вера в той местности пала. Часовня разрушилась, монастырь сгорел, а другую часовню, которую поставил на могиле преподобного один благоговейный инок и которая одна только уцелела от пожара, сломали. Могила преподобного была до того забыта, что одна женщина села на нее. Но ей явился невидимый другим инок и ударил ее. Так продолжалось, пока не был возведен на Вологодскую кафедру преосвященный Павел (1717), чтивший всех святых своей епархии. Игуменом Заоникиевского монастыря тогда был благоговейный старец Анастасий. Они выяснили, что память прп. Иосифа чтится в Кирилло-Белозерском монастыре, где был жив еще престарелый инок, положивший начало в Заоникиевском монастыре. Нашли книгу о явлении Заоникиевской иконы Богоматери и власяницу прп. Иосифа. Ее возложили на его гробницу, воздвигли над ней церковь, и опять начались чудеса. Таким образом возобновилось почитание преподобного. Так, в 1717 г., во время засухи, после молебна прп. Иосифу пошел дождь. В 1718 г. прозрела слепая девушка Ирина. Расслабленный Давид, услышав из гробницы голос: «Встань, Давид, и молись о том, что пришел просить», вскочил от ужаса: он был исцелен. Расслабленной Евдокии явился инок высокого роста, назвал себя иноком Заоникиевского монастыря Иосифом и велел ей идти к Заоникиевской иконе Божией Матери просить об исцелении. Евдокия испугалась и перекрестилась, чего раньше она не могла делать,— она была исцелена. После двукратного явления прп. Иосифа и молитвы на его могиле исцелилась больная глазами Мария Зайцева. Прп. Иосиф во сне явился солдатке Екатерине, у которой был болен ребенок, и сказал ей что-то утешительное; когда она проснулась, ребенок был здоров. Чудеса от Заоникиевской иконы Пресвятой Богородицы и от мощей прп. Иосифа не прекращались до последнего времени. • Преподобный родился в д. Обухове, в то время входившей в состав Кубенской волости (ныне Вологодский р-н Вологодской обл.).

http://sedmitza.ru/lib/text/437669/

И оказалось, что рассказы о чудесах истинны и даже в присутствии названных лиц и других свидетелей совершилось чудо — прозрел слепой, семь лет не видевший света. После того епископ повелел воздвигнуть в Заоникиевской пустыне храм в честь Божией Матери и святого Алексия, человека Божия, и при храме устроить монастырь. С великой радостью принял преподобный святительское благословение. Его усердием и трудами окрестных жителей храм был скоро сооружен. В день его освящения Иларион был пострижен в иночество с именем Иосифа. В новоучрежденном монастыре прп. Иосиф явился первым иноком. Скоро пришли к нему сподвижники, обитель наполнилась братиями и нужно было выбрать игумена монастыря. Естественно, что прп. Иосифу, как основателю обители, было предложено взять на себя начальство в ней и духовное руководство братией. Но велико было смирение преподобного! Он отклонил от себя эту честь и просил избрать в игумены другого. Был избран Силуан (1589–1605), а прп. Иосиф до самой кончины своей остался рядовым иноком обители. Над братией монастыря возвышали его лишь великие подвиги. Когда братия и приходящие богомольцы начали почитать и прославлять прп. Иосифа, он принял на себя подвиг юродства: носил в пазухе камни, песок и землю. Удручая тело свое постом, он проводил холодные ночи даже зимой в часовне за непрестанной молитвой пред иконой Богоматери. Тайно от братии он надел на голое тело власяницу и не снимая носил ее. Власяница была грубая и жестокая; как иголками, колола она тело святого, и кровь непрестанно струилась по его ногам. Игумен и братия видели это, но не догадывались, от чего это происходит. В монастыре начали считать подвижника скудоумным и в неразумии своем нередко обижали его и оскорбляли. Много огорчений и обид пришлось перенести подвижнику и от мирян. Жители ближайшей к обители деревни Лусникова боялись того, что монастырь овладеет их лугами и полями, и потому стремились прогнать из своего соседства монахов, всячески вредили им, например, не позволяли ни самим инокам, ни монастырскому скоту проходить свою землю и даже угрожали смертью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решились испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Одре прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор († 1246 г.), замучены были святой Роман Рязанский († †1270 г.), святой Михаил Тверской († 1318 г.) и его сыновья Димитрий († 1325 г.) и Александр († 1339 г.). