У свв. отцов, говоривших, что мир создан ради славы Божией, имеются предостережения против буквального понимания этих слов. Так, блж. Феодорит Кирский говорит: «Господь Бог не имеет надобности в восхваляющем». В действительности между двумя ответами существует взаимосвязь. Свт. Филарет Московский говорит: «По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией, состоит блаженство, жизнь и благобытие твари». Литература. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 169–171; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 17–21; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 64–72. Вопрос 25. Понятие об ангелах, их происхождение и время сотворения (Кол.1:16; Иов.38:6–7). Природа ангелов и ее свойства (Тов.12:19; Мф.22:29–30; Евр.1:14).Число ангелов, небесная иерархия (Дан.7:10; Ис.6:2; Иез. 1:10; 1Цар.4.4; 1Пет.3:22; Кол.1:16; 1Фес.4:16) Ответ. Каждый православный христианин должен обладать догматически верным учением об ангелах, потому что это та область религиозного знания, где имеет место много ложных, не имеющих ничего общего с церковным учением мнений. Догматическое учение об ангелах в Православии носит по большей части отрицательный характер. Достоверно об ангелах мы знаем очень мало, и изучение темы «Ангелы» в курсе догматического богословия имеет своей целью не столько сообщить положительное знание об ангелах, сколько рассеять ложные мнения относительно этого предмета. Ангелы есть существа мыслящие, желающие, чувствующие, как и люди, но бестелесные. Слово γγελος – «ангел», в переводе с греч. «вестник», что указывает не на природу этих существ, а на исполняемое ими служение. В Писании ангелы именуются духами ( Евр.1:14 ). По воскресении Христос предлагает ученикам рассмотреть Его Тело и говорит: «Дух плоти и костей не имеет» ( Лк.24:39 ). Т. е. духи не имеют не только грубого земного тела, но даже такого легкого и всепроникающего какое имел воскресший Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Наказание нечестивого. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 9) Наказание нечестивого. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 9) Согласно лат. философу и богослову Боэцию (V-VI вв.), тварные вещи произошли от Бога, в Котором бытие и благо тождественны, поэтому они не могут быть злыми, но также являются благими; более того, само бытие вещей - благо, хотя и не во всем подобно тому Благу, от Которого происходит ( Boetius. Quomodo substantiae bonae sint//PL. 64. Col. 1313). Однако из-за вторичности и сложности тварных вещей благо в них не тождественно их сущности, но является ее свойством, а потому может в них уменьшаться или возрастать (Ibid. Col. 1311-1312). Касаясь проблемы соотношения физического и нравственного З., Боэций указывал, что все люди одинаково стремятся к благу и блаженству, так что никто не делает З. специально ради З., ведь рассмотренное как таковое, оно есть ничто ( Idem. Consol. III 12; IV 2, 6). Любая судьба человека является благом; все бедствия, кажущиеся человеку З., или укрепляют его, или исправляют (Ibid. IV 7). Согласно Боэцию, З. и порок никогда не остаются без наказания - ни в этой жизни, ни в будущей (Ibid. IV 1-4), поскольку всем в мире управляет Божественный Промысел (providentia), к-рый использует в своих целях человеческую судьбу (fatum) и направляет все к благу (Ibid. IV 6). Свт. Григорий I Великий , папа Римский (VI в.), разъясняя слова из Книги Иова о том, что З. следует принимать от Бога так же, как и добро (Иов 2. 10), полагал, что здесь под З. (mala) понимаются наказания (flagella). З., к-рое не существует по своей природе, не творится Богом; поэтому когда Бог говорит, что Он «производит бедствия» (Ис 45. 7; ср. лат. текст: Ego Dominus... creans mala), Он тем самым показывает, что с помощью созданных во благо вещей наказывает людей за их дурные поступки ( Greg. Magn. Moral. III 9. 15). Исидор , еп. Гиспальский (Севильский) (VI-VII вв.), в 1-й кн. «Сентенций» рассматривал вопрос о происхождении и свойствах З.

