Наоборот, Иов, по замечанию свт. Иоанна Златоустог о, «не видел причины своих страданий, — и эта неизвестность терзала его ужаснее, нежели черви» 10 . Друзья пытаются указать Иову на всеобщее поражение грехом человеческой природы, а, значит, греховность каждого человека. Например, Елифаз Феманитянин говорит ему: «человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли» ( Иов.4:17–19 ). Иов не отрицает мысли о всеобщей греховности: «как оправдается человек пред Богом?» — риторически восклицает он ( Иов. 9:3 ). Но он переходит в своих размышлениях далее — к пониманию того, что эта греховность по-разному проявляется у каждого человека в конкретных поступках. И у него, Иова, нет такой меры грехов, чтобы за них терпеть столь страшное наказание от Бога. «Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, — спрашивает Иов, обращаясь к Богу, но фактически подразумевая ход мыслей своих друзей, и далее прямо говорит, — хотя знаешь, что я не беззаконник» ( Иов. 10:6–7 ). Дальнейшее повествования книги Иова показывает, что он был прав, поскольку страдания были попущены не за его грехи, а чтобы явить его долготерпение ( Иак. 5:11 ). Таким образом, по учению книги Иова человек должен раскаиваться пред Богом не в потенциальной возможности грешить, а в своих конкретных делах, противных воле Божией 11 . д) учение о внутреннем покаянии в 50м псалме Одним из наиболее ярких текстов Священного Писания, выражающим учение о покаянии, является 50й псалом, написанный Давидом после известной истории его согрешения с Вирсавией ( 2Цар.11–12 ). Это произведение замечательно не только тем, что, войдя в литургическую практику православной Церкви оно является хорошо знакомым каждому верующему, но и тем, что в нем достаточно полно представлены практически все этапы покаянного процесса, изложенные в начале данного доклада как сумма библейского учения по данному вопросу.

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

За все благодарите (1 Фес. 5:18) — это всеобъемлющая заповедь. Благоденствует ли кто или отчаивается, скорбит ли, радуется ли — должен благодарить, словно великий Иов. Ибо тот, потеряв все ему принадлежавшее, а к тому же и десятеричное гнездо чад (Иов. 1:2), когда они были несчастным образом погребены под обрушившимся зданием во время пира, он, благодарив, говорил:Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1:21). И не только это, но и, на гноище сидя в гнили с червями и слыша от супруги своей: похули Бога и умри (Иов. 2:9), [Col. 1800]заставлял ее замолчать и говорил: для чего ты говоришь как одна из безумных жен: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2:10). И так познается истинно благодарный, который и в величайших несчастьях воздает благодарение Господу. Признак же неблагодарного — недовольство в скорбях, ропот, мучение, самооправдание и тому подобное. Стойкий и твердый в скорбях Давид, видя, что умерло дитя его, встал с земли, поклонился Господу и в другой раз сказал: кто есмь аз, Господи Боже мой… яко возлюбил мя еси? (1 Пар. 17:16). И еще, воспевая, говорил: Вся кости моя рекут: Господи, Гос поди, кто подобен Тебе, избавляй нища из руки крепльших Его? (Пс. 34:10). И еще: яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе?(Пс. 70:19); удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси (Пс. 72:23), сего радивознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века (Пс. 144:1), яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение (Пс. 117:21), яко от всякия печали избавил мя еси (Пс. 53:9), помянух Тя, Владыко, и возвеселихся (Пс. 76:4). И:Благословен Бог, иже не остави молитву мою и милость Свою от мене (Пс. 65:20). Говорит же и Исаия: Благословен еси, Господи, яко разгневался еси на мя… и помиловал мя еси (Ис. 12:1). И Захария: Аще что благо — Его, и аще что добро — Его (Зах. 9:17). И Павел: И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца(Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Трое друзей Иова, Елифаз, Вилдад и Софар, узнав о постигших его бедствиях, приходят, чтобы поддержать его, но, будучи не в силах сказать что-либо своему другу в утешение, 7 дней проводят в молчании (2. 