Иерархия... С. 16). «...В 1664 г. польское правительство дало привилегию на Киевскую митрополию Перемышльскому епископу Антонию Винницкому, запретив духовенству ... признавать пастырем Тукальского ... Смущали безначалию, или чему иному, нужно приписать, что в то же время и Львовский епископ Афанасий Желиборский именовал себя «администратором митрополии Киевской, Галицкой и всея России...» ... Преемник его, Иосиф Шумлянский предъявляет те же права» ( Чистович И. А. Ук. соч. Т. 2. С. 140). 1940 В 1673 г., несмотря на наличие Киевского митрополита, для управления Православной Церковью на территории Польши король учредил должность администратора, которым стал еп. Львовский Иосиф (Шумлянский), тайно перешедший в Унию. После смерти митрополита Иосифа (Тукальского) († 1675) Иосиф (Шумлянский) продолжал исполнять функции администратора до 1700 г., когда он открыто объявил о переходе Львовской епархии в Унию ( Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303). 1941 Епископ Поставлен на Киевскую митрополию в Москве Патриархом Иоакимом. По И. Забелину первая дата иная: 09.02.1685 («...В 1685 г. ноября 9 в Крестовой палате (в Кремле у Патриарха. – Сост.) был стол для поставления Гедеона, епископа Луцкого, в митрополиты в Киев...» (Забелин И. История города Москвы. M., 1905. С. 562). Титул: «Малые России митрополит Киевский и Галицкий» ( Покровский И. М. Ук. соч. Τ. 1. С. 487). В 1687 г. Собор в Константинополе подтвердил это поставление и принял определение, чтобы впредь Киевской митрополии быть в юрисдикции Московского Патриарха. Этим закончилось возникшее в 1458 г. разделение Русской митрополии на Московскую и Западно-Русскую. В 1686 г. (по договору о «Вечном мире» с Россией) Польша признала верховную юрисдикцию Московского Патриарха и Киевского митрополита над Православными епархиями на своей территории (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб.. 2004. Т. 2. С. 304). 1942 В 1694–1704 гг. при нем состоял временноуправляющий Серапион (Полховский) епископ Могилевский, с титулом: «Наместник митрополит Киевской и Экзаршеского трона Константинопольского».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из средств к достижению заветной цели было совращение в Унию православной иерархии. Первым достижением был Львовский епископ Иосиф (Шумлянский). Бывший униат он в 1667 г. перешёл в Православие и всеми правдами и неправдами добился Львовской кафедры. Сегодня трудно уже сказать, был ли этот переход в Православную Церковь искрен­ним или – только звеном заранее задуманного плана. Известно лишь, что уже в 1671 г. Шум­лянский писал Папе Иннокентию XI о своей готовности отречься от Православия и вновь присоединиться к Унии. «Папа потребовал от Шумлянского открытого присоединения к Унии, но Шумлянский пока не счёл возможным решиться на это. У него зародились более ши­рокие планы. Он и его единомышленники хорошо понимали, что при всех вещественных благах им будет очень неудобно, если они одни примут Унию без паствы, в силу чего Шумлянс­кий составил целую программу действий совращения православных в Унию, основным требованием которой была тайна, ибо он полагал, что ещё не наступило время действовать открыто. Суть этой программы сводилась к следующим требованиям: а) уровнять во всех правах униатское духовенство с католическим и подтвердить это уравнение сеймовой консти­туцией; б) подчинить ему, Шумлянскому, всё православное духовенство Речи Посполитой; в) назначить частые сборы и съезды для униацкого духовенства, причём сделать обязательным присутствие на них православного духовенства под страхом лишения должностей за неявку; г) преследовать православных духовных лиц, не согласных принять Унию, путём администра­тивным, а именно: лишать их должностей и применять к ним законы, относящиеся к бун­товщикам; д) стараться обратить в Унию воз­можно большее число дворян; е) позаботиться об уничтожении братств; ж) наконец, называть православных и униатов в официальных актах одним общим именем «лицами греческой веры» (15). Последнее предлагалось