Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря 16 июля 2015 г. 18:59 16 июля 2015 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря . Святейший Патриарх Кирилл является почетным председателем Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря. В этом году Русская Православная Церковь отмечает 500-летие со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого, основателя обители. В заседании участвовали губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Сергий (Воронков), заместитель министра культуры РФ Г.У. Пирумов, председатель Комитета по науке Совета Федерации ФС РФ З.Ф. Драгункина, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы С.А. Попов, министр культуры Московской области О.А. Рожнов, глава Волоколамского муниципального района Московской области Е.В. Гаврилов, советник Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе М.Н. Белогубова, а также члены Попечительского совета, члены правления Благотворительного фонда по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря, представители администрации Московской области и Волоколамского района. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом. Затем был рассмотрен ряд организационных вопросов. Председателем Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря был избран губернатор Московской области А.Ю. Воробьев. Также были утверждены и другие изменения в составе Попечительского совета. А.Ю. Воробьев проинформировал собравшихся о ходе подготовки к торжествам, посвященным памяти преподобного Иосифа Волоцкого. С докладом «О комплексной программе подготовки и проведения юбилейных мероприятий празднования 500-летия со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого» выступил наместник монастыря архимандрит Сергий (Воронков). Глава Волоколамского района Е.В. Гаврилов сообщил о подготовке к проведению юбилейных торжеств в Волоколамском районе Московской области. Также выступили заместитель министра культуры РФ Г.У. Пирумов и председатель Комитета по науке Совета Федерации ФС РФ З.Ф. Драгункина. В ходе заседания обсуждались вопросы проведения восстановительных работ в Иосифо-Волоцком монастыре. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4161869.ht...

В Иосифо-Волоцком монастыре состоялась выставка-форум, приуроченная к принесению в обитель Волоколамской иконы Божией Матери 30 мая 2017 г. 11:18 27-28 мая 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре была проведена первая выставка-форум, организованная администрацией Волоколамского муниципального района совместно с предпринимательским сообществом. Организаторы ставят цель возродить традиции дореволюционных ежегодных ярмарок, приуроченных к церковным праздникам. Важным событием мероприятия стало принесение в монастырь чудотворной Волоколамской иконы Божией Матери из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. С 25 по 30 мая икона находилась в Успенском соборе обители, где ей поклонились сотни верующих. Накануне открытия выставки-форума, 26 мая, в конференц-зале монастыря состоялся круглый стол православных предпринимателей «Опора и созидание России» под председательством главы Волоколамского района Е.В. Гаврилова. В работе круглого стола принял участие наместник монастыря архимандрит Сергий (Воронков). Торжественное открытие выставки-форума состоялось 27 мая после Божественной литургии. В церемонии открытия приняли участие наместник Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий, глава Волоколамского района Е.В. Гаврилов, глава Теряевского округа С.И. Блохин, представители Правительства Московской области, гости из других районов Подмосковья и предприниматели. На выставке-ярмарке были представлены изделия народных промыслов, продукция фермерских хозяйств и предприятий Волоколамского района. 28 мая, Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, состоялся традиционный ежегодный крестный ход с иконой святителя Николая Чудотворца из Введенского храма с. Спирово в Иосифо-Волоцкий монастырь. Многочисленные паломники встречали икону у святых врат обители. Священноиноки монастыря и духовенство Волоколамского благочиния совершили молебное пение с акафистом святителю Николаю.

http://patriarchia.ru/db/text/4918800.ht...

