Души людей моих уловляете, и свои души снабдеваете. Поддерживаете свою жизнь, а их оскверняете, (19) горсти ради ячмене, и ради укруха хлеба, еже избити души, которым не должно было скорбеть, и которые не заслуживали смерти. (20) Се Аз на возглавия ваша: отторгну я от мышцей ваших тем, что будете пленены. И послю на свободу души, которые уловляли вы своими чародеяниями и обаяниями. (22) Понеже развращаете сердце праведнаго неправедно. Вы поражаете сердце человека простого своими предвещаниями и волхвованиями (ибо по такому предвещанию Иеремию ввергли в ров - Иер.38:6), и лживостью своею приводите в скорбь сердце праведника, которого Я не ввергал в скорбь; потому что он не Мною заключен в узы, и Я ниспосылаю бедствия на тех из народа Моего, которые грешили, а не на тех, которые сокрушаются о беззаконии людей моих. Глава 14 (9) И пророк аще прельстится, и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того, т.е. воспретил ему прельститься. И потреблю его от среды людей Моих; потому что сам он обольстил себя и утвердился в обольщении сердца своего, и пророчествовал и говорил, что не было ему сказано. (14) И аще будут среди ея, Ное и Дангил, и Иов, (16) ни сынове, ни дщери их спасутся в то время как наведу на них четыре мести. Ни Ной, который спас сыновей и жен их, ни Иов, который исходатайствовал помилование друзьям, ни Даниил, который в Вавилоне спас мудрецов и товарищей своих, хотя и были услышаны они в свое время, не спасли бы ни сынов, ни дщерей. (21) Вот навожу четыре мести, т.е. четыре страшные бедствия на Иерусалим. (22) Тии изыдут к вам, (23) и утешат вас, понеже узрите пути их, и помышления их, т.е. после того, как Иерусалим поражен будет мечом, голодом, лютыми зверями и смертью, спасенные праведники породят сынов и дщерей, подобных им, и вы увидите дела сынов их, и утешитесь. Глава 15 (2) Что было бы древо лозное от всех древес? Виноградная лоза среди дубравных дерев есть Израиль; виноградные ветви - колена его; дубравные же дерева - язычники. (4) Две лозы истребил огнь, т.е. или дом Ефремов и дом Рувимов, или Израиля и Иуду, или еще царство и священство. Сердцевина повреждена, так что не может расти и давать плоды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1087...

И десятью рогами оснащен зверь-диавол. О их значении см. ст. 12–17. Описав зверя, Иоанн начинает описывать вид жены-блудницы, сидящей на звере. Жена-блудница вполне соответствовала своим видом тому, на ком она сидела. Откр.17:4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. Все одеяние блудницы указывает на царскую и гордую роскошь и является символом ее самодержавия над всеми народами. Это и указание на несметные богатства города-блудницы. Его будут населять подобные тому человеку, который «был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» ( Лк. 16:19 ). На багряном звере – жена, облеченная в багряницу. Это означает, что царскую власть над всеми народами и богатство город получит от сатаны, зверя, на котором сидит. Богатство и царская власть над народами древних Вавилона и Рима были прообразами богатства и царской власти великого города-блудницы кончины века. И держала жена-блудница золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. Как из золотой чаши будет этот город пить и впитывать в себя все мерзости и нечистоты и наполнять ими все народы. Чашей означена сладость лукавых дел перед испитием их. А то, что чаша золотая , означает богатство, роскошь и многоценность, с которыми сопрягаются лукавые дела. Чаша мерзости блудницы, это – крайнее развращение общества к кончине века. О человеке последнего времени будет правомерно сказать словами Елиуя об Иове: «Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?» ( Иов. 34:7–8 ). Как перед потопом во дни Ноя люди «ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:38–39 ). Люди великого города будут беспечно пить мерзости из золотой чаши блудодеяний. Но вот последний праведник вступит в спасительный ковчег Церкви, и тогда изольется на Вавилон огненный дождь, и блудница «будет сожжена огнем» (18,8). Но это – будет, а пока – чаша мерзости подносится к устам, сверкает золото, в греховном увеселении забыто все.