11-13). Диалоги Иова с друзьями (Иов 3-37). I. Плач Иова (Иов 3). Праведник проклинает день своего рождения, говоря, что ему было бы лучше быть среди умерших, чем терпеть постигшие его страдания (3. 1-19; ср. также: Иер 20. 14-18). II. Первый цикл диалогов (главы 4-14) начинается речью Елифаза, к-рый пытается поддержать Иова: богобоязненность и непорочная жизнь Иова должны стать основой его упования (4. 1-6), «...погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы?» (4. 7). Елифаз сообщает Иову о своем ночном видении, когда «дух» вопрошал его: «Человек праведнее ли Бога?..», Бог даже «слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» (4. 17-18); тем более это относится к человеку в силу его несовершенства и кратковременности земной жизни (4. 19-21). Елифаз советует другу обратиться к Богу и предать «дело... Богу» (5. 8). Указывая на всемогущество и справедливость Бога (5. 9-16), Елифаз поучает Иова, как должно переносить несчастье: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны, и Сам обвязывает их...» (5. 17-18; ср.: Притч 3. 11-12). В ответной речи страдающий Иов напоминает Елифазу о человеческой немощи: «Что за сила у меня, чтобы надеяться мне?.. Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя?» (6. 11-12). Он упрекает друга, что тот не сострадает ему. Иов сравнивает друзей с потоками воды, которые исчезают в жаркой пустыне: «Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались» (6. 21). Друзья испугались, ибо увидели страдание праведника, и это не соответствует их представлению о Боге как о Воздаятеле. В положении Иова, по его словам, лучше смерть, чем продление мучений (7. 15). Обращаясь к Богу, он с горькой иронией замечает: «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое...» (7. 17; ср.: Пс 8). Иов недоумевает: если он согрешил, то почему Бог не простит его? (7. 21).

http://pravenc.ru/text/578206.html

Что же касается того, что благочестивые терпят в этой жизни бедствия и несчастья, то это прежде всего не должно смущать их, не должно возбуждать в них сомнения в правосудии Бога. Благочестивые, терпя бедствия и несчастья, не должны думать, что они терпят эти беды и несчастья совершенно невинно, так как нет ни одного человека, который был бы совершенно свободен от греха. «Как человеку быть правым пред Богом, говорит один из друзей Иова, и ка быть чистым рожденному женщиной? Вот даже луна, и та не светла, и звезды нечисты пред очами Его. Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль» ( Иов. 25:4–6 . Ср. 4:17–19). «Не входи в суд с рабом Твоим, восклицает Псалмопевец, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» ( Пс. 142:2 ). «Если говорим, что не имеем греха, – говорит апостол Иоанн Богослов, – обманываем самих себя и истины нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ). Если так, то и благочестивый человек, когда его постигают бедствия и нечестия, не должен думать, что он терпит эти бедствия и несчастья совершенно безвинно, так как он не безгрешен пред Богом. Устранив сомнения в справедливости Бога, которое может возникнуть в благочестивых людях в том случае, когда их постигают бедствия и несчастья, мы должны признать, что эти бедствия и несчастья посылаются Богом на благочестивых людей с нравственной целью, именно для того, чтобы испытать твердость их веры и искренность их благочестия и возвести их на высшую степень нравственного совершенства. «Вот, Я расплавил тебя, – говорит Господь израильскому народу чрез пророка Исайю, – испытал тебя в горниле страдания» ( Ис. 48:10 ). Что действительно Бог посылает на благочестивых людей бедствия и несчастия с целью испытания твердости их веры и искренности их благочестия, особенно ясно это видно из книги Иова, где раскрывается, что Иов подвергся различного рода бедствиям и несчастиям для испытания твердости его веры и искренности его благочестия ( Иов. 1:6–22, 2:1–10 ). Когда же Иов выдержал посланное ему испытание, то он получил от Бога сугубое вознаграждение ( Иов. 42:10–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

— Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами своими? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь терзать меня! Жалкие утешители! — будет ли конец ветреным словам вашим? (Иов.19:2–3; ср. 16:2). Иов разъяснял своим друзьям и уверял их, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей, непостижимой для человека, воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Друзья Иова, полагавшие, что и Бог поступает с людьми по тем же законам возмездия, по которым произносит Свой суд и человеческое правосудие, не убеждались его оправдательными словами, хотя и прекратили свои обличения, направленные против него и перестали отвечать на слова его (Иов.32:1–15). В это время принял горячее участие в общем разговоре молодой летами некто Елиуй, сын Варахиилов, из племени Рамова, вузитянин; с пламенным дерзновением он ополчился на почтенного возрастом страдальца «за то, что тот оправдывал себя, свою невинность, больше, нежели Бога» (Иов.32:2 и дал.). Воздавая Создателю справедливость, недоступную человеку, и этот собеседник усматривал причину страданий Иова в его порочности, хотя бы и не заметной для взоров людских. — Бог могуществен и не презирает сердца сильного крепостью. Он не поддерживает нечестивых и не отвращает очей Своих от праведников; но ты, — говорил Елиуй Иову, — ты преисполнен суждениями нечестивых, ибо, по твоему суждению, наказание, посланное тебе от Бога, незаслуженно, «но ведь суждения и осуждение близки», так близко соприкасаются между тобою (Иов.36:5–17). Наконец страдалец обратился с молитвою к Богу, чтобы Он Сам засвидетельствовал о его невинности. Действительно Бог явился Иову в бурном вихре и укорил его за намерение требовать отчета в делах мироправления. Вседержитель указал Иову, что для человека весьма много непостижимого в явлениях и творениях даже одной видимой, окружающей его природы; а после этого — желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснять, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, — такое желание представляет собою уже дерзкую самонадеянность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Друзья пытаются указать Иову на всеобщее поражение грехом человеческой природы, а значит, греховность каждого человека. Например, Елифаз Феманитянин говорит ему: «Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли» ( Иов. 4:17–19 ). Иов не отрицает мысли о всеобщей греховности: «Как оправдается человек пред Богом?» – риторически восклицает он ( Иов. 9:3 ). Но он переходит в своих размышлениях далее – к пониманию того, что эта греховность по-разному проявляется у каждого человека в конкретных поступках. И у него, Иова, нет такой меры грехов, чтобы за них терпеть столь страшное наказание от Бога. «Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, – спрашивает Иов, обращаясь к Богу, но фактически отвечая своим друзьям, и прямо говорит: – хотя знаешь, что я не беззаконник» ( Иов. 10:6–7 ). Дальнейшее повествование Книги Иова показывает, что он был прав, поскольку страдания были попущены не за его грехи, а чтобы явить его долготерпение ( Иак. 5:11 ). Таким образом, по учению Книги Иова, человек должен раскаиваться пред Богом не в потенциальной возможности грешить, а в конкретных делах, противных воле Божией 239 . Учение о внутреннем покаянии в 50-м псалме Одним из наиболее ярких текстов Священного Писания, выражающим учение о покаянии, является 50-й псалом, написанный раскаивающимся в своих грехах царем Давидом ( 2Цар. 11–12 ). Это произведение замечательно не только тем, что, войдя в литургическую практику православной Церкви, является хорошо знакомым каждому верующему, но и тем, что в нем достаточно полно представлены практически все этапы покаянного процесса, описанные ранее в нашем докладе в виде суммы библейского учения по данному вопросу. Покаянная молитва Давида обращена к внутреннему миру согрешившего человека. Давид начинает с того, что просит у Бога прощения согрешений, но вместе с тем – и очищения души от той скверны, от той нечистоты, которая вошла в его природу через греховные поступки:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Иов.1:15 .  волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Под именем Савеян в кн. Бытия и Паралипоменон известны две народности: одна, происшедшая от сына Хама Хуша ( Быт 10.7 ; 1Пар 1.9 ), другая – от потомка Сима Иоктана ( Быт 10.28 ; 1Пар 1.22 ). Но если первая обитала в Африке (Толковая Библия , 1 т., с. 71–72), то в настоящем случае разумеется, очевидно, вторая, поселившаяся в северной Аравии от Персидского залива до Идумеи. Иов.1:16 .  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Выражение «огонь Божий» напоминает тождественные выражения: «огонь от Господа» ( Быт 19.24 ), «огонь Господень» ( Чис 11.1 ; 3Цар 18.38 ), «огонь Божий» ( 4Цар 1.12 ), и потому должно быть понимаемо в буквальном смысле. Другие, ссылаясь на 18–19 ст. , видят в данном выражении указание или на молнию, которою сопровождается буря, или на убивающий людей и животных ветер самум. Иов.1:17 .  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Имя халдеев (древневавилонское «Kashdu», позднейшее «Kardu» и «Kaldu», откуда греческое « Χαλδαιοι») усвояется народности, населявшей местность между Евфратом и Аравийской пустыней, от Борзиппы на севере до Персидского залива на юге, а также устья Тигра и Евфрата. Оно сохранено в трех древнебиблейских выражениях: Ур Халдейский, (Ur Kashdim), Арфаксад (Arpakeshad) и Кесед ( Быт 22.22 ). Достоверность сказания о разбойничьих набегах Халдеев на восточно-заиорданскую сторону подтверждается свидетельством так называемых Телль-Амарнских надписей о существовании деятельных сношений между Месопотамией и всей Палестиной в патриархальный период. Иов.1:20 .  Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пришел первый вестник и говорит Иову: «Волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе» ( Иов.1:14–16 ). 2. Смотри, что делает дьявол . Когда увидел враг, что праведник благородно устоял после первого и второго удара и совершенно не поколебался этими его искушениями, поражаемый, но не раненный, он ухищряется сделать нечто иное. Он бросает огонь сверху, чтобы казалось, что огонь ниспослан с неба, и чтобы, подумав, что Бог с неба воюет против него, Иов похулил Бога, столь несправедливо наказывающего его без всякого греха. «Огонь Божий, – говорит, – упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их... Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе» ( Иов.1:16–17 ). И при всех этих известиях блаженный Иов оставался несокрушимым как столп, непоколебимым как башня; борец непобедимый, устойчивый и твердый, он казался скорее низлагающим, чем низлагаемым. Ведь если кто-нибудь трудится без пользы, много нападая и ничего не выигрывая, часто сражаясь и совсем не одерживая победу, тот скорее сам принимает удары посредством своих напрасных трудов. И чтобы тебе убедиться, возлюбленный, что не человек возвестил об этом Иову, но сам дьявол , принявший человеческий образ, рассмотри со всей тщательностью эти слова: «Сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли» ( Иов.1:18–19 ). Откуда узнал ты, скажи мне, что (ветер) пришел из пустыни и коснулся четырех углов дома? Будучи человеком, как мог ты видеть ветер? Какими глазами ты рассмотрел его? И как он коснулся четырех углов дома? Если ты, будучи человеком, находился внутри дома, тогда и ты должен бы во всяком случае пострадать при падении дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Первый цикл речей: 4 гл. – 14 гл.: Речь Елифаза: 4–5 гл. Ответ Иова: 6–7 гл. Речь Вилдада: 8 гл. Ответ Иова: 9–10 гл. Речь Софара: 11 гл. Ответ Иова: 12–14 гл. Второй цикл речей: 15 – 21 гл.: Речь Елифаза: 15 гл. Ответ Иова: 16–17 гл. Речь Вилдада: 18 гл. Ответ Иова: 19 гл. Речь Софара: 20 гл Ответ Иова: 21 гл. Третий цикл речей: 22 – 26 гл.: Речь Елифаза: 22 гл. Ответ Иова: 23–24 гл. Речь Вилдада: 25 гл. Ответ Иова: 26 гл. Главы 27–31 содержит отдельные речи Иова. Речь Софара во втором цикле отсутствует. Особо следует выделить 28 главу. Это возвышенная «Поэма о премудрости» 2.6.3. Первый цикл речей (гл. 4–14) Елифаз очевидно был старше Вилдада и Софара. Поэтому он первым среди друзей вступает в диалог. В своей речи (гл. 4–5) он старается ответить на вопросы Иова. «Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим? Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?» ( Иов.4:6–7 ). Если Иов праведен, то он, как и все праведники, получит, в конце концов, счастье в награду. Елифаз убеждает Иова смириться и не упорствовать в сознании своей праведности. Он рассказывает о своем сне. Некто, явившийся Елифазу во сне, сказал: «Человек праведнее ли Бога? И муж чище ли Творца своего? Вот Он и слугам Своим не доверяет и в ангелах Своих усматривает недостатки: тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли» ( Иов.4:17–19 ). Человек, как создание ограниченное, не может быть вполне уверен в своей праведности. Поэтому Елифаз советует Иову смиренно обратиться к Богу. Наказание Божие – благо для человека. «Блажен человек, которого вразумляет Бог , и потому наказания Вседержителева не отвергай» ( Иов.5:17 ), – говорит Елифаз. Святой апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам приводит цитату из этой речи Елифаза: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их» ( 1Кор. 3, 19 ). Выделенные курсивом слова – цитата из книги Иова (5, 13) принадлежат Елифазу. Означает ли это, что все, сказанное Елифазом – истина? Святитель Московский Филарет отвечает на этот вопрос отрицательно. Он указывает, что Елифаз за свои речи навлек на себя гнев Божий ( Иов 42, 7 ). Поэтому, далеко не все из его речей следует принимать за истину. Однако Елифаз высказывал и верные мысли. Приведенная святым апостолом Павлом цитата отражает как раз верную мысль, высказанную Елифазом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

О, если б вопль мой дошел до Бога! И препирался бы за мужа с Богом, Как сын человеческий за друга своего. (Иов 16) 14 Второй круг речей. “Разве ты первым…” Первая речь Елифаза. Глава 15 Ты отложил страх и за малость считаешь речь к Богу. Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых (15:4–5). В английской версии “язык кудесников, искусников, мудрецов”. Елифаз обижен: Что знаешь ты, чего бы не знали мы? И седовласый и старец есть между нами (15:9–10). Он спрашивает Иова: разве ты первым человеком родился? 15 Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость? Разве малость для тебя утешения Божии? (15:7,8,11). Грехопадение — дело давнего прошлого, Иов — не Адам, и незачем ему сокрушаться о потерянном рае: Что устремляешь против Бога дух твой Что такое человек, чтоб быть ему чистым…? (15:13–14). Ответ Иова Елифазу. Главы 16, 17 Негодование на друзей сменяется плачем, и стенанием, и мольбой к неведомому Заступнику: Вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое. О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим! (16:19–21) 16 . “Юриди­ческое решение” Иова поражает наивностью и одновременно какой-то прозорливой рациональностью: не к кому взывать кроме Господа. Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня? (17:3). Иов словно поднимается еще на одну ступеньку в своем познании. Его ощущение пустоты, бреши в мироустройстве (“нет между нами посредника”) заполняется этими словами: “поручись Сам за меня пред Собою”. Иов удивляется духовной слепоте своих друзей, их слепому благочестию. Если так пресыщены они временными “утешени­ями Божиими”, то на что надеются? На отдых в преисподней? Тогда гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? (17:14–15). Вторая речь Вилдада. Глава 18 Вилдад — воинствующий обличитель, слова Иова его гневят. Его речь поражает своей сатирической окраской в том смысле, что, обличая Иова, он обличает сам себя и своих друзей. Ты считаешь нас за животных или безмозглых тупиц? Ты, кто терзаешься в своем гневе? (18:3–4) 17 . Вилдад описывает ужасные бедствия, которые подстерегают беззаконного, то есть того, “кто не знает Бога”: съест члены его первенец смерти. Изгнана будет из шатра его надежда его, и это низведет его к царю ужасов (18:13–14). Не отличаясь особым умом и проницательностью, Вилдад блестяще манипулирует расхожими аллегорическими образами. “Первенцем смерти” именовалась проказа, та самая болезнь, которая постигла Иова, — болезнь, имеющая действительно символическое значение, распад плоти, материи — верный признак смерти.

http://pravmir.ru/kniga-iova-popyitka-in...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010