(5) Не следует обвинять Бога в наличии зла в мире; исключено, чтобы Бог действовал несправедливо (34:10,12,17; 38:12–15; 40:3–9). (6) Человек должен доверять не своим собственным знаниям (34:35; 37:5,24; 38:2,4,18; 34:9; 39:2; 42:3), а Богу (35:14; 42:1–6). (7) Следование за Богом – благо (34:9; 42:5). (8) Нечестивый попадает под осуждение, а праведник получает награду (34:11; 36:16–17; 42:12). (9) Невозможно постигнуть пути Бога (37:5:23–24; 38:2–39). (10) Человек должен славить Бога (36:24; 37:14; 38:4). Иов столкнулся со своими проблемами лично, экзистенционально. Он был лишен удовольствия рассмотреть их теоретически, со стороны – он вынужден был пережить ее. Поэтому, все, что он узнал, весьма поучительно. К какому же заключению он пришел? С самого начала испытаний, Иова больше всего волновали причины его страданий. Интересно, что так и не получил ответа на этот вопрос – Бог не включил его в Свой экзамен. Несколько раз Бог требовал от Иова разрешить проблему зла и страдания, но ответ так и не был дан. Возможно, это имеет некое значение. Филип Янси считает, что Иов не смог бы понять ответ, даже если бы Бог его дал. Для Бога объяснить Иову секрет зла – то же самое, что пытаться объяснять теории Эйнштейна моллюску! 430 Какова бы ни была та причина, по которой ответ так и не был дан, ясно одно: Иов в итоге не почувствовал себя неудовлетворенным. Почему? Потому что он понял, что Бог может все, в том числе держать зло под контролем. Признав всемогущество Бога, Иов признал также, что проблема была в нем самом – он сомневался в том, что не понимал (42:1–3). Под влиянием того, что стало понятно ему во время выяснений отношений с Богом, Иов раскаялся (42:6). Итак, Иов принял непростое решение. На основании имеющихся теперь у него знаний о Боге он решил, что может доверять Ему в отношении того, чего еще не понимал. Он успокоился, хотя так и не узнал причины своих страданий. Заметим, что к заключению он пришел, все еще страдая, до того, как Бог благословил его (42:10–17). Во этом заключается важный принцип, который должны знать все верующие. Можно найти объяснение присутствию страдания и зла – замечательно. В Писании, как мы убедились, много таких случаев. Когда же мы это понять не в состоянии понять, или же Бог хранит молчание, мы все равно должны доверять Ему, поскольку этому учат нас наши знания о Нем. В конце концов, мы – существа ограниченные, почему же зачастую мы ведем себя так, будто все обстоит иначе? Во вселенной многое не подвластно нашему пониманию. Уроки Иова

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Но драма еще не завершилась. История требует заключительного аккорда. Конфликт между Иовом и тремя друзьями все еще существует. (Элигу осмотрительно исчезает из повествования!) Кроме того, Бог недоволен друзьями Иова, потому что они говорили не верно (ПЮЗ, нхонах, «не правдиво», 42:7). Как не смешно, но теперь Иов должен играть роль посредника («искупителя») для своих друзей (42:8:9). «И когда Иов помолился за друзей, Господь вернул ему благополучие: Господь дал Иову вдвое больше, чем было у него прежде» (42:10). Может показаться, что этот стих противоречит всей истории Иова, ведь до сих пор утверждалось, что доктрина божественного воздаяния, по которой Господь наказывает злых и воздает праведным по заслугам, неправильно толкует отношения человека с Богом. Но идея этого стиха в том, что Бог – это Царь и Правитель всей вселенной, Он имеет право давать и отбирать, проклинать и благословлять по своему усмотрению, и поэтому Он имеет полное право удвоить состояние Иова. «Господь благословил оставшиеся годы Иова больше, чем прежние» (42:12). Поскольку Иов был безгрешен (1:1,8,22, 2:3:10), горе, свалившееся на него, не было наказанием за грех . Характер Иова был без изъяна и страдания были посланы