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иов же дерзает постичь Божий замысел, “исследованием найти Бога”. Возвеличившись духом, он искушаем славой: тем, что ждали его “как дождя”, что он “назначал пути” и сидел во главе, и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих (29:23,25). Вот суть человеческого титанизма — претензия спасти мир, решение задач мирового масштаба, но бессилие и слепота в отношении собственного удела. “Нечестие” Иова потому и относится к Богу, что он решился сам “назначать пути” и утешать плачущих. И потому Бог спрашивает Иова: Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И далее: Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя (40:4–9). Уничижает ли Бог Иова? Перед этим Он вопрошал его с насмешкой о вещах непостижимых, о тайнах творения: Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти и видел ли ты врата тени смертной? Где путь к жилищу света и где место тьмы? (38:16,17,19) 33 . Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? (39:32). На это Иов отвечает: Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои (39:34). Так и мы полагаем руку на уста наши, ибо не ведомо нам, каким был создан мир. А Бог говорит Иову и нам о “чудищах”, о бегемоте и левиафане, коих называет “верхом путей Божиих”, точно посмеиваясь. Ответ Бога Иову — левиафан! Восставшему в гордыне дерзновенной, Лишенному владений и сынов, Простертому на стогнах городов, На гноище поруганной вселенной, Мне — Иову — сказал Господь: “Смотри: Вот царь зверей, всех тварей завершенье — Левиафан! Тебе разверзну зренье, Чтоб видел ты как вне, так и внутри Частей его согласное строенье И славил правду мудрости Моей”. Вот главное содержание слов Бога по мысли Максимилиана Волошина. И как бы странно ни казалось, этот образ Рыбы-Ки­та — удивительное соответствие и выражение всей совокупности представлений о творении, мироустройстве и предназначении человека.

http://pravmir.ru/kniga-iova-popyitka-in...

Ласточка, не учась, знает, как вить гнездо. Ежик тоже не ходит в школу, но строит себе жилище с двумя выходами. Все животные, не учась, владеют уменьем обеспечить жизнь себе и потомству. Но самое главное, все ремесленники научились мастерству у природы и у животных, а не животные у человека. Какая скверная вещь гордыня Перестаньте так безрассудно [упиваться] своей гордыней, ибо это начало и корень любого греха. Как говорит Сирах, «начало греха – гордость» ( Сир.10:15 ). Ведь она ненавистна не только Богу, но и людям. По его же словам, «гордость ненавистна и Господу и людям» ( Сир.10:7 ). Причем во всем: в делах, во внешнем виде, в манерах и даже в словах. Поэтому прекратите гордиться тем, что вы самый преуспевающий и образованный мастер. Как советует Сирах, «не согрешай гордым словом» ( Сир.32:14 ). Скажу вот еще что. В уме и помыслах старайтесь не грешить. «Мерзость пред Господом», – говорит Соломон, – «всякий надменный сердцем» ( Притч.16:5 ). Дабы Бог не наказал вас за самопревозношение и не ослепил вас, чтобы вы не могли видеть свою работу: «Очи надменные унижаешь» ( Пс.17:28 ), чтобы Он не покалечил и не сокрушил ваши руки так, что вы не сможете работать: «Мышцу же гордых сокрушит ли еси?» ( Иов.38:15 ) 111 . А славу и имя, которое вы получили благодаря своему успеху. Он сотрет и уничтожит: «Сокруши нечестивых на местах их» ( Иов.40:7 ). Так вы будете уничижены перед людьми: «И уничижением от гордых» ( Пс.122:4 ) 112 . Что к этому добавить еще? Не гордитесь, чтобы ни жена, ни чада ваши, ни весь ваш дом не опустел и не был уничтожен, как написано: «Так опустеет и дом высокомерного» ( Сир.21:5 ). Всю славу нужно воздавать Богу Всю славу должно воздавать Богу. Он даровал вам жизнь, знания, орудия труда, чтобы вы научились мастерству и преуспевали в трудах. Но все эти дары Бог отдал людям. Только славу оставил главным образом и прежде всего Себе: «Не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ). И это совершенно справедливо. Ведь Бог – первопричина всех благ и для ангелов, и для людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

