( Пс.101:26–28 ). Свидетельство о мирохранении Божием ясное: все в мире, как несамобытном, способно к разрушению, однако если мир доселе пребывает, каким создан, то потому, что сохраняется и будет сохраняться силою своего Создателя, пока будет Ему угодно, – до предназначенного дня, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ( Мф.24:29 ; сн. 2Пет.3:4–11 ). Сохраняя бытие вселенной вообще. Бог сохраняет в бытии и действии дарованные природе силы. Он Сам еще в начале уставы неба и земли ( Иер.33:20–25; 31:35 ; Иов.38:9–11 ; Пс.148:6; 118:89–91 ) утвердил, по которым действуют стихийные силы (сама материя, как неодушевленная и неразумная, не может ни дать себе законов, ни определить взаимное отношение сил и явлений природы), и по которым с тех пор все течет неизменно, так что впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт.8:22 ), и вообще сохраняется целость и благоустройство мира. В зависимости от Его вседержащей силы находятся все производимые ими явления, почему священные писатели, когда хотят указать, последнюю причину известных явлений в мире вещественном, выражаются: Бог возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих ( Пс.134:7 ), послает источники в долины..., напояет горы с высот Своих ( Пс.103:10, 13 ), произращает траву, и зелень… Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские ( Пс.103:14, 16 ) и под. Отсюда, если бы Он (Бог), как исповедует умнейший из друзей Иова (Елиуй), обратил сердце Свое к Себе, и взял к себе дух ее и дыхание ее (вселенной), вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах ( Иов.31:14–15 ; сн. Прем.11:25–27 ). Согласно с откровением древние отцы церкви учили, что, если мир существует, то потому, что сохраняется Богом. «Всякое сотворенное естество, – говорил св. Василий Великий , – и видимое, и представляемое умом, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении». 242 «Все оживляет Он, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Сказано о последствиях греховной юности: «Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах» (Иов 20: 11). Но неужели мы так и не сможем одолеть их, эти грехи юности, которые норовят увязаться за нами и в могилу? В Писании говорится о том, что всех верующих во Христе ожидает новая юность, не та греховная, которая столь ненавистна нам, а юность, посвященная всецело Богу. Сказано: «Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов 33: 25). Что значит «возвратиться к дням юности своей»? Это означает, что в жизни каждого верующего человека в прошлом его есть те светлые моменты, которые по-прежнему представляют ценность в глазах Бога. Это те наши первые осмысленные молитвы, которые мы творили перед лицом Создателя, это наша первая серьезная исповедь и это наша первая встреча с Библией… Когда мне было 12 лет, я впервые увидел Библию. В нашем доме всегда было Евангелие, которое, надевая очки, читала моя первая наставница в вере – моя покойная бабушка. Но Библию я увидел впервые только в 12… Я не мог оторвать от нее взгляда. Это была огромная Книга на славянском языке. Мне показал ее мой двоюродный брат и тут же предложил мне купить ее у него за 30 рублей. Для меня это были огромные деньги. Я отправился немедленно к бабушке и выпросил у нее эти деньги на покупку моей первой Библии. Когда с этой покупкой зимним холодным вечером я ехал домой, я был абсолютно счастлив. Увидев Библию в доме, бабушка сразу надела очки и стала ее читать. Мы читали вдвоем, и это был самый счастливый момент в моей жизни. Для каждого человека в его жизни, прошлой жизни, важно иметь некое светлое юношеское воспоминание, которое в трудную минуту может оказаться для человека тем пронзительно ярким маяком, который может в критической ситуации настоящего оказать человеку неоценимую услугу. В Писании сказано: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2: 4). Оставить первую любовь – означает забыть те первые переживания религиозности, которые когда-то в первый раз озарили нашу бессмертную душу.

http://pravoslavie.ru/94858.html

Таким образом, в отличие от остальных живых существ, когда-либо населявших и населяющих Землю, человек во всей полноте своей психосоматической природы является носителем особой печати Божества. В обозначенном контексте, говоря о создании первозданного Адама, представляется важным разобрать вопрос о церковном, святоотеческом, понимании той последовательности творческих актов, которую мы встречаем в библейском тексте. Касаясь этой проблемы, многие указывают на значение слова adama как «возделанная земля» и делают вывод о том, что Бог взял некое антропоидное существо, тело этого творения пересоздал в тело человека, способное вместить человеческую душу, а затем исполнил «дыханием жизни» к «возделаннойхристианской жизни " ицо его дыхания жизни, то есть благодати, то был бы он подобен всем прочим созданиям " одит о с «Каждый, кто прививал культурный сорт плодового дерева на " дичок " , знает, что привой получает от принявшего его дерева силы для роста и развития, питаясь за счет его корней, ствола, листьев. Селекционер при этом должен постепенно удалять ненужные ветви " дичка " . В конечном счете побеги нового сорта станут единственными на принявшем их стволе — будет получено дерево нового плодоносного сорта. Но все же никто не станет утверждать, что в результате прививки культурный сорт произошел от дикого. Ведь это могут быть даже деревья различных видов, например, яблоню можно привить на грушу, персик — на абрикос и наоборот. Возможно, нечто отдаленно-аналогичное имело место при появлении человека. Он — драгоценная ветвь эволюционного Древа Жизни, привитая Самим Создателем» Э. Гальбиати и А. Пьяцца ссылаются на параллельные библейские места, где Богу приписывается то, что является следствием вторичных причин: « Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей » (Пс. 138:13), « Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? » (Иов 10:8-12), « Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь » (Иов 33:4)

