Прежде пришествия Христова смерть называлась смертью. « В день, в который ты вкусишь » от древа, сказано, « смертью умрешь » (Быт. 2:17); и еще: « душа согрешающая, та умрет » (Иез. 18:20). И Давид говорит: смерть грешников люта (Пс. 33:22); и еще: « дорога в очах Господних смерть святых Его! » (Пс. 115:6). Также Иов: смерть мужу покой (Иов. 3:23). И не только смертью она называлась, но и адом. Послушай Давида, который говорит: « Но Бог избавит душу мою от власти ада, когда примет меня » (Пс. 48:16); и Иаков: « сведете вы седину мою с печалью во ад »   (Быт. 42:38). Такие названия имела наша кончина прежде; но когда пришел Христос и умер за жизнь мира, то смерть уже не называется смертью, а сном и успением. А что она действительно называется успением, видно из того, что Христос сказал: « Лазарь, друг наш, уснул » (Ин. 11:11). Не сказал: « умер », хотя тот уже был умершим. И дабы тебе знать, что это название смерти успением не было обычным, посмотри, как ученики, услышав это, смущаются и говорят: « Господи! если уснул, то выздоровеет » (Ин. 11:12); так они еще не знали, что значили эти слова. Также Павел говорит к некоторым: « поэтому и умершие во Христе погибли » (1 Кор. 15:18). И еще в другом месте он говорит об умерших: « мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших » (1 Фесс. 4:15); и еще в ином месте: « встань, спящий » (Еф. 5:14); и, дабы показать, что он говорит это о мертвом, прибавляет: « и воскресни из мертвых ». Видишь, как везде смерть называется сном; посему и это место названо усыпальницею, так как и самое это название полезно для нас и исполнено великого любомудрия. Итак, когда ты провожаешь сюда мертвого, не сокрушайся, потому что провожаешь его не к смерти, а ко сну. Этого названия достаточно тебе для утешения в несчастии. Знай же куда провожаешь его, — в усыпальницу; и когда провожаешь, — после смерти Христа, когда узы смерти уже расторгнуты. Таким образом и от места и от времени вы можете получить великое утешение. В особенности же слова наши относятся к женщинам, так как этот пол преимущественно чувствителен и склонен к унынию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

408.  Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18. 3); Лествица. Слово 28, гл. 9. 409. Преподобный Мелетий, в Галисийской горе подвизавшийся. Стихотворение о молитве. Лествица. Слово 28, гл. 21. 410. Лествица. Слово 28, 17. 411. Совет старца, иеромонаха Серафима Саровского. О том, что полезно молиться при закрытых глазах, сказано и в 11 наставлении его, о молитве. Издание 1844 года. Москва. 412. Преподобный Марк Подвижник. О мнящихся от дел оправдатися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 413. Преподобный Григорий Синаит. «О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитву». Добротолюбие. Ч. 1. 414. Ср.: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4. 2). И: …в скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны (Рим. 12. 12). 415. Преподобные Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве. Слово 73. Добротолюбие. Ч. 2 и Лествица. Слово 28, гл. 42. 416. Лествица. Слово 28, гл. 45. 417. Преподобный Максим Капсокаливи. Собеседование с преподобным Григорием Синаитом. Добротолюбие. Ч. 1. 418. Пс. 72. 27. 419. Пс. 108. 7. 420. Преподобный Симеон Новый Богослов. О первом образе молитвы у преподобного Синаита, гл. 131. Добротолюбие. Ч. 1. 421. Лествица. Слово 28, гл. 59. 422. Лествица. Слово 28, гл. 1. 423. Вышеупомянутое стихотворение преподобного Мелетия. Слово о сокровенном делании Феолипта, митрополита Филадельфийского. Добротолюбие. Ч. 2. 424. 1 Цар. 2. 9. 425. Святитель Димитрий Ростовский. Ч. 1. Внутренний человек, гл. 4. 426. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 1. Лествица. Слово 28, заглавие. Согласно сему поучают и другие Отцы. 427.  Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 33). Святой Исаак Сирский. Слово 5. 428.   …пронести … мимо … впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22. 42). 429.  Может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем (Иов. 1. 5). 430. Рим. 8. 