сделать для того, чтобы дезориентировать простой народ, общим наименованием замаскировать различие между конфессиями и мало-помалу, незаметно слить их в единую общность. В 1679 г. Шумлянский представил этот далеко идущий проект папс­кому нунцию, чтобы тот передал его королю. В приложении еп. Иосиф не забыл указать, какую награду он ожидает за своё предательство. Он просил короля, чтобы в его распоряжение были отданы все имения, принадлежавшие Киевской митрополии, а также доходы Киево-Печерской и Львовской епископии, кроме того, чтобы сам Папа выделил ему специальную пенсию (pensja z laski Oica witego). Король Ян Собесский одобрил сам проект, дал согласие относительно требуемых наград, за исключением пенсии «з ласки Ойца Сьвентэго», и направил проект в распоряжение сейма. По сути дела проект владыки Львовского не содержал в себе чего-то нового и необычного. Польское правительство и Рим не первый уже год проводили подобную политику в отношении Православной Церкви в Речи Посполитой; еп. Иосиф лишь чётко сформулировал и собрал воедино практикуемые приёмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако торжество митрополита было недолгим. После того как его главный покровитель, гетман Самойлович, был обвинен в измене и на его место был избран Иван Мазепа, положение Киевского митрополита изменилось. На него посыпались жалобы в Москву. Так, Лазарь (Баранович) сообщал царям и патриарху о различных притеснениях и просил, чтобы его епархия была принята под омофор Московского патриарха, а Варлаам (Ясинский) просил, чтобы Киево-Печерская лавра была признана ставропигией Московского патриарха. Пожалуй, самым парадоксальным было обращение к Московскому патриарху епископа Иосифа (Шумлянского). От имени Луцкого, Львовского, Перемышльского и Белгородского епископов он просил об учреждении отдельной Галицкой митрополии, подчиненной Московскому патриархату . Просьба Лазаря (Барановича) была удовлетворена, и Черниговская архиепископия была переведена в ведение Московского патриарха на том основании, что митрополиту могут подчиняться только епископы, но не архиепископы . Киево-Печерская лавра становилась ставропигией Московского патриарха и независимой от Киевского митрополита на том основании, что она была ставропигией Константинопольского патриарха . Это распространялось и на киевский Межигорский монастырь . Просьба епископа Иосифа (Шумлянского) не была выполнена в связи с тем, что польское правительство, несмотря на условия договора с Россией, продолжало покровительствовать унии, православные епархии на территории Польши попали под ее влияние . Епископ Иосиф (Шумлянский) стал фактически независим от Киевского митрополита. 27 января 1688 г. Киевскому митрополиту особым указом было запрещено титуловаться митрополитом всея Руси . 6 апреля 1690 г. умер Киевский митрополит Гедеон (Четвертинский). Его преемником вольными голосами был избран Варлаам (Ясинский), получивший поставление в сан митрополита в Москве. В это время в состав Киевской митрополии входили епархии: Киевская (митрополичья), Черниговская (Лазарь (Баранович), Луцкая (Афанасий (Шумлянский), Львовская (Иосиф (Шумлянский), Перемышльская (Иннокентий (Винницкий), Мстиславо-Могилевская (вакантная) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436221/

—305— Епископ Иосиф Шумлянский сбросил, наконец, с себя личину, выехал из братского дома, публично объявил, что принял унию, и в начале 1700 года отправился в Варшаву, где всенародно изложил свое исповедание веры пред папским нунцием и примасом-кардиналом Радеиовским, которых папа назначил для этого случая своими особыми комиссарами, о чём король универсалом и объявил русскому народу. 