К. ставили в вину натурализм при описании ада, диавола и бесов. Авторы разборов обвиняют К. в симпатии к католикам, к-рых он в своем сочинении часто упоминает наряду с православными («нас с римляны, греков и русь купно, сочетовает»), критикуют превознесение Петра над другими апостолами. В «Прении...» есть упоминание о том, что К. принимает Filioque. Критики К. отмечают использование им католич. апокрифов («То взято от латинских книг, а не греческих богословец»). Автора «Евангелия учительного» также обвиняли в симпатии к иудаизму. Мн. обвинения были голословными, связанными с плохим пониманием рецензентами «простой мовы», на к-рой написано «Евангелие учительное». Как и «Зерцало богословия», «Евангелие учительное» переиздавалось униатами. В 1696 г. при поддержке Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) в типографии Уневского мон-ря вышло 2-е издание «Евангелия учительного»; предисловие к нему написал архим. Уневского мон-ря Варлаам (Шептицкий), в 1681 г. тайно принявший унию. Архим. Варлаам умолчал об осуждении и о запрете книги в Киеве и Москве; из сочинения были изъяты предисловие и посвящения, где К. говорил о гонениях на себя вслед. обвинений в неправославности. В 1697 г. митр. Киевский и Галицкий Варлаам (Ясинский) отправил письмо патриарху Адриану, в к-ром просил запретить это издание Уневского мон-ря, указывая, что книгу К. архим. Варлаам (Шептицкий), «сам сущ в подозрении униатском», издал без благословения архиереев. 27 марта 1697 г. Московский патриарх Адриан просил киевского воеводу, чтобы в Киеве не продавали «Евангелие учительное», т. к. «книга во многих местах неправа, и Церкви нашей противна, и в прежние лета в Киеве от бывшаго тогда митрополита Киевского Петра Могилы во всех градех та книга купить заповедана, что она от схизматика сделалась, и в сочинении грамматическом велми нечинна и худа» ( Браиловский С. Н. Один из пестрых XVII столетия: (Карион Истомин). СПб., 1902. С. 149). В 1697 г. в Могилёве в типографии М. Я. Вощанки, принадлежавшей правосл. Богоявленскому братству, вышло 3-е издание «Евангелия учительного», на большей части экземпляров в качестве даты издания был указан 1619 г.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Жабокрицкий Дмитрий; † не позднее 1715), еп. Луцкий. Род. в шляхетской семье, известной своим покровительством Почаевскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю. Отец Д. был православным, мать - католичкой. Жабокрицкий учился в Краковской академии, служил земским писарем в Луцке и подстаростой в Кременце, способствовал обновлению и обустройству кременецкого Богоявленского братства. В 1695 г., после смерти Луцкого еп. Афанасия (Шумлянского) , Жабокрицкий был избран Луцким епископом при активной поддержке луцкого братства и волынской правосл. шляхты. Его кандидатура устраивала и российские и польск. власти. 13 авг. 1695 г. Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) была направлена царская грамота с приказом после монашеского пострига хиротонисать Жабокрицкого во епископа Луцкого, 6 сент. того же года Д. в связи с назначением на кафедру получил поздравительную грамоту от польск. кор. Яна III Собеского . Однако хиротония Д. натолкнулась на канонические препятствия. В миру он был женат на вдове (что является препятствием к принятию священного сана), ходили слухи о его 2-м браке. Противником Д. выступил Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , к-рый также получил от короля ставленую грамоту на Луцкую кафедру. По требованию еп. Иосифа дело Д. рассматривалось в Киеве. Митр. Варлаам (Ясинский), несмотря на благожелательное отношение к Д., отказался возглавить его хиротонию и созвал Собор киевского духовенства, состоявшийся 20 сент. 1695 г. Собор признал несоответствие кандидатуры Д. правосл. канонам, но ввиду бедственного положения Православия на Правобережной Украине и угрозы захвата Луцкой епархии униатами (см. Брестская уния ) постановил ходатайствовать перед патриархом Московским и всея Руси Адрианом о разрешении Д. принять сан. Митр. Варлаам и гетман И. С. Мазепа направили в Москву прошения о хиротонии Д., однако 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан, посовещавшись с Сарским митр. Тихоном (Воиновым) , Суздальским митр. Иларионом и Коломенским архиеп. Никитой (Тотемским) , в просьбе отказал. Под давлением просителей с Украины в дек. того же года патриарх направил еще одно письмо митр. Варлааму и Мазепе с объяснением причин отказа, но 27 дек. обратился к К-польскому патриарху Каллинику II (и, возможно, к Иерусалимскому патриарху Досифею II ) с просьбой соборно решить этот вопрос. Ответ был написан в мае 1696 г. патриархом Досифеем, к-рый категорически отверг возможность хиротонии. Основываясь на этом послании, патриарх Адриан в 3-й раз написал митр. Варлааму об отказе, но просьбы со стороны польск. и укр. светских властей на этом не прекратились. В частности, в 1698 и в 1701 гг. кор. Август II Сильный просил царя Петра I ходатайствовать перед патриархом Адрианом о поставлении Д.