– Но за что страдает Русский народ и Русская Церковь , и почему Бог не пресечет зло, видимо торжествующее почти повсюду над добром? – спрашивают теперь многие. Этот последний вопрос, взятый в мировом масштабе волнует человечество с давних времен. «Рассказывают, читаем мы в «Отечнике», что Антоний Великий , будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи, отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, а другие умирают в детском возрасте? Отчего одни бедны, а другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обладают земнымн благами, а праведники угнетаются бедностью и нищетою?» Долго занят был он этим размышлением и пришел к нему глас: «Антоний, внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно». Подобный ответ услышал некогда в грозе и буре и невинный страдалец Иов, который хотел защищать свое дело пред Богом. Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж. Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя. Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли ты возгреметь голосом, как Он» ( Иов.38:1–3; 40:3–4 ). Сами друзья Божии не могли постигнуть судеб Промысла в ходе мировой истории. Царь и Пророк Давид едва не поскользнулся стопами своими, размышляя над этой тайной ( Пс. 72:2–5 ). Смущала она и сердце патриарха Авраама, когда последний взывал к Божию милосердию, при виде осужчных городов Содома и Гоморры, и пророков Иону и Илию, требовавших у Бога наказания для нечестивых; и Екклезиаста, видевшего, что не проворным достается успешный бег, не храбрым победа, не мудрым хлеб и не у разумных богатство ( Еккл. 9:11 ). Праведные мужи знали, что чистым очам (Божиим) не свойственно глядеть на злодеяние, и недоумевали, почему Господь смотрит на злодеяние и безмолствует ( Авв. 1:13 ). Пророк Иеремия простер свое дерзновение до того, что пытался состязаться с Самим Владыкою и Промыслителем мира, Которому приносил жалобу на Его же собственные суды на земле: Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою: и однако же Господи, буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых спеется и все вероломые благодушествуют?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Относительно состояния душ, перешедших в шеол, так называемые психопаннихиты утверждали, что, по воззрению Ветхого Завета, они лишены сознания и чувства, находятся как бы во сне или оцепенении 162 . Основанием для такого утверждения служат частое название смерти сном ( Втор.31:16 ; 3Цар.2:10 ; Иов.7:21 ; Иов.14:12 и др.) и прямые будто бы указания на то, что души умерших лишены в шеоле всякого сознания и деятельности. Сюда относятся горькие сетования священных писателей на то, что души умерших уже не могут ни помнить Бога, ни хвалить Его ( Пс.6:6 ; Пс.29:10 ; Ис.38:18 и др.), и особенно два места в кн. Екклезиаст. В первом из них говорится: Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, чем мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния ( Еккл.9:4–5 ); в другом же: Все что может рука твоя делать, по силам делай: потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости ( Еккл.9:10 ). Не смотря, однако, на столь веские, по-видимому, доказательства в пользу существования в Ветхом Завете представления о загробном существовании как сне, это мнение оказывается решительно несостоятельным. Сравнение смерти со сном, весьма естественное по внешнему сходству этих двух явлений, относится к телу человека, которое покоится в земле, а не к душе, которая, как дух, не может нуждаться в отдыхе, как замечает еще Тертуллиан 163 . Те места, где говорится, что мертвые не прославляют и даже не вспоминают Бога, могут быть легко объясняемы, как следствие общего мрачного взгляда на шеол, и не могут служить решительным доказательством сна душ умерших. Что же касается мест из Екклезиаста, то они, сами по себе будучи решительными свидетельствами в пользу разбираемого мнения, теряют свою силу, если мы обратим внимание на то, что в конце своей книги Екклезиаст приходит к признанию загробного воздаяния, а это было бы решительно