1756 Львовское братство всполошилось и тотчас же отправило в Варшаву особую депутацию состоявшую из Юрия Корепдовича, Степана Лясковского и Юрия Коця Драгоповича, для защиты своего великого дела. Однако Шумлянский, явившись летом 1700 г. обратно в Львов, и покровительствуемый коронным гетманом Станиславом Яблоновским напал при помощи солдат на братскую церковь и поставил в ней свой епископский престол. Король Фридрих Август, давший при вступлении своем на престол привилегию, ограждавшую права братства (от 6 октября 1697 года), заступился за братство, но Шумлянский, поддерживаемый Яблоновским, мало обращал внимания на королевские предписания и всеми мерами старался посеять между членами братства недоверие и несогласие. 1757 10 августа 1700 года все члены братства собрались на заседание и единогласно приговорили: одного желать; друг за друга стоять крепко; до последнего издыхания защищать древнюю веру, права и вольности братства, и для поддержания православия пользоваться помощью послов земских. Постановление это, кроме членов братства, подписал воевода и староста Зволинский Яков Халепинский. С этого времени братство постановило отправлять богослуже- —306— ние в малой церкви, тщательно её запирая, а все церковные драгоценности спрятало. Король снова заступился за братство и приказал старосте Сенявскому вынести престол епископа из братской церкви, что и было исполнено; – а братство в благодарность Господу Богу за такое освобождение построило при Онуфриевской церкви каменную часовню во имя св. Троицы. Но страшные события для братства надвигались всё ближе и ближе. В 1704 году, шведский король Карл XII осадил Львов, взял его штурмом, и сперва отдал на разграбление войску, а после наложил контрибуцию. Братство отдало не только все деньги и серебряные вещи, но даже и драгоценное Евангелие, пожертвованное Анной Могилянкой. Все потери братства простирались до 120,000 злот. и хотя оно могло ранее выдерживать прежние контрибуции поляков и турок, но теперь оно вполне обнищало. 1758 Затем, в городе появилась зараза и голод и члены братства поспешили из него удалиться в Карпатские горы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Действительно, положение иерархии в киевской митрополии могло подать повод патриарху к сожалению и к вмешательству в дела митрополии. Иерархия тогда совсм пала. Вместо настоящих архиереев в киевской митрополии ходило много греческих и сербских архиереев, выгнанных из Греции патриархами и лишённых сана, которые, тем не менее, за недостатком в Малороссии настоящих архиереев, совершали всякие священнодействия и требы. Точно так же и единственный настоящий архиерей в Малороссии, Лазарь Баранович, по своей старости и немощности допускал церковные беспорядки. Вопреки постановлению московского собора 1656 г., коим запрещено было архиереям на одной литургии поставлять многих в диаконы и священники, –собора, на котором сам он был и под правилами которого собственноручно подписался, Баранович поставлял на одной литургии по десяти и более лиц в эти священные должности 163 . Но ещё более сильное побуждение заботиться об избрании в Киеве митрополита имел московский патриарх потому, что в то же время и польское правительство могло выставить с своей стороны претендента на киевскую митрополию. В это время польское правительство возобновило попытку привлечь в унию представителей южно-русской иерархии – епископов тех областей, которые находились ещё под польским обладанием. Ради различных обещаемых привилегий, и в это время из высшего южно-русского духовенства нашлись люди, готовые изменить вере. Таковы были: Иннокентий Винницкий, наречённый еписк. Перемышльский, Иоанн Малаховский, игумен Лиснянского монастыря, и многие другие. Но во главе их стоял Иосиф Шумлянский, епископ Львовский, который охотно соглашался принять унию. Снискав себе таким образом расположение польского правительства, Шумлянский начал незаконно титуловаться администратором Киевской митрополии и архимандритом Киево-печерской лавры и просил, чтобы ему даны были маетности киевской митрополии и Киево-печерской лавры, находящиеся в польских областях. Но, что особенно должно было побудить московское правительство поспешить делом подчинения киевской митрополии московскому патриарху, – это то, что Шумлянский, приняв на себя титул администратора Киевской митрополии, стал помогать польскому правительству устроить возмущение против Москвы в Малороссии, находящейся под ведением московского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Как он отметил, в сентябре 1694 г. умер Луцкий епископ Афанасий (Шумлянский), “потаемныи униат”, посаженный на кафедру его братом Иосифом, и волынская православная шляхта выдвинула кандидатуру “шляхтича православного и учоного человека” Дмитрия Жабокрицкого, луцкого земского писаря 39 . 