То же место для ада определяет и Священное Писание Нового Завета. Возвещая о нисшествии в ад Своей душою и неразлучным с ней Божеством, Богочеловек сказал: Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12: 40). Объясняя слова Спасителя, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Господь исполнил это предсказание Свое, «сошед в преисподнюю землю до ада». Господь, по словам святого апостола Павла, сниде прежде в долнейшыя страны земли, – по русскому переводу: в преисподние места земли (Еф. 4: 9), а по словам апостола Петра: находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3: 19). «Душа Христова, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – нисходит во ад для того, чтобы как живущим на земле воссияло солнце правды, так и для сидящих под землею, во тьме и сени смертной, воссиял свет» (Точное изложение православной веры, кн. 3, гл. 29). В 14-м огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12: 40). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие, очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона был послан (см.: Ион. 1: 2–5). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное… Иона был ввергнут во чрево китово. Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я (Ос. 13: 14). Иона из чрева китова молился, говоря: воззвал я в скорби моей ко Господу Богу… из чрева адова вопль мой (Ион. 2: 3). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится во аде, потому что он был предызображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно пророчествуя, он сказал от лица Христова: морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел (Ион. 2: 6–7). Если он был во чреве кита, то какие там горы? «Знаю это, – отвечает он, – но я служу образом Тому, кто будет положен в иссеченном каменном гробе». Находясь в море, Иона говорит: земля своими запорами навек заградила меня (Ион. 2: 7), потому что он носил образ Христа, «нисшедшего в землю» (Поуч. 14, гл. 17, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И престало море от ярости своей (11–15 ст.). Страх преданного благоговения пред Иеговой объял корабельщиков, и они принесли Ему жертвы и дали обеты (16 ст.) (в славянском переводе помолишася молитвами). Этим замечанием оканчивается содержание первой главы. Вторая глава начинается повествованием о том, что Бог повелел большой рыбе (в славянском и русском синодальном – киту большому 41 ) проглотить Иону, который пробыл во чреве его три дня и три ночи ( Ион. 2:1 ). Затем излагается благодарственная песнь, которой молился Иона из чрева рыбы (10 ст.). В этой песне после приступа (3 ст.) Иона поэтически изображает своё погружение в глубину моря и те душевные волнения, которые вызывались в нём этим событием. Говорит о том, как волны морские проходили над ним (4 ст.). Как морской травой опутывалась голова его. Как воды объяли его до самого дыхания, и смерть готова была пожрать его (6–7 ст.). Как вследствие этого казалось ему, что земля потеряна для него, и он не увидит более святого храма Иеговы (5 ст.). Как потом встрепенулась его верующая душа, и он вспомнил об Иегове (8 ст.). Чтущие суетных и ложных богов 42 оставили милосердного своего: а я гласом хвалы принесу Тебе жертву, и что обещал, исполню. У Иеговы спасение (9–10 ст.), восторженно восклицает Иона, оканчивая свою песнь. И повелел Иегова, так оканчивается содержание второй главы, рыбе извергнуть Иону на сушу (11 ст.). Третья глава представляет пр. Иону снова на суше. Снова приходит к Ионе повеление от Иеговы идти в Ниневию и проповедовать в ней, что повелено было проповедовать в первый раз, и Иона не бежит теперь от лица Иеговы, а действительно идёт в Ниневию, город великий у Бога – на три дня ходьбы (1–3 ст.). И начал ходить пророк по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: «ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена (4 ст.)» 43 . Грозная и могучая проповедь пророка быстро облетела весь город и произвела в нём решительное действие. Сам царь встал с престола своего, снял с себя царское одеяние, оделся во власяницу 44 и сел на пепле. По его примеру и приказанию то же было сделано во всей Ниневии: все, от мала до велика – и люди и скот – держали пост, покрыты были вретищем и крепко вопияли к Богу о помиловании; прежний злой путь и насилие рук оставлены (5–9 ст.). И пожалел Иегова о бедствии, о котором сказал, что наведёт на ниневитян и не навёл (10 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