http://bogoslov.ru/article/389980

3. Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом. 4. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 5. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все напечатанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. — Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина. 6.  …вера без дел мертва (Иак. 2. 20, 26). 7. Patrologie Graecae, Tomus 40, pagina 963 и 964. 8a.  Дивно для меня ведение Твое (Пс. 138. 6). 8. Pag. 973. 9.  …как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). 10. Pag. 973. 11.  …непостижимы судьбы Его (Рим. 11. 33). 12.  …связав ему руки и ноги… во тьму внешнюю… плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13). 13.  …богатый милостью (Еф. 2. 4). 14. Pag. 963 и 964. 15. Ис. 26. 18. 16. Pag. 964. 17. Pag. 964. 18. Pag. 965. 19. Pag. 965. 20.  Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле (Ис. 26. 18. — Pag. 965). 21. Pag. 1097. 22. Pag. 1084. 23. Pag. 965. 24. Pag. 965. 25. Pag. 966. 26. Это мнение Великого Антония, посвященного десницею Божиею в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Иов. 6. 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям. 27.  …вы храм Бога живаго (2 Кор. 6. 16). 28. Pag. 967. 29.  …не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 30.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 31. Pag. 1084. 32. Pag. 967. 33. Pag. 967.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

И Он же говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мк.3:35 ). Высокое достоинство для человека принять сказанное Спасителем! Принять сказанное следует к осуществлению в своей личной жизни и, таким образом, соблюдая слово Божие, то есть исполняя волю Божию, вступить в родственную близость с Богом во плоти: стать братом (или сестрою или матерью) Христу Спасителю! Иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ). Итак, слово Божие, сообщающее волю Божию, будучи духом и жизнью, – вот та пища духовная, которая питает и поддерживает духовную жизнь человека, которая удовлетворяет запросы и потребности духа человеческого, имеющегося в душе от дыхания Вседержителева (ср. Иов.33:4 ). Животворящее духоносное слово Божие насыщает собою того, кто пребывает в его веянии и принимает его для исполнения в жизни своей; иначе говоря, насыщается словом Божиим тот, кто одухотворяется им и сам дышит им (т.е. кто живет им, что практически означает для человека жить в непрестанной молитве к Богу). Ибо близость Бога обретается в молитве: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» ( Пс.144:18 ). Бог присутствует, Бог живет (по выражению Псалмопевца, см. Пс.22:4 ) среди молящихся, среди хвалебных славословий верующих. 15 Присутствуя среди верующих, Господь не допустит «терпеть голод душе праведного» ( Прит.10:3 ). В присутствии Господа верующие «не будут терпеть голода и жажды» ( Ис.49:10 ), «ибо нет скудости у боящихся Его... ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» ( Пс.33:10, 11 ). В присутствии Господа, – там, где раздается слово Божие, – духоносное веяние питает живущих духовно; не утомляет тамошняя вечерня, рука не утруждается; нет дела зубам; не обременяется чрево. Кто насыщался когда такою неутомительною трапезою, насыщался без пищи, упоялся без пития, веянием одного ветра утолял жажду и веянием другого насыщался? Смотри, как ощутительно изображается сие в произрастениях. Ветер вскармливает пшеницу и другие классы, питая их своим дыханием и утучняя их своею силою; не тем ли паче ветры благословения могут воспитывать разумные и духовные насаждения рая? «Для духовных существ и пища духовная» (11, 395–396). А когда ее нет, душа тоскует. «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни, – пишет сщмч. Игнатий Богоносец . – Хлеба Божия желаю, Хлеба небесного, Хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия... И пития Божия желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная». 16 4. Питание тела не должно подавлять живущего в нем Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Мн. происходящие события не соответствуют понятиям людей о справедливости и разумном устройстве мира: «...праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем» (Еккл 7. 15). Это наблюдение на первый взгляд противоречит мн. высказываниям, имеющимся в ВЗ, о том, что Бог избавляет праведника от смерти (Пс 33. 23; Притч 10. 2; 11. 4; 12. 21), в то время как грешник гибнет за свои грехи (Пс 1. 6; 33. 22; Притч 11. 5-8); долголетие и благополучие обещаются обычно тем, кто соблюдают закон (Втор 4. 40; 5. 16 и др.). Высказываемая Екклесиастом идея о том, что человек не всегда в этой жизни получает то, что он заслужил, также встречается в ВЗ, хотя и не так часто (напр., Иер 12. 1: «...почему путь нечестивых благоуспешен и все вероломные благоденствуют?»; см. также: Авв 1. 4, 13; Иов 21. 7-26), однако в Е. к. на основании такого наблюдения делается непростой для толкования вывод о том, что не следует быть ни слишком строгим, ни слишком мудрым (Еккл 7. 16). Нек-рые ученые полагают, что речь идет о недопустимости лицемерия, когда человек выдает себя за праведника и мудреца; такое объяснение (принимаемое, по-видимому, и синодальным переводом: «не выставляй себя...» - Еккл 7. 16) не отвечает смыслу евр. глагола  , у к-рого нет значения «выдавать себя за мудреца»; по этой причине Екклесиаст скорее всего призывает не гордиться своей имеющейся (а не мнимой) мудростью ( Seow. 1997. P. 267). Это понимание вполне соответствует идущему далее утверждению: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл 7. 20); можно предположить, что увещание Екклесиаста направлено против тех людей, к-рые полагают, что они уже достигли полной безгрешности или могут достичь ее в будущем. Указание «не быть слишком строгим» не означает призыва творить грех в малых количествах; хотя грех и неизбежен, он несет в себе смерть, и потому надо по возможности устраняться от него: «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл 7. 17).

