9:1-2 ) и т.д. Но в Библии есть места, совершенно опровергающие это учение. Так, Иоанн Креститель на вопрос прямо ответил, что он не Илия ( Ин. 1:21 ), к тому же мы знаем из Св. Писания, что Илия не умер, а был взят на небо живым ( 4Цар. 2:11,17 ) и явился во время Преображения в своем собственном теле ( Мф. 17:3 ). В отрывке о хромом от рождения человеке Господь говорит, что на этом человеке должны явиться дела Божии ( Ин. 9:3 ). В книге Иова говорится пророчески: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его» ( Иов. 19:25-27 ). Если бы Иов верил в переселение душ, то он бы говорил о том, что Искупителя увидит тот человек, в которого переселится душа Иова. Однако он утверждает все-таки личное существование души за гробом! В Новом Завете благоразумный разбойник на кресте не «изживал свою карму», а сразу попал в Рай ( Лк. 23:43 ); Марфа, сестра умершего Лазаря, говорит Спасителю о своей вере в то, что ее брат «воскреснет в воскресение, в последний день» ( Ин. 11:24 ), ни словом не обмолвившись о том, что душа Лазаря может переселиться в кого-либо другого. Господь Иисус Христос и Апостолы подчеркивали единичность бытия человека ( Лк. 16:19 , 2Кор. 5:10 , Евр. 9:27 ); Господь обещает не цикл перевоплощений, а то, что «Верующий в Него не умрет вовек» ( Ин. 11:26 ). Кроме того, в учении самой Пановой о переселении душ много противоречий. Например, она говорит, что душа посылается на Землю для очищения, наказания за грехи в прошедшей жизни, а в другом месте пишет, что на землю посылаются только «светлые души для борьбы с дьяволом… только с самого верхнего уровня Рая можно вернуться вновь на землю» [V, с. 143]. Но как же тогда этот уровень достигается? В другом месте Панова пишет, что «душа находится в Чистилище до тех пор, пока из ее памяти не сотрутся все земные пороки» [V, с. 146]. Зачем же тогда снова возвращаться на Землю? Как можно искупить и исправить то, о чем не помнишь? «Т.к.

http://azbyka.ru/fiction/nechistye-istoc...

г) Идет в ад . Богатый обжора. Какой жаждой он страдал? Никто не пришел на помощь. Так продолжается вечно! «Трудно богатому войти в Царство Небесное.» (Ст. 23). 1. Почему трудно? а) Для любящего богатство оно составляет высшее и единственное сокровище , а « ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » ( Мф. 6:21 ). Трудно стремиться к небу тому, чье сердце привязано к земле; для такого небо как бы не существует; y него одно сокровище — золото, других высших сокровищ он не понимает и не ценит (ст.22, Апок. 3:17 ). б) Страстно привязанный к богатству только и думает о богатстве . Как терние уязвляет и раздирает тех, которых оно касается, так и богатство, по замечанию Святых Отцов, производит то же самое действие в сердцах тех, которые к нему привязываются, оно уязвляет и раздирает их то желанием иметь его, то страхом потерять его, то огорчением и даже отчаянием от потери его ( Иов. 20:22 ). Когда же, после этого, думать богатолюбцу о нуждах своей души? ( Мф. 6:24 ). в) Жадные к богатству не гнушаются никакими средствами для насыщения своей жадности . « Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти » ( 1 Тим. 6:9-10 ). A могут ли такие люди войти в Царство Небесное, для достижения которого нужно « очистить себя от всякой скверны плоти и духа » ( 2 Кор. 7:1 ). г) Если богатство достигается и без употребления несправедливых средств , то как обыкновенно пользуются им сребролюбцы? На удовлетворение всевозможных прихотей, для тщеславия и самохвальства и т. д. Поистине трудно богатому войти в Царство Небесное! 2. Когда же легко? « Человекам это невозможно, Богу же всё возможно » (ст.26). Богатому самому невозможно устоять против всех искушений, соединенных с богатством, но при всесильной помощи Божьей благодати он может избежать всех опасностей богатства. (Примеры: Авраам, Иов и другие праведники). При помощи этой благодати христианин и в приобретении, и в употреблении богатства поступает, как добрый и верный раб . а) Если богатство не досталось ему в наследство , то он и не домогается его, а « имея пропитание и одежду … доволен тем » ( 1 Тим. 6:8 ), — живет « имея нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть, Ибо Господь сказал: не оставлю тебя и не покину тебя » ( Евр. 13:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Такого