http://pravenc.ru/text/199913.html

Написано, что небо не вынесло Божественный луч, но при его прохождении разверзлось. Ведь, когда Дух сходил на Равночестного [Ему Сына], Иоанн увидел разверзающиеся небеса (Мк.1:10). Сия же Блаженная при нахождении на Нее Духа только наслаждалась еще большим миром, который как говорит ап. Павел - превыше всякого ума (Флп.4:7) и соделалась преестественным местопребыванием для Ипостаси Самого Спасителя, Ипостаси, которая не знает никакого Предела. И приняла Его с такой легкостью, что выносила во чреве и без болезней родила. Так что то, что пророк называет небом небес, единственным, подобающим Единому Богу, говоря - Небо - небо Господу (Пс.113:24 по LXX), так это говорится о Блаженной Деве. Сказано еще: и небеса нечисты в очах Его (Иов.15:15). Ближняя же Божия, Дева, не только чиста от скверн, но и прекрасна. И не просто, но совершенно прекрасна, ведь сказано: Вся ты прекрасна (Песн.4:7 по LXX). He от людей твое избрание, но Сам Бог провозглашает Тебя Блаженной и не просто, но с восхищением: Как ты прекрасна, ближняя моя (Песн.4:1 по LXX). Однако вся праведность человеческая, - говорит Писание, - пред Лицом Божиим сквернее всякой скверны (ср. Ис.64:6) и заслуживает имени лукавства. Отсюда очевидно, что праведность Девы не вмещалась в человеческих границах, но вышла за них не то, чтобы на немного или намного, но так, что можно прикоснуться к образу [этой праведности], но настолько превзошла общую природу, что не обретешь и половины пути [до нее]. V. Вследствие этого Она покрыла всякое человеческое лукавство и явила людей достойными жительства с Богом, а землю пребывания на Ней Спасителя. Все уклонились, сделались равно непотребными (Пс.13:4), не было никого, кто бы мог оказать помощь находящемуся в опасности [погибнуть] роду или сдержать поток греха. Ведь ни священники, ни судьи, ни вся совокупность пророков, ни другие, прилеплявшиеся к Богу, от которых можно было надеяться на что лучшее роду (человеческому], никто из них ни в чем не мог послужить общему [спасению] и самих себя явить чистыми от вины и проклятия, но всех их нисходящих отсюда принял ад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/575/...

Поучение огласительное девятое, на слова: «Творца не... К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». И также на слова Иова: «Кто сей скрываяй от Мене совет, содержай же глаголы в сердце, Мене же ли мнится утаити?» и проч. (Иов.38:2).    1. Невозможно видеть Бога телесными очами, ибо бестелесное не может быть предметом зрения телесного, и это засвидетельствовал Сам Единородный Сын Божий, Который говорит: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин. 1:18), ибо хотя бы кто на основании написанного у Иезекииля и сделал нам возражение, однако что говорит Писание? Видел Иезекииль подобие славы Господни, а не Самого Господа; подобие славы, а не саму славу, какова она сама в себе есть. И узрев только подобие славы, а не саму славу, пал он на землю от страха. Если же виденное подобие славы приводило пророков в страх и трепет, то конечно бы и жизни лишился тот, кто осмелился бы зреть Самого Бога, так как сказано: «никтоже узрит лице Мое, и жив будет» (Исх. 33:20). Потому-то Бог, чтобы не погубить нас, по неизреченному Своему человеколюбию, для покровения Божества Своего, распростер небо. Это не мои слова, но пророк сказал: «аще отверзеши небеса, трепет приимут от Тебе горы, и растают» (Ис. 64:1). И почему удивляешься, что Иезекииль, увидев подобие славы, пал, когда Даниил, узрев Гавриила, служителя Господня, вдруг пришел в ужас и пал на лице, и, доколе Ангел не принял на себя подобия человеческого, пророк не смел отвечать? Итак, если явившийся Гавриил приводил пророков в трепет, то не погибли ли бы все, если бы узрели Самого Бога в существе Его?    2. Итак, невозможно видеть Существа Божия телесными очами, но возможно от дел Божественных восходить к созерцанию Всемогущества, как говорит Соломон: «от величества бо и красоты созданий сравнительно рододелатель их познавается» (Прем. 13:5). Не сказал он, что из созданий можно созерцать Творца, но присоединил, что «сравнительно», ибо Бог тем более представляется каждому, чем более человек занимается созерцанием тварей; и чем более посредством рассматривания возвышает сердце свое, тем более созерцает он Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3533...

