Тот же Иов должен выступить ходатаем за своих друзей: «И раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» ( Иов.42:8 ). Авраам ходатайствует за Содом ( Быт.18:23–33 ). Пророк Божий Моисей ходатайствует за народ, впавший в идолопоклонство: «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх.32:31:32 ). Заступническую молитву о народе возносит к Богу пророк Иеремия ( Иер.14:7:8 ) В Новом Завете нам прямо заповедано молиться друг за друга (например, Иак.5:16 ), и, более того, святой Апостол Павел неоднократно просит молиться за него и его спутников ( Кол.4:3 ; 1Фес.5:25 ; 2Фес.3:1 ; Евр.13:18 ). В любой общине, которая признает Священное Писание , люди молятся друг за друга – и обращаются с просьбами о таких молитвах. Если слова Апостола «Братия! молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 ) не противоречат его же словам «един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ), то и молитвенное воззвание «все святые, молите Бога о нас!» не противоречит. В обоих случаях речь идет об одном и том же – просьбе о заступнической молитве. Матерь нашего Господа занимает уникальное место среди святых из-за Её исключительной роли в истории спасения. Само пришествие Спасителя и всё устроение нашего спасения совершилось благодаря Её смиренному согласию: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лук.1:38 ). Будучи Матерью воплощенного Бога, Она несравненно ближе к Нему, чем какое-либо еще из Его творений. Когда Церковь называет Её «Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», то есть превосходящей ангелов, это не поэтическое преувеличение – это констатация факта, и в частности, той истины, что Бог не воангелился, а вочеловечился. Богородица Некоторых смущают термины «Богородица» и «Матерь Божия» применительно к Деве Марии. Обоснованы ли такие возвышенные титулы Священным Писанием? Можем ли мы говорить о Женщине, какой бы святой Она ни была, как о Матери Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

17:21). Посему трезвенно будем посещать страждущего, в духе смирения. Итак, прекрасно — трудиться вместе со страждущими братиями, как сказано, посредством бдений, постов и непрестанных молитв. Ибо было сказано Господом: бесов изгоняйте вместе с другими исцелениями, даром получили, даром давайте (Мф. 10:8); Только все должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40), как подобает людям, боящимся Бога. Будем творить утешение или облегчение болящим или страждущим братиям нашим. Но не будем сопровождать это порицанием, как это было у друзей Иова, — порицанием за ошибку или прегрешение наших братьев, или в сердце осуждая их втайне, или по невнимательности говоря слово, уязвляющее их, и да не согрешим перед Богом в неведении. Ибо написано в Притчах: Иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет Господа, и непослушает его (Притч. 21:13). Как говорит и Иов: Не воззреша на мя ближние мои (Иов. 6:15); Раба моего звах, и не послуша, устами же моими просих жену мою… яко иноплеменник бых пред ними (Иов. 19:15-16); дом бо всякому смертну земля (Иов. 30:32). И другой мудрец: «Не ленись посещать больных». Иаков: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1:27). И Павел: Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле (Евр. 13:3). И продолжает: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6:10). И филиппийцам говорит, что в начале благовествования ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду… Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу (Флп. 4:15-18). Чему же из всего этого мы научаемся? Чтобы мы не только посещали нуждающихся в этом, но и удовлетворяли их нужды, [Col. 1736] чтобы и Господь, вместе с другими приняв и нас, сказал бы: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство… ибо был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Вот и здесь Иов хотел найти дорогу к Богу, чтобы выслушивать не мнения этих людей, друзей – то, что говорят они, он и сам знает, – но вот как бы мне найти путь к Богу, чтобы я мог Его спросить, за что я страдаю? Да вряд ли, говорит, если бы и произошло такое, и я нашёл этот путь и подошёл к Его Престолу, вряд ли Он стал разговаривать со мной: кто Бог и кто я? Мы – полярные существа. «Можешь ли ты глава, 7-й стих, – Софар ему говорит:] исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? [Можно, отчасти, если буду заниматься исследованием, если буду заниматься этим с верой, с молитвой, Господь даст Себя познавать. А вот могу ли совершенно постигнуть Вседержителя? У каждого – своя мера. Совершенно Его постигнуть не может ни человеческий ум, ни ангельский] Он превыше небес, – что можешь сделать ? [верно] глубже преисподней, – что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря. Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его? Ибо он знает людей лживых и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания? Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку [И опять ему наставление:]. Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро. И будешь спокоен» ( Иов. 11:7–18 ). Вот, какие он даёт советы. На это Иов говорит: «подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же? Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем – человек праведный, непорочный» ( Иов. 12:2–4 ) [Значит, он по опыту, личному опыту, знал, как отвечал ему Господь. И обращается опять к этой теме, которая не даёт ему покоя].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Животное ведет себя определенным образом потому, что так его задумал Господь, подчиняясь при этом не внешним повелениям и приказам, а зову собственной природы. Страус «жесток к детям своим... потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла» (Иов. 39:16—17), но даже он, лишенный мудрости, не лишен чувства собственной независимости и способности охранять ее: «А когда поднимается на высоту, посмевается коню и всаднику его» (Иов. 39:18). Мотив насмешки, превознесения проходит рефреном через всю вторую часть речи. Кроме страуса «посмевается» «городскому многолюдству» дикий осел (7), смеется над опасностью конь (22). Мы знаем из Ветхого Завета немало случаев, когда животные служат Богу, но в этой речи нарочито выделяется совсем иное. Дети диких коз, которые «уходят и не возвращаются» к своим родителям (1—4), единорог, не поддающийся приручению (9—12), дикий осел, которого Бог «пустил на свободу» (5), — все эти животные преисполнены чувства собственного достоинства и неподвластности. Характерно, что и в речи Елиуя животные противопоставляются и неживой природе, и человеку как существа вполне свободные в своих действиях:     «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его.     Тогда зверь уходит в убежище     и остается в своих логовищах.»    (Иов. 37:7—8).    Таким образом, вторая речь Господа, хотя и служит продолжением первой, посвящена совсем другой теме и содержит откровение о принципах мироздания, противоположных тем, о которых говорилось раньше.    Не менее разительно отличается и третья речь Господа от второй. Во второй речи рисуется картина гармонических отношений Творца и свободной твари. Здесь нет места насилию ни с одной из сторон. Воля твари не входит в противоречие с волей Творца. С первых же слов третьей речи становится ясно, что ее тема — конфликт между Богом и тварью. «Посмотри на все гордое», «взгляни на всех высокомерных» (Иов. 40:6—7) — такими словами Господь приступает к описанию первого из двух чудовищ, названного Им «верхом путей Божиих» (14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но не менее естественно упоминание об исчезновении вод из озер и рек в процитированном выше параллельном месте кн. Иова. В 14 гл. книги Иов говорит о скоротечности человеческой жизни и о бесследном, безвозвратном исчезновении человека вместе со смертью , и чтобы нагляднее представить эту скоротечность и бесследность исчезновения, он обращается к подобиям, заимствуя их из всем известной действительности. Что скоротечнее жизни некоторых цветов? Распустившись утром, многие из них при закате солнца увядают; что бесследнее исчезновения тени? И вот Иов говорит: человек, рожденный женой, краток днями и пресыщен трепетом. Как цветок, выходит и вянет, и убегает, как тень, и не остается. Затем – не поразителен ли и не прискорбен ли факт высыхания и исчезновения живых и оживляющих вод, и не напоминает ли он о бесследном, безвозвратном и горестном исчезновении вместе со смертью человека, дотоле полного жизни? И вот Иов продолжает: человек умирает... и простерся, и дух испустил человек, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает. Так человек ляжет и не встанет. Но после сказанного уместна ли, при сличении разобранных параллелей, речь о заимствовании составителем кн. Иова у пр. Исайи? Перейдем к другой и последней из проанализированных нашим автором параллелей. « Иов. 3:3–113 : погибни день, в который я родился, и ночь, которая сказала: «зачался человек». 4. День тот да будет тьмой; да не востребует его Бог свыше, и да не воссияет свет над ним! 6. Ночь оная, мрак да обладает ей, да не возвеселится она в кругу дней года. 7. Да не входит в нее радость ликующая!.. 8. Да проклянут ее проклинающие день... 9. Пусть она чает света, и не будет его... За то, что не затворила дверей утробы, носившей меня, и не сокрыла горести от очей моих! 11. Для чего я не умер в утробе, из чрева исходил, и не скончался? Иерем. 20:14–18: проклят тот день, в который я родился, день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят тот человек, который отцу моему принес весть и сказал: у тебя родился сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