http://pravenc.ru/text/189649.html

28, 12-13), через которых Бог охраняет или наказывает людей (Быт. 24, 7; Пс. 33, 8; 90, II; Дан. 6, 22.; 2 Цар. 24, 16; Ис. 37, 36), которые молятся Богу за вверенных им людей (Дан. 10) и умилостивляют Бога, наставляя их на правый путь (Иов. 33, 23-24). Высшие из них составляют судилище перед лицем Божиим и судят людей (Дан. 7, 10. 26); так, по их приговору, Навуходоносор наказан отлучением от людей, как зверь (Дан. 4, 14). Самый закон на Синае дан был евреям через ангелов, как свидетельствуют св. архидиакон Стефан и апостол Павел (Деян. 7, 53; Гал. 3, 19; Евр. 2, 2). И конечно это было древнее верование евреев.Во время завоевания евреями Палестины перед взятием города Иерихона, предводитель еврейского народа Иисус Навин, находясь близ Иерихона, взглянул и вот видит, стоит перед ним человек и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом своим на землю и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал (Иис. Нав. 5, 13-15). Затем ему сказано было, как взять Иерихон.Итак Иисус Навин воздал благоговейное почтение Архангелу Михаилу и сей назвал место, на котором он стоял, святым и потребовал еще, чтобы Иисус Навин снял сапоги с ног своих. Это было почти за полторы тысячи лет до Рождества Христова.За 530 лет до Р. X. пророку Даниилу ангел Господень явился в виде мужа в такой славе, что тот в оцепенении пал на лицо свое и замерло в нем дыхание и не стало в нем силы (Дан. 10). Посему нельзя представлять, чтобы евреи, благоговейно чтившие св. ангелов Божиих, считали изображения херувимов в скинии только за украшения ее. Что они благоговейно чтили эти изображения херувимов, это видно и из того, что эти изображения находились только в скинии и потом в храме Соломоновом. Не было их, как украшений, во дворце Соломона (2 Пар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Мф.16:27 .  ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (Ср. Мк.8:38 ; Лк.9:26 – с добавлениями «кто постыдится» и прочее, чего у Матфея нет). Связь между этим стихом и предыдущим недостаточно ясна, ее нужно отыскивать в 24-м стихе, ставя с ним в ближайшее отношение стих 27, а промежуточные стихи 25 и 26 считать вставочным объяснением 24-го стиха. Таким образом, ход мыслей таков: от Сына Человеческого получается спасение, спасается только тот, кто следует за Ним, отрекаясь от самого себя (стих 24). Такое самоотречение необходимо, потому что кто не отречется от самого себя, тот может погубить душу свою и ничем не будет в состоянии ее выкупить (стихи 25–26). Сын Человеческий будет Судьей человека при втором Своем пришествии, во время которого будет обнаружено, кто следовал и не следовал за Ним, кто отрекался от самого себя ради Него и кто не отрекался. Тогда Он воздаст каждому по делам его. Так как слова «кто постыдится» и прочее ( Мк.8:38 ; Лк.9:26 ), определяющие и выражающие связь ближе и конкретнее, уже приведены были Матфеем раньше ( Мф.10:33 ), то он их теперь не повторяет, но добавляет опущенное другими евангелистами выражение: «и тогда воздаст каждому по делам его». Подобные же выражения встречаются в Иов.34:11 ; Пс.61:13 ; Притч.24:12 ; Иер.32:19 ; Иез.33:20 . Мф.16:28 .  Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. (Ср. Мк.9:1 ; Лк.9:27 ). У Марка и Матфея выражения почти одинаковы, у Луки – несколько иначе. Смысл изречений понятен. Не как земной царь, но как небесный, после гонения, страданий и смерти Христос войдет в славу Свою. Некоторые из слушавших Его лиц доживут до этого, будут свидетелями Его страданий, смерти и воскресения. Нет надобности говорить, как это предсказание Христа исполнилось, и притом с буквальной точностью. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 6: Четвероевангелие. - 1232 с./Евангелие от Матфея. 