26. Святой Исаак Сирский. Слово 21. «Кто достиг (непрестанной молитвы), тот достиг края добродетелей и соделался жилищем Святого Духа», — сказал святой Исаак.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их. (1,32) Человек должен утвердиться в мысли: с Богом он жив, вне Его — мертв. Эта мысль — одна из центральных уже в Моисеевом Завете: «Вот Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор 30,15). Закон и Пророки, псалмопевцы и мудрецы — все они говорят о благословенной жизни праведников и бедствиях, ожидающих рабов греха. Но как в таком случае понять смысл невзгод, постигающих праведников? В ответ на это Кн. Притчй указывает на благотворную роль испытаний: Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его; Ибо, кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему. (3,11-12) Эта последняя, исключительно важная и трудная тема в Притчах только намечена. Наиболее остро вопрос о страдании невинного поставлен в Кн. Иова. Вопросы для повторения 1. Какие черты Кн. Притчей указывают на ее происхождение не только от Соломона? 2. Как первоначально понималась мудрость? 3. Какова истинная мудрость по Кн. Притчей? 4. Каков источник истинной мудрости? 5. Что понимает Кн. Притчей под Премудростью Божией? 6. В чем заключается учение о двух путях? §22 Книга Иова 1. Композиция и сюжет Кн. Иова. Кн. Иова построена как произведение двупланное. Она делится на прозаическую и поэтико-драматическую части. Прозой написаны пролог и эпилог. В прологе (1,1-2,13) повествуется о том, как сатана поставил под сомнение бескорыстность Иова-праведника и получил от Бога право испытать его. Лишившись всех своих богатств, потеряв детей, пораженный тяжким недугом, Иов не ропщет на Бога. Его терпение посрамляет сатану. Эпилог (42,7-17) рисует торжество мужественного страдальца. Господь вознаграждает его восстановлением богатства и рождением новых сыновей, и он умирает «в старости, насыщенный днями». Поэтико-драматическая, основная часть книги (3,1 — 42,6) содержит три цикла бесед Иова с его тремя друзьями, которые пришли выразить ему свое сочувствие. Друзья Иова — Елифаз, Вилдад и Софар — пытаются объяснить ему причину его страданий. Но Иову их утешения кажутся пустым звуком. Он уверен, что невиновен перед Богом. В душе его поднимается «буря сомнений» (свт. И. Златоуст. Письма к Олимпиаде, 2,8). В конце концов Иову является Сам Господь и возвещает о сокровенности Своих путей, непостижимых для смертного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков – Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо допотопный патриарх Енох (наиболее распространенное мнение), о котором сказано, что он живым был взят из этого мира: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ), либо пророк Моисей. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв ( Откр.15–16 )). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни ( Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их...» ( Откр.13:7 ). Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста ( Дан.7:25 ) – три с половиной года. Апокалипсис называет 42 месяца ( Откр.11:2, 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Т. о., продолжительность царствования антихриста составит три с половиной года – ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес.2:8 ). «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, ...оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:20–21 ). Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 275–280; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 344–347; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 291–307. Вопрос 60. Второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Воскрешение мертвых, изменение живых и всеобщий Страшный Суд (Иов.19:25; Мф.19:28; Ин.5:25,28,29; Рим.8:11; 1Кор.15:12–17, 35–38, 42–44, 51–53; 2Кор.5:10; Флп.3:21; 1Фес.4:16–17; Евр.9:27). Вечность Царства Христова. Кончина мира и жизнь будущего века: мздовоздаяние грешникам и праведникам (2Пет.3:7,10,12–13; Рим. 8:19–21; 1Кор.15:24–26; Лк.12:47–48)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

