– Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена. Ассирийцы, знавшие о чуде освобождения Ионы из пасти чудовища, поверили ему. Царь повелел наложить на всех строгий пост, одеться в рваные одежды и посыпать голову пеплом. Все жители отстали от злых путей своих, постились не только взрослые, но и младенцы, и животные, и был сильный вопль к Богу. И Господь сжалился над людьми и не навел на них обещанных кар. Поэтому и обещал Христос, что ниневитяне осудят тех, кто не покаялся, слыша евангельскую проповедь ( Мф. 12, 41 ). Иона страшно расстроился этим. Он боялся, что его сочтут лжепророком, и поэтому просил себе смерти. Пророк вышел за городские стены и сел на холм, чтобы видеть – может быть, что-то произойдет с Ниневией. И вот по повелению Бога за ночь над его головой выросло растение, и Иона радовался от его тени. А на следующую ночь Бог послал червя, и трава высохла, и пришел раскаленный ветер из пустыни и стал жечь голову Ионы, так что он опять малодушно просил себе смерти. Тогда спросил Бог Иону: – Неужели ты так огорчился? – Очень огорчился, даже до смерти, – ответил тот. – Ты жалеешь о растении, – сказал Господь, – над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек не отличают добра от зла, и множества скота. Пример покаяния Ниневии дает любому грешнику надежду на спасение. Судьбы Бога – это не слепая судьба, не зависящая от человека, и обещание Бога может исполниться, а может, и нет – в зависимости от поведения человека или народа. Интересно, но ассирийцы сохранили память о пророке Ионе. До сих пор возле развалин Ниневии показывают холм Ионы, а еще за три века до Рождества Христова вавилонский жрец Беросс рассказывал о человеке-рыбе Оане, принесшем в Междуречье справедливые законы . Память пророка Ионы совершается 22 сентября/5 октября. Книга его прочитывается полностью накануне Пасхи, так как прообразует Воскресение Христово, а молитва Ионы во чреве кита легла в основу 6-й песни канона. Иудейское Царство от Ровоама до Ахаза (3Цар. 14, 21–15, 24; 22, 41–53; 4Цар. 8, 16–29; 11, 1–12, 21; 14, 1–22; 15, 1–7, 32–38; 2Пар. 11–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

О вездесущии Божием говорит нам Его святое слово: " Бог наш " на небе и на земле " (1 Пар. 29, 11; Мф. 6, 10). И еще говорит Пророк: " Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо Ты там; сойду ли в преисподнюю и там Ты. Возьму ли крылья зари (по другому переводу " денницы " ) и переселюсь на край моря,- и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя " (Пс. 138, 7-10). Нет такого места, где бы не присутствовал Бог. Он на всяком месте, но местом не заключен, не ограничен: Он со мной, и с тобой, и со всяким человеком. Хотя мы Его и не видим, как Духа невидимого, но часто чувствуем Его, присутствующего в наших скорбях, помогающего в искушениях, утешающего в печалях, пробуждающего духовные и святые сокрушения, желания, движения и помышления, открывающего грехи в совести нашей, посылающего нам скорби на пользу нашу, утешающего кающихся и скорбящих. Перед Ним делает человек, все что делает, перед Ним говорит, перед Ним помышляет добро или зло (104, 158). Бежал некогда Иона - пророк от лица Господня, но был удержан десницей Божией и оказался во чреве кита, и оттуда той же десницей Божией был извержен на землю (Иона 1, 3; 2, 1, 11). Никуда не уйти и не скрыться от Бога. О бедный грешник, куда ты убежишь от Того, Который везде есть? Где ты скроешься от Того, Который все видит? Знаешь ли, куда бежать? Беги от правды Его - к благости Его, и от суда Его-к милости Его. Каково величие Его, такова и милость Его. И укройся верой в пресвятых ранах Христовых. Вот убежище, к которому прибегают христиане, где безопасно скрываются от гнева Божия (104, 160-161). Бог все созданные вещи знает и проницает их, смотрит на все дела и помышления и слышит наши слова. Тот, Кто дал око видеть и ухо слышать, видит и слышит все. Нет перед Ним сокровенного и темного места, но все Ему явно, нет тьмы и ночи, но всегда ясный день, и тьма, как свет. Слово, дело и помышление всякого человека, сколько бы ни было на свете людей, Он знает, и видит, и замечает. Из размышления о таком всеведении Божием следуют: страх и трепет, и от них осторожные - в словах, делах, начинаниях, намерениях и помышлениях - жизнь и поведение;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились 82 . О воскресении Христа из мертвых предсказал Давид, который от имени Сына Божия говорит: Не оставиши души Моея во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления ( Пс.15:10 ). Ты не оставишь души Моей во аде, и не дашь Святому Твоему увидеть тления. Эти слова Давидовы приводит ап. Петр в своей речи, обращенной к иудеям и прозелитам 83 в день сошествия Св. Духа ( Деян.2:27 ). В св. Писании Ветхого Завета есть указание и на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Пророческий образ сего представлен в пророке Ионе: И бе Иона во чреве китове три дня и три нощи ( Ион.2:1 ). И был Иона во чреве кита три дня и три ночи. На этот ветхозаветный прообраз указал Сам Спаситель в беседе с иудеями, когда они просили у Него знамения 84 . О шестом члене Символа веры Шестой член Символа веры читается: (Верую в Господа Иисуса Христа) и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. Общее содержание шестого члена . В этом члене содержится учение о том, что Господь Иисус Христос вознесся от земли на небо и возсел одесную Бога Отца. Вознесение Спасителя на небо . В сороковой день после Своего воскресения Господь последний раз явился апостолам в Иерусалиме, Он вывел их из города до Вифании и, подняв Свои руки, благословил их. И когда Христос благословлял апостолов, стал отделяться от них и возноситься на небо, и облако скрыло Его из вида их. Вознесшись на небо, Спаситель возсел одесную Бога ( Мк.16:19 ; Лк.24:50 ; Деян.1:4–12 ). Изображение вознесения Господня в шестом члене Символа веры заимствовано из следующих изречений св. Писания: Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая ( Еф.4:10 ). Нисшедший (с неба на землю) Он же есть и восшедший превыше всех небес (то есть превыше всех высших небесных существ), чтобы наполнить все (Своею святостью, славою и могуществом). Такова имамы Первосвященника, Иже седе одесную престола величествия на небесех ( Евр.7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Словами по писанию обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. 217. Например, в 53-й главе книги прор. Исаии многими и подробными чертами изображены страдание и смерть Иисуса Христа: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис 53:5). О воскресении Христа ап. Петр приводит слова псалма 15: Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления (Деян 2:27). 218. ЕСТЬ ЛИ В СВ. ПИСАНИИ УКАЗАНИЯ НА ТО, ЧТО СПАСИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВОСКРЕСНУТЬ В ТРЕТИЙ ДЕНЬ? В Ветхом Завете есть указание на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Образ этого дан прор. Ионой: И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (Иона 2:1). 219. КАКИМ ОБРАЗОМ ЛЮДИ УЗНАЛИ, ЧТО ИИСУС ХРИСТОС ВОСКРЕС? Воины, сторожившие гроб, с ужасом узнали о воскресении Христа, когда Ангел Господень отвалил камень, которым был закрыт Его гроб, и при этом произошло великое землетрясение; ангелы возвестили о воскресении Христа Марии Магдалине и некоторым другим; Сам Иисус Христос в день воскресения Своего явился многим: мироносицам, ап. Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец, всем апостолам в доме, двери которого были закрыты. Потом Он многократно являлся им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных вместе (1Кор 15:6). 220. ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ЯВЛЯЛСЯ АПОСТОЛАМ В ТЕЧЕНИЕ СОРОКА ДНЕЙ? Иисус Христос по воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней для того, чтобы продолжать учить их тайнам царства Божия (Деян 1:3). О шестом члене Символа веры. 221. ОТКУДА ВЗЯТО УКАЗАНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДА? Указание на вознесение Господа заимствовано из следующих слов св. Писания: Нисшедший, Он же есть и воскресший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф 4:10). Мы имеем такового Первосвященника, Который возсел одесную престола величия на небесах (Евр 8:1).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

