Для свт. Кирилла диавол не только противостоящая Богу сила, но и 1-е творение Бога (Ibid. 8. 4: «Ибо диавол есть начало создания Господня (Иов 40. 14), которое соделалось предметом посмеяния»). Сила диавола сокрушена Христом, Который даровал нам воскресение. Среди ветхозаветных текстов, к-рые, по мнению отдельных ранних читателей, свидетельствуют против воскресения мертвых, свт. Кирилл упоминает Иов 7. 9-10 (Ibid. 18. 14-15): «Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его». Святитель опровергает это неверное понимание данного текста. Слова Иов 14. 7-14 и 19. 25 («А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию») становятся в Зап. Церкви одними из главных ветхозаветных свидетельств воскресения мертвых. Свт. Епифаний Кипрский редко использует И. к. Чтобы показать уникальность Божественного отношения Отца к Единородному Сыну, наряду со мн. др. цитатами из Свящ. Писания он приводит слова Иов 38. 28 («Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?») ( Epiph. Ancor. 71). В учении о воскресении свт. Епифаний, как и свт. Кирилл Иерусалимский, использует на первый взгляд противоречащие друг другу тексты из Библии. Стих Иов 14. 12 («так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего») показывает, согласно свт. Епифанию, что воскресение произойдет в определенный срок; но доказательство воскресения свт. Епифаний обосновывает только видением Иез 37 ( Idem. Ancor. 99). Представители антиохийской школы стремились прежде всего к историческому букв. толкованию И. к. Феодор Мопсуестийский не разделял традиц. мнения, что И. к. написана прор. Моисеем во время скитаний израильтян по пустыне, но считал автором некоего иудея, знавшего языческую культуру, который после возвращения из Вавилона создал историю добродетельного Иова, исказив более раннее предание ( Isodad Meruens. Commentaire d " Išodad de Merv sur l " Ancien Testament/Ed. J.-M. Vosté. Louvain, 1963//CSCO. Vol. 230. Syr. T. 97. P. 278-279). Многое в И. к., по мнению Феодора, не соответствует учению Свящ. Писания: проклятие дня, в к-рый родился (Иов 3. 3), знакомые по языческим мифам имена дочерей Иова (Иов 42. 14 LXX), споры Иова с друзьями ( Müller . 1970. S. 12-13), речь сатаны (Иов 1), речь Бога о левиафане (41) (ср.: Stevenson. 1947. P. 78).

http://pravenc.ru/text/578206.html

Глава 9. Иов.9:1–2 .  И отвечал Иов и сказал: правда! знаю, что так ( Отвещав же Иов, рече: воистинну вем, яко тако есть). Какой смысл выражают эти слова? «Знаю, – говорит, – что нечестивые погибают, а праведные не погибают». Видишь, что он нисколько не осуждает Бога в несправедливости. Иов.9:10 .  Он… делает великое, неисследимое и чудное без числа! ( Творяй велия и неизследованная, славная же и изрядная, имже несть числа). «Разве то, о чем я прежде сказал ( Иов.5:9 ), не велико, разве не принадлежит к неисследимому, хотя это видимо? А не тем ли более невидимое?» Смотри: нигде не говорит о существе, а только об Его действиях. «И к чему, – говорит, – указывать на каждое из них? Дела Божии велики, непостижимы и бесчисленны! Иов.9:17 .  Кто в вихре раз­ит меня и умножает безвинно мои раны ( Многа же ми сотрения сотвори всуе). Это и Бог говорил о нем: «ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» ( «ты же рекл еси имения его погубити вотще») ( Иов.2:3 ). Что удивляешься, если он говорит то, что сказал Бог; что «всуе», не потому, что согрешил, а что ничего не выйдет из этого истязания и наказания. Иов.9:30–31 .  Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои ( Аще бо измыюся снегом и очищуся руками чистыми, доволно во скверне омочил мя еси, возгнушася же мною одежда моя). Златоуста и Олимпиодора . У древних был обычай очищать нечистоту тела в бане; был и такой древний обычай, когда хотели показать, что не имеют участия в каком-либо грехе, то мыли руки говоря: «невиновен я» ( Мф. 27:24 ) – в таком деле, как сделал Пилат относительно Спасителя; и Давид воспевал: «буду омывать в невинности руки мои» ( «умыю в неповинных руце мои») ( Пс. 25:6 ). Итак, он говорит, что хотя бы он был чист, эти сильные испытания и наведенные наказания показывают, по составившемуся понятию, что он замаран и нечист, так что и прикасающийся к его одежде считает себя осквернившимся; каждый думает, что он так страдает