б) Св. Алексий также с юных лет посвятил себя на служение Господу. Елевферий (таково было первоначальное имя св. Алексия) был сын Московского боярина Феодора и супруги его Марии. Родители старались дать ему самое лучшее воспитание, чтобы приготовить его к высшим должностям гражданской службы; но Господь устроил иначе, нежели как мечтали родители. Однажды отрок Елевферий занимался так любимой детским возрастом забавой – ловлей птиц сетью. Утомленный долгим ожиданием добычи, отрок заснул. Вдруг он слышит, что кто-то говорит: «Алексий, для чего понапрасну трудишься? Я сотворю тебя ловцом человеков». Елевферий проснулся и никого не видел вокруг себя. Возлюбив Господа Иисуса от детства, он скоро понял, Чей это голос призывал его. Двадцати лет от рождения он оставил дом свой и родителей, все приманки семейной и общественной жизни, удалился в Богоявленский монастырь и был пострижен, с именем Алексия, в ангельский сан преп. Стефаном, братом преп. Сергия. в) Третий святитель Московский, св. Иона, также с юных лет был избран Богом и приготовлен на великое служение Церкви и отечеству. Св. Иона родился в Солигаличе от благочестивых родителей. Двенадцати лет он принял иноческий образ в одном из монастырей своей родины, а потом переселился в обитель Симоновскую, близ Москвы. Однажды в эту обитель прибыл митрополит Фотий. Совершив молитвословие в храме и преподав благословение настоятелю и братии, святитель захотел видеть и благословить иноков, трудившихся в разных монастырских службах. В пекарне увидел он юного инока, который, утомившись работою, спал, но правая рука его, на которой покоилась голова, была сложена как бы для благословения. Владыка запретил будить спавшего инока и, благословив его, сказал предстоявшим: «Монах сей будет великий святитель в странах сих российских и многих на путь спасения наставит». Этот монах был св. Иона, и предсказание владыки буквально на нем исполнилось. II. Ныне прославляемые святители преподают нам следующие два урока назидания: а)  Первый урок тот, что всякий юноша должен получать свое главное воспитание в Церкви и под ее руководством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

в). Серебряный, вызолоченный чернью устюжской работы крест с частицами святых мощей. Распятие литое. На лицевой стороне креста черневые изображения: страданий Христа, Его смерти и Воскрешения; на оборотной стороне – события из земной жизни Христа до Его страданий начиная с Тайной вечерни. г). Серебряный с позолотой и литым Распятием крест с частицами мощей святых. Сверху Распятия Богоотец и Святой Дух; по сторонам – Божия Матерь с Марией и Иоанн Богослов с Логгином; внизу – голова Адама. На обороте надпись: «Сия кртъ с мощми свтыхъ, арханглсго мнтря, что на устюге велкмъ а построенъ на Москве казенные денги въ 200 гду а весомъ в немъ семъдесятъ деветь сполу золотникомъ». д). Восьмиконечный крест из черного дерева на концах серебряный с позолотой оклад. Изображение Распятия литое. Над Распятием: образ Нерукотворенный; внизу – образ Николая Чудотворца. На обороте надпись: «Положение Никиты Строганова». е). Серебряный чеканный черневой крест с частями мощей – наперсный крест архимандритов монастыря. ж). Каменный аспидный с миниатюрным рельефным Распятием крест. По краям обложен серебряной с позолотой чеканкой, по трем концам обложен камнями, а вверху серебряная с позолотой корона. з). Серебряный с позолотой литым Распятием и частицами мощей святых крест. По обычаю Римско-католической церкви ноги Христа на Распятии прибиты вместе одним гвоздем, а голова находится в наклонном положении. На обороте имеется перечень мощей святых: Иоанн Предтеча, Симеон Богоприимец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Петр, Алексей, Иона и Филипп митрополиты Московские, Михаил Синодский, мученик Феодор, мученица Татиана, дева Феодосия. Изготовлен крест в 1750 году. и). Крест из красной яшмы в серебряной с позолотой оправе. к). Крест из кипариса с резным Распятием в серебряном с позолотой окладе. Над Распятием – Саваоф, внизу – Николай Чудотворец, по сторонам – Божия Матерь и Иоанн Богослов. л). Черный под золотом архимандритский крест, увенчанный короной и украшенный камнями.