222 По мнению некоторых богословов (Шелль) ветхозаветные цари прообразуют разные эпохи христианской истории 1) время Моисея, вождя Израиля, друга Божия, странствованием в пустыне в землю обетованную, соответствует первохристианству, 2) время Давида в борьбе с врагами – воинствующая Церковь Константина Великого , 3) царство Соломона соответствует еще не наступившему царству мессианскому. 225 Проповедовал Иона: «еще 40 дней, и Ниневия будет разрушена» ( Иона. 3, 4 ). Однако после всеобщего покаяния Неневитян «увидел Бог дела их.. и пожалел Бог o бедствии, o котором сказал, что наведет на них, и не навел» (3, 10) Подобный случай имеется в 1 Ц. 23, когда Давид вопросил Господа, придет ли Саул взять его и предадут ли ему Давида жители г. Кеиля, получил утвердительный ответ (10–12), но Давид сам вышел из г. Кеиля, а Саул отменил поход (13). 226 Нужно было бы перо Достоевского для того, чтобы художественно показать всю глубину этого провала: мать, получившая регуляцией природных сил воскрешенного сына и сердечным чутьем матери узнающая в нем обманный двойник, не-сына, а куклу, жених, вместо возлюбленной обнимающий робот и опознающий его. Ибо манекены могут лишь механически воспроизводить, но не могут творчески соединит прошедшее с будущим продолжая единую жизнь Механическое повторение, заменяющее тожество, в этом качестве своем не изменяется от того, что «воскрешенные» роботы изготовляются не только механическим собиранием телесных или отелесненных частиц мирового вещества но и включением физиологических элементов до сперматозоидов включительно, поточу что в живой индивидуальности тело есть лишь субстрат живучего в нем духа. Тело именно является таковым лишь в отношении к живущему в нем духу и в соединении с ним, а вне этого соединения оно есть робот. Теоретически допустим, что может быть сделано неопределенное количество, целая толпа повторяющих друг друга роботов, которые однако тем дальше становятся от своего оригинала. 227 Эта печаль смертного изнеможения выражена в грустных образах у Экклезиаста... «доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них». Доколе не померкло солонце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стригущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного остаюсь; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу... Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы.. и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его» ( Еккл. 12, 1–4, 5, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   В том и в другом смысле Бог или в то время городу ассирийскому или ежедневно народам всего мира угрожает для того, чтобы они покаялись, и если они обратится, то также Он отменит Свое определение и изменится вследствие обращения народа. Это Иеремия и Иезекииль яснее выражают, говоря, что (Бог не исполнит ни Своих обещаний о благодеяниях, если добрые обратятся к порокам, ни Своих угроз о ниспослании зол людям злым, если те обратятся к спасению. Таким образом и теперь Бог увидел дела их, что они обратились от злого пути своего: Он не слова их услышал, в которых обыкновенно Израиль часто делал обещания: «вся..., яже глагола Господь, сотворим» (Исх. 24:3), но увидел дела, и так как Он более желает покаяния грешника, нежели смерти (Иезек. 18), то охотно изменил решение, когда увидел изменение дел их; или, скорее. — Бог остался при Своем решении, желая с самого начала помиловать их, потому что никто, желающий наказать, не угрожает тем, что он исполнит. Зло же следует понимать, как выше мы сказали, в смысле наказаний и бедствий, а не в том смысле, что Бог может совершить какое либо зло.    Между словами: три и сорок.    Число три (вм. 40) попало в списки перевода LXX, как полагают блаж. Феодорит, Феофилакт и многие другие, вследствие ошибки переписчиков. В некоторых списках встречается также число 40 или 43. См. Script. sacrae curs. compl. tom. XX Paris. 1841, col. 840—841.    В толковании на гл. 1 ст. 7 (в русском переводе стран. 214). Глава IV Ион.4:1—2. И опечалился Иона печалию великою и был раздражен. И молился он Господу и сказал.    LXX: И опечалился Иона печалию великою и смутился. И молился он Господу и сказал.    Видя, что входит полное число язычников и что исполняются слова Второзакония: «они раздражили Меня теми, которые не боги, и Я раздражу их... народом, который не есть народ, народом бессмысленным» раздражу их (Второз. 