373. С. 416-418). Очевидно, к нач. 80-х гг. Е. установил отношения с буд. царем, а тогда кравчим Борисом Феодоровичем Годуновым . После реабилитации опальных в 1-й пол. 1584 г. Годунов дал в Волоколамский мон-рь с. Неверово с деревнями и пустошами в Старицком у. «по князе Борисе Давыдовиче по Тулупове, да по его матери княине Анне, да по Федоре, да по Василье по Ивановичех по Умных на вечной поминок и на кормы», казненных в 1575 г. (Там же. 374, 375. С. 418-419). Ок. 1584/85 г. Е. составил отпись о внесении в синодик имен опальных кн. Тулупова, его матери и братьев Умных (Там же. 379. С. 424). 28 авг. 1585 г. Е. получил жалованную тарханную грамоту, к-рая освобождала по всей стране товары, купленные для Волоколамского монастыря, от уплаты пошлин. Эту грамоту в обитель «приказывал боярин и конюшей Борис Федорович Годунов». Став царем, он подтвердил ее 12 янв. 1604 г. (Там же. 380. С. 424-426). Краткий некролог Е. написан его учеником Левкием (Аишевым) (РГБ. Ф. 113. Вол. 213. Л. 491). Соч.: Ключевский. Древнерус. жития. С. 415-416. Примеч. 2; Кунцевич Г. З. Феодосий, архиеп. Новгородский (1451-1563): (Его «Житие»)//Über. der Reformierten Kirchenschule für 1899-1900. СПб., 1900. С. 1-14; Демкова Н. С. Духовная грамота волоколамского книжника XVI в. Евфимия Туркова//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 342-356; Духовная грамота и исповедь Евфимия Туркова/Подгот. текста, пер. и коммент.: Л. А. Ольшевская//БЛДР. СПб., 2005. Т. 13: XVI в. С. 692-717, 839-846. Ист.: Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 96, 102-112; КЦДР. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. СПб., 1991 (по указ.). Лит.: Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1573 г.//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. С. 8-9; Зимин А. А. Из истории собр. рукописных книг Иосифо-Волоколамского мон-ря//Зап. ОР ГБЛ. М., 1977. Вып. 38. С. 15-29; он же. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 123-125, 132. Примеч. 165, 143-146, 153, 277, 308, 310; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 212-215; она же. Евфимий Турков//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 206-208 [Библиогр.]; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг»//ДРИ: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 161-162; он же. Максим Грек - переводчик повести Энея Сильвия «взятие Константинополя турками»//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 55-61; Чернов С. З. Волок Ламский в XIV - 1-й пол. XVI в.: Структуры землевладения и формирование военно-служилой корпорации. М., 1998. С. 26-27, 85, 89, 135, 176, 190, 213, 232, 240; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002. С. 74, 78, 198, 298, 314, 354-356, 381, 386. Б. М. Клосс, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки

http://pravenc.ru/text/187717.html

Выставка, посвященная Иосифо-Волоцкому монастырю, откроется в Москве Москва, 8 декабря 2015 г. 11 декабря 2015 г. в 16:00 в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, ул. Тверская д. 21) состоится открытие выставки «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», организованной в рамках социально значимого проекта «Иосиф Волоцкий и его обитель», сообщает Синодальный информационный отдел.      Организаторы выставки: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный центральный музей современной истории России, Благотворительный фонд Фридриха Липса, Дирекция международных программ, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь при участии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Российской государственной библиотеки. На выставке «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», которая продлится до 10 января 2015 года, представлены экспонаты из коллекции Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, художественные работы участников инновационного образовательного проекта Дирекции международных программ «Передвижная академия искусств», а также уникальные старинные иконы из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: икона «Иосиф Волоколамский» (первая половина XVI в.), Рама со сценами жития Иосифа Волоколамского (XVIII в.), икона «Вход в Иерусалим» (XVIII в.), а также уникальные печатные издания XV- XVI вв. из Российской государственной библиотеки. Специальный раздел выставки посвящен памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), благодаря усилиям которого Иосифо-Волоцкий монастырь был передан в 1989 года Церкви, стал восстанавливаться и возрождаться как монашеская обитель. Справка: Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 14 июня 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека.