12 мая 1695 г. король, несмотря на недовольство Иосифа Шумлянского, выдал Жабокрицкому привилей на епископство. Величко воспроизвел текст документа, внесенного Жабокрицким в луцкие земские книги 40 . Далее Величко поместил тексты писем, которыми обменялись летом 1695 г. Иосиф Шумлянский и Д. Жабокрицкий. Отклоняя претензии Шумлянского на участие в элекции, Жабокрицкий сообщил, что он отобрал владения кафедры у лиц, которым их раздал в аренду Шумлянский, и будет добиваться через суд возвращения имущества Луцкой кафедры, вывезенного Шумлянским во Львов 41 . С Жабокрицким были связаны важные планы, касающиеся восстановления позиций православия в Речи Посполитой. Русский резидент в Варшаве Борис Михайлов, сообщая в Москву об избрании Жабокрицкого, передавал мнение местных православных, что с его помощью удастся “и Белорускую епископию обновить, и Премышлского выгнать з епископства”. Об этом говорилось в грамоте царей Иоанна и Петра Варлааму (Ясинскому), которую включил в свою “Летопись” Величко 42 . Такая же мысль была сформулирована в посланном Патриарху Адриану коллективном мнении киевских богословов, утверждавших, что Жабокрицкий, как “великий ревнитель православия”, мог бы противостоять гонениям на них в Речи Посполитой 43 . Величко поместил в своей “Летописи” послания гетмана Мазепы и митрополита Варлаама (Ясинского), связанные с хлопотами о том, чтобы Патриарх Адриан дал согласие на посвящение Жабокрицкого в епископский сан: письмо митрополита своим послам при гетмане Стефану (Яворскому) и Иннокентию (Монастырскому), которые должны были просить Мазепу о ходатайстве перед патриархом 44 , записи о хлопотах гетмана и ответы от царей и патриарха 45 . Величко внес в свою “Летопись” также послания Жабокрицкого гетману и Варлааму (Ясинскому).

http://sedmitza.ru/lib/text/4261400/

Онуфрий (в мире Иосиф) Шумлянский , с 1746 г. епископ перемышльский, самборский и саноцкийй. Шумлянский, как и предшественник его, имел много хлопот и неприятностей с монастырями и монахами своей епархии, которые, вышедши из-под власти своего епископа, не только не подчинялись никаким его распоряжениям, но постоянно досаждали, то происками, то насильственно овладевая имуществами кафедры и присвоивая их себе или своему ордену. Шумлянский скончался 20-го апреля 1762 года. Афанасий Шептицкий с 1762 года; скончался 6-го июня 1779 г. 1128 «На столицы епископские, писал автор «Перестроги», недбают о годвого, альбо жебы то было ведле канонов. Наставят его епископом, только бы признавал папежа за голову, хотя едва читати будет умети. А другий, як Холмский, читати не умел, а пред этим его поставили на епископию» А. 3. Р. IV, 149, стр. 230. 1130 Списки униатских митрополитов и епископов у Несецкого, Кульчинского и Стебельского. Показания их проверены по делам архива греко-униатских митрополитов и во многом, где можно было, исправлены. 1135 Is ab initio metropoliae usque ad finem vitae suae per annos circiter 15 variis invaletudinis et quidem gravibus pressus dejectibus. Tandem membris contractus pedibusque destitutus et visu orbus factus est. Annal. ecclesiae Ruth, p. 335. 1139 В 1589 г. патриарх Иеремия из Замостья послал его к митрополиту Рагозе с грамотой о созвании собора для рассмотрения поведения некоторых епископов. Слуги Терлецкого, догнавшие Григория в лесах за Пинском, разбили его, листы побрали и на поле еле живого оставили. А. 3. Р. IV, стр. 208. 1142 Прося ходатайства Радзивила, Гребницкий обещал на пользу унии и самого Радзивила не только лично свои услуги, но и всей будущей своей паствы, предоставляя себе в награду и утешение gaudere titulo creaturae cum aeviterna erga sunm сгеатогет obligatione.» Археогр. сборн. VII, 144. Письмо Гребницкого к Карлу Радзивилу от 5 дек. 1714 г. – Processus informativus в Арх. ун. митр., кн. XVII, 789. 