32:21), он отчаивается в спасении Израиля и удручается великою скорбию, которая выражается в словах, и излагает причины печали, как бы говоря: только я один избран из столь великого числа пророков для того, чтобы чрез спасение других возвестить погибель народу моему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Надежда Библейские образцы глубокой надежды на Бога 1 . Авраам верил Богу и уповал на Него; не имея надежды иметь детей, он не усомнился в обетовании Божием неверованием, но превозмог верою, прославив Бога, и знал, что Бог силен соделать то, что Он обещал. Когда же Бог даровал ему сына, он не пощадил этого единородного своего сына, принося его в жертву по повелению Божию. 2 . Моисей, укрепляемый Богом, все полки египетские в один раз потопил в море; на войне с амаликитянами, вместо бесчисленных воинских орудий, имея один только жезл в руке, сказал он своему военачальнику (Иисусу Навину): «Выбери нам мужей (сильных), и пойди сразись с амаликитянами, а я завтра стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей». Чудное дело! Моисей стоял ничего не делая, как зритель, и поразил все полки врагов. 3 . Иисус Навин, военачальник, имея невыразимое словами упование, дерзнул повелеть солнцу, чтобы оно остановилось в своем течении, сказав: «Стой, солнце, над Гаваопом!..» и оно остановилось, и стояло среди неба, не спеша к западу почти целый день; и не было такого дня ни прежде, ни после того, в который бы Господь был так внимателен к голосу человеческому, и это потому, что Сам Господь сражался за израильтян ( Нав.10:12–14 ). 4 . Упование на Бога возвысило царя Давида на высокую степень святости; в этой добродетели он всех превзошел: читающий с любовью псалмы его сам увидит то. Как часто повторял он устами, говоря от искреннего сердца: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь ( Пс.26:1 )? чего мне бояться во дни бедствия, когда злоба гонителей моих окружает меня? ( Пс.48:6 ; ср. и мн. др. псалмы). 5 . Иона, заключенный во чреве кита, находясь уже на последней ступени к смерти, не пал в уныние, но, как бы находясь на безопасном корабле, молитвенно воззвал к Господу Богу своему: молитве и прошению всегда и везде – место благоприятно; чего он просил? «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною; однако ж я вспомнил о Господе… и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего» ( Иона.2:4–8 ). Вот образ величайшего упования на Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О возлюбленные братия! Говорить " боюсь Бога, " а на деле поступать против воли Божьей - значит не бояться, не уважать Бога, но пренебрегать Его святую волю - не покоряться, но дерзко противиться своему Создателю и Спасителю. Это подтверждается и поступками самого Ионы: его исповедь, - что он чтит и боится Бога, - не укротила моря, но бурные его воины бушевали сильнее, и сильнее, и наконец Иона брошен был в море, ради укрощения бури. Но прежде этого он перед всеми сознался в своей вине, говоря: " возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря . " О дивный Иона! ты был любителем истины, и всем корабельщикам открыл ее относитедьно самого себя, говоря: знайте, что вся эта ветренная буря, этот шторм ветров, поднявший на море целые горы волн и все бедствия, от него претерпеваемые, произошли единственло от сопротивления собственной моей воли против воли Божественной: Бог приказал мне идти в Ниневию, но не в Фарсис. - Однако ожидает тебя учитель морский, который вскоре наставит тебя, научит той истине, что должно каждому того желать, чего желает Бог, и не желать того, чего не желает Бог: " Взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей " (Ион. 1:15), " и повелел Господь большому киту поглотить Иону " (Ион. 2:1). Таковы последствия упорного своеволия! Да послужит это и нам, братия, наукой о том, как принимать на себя благое и легкое бремя Божественной воли. Слушайте дальше, каким образом последовало вразумление наказанного Ионы, и как легко и скоро он покорился повелению Божьему. Он, заключенный в утробе живого морского зверя, как бы в темном каземате, и погруженный уже почти на дно ада, недоумевал, жив ли он, или мертв? И, как бы находясь во сне, воззвал он к Господу - когда душа его была уже близ кончины, тогда он вспомнил о Боге. Действительно, так бывает и с нами грешными: не скоро приходим мы в чувство; одна крайняя, угрожающая беда пробуждает в нас чувство, и мы тогда начинаем желать того, чего прежде и преступно не желали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) В том же смысле говорится о В. и в Ис 28. 