Сила, как Божественный и духовный принцип, получает полное признание в Новом Завете. В молитве Господней, в славословии говорится: «Яко Твое есть Царство и Сила и Слава " … Ап. Петр говорит: «Бог Духом Св. и Силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворяя и исцеляя всех» (Деян. Апост. 10, 38). Ап. Павел говорит: «Бог воскресил Господа силою Своею, воскресит и нас» ( I Kop. 6, 14 ). Сам Христос есть Сила и Премудрость Божья ( I Kop. 4, 20 ). Апостол собирается испытать в верующих не слово, а силу ( I Kop. 4, 20 ), и слово Иисуса есть «для нас спасаемых-сила Божья» ( I Kop. I, 18 ). Характерно в устах апостола отождествление духа и силы: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, а на Силе Божьей». ( 1Кор. 2, 4–5 ). И благодать, которою был одарен апостол, была «действием Силы Его» (Ефес.З, 7), и «Бог действует в нас Силою Своею» ( Ефес. 3, 20 ). Преображение тел верующих совершается силою Христа ( Филип. 3, 21 ). Вера христианская есть вера в Силу Бога: «В Нем (Христе) вы совоскресли верою в силу Бога» ( Колос. 2.12 ). Благовествование совершается не в слове только, «но в силе и Св. Духе» (I Фессал. 1, 5). Отец творит силою Сына и Его же силою держит все ( Евр. 1,3 ). Христос, по ап. Павлу, есть не только творящая и сохраняющая, но и сила очищающая, спасающая, преображающая и искупляющая. Сам Христос называет Бога Силою: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы» (Матв. 26, 64). Чудеса и знамения суть проявления Силы: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно они во вретище и пепле покаялись» (Матв. 11, 21). В Ветхом Завете говорится о Силе: «Бог препоясует меня силою» (2-я кн. Царств 22, 33). «У Него мудрость и сила, Его Совет и Разум ( Иов. 12, 13 ). «Десница Господня творит силу» ( Пс. 118, 15 ). Дионисий Ареопагит говорит о Силе Божьей71, что она распространяется повсюду и участвует во всем. Нет ничего без этой силы, имеющей умную, логическую, чувствительную, жизненную и субстанциальную силу. Ангельские чины получают от Нея свои силы, свою бессмертную духовную подвижность, свое стремление к добру. Она изливается на людей, на животных, на растения и на всю природу и усиливает дружбу (любовь) и общение друг с другом. Она держит порядок небесных светил и астральных сущностей. Она сохраняет существенные для всех их силы, обеспечивая всему место, давая обожение. Она положила иерархию для спасения и обожения всех умственных и логических сущностей. 87

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Был муж благочестием Иов.1:1,8 , богатством Иов.1;14–17 и достоинством Иов.29:7–11,20–25 пред всеми другими славен, и притом в земле Авситидийской Иов.1:1 , которая есть в пустой Аравии, в северной стороне оной; ибо одна сия страна Авситидийскою называется, подле коей лежит Халдея, с которою что отечество Иовлево было смежно, то уже доказано. А что Иов действительно был, и повествуемое о нем не есть вымышленное, как думают многие из древних евреев и некоторые из христиан, то несомнительное: ибо 1) Иаков о Иове говорит так, как о лице Иов.5:11 , и Бог о нем вместе с Ноем и Даниилом упоминает Иез.14:14,20 ; и 2) историческое повествование ничего такого не содержит, чтобы должно было почесть за вымысел, но все имеет свойства истинной истории, понеже и названия стран объявляются: упоминаются жена, дети и друзья Иовлевы; ясно показываются непорочность, богатство, достоинство, оскорбления, жизнь и смерть его, и таковые исторические принадлежности везде прилагаются, которые в притчах обыкновенно опускаются. Что ж касается до времени сей истории, она прежде исхода Израильтян из Египта и законодаяния Моисеева случилась. Заключаем сие, 1) из жертв, принесенных самим Иовом, против предписания закона обрядового. Иов.1:5 . – 2) Из молчания о чудесах, кои Бог как в Египте, так и по изшествии Израильтян сотворил. – 3) Из учащения и образа Божиих откровений, Иову и его друзьям учиненных. Иов.4 :12с; 33:15с; 38:1; 42:5,7. – 4) Из простейшего рода идолопоклонства. Иов.31:26 . – 5) Из лет Иовлевых; ибо он жил до 200 лет Иов.1:2 . смотри Иов.42:16 , которых предел во время Моисея был кратчае Пс.89:10 ; и по сему он был правнук, или праправнук Нахоров от сына Окса. IV. Содержание Повествует жесточайшие оскорбления, насланные Богом на благочестивого Иова, терпение и слабость Иовлеву в