Иов.14:16 .  ибо тогда Ты исчислял бы шаги мои и не подстерегал бы греха моего; Иов.14:17 .  в свитке было бы запечатано беззаконие мое, и Ты закрыл бы вину мою. Иов испытал бы тогда полное блаженство, сила которого уясняется путем противоположения его современному состоянию. «Но теперь, – говорит страдалец, по точному переводу с еврейского, – Ты исчисляешь мои шаги, подстерегаешь мои поступки. Ты запечатал преступление мое в мешке и положил печать на беззаконие мое». Исчисленные грехи Иова «запечатаны в мешке», – вполне хорошо сохранены для соответствующего наказания, не будут забыты и не останутся без возмездия. Иов.14:18 .  Но гора падая разрушается, и скала сходит с места своего; Иов.14:19 .  вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь. Составляющее потребность всей души Иова желание временного пребывания в шеоле уничтожается доводами рассудка. Сомнение: «когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (ст. 14) берет перевес. Если уничтожаются и не остаются незыблемыми твердые предметы, – горы, камни и скалы, то тем более не может иметь места слабая надежда Иова на возвращение к жизни после временного пребывания в шеоле. Иов.14:20 .  Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лице и отсылаешь его. И действительно, создаваемое смертью бедствие вечно ( «теснишь... до конца», – евр. «lanezah» – «на веки»; Иов 20.7 ). Как и всякий человек, Иов умрет с обезображенным смертью лицом ( «изменяешь ему лице»), уйдет и более не возвратится к земной жизни (ср. «отойду, – и уже не возвращусь» – Иов 10.21 ). Иов.14:21 .  В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает; Иов.14:22 .  но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает. Смерть прекращает всякое сношение с землею: умершему неизвестна даже судьба его близких (ст. 21; ср. Еккл 9.5–6 ); его плоть ощущает лишь то, что касается непосредственно ее самой, его душа плачет лишь о себе (ст. 22). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.33:12 .  Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека. Одно из ошибочных мнений, допущенное Иовом в разговоре с друзьями и теперь опровергаемое Елиуем. Он считал себя чистым, беспорочным, ( Иов 10.7, 12.4, 13.23, 16.17, 23.10, 27.5 и д.); как ограничение подобного взгляда см. Иов 8.20–21, 13.23, 26, 14.4, 16–17 , а Бога – «выискивающим причины неприязни» (евр. «тенуот»; ср. Числ.14:34 ; Иов 32.7 ), враждебным себе существом, сковавшим его, подобно узнику ( Иов 10.13–14, 13.24, 27, 19.11, 30.21 ). Иов не прав в этом случае, потому что Бог – «выше человека» (ст. 12). Последнему отношения Бога к Иову могут, действительно, казаться проявлением вражды и гнева. Но это объясняется тем, что ограниченный по уму человек не в состоянии понять смысла действий превосходящего его премудростью Бога ( «выше человека»). Они представляются ему враждебными, а на самом деле не таковы. Иов.33:13 .  Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих. Мысль о враждебности к себе Бога Иов выводит между прочим из того, что Бог не отвечает ему, скрывается от него ( Иов 13.24 ). Но и в этом случае он также не прав. Бог вообще не отдает отчета в своих делах (ср. Иов 9.12 ), не объясняет мотивов своих отношений к людям. Заключать на основании этого, будто в своих поступках Он руководится непременно чувством вражды, более чем странно. Иов.33:14 .  Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: Каковы в своих причинах отношения Бога к Иову, об этом можно судить по аналогичным с ними способам воздействия Бога на человека. Иов.33:15 .  во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Иов.33:16 .  Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, Иов.33:17 .  чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, Иов.33:18 .  чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Одним из них являются сновидения. Бог пользуется ими, как средством для сообщения человеку откровения ( «открывает ухо»: ср. 2Цар 7.27 ; Пс 39.7 ) и охранения своих наставлений от забвения ( «запечатлевает», буквально – «полагает печать»: запечатание в смысле охранения Песн 4.12 ; Дан 6.17 ; Мф 27.66 ). Цель этих откровений та, чтобы отклонить человека от беззаконного дела (рус. «предприятие», евр. «маасе», – 1Цар 20.19 ; Быт 20.3, 6 ), удалить от гордости ( Дан 3 ) и тем спасти от смерти ( «от пропасти»; ср. Пс 15.10, 30.4 ). – естественного наказания за грех ( Быт 3.3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.16:13 .  Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою, Иов.16:14 .  пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец. Молчать, т. е. согласиться с этими свидетельствами своей виновности Иов не может, не может потому, что бедствие пало на то время, когда он «был спокоен» (ст. 12), пользовался благоволением Божиим, несомненно был в Его очах человеком праведным (ср. Иов 29.1–6 ). В его руках нет неправды, отношения к Богу безупречны (ст. 17), и тем не менее Господь во время спокойствия «потряс» его (ст. 12), – сделал бедствия особенно ощутительными. Подобно борцу, схватывающему своего противника за шею, Он низринул его из состояния счастья в пучину бедствий (ст. 12). И до сих пор остается предметом, на котором Господь изощряет Свой гнев. Он поражает его стрелами (ст. 13; ср. Иов. 6:4 ), рассекающими внутренности, т. е. причиняющими страшные страдания бедствиями (ст. 13). С целью окончательно добить его Господь делает как бы окончательный приступ (ст. 14). Иов.16:15 .  Вретище сшил я на кожу мою и в прах положил голову мою. Иов.16:16 .  Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти, В результате подобных отношений Бога к Иову последний находится в состоянии глубокой печали: траурная одежда, «власяница», не покидает его, полного ослабления ( «в прах положил голову мою» – ст. 15, буквально с еврейского «свернул мой рог в прах». Рог – символ силы. – 1Цар 2.1 ; Пс 74.5, 148.14 ). Лицо от постоянных слез приняло багровый цвет, а глаза, ослабленные печалью и затуманенные слезами, покрыты мраком, предвестником смерти. Иов.16:18 .  Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему. Иов невинен; молчать он не может. В то же самое время бесполезно обращаться с речью к Богу и друзьям: они не верят ему. Ввиду подобного положения дел он обращается с просьбою к земле, чтобы она «не закрыла его крови». Невинная, преступным образом пролитая кровь требует отмщения, особенно в том случае, когда она остается на поверхности земли ( Ис 26.21 ; Иез 24.7–8 ). Обращаясь к земле с просьбою, чтобы она не скрыла его кровь, не впитывала ее, Иов желает, чтобы по крайней мере она признала его невинным, заслуживающим отмщения, восстановления попранных прав, чего не хотят сделать Бог и друзья. – «Да не будет место воплю моему», в буквальном переводе: «да не будет подавлен вопль мой» (об отмщении); прежняя мысль, выраженная в иной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 37 Окончание речи Елиуя. 1–13. Описание грозы и других физических явлений. 14–24. Заключение. Иов.37:1–5 . Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь. Иов.37:1 .  И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Гроза с сопровождающими ее громом и молниею – предвестники предстоящего явления Бога ( Исх 19.9, 16–17 ), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха ( Ис 6.5 ; Иез 2.1 ; Дан 10.7–8 ). Иов.37:2 .  Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром ( Пс 28 ), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуй. Иов.37:3 .  Под всем небом раскат его, и блистание его – до краев земли. Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли. Иов.37:4 .  За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан. За молнией следует гром, и «он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан», т. е. за громом вновь – молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются. Иов.37:5 .  Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер ( «дивно», ср. Пс 64.6, 138.14 ; Дан 8.24 ), величие Бога (ср. Пс 28 ) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений. Иов.37:6 .  Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. Иов.37:7 .  Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Иов.37:8 .  Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах. К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, – между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол «хатам» – «полагать печать» в Иов 9.7 ; Откр 20.2–3 ) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги ( Пс 103.20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.20:11 .  Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах. Выражение синодального текста: «грехами юности», представляет перевод одного еврейского слова «алумав». В Пс 18.13 и Пс 89.8 «алум» означает действительно «тайные грехи», но в кн. Иова, Иов 33.25 – «юность». Сообразно с последним значением ст. 11 должен читаться так: «кости его наполнены силами юности его, и с ним лягут они в прах». Личные силы, на которые надеялся грешник, при помощи которых создавал свое благополучие, обращаются в ничто, не обеспечивают его благоденствие. Иов.20:12 .  Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим, Иов.20:13 .  бережет и не бросает его, а держит его в устах своих, Иов.20:14 .  то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его. Закон мздовоздаяния древен, как род человеческий (ст. 4–5) и в то же время вполне естествен. Грех и беззаконие сами собою приводят к возмездию. Приятные в начале, как вкусная пища, которая для продолжения вкусовых ощущений не сразу проглатывается, но намеренно удерживается во рту, они в конце концов превращаются, подобно ей, во вредоносную горечь, – «желчь аспида» (горький и ядовитый – понятия синонимические – Втор 32.32 ). Иов.20:15 .  Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его. Иов.20:16 .  Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны. Как содержащая отраву, пища нечестивого (приобретаемые им богатства) не только не послужит на пользу ( «изблюет»), но и окажется мучительною ( «исторгнет»), и в результате смертельною (ст. 16; ср. Пс 139.4 ; Притч 23.32 ; Иер 8.14 ; Иер 23.15 ). Иов.20:17–21 . Раскрытие образной речи предшествующих ст., в частности ст.15: «изблюет», «исторгнет». Иов.20:17 .  Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком! Иов.20:18 .  Нажитое трудом воз­вратит, не про­глотит; по мере име­ния его будет и расплата его, а он не по­радует­ся. Нечестивый не может наслаждаться своею приятною пищею, – накопленными богатствами (ст. 17; ср. Исх 3.8, 17 ). Он не воспользуется нажитым («не проглотит»), так как оно возвратится ( «изблюет») к своим первоначальным собственникам, – уйдет на удовлетворение обиженных им лиц: «по мере имения его будет и расплата его». Богатство не послужит источником радости ( «не порадуется», ср. Иов 31.25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 Ответная речь Иова на речь Елифаза. 1–7. Естественность ропота. 8–27. Желание смерти в виду невозможности переносить страдания, особенно без поддержки со стороны друзей. 28–30. Просьба к друзьям внимательнее, вдумчивее отнестись к его речам. Иов.6:1 .  И отвечал Иов и сказал: Иов.6:2 .  о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Иов.6:3 .  Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Так как Елифаз начинает свою первую речь с упрека Иову в малодушии ( Иов 4.5 ), то последний и старается прежде всего освободиться от подобного обвинения. Его «слова неистовы» (« ματ φαλα» LXX – злы; » λγοι κατπικροι« Симмаха – полны горечи, но ни в каком случае не «вздорны», «неразумны», как переводит Делич, ср. ст. 28–30); они полные горячности, раздражительности (ст. 1, евр. «каси», « ργ» LXX ср. Иов 5.2 ), но это вполне понятно. Жалобы Иова естественны в виду необыкновенных страданий; своею тяжестью они превосходят тяжесть песка морского ( Притч 27.3 ; Сир 22.15 ), неисчислимее этого последнего ( Быт.22:17, 32:12, 41:49 ; Иер 33.22 ; Авв 1.9 ). Поэтому если сравнить его нетерпеливость, горячность с бедствиями, то она окажется по сравнению с ними малою. Иов.6:4 .  Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня. Причина столь необыкновенных страданий в том, что против него, Иова, восстал сам Бог . Он, как «ратоборец» ( Иер 20.11 ), причиняет ему такие страшные страдания, какие наносятся отравленными, «палящими» стрелами ( Пс 7.14 ). Иов.6:5 .  Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего? Иов.6:6 .  Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке? Иов.6:7 .  