3-й день — наполняется земля: и произвела земля зелень, траву и дерево плодовитое (Быт 1:12). 4-й день — наполняется небо: и создал Бог два светила великие и звезды (Быт 1:16). 5-й день — наполняются моря: и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях (Быт 1:21). Причем и здесь легко усматривается определенная симметрия: порядок наполнения обратен порядку созидания: 1-й день — вода 2-й день — небо 3-й день – земля 3-й день — растительность, покрывающая землю 4-й день — светила небесные 5-й день — морские рыбы и пресмыкающиеся. Эта симметрия усиливается еще тем, что и начальное творение первого дня и творение рыб в день пятый описываются при помощи одного и того же евр. глагола бара‘сотворил’. Творение неба (второй день) и расположенных на нем светил (четвертый день) передаются другим глаголом — аса ‘создал’. Земля же является по слову Божиему после того, как воды, которые под небом, собрались в одно место, но и о растительности не сказано, что Бог сотворил или создал ее, но по слову Божиему ее производит земля (третий день). Такая фигура, когда начало соотносится с концом, второй член с предпоследним, а третий с третьим с конца и т. д., обычно обозначаемая как зеркальный параллелизм, или хиазм, очень характерна для библейского повествования и Ветхого, и Нового Завета. Но что нам до этих фигур, до этих сухих и голых схем, — скажем мы. Но для древних читателей Шестоднева подобная упорядоченность и параллелизм служили признаком совершенства мира и славы его Творца. Как вожделенны все дела Его, хотя мы можем видеть их как только искры! (То есть они не даны нам с откровенной очевидностью, но под покровом тайны — и в мире, и в слове Писания). Все они живут и пребывают вовек Все они парные 6 , одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным: одно поддерживает благо другого, — и кто насытится зрением славы Его? (см. Сир 42:23–26). Иисус сын Сирахов восхищается симметрией. Обнаружить симметрию — хотя бы издали (Иов 36:25), хотя бы как блеск искры (Сир 42:23) — значит узреть совершенство. В ней надежность и благополучие мира, благодаря ей одно поддерживает благо другого, так что все живет и пребывает вовек. И даже то, что мы принимаем за безусловно отрицательное, — зло, смерть и грех — тонет в общей гармонии вселенской взаимосоотнесенности: Как напротив зла — добро, и напротив смерти — жизнь, так напротив благочестивого — грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого (Сир 33:14).

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Мк. 4:37–39. «И поднялась великая буря… А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина». 8 Срока из стихотворения «Комус» английского поэта Джона Мильтона (1607–1674). 9 Пс. 118:105. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей». 10 Пс. 75:11. «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь». 11 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13; Мф. 25:30. 12 Пс.18:2. 13 Ин. 14:8–9. 14 Деян. 17:30. 15 Лк. 23:41. 16 Книга Ф. Бэкона. 17 См. Еф.2:2. 18 См. Еккл. 12:2. 19 Пс. 22:4. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». 20 Ср.. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). 21 Там же. 22 Ср. Ин.1:46: «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» 23 Гал. 1:8. 24 Ср. Пс. 72:25. 25 Пс. 138:18. 26 См. 1 Цар. 3. Речь идет о старом священнике Илии и маленьком Самуиле, которому предназначено было стать великим пророком. Глас Господа, прозвучавший однажды в храме, услышал именно Самуил, а не Илий. 27 См. 1 Цар. 17. Молодой Давид победил великана и воина Голиафа, выйдя на бой с одной пращой без вооружения и доспехов, так как предложенные ему доспехи царя Саула оказались большими и неудобными. 28 См. Мф. 5:25–26. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Кодрант — самая мелкая медная римская монета (грош). 29 Ср. Мф. 10:26; Лк. 8:17, 12:2. 30 См. Лк. 18:10–14. 31 Иов. 2:4. 32 Ин. 20:29. 33 См. Ис. 32:2. 34 Ср. Ис. 28:16; 1 Пет. 2:6; Рим. 9:33; Рим. 10:11. 35 Пс. 15:11. 36 Ср. Ис. 42:3; Мф. 12:20. 37 1 Ин. 4:18. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