http://pravenc.ru/text/178376.html

Здесь, как внушалось униатам, был «корень унии» для всех ответвлений ее за границей. Уния в Галиции распространилась в конце XVII – начале XVIII века в результате коварной деятельности скрытых униатов – епископа Перемышльского Иннокентия (Винницкого) и епископа Львовского Иосифа (Шумлянского). Добившись торжества унии в галичских епархиях, целое столетие после провозглашения унии в Бресте сохранявших благочестивую веру своих православных предков, в Риме стали забывать о том, что Папа Климент VIII 21 января 1896 года в своей конституции «Ad perpetuam rei memoriam» (К вечной памяти события) разрешил «все священные обряды и церемонии при совершении Божественных служб и Святейшей литургии, а также при совершении иных Таинств и других священнодействий, если только эти обряды и церемонии не противны истине и учению католической веры и не препятствуют общению с Римской Церковью, несмотря ни на какие другие противоположные постановления и распоряжения Апостольского престола». 51 Однако опекуны унии, добившись ее утверждения в Польше, показали, что Брестская уния создавалась для латинизации и ополячивания насилием и обманом вовлеченных в нее православных подданных Речи Посполитой. Униатский собор 1720 года в Замостье открыл широкие возможности для изменений богослужебного обряда в духе латинства, «исправлений» в католическом духе служебника, требника и всех других богослужебных книг. Воспитанный в Риме преемник Ипатия (Поцея) митрополит Иосиф (Вельямин-Рутский) обратил монашеские обители по католическому образцу в базилианский орден. Его наводнили польские монахи и привнесли с собой бесчисленные изменения, католические обычаи и полонизацию. Преданный прежней богослужебной практике униатский монах Петр (Каминский) жаловался: «Проскомидии совсем не совершают, входа с Евангелием не делают, говорят: это схизматические выдумки. Не бывает и переноса (великого входа) ... Всенощной нет, этого богослужения они не знают... канонов не читают; русским языком так гнушаются, что во всей унии не услышишь русской проповеди ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О политическом значении Г. свидетельствует тот факт, что в июле 1684 г. кор. Ян Собеский предлагал Г. убедить гетмана И. Самойловича выступить против Османской империи. С кон. 1678 г. Луцкий епископ поддерживал контакты с царским двором в Москве. Начались они с письма Г. 17 нояб., содержавшего просьбу о помощи, к-рое было передано через игумена люблинского Преображенского мон-ря Иннокентия (Монастырского) (одновременно письмо такого же содержания было отправлено гетману Самойловичу). В 1684 г. в результате интриг Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) , тайно перешедшего в 1681 г. в унию и надеявшегося посадить на Луцкую кафедру своего брата Афанасия, польск. король потребовал от Г. либо принять унию, либо готовиться к заключению в крепости Мальборк. Между июлем и нояб. 1684 г. Г. перешел из Польши на Левобережную Украину, обосновался в Крупицком во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре в Батурине, находившемся близ ставки гетмана Самойловича и содержавшемся на средства последнего. С сент. 1683 г. гетман вел переписку с патриархом Всероссийским Иоакимом о замещении вдовствовавшей Киевской митрополичьей кафедры (местоблюстителем митрополичьего престола являлся Черниговский архиеп. Лазарь (Баранович) ) и о поставлении Киевского митрополита в Москве. (С сер. XV в. Западнорусская митрополия (Киевская) состояла в юрисдикции К-польского Патриархата, поставление митрополита в Москве означало переход митрополии под власть Московского патриарха.) По мнению Самойловича, Г.- противник унии, представитель древнего рода, с к-рым гетман стремился породниться (в 1682 он просил царя Феодора Алексеевича о браке своей дочери с неким кн. Четвертинским, получил отказ, в 1686 гетман получил разрешение на брак др. дочери с сыном или племянником Г. кн. Юрием Четвертинским),- был наилучшей кандидатурой для замещения Киевской кафедры. Даже архиеп. Лазарь (Баранович) - др. кандидат на митрополичий престол - признавал, что Г. достоин стать Киевским митрополитом, что «человек он добрый и смирный и ни к какой власти не стремится».