вследствие множества грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И Господь, видящий не только деяния человека, но и его помышления, наградил Иова. Не было славнее, богаче, почтеннее и счастливее человека в Аравии, где жил праведный Иов, чем он. Но вот, священный жизнеописатель Иова открывает завесу, скрывающую от взоров наших неисповедимые пути Промысла Божия и козни диавола, воюющего на праведных. Иов последовательно лишается всего – и богатства, и семьи, и наконец – здоровья. Он поражается проказой, а с нею – заметьте – и бесчестием, ибо прокаженные изгонялись из общества человеческого. Современные самоубийцы и общественное мнение любят объяснять причины самоубийства тяжестью жизненных условий человека, его падением, уроном его репутации в глазах людей. Смотрите же, как ведет себя подлинно несчастный: и нищий, и бессемейный, и больной и опозоренный в глазах людей многострадальный Иов! До тех пор, пока он не очутился вне жилищ человеческих, по выражению Священного Писания, не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге ( Иов.1:22 ), – не только что не помыслил о самоубийстве. Но вот он на гноище, в струпьях и гное, который соскабливает черепком, один со своим позором. Его друзья пришли навестить его, на самом же деле чтобы растравлять его раны. Они заподозривают его во грехах, за которые Господь и наказывает его столь тяжко. И это подозрение для праведного Иова, не имевшего возможности даже оправдать себя в их глазах, было тяжелее наказания. Наконец, приходит к нему его бедная жена, оставшаяся без куска хлеба, в необходимости зарабатывать себе пропитание трудами рук своих, – несчастная тем более, что она испытала счастие, имела богатство, вскормила взрослых, теперь похищенных лютой смертью, детей… Она укоряет своего мужа болезнью, своим тяжким трудом в людях с утра до ночи и, наконец, говорит: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри ( Иов.2:9 ). В этом безрассудном умри для нас в настоящем случае заключается весь смысл. Ибо что другое, как не вызов и поощрение на самоубийство, заключает в себе это умри ? И тебе тяжко, да и мне не легче твоего, как бы так говорит жена Иова, – освободи же себя от страданий и позора, да и меня от твоего супружества! Похули Бога и умри! Что же отвечает ей страдалец? Ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злою не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими ( Иов.2:10 )- замечает его жизнеописатель.

http://azbyka.ru/grex-kotoryj-ne-budet-p...

Иов является прообразом Христа Спасителя. Он, подобно Христу, – безвинно страдающий Праведник. Вероятно, в этом и таится ответ на загадку о причине страданий Иова. Образ безвинно страдающего Иова должен был возвысить умы и сердца ветхозаветных людей до мысли о принятия безвинно Страдающего Мессии. Прообразовательное значение Иова видится и в том, что он, во время своих страданий, подобно тому, как Иисус Христос во время крестных мук, ощутил сильнейшее состояние богооставленности. Иов, прообразуя Христа Спасителя, является единственным, приемлемым для Бога ходатаем за своих друзей: «Пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас…» ( Иов.42:8 ). Сатана, искушавший Иова, оказывается посрамленным. Хитрец перехитрил самого себя. Все его усилия привели прямо к противоположному результату. Иов воссиял как величайший праведник и послужил прообразом Спасителя. Этот просчет диавола также можно воспринимать как прообраз. История повторилась. Только вместо Иова был уже прообразуемый им Господь Иисус Христос и последствия просчета оказались для диавола несравненно более плачевны. В книге Иова усматривают также отдельные пророческие и прообразовательные места. В частности, указывают на то, что диавол искушал Иова трижды (через лишение богатства, гибель детей и болезнь). В этом видят прообраз троекратных искушений Спасителя. В 16 главе книги находятся пророческие слова, относящиеся к Спасителю: «Разинули на меня пасть свою, ругаясь, бьют меня по щекам: все сговорились против меня. Отдал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня» ( Иов.16:10–11 ). Причем, заметьте: Иова никто не бил по щекам, как Прообразуемого им. Несомненно, он произнес эти слова в пророческом вдохновении. О Прообразовательное значение его жизни отразилось на практике чтения паремий из книги в первые пять дней Страстной седмицы. Книга читается в православных храмах в то время, когда перед мысленным взором верующих проходят страдания Спасителя. Многострадальный Иов был прообразом уничиженного состояния и страданий Христа Спасителя. Об этом говорит и служба праведному Иову: «Многострадального, вернии, восхвалим Иова, иже прежде закона праведника и прежде пророков пророка, вне рода и заветов Авраама веру Авраамлю добре сохраньшего, страданьми своими страсти Христовы предъизобразившаго, и ныне в вышних селениих со Христом царствующаго и молящагося о душах наших». 