17 окт. 2007 г. в Шуе возле Воскресенского собора состоялось открытие скульптурного памятника, посвященного шуйским событиям 1922 г. (скульптор И. М. Рукавишников). Рака с мощами блж. Алексия (Введенский мон-рь в Иванове) В Николо-Шартомском мон-ре находится список кон. XVII в. Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери. Во Введенском соборе Свято-Введенского жен. мон-ря в Иванове почивают мощи блж. Алексия и еп. св. Василия (Преображенского). В Богоявленской (Симоновской) ц. в Юрьевце под спудом покоятся мощи блж. Симона Юрьевецкого, Христа ради юродивого. В Михаило-Архангельском храме в с. Михайловском покоятся мощи архим. преподобноисп. Леонтия (Стасевича), Михайловского чудотворца. Архиереи митр. сщмч. Павел (Гальковский; 31 марта (13 нояб.?) 1929 - 8 марта 1936), архиеп. Николай (Покровский; дек. 1930-1931, в. у.), еп. сщмч. Борис (Воскобойников; 8 марта - 1 июля 1936, в. у., 1 июля 1936 - 23 апр. 1937), архиеп. Алексий (Сергеев; 1 сент. 1937-1939), архиеп. Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин; 20 мая 1942 - 8 марта 1943, в. у.), архиеп. Ярославский и Ростовский Иоанн (Соколов; 8 марта 1943 - 12 февр. 1944, в. у.), еп. Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинатов; 24 апр. 1946 - 20 июня 1946, в. у.), еп. Кирилл (Поспелов; 20 июня 1946 - 27 янв. 1947), еп. Михаил (Постников; 27 янв.- 19 июня 1947), еп. Паисий (Образцов; 19 июня 1947 - 3 июня 1948), архиеп. Венедикт (Поляков; 3 июня 1948 - 23 июля 1956, в сане архиепископа с 25 февр. 1953), еп. Роман (Танг; 23 июля 1956 - 9 дек. 1958), архиеп. Иларион (Прохоров; 9 дек. 1958 - 29 мая 1963), архиеп. Леонид (Лобачёв; 29 мая 1963 - 30 марта 1964), митр. Антоний (Кротевич; 30 марта 1964 - 27 янв. 1966), еп. Поликарп (Приймак; 27 янв. 1966 - 30 июля 1968), архиеп. Феодосий (Погорский; 30 июля 1968 - 16 окт. 1973), архиеп. Иов (Кресович; 16 окт. 1973 - 6 окт. 1977), архиеп. Амвросий (Щуров; 6-18 окт. 1977, в. у.,18 окт. 1977 - 19 июля 2006, в сане архиепископа с 25 февр. 1991), еп. Иосиф (Македонов; с 19 июля 2006; с 18 июля 2012 митрополит).