http://pravenc.ru/text/161879.html

Тем временем, в Речи Посполитой после смерти Дионисия на Киевскую кафедру были одновременно избраны Иосиф (Нелюбович-Тукальский) и епископ Перемышльский Антоний (Винницкий) 84 , и оба получили у короля привилеи на Киевскую кафедру. В результате у Киевской кафедры оказалось сразу два предстоятеля, которые находились далеко от Киева, и одновременно – два местоблюстителя, которые оставались на Левобережье (Лазарь (Баранович) и Мефодий (Филимонович)), и ни один не имел утверждения из Константинополя. Фактическая власть Антония распространялась на Волынь, Перемышльскую и Холмскую епархии, а Иосифа (за исключением периода 1663–1665 гг., когда польские власти арестовывали его) – на территории под управлением П. Дорошенко. В 1668 г., благодаря наметившемуся сближению Дорошенко с Османской империей, Иосифу удалось получить признание Константинопольского патриарха Мефодия III 85 . В том же году Антоний передал патриарху Московскому Иоасафу II сообщение о готовности перейти под его омофор (это предложение не было принято), а Мефодий был снят с кафедры 86 . Разобравшись с Мефодием, Иосиф, впрочем, так и не отправился в Киев, поскольку его не желало признавать киевское духовенство, не принимавшее участие в его выборах. В результате управление приходами Киевской епархии опять оказалось в руках Лазаря (Барановича). После смерти Иосифа (1675 г.) Антоний в 1676 г. заявил на польском сейме о своих правах на Киевскую кафедру, однако польский король Ян Собеский решил передать эти права Львовскому епископу Иосифу (Шумлянскому) 87 , который к тому времени тайно принял унию. Впрочем, в 1678 г. Антонию все же удалось добиться у польского правительства возвращения своих прав, но уже в 1679 г. он скончался. Ко времени кончины Антония религиозная политика Речи Посполитой стала для православных жителей государства невыносимой: их принуждали к унии, собственность церквей и монастырей под разными предлогами изымалась, деятельности православного духовенства чинились всяческие препятствия. Еще в 1676 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В 1668 году гетманом обоих берегов Днепра стал Петро Дорошенко. Ему удалось на короткое время объединить под своей властью почти все украинские земли. На Киевский митрополичий престол взошел Иосиф Нелюбович-Тукальский, избранный в митрополиты еще в 1663 году на Соборе в Умани и утвержденный в этом звании польским королем. Митрополит Иосиф выступал за сохранение канонической связи с Константинополем. Поэтому, прибыв в Киев, он повелел прекратить поминание в церквах царя Алексея Михайловича и поминать лишь гетмана Петра. С епископа Мефодия Филимоновича Иосиф снял мантию и панагию и сослал его в заточение в Уманский Во время правления митрополита Иосифа попытки перевода Киевской митрополии под юрисдикцию Москвы не имели успеха. Митрополит Иосиф скончался 26 июля 1675 года. С этого времени местоблюстителем вновь становится Лазарь Баранович. Митрополичий престол оставался вакантным до 1685 года. Новый шаг на пути присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату был сделан в 1683 году. 18 ноября скончался архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель. Гетман Иван Самойлович написал об этом особое письмо