30 Прообразуя своими страданиями страдания Христа, Иов своим прославлением прообразовал Его Воскресение. На это указывает паремия из книги Иова (42, 12–17 и часть неканонического добавления), которая читается в Великую Пятницу перед плащаницей. В этом отрывке говорится о славе и благоденствии Иова после перенесенных им страданий: «И благословил Бог последние дни жизни Иова более, нежели прежние…». 2.8. Приложение 1. Паремия из книги Иова, читаемая на вечерне Великой Пятницы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Иов.1:7 .  И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. На обращенный к сатане вопрос Господа: «откуда ты пришел?», вопрос, свидетельствующий не об отсутствии у Бога всеведения, а о полной нравственной противоположности между Ним и злым духом, доходящей как бы до незнания Господом дел сатаны (ср. Иов 21.14 ), последний отвечает общей фразой: «ходил по земле» (евр. «шут» обозначает быстрый обход от одного конца местности до другого – 2Цар 24.2, 8 ; Ам 8.12 ; Зах 4.10 ) «и обошел ее» – с целью наблюдения ( 1Пет 5.8 ). Иов.1:8 .  И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. Иов.1:9 .  И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Иов.1:10 .  Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; Иов.1:11 .  но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? Ходившему по земле для наблюдения злому духу и задается теперь естественный вопрос: обратил ли он внимание на исключительное благочестие Иова (ст. 8 ср. Быт 6.9 ; Быт 7.1 ), а в не замедлившем последовать ответе сатаны сказывается его полная противоположность Господу. По словам сатаны, в благочестии Иова нет ничего выдающегося, заслуживающего похвалы, как то делает Бог , – оно корыстно. Иов чтит Господа лишь потому, что это для него выгодно: в награду за благочестие он избавляется Богом от всяких бедствий ( «кругом оградил», ср. Ис 5.5 ) и пользуется успехом во всех своих делах. Истинный, т. е. корыстный, характер благочестия Иова скажется в том случае, если Господь «прострет на него свою руку» (ст. 11), – поразит бедствиями ( Исх 3:20, 9:15 ; Пс 31:4, 37:3 ). При таких обстоятельствах не будет побуждения к благочестию. Оно исчезнет, мало того, сменится проклятием «в лице», т. е. проклятием дерзким, беззастенчивым ( Ис 65.3 ). Синодальное чтение: «благословит ли он тебя?» передает из целой еврейской фразы: «им-ло ал-панейка йебарекека» только последнее слово. «Йебарекека» – глагольная форма от " барак», означающего и «благословлять», и «проклинать», «хулить» ( Иов 1:5, 2:9 ; 3Цар 21.10, 13 ), причем последнее значение всеми усвояется данному глаголу и в настоящем случае. Ближе к подлиннику славянское чтение: «аще не в лице тя благословит».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–5. Благочестие Иова и полное благоденствие, как награда за него. 6–12. Причины страданий Иова. 13–19. Бедствия, постигшие праведника. 20–22. Терпение страдальца. Иов.1:1 .  Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. Раскрываемая в начальных пяти стихах при помощи конкретного примера, – жизни Иова, общая мысль о соответствии благочестия земному благополучию начинается характеристикою религиозно-нравственной жизни главного лица книги. «Непорочный», т. е. преданный всем сердцем Богу и добру ( Иов 2.3 ; ср. Иов 1.21 ; Иов 23.11–12 ; Иов 31.1 ), Иов был безупречен в данном отношении, что подтверждается его «справедливостью» и «истинностью» (слав.), – соответствием мыслей делам. Частнее, в основе религиозности Иова, – отношения к Богу, лежал «страх», – благоговейное представление о Боге, возбуждаемое сознанием Его величия, совершенств ( Иов 15.4 ; Иов 37.23–24 ), и переходящее в трепет, когда к нему присоединялась мысль о Боге, как о праведном Судии и Воздаятеле, не терпящем зла ( Быт 3:10, 18:15 ; Пс 64.9 ). Представлением о Боге, не терпящем зла, определялась нравственность Иова: она сводилась, как и у всех ветхозаветных людей, к удалению от зла ( Пс 33:15, 36:27 ; Притч 14.16 ). О месте жительства Иова см. во Введении. Иов.1:2 .  