Может, ты не веришь мне, что битва эта ведется против нашего греха? Тогда поверь Павлу, сказавшему: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр.12:4 ). Видишь теперь, что предлагается тебе вести битву против греха и что должен ты сражаться до крови? Разве не очевидно, что Божественное Писание указывает на это, когда говорит: «Освятите войну» ( Иоил.3:9 ) и «Веди войны Господни» ( 1Цар.18:17 )? Так что же еще означает «освятите войну», если не «уничтожьте всех врагов ваших», которые суть пороки грехов, «умертвите земные члены ваши» ( Кол.3:5 ), «отсеките от себя все порочные желания, соделайтесь святыми телом и духом, предстаньте пред живым Богом»? И тогда достоинством добродетели, словно победной пальмовой ветвью, увенчает вас Господь наш Иисус Христос, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IX. О жертвеннике, который устроил Иисус и на камнях которого написал Второзаконие. И как прочитал его пред всем народом, стоявшим у горы Горизим и у горы Гевал, и как цари Аморрейские собрались вместе, чтобы сразиться с Иисусом 1 . Когда Иисус разрушил Гай, то есть хаос, и уничтожил всех его жителей, то должно было ему принести возвышенному Богу всяческих жертву, достойную такой великой победы. Так давайте посмотрим, что сделал он после того, как одержал победу. Сказано: «Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал, как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева, – жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа». И после того, как Иисус устроил жертвенник, он «принес на нем всесожжение Господу и совершил жертвы спасительные 13 ». А после жертвоприношений «написал Иисус там на камнях Второзаконие – список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми. Весь Израиль, старейшины его и надзиратели его и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега Господня» ( Нав.8:30–33 ). Посмотрим, на что все это указывает и какое наставление из сегодняшнего чтения мы можем извлечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

НА СВОЮ ГОЛОВУ Сделать что-либо такое, в чем приходится раскаиваться; оборот указывает, что происходящее в данный момент с человеком (как правило, какие-либо неприятности) является следствием необдуманных, опрометчивых поступков. Образ, построенный на метонимическом замещении понятия «человек» понятием «голова», широко используется в тексте Б . Содержанием его является основополагающая идея Б . о неизбежном воздаянии за совершенные преступления, о расплате за злонамеренные поступки. Отмщение всегда принадлежит Господу. К Нему обращаются как к справедливому Судии: «…соверши суд над рабами Твоими, воздай виновному, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его» ( 2Пар.6:23 ). Так будет происходить в День Суда: «…близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» ( Авд.15 ). Злу и злодеянию Господь неотвратимо воздает: «И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их…» ( Суд.9:57 ); «Господь обратил злобу Навала на его же голову» ( 1Цар.25:39 ); «За то и Мое око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову» ( Иез.9:10 ); «Услыши, Боже наш, в каком мы презрении, и обрати ругательство их на голову их…» ( Неем.4:4 ). Как общий жизненный закон формулирует это Псалмопевец: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» ( Пс.7:15–17 ). Иногда этот оборот звучит как проклятие: «Да обратит же Господь злобу твою на голову твою!» ( 3Цар.2:44 ), нередко означает ответственность за убийство. Давид, узнав об убийстве Авенира (своего военачальника) говорит: «…невинен я и царство мое вовек пред Господом в крови Авенира… пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его…» ( 2Цар. 3:28–29 ); «кровь твоя на голове твоей» ( 2Цар. 1:16 , см. также Нав.2:19 ). См. также 1Пар.12:19 ; Эсф.9:25 ; Притч.25:21–22 ; Иоил.3:4 ; Рим.12:20 . Напрасный труд

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