Московскому Патриарху Иоакиму, прося благословения на избрание нового настоятеля Лавры. В ответном письме Патриарх благодарил гетмана за то, что тот обратился именно к нему, и преподал свое благословение на проведение Но такое поведение гетмана не нашло поддержки в среде киевского духовенства. Новый архимандрит был избран вольными голосами без предварительных консультаций с Самойловичем. Им стал Варлаам Ясинский. Не испрашивая подтверждения своих прав в Москве, он обратился за посвящением к Лазарю Барановичу, который и возвел его в архимандриты. Впрочем угроза захвата лаврских владений, исходившая от львовского епископа Иосифа Шумлянского, заставила все же Варлаама просить подтверждения своих полномочий у Патриарха Иоакима. В результате Патриарх направил Варлааму утвердительную грамоту, в которой, однако, более говорилось об обязанностях Печерского архимандрита, нежели о его древних С канонической точки зрения это деяние Патриарха Иоакима означало изъятие Лавры из юрисдикции Константинопольского Патриарха. При этом следует иметь в виду, что это был ставропигиальный монастырь, напрямую подчинявшийся Предстоятелю Константинопольской

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Кроме типографий указанных, известны еще типография епископа Арсения Желиборского в Львове при Юрьевском монастыре, типография Войтеха Мелчевского, существовавшая во Львове с 1684–1692 г., типография епископа Иосифа Шумлянского в Львове 1688–1690 [г.], типография, учрежденная тем же епископом Шумлянским в Львове при Юрьевском базилианском монастыре и существовавшая с 1700 до 1707 года, типография Ивана Филипповича в Львове, основанная и закрытая в 1657 году и, наконец, типография Иосифа Пиллера в Львове с 1817–1818 [г.], но все эти типографии, отчасти потому, что они служили униатским целям, а более потому, что они существовали кратковременно и едва успели издать по одной или по две книги, и притом гражданские, а не богослужебные, не могут останавливать на себе наше внимание. Переходим к обзору исторической судьбы типографий, имевших громадное значение для богослужения в нашей Церкви, так как некоторые из богослужебных книг, напечатанных в этих типографиях, легли в основание богослужебных книг нашей Церкви. Важнейшей из этих типографий можно считать Стрятинскую типографию. Стрятин – это местечко бывшего Бережанского округа, впоследствии перешедшее в собственность графа Красинского. В этом местечке была основана типография тогдашним его владельцем Феодором Юрьевичем Балабаном вместе с дядей его епископом Гедеоном. Из этой типографии вышли две знаменитые книги: Служебник в 1604 [году], который потом лег в основание Служебника, исправленного патр. Никоном, и Требник 1606 года, который носит такое заглавие: «Молитвенник или Требник из греческаго языка на словенский переведенный, в друкарне пана Феодора Юрьевича Балабана Стратынское, выданной року 1606 в Стратыне». На обороте заглавного листа изображен герб рода Балабанов. Еще до выхода в свет Требника скончался Феодор Балабан (24 мая 1606 г.), и его превосходная типография, после девятилетнего бездействия, перешла в Киево-Печерскую лавру, где и образовала знаменитую впоследствии братскую типографию, о которой будем говорить ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сначала Васильевская ц. была приписной к Заручаевскому монастырю, как свидетельствует люстрация Овруча 1552 г., затем - к Спасскому мон-рю, к-рый в 1617-1622 гг. в документах именовался Спасо-Васильевским. Последнее упоминание этой обители содержится в акте Овручских земских книг от 16 июля 1626 г., по к-рому подтверждалось дарение мон-рю с. Телятичи в соответствии с записью шляхтича Михаила Павши от 1 июля 1555 г. ( Теодорович. 1904. 34. С. 1096). 