1152 В 1617 г. бывши виленским архимандритом, он издал сочинение Obrona jednosci cerkiewni, в котором диказывал стародавность унии в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Повидимому после того не было несколько времени столь дерзких оскорблений православным. – Многочисленное духовенство со всей обширной епархии собиралось к епископу на соборы, обыкновенно к храмовому дню праздника, 26 сентября. Ревностный и заботливый пастырь Афанасий 977 скончался 25 декабря 1650 г. Преемником его был Иосиф Шпановский-Чаплиц , из архимандритов Мелецкого монастыря с 1650 по 1654 г. В 1655 году на луцкую кафедру переведен, бывший холмский епископ, Дионисий Балабан . Но он не долго управлял епархией. В 1657 году, по смерти митрополита Сильвестра Коссова, он избран был на киевскую митрополию. По всей вероятности, он удержал за собой управление Луцкой епархией, так как русское правительство не признало его в достоинстве киевского митрополита и назначило своего администратора митрополии. По смерти его, в 1663 г. , в луцкие епископы избран Гедеон Святополк, князь Четвертинский . Более двадцати лет он управлял луцкой епархией, выдерживая борьбу с униатами. Именовавшийся администратором митрополии, львовский епископ Иосиф Шумлянский, отнял у него епархию, надеясь поставить в ней брата своего Афанасия. 978 Гедеон удалился из Луцка в Малороссию и жил в Батурине, в Крупецком монастыре. В 1684 г. объяснял он московскому думному дьяку Украйнцеву: «приехал я сюда потому, что от гонения королевского мне житья не было, все неволил меня принять римскую веру или сделаться униатом: и теперь, идучи в поход, сам король и королева сказали мне, что когда король придет с войны, а я римлянином или униатом не сделаюсь, то меня непременно сошлют в вечное заточение в Мариенбург. Я испугался и прибежал сюда, желая здесь кончить жизнь в благочестии. При мне еще держались благочестивые люди многие, а теперь без меня, конечно, король всех приневолит в римскую веру». 979 В 1685 г. Гедеон избран был в митрополиты киевские. Не переставая и после избрания Гедеона именоваться администратором киевской митрополии, львовский епископ Иосиф Шумлянский посвятил в Луцк брата своего Афанасия Шумлянского , человека, по отзыву Гедеона, решительно не способного не только к епископству, но и к священническому сану. (Летоп. Величка, т. III, стр. 66). Афанасий управлял луцкой епархией с 1688 по 1694 год, давая вид православного епископа; но тайно содержал унию. 980 Администратором униатских церквей, во время управления его, был жидичинский архимандрит Гедеон Война-Оранский, посвященный в 1693 году в холмские епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Подобному наказанию подвергнуты и его соучастники 38 . С Ягельницким к епископу вызван был и наместник Почаевской обители Иосиф Саевич: но он ушел, и в защиту себя не представил пред суд оправдания, вследствие чего был осужден на изгнание из всей епархии (стр. 19). Согласно распоряжению того же Луцкого православного епископа Афанасия Шумлянского игуменство в Почаевском монастыре, после Ягельницкого, надлежало принять архидиакону Луцкому православной кафедры Иакинфу Жуковскому; в 1694 году по монастырским исковым делам он Жуковский действительно значится как игумен, но когда в том же году скончался епископ Афанасий Шумлянский, а судебный процесс передан на решение епископа Львовского, дело приняло другой оборот: Жуковский из Почаева удален, а игуменом в Почаевский монастырь, в 1695 году, снова переведен из Луцка Иосиф Добромирский. Он управлял монастырем до 1698 года. К этому Добромирскому граф Станислав Тарнавский в 1695 году писал, жалуясь, что будто покойный епископ Шумлянский напрасно делал нападение на монастырь Почаевский. Это доказывает, что возмутители – иноки имели на своей стороне защитников, в лице вельмож – Римских исповедников (стр. 53). По смерти