http://pravenc.ru/text/200499.html

Так, сразу после выхода из концлагерей епископ Андрей (Сухенко), осужденный в 1961 г. на 8 лет, и архиепископ Иов (Кресович), осужденный в 1960 г. на 6 лет, были сразу назначены на новые кафедры. А некролог архиепископа Иова в ЖМП в 1977 г. называет его «человеком, глубоко преданным Церкви... [которого] повсюду, где он побывал, запомнили как доброго и щедрого пастыря, горячо преданного Богу и милостивого к людям». Это никак не вяжется с денежными злоупотреблениями и мздоимством, за которые архиепископ официально был отправлен в концлагерь. Роль диссидентства и самиздата в церковном пробуждении 70-х80-х годов Постепенно документы самиздата о гонениях за веру получили такое широкое распространение на Западе, что замалчивать, а тем более опровергать их было уже невозможно. Одним из самых сенсационных было письмо Якунина и Льва Регельсона, адресованное сессии Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Найроби, Кения, в ноябре-декабре 1975 г. и преданное там гласности делегацией православной Церкви в Америке, несмотря на сопротивление руководства Совета Церквей. Понадобилось более четырех лет, чтобы неопровержимые данные из этого письма наконец попали в очень смягченной форме в документы ВСЦ и в официальное письмо, направленное ВСЦ митрополиту Ювеналию. В ответ Ювеналий заявил, что обратился за разъяснениями в Совет по делам религий, подчеркнул «милосердие» советского правительства к раскаявшимся, например к о. Дудко; и указал, что Церковь назначила условно освобожденного Дудко на приход, не дожидаясь окончания следствия; этим митрополит давал понять, что Церковь не признает обоснованными осуждения, выносимые советскими судами верующим. Так косвенно Ювеналий признал наличие преследований за веру в СССР. В это время происходила активизация действий верующих во всевозможных неофициальных диссидентских кружках, семинарах, комитетах прав человека вообще и прав верующих в частности, а также рос в объеме религиозный самиздат, который, с одной стороны, частично восполнял отсутствие открыто издаваемой религиозно-просветительной литературы, а с другой разрушал официальные мифы о свободе веры в СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1950 - 18 дек. 1952), еп. (с 24 февр. 1954 архиепископ) Иов (Кресович; 26 янв. 1953 - 24 апр. 1960), еп. (с 25 февр. 1963 архиепископ) Михаил (Воскресенский; 23 июня 1960 - 25 июня 1975), еп. Пантелеимон (Митрюковский; 19 авг. 1975 - 30 нояб. 1988), еп. (с 26 февр. 1996 архиепископ, с 18 июля 2012 в сане митрополита) Анастасий (Меткин; 10 дек. 1988 - 13 июля 2015), митр. Феофан (Ашурков, 13 июля 2015 - 20 нояб. 2020), в. у. митр. Йошкар-Олинский Иоанн (Тимофеев; 20 нояб. 2015 - 8 дек. 2020), митр. Кирилл (Наконечный; с 8 дек. 2020). Монастыри Действующие: казанский Зилантов Успенский мон-рь (жен., в Казани, основан в 1552 как муж., в 1918 братия расстреляна, до 1928 действовал как жен. община, возрожден в 1998 как жен.), свияжский Успенский монастырь (муж., с. Свияжск Зеленодольского р-на, основан в 1555, закрыт в 1928, возрожден в 1997), казанский во имя св. Иоанна Предтечи монастырь (муж., в Казани, основан в 1-й пол. 60-х гг. XVI в. как подворье свияжского Успенского монастыря, с 1595 самостоятельный, закрыт в 1929, возрожден в 1995), казанский Богородицкий монастырь (муж., в Казани, основан ок. 1579-1584 как жен., закрыт ок. 1926, возрожден в 2005 как мужской), свияжский во имя св. Иоанна Предтечи (жен., с. Свияжск, основан в кон. XVI в. как муж., закрыт в сер. 20-х гг. XX в., с авг. 2004 является жен. подворьем свияжского Успенского муж. мон-ря), Раифский Богородицкий мон-рь (муж., в пос. Раифский Зеленодольского р-на, основан в 1-й пол. XVII в., закрыт в 1928, возрожден в 1990), Седмиезерная Богородицкая пуст. (муж., в с. Семиозёрка Высокогорского р-на, основана в 1-й пол. XVII в., закрыта в 1926, возрождена в 1997), свияжская Макарьевская пуст. (муж., близ с. Введенская Слобода Верхнеуслонского р-на, основана ок. 1650, закрыта в 1764, восстановлена в 1798, закрыта в сер. 20-х гг. XX в., возрождена в 1997), казанский Кизический Введенский мон-рь (муж., в Казани, основан ок. 1689-1690, закрыт в 1930, возрожден в 2002), елабужский Казанский монастырь (жен., в Елабуге, основан в 1856, закрыт в 1928, возрожден в 1995).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

10 февр. 1949 г. В. вновь был арестован, помещен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 г. Согласно приговору особого совещания МГБ МО, 15 апр. 1949 г. В. был выслан на поселение в район г. Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Первые полтора года жил близ с. Байкадам, работал сторожем в колхозе. Последнюю ссылку В. переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение, тем не менее постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-рус. словарь (не опубл.). Неоднократно он писал прошения на имя Патриарха Алексия I исходатайствовать ему перед светскими властями разрешение на перевод в Джамбул и на участие в богослужении. После получения разрешения на переезд до сент. 1954 г. служил священником в Успенской ц. в Джамбуле. 4 сент. 1954 г. срок ссылки В. был сокращен. С окт. 1954 по янв. 1955 г. он нес послушание настоятеля ц. прор. Илии в г. Серпухове Московской обл. 1 февр. 1955 г. В. определено быть епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, к-рую возглавили Патриарх Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III , состоялась 4 февр. в Богоявления Господня соборе Москвы . Управляя Саратовской епархией, В. часто служил и проповедовал, несмотря на крайне болезненное состояние. Храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися. 12 мая 1955 г. В. подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР от 12 июня был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Скончался В. в день памяти прор. Илии, отслужив литургию. Отпевание совершили Казанский и Чистопольский архиеп. Иов (Кресович) и Астраханский и Сталинградский еп. Сергий (Ларин) . Погребен на городском кладбище Саратова. Для богословского наследия В. характерны фундаментальный анализ догматических положений, академизм, являющийся следствием свободного владения богословской лит-рой, хороший лит. язык. В сочинениях В. отразился трагический опыт, пережитый Церковью в послереволюционную эпоху. Особенностью его трудов является изложение учения правосл. Церкви сквозь призму личного духовного опыта, иногда - эмоционального восприятия, что сближает его наследие с богословием рус. эмиграции. Для писем В. характерны тонкое понимание внутренней жизни, глубокий анализ душевных состояний, здравый смысл, большой пастырский опыт.