http://sobory.ru/article/?object=00247

При И. мон-рь совершил 21 покупку и произвел 10 обменов земель ( Зимин. 1977. С. 172-173). В церковном отношении Иосифов мон-рь принадлежал к Новгородской архиепископии. Свт. Геннадий (Гонзов) , архиеп. Новгородский, оказывал покровительство мон-рю и пожаловал ему в виде вкладов более 200 р., колокол за 100 р. и с. Мечевское (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 182, 210; Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря. 2004. С. 160; Титов. 1906. 14). В дальнейшем архиеп. Геннадий предоставил И. право получать все церковные доходы в Волоцком княжестве в пользу монастыря ( Белокуров. 1903. С. 32). На первом этапе братию обители составили монахи, пришедшие из Пафнутиева мон-ря, и постриженики из числа небогатых волоцких вотчинников. И. постригал также людей низкого социального происхождения («от простой чади») (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 468, 497-498; Белокуров. 1903. С. 24, 29) и даже беглых холопов. В Посланиях князю о постригшемся «человеке» он отстаивал право каждого выбирать свою судьбу. По мысли И., монашеский постриг освобождает от грехов, подобно 2-му крещению. Напротив, человек, «святый образ иночествующий отложивый, не имат части с веръными, но во отвергшихся веры причитается чин и муку» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 146). Согласно правилам Иосифова монастыря, монаху, оставившему монастырь, но покаявшемуся, полагалась епитимия в течение 6 или 10 лет (РГБ. Вол. 542. Л. 110). И. охотно принимал пострижеников из др. мон-рей, о чем позднее с негодованием писал Новгородский архиеп. Серапион (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 332). При жизни И. в его мон-ре проживали бывш. игумены Саввина Сторожевского монастыря Иоасаф и Каллист (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 489; АФЗХ. 1956. Вып. 2. 10, 72; Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 240). К нач. XVI в. в монастыре появились постриженики из числа приближенных волоцкого князя: дети боярские кн. Андрей Голенин, кн. Даниил (Лупа) Звенигородский, Нил (Полев), Андрей Невежа Квашнин, Павел Голова, Петр Тютчев, Иона Голова Пушечников и др.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Аминь. И великий государь, и власти, и бояре того письма слушали. И указал великий государь Павлу митрополиту и боярам, князю Никите Ивановичу, князю Юрию Алексеевичу с товарыщи, итить в соборную церковь в третье и патриарху Никону сказать, что письмо его великому государю донесено, и он великий государь и власти и бояре того письма слушали, и чтоб он, патриарх, из соборной церкви ехал в воскресенский монастырь по прежнему. И патриарх Никон из соборной церкви пошел, а с собою взял посох чудотворца Петра митрополита, которой стоял на патриарше месте. И бояря про тот посох ему говорили, чтоб его оставил в соборной церкви по прежнему. И патриарх им сказал: отнимите де у меня его сильно, и с Москвы поехал за час до света. И по указу великого Государя посланы за Никоном патриархом : окольничий князь Дмитрий Алексеевич Долгоруков, да полковник и голова Артемон Матвеев, а велено им его проводить с Москвы за земной город. И великому Государю окольничий князь Дмитрий Алексеевич извещал, что они патриарха за земляной город проводили и патриарх им молвил: приезжал де он к Москве повести, а не собою. И великий Государь указал и власти, и бояря приговорили за ним патриархом послать Павла митрополита Крутицкого, да окольничего Родиона Матвеевича Стрешнева, да думного дьяка Алмаза Иванова, да чудовского архимандрита Иоакима, и ему говорить, чтоб он тот посох