http://pravoslavie.ru/88556.html

Кир.-Бел., 101/358. Псалтирь следованная с Уставом Святой Горы Афон. XVII в.). В результате активных книжных связей русских монастырей с Афоном на протяжении второй половины XIV и всего XV столетия, видимо, менялось и уставное молитвенное правило русских иноков. В XVI в. повседневное чтение Псалтири стало уже обязательным. Так, по правилу Иосифо-Волоколамского монастыря инок «совершал», т.е. вычитывал, всю Псалтирь в своей келье каждые пять дней («с недели до пятка» – с воскресенья до пятницы), Великим постом – две Псалтири за пять дней. (Это правило «у честных старцов» Иосифова монастыря описывает в своем сборнике диак Иван Плешков (ГИМ. Щук. собр., 212, л. 212 – 212 об.). Видимо, он внимательно изучал традиции и обиход наиболее известных монастырей России, так как в его книге находим обиходы и уставы Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоцкого и Нило-Сорского монастырей, что дает возможность сравнить жизнь русских киновий и скита.) Иноку Нило-Сорского скита по Уставу полагалось прочитывать Псалтирь за два дня. Не только скитские монахи, но и общежительные, в частности кирилловские и волоколамские, постоянно «держали молитву Иисусову», как и афонские старцы. Согласно описанию Плешкова, инок Иосифо-Волоколамского монастыря должен был за день вычитать 100 молитв Богородице и 1900 Иисусовых. Сравнение «келейного правила» монахов Нило-Сорского скита и Иосифо-Волоколамского монастыря наглядно показывает общую тенденцию монастырской жизни (независимо от типа монастыря) в XVI – начале XVII в. – стремление к «умной молитве». И все-таки разница молитвенного правила общежительных и скитских монахов оставалась существенной. «Ино же есть деание безмолвиа, и ино общаго жития», как писал в своих «Главах» святой старец 82 . «Молитва усты» (т.е. молитвы, которые поют и читают – по определению преподобного Нила Сорского ) 83 и «телесное делание» (поклоны), строго определенные на каждый день, составляли, главным образом, молитвенное делание волоколамского инока. Обычно монах Иосифо-Волоколамского монастыря вычитывал в келье четыре кафизмы, два канона, повечерню малую (часть вечернего богослужения, совершаемого по вечери, то есть после ужина) и полунощницу (молитвы, читающиеся в полночь), совершал поклоны с молитвой Богородице (ГИМ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Нек-рые ученые ошибочно отождествляли Г. Ч. с Герасимом (Замыцким) , игум. Симонова Нового мон-ря ( Будовниц И. У. Словарь рус., укр., белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 48; Дмитриева Р. П. Светская лит-ра в составе монастырских б-к XV и XVI вв. (Кирилло-Белозерского, Волоколамского мон-рей и ТСЛ)//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 161. Примеч. 86), несмотря на то что прп. Иосиф Волоцкий в своих посланиях пишет о них как о разных людях (С. 212). Местная канонизация Г. Ч. совершилась включением его имени в Собор Московских святых, празднование к-рому установлено в 2001 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Ист.: Описание о российских святых. С. 236; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 109, 210, 212; Православный церковный календарь, 2003 г. М., 2002. С. 88. Лит.: Строев П. М. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева Боровского. СПб., 1891. С. 38, 61; Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и МДА/Описание переплетов сост. С. А. Клепиков//Зап. ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. 60. С. 177; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и социально-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 48, 77; он же. Из истории собр. рукописных книг Иосифо-Волоколамского мон-ря//Зап. ОР ГБЛ. М., 1977. Вып. 38. С. 23-29; Дмитриева Р. П. Герасим Чёрный//ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 62-63 [Библиогр.]; она же. Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1573 и 1591 гг.//КЦДР. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 3-15; Турилов А. А. Собрание Иосифо-Волоколамского мон-ря. Ф. 113//Рукописные собр. ОР ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 142-143; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 65, 206. А. В. Кузьмин, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/164639.html

В расположенной посреди восточной стены Часовой (Осьмероугольной, 1676 год) монастырь разместил небольшое свечное производство, обеспечивающее нужды обители. Сквозь Петровскую (1680) проходят инженерные коммуникации. Исторически она состояла из нескольких ярусов, в советское время верхние утрачены, и их воссоздание должно быть предусмотрено будущими проектными документами. К отдаленной перспективе относятся также охранно-восстановительные работы по пряслам крепостной стены с обустройством в экскурсионных целях непрерывного свободного прохода. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Приняты Постановление Правительства Московской области от 13 июля 2015 г. 559/26 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения — " Ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря, XVI–XVII веков " в с. Теряево сельского поселения Теряевское Волоколамского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» и Приказ Министерства культуры РФ 2674 от 26 октября 2015 г. о внесении ранее считавшихся выявленными объектами культурного наследия монастыря в реестр федеральных и утверждении границ территорий монастыря. 2 Приказы Министерства культуры РФ 2450 от 11 ноября 2016 г. об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря, XVI — начало XX века» и 2672 от 6 декабря 2016 г. об утверждении охранного обязательства «Ансамбля Иосифо-Волоколамского монастыря, XVI — начало XX века». ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь в Волоколамском районе Московской области основан в 1479 году преподобным Иосифом Волоцким, богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем. Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах святой Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и другие. Архитектурный ансамбль монастыря представляет собой выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. Древнейшая часть ансамбля — Богоявленская церковь, сооруженная в 1506 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой на верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.