б) или указывается Божеское прославление Иисуса Христа, не только по Божескому достоинству Единородного от Отца, но и по тому, что Он смирил Себя, ради нашего спасения сделавшись человеком, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповест, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:8–11 ; слич. Евр.2:9 ). Хотя в сем изречении, слова: дарова Ему имя и т. п., относятся не собственно к Божескому естеству Иисуса Христа, но к воспринятому Им и в Нём соединённому с Божеством, человеческому естеству; надобно однако ж заметить, что такое усвоение имени, очевидно, Божеского, не возможно было бы при предположении одного только человеческого в Нём естества. Иначе сие было бы языческим обоготворением сотворённого существа. Теперь рассмотрим изображённые в посланиях апостольских действия, в которых выражается благоговение святых апостолов пред Божественным Лицом и достопокланяемым именем Иисуса Христа. К сим действиям относятся: 1 . Призывание имени Господа Иисуса Христа, о чём часто упоминается в писаниях апостольских. А призыванием имени ещё в Ветхом Завете означалось исповедание имени Бога истинного и молитва к Нему. См. Быт.12:8, 13:4, 21:33, 26:25, 33:20 ; Втор.12:5, 11, 14:23–24, 16:2, 17:8, 28:10, 32:3 ; Ис.64:7, 65:1 ; Иер.7:11 ; Плач.3:55 ; Варух.3:7 ; Иоил.2,32 . Соф.3:9 ; Зах.13:9 ; Иов.5:8 . Пс.74:2, 79:19, 114:3, 115:4 . В таком же значении надобно принимать и призывание имени Иисуса Христа, т. е. в значении исповедания Его истинным Богом и молитвы к Нему, в следующих местах: ( Деян.9:13–14 ), где описывается, как Анания, выслушав, от явившегося ему Господа Иисуса Христа в Дамаске, повеление идти к Савлу, чтобы преподать ему крещение, ответствовал: Господи, слышах от многих о мужи сем, колика зла сотвори святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от архиерей связати вся нарицающыя (всех призывающих) имя Твое (слич. Деян.9:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поставив себя в такое положение, он не колеблется уже повторить прежнее свое исповедание о правосудии Божием: и воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею пред очима Его. Замечательно однако ж, что он к сему исповеданию, уже двукратно им высказанному, присовокупляет здесь нечто и новое, именно выражение: пред очима Его, т. е. пред очами Божиими. Это значит, что пророк, быв вынужден обстоятельствами сказать пред Богом о своей правоте и чистоте рук, потому снова размышлял о сем, как бы устрашившись своего собственного слова и убоясь возможного в нём преувеличения, строго и беспристрастно обсуживал свои поступки и, по зрелом и глубоком испытании своей совести, не найдя в них ничего противного воле Божией, ничего оскорбительного для Его величия, святости и правосудия, решился прибавить это выражение: пред очима Его, т. е., не пред моими только очами, которые так часто ослепляются пристрастием, и вообще могут видеть в делах человеческих только внешнюю их сторону, а в глубины сердца и в тайники нашего духа отнюдь не проникают, но и пред Твоими очами, Господи, тьмами тем солнца светлейшими, и несодеянное наше – наши мысли, желания и намерения ясно видящими ещё издалеча, я сознаю себя неповинным и благонадёжно ожидаю себе воздаяния. Отважность не малая! Ибо пред очами Божиими вся правда праведнаго часто, по словам пророка