отдал им или прислал с своим архимандритом или с кем похочет в Москве в соборную церковь по прежнему. А ростовского митрополита Иону великий Государь про приезд Никона патриарха допрашивал: какими обычаи патриарх Никон в церковь вошел и как посох чудотворца Петра митрополита взял и с Москвы с собою увез? И ростовский митрополит Иона подал великому Государю скаску. А в скаске его написано: Декабря в 18 день на всенощном пении на второй кафизме внезапу учал быть шум и двери у соборной церкви загремели и вошли в церковь многие люди и за людьми несли крест, а за крестом вошел Никон патриарх и стал на патриарше месте; и старцы его пели ему: исполлаити деспота и достойно есть; а псалтырь подьяку его патриарх говорить не велел, а велел соборному дьякону Михайлу говорить ектенью. А сам в то время целовал иконы и чудотворцовы мощи и, целовав, всшед на патриарше же место, говорил молитву, и велел его митрополита позвать к себе к благословению, и он де митрополит и протопоп с братией у благословения были и послал его митрополита он патриарх с своим архимандритом к великому Государю и велел про свой приход известить. А посох чудотворцов в которое время он патриарх взял, того он митрополит не догадался. А соборного протопопа Михайла с братьею про патриарш приход и про взятие чудотворцова посоха по указу великого государя допрашивали: Иона митрополит ростовский, да боярин князь Никита Иванович Одоевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Великолепный храм, золотые иконы. Чудо! Не мог оторвать взгляда. Полы смотрел – 80 см ширина, темные, каштановые, ровненькие, сто лет им. Деды по ним ходят «павами.» Полы не крашенные, вишневый, каштановый цвет. Главное, старца искал. А там – одни деды и дядьки. Что служат – ничего не понятно: мур-мур. Мы только лбы крестили. Ничего не поймешь: мур-мур. Спать хорошо. Дед рядом храпит. Владыка куняет. 22 Как только наш Иона (монах, живет на Афоне) зачитал канон, сразу все попросыпались... Как воспитывал Иоанн Кронштадтский ? Он строгий был, за скороговорку по губам наотмашь бил. Его (Иону) гонят, дураком считают. Он на Русике хранитель храма. Келлия у него немытая, вместо стула – обрубок дерева. Какие он ужасы подвижнической жизни перенес, бесовские страхования! На него наваливались косматые бесы, по лицу его бьют; он кусок лапы откусил и выплюнул. Он кричал: «Божия Матерь, помоги!» И бес ушел, завыл. Я ему сказал: «Келлию помой, покропи. Владыка ее (келлию) благословит. Молись, и трагедия отступит.» Лицо – светлое, доброе, а то страшный такой был, его бесы царапали. Келлия вымыта, иконы вымыты; стул мягкий поставил. Владыка благословил. Наступило полное умиротворение и в монастыре, и на Русике. Если у вас где и стукает, и грюкает, чешется, наваливается – не зацикливайтесь. Просите в монастырях, чтобы молились. 1–3 раза перекрестился, все крестом осенил, святой водой окропил. И если головные боли, не таблетки глотайте, а тряпочку святой водой смочи и – на то, что у тебя болит (пузо, голова, еще что). Высохла – перевернуть. Вот лекарство. И Крест. Все испытывайте силу Животворящего Креста со страхом Божиим. Что искал на Афоне, я нашел. Будущий Силуан этот Иона. А больше бы я туда никогда не поехал. Один раз съездил, святыням поклонился, посмотрел на упадок. Нет, еще бы раз хотел причаститься на Гробе Господнем, поисповедоваться там, причаститься, пропеть «Христос Воскресе!» Дух истории Великого Афона есть. Мы видим образ подвижников. Хоронят там по-особому. Гробы не делают, а в люльках, в каких детей носят. Покойника обрядили, зашили в рясу, в мантию, положили в люльку и скинули в яму «вверх ногами.» Голову обложили