Ион.1:15 . И взяша Иону и ввергоша его в море, и преста море от волнения своего. Мгновенное прекращение морского волнения вслед затем, как брошен был Иона в море, ясно показало, что это волнение имело связь с виною Ионы, что из-за него оно было воздвигнуто Богом, и что напрасно было спасение спутников Ионы принять на свою душу смерть его. Они совершили дело справедливое, послужили орудием праведного гнева Божия. С прекращением бури гнев Божий утолился, жертва для умилостивления Господа принята Им. Ион.1:16 . И убояшася мужие страхом великим Господа, и пожроша жертву Господеви и помолишася молитвами. Чудесное прекращение опасности наполнило страхом пред Господом сердца язычников. Они и до сей минуты чувствовали этот страх, это благоговение пред Богом Ионы, когда умоляли Его о невзыскании с них крови Ионы. Теперь же благоговение их выразилось в том, что пожроша жертвы Господеви, т.е. принесли Ему благодарственные жертвы за свое спасение. И помолишася молитвами. С Еврейского: «дали обеты». Это значение имеет иногда и в Греческом языке слово: молитва (см. Греческие лексиконы). Спутники Ионы не ограничились тем, что возблагодарили Господа жертвами на корабле, но еще для сохранения в памяти чудесного события дали обеты чествовать Господа по возвращению в дома свои. Не видно, впрочем, чтобы они отказались в тоже время от чествования своих богов: Бога Ионы они чествовали наряду с ними. Ион.2:1 . И повел Господь киту великому пожрети Иону. И бе Иона во чреве китове три дни и три нощи. Устроением Божиим кит или другая какая большая рыба (ибо на Греческом языке именем кита называется не один кит в собственном смысле, но и всякое морское чудовище), приходит на то место, где был брошен Иона, и поглощает его. При сем Господу угодно было чудесно сохранить Иону невредимым: он не был раздроблен зубами морского чудовища, не сварился в его желудке, не задохнулся по недостатку воздуха в его утробе. Это было чудом, подобным чуду спасения трех отроков в раскаленной печи, спасения Даниила во рве львином. – Три дня и три ночи Иона пробыл в утробе кита, чтобы представить образ трехдневного пребывания во гробе Христа Спасителя, на что указал Сам Христос Спаситель в ответ Иудеям, просившим у Него знамения ( Мф. 12:39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ион.3:5 . От велика их даже до мала их . Поскольку и сам царь слышал слово пророческое; то и он оставил златокованый и дорогими камнями убранный престол, совлек с себя багряницу, как бесполезную, вместо же нее оделся во вретище, и повелел, не только всем мужам и женам держать строгий пост, но даже и бессловесным животным не давать корма, чтобы, когда томимые голодом будут они, иное мычать, иное блеять, и каждое подавать свой голос, и люди проливали горючие слезы, и тем отверзли источники Божия милосердия. Не только же употребив в помощь вретище и пост, приносили моления Богу: Ион.3:8–9 . Но и возвратися кийждо от пути своего лукаваго и от неправды сущия в руках их, глаголюще: кто весть, аще раскается и умолен будет Бог , и обратится от гнева ярости Своея, и не погибнем? Таков закон истинного покаяния. Сказано: «уклонися от зла, и сотвори благо» ( Пс.33:15 ); и еще: «престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити» ( Ис.1:16–17 ). Посему и Ниневитяне, перестав творить прежние грехи и исправив нравы свои, сподобились Божия благоволения. Ибо сказано: Ион.3:10 . И виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори . Не на пост призрел Бог, но на оставление худых дел; поэтому за их покаяние вознаграждает Своим раскаянием, раскаиваясь не нам подобно; потому что Богу не бывает ныне то, а завтра иное, угодно; напротив того отмена угрозы нарек Пророк раскаянием; ибо для того и угрожал Бог . Намереваясь же наказать, не произнес бы угрозы, но наложил бы самое наказание. Поскольку же радуется только спасению: то угрожает скорбным, чтобы не довести до самой скорби. А угрозу назвал «злом» не потому, что в самом естестве она зла; ибо как ей быть злою, когда ведет за собою прекращение зла и стяжание добродетели и правды? Но