оных, разговоры, которые Иов со своими друзьями имел, и радостнейшее окончание, каковое его оскорбления имели; а сила разговоров другов Иовлевых содержится в сем умословии. Правосудный Бог праведникам благодетельствует, а грешников наказует; но Иов весьма жестоко наказывается от Бога; следовательно Иов есть грешник, и за свои грехи заслужил наказание, и потому должен покаяться, или свои грехи признать и оплакать. Иов ответствует на первую посылку, что Бог не только на грешников, но и на праведников бедствия насылает, дабы испытать их веру, терпение и прочие добродетели, и чтобы слава Божия в удивительном оных избавлении была явственнее. Но мнение свое по тяжести болезни и по подозрению на друзей в некоторых местах защищает изречениями суровыми. Сие весьма важное рассуждение окончал Елиус четырьмя речами, приведши всех в молчание, которые речи наконец сам Бог одобрил.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Удивительный Соломон в книге «Иов» говорит как бы от лица Божия: «Препояшь как муж чресла твои, Я буду спрашивать тебя, а ты отвечай Мне: Где ты был, когда Я основал Землю? Ответь Мне, если знаешь, что такое разум» ( Иов.38:3,4 ); «Когда появились звезды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои и воспели» ( Иов.38:7 ); «Я заградил море воротами» ( Иов.38:8 ); «положил ему пределы» ( Иов.38:10 ); «И сказал ему: до сих пор дойдешь и не перейдешь, но в тебе сокрушатся волны твои» ( Иов.38:11 ); ответь мне: Ты ли, взяв прах с земли, создал животное и говорящим поставил его на Земле? (ср. Иов.38:14 ); «По следам бездны ходил ли ты? Отверзаются ли тебе со страхом врата смерти, привратники же адские, увидев тебя, ужасаются ли?» ( Иов.38:16– 17 ). В ответ Господу Иов говорит: «Знаю, что Ты все можешь, нет для Тебя невозможного ничего» ( Иов.42:1–2 ); «Слухом уха слышал я о Тебе прежде, ныне же око мое видело Тебя» ( Иов. 42:5 ). Обрати внимание на следующее: как Давид одним броском из пращи сокрушил голову неодолимого и непобедимого варвара того, Голиафа (см. 1Цар.17:40–50 ), так и всю вашу твердыню одно это изречение разрушило. Все прочие слова, то есть: «Где ты был, когда Я основал Землю?», и «Когда появились звезды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои и воспели», и «Я заградил море воротами», и «Ты ли, взяв прах с земли, создал животное и говорящим поставил его на Земле?», – несомненно представляют все сотворившего Бога. А вот слова «Отверзаются ли тебе со страхом врата смерти, привратники же адские, увидев тебя, ужасаются ли?» к кому можно отнести, если не к распятому по плоти Богу, увидев которого, адские стражи, демоны, ужаснулись и, как воск при виде огня, по словам Давида, растаяли и, как дым, исчезли (ср. Пс.67:3 )? Ведь Он имел как будто неодолимую для них власть, и Он повелевал, а они исчезали, а те, кем они владели, от уз освобождались. Также и хозяевам ада Он нанес тяжелую рану, властно схватив их, связав и сковав неразрешимыми оковами. С этими изречениями согласуются слова Давида, поющего: «Плоть моя найдет пристанище в надежде, что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть истление» ( Пс.15:9,10 ), – слова, предсказывающие посмертное схождение Христа в ад и последовавшее затем воскресение Его со властью. Ибо у кого, кроме Христа, из тех, кто умер за все века, не растлилось тело? Его же тело, претерпев гибель, то есть отделение от обитавшей в нем умной души, нисколько не подверглось разрушению или распаду. Ибо Он восстал на третий день, как из утробы морского зверя Иона, тоже прообразующий Его погребение и тридневное воскресение (см. Мф.12:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

В общем, язык книги Иова составляет еще одну из ее загадок. Другая трудность связана с наличием в этом произведении комплекса внутренних противоречий, таких, к примеру, как несоответствие исторического «фона» книги ее содержанию. По множеству признаков описываемые в книге события разворачиваются в эпоху патриархов (от Авраама до переселения в Египет). Главные среди этих признаков — упоминание кеситы — металлического слитка, использовавшегося в качестве денежной меры (Иов 42:11), отсутствие священства (Иов. 1:5), древний способ письма вырезанием букв на камне (Иов. 19:23—24). В Септуагинте и церковно-славянской Библии содержится приписка к последним стихам книги Иова, взятая из «сирской книги». В ней Иов называется «пятым от Авраама» и отождествляется с Иовавом, царствовавшим в Эдеме во времена патриархов (Быт. 36:33).    