тремя камнями, засыпали, крестик маленький ставят. Потом откапывают через год. Если тело не истлело, значит – великий грешник. Закапывают и усиленно молятся, чтобы Господь простил тайные грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Нсмы бо якоже корчемствующе... о Христ глаголемь». – Ср.: 2Кор. 2:17 . «Не от прелести, ни от нечистоты... но Богу, искушающему сердца наша». – 1Фес. 2:4 . Этот фрагмент из книги «Деяния апостолов» патриарх Никон процитировал через «Нравственные правила» Василия Великого ; ср.: «Утшение бо наше не от прелести, ни от нечистоты, ниже лестию, но, яко же искусихомся от Бога, врни быти, прияти благовствование, сице глаголемъ, не яко человкомъ угаждающе, но Богу, искушающему сердца нашя» – Василий Великий 1594, л. 138. Л. 47 ...в пустыню вн монастыря на молитву и постъ... – Речь идёт о ските патриарха Никона («Отходной пустыни»), который был устроен им на берегу реки Истра-Иордан в 1658 г. См.: 2. Примечания. Л. 79. Аще что просите молящеся, и о имени Моем дастся вам. – Ср.: Мк. 11:24 ; Мф. 21:22 ; Ин. 14:14; 16:23 . «Просите и приимте, ищите и обрящете... просяй приемлет и толкущему отверзется». – Ср.: Мф. 7:7–8 ; Лк. 11:9–10 . И се, обртохся во святй соборнй церкви... – Имеется в виду соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кремле. Смиренный Иона, Божиею милостию митрополитъ... – Иона († 1461 г.) – епископ Рязанский, впоследствии митрополит Московский, начинатель автокефалии на Руси: при нём Русская Церковь встаёт на путь обретения независимости от Константинопольской патриархии. ...святителя стояща – Петра чюдотворца. – Пётр († 1326 г.) – митрополит всея Руси, преемник византийских патриархов, первый московский епископ, перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву и благословил московских князей на великое княжение. 1665 г. 15 . Челобитная патриарха Никона и братии Воскресенского монастыря царю (после 1 сентября) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6, л. 434–438. Столбец из пяти сставов. Скоропись. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, 580 (1661), 588 (1662), 589 (1664). Документ датирован по датам, упомянутым в тексте и в помете о доставке. Текст изд.: Гиббенет 2, 850–854. (л. 434) 1910 Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всея Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу. Богомолецъ твой, государев, смиренный Никонъ патриархъ о вашем, государеве, душевном спасении и телесном здравии Господа Бога молю со всею братиею. И да приложит Господь Богъ святому вашему царствию дни на дни и лта ваша до дне рода и рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Патриарх Никон. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. III. 7. Л. 94 (74)) Патриарх Никон. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. III. 7. Л. 94 (74)) К этому времени Н., чувствуя безвыходность своего положения, решил предпринять шаги для примирения с царем. В 1664 г. он получил от Зюзина письмо, в к-ром боярин сообщил, что царь изменил свое отношение к патриарху, готов к примирению (впосл. за написание этого письма Зюзин подвергся пытке, был лишен боярского чина и сослан в Казань). В ночь на 18 дек. 1664 г. Н. тайно приехал в Москву, утром пришел в Успенский собор. В храме служил литургию местоблюститель Патриаршего престола Ростовский митр. Иона (Сысоевич). Н. вошел и встал на патриаршее место, благословил присутствовавших (позднее Иона был осужден Собором и отстранен от местоблюстительства за то, что принял благословение от Н.). Патриарх объяснил свой приезд видением, в к-ром митр. св. Петр показал ему «хартию, подписанную церковными властями о возвращении… на свой престол» (Дело о патр. Никоне. 