Исаии, бывает яко же порт жены нечистыя ( Ис.64:6 ), и самое небо, по свидетельству книги Иова, нечисто пред Ним ( Иов.15:15 ). Так благонадёжно и заботливо, обеспечивал себя в успехе своей молитвы блаженный Давид со всех сторон, так сказать, и сзади и спереди – сзади своею прошедшею непорочною жизнию, а спереди благим и твёрдым предложением – вести жизнь столь же непорочную и на будущее время. Отсюда поучаемся и мы, возлюбленные о Господе; чада и братия, приступая к молитве пред Богом, если желаем получить просимое, всемерно и искренно о том и другом заботиться, ибо только под сим сугубым условием мы можем быть услышаны. Вемы, говорит евангельский слепец, яко грешники Бог не послушает, но аще кто Богочтец есть, и волю Его творит, того послушает ( Ин.9:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

историка Масуди (X в.), рассказ клирика Никиты (947), «История» Радульфа (1048), «Иерусалимская история: Деяния франков» Фульхерия Шартрского (1101), Житие и хожение Даниила, игумена земли Русской (1106-1108) и др.- см. Bertoni è re. P. 40-45) сообщают не просто о благословении вечернего светильника, но о чуде схождения во время вечерни и литургии В. с. в храме Воскресения Христова благодатного огня, что ежегодно происходит и в наст. время). Обряд совершался в часовне Воскресения и состоял из пения Пс 112 с припевом Пс 112. 2, возжжения епископом свечи (или 3) и возжжения диаконами свечей от свечи епископа, а народом - от свечей диаконов. Затем все возвращались в основной храм и совершалась вечерня с 12 ветхозаветными чтениями (прокимен из Пс 117 и чтения: Быт 1. 1-3. 24; Быт 22. 1-18; Исх 12. 1-24; Иона 1. 1 - 4. 11; Исх 14. 24-15. 21 (песнь Моисея поется с припевом Исх 15. 1); Ис 60. 1-13; Иов 38. 2-28; 4 Цар 2. 1-22; Иер 31. 31-34; Нав 1. 1-19; Иез 37. 1-14; Дан 3. 1-35a, 35b - 51, 52-90 (песни вавилонских отроков и Азарии поются с небиблейскими припевами); после каждого чтения - молитва с коленопреклонением). Во время песни вавилонских отроков (Дан 3. 52-90) в храм входило «великое множество» новокрещеных вместе с епископом (очевидно, Крещение происходило во время чтений в баптистерии) и совершалась Божественная литургия (литургийные чтения: прокимен из Пс 64, 1 Кор 15. 1-11, аллилуиарий со стихом Пс 29. 2, Мф 28. 1-20), после отпуста к-рой в часовне Воскресения Христова читалось Евангелие о Воскресении Христовом (Ин 19. 38 - 20. 18 или 20. 1-18). 2-я литургия совершалась уже утром ( Renoux. Lectionnaire arménien. Vol. 2. P. 296-311). Согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., чин благословения вечернего светильника и пасхальное бдение предварялись троекратной процессией вокруг церкви с каждением: вечером в В. с., после захода солнца, все собирались в храме и двери затворялись. Епископ и 2 младших священнослужителя совершали каждение, обходя трижды вокруг храма (неясно, вокруг ли кувуклии или как-то иначе).

http://pravenc.ru/text/Великая ...

