Вечный полдень – свет спасенья – Всей вселенной день один. Слава Господу во веки, Слава Богу вдохновенья, Слава Троице. Аминь. Примечания, со ссылками на церковно-славянском языке. Христос воскресе – слово из пасхальных богослужебных песнопений и приветствие православных христиан на Пасху, от дня Воскресения Христа, от Пасхи, все сорок праздничных дней, до Его Вознесения. Божий Дух – Дух Божий – Дух – в священном Писании упоминается: как Дух Святый, второе лице Пресвятой Троицы, и, реже, как Ангел Божий. Быт. 1, 2: Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и дух божий ношашеся верху воды. Быт. 41, 38: И рече фараон всем рабом своим: еда обрящем человека сицеваго, иже имать духа божия в себе? Иов. 33, 4: дух божий сотворивый мя, дыхание же вседержителево поучающее мя. 2 коринф. 5, 5: Сотворивый же нас в сие истое бог, иже и даде нам обручение духа. Евр. 2, 4: сосвидетелствующу богу знаменьми же и чудесы, и различными силами, и духа святаго разделеньми, по своей ему воли. Здесь, в послании к евреям апостола Павла, говорится о дарах духовных, дарах Духа Святаго, о знамениях и чудесах от Бога, о явлении сил различных, в тех, кто пребывает в благодати Духа Святаго, и о разделениях даров духовных по Его воле, ибо дары духовные даются верующим многоразличные, на все потребы духовной жизни. Хлада глас – слово из Библии, на церковно-славянском языке, о малозаметном признаке явления Господа: 3 царств. 19, 12: и по трусе огнь, и не во огни господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо господь. Слава Божия – упоминается в Библии не единожды: Притч. 25, 2 (церковн.-славянск.): Слава божия крыет слово, слава же царева почитает повеления его. Апокалипс. 21, 23: И град [небесный] не требуя солнца и луны, да светят в нем, слава бо божия просвети его, и светилник его агнец. С нами Бог – слово из православного богослужения: Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко съ нами Богъ (Ис. 6, 9-10; церк.-слав.). С нами Бог – это слово означает также имя Господа Иисуса Христа, имя Его чудесного явления, в пророчестве Исаии пророка: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Матф. 1, 23).

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/21/...

Глава X Состояние нравов людей допотопного мира. Каинитское безбожие, натурализм и развитие «исполинства». Сифиты в каинитстве. Праведный Ной, место его поселения и его семейство. Духовно-нравственная личность Ноя. Суд Божий над допотопным миром. Третье Лице Святой Троицы – Дух Божий в отношении к миру и в особенности к человеку. Тайна бытия мира и человека в Боге. Мир видимый в его бытии и зиждительство Духа Божия в нем; человек и духовно-нравственная индивидуальная ответность его Богу в Духе Божием. Тезис и антитезис в духовно-нравственной жизни человека. Выводы о допотопном мире. Точнейшее определение тайны суда Божия о людях: гнев Божий, «раскаяние» Божие о людях и совершающийся суд Божий. Состояние нравов поколения людей допотопного мира Св. Писание характеризует весьма определенно, изображая нравственную атмосферу хотя в общих, однако таких чертах, которые сами по себе содержат указания на все частные обнаружения воли и поведения человека, а равно свидетельствуют о его миросозерцании. «Не вечно Духу Моему , – говорит Господь о допотопном мире, – быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет... И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» ( Быт.6:3–5,12–13 ). Таково свидетельство Св. Писания о нравственном состоянии людей допотопного мира. Спаситель, говоря о последних днях мира и о времени второго Своего пришествия, нравственное состояние человеческого рода допотопного мира уподобляет нравственному состоянию людей последних дней существования человеков на земле и дополняет картину состояния нравов допотопного мира следующими