С другой стороны, религиозно-этическая проблематика и литературный стиль книги ставят ее в один ряд с произведениями совсем другого периода — времени расцвета еврейской литературы и поэзии. Недаром она как в христианском, так и в иудейском каноне включена в один раздел с книгами, приписываемыми Давиду и Соломону (Притчи, Псалтырь, Песнь песней и др.), — в раздел, называемый «учительные книги» у христиан, кетубхим — у иудеев. Она не только обнаруживает близость с ними по дидактической своей форме и языку, но совершенно совпадает с ними в отдельных и характерных пунктах вероучения. Наблюдаются многочисленные параллели между этими книгами в учении о Премудрости Божией, участвующей в творении мира (Иов 28 — Прит. 8:9), о преисподней (Иов 26— Прит. 15:11) и загробной участи человека (Иов 7:9—10; Иов 14:2, 12 — Пс. 143:4, 145:4; Еккл. 3:19—20; Еккл. 12:7), о власти Божией над стихиями (Иов 38:8—11 — Пс. 103:9; Прит. 8:29) и т.п. Но наиболее очевидное сродство с произведениями, написанными в век Соломона и позже, проявляется в том, что в книге Иова полногласно звучит тема личной ответственности перед Богом и связанная с ней проблема мздовоздаяния — тема, чуждая эпохе патриархов и судей, но весьма часто встречающаяся, в той же постановке, что и в книге Иова, в учительных книгах и в книгах великих пророков. Подробнее об этом будет сказано в главе 4.    Лингвистический анализ текста не позволяет сколько-нибудь надежно утверждать, что книга Иова написана до Вавилонского плена, равно как и после него, в связи с чем сторонники допленного и послепленного происхождения книги вынуждены прибегать к косвенным и не слишком убедительным доводам для отстаивания своих позиций. Для первых главной опорой служит упоминание Иова пророком Иезекиилем в контексте, явно перекликающемся с речью Елифаза из книги Иова:     «...Если бы какая земля согрешила передо Мною, ...и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод,...     И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

36:16–21 Елиуй заверяет Иова в добрых намерениях Бога, пославшего ему испытания, и увещевает его подчиниться Божией воле, которая обещает освобождение от бедствий. 36:22–26 Елиуй возвращается к своему первому утверждению (ст. 5) о суверенитете Бога, намерения Которого всегда благо. Глава 37 37:14–24 Здесь связь со словами Бога (гл. 38–41) становится более зримой, и теперь молодой собеседник экзаменует Иова на знание о безграничных возможностях Бога и Его праведности. Глава 38 3841,34 Являясь Иову, Господь ни разу не обмолвился о его страданиях и не дал ответа на столь важный для Иова и его друзей вопрос о причинах мучений; то, о чем говорил Господь, намного важнее страданий Иова, которые Он, согласно Своим замыслам, скоро прекратит. Не получил Иов и обвинительного заключения, о котором просил (31,35), потому что такового не существовало. 38 Господь. Имя Бога, открытое Израилю (Яхве), здесь, как и в прологе, использовано вновь, так как оно употребляется автором (израильтянином), через которого Бог дает Свое откровение. Иов и его друзья, не принадлежавшие к народу завета, использовали иные Божественные эпитеты и имена (напр., «Бог», «Вседержитель»). Лишь однажды (в 12,9) использовано имя Яхве, но, однако, и в этом месте в некоторых рукописях стоит слово «Бог». 38 кто сей..? Скорее всего, никто, кроме Иова, не слышал слов Господних из бури. Провидение. Промысел Божий. 38 Я буду спрашивать... ты объясняй. До этого момента Бога вопрошал Иов. Своими вопросами Господь обращает в ничто все вопросы Иова. 3839,30 Господь открывает Себя как Верховного Владыку над всеми силами природы: 1) как Творца (38,4–14) земли (ст. 4–7), моря (ст. 8–11), дня и ночи (ст. 12–15); 2) как Господа неживой природы (38,16–38) и 3) как Господа природы живой (38,39–39,30). 38 если знаешь. Здесь и в ст. 18 и 21 слова Всемогущего Господа являются не сарказмом, а констатацией факта, что Иов многого не знает. 38:15 Свет нечестивых есть тьма. Ср. Ис. 5,20 ; Лк. 11,35 . 38 врата смерти. Т.