3 марта 1617 г. по решению овручского старосты Павла Руцкого настоятелю Почаевского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Петронию (Гулевичу-Воютинскому) было передано 2 мон-ря в г. Овруче: Успенский Заручаевский и Спасо-Васильевский. После этого игум. Петроний титуловался как архимандрит Почаевский и Овручский; сведения об этом были внесены в Житомирские гродские книги (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 448-449). В 1615-1630 гг. Заручаевский монастырь был предметом спора между униатами и православными. Известна жалоба от 15 авг. 1645 г. архим. Заручаевского мон-ря Леонтия (Шациха-Залесского) на арендатора г. Овруча пана Н. Беневского, к-рый воспрещал местным жителям покупать мед в монастырских имениях и нанес убытки обители (Киевский центральный архив для древних актовых книг губерний: Опись актовой книги Киевского центр. архива: 17. К., 1884. С. 43). 16 мая 1671 г. в качестве овручского архимандрита упоминается прмч. Макарий (Токаревский), к-рому писал архиеп. Черниговский Лазарь (Баранович), заверяя последнего в своей поддержке. Но святой тогда проживал в мон-ре г. Канева и титуловался как овручский архимандрит номинально, т. к. Успенская обитель с нач. 1671 г. уже находилась под контролем униатов ( Максимович М. А. Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 317-318). В Православие братия вернулась не позднее 1675 г., когда обители был выдан антиминс за подписью митр. Киевского и Галицкого Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившийся в монастырской ризнице вплоть до сер. XVIII в. ( Теодорович. 1904. 34. С. 1097). К 1684 г. Спасо-Васильевский монастырь был упразднен, Спасский храм стал приходским (АрхЮЗР. Ч. 3. Т. 2. С. 90), а Васильевская ц.- приписной к Заручаевскому Успенскому мон-рю, настоятелем к-рого стал тайный униат архим. Сильвестр Тваровский, назначенный королем в 1681 г. в противовес ставленнику православных - архим. Иннокентию (Монастырскому), избрание к-рого король не утвердил. С 1693 г. обитель возглавлял архим. Климент (Домарадзский [Домарацкий]), получивший Овручскую архимандритию от склонявшегося к унии правосл. еп. Львовского, Галицкого и Каменецкого Иосифа (Шумлянского), администратора приходов Киевской митрополии в Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

Патриархом. Между тем Иосиф, в 1667 г. освобожденный из тюрьмы Дорошенкой, чигиринским гетманом, в 1668 г. получил утверждение в сане Митрополита от Патриарха и снял с Мефодия сан епископский. Духовенство стало относится во всем к Иосифу. Страдалец веры и отчизны, пастырь умный и искренний, Иосиф хотя и действовал в пользу храброго Дорошенка, отложившегося от Москвы, но всего более по отвращению к Польше, с которой мирилась тогда Москва, как казалось, к невыгоде Украины. Он умолял Царя не отдавать Киева Ляхам – врагам православия. Когда Дорошенко чрез султана выпросил у константинопольского Патриарха анафему гетману Демьяну, Иосиф свободно писал к Патриарху Мефодию, что анафема его несправедлива и только возмутила Церковь и народ. По примеру Иосифа большинство тогда же обратилось с надеждами к московскому Патриарху. Тогда-то Иосиф в письме к боярину Ордыну-Нащокину открыл прекрасную свою душу. «По беззакониям моим, писал Иосиф, которым нет числа, не признаю я себя душею страждущею за благочестие… В горести душа моя. Как могу называться пастырем, когда растеряно стадо! О! Да соберет его создавший и искупивший своею кровью!» Напрасно король польский в 1673 г. назначал администратором митрополии Иосифа Шумлянского, тайно обещавшегося быть униатом. Нелюбович скончался любимым пастырем (1676 г.) 101 . По смерти его король признал Митрополитом Антония; но он жил в Литве до 1679 г., а соединившейся Украиной заведовал Лазарь Баранович. 