1897. С. 123-124). Царь велел Н. вернуться в Воскресенский мон-рь, Н. послушался, но увез с собой посох митр. Петра. Возвращая посох, Н. отправил царю письмо, содержавшее условия, на к-рых он согласен на поставление нового патриарха: сохранить владение Воскресенским, Иверским и Крестным монастырями с вотчинами. После этого инцидента Н. жил в Воскресенском мон-ре безвыездно. В мае 1665 г. его посетил голл. путешественник Н. Витсен, оставивший описание внешности Н.: «Он опрометчив и тороплив… крепкого телосложения, довольно высокого роста, у него красное… лицо». О душевном состоянии Н. свидетельствует такая фраза Витсена: «С тех пор как он уехал из Москвы… его головы не касались ни гребенка, ни ножницы. Голова у него как у медузы, вся в густых, тяжелых космах, также и борода» ( Витсен. 1996. С. 182). В февр. 1666 г. по грамотам царя в Москву съехались все рус. архиереи и видные представители духовенства, 2 нояб. в столицу прибыли патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский (см.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Половина I, 28. 1429 л. 279–280. Данил представил здесь два свидетельства из слова Лествичника к пастырю, см. Препод. отца нашего Иоанна, игумена Синайского, Лествица и слово к пастырю М. 1851. 380–381, 397. 1431 л. 280. В старопечатной Кормчей тот отдел законов, из которого Даниил привел здесь правило, носит название «свитка новых заповедей Иустиниана царя». Даниилом приведено здесь 84-е правило из законов Иустиниана. См. старопечатная кормчая 1653 года 332. 1432 л. 280–281. об. Точно такое же название сего канонического источника находится и в старопечатной Кормчей, из которого Дании сделал заимствование для своей цели. Глава взята у Даниила впрочем не в целом виде, а только важный для цели автора отрывок из нее. См. Кормчую изд. 1653 года, 359. 1433 л. 277. Оно читается у Даниила буквально тождественно с старопечатною Кормчею. См. Кормчую 1653 г. л. 219. Есть этот цитат и в 4-м слове Никона Черногорца, 1 пол. 27. 1434 277. Этот цитат Даниила оказывается ни чем иным, как простым толкованием шестого правила перво-второго собора который во всей полноте своей взят Даниилом из Кормчей. См. Кормчую 1563 г. л. 219–220. Но по современному подлиннику правил и их толкований приведенная цитата Даниила представляет из себя самый текст правила, см. Migne Patrol. Curs. complet. ser. graec. tom. CXXXVII, Theodori Balsamoni tom. 1. pag. 1032–1034. 1435 Эта недостойная черта замечалась в современных монахах и других монастырей, на что указывает следующее правило «о черногорцех»: аще чернец хвалится при людех яко добра роду есть и родители имея от вельмож да поклонится 50 дней. Горчаков. К истории епитимийных номоканонов. С-ПБ. 1874. Приложение VII, 98. 1436 Послание волоколамских иноков, доселе совершенно не известное, находится в Рукоп. Моск. Синод. библ., быв. Патриаршей 791 в. 4 д. скоропись XVII в., л. 64–67., рукоп. одна из неописанных. Приложение к исследованию XIX. 1437 Этот Иона вернее всего есть Иона Голова, один из сподвижников препод. Иосифа и выдающихся членов волоколамской общины времени игуменства Даниила. Об Ионе Голове см. в житии Иосифа Волоцкого , состав. Саввою Черным, Великия Четьи сентябрь также житие препод. Иосифа, состав. неизвестным автором. Чтения в общ. любителей духов. Просв. 1865 т. II. Приложение. 123–125. За подписью Ионы Головы сохранилась в актах волоколамского монастыря одна меновая грамота от 7024 (1516) года мая месяца. Рукоп. волоколамского монаст. (не разборчиво) л. 66–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010