ему не ради исправления или укрепления характера. Иов сохранил свою невиновность даже после упреков жены, троих друзей и юноши, которые верили в «божественное воздаяние». Даже в присутствии Бога Иову удалось остаться праведным, хотя не без признания своего невежества: Иов не задумывался о том, как Бог управляет вселенной. Итак, Иов смирён, но воодушевлен новым «видением» Бога. У Иова больше нет «претензий» к Богу. Бог не только удвоил состояние Иова, но дал ему еще детей. Он не удвоил число детей, но три дочери названы самыми красивыми (означает ли это, что предыдущие три дочери были не столь красивыми?), а их наследство было таким же большим, как наследство братьев (42:1415). Итак, основная идея истории Иова состоит в следующем: «самый праведный человек на земле страдает от самых тяжких бед, что заставляет его пройти через крайнюю форму испытания веры». 625 Может ли свободный человек любить Бога «бескорыстно»? Иов ответил на этот вопрос в великом эпосе, который мы назвали «судебной драмой». Иов стал прототипом Христа, Который, вопреки Своему совершенству прошел через жуткую смерть, чтобы приобрести великую победу для людей всего мира. Богословские темы

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Иов же не может понять, почему на долю богобоязненного человека выпадают столь тяжкие испытания, тогда как «раздражающие» Бога пребывают во здравии и наслаждаются всеми благами жизни (12,6). Вопреки очевидному, Иов упорствовал в своей надежде, и надеждам Иова суждено было сбыться: он получает, наконец, возможность встретиться с Господом лицом к лицу, чего он так настойчиво добивался (13,15–18; 31,35–37). После того как Иов покаялся «в прахе и пепле», он понял, что велик и всемогущ Господь на троне Своем, что Он в конечном итоге вознаградит всякого, кто до конца останется твердым и непоколебимым в вере. Содержание книги, на первый взгляд, полностью подчинено осмыслению страданий праведника. Однако за этим глубокое исследование духовного развития человека на пути богопознания. Невозможно со всей определенностью утверждать, что автор описал процесс рождения человека свыше, однако неоспоримым является факт, что Иов от внешнего поклонения, исполнения заповедей и жертвоприношений приходит к внутреннему познанию Бога, апофеозом которого явилось откровение Божие и слова Иова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (42,5). Содержание I. Пролог (1,1 2,13) А. Иов человек благословенный и богобоязненный (1,1–5) Б. Испытание Иова (1,6 2,13) 1 . Сатана обвиняет Иова (1,6–12) 2 . Иов хранит верность Богу, несмотря на постигшую его трагедию (1,13–22) 3 . Сатана вновь обвиняет Иова (2,1–6) 4 . Иов остается непоколебимым в вере, несмотря на физические страдания (2,7–10) 5 . Появление друзей (2,11–13) II. Диалог Иова с друзьями (3,1 27,23) А. Иов проклинает день своего рождения (3,1–26) Б. Первая часть диалогов (4,1 14,22) 1 . Речь Елифаза (4,1 5,27) 2 . Ответ Иова (6,1 7,21) 3 . Речь Вилдада (8,1–22) 4 . Ответ Иова (9,1–10,22) 5 . Речь Софара (11,1–20) 6 . Ответ Иова (12,1 14,22) В. Вторая часть диалогов (15,1 21,34) 1 . Речь Елифаза (15,1–35) 2 . Ответ Иова (16,1 17,6) 3 . Речь Вилдада (18,1–21) 4 . Ответ Иова (19,1–29) 5 . Речь Софара (20,1–29) 6 . Ответ Иова (21,1–34)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Г. Третья часть диалогов (22,1 26,14) 1 . Речь Елифаза (22,1–30) 2 . Ответ Иова (23,1 24,25) 3 . Речь Вилдада (25,1–6) 4 . Ответ Иова (26,1–14) Д. Иов подводит итог рассуждениям (27,1–23) III. Интерлюдия о том, где обретается премудрость (28,1–28) IV. Монологи (29,1 41,34) А. Заключительная речь Иова (29,1 31,40) 1 . Иов вспоминает прежнюю благословенную жизнь, когда он пользовался уважением и благотворил нуждающимся (29,1–25) 2 . Нынешнее бесчестие и страдания Иова (30,1–31) 3 . Иов