102 . Такое странное положение дел вполне убедило, наконец, православный Юг в необходимости совершенно подчинить южную митрополию московскому Патриаху. Гедеон из князей Четвертинских, с 1657 г. Епископ луцкий 103 , в 1685 г. единодушно избран был в Митрополита, и согласно с общим решением не иначе хотел принять власть, как от московского Патриарха. Умный Патриарх Иоаким докончил то, чего не успел сделать великий Никон. Гедеон посвящен был в Москве, с правами на древние преимущества Митрополита киевского. «Патриарху московскому, сказано было в грамоте, не вступаться в суд Митрополита, с жалобами на Митрополита не обращаться в Москву и считать сию первоначальную митрополию в том же положении, с теми же правами и преимуществами, как была она под ведением константинопольского Патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Перед кончиной прп. Иов вернулся в скит. 31 дек. 1621 г. был погребен в притворе Крестовоздвиженского храма. В 1629 г. здесь же был похоронен игум. Феодосий. На надгробной мраморной плите были высечены изображения 2 скитоначальников. В 1631 г. в Вене была изготовлена др. надгробная плита, из черного мрамора. К нач. XVIII в. настоятели Иов и Феодосий почитались как «преподобные отцы блаженные старцы», о чем свидетельствует надпись 1705 г. на одном из образов в иконостасе Крестовоздвиженского храма. В 1620 г. К-польский патриарх Тимофей II предоставил М. с. ставропигию. В 1628 г. на Киевском Соборе скит получил статус прота - председательствующего монастыря воеводств Русского, Белзского и Каменец-Подольского. Согласно грамоте Станислава Потоцкого, датированной 12 июня (июля?) 1629 г., к М. с. были приписаны Угорницкая Михайловская, Тлумачская и Коломыйская Благовещенская и мн. др. обители и храмы, а также обширные окрестные урочища с полями. В авг. 1628 г. на Киевском Соборе Феодосий именовался как «игумен скитский и Угорник, прот монастырей воеводств Русского, Белзского и Подольского». М. с. являлся средоточием духовной жизни Галиции. В этот период в мон-ре проживало ок. 200 монахов, имелась большая б-ка. При 3-м игумене, Димитрии, в М. с. бытовала певч. школа, утвердившая практику исполнения Болгарского распева . Основоположником манявской певч. практики считается иеродиак. Феодосий из Путны. Из М. с. происходит 3 Ирмолога «напелу болгарского» (ЦГББ. 10846, 1675 г.; 10845, 1684 г.; Б-ка Румын. АН. Бухарест. 525, 1731-1733 гг.) (см. подробнее: Корний Л. Ф. Болгарский напев в Манявских рукописях XVII-XVIII ст.//Единение народов - единение культур: Укр.-болг. культурные связи: История и современность. К., 1987. С. 37-60). С обителью был связан иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) . Он переписывался с прп. Иовом и посещал скит. В июле 1625 г. прп. Феодосий в письме «преподобнейшему в иеромонасех господину отцу Кириллу, люботрудному проповеднику Слова Божого» просил его прибыть в скит и перевести некое послание Иерусалимского патриарха. В мон-ре бывали прп. Иов (Железо) и мон. Иоанникий (Галятовский) . Весной 1668 г. в М. с. принял монашеский постриг Иеремия (Свистельницкий) , впосл. Львовский, Галицкий и Каменецкий епископ. Неоднократно бывал в обители буд. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) . Так, 22 июня 1667 г. в скиту игум. Феофил вручил Шумлянскому свидетельство о том, что он достоин епископства. В 80-х гг. XVII в., после перехода еп. Иосифа в унию, скит с неск. зависимыми от него обителями (в т. ч. Коломыйской, Тлумачской, Угорницкой) активно противостоял униат. экспансии. При этом по завещанию еп. Иосифа от 12 нояб. 1707 г. православному скиту передавалась значительная сумма денег.

http://pravenc.ru/text/2561934.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010