В день Второго Пришествия Господня, – говорит прп. Иоанн Дамаскин , – когда весь человек, с душой и телом, будет послан на вечные мучения, наши умершие родственники восстанут против нас и потребуют от нас ответа, почему, пребывая на земле, мы не сделали ничего ради спасения их душ (Слово об усопших в вере, 29. PG 95, 273–274). И не только, с гневом и яростью обратятся осуждённые на тех, кто подвёл их и не сделал всего, что от него зависело, чтобы направить их при жизни на правильный путь. Внук восстанет на деда, сын на отца, паства на своего пастыря… В отчаянии, они будут изрекать на них ругань и проклятия за то, что во время земной жизни те «не замечали» пропасти, не отклонили от пути, который привёл их в геенну. 4. Кто и как будет судим Един свят, Иисус Христос ! Даже бестелесные ангелы не вполне чисты перед Ним ( Иов.15:15; 4:18 ), что же говорить о нас, людях! Даже добрые наши дела «отравляются» нашими страстями ( Ис.64:6 )! Итак, если Бог будет судить нас по Своим меркам, никто не сможет оправдаться. И не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый, – говорит святой Давид ( Пс.142:2 ). 118 И умоляет: суди ми, Господи, по правде моей ( Пс.7:9 ). Суди меня, Господи, по моим возможностям, не требуй чего-то большего. И конечно, Господь будет судить нас по нашей правде, согласно нашей, человеческой мере. Как легко пастух отделяет овец от козлов, с той же лёгкостью Господь отделит праведных от грешников ( Мф.25:33 )! Он не придёт в замешательство, не будет мучиться неразрешимой дилеммой, грешен человек или праведен, но уверенно, мгновенно, молниеносно отделит одних от других. И суд Его будет справедливым. Кто будет судим? Но будет ли Господь судить всех людей? Будет ли судить младенца, умершего сразу после Крещения? Но ведь он не успел ещё даже осознать, что существует, что он ответит? Будет ли Он судить Пресвятую Богородицу так же, как Иуду-предателя? Но ведь Пречистая не согрешила даже в мысли, зачем же Ей садиться на скамью подсудимых? Будет ли Господь судить святого Предтечу, освящённого от чрева матери своей? Приведёт ли на суд святых Апостолов, оставивших всё, что имели и не имели, ради Господа, или святых Мучеников, кровью убеливших свои одежды, или преподобных Отцов, освятивших свои души строгим постом, бдениями и коленопреклонёнными молитвами?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

святый в путях Своих и близкий к призывающим Его: ( Пс. 144:17, 18 ) 31 . благоволит к оправданию созданий дланей Его всегда, ( Иов. 33:32 ; Ис. 42:21 ср. Мих. 7:18 ) 32 . бодрствует в благости над избранниками Своими. ( Иов. 21:32 ; Дан. 9:14 ; Пс. 106:5, 105:6 ср. 1 мол. 20 стр. 2 мол. 23 и 26 стр. 2Пет. 2:3, 3:9, 1:1, 2:4, 6, 9 ) () 33 . Чистый очами, благоволящий раскаянию, ( Авв. 1:13 ) 34 . многократно очищавший и отвращавший гнев Свой: ( Пс. 77:38 ) 35 . благость Его во всяком роде, Он изрекает правду, ( Ис. 63:1 ) 36 . украшение (повязка) главы Его – шлем спасения. ( Ис. 59:17 ) () 37 . Десница Его открыта для каждого пленника греха, – ( Пс. 60:7, 63:9, 139:30 ) 38 . Он взывает (говорящий) во всякое время: «обратитесь ко Мне и Я обращусь к вам» ( Зах. 1:3 ): (Ср 1 мол. 64–65, 73, 77 стр.) 39 . Он образовал (нас) из брения по образу – подобию Своему, ( Быт. 1:26, 2:8 ; Иов. 33:6 ) 40 . милость Его к созданиям Его, Он ведает (ведающий) помыслы наши. ( Пс. 103:14 ; Деян. 1:14, 15:8 ) () 41 . Весь Он – слава (сияние, свет), и взирает с снисхождением, ( Пс. 29:9, 34:19 ; Ис. 53:10 (о Мессии); Ис. 57:15 ) 42 . внемлет гласу моления славословий языка: 43 . все воинство небесное поклоняется Ему, 44 . солнце и луна падают пред Ним. (Ср. 1 мол. 17, 59, 60 и 61 стр.) () 45 . Не простер ли Он шнур пред