невозможно, если бы он утверждал за умершими душами существование, лишенное всякого чувства и сознания 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Прежде пришествия Христова смерть называлась смертью. « В день, в который ты вкусишь » от древа, сказано, « смертью умрешь » (Быт. 2:17); и еще: « душа согрешающая, та умрет » (Иез. 18:20). И Давид говорит: смерть грешников люта (Пс. 33:22); и еще: « дорога в очах Господних смерть святых Его! » (Пс. 115:6). Также Иов: смерть мужу покой (Иов. 3:23). И не только смертью она называлась, но и адом. Послушай Давида, который говорит: « Но Бог избавит душу мою от власти ада, когда примет меня » (Пс. 48:16); и Иаков: « сведете вы седину мою с печалью во ад »   (Быт. 42:38). Такие названия имела наша кончина прежде; но когда пришел Христос и умер за жизнь мира, то смерть уже не называется смертью, а сном и успением. А что она действительно называется успением, видно из того, что Христос сказал: « Лазарь, друг наш, уснул » (Ин. 11:11). Не сказал: « умер », хотя тот уже был умершим. И дабы тебе знать, что это название смерти успением не было обычным, посмотри, как ученики, услышав это, смущаются и говорят: « Господи! если уснул, то выздоровеет » (Ин. 11:12); так они еще не знали, что значили эти слова. Также Павел говорит к некоторым: « поэтому и умершие во Христе погибли » (1 Кор. 15:18). И еще в другом месте он говорит об умерших: « мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших » (1 Фесс. 4:15); и еще в ином месте: « встань, спящий » (Еф. 5:14); и, дабы показать, что он говорит это о мертвом, прибавляет: « и воскресни из мертвых ». Видишь, как везде смерть называется сном; посему и это место названо усыпальницею, так как и самое это название полезно для нас и исполнено великого любомудрия. Итак, когда ты провожаешь сюда мертвого, не сокрушайся, потому что провожаешь его не к смерти, а ко сну. Этого названия достаточно тебе для утешения в несчастии. Знай же куда провожаешь его, — в усыпальницу; и когда провожаешь, — после смерти Христа, когда узы смерти уже расторгнуты. Таким образом и от места и от времени вы можете получить великое утешение. В особенности же слова наши относятся к женщинам, так как этот пол преимущественно чувствителен и склонен к унынию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пресвятая Дева Мария, произносящая: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38), есть Богородица, вышши всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши (акафист Пресвятой Богородице), честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим (песнь Богородице), Царица Небесная, Пресвятая Владычица (канон молебный к Богородице). Рабами Божиими, или рабами Господними, называются в Священном Писании исключительно праведники, святые: Авраам (см.: Быт. 18, 3), Лот (см.: Быт. 19, 19), Моисей (см.: Исх. 14, 31; Нав. 1, 2), Исаак и Иаков (см.: Исх. 32, 13), Давид (см.: 3 Цар. 8, 28), пророк Илия (см.: 3 Цар. 18, 36), Иов (см.: Иов 1, 8), апостолы Павел (см.: Рим. 1, 1; Гал. 1, 10; Флп. 1, 1), Иоанн (см.: Откр. 1, 1), Петр (см.: 2 Пет. 1, 1), Иаков (см.: Иак. 1, 1), Тимофей (см.: 2 Тим. 2, 24), апостол Иуда (см.: Иуд. 1, 1) и другие. Именно в " рабстве Господу " реализуется их духовная свобода. Для новозаветных праведников – это свобода нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 10, 11). Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (1 Кор. 7, 22). Рабство Христу означает освобождение от греха (Рим. 6, 22), от смерти (ср.: Рим. 6, 23), от ига рабства (ср.: Гал. 5, 1), от рабства тлению (Рим. 8, 21), рабства похотям (ср.: Тит. 3, 3), рабства человекам (1 Кор. 7, 23). Однако это блаженное рабство Христу, это несение Его легкого бремени и благого ига (ср.: Мф. 11, 30), это отвержение духа рабства (Рим. 8, 15) греху и тлению происходит в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21), означает принятие Духа усыновления (ср.: Рим. 8, 15), и уже сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим. 8, 16). Посему всякий раб Христов уже не раб, но сын (Гал. 4, 7), чадо Божие (ср.: Ин. 1, 12; Флп. 2, 15), чадо возлюбленное (ср.: Еф. 5, 1), чадо света (ср.: Еф. 5, 8). Сам Господь говорит Своим ученикам: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 14–15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