клянется в своей невиновности (31,1–40) Б. Речи Елиуя (32,1 37,24) 1 . Елиуй обосновывает свое мнение (32,1–5) 2 . Первая речь Елиуя (32,6 33,33) 3 . Вторая речь Елиуя (34,1–37) 4 . Третья речь Елиуя (35,1–16) 5 . Четвертая речь Елиуя (36,1 37,24) В. Ответы Бога (38,1 42,6) 1 . Первое слово (38,1 40,2) 2 . Иов посрамлен (40,3–5) 3 . Второе слово (40,6 41,34) 4 . Раскаяние Иова (42,1–6) V. Эпилог (42,7–17) А. Господь осуждает друзей Иова (42,7–9) Б. Господь снова принимает и благословляет Иова (42,10–17) Глава 1 1 Уц. Вероятно, область к юго-востоку от Палестины, между Едомом и Евфратом. непорочен, справедлив и богобоязнен. Данное утверждение следует понимать не в том смысле, что Иов не имел грехов, но что он стремился к праведности. 1 семь тысяч мелкого скота... верблюдов ... волов... ослиц. В патриархальные времена богатство человека измерялось поголовьем домашнего скота (ср. Быт. 30,43 ). Упоминание о верблюдах свидетельствует, что Иов жил в регионе, прилегающем к пустыне Аравийского полуострова. всех сынов Востока. Потомков Авраама от наложниц, отправленных им на восток ( Быт. 25,6 ) и населявших Аравию и Месопотамию, которая называется «страною восточною» ( Быт. 29,1 ; Чис. 23,7 ). 1 каждый... в свой день. Семейство Иова живет в соответствии с установленным родовым порядком, подчиняясь нормам и правилам, исходящим, по всей видимости, от Иова как от главы, т.е. отца и правителя. 1 Когда круг пиршественных дней совершался. Празднества были связаны с календарным циклом и имели, по всей видимости, религиозный характер. Поскольку Иов в них не участвовал, эти празднества, очевидно, носили языческий характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

38 на день битвы и войны. Ср. Нав. 10,11 ; Ис. 28,2 . 38 связать узел Хима и разрешить узы Кесиль..? Художественные образы, подразумевающие силы, удерживающие небесные созвездия в неизменной гармонии. Глава 39 39:1–30 Фрагмент написан образным, поэтическим языком; основная мысль всеведение и забота Божий, простирающиеся на все Его творение. Глава 40 40:1–2 Эти заключительные слова первой речи необходимо сопоставить с ее началом (38,2). Они возвращают нас к высказываниям Иова, которые он сделал в моменты сомнений. Иов не подавлен, его состояние можно назвать глубоким смирением. 40:3–5 Иов забыл о навязчивой идее получить оправдание. Теперь его очередь говорить, но он молчит, осознавая теперь свое место перед Всемогущим. 4041,34 Господь начинает Свою вторую беседу (40,6.7). Он приводит для Иова новую цепь рассуждений о Божией справедливости. В первом слове Бог открыл Себя как Господина природы, здесь же как Владыку над человечеством. 40:8–14 Еще раз Господь указывает на Свои чудеса в творении и говорит Иову о двух гигантских созданиях, называемых бегемотом и левиафаном. Их сила является иллюстрацией власти Господа над могущественными силами зла, которой Иов не обладал (ст. 14). 40:9 В первом слове Бога Иов увидел Господа-Творца, здесь же он видит Господа-Избавителя. 40 бегемот. Приведенная здесь форма древнееврейского слова подразумевает «животное, не подходящее под сравнение». Этот и другие образы (особенно ст. 19) следует воспринимать как гиперболу. 40 левиафана. Это описание представляет собой поэтическое повторение предыдущего (ст. 10–19), т.е. оба животных ипостаси нечестия. В Библии они не мифологические твари, но, подобно левиафану в Ис. 27,1 и Пс. 74,14 , представляют злые силы небесного и земного миров (ср. Откр. 12,13 ). Глава 42 Господь говорит Иову (Книга Иова 42,1). 42:2 Иов раскрывает свое знание Бога. См. статью «Вездесущий и Всемогущий». 