рода, наприм., обращения псалмопевца к свидетельству природы, которая своей красотой и великолепием громко, неумолкаемо и на внятном для каждого языке проповедует славу Божию и возвещает, что она творение рук Его ( Пс.18:2,3, 8:2,10, 103:1–7,24 ), причем, конечно, наперед предполагается, что все люди по самой природе своей одарены чувством Божества и, руководясь им, не могут не ощущать действий Божиих, являющихся в премудром устройстве мира. В подобном смысле и в книге Иова делается обращение к природе как совокупности такого рода существ, которые самой конечностью своей ясно говорят за себя каждому, что они сами собой не могли произойти и что Творец их Бог . «Спроси, – говорит Иов, – у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» ( Иов.12:7–9 ). Здесь представляется в закрытой форме так называемый космологический способ убеждения в бытии Божием, и представляется настолько всеобщим, что оказывается неестественным, чтобы кто-либо при посредстве его не убеждался в бытии Бога как Творца мира, а этим предполагается и то, что каждый по самой разумной своей природе не может не иметь в душе своей более или менее ясного чувства Божества и такого же о Нем представления, которое при своей постоянной встрече с миром должно только уясняться, укрепляться и восходить на степень ясного и отчетливого понятия. Такое предположение еще яснее видится в следующем указании на мир как дело Творца у пророка Исаии, который пользуется им для того, чтобы в чтителях идолов пробудить и оживить понятие об истинном Боге. «Разве не знаете? – говорит он, обращаясь к ним. – разве вы не слышали? разве вам не говорено от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он (Господь) есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья... Поднимите глаза ваши на высоту небес, и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» ( Ис.40:21,22,26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

И вот он (пер. с евр.) говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты». Ты не только наполняешь небеса ( Иер.23:24 ), но и не вмещаешься в них ( 3Цар.8:27 ). И самая преисподняя, несмотря на глубочайший мрак, господствующий в ней ( Иов.10:21–22 ), – она совершенно обнажена и открыта пред Ним ( Иов.26:6 ; Притч.15:11 ), так что никто и ничто не может укрыться здесь от Него, Он и здесь полный хозяин и неограниченный владыка, Он не только низводит людей в преисподнюю, но и выводит их из нее ( 1Цар.2:6 ). Господь, по словам блж. Феодорита, «все наполняет: и горнее, и дольнее. Небо есть край высоты, и ад – край глубины». В последующих стихах, по замечанию того же блж. Феодорита, к высоте неба и глубине ада, о которых говорит выше, пророк присовокупил восточную долготу и западную широту, именно: словом рано означил восток, а словами последняя моря запад, и таким образом продолжает и здесь раскрывать ту же необъятность и неописуемость существа Божия с. 651–652]. «И пророк Иона также испытал силу сию, – по словам того же Феодорита, – ибо, решившись бежать от Бога всяческих, он был уловлен и связан волнами и ввержен в кита, как бы в темницу, и поведен в тот город, куда был послан прежде; и оказалось истинным то, что сказано: если поселюсь и в бездны моря, то и там рука Твоя укажет мне путь и удержит меня десница Твоя» с. 1083]. Как в самых отдаленных высотах и глубинах вселенной не находится места, где бы можно было укрыться от лица Божия, так точно и на крайнем востоке, и на самом крайнем западе нельзя найти такого места, где бы не было Бога. «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (пер. с евр.). Такому вездеприсутствию Божественного Существа не противоречит, однако, то, что Бог устраивает Себе обитель на небе, в св. храмах Божиих и в душах праведников. На небе Он являет свое блаженное присутствие ангелам, как ограниченным существам, а потому имеющим определенное место своего пребывания; в храме являет свое благодатное присутствие верующим, преимущественно в таинствах; в душах праведников обитают Его образ и подобие, дающие возможность чистым сердцем видеть Бога ( Мф.