2Пар. 6:38 . Езд. 6:12 : «И Бог, Имя которого там обитает...» Неем. 1:11 Н.): «благоговеть пред Именем Твоим». Тов. 3:11 Сарры: «Благословен Ты, Господи, Боже мой и благословенно Имя Твое Святое и славное во веки». Ср. Товита): «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших и благословенно Имя Твое Святое и славное во веки. Товита): «Благословен Ты Боже и благословенно Имя Твое во веки и благословенны все святые ангелы Твои». Ангела): «Доброе дело – благословлять Бога, превозносить Имя Его и благоговейно проповедовать о делах Его» Товита): «Многие народы издалека придут к Имени Господа Бога с дарами в руках, с дарами Царю Небесному». Иудифь. 9: 8 : «Господь Имя Тебе, сокруши же их крепость силою Твоею...». 16:1: «И сказала Иудифь: возносите и призывайте Имя Его». Иов. 1:21 : «Да будет Имя Господне благословенно». Пс. 5:12 : «И похвалятся о Тебе, любящие Имя Твое». 7:18: «Пою Имени Господа Вышнего». 8:2, 10: «Господи Боже Наш, яко чудно Имя Твое по всей земле». 9:3: «Пою Имени Твоему, Вышний». 9:11: «Да уповают на Тя знающие Имя Твое». 19:2: «Защитит тя Имя Бога Иаковля». 19:2: «Во Имя Бога Иаковля возвеличится, – во Имя Господа нашего призовем» (8). 21:23: «Повем Имя Твое братии моей». 24:11: «Ради Имени Твоего, Господи очисти прегрешение мое...». 28:2: «Принесите Господеви славу Имени Его». 32:21: «И во Имя Святое Его уповахом». 44:18: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде». 47:11: «По Имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли». 53:3: «Боже, во Имя Твое спаси мя. Исповемся Имени Твоему, Господи, яко благ» (8). 60: 9: «Тако воспою Имени Твоему во веки». 42:5: «Во Имени Твоем воздену руки мои». 45:2: «Пойте же Имении Его». 67:5: «Воспойте Богу, пойте Имени Его, превозносите восшедшему на западе, Господь Имя Ему». 48:31: «Восхвалю Имя Бога моего с песнию ... и любящий Имя Твое вселится в Нем» (37). 71:17: «Будет Имя Его благословенно во-веки, прежде солнца пребывает Имя Его ... и благословенно Имя Славы Его во-веки» (19). 73:10: «Раздражит противный Имя Твое до конца...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Вот износится служителями алтаря и Св. Евангелие , как образ Спасителя, несущего Свой крест на Голгофу! И как многознаменательна здесь песнь, оканчивающая первую часть вечерни: «Свете тихий святыя славы, – пришедше на запад солнца, – поем Тебя, живот даяй!..» В начале чтений, или «паремий» и т.д., поются, как обыкновенно, «прокимны» изображающие страдания Господа : «Разделиша ризы моя себе, и о одежде моей меташа жребий». «Боже, Боже мой, вскую оставил мя еси? – Суди, Господи, обидящия мя», и т. п. Но не об уничижении Бога во плоти говорит 1-я и 2-я паремия! В 1-й ( Исх.33.11–23 ) Господь Бог вещает Моисею, который глаголал Ему: «Покажи мне славу Твою», – «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых… ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе)». А во 2-й паремии ( Иов.42:12–16 ) представляется, как беспримерные страдания и терпение Иова вознаграждены от Бога и беспримерными милостями… Итак вот причина и цель крестных страданий Иисуса Христа! Как Сын Божий, Он имел у Отца неприступную славу прежде сложения мира. Но Он благоволил воспринять на Себя непричастное греху естество человеческое, обесславленное у нас грехом, и путем крестным паки вошел в славу Свою, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.2.10 )! При такой мысли, первые две паремии проливают особливый свет на последующие чтения. Из них первое: пророчество Исаии о крайнем уничижении и страданиях Искупителя ( Ис.52:1–15, 53:1–12, 54:1 ). Затем возвещается слово крестное божественного апостола: «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Наконец, св. апостол и евангелист Матфей благовествует о предании, осуждении, многоразличных муках – перед распятием и на кресте, и напоследок – о погребении Господа Иисуса. Здесь естественный переход к третьей части рассматриваемого богослужения, посвященной исключительно воспоминанию погребения Спасителя. И после обычных вечерних ектений – перед чтением и после чтения «Сподоби Господи», – начинаются самые умилительные погребальные песни .