42 теперь же мои глаза видят Тебя. Иов не мог видеть Бога, Который разговаривал с ним из бури (38,1; 40,6), это выражение имеет более глубокий смысл. Иов знал Бога со слов других, теперь же он испытывает Его живое присутствие в своем сердце и познает Его как Избавителя, а превыше всего как Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В решении этого вопроса ученые прежде всего обращали внимание на время жизни самого Иова. В жизни Иова все видели признаки древнейшего, патриархального времени и строя жизни: Иов, за отсутствием определенного священнического класса, сам приносил жертвы за себя и детей своих (1:5); за отсутствием также определенных судей или царей народный суд производился старейшинами народными (29:7–25); древнейшая форма звездопоклонства – целовние руки (31:27); употребление древнейшей, относимой Пятокнижием к патриархальному времени, монеты «кеситы» ( Быт.33:19 = Иов.42:11 ); в прибавление к книге Иова, заимствованном в греческих списках Библии из какой-то сирской книги (и без сомнения под влиянием Быт.36:10–34 ), Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским ( Иов.42:17 ); авторитет нравоучения заключается у старцев и в их мудрых изречениях (4:12;5:27;8:8); необычайная продолжительность жизни Иова (около 200 лет). На основании этих признаков полагали, что и писатель книги Иова, касавшийся столь отдаленного времени, сам должен жить в древнейшее время. Подобно тому, как в кн. Бытия описал патриархальные времена Моисей, так он же вероятно описал их и в кн. Иова. Тем более это вероятно, что следы этого мнения сохранились в иудейском (Baba Batra 14, a) и в христианском предании ( Ориген , Златоуст, Ефрем Сирин , Мефодий, Полихроний, Иероним). Кроме того, есть сходство и в языке между книгой Иова и Пятокнижием, ибо некоторые еврейские слова употребляются только в этих книгах и более нигде: (33:9= Иов.42:11 ); (молва, слух – 4:12–26= Исх.32:25 ); (ощупывать – 5:14= Втор.28:29 ); (глотать – 39:24= Быт.24:17 ); также некоторые одинаковые выражения встречаются в обоих писаниях, например, «доколе дыхание Его во мне и дух Его в ноздрях моих» (27:3= Быт. 2:7 ), «умер Иов, насыщенный жизнью» (42:17), как умирали еврейские патриархи ( Быт.15:15;25:8;35:29 ). Моисею, 80 лет проведшему в аравийской пустыне (40 лет в пастушестве и 40 лет вождем Евреев), возможно было получить сведения о живших в Аравии Иове и его друзьях. Итак, утверждали Карпцовий, Ейхгорн, Ян, Бертольд, книга Иова, по времени своего происхождения, должно быть отнесена к числу древнейших библейских писаний и принадлежит Моисею. В русской богословской литературе это мнение высказывалось Еп. Агафангелом (в толковании на книгу Иова) и в Христианском чтении за 1833 год, 3т. (автор не назван).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   В решении этого вопроса ученые прежде всего обращали внимание на время жизни самого Иова. В жизни Иова все видели признаки древнейшего, патриархального, времени и строя жизни: Иов, за отсутствием определенного священнического класса, сам приносил жертвы за себя и детей своих (1:5); за отсутствием также определенных судей или царей народный суд производился старейшинами народными (29:7—25); древнейшая форма звездопоклонства — целование руки (31:27); употребление древнейшей, относимой Пятикнижием к патриархальному времени, монеты «кеситы» (Быт.33­­ Иов.42:11); в прибавлении к книге Иова, заимствованном в греческих списках Библии из какой-то сирской книги (и без сомнения под влиянием Быт.36:10—34), Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским (Иов.42:17); авторитет нравоучения заключается у старцев и в их мудрых изречениях (4:12; 5:27; 8:8); необычайная продолжительность жизни Иова (около 200 лет). На основании этих признаков полагали, что и писатель книги Иова, касавшийся столь отдаленного времени, сам должен жить в древнейшее время. Подобно тому как в книге Бытия описал патриархальные времена Моисей, так он же вероятно описал их и в книге Иова. Тем более это вероятно, что следы этого мнения сохранились и в иудейском (Baba Batra. 