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде — святого Михаила Черниговского. 14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля. Сказание об исповедническом подвиге князя Михаила и боярина его Феодора было написано их духовником — епископом Иоанном. Житие и служба святым Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем иноком Зиновием Отенским. Вторичная память святых — 14 февраля. «Род праведных благословится», — говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжали святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября/8 октября) и его внука — святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября/3 октября). Сентябрь 21 Иосиф Заоникиевский, преподобный Преподобный Иосиф, по мирскому имени Иларион, происходил из крестьян деревни Обухово Кубенской волости (Волгодской губернии), и родился около 1530 г. В обычных заботах житейских и в земледельческих трудах проходила жизнь крестьянина Илариона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Преподобный Иосиф Заоникиевский Сведения биографического характера о преподобном Иосифе Заоникиевском , святом иноке, жившем во второй половине XVI столетия и сподобившемся явления чудотворного образа Владимирской Богоматери, вошли в состав нескольких древнерусских повестей и сказаний, однако, даже собранные воедино, они не образуют канонического его жития, жития в полном смысле этого слова, поэтому внутренний портрет преподобного остается для нас загадочным, словно скрытым таинственной дымкой. Мы, впрочем, знаем, что преподобный Иосиф был крестьянином Вологодского уезда Кубенской волости и что звали его в миру Иларион Амвросимов. Начальная часть «Сказания о явлении святой иконы», кратко рисуя характер и образ жизни Илариона, акцентирует внимание читателя на его благочестивом обычае удаляться от безумных и легкомысленных людей и уединяться в молитве к Богу. Однако, столкнувшись с тяжким недугом слепоты, Иларион оказывается подвержен воздействию демонических сил: «Не терпяи же добра искони диавол, сея роду человеческому брани, дабы ему не единому мучиму быти». Иларион тем не менее показывает глубокую веру и упование на Божию помощь: «вся козни диавола во уметы вменяше, о всем моляшеся к тайновидцу Богу», так что в скором времени получает некоторое облегчение своего недуга: «и от болезни очныя мало света видев». Вымоленного и выстраданного света Илариону хватает на то, чтобы посещать храмовое богослужение и прославлять святых угодников. Действие собственно житийной части «Сказания» начинается в ясный майский день памяти великомученика Георгия . Как светло и приветливо должна была расцветать только что проснувшаяся от долгого северного сна природа! Как радостно должно было смотреть на расцветающие луга и проснувшийся лес! Но все это – увы! – было сокрыто от глаз полуслепого крестьянина. И больной ищет помощи Божией, благодатного исцеления от належащего зла; возможное избавление от недуга и душевной немощи, с ним сопряженной, осмысляется самим Иларионом как победа над дьяволом: «пойде той Иларион… дабы ему от болезни великия исцеление получити и от лютаго бы змия ненавидца вола от ловитвы избегнути». Помолившись в церкви Рождества Христова, больной возвращается «во своя си» и направляется к храму Василия Великого, «что на Етке».