божественное писание, употребляя именования у нас вошедшие в общее употребление, угрозу наказанием наименовало злом, потому что может оно встревожить и огорчить. А Пророк, увидев сие Божие человеколюбие, унывает и скорбит, что предречение опровергается и оказывается ложным; потом молится Богу и объясняет причину своего бегства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Что рассказывается о них и само по себе невероятно, и невероятно, чтобы это написал Иона или кто-нибудь из близких к нему по времени людей, ибо отрицательное отношение их к язычникам хорошо известно. Так на малом фундаменте строится большой вывод о неподлинности книги, её позднейшем происхождении и не историческом, а легендарном характере ее содержания. Правда, что невероятного в том, что язычники на корабле оказались не худыми людьми, способными выразить сочувствие человеку, который для спасения их решил пострадать один. Что невероятного и в том, что плавание по морю среди опасностей научило их молиться? Но вот указывают, что молились то они не только своим богам, а и Иегове, Богу еврейскому (14 ст.). Действительно, в употреблении имен Божьих писатель книги Ионы весьма точен: когда речь идет о Боге вообще, как Всемогущем Творце и Владыки всего, он употребляет имя Божие Элогим ( Ион. 1:5–6, 3:5, 8, 10, 4:7–9 ), а когда говорится о Боге в Его отношении к пророку Ионе, как Бога еврейского народа, Он именуется Иеговою ( Ион. 1:1, 3–4, 9, 2:1, 3, 3:1, 3, 4:4, 6, 10 ). Поэтому в 14 ст., где стоит Иегова, нужно так и понимать, что корабельные люди молились Богу еврейскому, Богу Иониному, потому что просили не вменить им смерти Ионы, пророка Иеговы, и странно если бы они об этом просили своих богов. Если же в рассматриваемом месте нет невероятной идеализации, а только правда о язычниках, то такую правду Иона вполне мог написать, ибо он не боялся говорить ее даже ввиду смерти (12 ст.) Ион.1:16 .  И устрашились эти люди Го­с­по­да великим страхом, и при­несли Го­с­по­ду жертву, и дали обеты. «И принесли Господу жертву и дали обеты». Предание иудейское говорит, что бывшие на корабле стали потом прозелитами иудейства. В этом нет ничего невероятного. Могущество Иеговы они видели воочию и исповедали его в своей молитве: «Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе» (14 ст.); спасенные Им (а не своими богами) от явной смерти, они чувствовали себя обязанными Ему, поэтому и «дали обеты». Впрочем, текст говорит только о том, что бывших на корабле охватило религиозное воодушевление; это после всего происшедшего не может подлежать сомнению. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Ионы. 290-316 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы дошли по памятникам до половины III века, и если теперь сделаем обзор символов, на них изображённых, то удивимся, как мало прибавилось новых символов в христианской живописи. Добрый Пастырь, голубь на ветке, молящиеся мужчины, голуби с веткой, овцы, сосуд с молоком, символические рыбы (ΙΧΘΥΣ), Ной в ковчеге и летающие птицы – все известные нам символы по надписям заимствованные, все, кроме молящихся фигур из Евангелия. Затем, из новых символов и символических типов мы имеем: три сцены из истории пророка Ионы (Rossi. Tav. IX) в пещерах св. Лукины и св. Маркеллины, Даниила между львов, оленей и козлов. Так как эти изображения воспроизведены были не позднее 250 года, то указания на них или толкования относительно их должны предшествовать этому времени. На пророка Иону указал сам Спаситель ( Мф.12:40 ): „якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын Человеческий в сердце земли три дни и три нощы“. Упоминая о пророке, Спаситель называет происшествия его жизни „знамением“ и вторично возвращается к этому сравнению в главе того же Евангелия ( Мф.16 ). Сравнивая теперь, что сказано в Евангелиях о пророке Ионе ( Лк.11:30 ), мы увидим, что из истории его выдаются три момента: поглощение Ионы китом, Иона во чреве китовом и извержение Ионы на сушу для проповеди ниневитянам ( Ион.1:2 ). На стенописях комнаты Y (Tav. IX) кит представлен наподобие