Афанасия Шумлянского – на православную Луцкую кафедру вступил Дионисий Жабокритский. Он дал инструкцию игумену Добромирскому, – как управлять монастырем Почаевским, вменил ему в обязанность обращать особое внимание на монастырскую казну и строго наблюдать за поведением иноков вновь поступающих в обитель. В этой инструкции, между прочим, упоминается о чудесах от мощей Преподобного Иова, и говорится, что должна быть книга для записывания доходов, поступающих при гробе Преподобного (стр. 65, 66). Дабы видеть самому внутреннее и внешнее состояние Почаевской обители, епископ Жабокритский в 1695 году, сам обозревал ее; сам на месте поверял монастырское имущество и, составив оному подробную опись, утвердил оную собственноручной подписью. Замечательно, что в числе монастырской братии, подписавших эту опись, значится и наместник Иосиф Саевич, тот самый, который, по суду епископа Шумлянского, за участие в возмущении с игуменом Ягельницким, в 1693 году подвергся изгнанию (стр. 72). Доказательство, – что Львовский православный епископ, на решение которого было передано дело о Ягельницком, сам уже не был тверд в православии, и, будучи сам близок к переходу в унию (это случилось в 1706 году), не строго осуждал тех, которые не были в строгом послушании православного архипастыря, и потому постарался, что сказанный Саевич не только уволен от наказания, но и допущен в прежней должности наместника обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

1 авг. 1535 г. наместником митрополита в бывш. Г. е. стал М. Тучапский (см. Макарий (Тучапский) ), в окт. 1539 г. с согласия королевской власти назначенный епископом «митрополии Галицкой», Львовским и Каменец-Подольским, хиротония состоялась 22 февр. следующего года в Киеве (см. Львовская и Галицкая епархия ). В 1686 г., после присоединения Западнорусской митрополии к Московскому Патриархату, Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) от имени правосл. епископов Луцкого, Перемышльского и Белгородского обратился к Московскому патриарху Иоакиму с просьбой об учреждении в подчинении Московского патриарха Галицкой митрополии на территории Речи Посполитой. Это было невозможно осуществить из-за активного противодействия польск. властей контактам православных Польско-Литовского гос-ва с иерархами Поместных Православных Церквей и агрессивного насаждения унии и католичества. В 1691 г. открыто присоединился к унии Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий), тайно перешедший в унию в 1681 г., в 1700 г. объявил о присоединении к унии Львовский еп. Иосиф (Шумлянский), являвшийся тайным униатом с 1677 г., в 1701 г. принял унию Луцкий еп. Дионисий (Жабокрицкий). Ист.: Miklosich, M ü ller. 1862. T. 2; ПДРКП; АЮЗР. Т. 10. Ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской православной Церкви (1423-1714). К., 1904; Ykpaïhcьki грамоти. К., 1928. Т. 1 (XIV - пол. XV в.)/Изд. В. Розов. 28. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 3, 5 (по указ.); Павлов А. С. О начале Галицкой и Литов. митрополии и о первых тамошних митрополитах, по визант. докум. источникам XIV в. М., 1894; Fijalek J. Biskupstwa greckie w ziemiach ruskich//Kwartalnik hist. 1897. 1; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. Т. 3: (До року 1340). Льbib, 1905; Т. 5: Cycniльho-noлim. i церк. ycmpiй i biдhocuмu в укр.-рус. землях XIV-XVII вв. Льbib, 1905; Chodynicky K. Kocio prawosawny a Rzecz Pospolita Polska: Zarys hist., 1370-1632. Warsz., 1934; Мейендорф И. , прот. Византия и Моск. Русь: Очерк по истории церк. и культурных связей в XIV в. P., 1990; Яковенко С. Г. Западнорус. Церковь в посл. трети XVII в.// Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 541-543; Ючас М. А. Галицко-Волынская Русь и проблема христианизации Литвы во 2-й пол. XIV в.//Вост. Европа в ист. ретроспективе: К 80-летию В. Т. Пашуто. П., 1999. С. 262-269; Флоря Б. Н. Правосл. мир Вост. Европы перед историческим выбором: (XIV-XV вв.). В печати.

http://pravenc.ru/text/161539.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010