http://pravenc.ru/text/150299.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОВ (КРЕСОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Иов (Кресович) Редакция текста от: 09.01.2013 00:00:46 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19872.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @6059@ Подпись к иллюстрации: Архиепископ Иов (Кресович) Размер файла: 17.5 Кб Кто разместил: Сергей Юрьевич Дата размещения 22.02.2012 12:19:47 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/6059.html

Великолукская Основана в 1926 г. (?) Именование – по г. Великие Луки (Псковская область). Псковское викариатство. Упразднена в 1936 г. Возобновлена как самостоятельная с 1947 г. Вакансия не замещалась с 1957 г. Упразднена? Именовалась: Великолукская и Торопецкая. Григорий (1925?) 03(16)05.1926 02(15)09.1927 03(16)09.1927 05(18)03.1931 07(20)07.1934 14(27)05.1935 01.1947 27.06(10.07)1947 Георгий Садковский 27.06(10.07)1947 15(28)02.1948 15(28)02.1948 18(31)10.1950 24.11(07.12)1950 07(20)07.1951 Иов Кресович 07(20)07.1951 16(29)07.1954 18(31)07.1954 27.01(09.02)1956 20.02(04.03)1956 26.07(08.08)1957 Мстислав Волонсевич 26.07(08.08)1957 13(26)12.1957 Донат Щеголев Великолукская, обн. Основана в 1929 г. Именование – по г. Великие Луки (Псковская область). Упразднена в 1934 г. 1929 23.10(05.11)1932 23.10(05.11)1932 в/у Михаил Свидерский 582 По Архиереи Русской Православной Церкви... С. 747 (и др. изданиям), сначала был Торопецким, а затем в том же 1926 г. – Великолукским и Торопецким, но эти сведения ничем не подтверждаются. 583 Вторая дата – дата ареста, за которым последовал приговор к 3 годам концлагеря. По освобождении на др. кафедре. См. Череповецкая. 586 По МИС Топография... С. 46, первая дата иная: 27.05(09.06)1935. Титуловался вначале временно управляющим Великолукским, потом – Торопецким. 591 «Архиепископ». Перемещен на Смоленскую кафедру «с оставлением за ним временно (на срок не свыше трех месяцев) также и управления Великолуцкой епархией» (протокол 47 Заседания обновленческого Св. Синода от 02.11.1932, утвержденный 05.11.32). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ковельская Основана 12.1941. Самостоятельная. Упразднена в 1943 г. Возобновлена 01(14)07.1992. Упразднена в 1992 г. 26.11(09.12)1941 01(14)07.1992 03(16)07.1992 03(16)07.1992 16(29)07.1992 Николай Грох 2085 После пребывания в юрисдикции польских «автокефалистов» Московской Патриархией принят в общение в 1935 г. Первая дата – дата хиротонии в Успенской Почаевской Лавре от митрополита Волынского и Житомирского Алексия (Громадского), Экзарха Украины, главы временной автономии в юрисдикции Московского Патриархата. Преемником еп. Иоанна (Лавриненко) 11(24)07.1942 – 24.05(06.06)1943 мог быть епископ Иов (Кресович), который, по одной версии, был хиротонисан в Луцк (см. Луцкая), а по другой – в Ковель. 2086 12(25)06.1992 перешел из Украинской автокефальной церкви, где был епископом Волынским и Луцким. Принят в сане архимандрита. Хиротонисан в Ковель, но уже через две недели переведен на кафедру в Ивано-Франковск. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с тем в фильме есть эпизоды, вызывающие у специалистов сомнения в их соответствии исторической правде: например, сцена освящения секир и ножей в грекокатолической церкви. Убежденность в том, что такие случаи были, прочно укоренилась в исторической памяти, но документальные подтверждения этого отсутствуют [Zychowicz, 2016, s. 17]. Создатели фильма обращаются к самым сложным вопросам истории Польши: в картине затрагивается и тема вступления советских войск на земли польских кресов, и трагедия Холокоста, но основное внимание сосредоточено на геноциде польского населения кресов. Появление фильма на польском экране, по мысли Г. Мотыки, будет способствовать углублению знаний о событиях тех дней, и несмотря на то что в данный момент вряд ли поспособствует укреплению симпатий к украинцам, в итоге должно содействовать преодолению конфликта памяти и поиску путей единения [Wilczak, 2016, s. 60]. Фильм В. Смажовского не был показан в Киеве на широком экране, хотя закрытые показы были. Но в том же октябре 2016 г. украинцы увидели работу своих национальных кинематографистов " Столетие Якова " – фильм, снятый по повести луцкого писателя В. Лиса. Эта лента в известной степени перекликается с фильмом " Волынь " . Герой картины Яков – житель маленького волынского хутора за свою долгую жизнь повидал немало. По крайней мере шесть раз на его веку менялась власть: царскую Россию сменила Западно-Украинская Народная Республика, затем была II Речь Посполитая, потом пришли немцы, а после войны – Советы. В фильме (как и в картине Смажовского) есть и любовь, и брак возлюбленной Якова с богатым, но нелюбимым. Показана сложная " национальная мозаика " жителей кресов: среди героев есть и поляки (именно полька Зося становится женой Якова), и евреи (которые, конечно же, держат корчму), и русские (главным образом в лице сотрудников НКВД). Яков побывал и в Варшаве во время восстания 1944 г., и в концлагере, и в застенках НКВД. Сложные перипетии жизни Якова бросают его по городам и весям, но умирать Яков возвращается в родное село. Среди прочих сюжетных линий в фильме присутствует и тема Волынской резни. Акцент сделан на ангиукраинских акциях поляков. Яков спасается благодаря жене-польке (им грозила участь сгореть в церкви, подожженной партизанами АК). Хотя в целом тема Волыни проходит отнюдь не как основная, сам факт появления такого фильма на украинском экране знаменателен [Krzemiski, 2016, s. 79].