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Поглощена будет смерть на веки, говорит Исаия, оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела ( Ис.15:8, 16:19 ). Чем более приближался Израиль к временам пришествия Мессии, тем совершеннее просветлялся Духом Божиим его взор в будущее состояние человека по смерти тела. Многие из спящих, говорил Даниил, в прахе земли пробудятся, одни для вечной жизни, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). Однако самое ясное и положительное учение о вечном бытии наших душ мы имеем в Новом Завете. Главные места этого учения в речах нашего Господа мы уже привели в начале рассуждения; здесь присоединим к ним лишь следующие два: на вопрос неверующих саддукеев касательно вечной жизни по смерти Христос ответил: Моисей назвал Господа Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова; Бог же не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы ( Лк.20:27–28 ). У Иоанна говорится: верующий в Сына имеет вечную жизнь ( Ин.3:36 ); здесь вечная жизнь, приписываемая верующему уже в этом мире тления и смерти, ясно представляется не только неопределенно или безгранично продолжающеюся жизнью по отношению к времени, но вообще лишенною всякой формы времени, жизнью, для которой не будет, никакого течения времени, ни прежде, ни после, но одно безусловное – теперь. б) В Ветхом Завете, когда даже лучшие люди жили на земле еще только чаянием спасения или искупления от грехов, но не наслаждались самым искуплением, как делом совершенным, состояние душ непосредственно по смерти тела изображается тенеобразною жизнью в темном месте, лишенною всякой силы и возможности прославления Бога. Иов говорит, что после земной жизни он отойдет в страну тьмы и сени смертной ( Иов.10:21 ); псалмопевец не ожидает по смерти никакого памятования о Боге и во гробе никакого прославления Бога ( Пс.6:5 ) и всем не помышляющим о будущей жизни предвещает, что, по окончании настоящей жизни, как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, сила их истощится ( Пс.48:15 ). Много светлее и отраднее представляется состояние праведных (о грешных не имеем в виду говорить) душ за гробом до времени всеобщего суда в Новом Завете, по совершении искупления жертвою Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Иов, по свидетельству его книги, правду держал крепко: «Не укорит меня, – говорит он, – сердце моё во все дни мои» ( Иов.27:6 ). «Знает сердце (Самея), – читаем мы в 3Цар.2:44 , – всё зло, которое он сделал отцу (Соломона) Давиду». «Больно стало сердцу» Давида, что он отрезал край одежды Саула ( 1Цар.24:6 ). «Вздрогнуло сердце Давида после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: «Тяжко согрешил я, поступив так» ( 2Цар.24:10 ). «Не будет сердцу Давида огорчения и беспокойства, что он не пролил напрасно крови и сберёг себя от мщения» ( 1Цар.25:31 ). Книга Псалмов говорит то о сердце чистом, то о сокрушённом ( Пс.50 ), то о терзаниях сердца грешника ( Пс.37:9 ), то о блаженствах тех, кому отпущены беззакония и чьи покрыты грехи ( Пс.31:1 ). И Новый Завет учит, что «дело закона написано в сердцах» всех людей ( Рим. 2 ). В ком же нравственное развития под влиянием наследственной порчи так слабо или превратно направлено, что нравственное чувство совсем не возбуждается ничем, того святой апостол называет дошедшим до бесчувствия ( Евр.4:13 ) или омрачённым в сердце ( Рим.1:21 ). И наоборот, изображая высшую степень нравственного просветления и оживления, тот же святой апостол зрит самого Христа «верою вселившимся именно в сердце» человека. ( Еф.3:16–17 ). 4. Формальные нравственные понятия, возникающие из отношения движений нравственного чувства к сознанию и мышлению по поводу отдельных произвольных намерений и действий Однажды сознанные и сделавшиеся достоянием мышления движения нравственного чувства, равно как и отдельные намерения и действия человека, запечатлённые таким или другим характером этих движений, оставляют, подобно всем психическим явлениям, глубокие следы в душе человека и получают великое значение для всего его нравственного самосознания. Смотря по тому, на что преимущественно обращается мышление: на движения ли нравственного чувства или на те намерения и действия, по поводу которых они возникли, оно находит: в первом случае материал для образования понятия о нравственном законе, во втором – о нравственной свободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Но тому, кто считает