От стыда страдалец скрывает или отвращает лицо свое. Наказание, которому мы, люди. должны были подвергнуться для того, чтобы примириться с правосудным Богом, Он (Спаситель) принял на Себя. Т.е. казнь и мучение Его кончились и тем положено начало Его прославления. В рукописи, по свидетельству Якобсона стоит ε, а не , как читали некоторые ученые. И опять Он же, т.е. Христос. Глава XVII Святые, особенно Авраам, Иов и Моисей, - примеры смирения. Будем подражать и тем, которые скитались в козьих и овечьих кожах, проповедуя о пришествии Христовом: разумеем пророков Илию, Елисея и Иезекииля, также и тех, которые получили прекрасное свидетельство в Писании. Авраам получил великое свидетельство, и назван другом Божиим: но, взирая на славу Божию, со смирением говорит: я земля и пепел (Быт. 18, 27). Далее и об Иове так написано: Иов был праведен и непорочен, истинен и благочестив, и удалялся от всякого зла (Иов. 1, 1). Но он, сам себя осуждая, сказал: никто не чист от скверны, хотя бы и один день была жизнь Его (Иов. 14, 45). Моисей назван верным во всем доме его, и Бог чрез его служение совершил суд над Египтом посредством мучений и казней: но и он, столько прославленный, не величался, но, когда из купины было к нему Божественное слово, сказал: кто я, что Ты меня посылаешь? Я заика и косноязычен (Исх. 3, 11; 4, 10). И опять говорит: я пар из котла Эти слова не находятся в пятокнижии Моисеевом, и неизвестно, откуда взяты. Глава XVIII Давид - пример смирения. Что же скажем о прославленном Давиде, о котором сказал Бог: " Я нашел человека по сердцу Моему, Давида сына Иесеева, милостью вечною Я помазал его " (Пс. 88, 21; Деян. 13, 22)? Но и он говорит Богу: помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Еще более - омой меня от неправды моей, и очисти меня от греха моего, ибо я знаю неправду свою и грех мой всегда предо мною. Тебе одному согрешил я и пред Тобою сделал зло, чтобы Ты оправдался в словах Твоих и победил, когда станут судить Тебя. Ибо в беззакониях зачат я и во грехах родила меня мать моя. Ты возлюбил истину: сокровенные тайны премудрости Твоей Ты открыл мне. Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега. Слуху моему дай радость и веселие: и сокрушенные кости мои возрадуются. Отврати лицо от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Создай во мне сердце чистое, Боже, и дух правый обнови в утробе моей. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Воздай мне радость спасения. Твоего, и укрепи меня духом владычным. Научу грешников путям Твоим и нечестивые обратятся к Тебе. Избавь меня от пролития крови, Боже, Боже спасения моего. Язык мой воспоет правду Твою. Господи, открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Если бы Ты восхотел иной жертвы, я принес бы; но всесожжения тебе не угодны. Жертва Богу дух сокрушенный; сердце сокрушенное и смиренное Бог не презрит (Пс. 50, 319).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

Это происходит с человеком во всех пограничных ситуациях, это же происходит с ним и в страдании. Jaspers говорит, что страдание есть сужение существования, уничтожение части; за каждым страданием стоит смерть . Настигнутый страданием Иов жалуется именно на эту суженность своего бытия. «Когда еще Вседержитель был со мною, и дети мои вокруг меня, Когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея! Когда я выходил к воротам города, и на площади ставил седалище свое, — Юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли Князья удерживались от речи, и персты полагали на уста свои; ... Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; Отцом был я для нищих, и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно... И говорил я: “в гнезде моем скончаюсь, и дни мои будут многи, как песок” (29, 4–18). К сожалению, страдание все это уничтожило. Иов утратил предметы, которые окружали и удовлетворяли его; утратил среду, в которой осуществлял справедливость; потерял детей, которые должны были закрыть ему глаза. Вне сомнения, все эти вещи были связями с миром и повседневностью. Но, с другой стороны, они были и тем полем, на котором развертывалось бытие Иова; они были объектами, сталкиваясь с которыми Иов осуществлял самого себя. Когда все они были утрачены, экзистенция сосредоточилась на самой себе, но вместе с тем оскудела и измельчилась. Она была выброшена из повседневности, но вместе оторвана и от своих возможностей. Поэтому печаль Иова совершенно обоснована, когда он вспоминает прошедшие дни расцвета и сожалеет о них, сожалея в сущности о полноте экзистенции, которую уничтожило страдание. Страдание приводит к тому, что мы начинаем быть не только не от мира, но и не в мире. Оно изгоняет нас за город, поселяет на груде отбросов и превращает нас в «посмешище» для народа (17, 6). Мы становимся братьями шакалов и друзьями страусов (30, 29). Страдание суживает наше существование, уничтожая ту его часть, которая, хотя и не от мира, но все же может раскрыться и осуществиться только в мире. За страданием