е. умирал ли ты и знаешь ли, что ожидает человека по смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Этому предположению о написании книги самим Иовом и, следовательно, прежде Моисеева законодательства, сообщившего религиозным учреждениям евреев положительную форму и определившего особенный быт еврейского народа, противопоставляют то, что при более внимательном рассмотрении, во многих местах книги нельзя не заметить довольно ясных следов отношения к закону и зависимости от него. Эти следы усматривают там, где говорится о сотворении, в особенности, человека ( Иов.15:7, 26:6 и Иов.38:4 ) и сл. Сл. ( Быт.1:2,4,19 и 10:9. Быт.3:19,12,7–10 . Быт.1:19–25, 9:2, 27:3 . Быт. 2:7 ), где делается намек на потоп, на разрушение Содома и Гоморры ( Иов.22:15 и сл.18:15). Еще яснее видят знакомство писателя с законом там, где он говорит о немилосердых залогах ( Иов.26:6 . Сл. Исх.22:26 . Втор.24:6,10–14 ), о нарушении обязанностей к бедным, вдовам и сиротам ( Иов.6:27, 24:2–4,9 . Сл. Исх.22:20 , и сл. Лев.25:35 . Сл. Втор.19:14,17 и сл.), о почитании звезд, как об отречении от Бога ( Иов.31:26,27 . Сл. Втор.4:19,17:3 ), о прельщении чужой женой, как о тяжком преступлении ( Иов.31:9 . Сл. Лев. 17:14 ). В словах Иова, что он не отвергся заповедей Святого ( Иов.6:10 ), не отступал от заповеди уст Его, хранил глаголы уст Его ( Иов.26:12 ), а нечестивые не хотят знать путей Его ( Иов.21:14 ), – находят также ясный намек на писанный закон, на Синайские заповеди, не называемые только скрижалями заповедей Господних, как в ( Исх.31:18 ) и др. местах. Заключительная речь Иова, говорят, не содержит ли в себе зерна Моисеева закона и нравственных речей пророков? Не преступление ли упоминаемых там предписаний называется отвержением от Бога? Далее замечают, что, как побуждение разрешить взятую проблему, так и самая проблема могла родиться только на почве закона, что она предполагает такое глубокое воззрение на грех , вину и зло, какое могло быть приобретено только при посредстве закона; что нужно было родиться и воспитаться в законе, чтобы эта проблема получила такое сильное впечатление на дух 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Вера И. в справедливый Божественный миропорядок вступает в конфликт с его знанием о своей невинности (и невинности многих несчастных, на чьи страдания открываются его глаза - см.: Иов 24. 3-12), вплоть до сомнения в Божественной справедливости. На один выход из этого конфликта указывает жена И.: «...похули Бога и умри» (Иов 2. 9). Противоположный выход предлагают 3 друга И. (Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин), к-рые, как и он, были богатыми и влиятельными людьми (их спору посвящена большая часть Книги Иова - главы 3-31): если всякое страдание есть налагаемое Богом наказание, то И. должен сделать вывод о своей виновности. Но И. решительно возражает друзьям: «Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?» (Иов 13. 8). После этого в спор с И. вступает молодой мудрец Елиуй, переводящий проблему на иной уровень: страдание посылается Богом не как кара, но как средство духовного пробуждения. Последнее слово в споре принадлежит Богу, Который задает И. вопросы о непостижимом устройстве тварного мира, не измеримого никакой человеческой мерой (главы 38-41). И. объявляет о своем смиренном раскаянии. Приговор Господа признает правоту И. перед друзьями, говорившими о Боге «не так верно» (Иов 42. 7), как он; Бог соглашается помиловать друзей только по молитве И. (Иов 42. 8). Бог возвращает И. все богатство, у И. рождаются 7 сыновей и 3 дочери (Иов 42. 13). В этом новом блаженстве И. живет еще 140 лет и умирает, «насыщенный днями» (Иов 42. 16-17). Неизвестно местонахождение страны Уц, названной родиной И. Современные комментаторы отождествляют ее с арамейскими областями на севере Заиорданья (Васан), с Хаураном, Идумеей. Биографические сведения об И. В Септуагинте Искушение Иова. Фрагмент авория. XV в. (Музей Клюни, Париж) Искушение Иова. Фрагмент авория. XV в. (Музей Клюни, Париж) В тексте LXX стих Иов 42. 17 опущен и вместо него вставлена «биографическая» приписка, в к-рой со ссылкой на «сирийскую книгу» говорится, что первоначальное имя И.- Иовав (ср.: Быт 36. 33), что родиной И. была «страна Авситидийская», в пределах Идумеи и Аравии. Сообщается также, что его отца звали Зареф, «из сыновей Исава» (т. е. И. в 5-м колене восходит через Исава к Аврааму), а мать - Восорра; женат он был на аравитянке, имел сына по имени Еннон.