себя на стороне Хозяина, совершенно необходимо выяснить: а сам я плачу положенное или нет? Рассмотрим хотя бы один вид платежа, о котором ясно говори Пророк: «Принеси в жертву Богу хвалу» ( Пс. 49:14 ), и повторяет Апостол: «За всё благодарите» ( 1Фес. 5:18 ). Что же, когда в нашей жизни всё идёт гладко, мы с удовольствием это сделаем (если, конечно, не забудем). Но вот Господь посчитал благовременным призвать к себе наших близких (которых Сам же и сотворил). И счёл полезным лишить нас имущества (которое Сам же в Свое время дал). И вот, как всегда, присылает слуг с обычным напоминанием: «За всё благодарите!» И мы, не раз слышавшие и сами говорившие эти слова, теперь вдруг воспринимаем их как издевательство над нашим горем! И много ли найдётся таких благочестивых арендаторов, которые могли от всего сердца сказать, как сказал потерявший всё Иов своей жене: «Ты не говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов.2:10 ). Последнее же утешение страждущему, это – это напоминание о Сыне Божием, Который «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному; Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет. 2:21–24 ). И если эти слова мертвы для нас; если они не облегчают наших мирских страданий, то, что мы делаем, ка не убиваем и не выбрасываем Его «вон из виноградника», выбрасываем за пределы нашей жизни, как ничто в ней не значащий и ничего не определяющий факт?.. О мудрых и неразумных девах Суббота Мк. 25:1–13 1Кор. 14:20–25 Закончив говорить о необходимости бодрствования, о злой участи того раба, который легкомысленно скажет: «не скоро придёт господин мой» ( Мф.24:48–49 ), Господь Иисус Христос рассказал ещё притчу о десяти девах, из которых «пять было мудрых и пять неразумных». Все со светильниками ждали небесного Жениха, но мудрые ещё и «взяли масло в сосудах своих». А так – и у тех, и у других одинаково горел огонь, и всё для всех казалось благополучным. «И как жених замедлил, то задремали все и уснули». Но вдруг «в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему!»… Приближение Небесного Жениха сразу всё просветляет, всему обозначает цену. И неразумные девы вдруг забеспокоились, почувствовали, что им чего-то не хватает, что им не устоять перед грядущим, увидели. Что огню благодати нечем питаться в них, и – в панике обратились к мудрым: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые ответили: «чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». И Господь, учивший не заботиться о завтрашнем дне и всегда давать просящему, на этот раз назвал мудрыми тех, кто поступил наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

21. И сказал: наг я вышел из чрева матери своей, наг и возвращусь туда (в недра матери – земли); Иегова дал, Иегова и взял; да будет имя Иеговы благословенно 61 ! 22. При всём этом не согрешил Иов, и не произнёс ничего глупого против Бога 62 . Глава II Болезнь Иова Ст. 1. Случилось в один день; пришли сыны Божии предстать пред Иеговою и пришёл туда сатана среди них предстать пред Иеговою. 2. И сказал Иегова сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Иегове и сказал: я скитался по земле и обошёл её. 3. И сказал Иегова сатане: обратил ли ты внимание своё на раба моего Иова? Ибо нет подобного ему на земле, – муж добрый, справедливый, боящийся Бога и удаляющийся порока; доселе он держится добродетели, a ты раздражал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 63 4.И отвечал сатана Иегове и сказал: кожу за кожу и всё, что есть у человека, он отдаст за душу свою. 64 5. Но простри-ка Свою руку и коснись костей его и плоти его; не скажет ли он Тебе в лицо: прощай. 65 6. И сказал Иегова сатане: вот он в руке твоей; только душу его сохрани. 66 7. И ушёл сатана от лица Иеговы и поразил Иова лютою проказою от подошвы ног его по самое темя. 8. И он взял себе черепок, чтобы скоблить себя им, а сам сидел посреди пепла. 67 9. И сказала ему жена его: ещё ли ты держишься добродетели своей? Простись с Богом и умри. 68 10. Но он сказал ей: ты говоришь так, как говорит какая-нибудь безумная. Итак, добро мы хотим принимать от Бога, а зло не хотим? При всём этом не согрешил Иов устами своими 69 . Прибытие к Иову трех друзей его 11. И услышали три друга Иова о всех сих бедствиях, постигших его, и пришли каждый от места своего, Елифаз Феманский, Валдад Савхейский и Софар Нааматский. Они собрались вместе, чтобы идти сетовать с ним, и утешать его. 70 12. И подняли глаза свои издалека и не узнали его; и подняли голос свой и зарыдали и раздрали каждый одежду свою и бросали пыль к небу над головами своими 71 , 13. и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей, и никто не говорил ему ни слова; ибо видели, что печаль его весьма велика 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