созданиями Своими в месте Его для суда? ( Иов. 38:5 ) 46 . в споре кто устоит против Него (выдержит Его)? ( Иоил. 2:11 ) 47 . ради нас совершил Он (чудные) дела исконные (древние), – ( Пс. 46:9, 66:5 ср. 1 мол. 37–46 стр. 2 мол. 4 стр.) 48 . называющий (творящий) поколения (людей) – кто сравнится с Ним? ( Ис. 41:4 ; Пс. 89:7 ср. 1 мол. 66–68 стр.) () 49 . Глубины сердечные и тайны сокровенные ведает (ведающий) Он, ( Деян. 1:14, 15:8 ; Пс. 103:4 ) 50 . намерения всех сынов человеческих: ( Пс. 94:11 и Мих. 4:12 ) 51 . от беззакония и неправды отвращает лицо Свое, ( Пс. 21:25 ; Ис. 64:7 ) 52 . от видения зла закрывает очи Свои. ( Пс. 33:15 ; Притч. 28:27 ) () 53 . Сияние – вокруг Него, и положил покровом Своим – мрак, – ( Иез. 10:4 ; Авв. 3:4 ; Пс. 18:13 ) 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Вот некоторые из них: Сущий (Ягве, Исх.3:14 ), Чудный ( Дан.9:4 ), Славный ( Пс.75:5 ), Дух ( Быт.1:2 ), Вечный (Элиолам; Быт.21:33 ), Живой ( Втор.5:26 ), Бог богов ( Втор.10:17 ), Святой ( Нав.24:19 ), Единый ( Втор.6:4 ), Царь славы ( Пс.23:7 ), Великолепный ( 1Пар.29:11 ), Открывающий тайны ( Дан.2:28,29 ), Всевидящий (Эль-Рои, Быт.16:13 ), Путеводитель ( Иер.3:4 ), Бог ведения ( 1Цар.2:3 ), Солнце ( Пс.83:12 ), Свет ( Пс.26:1 ), Верный ( Втор.7:9 ), Бог Истины ( Пс.30:6 ), Истинный ( Пс.85:15 ), Благой ( Пс.144:9 ), Милосердный ( Неем.9:17 ), Хранящий завет и милость ( Дан.9:4 ), Долготерпеливый, Щедрый ( Пс.102:8 ), Мир ( Суд.6:24 ), Отец ( Пс.88:27 ), Господь (Адонаи; Быт.15:2 ), Творец ( Пс.94:6 ), Бог всей земли ( Ис.54:5 ), Царь ( Пс.43:5 ), Владыка владык ( Втор.10:17 ), Бог неба и земли ( Быт.24:3 ), Бог духов всякой плоти ( Числ.16:22 ) Эль, Элогим 42 , Эль-Шаддай (Всемогущий, Быт.17:1 ), Господь Саваоф (небесных воинств; обыкновенно у пророков; например, Ис.54:5 ), Мужество ( Ис.28:6 ), Муж брани ( Исх.15:3 ), Сила ( Пс.104:4 ), Сильный ( Пс.23:8 ), Твердыня ( Пс.88:27 ), Великий, Страшный ( Втор.7:21 ), Огонь поядающий ( Втор.9:3 ), Крепкий ( Пс.23:8 ), Бог Небесный ( Дан.2:37 ), Восседающий на херувимах ( Пс.79:2 ), Всевышний (Эль-Элион; Быт.14:18 ), Пастырь ( Пс.79:2 ), Бодрствующий ( Дан.4:10 ), Праведный ( Пс.7:10 ), Судья ( Иер.11:20 ), Бог воздаяний ( Иер.51:56 ), Каратель ( Иез.7:9 ), Страшный в правосудии ( Пс.64:6 ), Свидетель ( Мих.1:2 ), Ревнитель ( Исх.34:14 ), Спаситель ( Ис.43:11 ), Спасение ( Пс.26:1 ), Помощник ( Пс.53:6 ), Упование ( Пс.64:6 ), Заступник ( Иов.16:19 ), Крепость ( 2Цар.22:2 ), Искупитель ( Ис.41:14 ), Оправдание наше ( Иер.23:6 ), Стена ( Зах.2:5 ), Щит ( Пс.83:12 ), Скала, Рог спасения, Прибежище, Ограждение ( 2Цар.22:3 ), Защитник ( Пс.36:39 ), Избавитель ( Пс.17:3 ), Страж ( Иов.7:20 ), Господь Бог Израилев ( Руф.2:12 ), Бог Авраама, Исаака и Иакова ( Исх.3:6 ), Бог отцев ( Втор.1:21 ), Святый Израилев ( Ис.47:4 ), Меч славы Израиля ( Втор.33:29 ), Супруг ( Ис.54:5 ), Друг ( Ис.41:8 ), Виноградарь ( Иер.12:10 ), Венец ( Ис.28:5 ) 43 … Какое богатство даже в простом перечне имен Божиих! Но что познаем мы в них? Самую сущность Божию или только проявления Бога в мире? Во всяком случае, надо отклонить такое представление о ветхозаветных именах Божиих, которое видело бы в них не отношение Бога к миру и человеку, а только отношение человека к Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010