http://pravenc.ru/text/578142.html

38 на день битвы и войны. Ср. Нав. 10,11 ; Ис. 28,2 . 38 связать узел Хима и разрешить узы Кесиль..? Художественные образы, подразумевающие силы, удерживающие небесные созвездия в неизменной гармонии. Глава 39 39:1–30 Фрагмент написан образным, поэтическим языком; основная мысль всеведение и забота Божий, простирающиеся на все Его творение. Глава 40 40:1–2 Эти заключительные слова первой речи необходимо сопоставить с ее началом (38,2). Они возвращают нас к высказываниям Иова, которые он сделал в моменты сомнений. Иов не подавлен, его состояние можно назвать глубоким смирением. 40:3–5 Иов забыл о навязчивой идее получить оправдание. Теперь его очередь говорить, но он молчит, осознавая теперь свое место перед Всемогущим. 4041,34 Господь начинает Свою вторую беседу (40,6.7). Он приводит для Иова новую цепь рассуждений о Божией справедливости. В первом слове Бог открыл Себя как Господина природы, здесь же как Владыку над человечеством. 40:8–14 Еще раз Господь указывает на Свои чудеса в творении и говорит Иову о двух гигантских созданиях, называемых бегемотом и левиафаном. Их сила является иллюстрацией власти Господа над могущественными силами зла, которой Иов не обладал (ст. 14). 40:9 В первом слове Бога Иов увидел Господа-Творца, здесь же он видит Господа-Избавителя. 40 бегемот. Приведенная здесь форма древнееврейского слова подразумевает «животное, не подходящее под сравнение». Этот и другие образы (особенно ст. 19) следует воспринимать как гиперболу. 40 левиафана. Это описание представляет собой поэтическое повторение предыдущего (ст. 10–19), т.е. оба животных ипостаси нечестия. В Библии они не мифологические твари, но, подобно левиафану в Ис. 27,1 и Пс. 74,14 , представляют злые силы небесного и земного миров (ср. Откр. 12,13 ). Глава 42 Господь говорит Иову (Книга Иова 42,1). 42:2 Иов раскрывает свое знание Бога. См. статью «Вездесущий и Всемогущий». 42 теперь же мои глаза видят Тебя. Иов не мог видеть Бога, Который разговаривал с ним из бури (38,1; 40,6), это выражение имеет более глубокий смысл. Иов знал Бога со слов других, теперь же он испытывает Его живое присутствие в своем сердце и познает Его как Избавителя, а превыше всего как Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

(5) Не следует обвинять Бога в наличии зла в мире; исключено, чтобы Бог действовал несправедливо (34:10,12,17; 38:12–15; 40:3–9). (6) Человек должен доверять не своим собственным знаниям (34:35; 37:5,24; 38:2,4,18; 34:9; 39:2; 42:3), а Богу (35:14; 42:1–6). (7) Следование за Богом – благо (34:9; 42:5). (8) Нечестивый попадает под осуждение, а праведник получает награду (34:11; 36:16–17; 42:12). (9) Невозможно постигнуть пути Бога (37:5:23–24; 38:2–39). (10) Человек должен славить Бога (36:24; 37:14; 38:4). Иов столкнулся со своими проблемами лично, экзистенционально. Он был лишен удовольствия рассмотреть их теоретически, со стороны – он вынужден был пережить ее. Поэтому, все, что он узнал, весьма поучительно. К какому же заключению он пришел? С самого начала испытаний, Иова больше всего волновали причины его страданий. Интересно, что так и не получил ответа на этот вопрос – Бог не включил его в Свой экзамен. Несколько раз Бог требовал от Иова разрешить проблему зла и страдания, но ответ так и не был дан. Возможно, это имеет некое значение. Филип Янси считает, что Иов не смог бы понять ответ, даже если бы Бог его дал. Для Бога объяснить Иову секрет зла – то же самое, что пытаться объяснять теории Эйнштейна моллюску! 