знаменательными словами: люди «во дни пред потопом , – говорит Иисус Христос, – ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех» ( Мф.24:38–39 ; Лк.17:27 ). Присоединяя к этому свидетельству указание книги Иова о преждевременно истребленных водою, которые «говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель»? ( Иов.22:16–17 ), мы имеем чудовищную картину нравственного растления человеческого рода в допотопном мире. Зло сделалось не частным только падением человека в отдельных случаях, не обольщением слабой воли и не отдельным увлечением страсти, а стихийным воплощением жизни, и поведение человека сделалось сплошным пороком и беззаконием, до некоторой степени нормальным порядком образа жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) 40 библейских портретов Книга «40 библейских портретов» рассказывает о людях, героях Библии: кем они были, как жили, чему учили своих современников и учат нас, потомков. Мир, который открывает перед нами автор многое объясняет в поступках и словах героев, кажущихся нам странными, а порой и жестокими. Книга написана живым современным языком, с отсылками к нашему времени и нашим реалиям. Содержание От автора 1. Адам и Ева: в начале 2. Ной: человечество как единая семья 3. Авраам и Сарра: путь призванных 4. Исаак: продолжение странствий 5. Иаков – праведник, боровшийся с Богом 6. Иосиф – проданный брат 7. Моисей – посредник меж Богом и народом 8. Иисус Навин – воин во имя Господа 9. Судьи: череда харизматических вождей 10. Самуил и Саул: последний судья и первый царь 11. Давид – царь перед Богом 12. Соломон: золотой век Израиля 13. Цари двух царств: Иерусалим и Самария 14. Илия – молниеносный пророк 15. Амос, Осия, Михей, Софония: пророки предупреждения 16. Исаия – пророк с большой буквы 17. Иоиль, Аввакум, Наум, Иона: пророки разрушения 18. Иеремия – печальный пророк 19. Иезекииль – пророк надежды 20. Даниил – пророк изгнания 21. Эсфирь – царица из народа 22. Аггей, Захария, Авдий, Малахия: пророки возвращения 23. Эзра и Неемия: новое начало 24. Маккавеи – первые антиглобалисты 25. Иов: проклятые вопросы 26. Матфеи – мытарь и евангелист 27. Марк – робкий юноша и смелый апостол 28. Лука – врач, художник, повествователь 29. Иоанн – любимый ученик 30. Иоанн Креститель: на шаг впереди Христа 31. Дева Мария и плотник Иосиф: семья Иисуса 32. Двенадцать апостолов: ближний круг 33. Петр – первый из двенадцати 34. Двенадцать апостолов: остальные имена 35. Ироды, цари Иудеи 36. Каиафа и Анна: священники при Храме 37. Иуда Искариот и Понтий Пилат: сделавшие свой выбор 38. Никодим, Иосиф, Гамалиил – фарисеи за Иисуса 39. Павел, посол и узник Христа 40. Первые христиане: у истоков Церкви

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Мгарский Спасо Преображенский, от Лубен в 5 верстах, основан епископом Исаией Копинским в исх. 1624 г.; архимандрия с 1744. Ныне второклассный. [V, 23.] Игумены Иов , из Гусинского, 1628 и 29. Феодосий перев. из Густинского 1629; † 1635. Каллистрат , 1636–1638. Иоанн , в февр. (sic) 1646. Каллистрат , 1649, 60. Виктор Загоровский , в мае, авг., сент. 1658, 1663, 1 июля 1672. Каллист Балицкий , 12 июня 1668. Макарий Засенович , 1684. Ипатий (Игнатий) Горбачевский , 1687, 1689, 1690–1700. Филарет , 1712. Алексий , 1716. Алексий Петрик , 24 июля 1722. Киево-Златоверхо-Михайловский. Иларион Рогалевский 26 окт. 1728 перев. в Донской. Тимофей Щербацкий прибыл 1737 и в том же году перев. в Выдубицкий. Иоасаф Горленко определён 1737–1743; архим. 1744; с 25 апр. 1745 в Троицкой Сергиевой Лавре наместник, а 2 июня 1748 епископ Курский. Архимандриты Варлаам Тенсинский 1757 перев. из Киево-Михайловского. Лука , 1764–69. Паисий Яновский , 1769–1777. Варлаам Гловацкий , из Андрониева, 1777 и 78. Иосиф , 1779 и 80. Дамаскин , 1781–96. Виктор Прокопович-Антонский 14 авг. 1799 перев. из Иосифова, а 1800 – в Московский Богоявленский. Досифей ( Феодосий ; Ист. Иер., III, 355.) 