http://religare.ru/2_121569.html

Листовка «Стражи Кресовой». Источник: Например, одной из этих политических технологий называлось повсеместное введение латинского алфавита вместо употребляемой кириллицы, что пробудило бы у белорусов чувство «национальной обособленности на основе элементов западной культуры» с. 460]. Особое внимание следовало уделить религиозной политике. В частности, проводимая политика должна «стремиться к отделению белорусской православной церкви от Москвы и созданию самостоятельной национальной церкви, подчиняющейся собственным властям (белорусский синод)». При поддержке польских властей планировалось организовать «съезд высшего духовенства православной церкви всех польских земель, который утвердил бы отделение от Москвы и обратился бы к польскому правительству с просьбой об опеке» с. 460]. Интересно, что уния не рассматривалась как эффективный инструмент в силу опасений негативной реакции со стороны православного населения и опасений, связанных с возможным сокращением численности католической паствы. Таким образом, в возникшем ситуативно документе высказывались не просто суждения о национальной политике в белорусском вопросе в конкретных условиях советско-польской войны 1919–1920 гг., но и формировались идеи по этнополитической инженерии, направленные на изменение белорусской идентичности в долгосрочных политических целях, преследовавшихся польскими элитами. Некоторые из этих идей даже спустя сто лет не вышли из политического обихода: эксперименты по переводу белорусского языка на латинскую графику, поддержка белорусской православной автокефалии или обоснования извечной принадлежности белорусов к европейской, точнее западной, культуре и необходимость избавляться от русского культурного наследия во имя «деколонизации» или национального возрождения белорусов. В этой связи представляется важным помнить об исторической генеалогии этих проектов и породившей их политической цели. На практике деятели «Кресовой Стражи» не проводили «протекционистской политики по отношению к белорусскому движению» s. 43], но их идеи о методах решения белорусского вопроса оказались востребованными до сих пор.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/29/beloru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010