мы ощущаем стоящую смерть. В ситуации страдания мы ощущаем на себе холод дыхания небытия. «Так, я знаю, что Ты приведешь меня к смерти, — упрекает Иов Бога, — и в дом собрания всех живущих» (30, 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Нет Его воли, чтобы погиб и один человек ( Мф.18:14 ) и даже один волос с головы человеческой (10:30). Посему Он более родной матери печется о человеке, как Сам свидетельствует о Себе через пр. Исаию: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя ( Ис.49:15 ). Спаситель учил: отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах ( Мф.23:9 ). По изображениям Писания, жизнь каждого человека есть непрерывный ряд действий многопопечительной любви Божией к нему, устрояющей его судьбы, начиная от рождения и даже утробного образования ( Пс.21:10; 138:15 ; Иов.10:11 ; 2Мак.7:22–23 ) до самой смерти. Он даст каждому человеку жизнь и дыхание и все ( Деян.17:25, 28 ), т. е. все необходимое для жизни (что особенно выразительно изображено в нагорной беседе Спасителя). Сам же Он дает каждому определенную меру способностей или дарований ( Исх.4:11 ; Пс.93:9 ; Сир.1:6, 8–11 ; Мф.25:15 ; Иак.1:17 ), Сам назначает пределы земной жизни каждого человека ( Иов.14:5 ), награждая благочестивых долгоденствием ( Пс.90:14–16; 127:1, 7 ; 3Цар.3:14 ; Исх.20:12 ), иногда впрочем попуская долголетие и нечестивых ( Прем.12:20 ), а другим посылая раннюю смерть, – иногда в наказание за порочную жизнь ( Притч.10:27; 13:2, 24 ), а иногда по особым благим целям Своего промысла ( Прем.4:7–18 ). Все судьбы и обстоятельства человеческой жизни определяются Богом. Он располагает всеми событиями счастливыми и несчастливыми: Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает ( 1Цар.2:6–7 ). Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их ( Иов.5:18 ). Не стесняя дарованной человеку свободы, сохраняющейся и в падшем состоянии, Он однако руководит и управляет также свободными намерениями и действиями человека: сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его ( Притч.16:9, 33 ; сн. Иер.10:23 ). Он указывает путь жизни человеку ( Пс.142:8 ): от Господа направляются шаги человека ( Притч.20:24 ), разумная жена – от Господа ( Притч.19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

При описании смерти Рахили в книге Бытия говорится: «выходила из нее душа» ( Быт.35:18 ). Также в книге Иова о людях говорится как о «обитающих в храминах из брения» ( Иов.4:19 ). Обратите внимание на этот стих: люди обитают в телах. Тело – не есть «я», я лишь обитаю в нем. Если бы были правы сектанты, то было бы сказано, что люди – это храмины из брения, но сказано: «обитающих» в храминах. И Елифаз – друг Иова – сказал, что они живут в телах, а не суть тела. Точно также рассуждал и апостол Павел, говоря: «Знаем, что когда земной наш дом, эта хижина (тело) разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах» ( 2Кор.4:16 ). То есть мы – обитатели своих тел, и когда «внешний наш человек и тлеет (тело), то внутренний (душа) обновляется ( 2Кор.4, 16 ). Тело умирает, а душа – бессмертна. Поэтому Иов и говорит, что «плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» ( Иов.14:22 ). Это одно из самых ярких мест Ветхого Завета, доказывающих самобытность души человеческой. Наконец, можно привести эпизод Ветхого Завета, иллюстрирующий жизнь личности после смерти. Данный эпизод описан в первой книге Царств (гл. 28:8), когда царь Саул, отчаявшись в помощи Бога, пришел к гадательнице, чтобы она вызвала дух умершего пророка Самуила. «И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из-под земли» ( 1Цар.28:13 ). «Какой он видом? – спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал на землю и поклонился. И сказал Самуил Саулу: «для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?» ( 1Цар.28:14–15 ). Примечательно, что библейский автор прямо подчеркивает то, что явившийся Саулу – сам Самуил, а не демонское привидение. Самуил предрекает Саулу, что он, умерев, отправится в некое место, где обитают души умерших: «завтра ты и сыны твои будете со мною» (28:19). Обратите внимание на последние слова: оказывается, есть место, где находятся души умерших. Не то ли это место, куда сошел Спаситель после смерти: «(Христос) быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Петр.3:18 )? То, что Самуил говорил с Саулом, признавала вся ветхозаветная Церковь , о чем говорит Иисус, сын Сирахов: «Он (Самуил) пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой» ( Сир.46:23 ). Конечно, сектанты могут возразить, сказав, что неужели по желанию гадалки могут являться пророки? Но ведь и к Валааму, общавшемуся с бесами, было откровение от Господа ( Числ.22:9–36 ), и волхвы-астрологи были приведены звездой к Богомладенцу. Тем более пророчество Самуила сбылось, а бесы пророчествовать не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010