морского чудовища, изображаемого на фресках в Помпеях, со змеиною головою, с телом звериным, с большими плавниками вместо ног и с рыбьим хвостом. Такие чудовища древние называли pistris или pristis (pistrix, πστρις, πρστρις) 348 , а христиане заимствовали из языческого искусства такое изображение для Ионова кита (κτος), которое потом ещё более утвердилось у них вследствие толкования блаженного Иеронима 349 . Иона, изверженный на сушу, в комнате пещер св. Лукины представлен обнажённым, без тыквы, согласно 7 и 8 стиху ΙV главы ( Ион.4:7–8 ): „и порази солнце на главу Ионину“. В пещере св. Маркеллины представлен другой момент ( Ион.4:6 ): Иона под сенью тыквы. Он лежит в виде обнажённого юноши, опирающегося на левый локоть и держащего правую руку на голове. Он с грустью опустил голову. (Это изображение так дословно передаёт слова св. Киприана † 258, что, наверно, сочинено под их влиянием). В первом случае художник, вероятно, руководствовался одним текстом, между тем как во втором случае, в пещере св. Маркеллина, он придерживался толкования св. Иустина († 167. Разговор с Трифоном, § 107) на эти же самые слова Евангелия, в котором последний останавливается на картине Ионы под тенью выросшей тыквы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ион.1:15. И взяли Иону, и бросили в море, и море остановилось в ярости своей.    LXX: И взяли Иону, и бросили в море, и остановилось в море волнение его.    Не сказал: схватили, не говорит: бросились на него, но: «взяли» (tulerunt), как бы неся его из уважения и почтения к нему, и когда бросали его в море, он не сопротивлялся, но сам отдал себя в их распоряжение. И море «остановилось», потому что оно нашло того, кого искало. Подобно тому, как преследующий убежавшего быстро бежит за ним, а когда догонит его, то перестает бежать, но останавливается и держит того, кого поймал; так и море выражало гнев, пока не было Ионы, а когда заключило в свои недра того, кого искало, оно радуется, ласкает его, и вследствие радости возвращается тихая погода. Если мы обратим внимание до страдания Христа на заблуждения мира, на противные ветры различных учений, на корабль и весь род человеческий, то есть на творение Господне, находящееся в опасности, а после страдания Его — на тишину веры, на мир в мире, на безопасность всех и на обращение к Богу; то увидим, каким образом после низвержения Ионы в море прекратилось волнение (или прекратилась ярость) его. Ион.1:16. И устрашились... люди Господа страхом великим, и принесли Господу жертвы и дали обеты.    LXX [перевели] таким же образом. До страдания Господа они в страхе взывали в богам своим; во после страдания Его они страшатся Господа, то есть чтут Его и поклоняются Ему, и не просто страшатся, как читаем в начале (Ион.1:5), но страхом великим, согласно с следующими словами: «всею душею, и всем сердцем и всею мыслию твоею» (Матф. 22:37). И принесли... жертвы», не в буквальном смысле, потому что таковых они не имели, когда находились среди волн, но в том смысле, что жертвою Богу служит дух сокрушенный (Псал. 50:19). И в другом месте говорится: «пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя» (Псал. 49:14), и еще: «воздадим Тебе тельцов устен наших» (Ос. 14:3). Поэтому они на море приносят жертвы и добровольно обещают другие жертвы, давая обеты никогда не отступать от Того, которого начали чтить. Они устрашились страхом великим, потому что из тишины моря и удаления бури увидели истинность слов пророка. Иона чрез свое бегство на море, крушение и смерть спасает колеблемый волнами корабль, спасает язычников, которые прежде колебались вследствие заблуждений и различных воззрений мира. И Осия, Амос, Исаия, Иоиль, которые пророчествовали в тоже время, не могли исправить народ в Иудее. Это показывает, что буря не может утихнуть иначе, как только чрез смерть бежавшего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 68. Монах не останется долго в одном месте и не найдет себе успокоения, если не возлюбит прежде молчания и воздержания. Ибо молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает помысл неразвлекаемым. Наконец приобретшего сие ожидает мирное состояние. Глава 69. Во время искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать должно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах. Плывущие по морю, когда поднимается сильная буря, трезвятся, особенно бодрствуют и призывают Господа, как написано у Пророка Ионы: и корабль бедствоваше, еже сокрушитися, и бояшася корабельницы, и возопиша кийждо к Богу своему, и возметание сотвориша сосудов, иже в корабли, в море (Ион.1:4.5). Это пример отречения от земного. Ибо должно пренебречь всем мирским, стремиться же к одной вечной жизни. И когда постигло нас несчастие; не будем в себе отчаиваться. Ибо видим, что Пророк и во чреве китовом не утратил надежды о своем спасении, но молится и говорит: возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя, из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой. Отвергл мя еси во глубины сердца морскаго (Ион.2:3.4). Господь не презирает призывающих Его в истине. Поэтому и мы, когда постигнет скорбь, прибегнем ко Господу, подобно сказавшему: Господи, в скорби помянухом Тя (Ис.26:16). Море не всегда спокойно, и невозможно без искушения преплыть настоящую жизнь. А если за веру в Господа будем держаться, как за кормило; то введет нас в пристань жизни, и, сложив с себя труды, облечемся в жизнь и нетление. Глава 70. Если дух уныния будет тревожить тебя, возлюбленный; то не упадай, но помолись Господу, и даст тебе долготерпение, и по молитве сядь и собери свои помыслы, и утешай душу свою подобно говорившему: вскую прискорбна еси душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой (Пс.41:6); и скажи: " почему нерадишь, душа моя? Не всегда должно нам жить в этом мире " . Послушай того, кто говорит: пресельник аз есмь на земли, и пришлец, яко же еси отцы мои (Пс.38:13). Представь в мысли живших прежде тебя в монастыре, в котором ты теперь живешь, рассмотри и узнай, что как они прешли из сего века, так и нам, когда угодно сие будет Богу, должно переселиться. Жизнь праведных начинается по кончине их. Почему и Пророк, вожделевая будущей жизни говорит: имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже, когда прииду и явлюся лицу Божию (Пс.41:2.3)? Святые настоящую жизнь почитали темницею. Посему и в другом месте говорится: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром (Лк.2:28). Так и Апостол имел желание разрешитися и со Христом быти (Флп.1:23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/813/...

" О Иегова! – Молятся они Ему, – да не погибнем за душу человека сего, и не возложи на нас невинной крови (ср. Втор.21:8 ); ибо Ты, Иегова, творишь, что хочешь»; ибо чрез послание бури, чрез обнаружение жребием Ты дело так поставил, что мы по необходимости должны Иону, как виновника против Твоей воли, для умиротворения гнева Твоего бросить в море. Затем они «взяли Иону и бросили его в море, и море тотчас отложило свою ярость». Внезапное прекращение бури показывало морякам, что буря эта действительно была послана Богом только ради Ионы и что они, бросив пророка в море, не невинную кровь пролили. В этом чудесном карательном действии Божием столь явно, столь очевидно проявилась святость Божия, что корабельщики весьма устрашились Иеговы, тут же на корабле принесли Иегове жертвы и дали обеты – принести еще новые жертвы по благополучном прибытии к цели своего путешествия. ( Ион.1:11–16 ). II. Спасение Ионы. Брошенный в море на верную смерть Иона однако, по Божию изволению, не погиб. Бог приказал большой рыбе проглотить Иону, но проглотить не за тем, чтобы пожрать его, а чтобы, чудесною силою Божиею, живым и невредимым продержать его во чреве своем три дня и три ночи, а потом снова таким же невредимым выбросить его из себя ( Ион.2:1 ). Рыба, проглотившая Иону, названная неопределенным, общим именем: «большая рыба» (по перевод. LXX – κτος ср. Мф.12:14 ), – не была кит в строгом смысле этого слова; потому что в Средиземном море, где и был поглощен Иона, киты чрезвычайно редко встречаются и притом они имеют горло слишком узкое для того, чтобы