http://e-vestnik.ru/reports/volokolamski...

А. А. Зимин в своей монографии “Крупная феодальная вотчина” привел правильное прочтение вкладной записи Феодосия, но не отметил, что в научной литературе существует ошибочное мнение 8 . Мы считаем, что выводы А. А. Зимина убедительно подтверждает “Послание…” Иосифа Волоцкого Борису Кутузову, в котором упомянут вклад Феодосия иконами Андрея Рублева, стоившими двадцать рублей 9 . Анализ текстов описи 1545 г., “древнего” синодика и вкладных книг позволили нам сделать вывод, что в XVI в. в Иосифо-Волоколамском монастыре вклады иконами Андрея Рублева сделали только три лица: иконописец Феодосий (ок. 1503 г.) 10 , архимандрит Пафнутьева-Боровского монастыря Касьян (1526–1542 гг.) 11 и архимандрит Симонова монастыря Алексей Ступишин (1561 г.) 12 . Где приобрели иконы Андрея Рублева эти лица, нам неизвестно, однако необходимо отметить, что у каждого из них была тесная связь как с Иосифо-Волоколамским, так и с московским Симоновым монастырем. Иконописец Феодосий принимал участие в письме икон Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря совместно со своим отцом Дионисием и братом Владимиром. Он выполнил роспись этого собора в 1503–1504 гг. и неоднократно приезжал в монастырь, так как был духовным сыном преподобного Иосифа 13 . Дионисий в 1467 г. расписывал собор Пафнутьева монастыря совместно с симоновским старцем Митрофаном, что подтверждает его старые семейные связи с Симоновым монастырем 14 . Личность архимандрита Касьяна в настоящий момент интересует довольно широкий круг исследователей, так как он был связан с преподобным Иосифом Волоцким и свт. Макарием, митрополитом Московским. Проследить за судьбой этого человека чрезвычайно сложно. Почти все древние документы Пафнутьева-Боровского монастыря погибли в пожарах, и нет никаких сведений о том, кто возглавлял этот монастырь между 1488 и 1531 гг. 15 . В описи имущества Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. назван архимандрит Пафнутьева-Боровского монастыря Касьян, вложивший в монастырь четыре пядничные иконы, и архимандрит Симонова монастыря Касьян, давший Иосифову монастырю две книги 16 . В этой описи отмечено, что икону Мисаила Конина архимандриту Пафнутьева монастыря Касьяну дал архиепископ Новгородский Макарий, а в рукописи “Слова постнические Исаака Сирина” сохранились пометы о “замышлении” ее архимандритом симоновским Касьяном и о вкладе этой книги в Иосифов монастырь по архимандрите Касьяне владыкой Макарием 17 . Круг монашеских имен ограничен и устойчив. Возможно, что в первой половине XVI в. жили как архимандрит Касьян Пафнутьевский, так и архимандрит Касьян Симоновский. Однако мало вероятно, что оба они в период 1526–1542 гг. оказались на покое в Иосифо-Воло­коламском монастыре, и что каждому из них помог сделать вклад новгородский архиепископ свт. Макарий. Мы предполагаем, что в разных частях описи 1545 г. упомянуто одно лицо. К такому же выводу независимо от нас пришел архимандрит Макарий (Веретенников) 18 .