До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою. Образное выражение мысли об естественности жалоб. Если неразумные животные (осел и бык) не выражают недовольства без причины, то тем более не сделает этого человек, существо разумное. Как неприятен без соли хлеб и яичный белок, так неприятны и жалобы. И если тем не менее Иов жалуется, то, очевидно, потому, что вынужден. Вынужден же он тем, что все время живет невыносимо тяжелою ( «отвратительною» – ст. 7) мыслью о постигшем горе, возможности которого даже не представлял ( «не хотела коснуться душа моя») в дни былого счастья ( Иов 29.18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 14 Окончание ответной речи Иова на речь Софара. 1–17. Надежда Иова на божественное милосердие, дающее ему возможность оправдаться. 18–22. Ослабляющие ее соображения. Иов.14:1 .  Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: Иов.14:2 .  как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. Иов.14:3 .  И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою? Бог слишком строг по отношению к Иову ( Иов 13.23–36 ), а между тем он возбуждает сострадание, заслуживает милосердия. Жизнь человека, рожденного слабою женою ( Быт 3.16 ; Иер 51.30 ) и потому по природе бессильного, непродолжительна, как существование цветка ( Пс 36.2, 89.6 ; Ис 40.6–8 ), стояние тени ( Пс 101.12, 143.4 ; Еккл 8.13 ; Прем. 2.5 ), и печальна сама по себе. Поэтому нет нужды внимательно смотреть за ним и затем наказывать за малейшие проступки («отверзать очи», ст. 3; ср. Зах 12.4 ). Иов.14:4 .  Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Рожденный от зараженных грехом родителей ( Пс 50.7 ), человек по своей природе склонен к греху ( Иов 15.14, 25.4 ). Он грешит непроизвольно ( Иов 15.16 ), в некоторых грехах совершенно не виноват. Достойно ли ввиду этого наказывать его? Иов.14:5 .  Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, Иов.14:6 .  то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего. Земная жизнь человека есть единственное время для пользования благами счастья ( Иов 7.7, 14.22 ), в тех пределах, границах, которые указаны им Богом (ст. 5; ср. Пс 38.5–6 ). И если теперь, по воле Господа, существование Иова подходит к концу, то Он должен «уклониться от него» (с евр. «отвратить взоры свои», ср. Иов 7.19 ; Иов 10.20 ), «доколе не возрадуется своему дню, как наемник», т. е. должен прекратить наказания, чтобы Иов мог испытать в последние минуты своей жизни чувство радости (ср. Иов 10.20–22 ). Иов.14:7 .  Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.21:17 .  Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? Иов.21:18 .  Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем. Отрицаемая Иовом теория земных мздовоздаяний не может быть доказана случаями бедствий грешников. Как показывает вопросительная форма речи ( «часто ли?» евр. «камма», ср. Иов 7.19, 13.23 ), они составляют, по его мнению, единичные, редкие явления. Редко угасает у нечестивых светильник ( Иов 18.5–6 ); находит беда ( Иов 18.12 ), и постигает назначенный от Бога удел страданий. Редко равным образом подвергаются они внезапной гибели (ст. 18; ср. Пс 1.4, 17.13, 72.14 ; Ис 40.24, 41.2, 47.14 ). Иов.21:19 .  Скажешь: Бог бережет для детей его несчастье его. – Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Иов.21:20 .  Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева. Иов.21:21 .  Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится? Не может быть опровергнут взгляд Иова и тем положением друзей, что грешники наказываются в лице своих детей ( Иов 5.4, 20.10 ). Бедствия последних не могут быть его бедствиями, так как после смерти ( «когда число месяцев его кончится» – ст. 21) он ничего не знает о судьбе своего потомства ( Иов 14.21 ; Еккл 9.5–6 ). Поэтому кто согрешил, тот и должен быть наказан (ст. 19–20; ср. Иез 18.4 ), сам обязан испить чашу божественного гнева (ст. 20 cp. Пс 74.9 ). Иов.21:22 .  Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних? Утверждая, что на земле существует строгое мздовоздаяние, настаивая на его непреложности ( Иов 18.4 ) и древности, – изначальности в роде человеческом ( Иов 20.4 ), друзья хотят быть мудрее Бога, предписывают законы мироправления Тому, Кто по Своей мудрости неизмеримо выше человека: «судит горних» – небожителей (евр. «рамим»; ср. Иов 4.18, 15.15, 25.2 ; Пс 77.69 ; Ис 24.21 ). Управляющего небом хотят учить способу управлять землею! Иов.21:23 .  Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ). А что кротче было того, о котором домочадцы говорили: «О, если бы мы от мяс его не насытились?» («кто убо дал бы нам от плотей его насытитися») ( Иов.31:31 ), – так они сильно любили его. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф.5:4 ); и этой добродетели он не был чужд. Послушай, что он говорит: «Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои, то я боялся бы большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня» («аще же и согрешая неволею... не посрамихся... народнаго множества, еже не поведах перед ними беззакония моего») ( Иов.31:33–34 ). Человек такого настроения очевидно плакал с великим избытком. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» ( Мф.5:6 ). Смотри, и это с избытком исполнялось им: «Сокрушал, – говорит, – я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное» («сотрох... членовныя неправедных, от среды же зубов их грабление изъях») ( Иов.29:17 ). «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия» («В правду же облачахся, одевахся же в суд яко в ризу») ( Иов.29:14 ). «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ); а Иов был милостив не только в деньгах, не только в том, что одевал нагих, кормил алчущих, помогал вдовам, защищал сирот, исцелял раны, но и самым сочувствием души. «Не плакал ли я о том, кто был в горе? Не скорбела ли душа моя о бедных?» («Аз же о всяком немощнем восплакахся, вздохнув же, видев мужа в бедах») ( Иов.30:25 ). Как бы будучи общим отцом для всех несчастных, он приходил на помощь в несчастии к одним, оплакивал бедствия других и обнаруживал милосердие в словах и делах, своим состраданием и своими слезами делаясь как бы общим покровом для всех. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). И это также оправдалось на нем. Послушай, что Бог свидетельствует о нем: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» («несть яко он на земли: человек непорочен, истинен, благочестив, удаляяйся от веяния лукавыя вещи») ( Иов.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И когда его жена говорила: похули Господа и умри ( Иов.2:9 ), тогда он осуждает ее и порицает словами: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов.2:10 ). И вторично говорил сатана об Иове: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, –благословит ли он Тебя? ( Иов.2:4–5 ). Побежденный же добродетельным, и тут он оказался лжецом. Потому что и в жесточайших страданиях Иов остался постоянным и ни в чем не согрешил Иов устами своими пред Богом ( Иов.2:10 ). А после того, как Иов победоносно выдержал две борьбы, третьей подобной он уже не подвергался. Потому что та тройная борьба, в трех Евангелиях изложенная ( Мф.4:1–11 ; Мк.1:12–13 ; Лк.4:1–13 ), должна была остаться для Спасителя: трижды наш Спаситель, по человечеству Своему, побеждал врага. Так как чтобы с разумением молить Бога о том, дабы не впадать нам в искушение ( Мф.26:41 ; Лк.22:40 ) и быть избавляемыми от лукавого ( Мф.6:13 ), мы вошли в довольно тщательное рассмотрение этих изречений, высказав по поводу их и некоторые соображения; так как через послушание Богу мы и сами заслуживаем того, чтобы быть от Него слышимыми, то будем молиться, чтобы в искушении не быть нам умерщвлёнными ( 2Кор.6:9 ) и чтобы, когда раскалённые стрелы лукавого в нас попадают ( Еф.6:16 ), не быть нам от них воспламенёнными. А воспламеняются ими все, сердца которых, по выражению одного из двенадцати пророков, стали как печь ( Ос.7:6 ); не воспламеняются ими, напротив, те, которые щитом веры тушат все раскалённые стрелы лукавого ( Еф.6:16 ), бросаемые на них: они в себе самих имеют реки той воды, которая течёт в жизнь вечную ( Ин.4:14 ). От этих-то вод раскаленные стрелы лукавого остаются без действия; легко ими те стрелы обезвреживаются: от прилива божественных спасительных мыслей, какие через рассмотрение истины напечатлеваются на душе старающегося вести жизнь духовную, стрелы лукавого остаются без действия.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010