14а) и в христианском предании (Ориген, Златоуст, Ефрем Сирин, Мефодий, Полихроний, Иероним). Кроме того, есть сходство и в языке между книгой Иова и Пятикнижием, ибо некоторые еврейские слова употребляются только в этих книгах и более нигде: (33­­ Иов.42:11); (молва, слух — 4:12, 26 ­­ Исх.32:25); (ощупывать — 5­­ Втор.28:29); (глотать — 39­­ Быт.24:17). Также некоторые одинаковые выражения встречаются в обоих писаниях, например: «доколе дыхание Его во мне и Дух Его в ноздрях моих» (27­­ Быт.2:7), «умер Иов, насыщенный жизнью» (42:17), как умирали еврейские патриархи (Быт.15:15; 25:8; 35:29). Моисею, 80 лет проведшему в аравийской пустыне (40 лет в пастушестве и 40 лет вождем евреев), возможно было получить сведения о живших в Аравии Иове и его друзьях. Итак, утверждали Карпцовий, Ейхгорн, Ян, Бертольд, книга Иова, по времени своего происхождения, должна быть отнесена к числу древнейших библейских писаний и принадлежит Моисею. В русской богословской литературе это мнение высказывалось еп. Агафангелом (в толковании на книгу Иова) и в Христианском Чтении за 1833 г. 3 т. (автор не назван).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

В Пс.106речь идет совсем о другом. Псалмопевец говорит о людях, которые восстали против Бога и «страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои», в результате чего оказались на пороге смерти (стих 18). Тогда они воззвали к Богу, и Он спас их от безвременной кончины (стих 19). Здесь нет ни слова о физическом исцелении, гарантированном каждому, вне зависимости от обстоятельств. Терпение Иова Наконец, давайте обратимся к отрывку Иак.5:108 , на который часто ссылаются в рамках учения о вере и исцелении. Для начала посмотрим на то, что Иаков говорит о Иове, ветхозаветном праведнике, который, тем не менее, перенес много страданий. Постулат проповедников Веры, что человек, живущий верой, может «страдать», но не может болеть, разбивается о конкретный случай Иова, потому что болезнь составляла значительную часть его «страданий» (стихи 1011). Неудивительно, что в глазах многих проповедников Веры Иов является примером неверия. Однако Иаков не согласен с такой оценкой – для него Иов является примером терпения (стих 11), а терпение – признаком истинной веры (ср. Иак.1:34 ). Позвольте мне кратко пояснить, почему из книги Иова нельзя делать вывод, что Иов сам навлек на себя несчастья. После того, как Иов сказал: «Господь дал, Господь и взял» и «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» – мы читаем, что Иов во всем этом не согрешил устами своими ( Иов1:2122; 2:10 ). Таким образом, нет никаких оснований утверждать, что Иов навлек на себя страдания своим собственным «негативным исповеданием». Да в стихе 3Иов действительно говорит, что с ним произошло именно то, чего он боялся. Однако в тексте нет и намека на то, что причиной его страданий каким-то образом стал этот страх. Да, после того, как друзья Иова попытались понять причину его страданий, Иов действительно заговорил с излишней самоуверенностью и впоследствии даже раскаялся в своем высокомерии (40:35; 42:16). Однако потом Бог сказал друзьям Иова, что они говорили о Нем не так верно, как Иов (42:7). А поскольку друзья Иова как раз и настаивали на том, что он сам навлек на себя страдания своими грехами, ошибочность такого предположения очевидна.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