6 февр. 1804 перев. в Бизюков. Иосиф Ильицкий ( Ильинский ) 6 февр. 1804 перев. из Вяжицкого; до 1813; † … Ириней , 1813–16. Кирилл Богословский-Платонов , ректор Полтавской семинарии, производен 29 июня 1817; 7 мая 1819 перев. в Новоспасский. Виталий , 1819–26. Мелетий Носков , из Острожского, 1827–38. перев. в Свияжский Богородичный. Мефодий , бывший архиепископ Псковский, управлял 1834–41; † 1844 … Афанасий , 1838–45. После мнтрём управляли местные архиереи. 2 Ладинский Покровский, в Прилуцком уезде, основан епископом Исаией Копинским после 1620 г.; ныне 3-го класса. [V, 2.] Игуменьи Александра Копинская , первая, с 1619; † после 1633. Елисавета Летинская , до 1639, потом основала Алатырский мнтрь. Серафима Зебровская , 1656–59. Александра , 1765–74. Елена Алишовская , 1775–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прав. Лазарь. Икона. XVI в. (ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр) Он жил в Вифании вместе с сестрами Марфой и Марией (Ин 11. 1). О пребывании Господа в их доме говорится и в др. Евангелиях, но без упоминания Л. (Мф 26. 6; Лк 10. 38-42). Когда Л. заболел, сестры послали известить об этом Иисуса. Получив эту весть, Спаситель не сразу отправился в Вифанию, сказав, что «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Божий» (Ин 11. 4). Спустя 2 дня, несмотря на предостережение учеников об угрожающей Ему опасности со стороны иудеев, Господь зовет их пойти с Ним к умершему: «...друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11. 11; ср.: Мк 5. 39). Ученики понимают выражение «уснул» буквально - как указание на болезнь Л., не понимая метафору сна как смерти. Ап. Фома говорит остальным спутникам: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11. 7-16). Навстречу пришедшему Господу поспешила скорбящая Марфа, к-рая уже верила, согласно представлениям того времени (ср.: Иов 19. 25; Иез 37. 1-14), что ее брат Л. будет участвовать в воскресении мертвых в последний день (Ин 11. 24), но не имела откровения о власти Христа как Сына Божия над смертью. Когда Господь пришел, Л. находился уже 4-й день во гробе, т. е. его тело уже должно было начать разлагаться (Ин 11. 17, 39), тем самым евангелист подчеркивает реальность смерти Л.; согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом 3 дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить ( Beasley-Murray. 1987. P. 189; Edwards. 2004. P. 116). Прежде чем вернуть умершего к жизни, Господь провозглашает дерзновенную весть: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11. 25), к-рую первой исповедает Марфа (Ин 11. 27). Мария подошла к Иисусу в слезах и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11. 32). Видя всех родных и близких плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился (Ин 11. 33-35). Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, совершив благодарственную молитву к Отцу, громко возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин 11. 43). Когда у входа в пещеру показался Л., закутанный в погребальные пелены, Христос обратился к стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Ин 11. 44). Многие из присутствующих иудеев, став свидетелями чуда, поверили в Иисуса Христа (Ин 11. 45).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Псалом 134 Израиль, народ избранный Богом, должен хвалить Его, как Владыку мира и Высшего над народами, царями и богами. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–5. Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко Благ Господь: пойте имени Его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе: яко Аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Величие дел Божиих приводит псалмопевца в восторг, и он призывает народ хвалить имя Господне. – «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни», – люди благочестивые все должны прославлять свойства и совершенства Божии, открывающиеся в делах Божиих: особенно должны поставлять Его все стоящие во храме и во дворах дома Божия, – и левиты в своих священных хвалебных псалмах, и весь народ, предстоящий здесь, и размещавшийся обыкновенно в двух дворах храма. – Все должны хвалить Господа, ибо Он благ – ко всем верным рабам своим. – Хвала эта должна выражаться в пении, как выражается обыкновенно всякое возвышенное настроение, особенно сильное чувство радости: так должно хвалить – воспевать имя Господне, яко добро, – ибо оно прекрасно, потому что такое пение не только услаждает душу молящегося, но, при своей искренности, может даже как-бы заменять ему его жертву. – Все должны воспевать – прославлять имя Господа, ибо Он избрал потомство патриарха Иакова, народ Израильский, своим народом, соделав его своею особенно дорогою собственностью. – Призывая всех к похвалению имени Господня, псалмопевец открывает и причину, почему именно он призывает к этому: «ибо я познал, говорит псалмопевец, что велик Господь и Он, Владыка, превыше всех богов (ст. 15–18). 6–7. Вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеса и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих. Господь Велик (ст. 5), ибо Его могущество и воля не ограничены во всех делах Его. – «Господь творит все, что восхочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах – на глубинах всех морей и во всех пропастях земных. – Так, Он возводить облака из-за последних – крайних пределов земли. Он творит молнии при дожде, – так непостижимым образом Он сочетавает огонь и воду... Он изводить ветры из сокровищ или хранилищ своих, – с вершин и глубоких ущелий горных или подземных пещер, существующих от начала мира (ср. Иер.10:13; 14:22 ; Иов.38:22 и сл.) 22 . Так сильные ветры и грозовые облака служат Богу, как бы конями и колесницами, и под небом и на море. – (Ср. Пс.17:8–14 ; Ис.19 ; Авв.3:8,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Толкование Надписание книги пр. Иоиля (1. 1.) Книга пр. Иоиля начинается надписанием: „Слово Господне, еже бысть ко сыну Вауилеву“ (с евр.: „слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Петуэля“). Отрицать происхождение этой надписи от самого пророка нет никаких оснований; напротив, ее простота и краткость ясно указывают на ее достоверность и подлинность. Слово Господне: Иоиль смотрит на свое пророчество как на Божественное ему откровение; так должен был смотреть и народ, к которому было обращено это пророчество. Оно не было поэтическим творением самого Иоиля, но было вдохновлено в него Духом Божиим, было „словом Иеговы“; пророк являлся только провозвестником воли Божественной и истолкователем ее. Слово, евр. здесь употреблено в смысле „слово Божественного Откровения“, бывшего пр. Иоилю. Так, употребляется и в других местах Библии , как в соединении со словом ( 1Пар.28:8 ; Иер.1:4, 11, 2:1, 13:8 ; Иез.3:16, 6:1, 7:1, 11:14 ; Ос.1:1 ; Ион.1:1 ; Мих.1:1 ; Соф.1:1 ; Агг.1:1 ; Зах.1:9, 10 ; Мал.1:1 ), так и без такого соединения ( Иов.4:12 ; Ам.1:1 и др.). Еже бысть ко . Имя „Иоиль“ понимают различно. Одни думают, что оно означает „крепость Господня“ 38 , т. е. сложено из и , сила. Но это едва ли верно, потому что, хотя и означает „сила“, но в именах собственных, обыкновенно, имеет значение „Бог“, напр., , „богоборец“ ( Быт.32:29 ); , „услышанный Богом“ ( 1Цар.1:20 ); „кто, как Бог“ ( Дан.10:13 ) и пр. Иные дают слову значение: αϑαρετος σχς „добровольная сила“ 39 ; но и это несправедливо, потому что непонятно, как в слове может соответствовать греческому αϑαρερος. Неудачно также объясняют как Κυρου γαπητς (см. Вюнше. S. 68), так как греческое γαπητς ничему не