И уразумеют вся церкви, яко аз есмь испытаяй сердца и утробы: и дам вам комуждо по делом вашим. «Узнают все народы, узнают сильные земли, узнают все сыны израилевы – так обычно заключали свои обличительные речи от имени Иеговы пророки Ветхого Завета (см.: Ис.37:20 ; Иез.17:24; 23:40–49 ; Иоил.3:17 и мн. др.). Та же отличительная особенность сохраняется в Откровении и у новозаветного пророка, говорящего от имени Христа семи азийским церквам». Так указует нам Господь расширять и просветлять свой кругозор при наблюдении за жизнью – с тем чтобы видеть в подобных серьезных и типичных явлениях и событиях окружающей нас жизни не случайности, не повергающие лишь нас в недоумения неожиданности да «загадки жизни», нечто неупорядоченное и ничем не съюченное и не объединенное, а – знамения с неба (см.: Мф.16:1–3 ), пути действия силы Божией, виды и моменты проявления Промысла Его. Так «в суде над Иезавелью, ее последователями и детьми Господь являет правду Свою и славу Свою как Всевидящий Судия и Всесильный Мздовоздаятель» 102 . 24–25. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. «Слова: иже не разумеют глубин сатаниных, якоже глаголют (славянский – точнее) – содержат в себе всеми признаваемое и непререкаемое свидетельство о существовании в Фиатирской церкви гносиса (гностицизма), представителями которого и были последователи Иезавели. Весьма возможно, что его распространение имело связь с николаитской ересью Пергама, потому что Фиатира находилась от него очень близко и зависела от него в административном отношении» 103 . Речь Господа к этим верным фиатирцам «как простейшим» Андрей Кесарийский передает так: «Так как вы, по простоте нравов, не можете противостоять лукавым и словоизобретательным, ибо, как утверждаете, не знаете вполне глубины сатанинской, то не требую от вас борьбы словом, но только сохранения учения, принятого вами, до того времени, когда возьму вас отсюда» 104 . Таким образом, «под глубинами сатаны здесь нужно разуметь самую философскую систему ереси гностицизма, которая и действительно должна быть названа глубиной сатаны, высшим и типичным проявлением прельщающих действий диавола. Гностики хвалились своей системой философии и считали жалкими невеждами всех непричастных к ней» (как теперь оккультисты и теософы с тем же высокомерием третируют православное учение Церкви). «Но Господь замечает, что фиатирцы не должны смущаться этим, ибо для спасения достаточно и того закона Божия, Божественного Откровения, следуя которому они уже достигли значительного нравственного совершенства» 105 . Так что и здесь исполнились слова Господа в Евангелии: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам ( Мф.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Безмерно высоки и едва понятны для человеческой мысли и воображения и те последствия, какие должно было в нравственном состоянии человека и человечества произвести явление дня Иеговы и откровение вечной правды через Мессию. Со всех народов снято будет покрывало неразумия, дотоле лежавшее на всех племенах ( Ис.25:7 ). Вся земля наполнится познанием славы Господа, видением истины, как воды наполняют море ( Авв. 2:14 ). Потоки боговедения из этого моря знания польются на всех без исключения. Благодать Духа Божия изльется на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния· сыны и дочери, старцы и юноши, рабы и рабыни будут видеть истину и получат дух пророческий ( Иоил. 2:28,29 ). Слава Господа явится в новом Иерусалиме, на новом Сионе, к свету которого придут все народы ( Ис. 60:3–5 ). Свет этот – не свет солнца и луны, а свет самого Господа; это духовное светило уже не будет заходить, как видимое солнце, или умалять свой свет, как луна: это будет вечный, божественный свет (стт. 19, 20). Народ этого Сиона, облистанного светом Божьим, будет свят, искуплен Господом (62:12). Существенно изменится нравственный быт народов; правда и истина будут царствовать вместе с всеобщей любовью; вместо вражды и своекорыстия, которые ныне правят действиями отдельных лиц и народов, явится мир, исчезнет всякое проявление неприязни. Волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе c козленком, и теленок и молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе и лев, как вол будет есть солому, т. е. перестанет быть плотоядным зверем; народы перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать ( Ис. 11:6–9; 2:4 ; Мих. 4:3 ). На горе Сион, которая над всем возвысится и к которой придут народы ( Мих. 4:1,2 ), не будут делать ни зла, ни вреда, и настанет полный и вечный мир (5:4,5). Это изображение нравственного переворота, который совершится в человечестве в эпоху Мессии, так велико, что и для нашего времени служит еще только