невредимым проглотить целого человека. Это была гораздо скорее большая акула, или иначе морская собака, canis carcharias, или squalus carcharias, – чудовище, часто встречающееся в Средиземном море, где оно по большей части держится в глубине моря. Чудовище это по Кювье (Tierreich, II, S. 216) достигает до 25 футов длины, по Океню (Naturgesch. III, 2. S. 169) до 4-х сажен, в своей пасти имеет до 400 копьеобразных зубов, расположенных в клетках кожи в 6 рядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Ещё Моисей заметил, что пёс скомлет языком своим, если в доме хозяина его есть мертвец ( Исх.11:7 ), И это верование, что животные не только за себя, а и за человека могут страдать, сочувствовать ему в его горе, как будто находясь с ним в каком сродстве 430 , в своей крайности граничащее, быть может, с суеверием, имеет в основе ту глубочайшую истину, которую высказал в послании к Римлянам св.ап.Павел, говоря, что вся природа грехом человека подпала тлению и вместе с ним совоздыхает об этом рабстве тлению в надежде на освобождение от него в свободу славы чад божиих ( Рим.8:10 ). Итак, анализ содержания тех частей книги пр.Ионы, которые говорят о проповеди пророка в Ниневии, о самом этом городе и об обращении Ниневитян к Богу, вследствие проповеди пр.Ионы, должен, думается, убедить беспристрастного читателя в том, что нападения на это содержание отрицательной критики, как на невероятное, несправедливы. Но, опровергая своим разбором недоумения относительно одних частей нашей книги, мы, как будто, вызываем некоторые недоумения относительно других. Именно. Если рассказ книги пр.Ионы об обращении ниневитян к Богу справедлив в смысле обращения их к Богу вообще, к ’элorijм, а не к j э говаг, то не представляет ли собою чего-то невероятного рассказ о корабельщиках, которые по одному слову пророка обратились с молитвой именно к Иегове, Богу еврейскому, Ему принесли жертвы и Ему дали обеты ( Ион.1:9–16 )? Конечно, Гитциг 431 несправедливо говорит, что, по мнению составителя книги, корабельщики тотчас на корабле принесли жертву Иегове ( Ион.1:16 ). Едва ли можно допускать, что уже на корабле корабельные люди стали настоящими евреями и, как такие, принесли жертву Иегове по указаниям законов Иеговы, по обрядам Его религии. Впоследствии они, конечно, могли сделаться прозелитами иудейской религии, как и свидетельствует о том иудейское предание 432 ; во время же данного плавания на корабле, и именно во время бури и непосредственно после её утишения, они смотрели на Иегову в своей языческой форме, и если принесли Ему жертвы, то по-язычески. В тексте книги кн.Ионы об этом говорится так: принесли жертвы и дали обеты. Что значит здесь выражение: дали обеты? Нельзя ли видеть в нём пояснение первого выражения, и именно в том смысле, что корабельщики на корабле дали только обещание принести жертвы Иегове, принести, когда, разумеется, будет к тому удобное место и время, т.е. на суше, по высадке из корабля? Такое понимание весьма и естественно, особенно ввиду того, что на корабле действительно неудобно же было приносить жертву. Но если и так; то всё же остаётся ещё открытым вопрос о том, возможно ли было для корабельщиков такое религиозное возбуждение, по которому они готовы были принести жертвы еврейскому Богу, хотя бы и после?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Дополнения против греческого оригинала в славянском переводе, соответствующия вульгате и не всегда оскобленныя, заключаются в след. местах: Ос. 1 :2, 8:9; Иоил. 1 :6-10; Ам. 9 :2; Агг. 2 :11-24; Зах. 6 :3. Оскоблены в печатных изданиях славянской Библии слова, неимеющия себе соответствия в авторизованных греческих изданиях александрийского, ватиканского кодексов и textus receptus, а соответствующия минускульным, чаще всего лукиановским, спискам: Ос. 1 :6-9, 4:13, 9:12-15, 10:14, 14:3; Иоил. 3 :16-19; Ам. 3 :2-8; Авд. 7 ; Авв. 2 :4; Агг. 2 :5; Зах. 1 :4-21, 7:3, 8:1-8; Мал. 1 :9, 2:13, 3:13-17. Напрасно оскоблено в слав. переводе: Авд. 7 ст. Зах. 13 :7. Из приведенных примеров видно, что славянский печатный текст