может соответствовать в еврейском . Бл. Иероним (р. 77) говорит: „Иоиль у нас означает „incipiens“ или „est Deus“; т. е. слово он или считает происходящим от imperf. jussiv., формы гиф. глагола – , , что и будет означать „да начнет“ 40 ; или принимает это слово за сложенное из и , „Иегова-Бог“. Из этих двух объяснений Иеронима должно отдать предпочтение последнему, потому что вероятнее, что часто встречающееся в Библии и, следовательно, любимое древними евреями имя было сложено из двух имен Божиих, нежели имело неясное значение – „начинающий“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Глава 38 Первая речь Господа. 1–3. Введение. 4–41. Премудрость Божия в явлениях мира физического. Иов.38:1 .  [Когда Елиуй перестал говорить,] Господь отвечал Иову из бури и сказал: Неоднократно высказываемое Иовом желание судиться с Богом (см. Иов 36.20 ), настойчиво заявленное требование, чтобы ему отвечал сам Господь ( Иов 31.35 ), наконец, осуществляется. Господь отвечает из бури, т. е. обычным образом, указывающим на Его величие и силу. Но если Иов не мог ничего ответить Елиую, то что же скажет он теперь Господу? Иов.38:2 .  кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Величие отвечающего сказывается в вопросе: «кто сей омрачающий Провидение?» Отношение Бога к миру и Иову – полный разумности план (евр. «еца»; синодальное «Провидение»), а неразумным человеком они представляются в виде жестокого, лишенного истинной мудрости произвола ( Иов 9.1, 41.14 и д.). Иов.38:3 .  Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: Дерзнувший так судить о Боге Иов должен собрать силы, приготовиться к борьбе ( «препояшь чресла», ср Иов 12.21 ). И так как правда на стороне Бога, то он выступит в качестве ответчика, а Бог займет положение обвинителя. Суд произойдет в желательном для Иова порядке ( Иов 13.22 ). Иов.38:4–38 . Вера Иова в Божественное Правосудие колебалась, между прочим, мыслью о жестоком, переходящем в произвол отношении Бога к людям. Поэтому Господь рядом вопросов об явлениях мира физического и хочет сказать ему, что даже и видимая природа представляет отражение не разрушающих премудрости и всемогущества, а устрояющих, вносящих повсюду гармонию и порядок. Произвола нет и потому, между прочим, что некоторые физические явления служат целям высшего нравственного миропорядка. Иов.38:4 .  где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Иов.38:5 .  Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? Иов.38:6 .  На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, Иов.38:7 .  при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Е.А. Авдеенко Кафизма XVI Псалом 109 Христос относил к Себе как Богу и Мессии ( Мф.22:41 сл). Пс.109:1             Давида псалом.                         Сказал Господь Владыке 536 моему… Бог «Господь» (Яхве) говорит «Владыке» (Адон) – Богу-Мессии, Который был Владыкой (LXX: Господом) Давида 537 . Слова Псалма 109 стали решительным аргументом в полемике Иисуса с иудеями. «Когда собрались фарисеи, Иисус спросил их, говоря: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?» Говорят Ему: «Давидов». Говорит им: «как же Давид, в Духе, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф.22:41–46 ). Пс.109:1             Сказал Господь Владыке моему:                         седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих                         в подножие ног Твоих. «Седи» – воссядь на престоле (ср.: «сидеть на престоле царства своего»; Втор.17:18 ); также: пребывать («сидящий в небесах»; Пс.2:4 ). «Одесную Меня» – справа от Меня. Сидение с правой стороны, как место самое почетное, требует понимание в символике сторон света. Ощущение ветхозаветного человека относительно сторон света носило ярко выраженный символический характер: восток – направление вперед, запад – назад, север – налево, юг – направо. В Ветхом Завете север – направление, которые держат сторонники Божии, юг – сторона противников Божиих. В этой системе координат правая сторона (юг) – угрожает. Поэтому обвинитель на суде стоял с правой стороны от обвиняемого; у пророка Захарии (3:1) диавол стоит одесную; в Книге Иова ( Иов.39:30 ) Орел, птица, символизирующая крайнюю степень осознанного богоборчества, смотрит (ориентирован) на юг (на правую сторону); мучители Иова встали справа от него ( Иов.30:12 ). Напротив, от севера – левая сторона – приходит слава Божья ( Иов.37:22 ), приходит Дух от Бога ( Иез.1:4 ) 538 . От севера ожидается сгущение облачной влаги в снег и иней – образ воплощения Мессии ( Иов.38:22–24 ); поэтому «Север» – такая сторона света, которая не соотносится ни к какой другой стороной, они просто не мыслятся в той же плоскости: «Бог простирает Север над пустотою» (LXX: «ни на что»; Иов.26:7 ) 539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Глава 32. Речь Елиуса (1-я). Младший из друзей Иова, Елиус, чувствуя сильное внутреннее одушевление, решается продолжать беседу с Иовом после того, как старшие его друзья совершению замолчали. Цель речей Елиуса – дать беспристрастный ответ на речи Иова Ст. 1. И умолча Иов словесы, умолчаша же и трие друзи его ктому пререковати (противоречить) Иову, бе бо Иов праведен пред ними. В продолжение беседы с друзьями страдалец Иов высказал им все: открыл пред ними свое глубоко – скорбное душевное состояние, выразил степень страданий, исповедал величие силы и воли Бога Всемогущего, доказал, как неисповедима судьба людей на земле, высказал высокую надежду на будущего Искупителя, показал несравненное достоинство премудрости Божией, наконец, добросовестно исповедал пред друзьями, как он жил и что делал и свою исповедь запечатлел сильной клятвой. После этого Иову не оставалось что сказать и он замолчал, хотя про себя продолжал еще размышлять и грустить (гл. 38, ст. 2). И друзья Иова, издавна зная его благочестивым, честным и мудрым и теперь не найдя ничего предосудительного в его поведении или неосновательного в словах, наконец, выслушав предсмертную исповедь страдальца, запечатленную столь сильной клятвой, не решались продолжать обличительных и увещательных речей и все замолчали, признав, что суждения Иова основательны, совесть чиста, жизнь добродетельна, а причина его бедствий и страданий непостижима. Ст. 2–3. Разгневася же (рус. пер. воспылал гневом) Елиус сын, Варахиилев Вузитянин, от ужичества Арамска (рус. пер. из племени Рамова) Авситидийския страны, разгневася же на Иова зело, занеже (за то, что) нарече себе праведна пред Богом, и на триех же другов разгневася зело, яко не возмогоша отвещати противу Иову, и судиша его быти нечестива. После того, как три старшие друга решили прекратить спорную беседу с Иовом, выступает четвертый, младший из собеседников – Елиус. По происхождению он был сын Варахиила, происходившего из племени Рама, происшедшего от Вуза, который был вторым сыном Нахора, брата Авраама (Быт, 22:21). Племя Рама (или, может быть, Арама) было родственно племени Уца и, вероятно, жило с тем в близком соседстве ( Быт. 10:23 ). Елиус не называется другом Иова, но несомненно он был хорошо знаком с ним и проникнут глубоким чувством благожелания, как видно, он был в близком общении и с почтеннейшими друзьями Иова, может быть – при его посредстве.. – Поводом для Елиуса продолжать беседу с Иовом было последнее убеждение старших собеседников, что «Иов был прав». Чем тверже оставалось это убеждение друзей, тем сильнее было возбуждение Елиуса говорить против Иова: друзья были убеждены в правдивости речей Иова так, что уже ничего не могли говорить против, а Елиус этим был возбужден так, что не мог долее молчать...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010