«Пространный катихизис» (чл.11) так определяет, что есть воскресение: «...действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны». Т. о., воскресение – это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов.19:25–27 ). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, – оно же в своем теле будет участником события воскресения. Прообразом будущего воскресения были воскрешения умерших в Ветхом Завете. Например, воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:19 ), воскрешение пророком Елисеем в Сонаме ( 4Цар.4:29 ), воскрешение покойника от костей пророка Елисея ( 4Цар.13:21 ). Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исаия восклицает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!..» ( Ис. 26:19 ). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). В Иез.37:1–10 дается образное изображение воскресения; во ( 2Мак.7:9 ) сказано: «...Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной». Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: «...знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ). В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: «...наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин.5:25 ); «...Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:40 ). Это говорится о верующих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин.6:54 относятся к тем, кто будет причащаться Тела и Крови Христовых. У ап. Павла говорится: «ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна...» ( 1Кор.15:16–17 ), т. е. для ап. Павла воскресение Христово – это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

А святыня может и в тени, и в грязи ждать, пока не умрет человек, который ее попирал или пока не уйдет поколение, которая ее попирает, она может ждать, чтобы засиять с новой силой, а погибшая душа человеческая останется погибшей. Если вы надумаете торговать святыней, знайте – бич Христов уже занесен над вами, как над торговцами в иерусалимском храме, оставьте помысел свой, чтобы бич не опустился на вас. Но как же нам разбогатеть – спросит кто-то из вас. Я знаю только один ответ на это. Если торговля святыней единственный путь к богатству, тогда искренне вам советую – оставайтесь бедными! Произнесена перед молодежным торговым союзом. О предках и потомках Проповедь в день памяти Косовской битвы Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. ( Притч.16:18 ) [Иов] сказал [жене своей]: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов.2:10 ) Как смерть через человека, так через человека и воскресение из мертвых. ( 1Кор.15:21 ) Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших... и вложу в вас дух Мой, и оживете. ( Иез.37:12,14 ) Бог всеблагий на сербов разгневан Из-за их смертельных прегрешений (Петар Негош. «Горный венец») Дни поражений забывать труднее, чем дни побед. Французы забыли многие дни своей славы, но Седан забудут не скоро. Русские не помнят многих своих побед, но день поражения при Цусиме вошел в вечный народный календарь. Евреи каждый год отмечают разорение Иерусалима, а победы Саула и Давида забыты. А сербское племя! Кому из сербского племени придет в голову ежегодно отмечать победу при Плочнике, Мишаре или Волчьем Доле? Дни этих побед в нашем народе не так известны, как известен Видовдан, день поражения и гибели на Косовом поле. Поражение в Косовской битве мы, сербы, увековечили в искусстве, вере и политике. Лучшие поэтические произведения воспевают косовское поражение, Косовская битва занимает главное место в нашей великой народной литературе. Художники и скульпторы, не менее поэтов, вдохновлялись нашей великой национальной трагедией по имени Косово. Эта трагедия и сегодня имеет ту же силу вдохновения, какую имела в прошлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010