подвергался тщательной критической проверке. Замечены нами уклонения в слав. переводе от точности в передаче смысла существующого греческого текста в след. местах: Ос. 9 :3-6, 11:12; Иоил. 1 , 11, 2:2-12, 3:1-8; Ам. 1 :4, 3:14; Наум. 1 :11-14, с приближением к вульгате и еврейскому тексту: Ос. 9 :16; Иоил. 2 :12, 3:18; Ион. 2 :11; Мих. 1 , 4, 3:8, 6:5. Соф. 1 :17. Пропуски в слав. переводе, по сравнению с греческим, латинским и еврейским текстом, замечены нами в след. местах: Ам. 7 :15; Ион. 4 :5. Ошибочный и уже оскобленный в печатных изданиях слав. Библии, перевод замечен нами в Ам. 4 :7. Но, как ясно видно из беглого подсчета «уклоняющихся» слов, славянский перевод в обширном тексте всех книг малых пророков очень удовлетворителен и точен до копиизма, в сравнении с греческим текстом перевода LXX, и подтверждает наше суждение о нем, высказанное в книгах Притчей, Исаии и Иезекииля. Но эта точность повела за собою в некоторых случаях и значительную неясность слав. перевода. Особенно трудными, с этой стороны, выражениями признаем след. Наум. 2 :10 — истрясение и вострясение, и воскипение, и сердца сокрушение..., всю 3-ю главу прор. Аввакума; Зах. 13 :1 – в день он будет всяко место отверзаемо... в предвижение и разделение; 4, 7 — кто ты еси, горо великая, пред лицем Зоровавеля, еже исправити? и изнесу камень наследия, равенство блогодати, блогодать его. Много и других мест подтверждают настоятельную нужду в русском переводе с греческого текста.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

    4:33,34 Тайные учения Иногда еврейские учителя (как и другие древние мудрецы) располагали эзотерическими знаниями, которые они могли передать только ближайшим ученикам, поскольку эти знания не предназначались для широкой аудитории. Народ не мог постичь сокровенную сущность Иисусова Царства до тех пор, пока не раскрылась тайна Его мес-сианства (см. введение к данному коммент.).     4:35—41 Господь-Творец    Обращение к спящему пророку с целью заручиться его молитвами в минуту опасности могло напомнить ученикам и первым слушателям Ион. 1:5,6, хотя, по сравнению с Ионой, Иисус выступает здесь в совершенноиной роли. Древние языческие мифы повествуют о могущественных индивидуумах, способных покорять даже природные стихии, но это почти всегда были боги или герои далекого прошлого. Евреи верили, что природными стихиями, в том числе ветром и морем, управляют ангелы, которые, однако, подчиняются некоей высшей силе. Согласно иудаистской традиции, власть над ветром и морем принадлежит Самому Богу(Пс. 106:29; ср.: Ион. 1:15), поэтому нетрудно понять изумление учеников при виде могущества Иисуса.    На озере, получившем название Галилейского моря, бури часто возникали внезапно, и рыбаки, обычно промышлявшие вблизи Капернаума, были не готовы к плаванию в открытом море. Единственным местом, где можно было отдохнуть в небольшой рыбацкой лодке, когда ее захлестывали штормовые волны, было возвышение на корме, на деревянном или покрытом кожей сидении рулевого или на подушке, котораяобычно лежала под сидением. Крепкий сон Иисуса во время бури свидетельствует о непоколебимости Его веры (Пс. 4:9; ср.: 4 Цар. 6:16,17,32; Прит. 19:23); в некоторых греческих историях подлинность веры философов в их собственные учения о невозмутимости проверялась во время бури.     5:1—20 Победа над легионом бесов    Иисус укрощает одержимого, которого никто не мог связать (5:3,4; ср.: 3:27).     5:1. Гадара, или «страна Гадаринская», которая в Мф. 8названа «страной Герге-синской» (•? разночтения в греческих манускриптах; общее между этими географическими названиями то, что они относятся к местности на противоположном Галилее берегу озера), — город примерно в 6 милях к юго-востоку от озера. И Гераза, и Гадара расположены в районе Десятиградия, где преобладало нееврейское население, и Марк, по-видимому, допустил неточность, поскольку писал для читателей, которые жили вдали от этих мест и были мало знакомы с географией Сирии-Палестины, в отличие от читателей Матфея.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010