430 Какова бы ни была та причина, по которой ответ так и не был дан, ясно одно: Иов в итоге не почувствовал себя неудовлетворенным. Почему? Потому что он понял, что Бог может все, в том числе держать зло под контролем. Признав всемогущество Бога, Иов признал также, что проблема была в нем самом – он сомневался в том, что не понимал (42:1–3). Под влиянием того, что стало понятно ему во время выяснений отношений с Богом, Иов раскаялся (42:6). Итак, Иов принял непростое решение. На основании имеющихся теперь у него знаний о Боге он решил, что может доверять Ему в отношении того, чего еще не понимал. Он успокоился, хотя так и не узнал причины своих страданий. Заметим, что к заключению он пришел, все еще страдая, до того, как Бог благословил его (42:10–17). Во этом заключается важный принцип, который должны знать все верующие. Можно найти объяснение присутствию страдания и зла – замечательно. В Писании, как мы убедились, много таких случаев. Когда же мы это понять не в состоянии понять, или же Бог хранит молчание, мы все равно должны доверять Ему, поскольку этому учат нас наши знания о Нем. В конце концов, мы – существа ограниченные, почему же зачастую мы ведем себя так, будто все обстоит иначе? Во вселенной многое не подвластно нашему пониманию. Уроки Иова

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Для происхождения учения о мудрости нельзя указать другого, более приличного пункта времени, кроме времени мудрейшего из всех царей и из всех людей на земле. Но в книге Иова это учение носит еще характер первоначального образования, первоначальной свежести. В 28 главе книги Иова почти одними и теми же словами, как в 8-й главе книги Притчей, изображается превосходство премудрости перед всем, что есть драгоценного на земле, – существование ее прежде сотворения мира, содействие ее Богу в делах творения. Некоторые черты, которыми изображается премудрость во вступительной части книги Притчей, представляют даже дальнейшую, более развитую форму этого понятия сравнительно с книгой Иова. Так, по книге Иова, страх Божий составляет определенную человеку часть в премудрости, а по вступлению к притчам – он есть начало премудрости, ключ к сокровищам, которые она скрывает, плодоносное древо жизни для всех, которые держатся за него ( Прит.3:18 ). Хотя это еще не может быть основанием для предположения о старейшинстве книги Иова перед этой частью Притчей, как некоторые думают; однако может служить подтверждением близости по времени происхождения обеих книг. В доказательство сродства сих книг можно указать еще на многие общие им особенные слова и понятия, на многие параллельные места 9 . Но особенно поразительны следующие слова ( Иов. 26: 6 ) «Преисподняя обнажена пред ним, и нет покрывала Аввадону». ( Прит. 15:11 ) «Преисподняя и Аввадон открыты пред Господом». Нужно заметить, что в других книгах нигде слова эти не встречаются. Сл. еще ( Иов.15:16; 34:7 . Прит.26:6 ). Много параллелей, показывающих взаимное сродство с книгой Иова, находим также в псалмах Давидо-Соломонова времени. Но особенно поражают нас своим сродством с книгой Иова псалмы 87 и 88-й, по написанию Емана и Ефама Езрахитов, которых, обыкновенно, принимают за начальников певцов при храме в Давидово время и за потомков Левия, по ( 1Пар.6:18 ) и сл., но которых еще вероятнее можно принять за мудрецов Соломонова времени, потомков Иуды, упоминаемых ( 3Цар. 4:31 ; 1Пар.2:6 ). Кроме указанных нами выше сходных мест в псалме 87 и книге Иова по изображению Шеола, указывают еще на взаимное сродство их по духу и времени следующие ( Псал. 88:38 ) с ( Иов.16:19 ). ( Псал.88:48 ) с ( Иов.7:7 ). ( Псал.88:49 ) с ( Иов.14:14 ). ( Псал.87:5 ) с ( Иов.14:10 ). ( Псал.87:9 ) с ( Иов.30:10, 31 ). Замечательно и то обстоятельство, что 87 псалом, самый мрачный из всех псалмов, имеет разительное сходство с книгой Иова во всем своем содержании. Писатель псалма представляется в том же самом состоянии искушения, как Иов; это даже подало повод к той догадке, что писателем книги Иова был Еман.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010