16: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». Глагольная форма   употреблена здесь абсолютно (ср.: Ис 7. 9) и указывает на внутреннюю уверенность, твердость, внешнее выражение к-рой - «покой» и «успокоение» (Ис 28. 12; 30. 15). Этот текст был известен кумран. общине (1QS 8. 7 и сл.). В НЗ Ис 28. 16 воспринимается через перевод LXX (κα πιστεων π ατ ο μ καταισχυνθ) как пророчество о Спасителе (Рим 9. 33; 10. 11; 1 Петр 2. 6). В Ис 43. 8-13 Господь называет Свой народ свидетелем для всех народов в том, что Яхве - Бог и нет, кроме Него, др. Бога. При этом сами иудеи призываются к В.: «...чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (43. 10). Здесь «верить» значит признавать истинность некоего утверждения и сознательно его исповедовать. В том же смысле о В. говорится в Ис 53. 1. Книга пророка Ионы В этой книге речь идет о В. неизраильтян. Этим обстоятельством обусловлены особенности, отличающие отраженное здесь понятие В. Ниневитяне поверили в ответ на проповедь Ионы, содержанием к-рой было возвещение скорой гибели (Иона 3. 4). Их В. проявляется в посте, покаянии и отказе от злых дел (3. 8). Эта В. есть прежде всего обращение (   - 3. 8, 10), что не имеет аналогий в евр. Библии (исключение: 4 Цар 17. 13 и слл.), но характерно для второканонических книг (Юдифь 14. 10; Прем 12. 2) и НЗ. Ниневитяне принимают слова пророка как исходящие от Самого Бога (Иона 3. 5), хотя буквально в его словах о Боге не упоминается (3. 4), и т. о. оказываются способны на то, что было недоступно народу Израиля, проявляющему В. лишь на основании чудес и знамений (Исх 4. 31; 14. 31). Это во многом объясняет причину использования данного эпизода в новозаветной проповеди (Мф 12. 41; Лк 11. 32). Аввакум 2. 4.

http://pravenc.ru/text/150359.html

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Нужно ли дословно принимать рассказ о Ноевом ковчеге, или это миф? После прочтения Библии возникли вопросы. Например 15. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей известно 1 Локоть примерно 50 см. Объем ковчега получается 56250 кубических метров. 14. Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, Известно более 24000 вида млекопитающих, рептилий и птиц. По паре 48000. 2. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3. также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, Даже если предположить, что большинство животных были нечистыми, и это число умножить на 3 получится 144000 душ. На каждого животного в среднем получается 0,39 кубических метра. Даже для маленького животного в таком небольшом пространстве 6-месячное путешествия невозможно. Кроме того, Есть 1500 тысяч видов насекомых 15. и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни 6-месячный запас продовольствия, места для людей, перегородки в ковчеге и получается в 1 м³ помещалось минимум 5 животных . Это можно как-то объяснить или принять как миф? Отвечает священник Антоний Скрынников: Здравствуйте, Арчил! В зависимости от того, с какой точки зрения смотреть на это повествование, можно прийти к разным заключениям. Так, если мы будем подходить к чтению Библии как к обычному чтиву или сказке, а не как к Богодухновенной книге, то многое (если не всё) в ней написанное покажется нам неправдоподобным и нелепым. Когда же мы говорим о чудесах, описанных в Библии, то, чтобы понять, как это могло быть, не хватит, пожалуй, и всей жизни. Давайте попытаемся научно обосновать, как Христос мог воскресить Лазаря, смерть которого к тому времени произошла уже около 4 суток назад? Современная наука скажет, что это невозможно. А наша вера подсказывает, что для Бога нет ничего невозможного. Или как Христос мог накормить пятью хлебами 5 тыс. человек? Мы верим, что Бог нас не обманывает. Один из подвижников нашей Церкви, отвечая на подобный вопрос (речь шла о том, как Иона смог выжить после того как его проглотил кит) сказал, что если бы в Библии было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона кита, то он всё равно бы в это свято верил.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/nuzhno-li...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010