http://pravoslavie.ru/116196.html

Велико снисхождение и любовь преподобного Иосифа к людям. Не только тот, кто обращался к нему с верой и молитвой, получал от него скорое исцеление, но даже и тем, кто не обращался к нему и вовсе не слышал о нем, он подавал скорую помощь. У одной женщины, по имени Екатерина, мужа взяли в солдаты и был тяжко болен сын. Горько плакала бедная женщина о своих несчастьях. И вот однажды ночью она увидела во сне монаха, который сказал ей: «Не скорби, Екатерина, твой муж служит за христианскую веру и великого государя, а сын твой Иоанн вскоре будет здоров. Сходи с ним в Заоникиеву пустынь помолиться пред образом Божией Матери; я – житель той пустыни, старец Иосиф». Когда Екатерина пробудилась от сна, то нашла сына своего совершенно здоровым. Крестьянка Евдокия более двух лет находилась в расслабленном состоянии, не владея ни руками, ни ногами. Однажды ночью, лежа в постели, она увидела монаха, высокого роста с длинной бородой, в куколе и мантии и с жезлом в руке. Монах подошел к ней, взял ее за плечо и сказал: «Встань и с верою призови на помощь Богоматерь и обещайся сходить в Заоникиевскую пустынь к чудотворной иконе и исцелеешь». Когда Евдокия ответила ему, что она не может ходить, не слышала и не знает, где находится Заоникиева пустынь и как найти образ, то старец сказал: «Пустынь – недалеко от города Вологды и хорошо известна по совершающимся в ней чудесам, а я – монах той пустыни Иосиф. Советую тебе не отчаиваться, но иметь веру, и получишь милость». Сказавши это, старец стал невидим. Больная поражена была видением и от страха начала креститься, хотя раньше не могла поднять руки. Утром она была уже совершенно здорова. Немедленно отправилась она в Заоникиеву пустынь, где и поведала о чудесном исцелении своем. Жена сельского булочника Мария Зайцева три года болела глазами. Помогать мужу своему она уже не могла и подвергалась его попрекам и брани. Однажды она подошла к столу, за которым работал ее муж, желая в чем-нибудь помочь ему. И в это время увидела, как отворилась дверь и в комнату вошел монах, держа на груди образ Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец, в 1603 г. пришел в Шухтовскую волость уже в иноческом чине, который он принял в Череповском Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, с именем Сергия, о чем означено на иконе чудотворца Сергия, писанной вышеупомянутым архимандритом, который был искусный художник, или живописец. В пустыни Шухтовской Сергий проводил самую строгую жизнь, подвизаясь постоянно в молитве, коленопреклонениях и посте. Не имея постели, он пребывал почти совершенно без сна день и ночь, засыпая иногда несколько только на локтях и коленах. Поэтому, вероятно, и недолголетней была жизнь преподобного Сергия. Он скончался по исполнении 50-ти или 57 лет, проведенных им в мирском и иноческом звании, 1609 г, месяца мая 19 дня, на память священномученика Патрикия, епископа Прусского, при благоверном царе и великом князе Василии Иоанновиче Шуйском и при святейшем Патриархе Гермогене. Трудолюбивое тело его было погребено в часовне у церкви Святой Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, что на Шухтове, где в то время священником был Тимофей Алексеев, сын Пелевин. Ростом преподобный Сергий был мал, лицо у него было круглое и белое, волосы черные, кудреватые, бороды он не имел, мантия у него была длинная, ряса черная. Он имел дар пророчества и при жизни своей сотворил много чудес; пищу принимал не от всех. Сему угоднику издавна сочинены тропарь и кондак. Святые мощи преподобного Сергия Шухтовского почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской, Покровской церкви, что в селе Шухтове. Тропарь, глас 8 Бденными молитвами и потоки слезными пустыню напоил еси и из глубины воздыханьми ю расплодил еси и бысть постнически равно Ангелом житие твое; страдальчески бореньми, яже от бесов и от ненаказанных человек, претерпел еси и Ангелом собеседник явися, Божественнаго винограда насеятель быв; и, оставив временное житие, преселился еси в жилище Небесное. Темже тя почитаем, преподобне отче наш Сергие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Житие преподобного отца нашего Иосифа Заоникиевского 1 Память его празднуется месяца сентября в 21-й день † 1612 Преподобный Иосиф, по мирскому имени Иларион, происходил из крестьян деревни Обухово Кубенской волости, ныне принадлежащей к Вологодской губернии, и родился около 1530 г. В обычных заботах житейских и в земледельческих трудах проходила жизнь крестьянина Илариона. Прожив так полвека, он не скопил богатства, но не испытывал и бедности. И, вероятно, безвестным крестьянином Иларион кончил бы дни свои, если бы Промысел Божий не указал ему иного пути жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010