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

676 ГИМ. Епархиальное собр. 419. Л. 1–6, 128–129об. См. подробнее: Зимин А.А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в.//Из истории феодальной России: Статьи и очерки. Л., 1987. С. 77–78. 677 Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 гг./Публ. Р.П. Дмитриевой//Книжные центры Древней Руси... С. 40, 72, 74, 77, 84–86, 94. 678 См. подробнее: Описание рукописей библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря из Епархиального собрания ГИМ/Сост. Т.В. Дианова, Л.М. Костюхина, И.В. Поздеева//Книжные центры Древней Руси... С. 289–290, 305–306. Не указаны как книги, связанные с именем Вассиана Кошки, 114 и 419; ошибочно дана информация о сборнике 353. 679 См.: Дмитриева Р.П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности... С. 5; Она же. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 212. 680 Опубликовано в: Творения святых отцов. Прибавления. М., 1851. Ч. 10. С. 502–527: Послания Иосифа Волоцкого . М.; Л., 1959. С. 366–369. Об авторе см.: Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы... С. 44–45; Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы... С. 213; Дмитриева Р.П. Вассиан, по прозвищу Кошка... С. 120. 683 См. подробнее: Лурье Я.С. Краткая редакция «Устава» Иосифа Волоцкого – памятник идеологии русского иосифлянства//ТОДРЛ. М.; Л, 1956. Т. 12. С. 119–128; Моисеева Г.Н. Валаамская беседа. М.; Л., 1958. С. 20–32; Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев... С. 26–35; Зимин А..А. Крупная феодальная вотчина... С. 266–269. 684 РГБ. Музейное собр. 1257. Л. 34–37. Опубликовано в: Ковтун Л.С. Лексикография в Московской Руси XVI – начала XVII в. Л., 1975. С. 263–267. 685 См. подробнее: Булич С.К. Очерк истории языкознания в России. СПб., 1904. Т. 1. С. 163–164; Ковтун Л.С. Русская лексикография эпохи средневековья. М.; Л., 1963. С. 233; Она же. Лексикография в Московской Руси XVI – начала XVII в. Л., 1975. С. 263–267; Она же. Азбуковники вв.: Старшая разновидность. Л., 1989. С. 24–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. и упраздненные монастыри и пустыни Ярославской епархии. М., 1906, с. 56. 13 Меняйло В. А. Указ. соч., сс. 21– 27; Волоколамский патерик//Богословские труды. Т. X. М., 1973, с. 179. 14 Кадлубовский А. А. Житие Пафнутия Боровского писанное Вассианом Саниным//Сб. Историко-филологического общества при институте князя Безбородко в Нежине. II. Нежин, 1899, лл. 17–17 об.; Флоря Б. М. Московский иконописец середины XV в. Митрофан по данным письменных источников//Культура Древней Руси. М., 1966, сс. 278–280. 16 Георгиевский В. Т. Указ. соч. Приложение, сс. 3–4, 10, 14; Голубцов А. П. Указ. соч., сс. 121–122, 123. 17 Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991, сс. 342–343. На обклейке нижней крышки переплета рукописи ГИМ. Епарх. 321 (445) сохранилась запись: “В лето от 7016 (1508 г. — В. М.) написана быс книга сиа святая Исаак Сириянинъ диякомъ Иваномъ на Симонове/А замышлением архимандрита Касиана Симоновьскаго”. В 1508 г., согласно сохранившимся актам, архимандритом Симонова монастыря был Варлаам (см.: Акты феодального землевладения и хозяйства. Акты Московского Симонова монастыря. Сост. А. И. Ивина. Л., 1983, сс. 8, 11, 13–15, 17–18, 20). Вторая строка приведенной записи сделана другим пером и, возможно, через несколько лет после первой. Касьян стал архимандритом после поставления Варлаама Всероссийским митрополитом 3 августа 1511 г. (см. Строев П. М. Указ. соч., с. 150). 19 Невоструев К. П. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным. М., 1865, с. 46; Белокуров С. А. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//ЧОИДР. Кн. 3. М., 1903, с. 31. 20 ГИМ. ОР. Епарх. 252 (340). Первая половина — середина XVI в., с пометами второй половины XVI в. В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. рукопись названа “Книжка в четверть… писано в ней мелкие вещи от Устава…”, что точно отражает ее содержание. Вероятно, составителем рукописи был старец Фотий старый. См. также: Книжные центры Древней Руси…, сс. 55, 300–301.

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010