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 3  голоса:  5.0 из  5) Здравствуйте! Мне в этом году исполняется 40 лет. Родственники в один голос твердят, что нельзя отмечать сорокалетие. Есть ли в этом смысл? Некоторые связывают число 40 – это как сороковины. Как поступить? День рождения – 1 июля. Спасибо. Галина Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Мнение, что нельзя отмечать сорокалетие, является обычным суеверием. Порождено оно совершенно произвольной ассоциацией. Общая причина появления таких предрассудков — отсутствие подлинной воцерковленности. Если мы начнем изучать Священное Писание, то увидим, что число 40 многократно там упоминается. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. В результате число 40 выражает собой совершенную полноту. – Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп ( Быт.7:17 ). – Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку ( Быт.25:20 ). – Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет ( Исх.16:35 ; Чис.14:33 ; Втор.8:2 ). – На три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет. Сорок дней и сорок ночей он провел на горе Синай ( Исх.24:18;34:28 ). – После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение ( Лев.12:2, 4 ). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40 + 40). – Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю ( Нав.14:7 ). – После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом покоилась земля сорок лет ( Суд.3:1–11 ). Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (см.: 1Цар.17:16 ). – Цари Давид и Соломон правили по сорок лет ( 2Цар.5:4;15:7 ; 3Цар.2:11 ; 3Цар.11:42 ).

http://sueverie.net/sorok-let-v-obed.htm...

4 . Каждая душа, облеченная в человеческое тело, имеет свою «скверну». Но должно тебе знать, что Иисус осквернился по Своей воле, ибо принял человеческое тело ради нашего спасения. Послушай пророка Захарию, который говорит: «Иисус же одет был в запятнанные одежды» ( Зах.3:3 ). Этими словами он опровергает высказывания тех, кто утверждает, что у Господа нашего было не человеческое тело, а небесное или духовное. Но если Его тело имеет небесную или, как они ошибочно утверждают, звездную или какую-либо другую совершенную и духовную природу, то пусть объяснят, как духовное тело может запятнаться, или дадут свое толкование стиха, который мы только что прочитали: «Иисус же одет был в запятнанные одежды». Но если они считают, что «запятнанные одежды» означают духовное тело, то тогда им следует утверждать, что исполнилось сказанное в пророчестве, то есть «сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:44 ), что мы воскресаем запачканными и запятнанными. Грех – думать так, особенно принимая во внимание, что в Писании сказано: тело «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). 5 . Итак, должно было за нашего Господа и Спасителя, Который «одет был в запятнанные одежды» и воспринял земное тело, принести предписываемые законом жертвы, чтобы омыть скверну. Часто у братьев возникает вопрос, и здесь я снова обращусь к нему. Младенцев крестят «для прощения грехов». Каких грехов? Когда они согрешили? И какое иное объяснение крещального омовения можно применить к детям, кроме того, о котором мы говорили выше? «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов. 14:4 ). В таинстве крещения скверна рождения смывается, и поэтому крестят и младенцев, ибо «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). 6 . Сказано: «Когда исполнились дни очищения их…» ( Лк.2:22 ). Исполнились дни и таинственно. Ибо не тотчас после рождения душа очищается, не может она обрести совершенное очищение и в самом рождении, но как записано в законе: «Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста… и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих» ( Лев.12:2, 4 ); но так как «закон духовен» ( Рим.7:14 ) и имеет «тень будущих благ» ( Евр.10:1 ), то мы можем понять, что истинное очищение наступит в конце времен. Я думаю, что и после воскресения из мертвых нам необходимо будет таинство очищения, чтобы омыться – ибо никто не сможет воскреснуть, не имея на себе скверны, – и ни одна душа сразу не освободится от всех пороков. Поэтому таинство крещения состоит в перерождении; и как Иисус согласно устроению плоти был очищен жертвой, так и мы очищаемся духовным перерождением.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010