( Пс.101:26–28 ). Свидетельство о мирохранении Божием ясное: все в мире, как несамобытном, способно к разрушению, однако если мир доселе пребывает, каким создан, то потому, что сохраняется и будет сохраняться силою своего Создателя, пока будет Ему угодно, – до предназначенного дня, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ( Мф.24:29 ; сн. 2Пет.3:4–11 ). Сохраняя бытие вселенной вообще. Бог сохраняет в бытии и действии дарованные природе силы. Он Сам еще в начале уставы неба и земли ( Иер.33:20–25; 31:35 ; Иов.38:9–11 ; Пс.148:6; 118:89–91 ) утвердил, по которым действуют стихийные силы (сама материя, как неодушевленная и неразумная, не может ни дать себе законов, ни определить взаимное отношение сил и явлений природы), и по которым с тех пор все течет неизменно, так что впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт.8:22 ), и вообще сохраняется целость и благоустройство мира. В зависимости от Его вседержащей силы находятся все производимые ими явления, почему священные писатели, когда хотят указать, последнюю причину известных явлений в мире вещественном, выражаются: Бог возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих ( Пс.134:7 ), послает источники в долины..., напояет горы с высот Своих ( Пс.103:10, 13 ), произращает траву, и зелень… Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские ( Пс.103:14, 16 ) и под. Отсюда, если бы Он (Бог), как исповедует умнейший из друзей Иова (Елиуй), обратил сердце Свое к Себе, и взял к себе дух ее и дыхание ее (вселенной), вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах ( Иов.31:14–15 ; сн. Прем.11:25–27 ). Согласно с откровением древние отцы церкви учили, что, если мир существует, то потому, что сохраняется Богом. «Всякое сотворенное естество, – говорил св. Василий Великий , – и видимое, и представляемое умом, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении». 242 «Все оживляет Он, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Так евангелист Марк изобразил прославление Господа Иисуса, по Его человечеству, чрез вознесение человеческого естества в пренебесную Божескую славу: Господ же убо, по глаголании Ею к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ). 4. Толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя. «Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнее пред ними наследовал имя». Апостол, показав Божеское величие Иисуса Христа чрез раскрытие Его отношения к Богу Отцу, к миру и человеческому роду, затем показывает Его величие и по сравнению с Ангелами. Цель этого та, чтобы далее в послании раскрыть Евреям несравненное превосходство Евангелия перед законом Моисеевым, который дан был при посредстве Ангелов. Апостол показывает несравненное превосходство Иисуса Христа пред Ангелами по самому имени Его, то-есть по имени Сына Божия. Святый Павел допускает достоинство Ангелов по их преимуществу пред прочими творениями, и по их наименованиям, так как они называются Ангелами и слугами всевышнего Бога ( Иов.38:7 ; Евр.1:14 ), и именуются по их достоинству или по их внутренним свойствам и по образу их служения, – Херувимами, Серафимами, Престолами, Властями, и проч., также сынами Божиими ( Иов.1:6; 2:1 ) 28 (наименование сынов Божиих употреблено в несобственном смысле). Но Иисус Христос, по Божеству своему, есть истинный единородный, предвечно от Отца рожденный Сын, единосущный Отцу и равный Ему по Божеским совершенствам; а потому Иисус Христос и по человечеству Своему, с Божескою Ипостасью нераздельно соединенному, и за претерпение смерти славою и честию венчанному, также есть несравненный Сын Божий: Бог Отец «посадил Его на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Еф.1:20–23 . Сл. Флп.2:9 ). 5. Кому бо рече когда от Ангел: Сын мой еси ты, Аз днесь родих тя? И паки: Аз буду Ему в Отца, и Той будет мне в Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010