27-617 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Писание называет их мужами, так как они имеют общее с человеком понятие. И что удивляешься? Сам Бог называется огнем, и потому называется человеком. Спаситель говорить о своем Отце: «был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник. ...Послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями». Но сокращу: «и сказал человек тот: есть еще у меня один сын; пошлю его, — может быть обратятся» (Мф.21:33—37). Что имеется в виду обозначить названием «хозяин дома», употре­бленным вместо имени Божия? Спаситель сказал ведь не притчу; Он не сказал: «подобно есть», а говорит: «был некоторый хозяин дома». Моисей говорит: «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий» (Втор.4:24), и Спаситель, пришедши, говорил: «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк.12:49). Итак, Он прилагает имя, соответ­ствующее делу. Так как огонь, как сказал я раньше, из малого становится большим, и человек от немногого наполнил всю вселенную, то и назван он огнем. Это видно из слов: «сотворим человека», потому что по-еврейски: «сотво­рим огонь».     «Сотворим человека по образу Нашему». Многие неразумные и невежественные полагали, что человек по образу Божию в том смысле, что Бог имеет нос, имеет такие же глаза, такие же уши, такие же уста. Мысль эта ложна и безумна. И до настоящего времени существует ересь, признающая Божество человекообразным. Слыша изречения Писания: «очи Господни, ...уши Господни» (Пс.33:16), «и обонял Господь» (Быт.8:21), «уста Господни говорят» (Ис.1:20), «рука Господа сотворила» (Иов.12:9), «стояли ноги Его» (Пс.131:7), еретики приписали Бестелес­ному члены, не постигая безумия мысли. Бог говорит это для того, дабы ты знал, что насколько дело касается телесного вида, человек не имеет никакого сходства с Богом. Я не отрицаю этим выражения: «сотворим человека по образу», а хочу показать только, как говорит Бог: «по образу. Ты сотворил небо и землю» (Ис.44:24); еще: «небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» (Ис.66:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Подобные изображения сохранились на рельефах из Дур Шаррукена 4 . на стеле с законами Хаммурапи (XVIII век до Р. Х.): бог Шамаш, дающий Хаммурапи свое благословение, сидит на троне в шлеме с тремя рогами 5 . на стеле Нарам-Суэна (XXIII век до Р. Х.) можно видеть рогатый венец у правителя 6 . на стенописи в храмовом помещении дворца Зимри-Лима в Мари (XVIII век до Р. Х.) 7 . а также на шумерских печатях III тысячелетия до Р. Х. 8 . Очевидно, что для человека Древнего Востока рог животного был символом божественной власти и могущества. Поэтому вавилонские и ассирийские цари усвоили себе эти символические рога как знак могущества, пожалованного им богами. Подобно им, ханаанские цари украшали рогами свои шлемы и венцы. Как будет показано ниже, рог животного послужил для создания нескольких библейских метафор. Однако прежде чем мы обратимся к их анализу, выясним прямое значение слова qeren в Ветхом Завете. Прямое значение слова «рог» (qeren) в Священном Писании Следует заметить, что слово qeren многозначно, то есть служит для обозначения разных предметов: 1) рогов животных И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими ( Быт.22:13 , см.: Втор.33:17 , Пс.21:22 ). Жизнь древних евреев – кочевого народа, главным занятием которого было скотоводство, протекала в окружении различных диких и домашних животных, имевших рога: баранов ( Быт.22:13 ), буйволов ( Чис.24:8 ; Втор.33:17 ), быков ( Чис.7:15 ), козлов ( Быт.31:10 ). Рога перечисленных животных широко использовались древними евреями в повседневной жизни; 2) сосуда для жидкости (рог с елеем для помазания царей) И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди ( 1Цар.16:1 , см. также: 1Цар.16:13 ; 3Цар.16:39 ). Как еще один пример использования рога в качестве сосуда для благовоний можно упомянуть загадочное имя третьей дочери патриарха Иова – Керенгаппух (рожок с притираниями) ( Иов.42:14 );

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010