предметом желаний и ожиданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Ст. 5. И засыплется дебрь гор Моих, и прильпнет дебрь горняя даже до Асаила, и наполнится, якоже наполнися от лица труса во днех Озии царя Иудова, и приидет Господь Бог мой, и вси святии с Ним. С евр.: И вы побежите в долину гор Моих: ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, даря Иудейского; и приидет Господь Бог мой и все святые с Ним. И засыплется 204 . Т. е., когда Масличная гора разделится на части, тогда долина между Моими горами 205 , говорит Бог Иудеям, засыплется, наполнится бегущими, и долина эта будет простираться даже до Асила 206 ; тогда наполнится она избегающими погибели, как наполнилась во время землетрясения (труса) при Иудейском царе Озии 207 . Вот в какой славе придет Господь Бог мой и все святые Ангелы с Ним, заключает уже пророк от себя. Под. Иез. 38:19, 20 . Если это, со св. Ефремом Сириным , разуметь об осаде Иерусалима Антиохом Епифаном, то можно понимать так: когда Господь явится для поражения врагов, тогда произойдет землятрясение, от которого Масличная гора распадется на части, тогда в страхе и ужасе Иудеи будут спасаться бегством в места безопасные, побегут, как бежали Иудеи во время землетрясения при Иудейском царе Озии. Так проявит славу свою Господь Бог, имеющий явиться со святыми Ангелами, как явился Он с ними, некогда, на Синае. Под. Иоил. 3:1–12 ; Втор. 33:2 ; Дан. 8:13 ; Авв. 3:3 . Ст. 6. И будет в день он, не будет свет, но зима и мраз. С евр.: И будет в тот день, не станет света: светила удалятся 208 . В Св. Писании время света, обыкновенно, означает время радости, утешения, а время мрака – время печали, несчастья, а зима и мороз, само собой, означают нерадостные времена. Т. е время, когда таким образом явится Господь, для наказания врагов, «принесет с собою не спасение, но смятение, страх и трепет». Св. Ефрем Сирин . Под. Пс. 106:10 ; Ис. 5:30, 42; 7:16; 50:3 ; Иер. 2:31 . Бл. Феодорит разумеет время распятия Господа. Ст. 7. И будет день един, и день той знаемь будет Господеви, и не день, и не нощь, и при вечере будет свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Тит. 3:5 ). Во 2 гл. послания к Ефесянам ап. Павел изображает жизнь язычников до принятия христианства: в то время, говорит он, они были «мертвы по преступлениям и грехам своим», «жили по плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов их и были по природе чадами гнева» (ст. 1–3). Такой жизнью и такими делами, конечно, нельзя заслужить спасения, совершенного Христом. Поэтому «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви» к роду человеческому, Сам «оживотворил нас мертвых по преступлениям» к спас Своею благодатью, помимо всяких заслуг с нашей стороны, исключительно ради заслуг Искупителя, вменяя Его святость и праведность каждому христианину. Но эту святость и праведность необходимо усвоить себе; усвояется же она не одной только верой во Христа, а вместе и добрыми делами, «верой, поспешествуемой любовью» ( Гал. 5:6 ), так как одна вера без любви и добрых дел не имеет значения. «Если я имею всю веру,– говорит ап. Павел,– так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» ( 1Кор. 13:2 ). 3) «Закон производит гнев, потому что где нет закона, нет и преступления. И так по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех»... ( Рим. 4:15–16 ).– Но это место говорит не о том, что своими делами человек только оскорбляет Бога, так как не будь их, не было бы и преступления, и он не наводил бы на себя гнева Божия, а лишь о том, что с появлением закона, точно определившего различие добра и зла, преступление стало сознательным и потому производило, вызывало гнев со стороны Бога. 527 4) «И будет всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Деян. 2:21 ; Рим. 10:13 ; Иоил. 2:32 ). Значит, достаточно только призвать имя Господне, чтобы спастись, замечают сектанты.– Но говоря так, они забывают, что «не всякий, говорящий: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Небесного» (Мф. 7:21). 