15:12–13 Елифаз, видя перемену, происходящую в Иове, не понимает ее причин и приписывает гордости. Глава 16 16 жалкие утешители. Букв.: «утешители горя» или «беды», иными словами, утешители, которые причиняют вред. 16 что побудило тебя так отвечать? Иов осознает, что страх и незнание Бог заставляют Елифаза «так отвечать». 16 Он изнурил меня. Ср. Пс. 50,1–19; 87,17; 146,3 . 16 Я был спокоен, но Он потряс меня. Если бы Господь не «потряс» Иова, он бы сидел в покое (12,5) и никогда глаза его не узрели бы Бога (42,5). 16:19 Генезис этого заявления прослеживается в 9,1.19.33. Глава 17 17:3 Если прежде Иов призывал друзей быть ему свидетелями перед Богом, то теперь его приоритеты сместились. 17 сердце их от разумения. Имеются в виду мысли друзей Иова. 17:9 См. ком. к 13,26. 17:12 В 11,17 Софар обещал Иову, что Господь сделает его жизнь «яснее полдня», если он отвратится от зла. Здесь же Иов пародирует слова Елифаза. Глава 18 18:1–21 Вилдад, обращаясь к Иову, повторяет свою прежнюю теорию о несчастной судьбе, ожидающей грешника (ср. 8,8–19). 18 к царю ужасов. Образ смерти. Хананеи представляли смерть в виде божества, одна губа которого касается земли, а другая небес, так что миновать его не может ни одно существо. Глава 19 19:1–29 Иов проводит черту между тем, что он готов принять от Бога (2,10), и тем, чего не принимает от людей (ст. 4–6; 28). 19:6 Иов опять подчеркивает, что готов отвечать перед Тем, Кто «ниспроверг» его, но не перед людьми, на которых также есть суд (ст. 29). 19:8–20 Разъяснение к сказанному в ст. 6. 19 А я знаю, Искупитель мой жив. Слово Искупитель (евр.: гоэль) можно перевести как «поборник», «мститель», «гарант», «защитник» или «родственник-избвитель». Под Искупителем Иов подразумевает Посредника между собой и Богом. Ср. Ин. 11,24 . последний день. Эти слова не обязательно должны означать «конец времен», они могут быть переведены как «потом, впоследствии». В этом случае Иов имеет в виду конец собственной жизни и не знает, когда получит защиту, но ожидает ее в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А с пришедшею мыслью о премудрости не тотчас можно расстаться. Ибо не знаю, найдётся ли человек, который бы (если только не совсем утратил человеческие способности), встретясь с премудростью, не пожелал хотя что-нибудь у неё заимствовать. Желаю и я теперь взять хотя небольшой урок премудрости. И поскольку едва удостаиваю себя не более, как в ученики её: то беру на сей раз в учители праведного Иова. Кажется, это достойный учитель премудрости. Он выдержал для сей степени строгое испытание, с совершенным успехом. Три состязателя: Елифаз, Валдад, Сафар, семь дней и семь ночей в молчании провели при нём, собираясь с мыслями; потом каждый из них неоднократно вступал с ним в спор, а по них ещё и четвёртый состязатель Елиус: и все они каждый раз получали от Иова сильный отпор. Наконец Верховный Непогрешительный Судия объявил о сем состязании решительный приговор: не глаголасте предо Мною ничтоже истинно, якоже раб Мой Иов ( Иов.42:7 ). Правда, когда сей Верховный Судия продолжил испытание непосредственно сам, и вошёл с Иовом в состязание сквозе бурю и облики ( Иов.38:1 ): тогда мудрость Иова изнемогла, и он признался в своей неспособности далее выдерживать испытание, и даже в своей ничтожности: почто ещё аз прюся, наказуем и обличаем от Господа, слышай таковая, ничтоже сый? Аз же кий ответ дам к сим? Руку положу на устех моих ( Иов.39:34 ). Но видно, и в признании своей немощи и ничтожности есть некоторая мудрость: потому что Господь не осудил Иова за сие признание, а наградил; и тем кончил и другое, ещё более трудное испытание Иова, в котором адское зломудрие возражало пришив его мудрости не словами, но жесточайшими бедами: даде Господь сугубая, елика бяху прежде Иову во усугубление ( Иов.42:10 ). Итак, вы согласитесь со мною взять Иова в учители премудрости. Будьте же внимательны к уроку, который он нам преподаёт. Вот он ищет премудрости: премудрость откуду обретеся? и кое место есть ведения? И не находит её в человеке. Не весть человек пути ея, ниже обретеся в человецех ( Иов.28:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010