528 б) Вера и добрые дела сами по се6е не спасают человека, так как не очищают его от грехов, а с грехами нельзя войти в царство небесное ( Откр. 21:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Во 2-ой половине 7-го стиха из мысли о вездеприсутствии Духа Господа выводится мысль о Его всеведении: «как все объемлющий знает всякое слово». Прем.1:8 . Посему никто, говорящий неправду, не утаится, и не минет его обличающий суд. 8 . Из мысли предшествующего стиха о всеведении и вездеприсутствии Божием делается вывод, что никакой богохульник, нечестивец («говорящий неправду») не скроется от Бога и не может избежать наказания. Прем.1:9 . Ибо будет испытание помыслов нечестивого, и слова его взойдут к Господу в обличение беззаконий его; 9 . «Будет испытание помыслов нечестивого». «Испытание» ( εξτασις), часто встречающееся у нашего писателя слово, взято им из гражданского юридического языка, где оно означает дознание, производимое посредством пыток; в нашей книге это слово означает 1) исследование, рассмотрение человеческой жизни Богом ( Прем. 4:6 ), а вместе с тем и следствие этого испытания – 2) наказание ( Прем. 6:6, 11:11 ). Здесь нужно взять только первое значение этого слова, что можно видеть из 2-й половины стиха. «Помысл» ( διαβολιον) означает вообще настроение, намерение, как и в 3 ст. λογισμς (умствование). Взятое во множественном числе это слово приобретает обыкновенно отрицательный смысл; – означает неблагодарные стремления, нечистые пожелания ( Иез. 11:5 ; Ос. 4:9 ). «Слова его взойдут к Господу…», т.е. человек предстанет пред Богом, как судией. Прем.1:10 . потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. 10 . «Ухо ревности слышит все…» Абстрактное понятие «ревность» взято здесь вместо конкретного «ревнитель» («ухо ревнителя») в соответствии с отвлеченным характером выражений предшествующего стиха. В Ветхом Завете ревность приписывается Иегове в двояком смысле. Или этим словом обозначается ревностная забота Иеговы об израильском народе ( Ис. 9:6, 43:15 ; Иоил. 2:18 ; Зах. 1:14 ), причем Он является ревностным мстителем его врагам ( Наум. 1:2 ); или, как это во многих местах пятокнижия ( Исх. 20:5, 34:14 ; Втор. 4:24 ), Бог называется «ревнителем», когда Он говорит о своем праве на исключительное почитание со стороны израильтян, и что всякое отступление от Его почитания будет сильно наказано. В этом последнем значении – слово «ревность» взято и в данном месте: Бог с особенным старанием (ревниво) следит за мыслями и словами людей, чтобы не оставить безнаказанным богохульную речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Начиная с Иерусалима». Иерусалим, как столица теократии, должен быть точкой отправления для проповеди о Христе (ср. Ис.2:3, 40:9 ; Деян.1:8 ). «Свидетели сему» (стих 48), т.е. всему, соделанному Христом, и свидетели Его страданий, смерти и воскресения. «И» се, «Я пошлю» (стих 49) – точнее: «и вот Я посылаю» (настоящее время ποστλλω обозначает событие, которое должно совершиться в самом скором времени). «Обетование Отца Моего на вас», т.е. что обещал Мой Отец через пророков, именно, излияние Святого Духа ( Иоил.2:28 и сл.; Ис.44:1 сл.; Иез.36:27 ; ср. Деян.2:16 и сл.). «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме». Если 49-й стих соединять с предшествующей речью Христа, то выходит, что апостолы не должны были оставлять Иерусалима до сошествия на них Святого Духа. Так как в таком случае вовсе устраняются явления Христа, бывшие в Галилее, о которых сообщают евангелисты Матфей и Иоанн, то некоторые толкователи видели здесь начало описания последнего явления Христа ученикам, бывшего в день вознесения. Таким образом, между 48-м и 49-м стихами полагают промежуток в 40 дней. Ввиду того, что иного способа соглашения евангельских повествований не находится – другие способы примирения не заслуживают доверия, – остается принять именно такое предположение, что с 49-го стиха начинается описание последнего явления Христа апостолам. Значит, евангелист Лука в своем Евангелии описывает только два явления Христа апостолам: первое – в день воскресения (стихи 36–48) и последнее – в день вознесения (стихи 49–51). «Доколе не облечетесь силою свыше». Образ облечения указывает на снаряжение в путь, может быть, воина, надевающего свое вооружение: апостолы – тоже воины Христовы! «Сила свыше» – благодать Святого Духа, которая и есть новая сила, получаемая через Святого Духа (ср. Деян.1:8 ; Лк.1:35 ). Лк.24:50 .  И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. Лк.24:51 .  И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Лк.24:52 .  Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Старец: Это правда, брат Иоанн, что в нашей прошлой беседе на вопросы твои я приводил больше свидетельств святых и божественных отцов, чем Священного Писания . Может, так распорядился благой Промысл Божий, чтобы то, о чем мы будем говорить теперь, закрепило и лучше разъяснило то, о чем мы говорили ранее, а ум твой от малого перешел к великому и уверился. Потому что ты сам поймешь и убедишься в том, что учения святых и божественных отцов проистекают из Священного Писания и ни в чем не противопоставляются его вечной истине. Ибо святые отцы пили ту же живую воду слова Божия и Тот же Дух Святой, говоривший чрез пророков, просвещал и их, по мере благодати Божией. В связи со снами, видениями и откровениями Священное и Божественное Писание как Ветхого, так и Нового Завета приводит нам множество свидетельств, из которых явствует, что многие люди, и святые избранники Божии, имели сны, видения и Божественные откровения. Так, в Священном и Божественном Писании Ветхого Завета мы читаем, что Бог явился Аврааму в виде трех Ангелов у дуба Мамврийского (см.: Быт.18:2 ), что Иакову было Божественное видение на пути в Месопотамию (см.: Быт.28:12 ), что Иосифу был сон от Бога (см.: Быт.37:5 ), что пророку Моисею было Божественное видение (см.: Исх.3 ). Также имели видения от Бога святые пророки Исайя (см.: Ис.6 ), Иеремия (см.: Иер.24 ), Иезекииль (см.: Иез.10:1 ), Илия Фесвитянин, дышавший огнем (см.: 4Цар.1:15 ), Амос (см.: Ам.7:1 ). Несколько видений было у пророка Даниила (см.: Дан.7–11 ), было видение и святому пророку Захарии (см.: Зах.2:1 ). О снах и видениях от Бога говорит святой и праведный Иов: Он, Бог, говорит мне во сне и в ночном видении, когда сон находит на людей, когда они спят на ложах своих (ср.: Иов.33:15 ); и в другом месте он же говорит: Ты устрашаешь меня снами и видениями пугаешь меня ( Иов.7:14 ). В другом месте Священного Писания говорится: если бы был среди вас пророк Господень, Я открылся бы ему в видении и во сне говорил бы с ним (ср.: Чис.12:6 ). О видениях и снах говорит Бог устами святого пророка Иоиля: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения ( Иоил.2:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Желая показать, что эти слова обращены к Богу и что пребывание Бога Сына одесную Отца — вечное, пророк немного далее говорит: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”(См. Пс. 109, 3.). Слова “прежде денницы” означают, что Единородный Сын Божий был прежде всех лет и прежде веков; слова “из чрева” свидетельствуют о единстве Сущности и Естества Отца и Сына — так Отец говорит: не как-либо иначе, но от Моего Естества родился Сын. Будучи Единосущным и Одного Естества с Отцом, Сын сопрестолен Ему. Таким образом, ты видишь, что Отцу сопрестолен Сын, а не ангелы. Также и Дух Святой, равно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном, говоривший через пророков, равночестен и сопрестолен Отцу. О Нем свидетельствует первоверховный апостол Петр: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”(2 Пет. 1, 21.). Также и премудрый Павел говорит о Нем: “И один Дух Святой, Им — все, и мы — в Нем. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии… Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”(Ср.: 1 Кор. 2, 10–11.). И Давид говорит: “Пошлешь Дух Твой — созидаются”(Пс. 103, 30.). Подобно этому говорит Иов: “Дух Божий создал меня”(Иов. 33, 4.). Иоиль говорит: “Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать”(Иоил. 2, 28.). И Исаия свидетельствует: “Послал Меня Господь Бог и Дух Его”(Ис. 48, 16.). И далее: “Дух Господень вел их к покою”(Ис. 63, 14.). И еще: “Но примите слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал через Духа Моего рабам Моим, пророкам”(См. Зах. 1, 6.). Из этого ты видишь, что Сын и Святой Дух Единосущны Отцу и имеют равную с Ним славу и честь. Если же Они Единосущны и имеют равную честь и славу, то все Три — Сопрестольны. Об ангелах сказал мужественный подвижник Павел: “Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня?”(Евр. 1, 13.) Ангелы являются творением и созданием Святой и Единосущной Троицы, служителями вечной и непостижимой Ее славы, они знают свои чины и свое достоинство. И довольно об этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010