И родились у него семь сыновей и три дочери. Иов.1:3 .  Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. За благочестие, по учению Ветхого Завета, человек награждался временными, земными благами ( Втор 28.1–13 ). Подобная точка зрения всецело разделяется и автором нашей книги. Влагая в уста сатаны слова: «разве даром богобоязнен Иов? Не ты ли кругом оградил его, ...дело рук его ...благословил?» ( Иов.1:9–10 ), он дает понять, что отмечаемое им многочадие Иова, обилие скота, доставлявшего пищу и одежду (овцы), служившего к переноске тяжестей и обработке полей (верблюды, волы и ослицы ( Иов.1:15 ; ср. Быт 42.26 ; 1Цар 25.18 ), а равно и множество неизбежной в данном случае прислуги (евр. «ебудда», « δουλεα» Акилы, LXX же одновременно усвояют данному слову двоякое значение: « πηρεσα πολλ σφδρα», – «слуг много зело», и " ργο μεγλα ω αυτ π τς γς», – «дела велия бяху ему на земли», разумея, кажется, под делами земледелие, так как еврейское «ебудда» в Быт 26.14 они передают термином « γεωργα») суть награда за благочестие. Согласно Втор 28.13 , таким же воздаянием за праведность можно считать и славу Иова среди «всех сынов Востока», – потомков Авраама от наложниц, отправленных им на Восток ( Быт 25.6 ) и населявших Аравию, а равно и население Месопотамии, так как она называется «страною восточною» ( Быт 29.1 ; Чис 23.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Все 3 варианта построения структуры И. к. не являются альтернативными, каждый из них по-своему демонстрируют равновесие прозы и поэзии в замысле автора, использующего их с учетом возможности эмоционального воздействия на читателя. Содержание В прологе (Иов 1-2) сообщается о жизни праведного мужа по имени Иов, к-рый «знаменитее всех сынов Востока» (1. 3). Он изображен главой большой семьи (1. 2), владеющей стадами домашнего скота (1. 3). Автор особо отмечает непорочность и справедливость Иова, который ежедневно возносил жертву всесожжения за каждого своего сына (1. 4-5). Пир в доме первородного сына Иова. Миниатюра из Книги Иова. 1-я пол. IX в. (Vat. gr. 749. Fol. 16v) Пир в доме первородного сына Иова. Миниатюра из Книги Иова. 1-я пол. IX в. (Vat. gr. 749. Fol. 16v) Однажды «сыны Божии» (в LXX: ο γγελλοι το θεο; ср.: Быт 6. 4 и Иов 38. 7), и среди них сатана (1. 6), пришли к Господу. Господь, одобряя жизнь Иова, спрашивает сатану: «...обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле...» (Иов 1. 8). В ответ сатана усомнился в бескорыстии благочестия Иова, поскольку Бог охраняет его благосостояние (1. 9): «...простри руку Твою и коснись всего, что у него,- благословит ли он Тебя?» (1. 11; ср.: Быт 3). Тогда Господь позволяет сатане испытать Иова, запрещая ему только посягать на личность праведника (Иов 1. 12). Потеряв любимых детей и все имущество (1. 14-19), Иов разрывает на себе одежду, посыпает голову пеплом, бросается на землю и произносит слова, достойные его благочестия: «...наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1. 21). Разорение дома Иова. Убиение сыновей. Роспись ц. Санта-Мария Ассунта в Сан-Джиминьяно, Италия. 1367 г. Худож. Бартоло ди Фреди Разорение дома Иова. Убиение сыновей. Роспись ц. Санта-Мария Ассунта в Сан-Джиминьяно, Италия. 1367 г. Худож. Бартоло ди Фреди Господь, обращаясь к сатане, хвалит стойкость Иова, обвиняя сатану в желании оклеветать праведника. Сатана, вновь представ перед Богом, предлагает испытать самого Иова, его «кость» и «плоть» (2. 4-5). Бог дает согласие, требуя только, чтобы Иову была сохранена жизнь, и сатана насылает на Иова страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа). Жена Иова, видя мучение мужа, говорит ему: «...похули Бога и умри» (2. 9). Иов отвергает ее безумный совет: «...неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (2. 10).

http://pravenc.ru/text/578206.html

И когда его жена говорила: похули Господа и умри ( Иов.2:9 ), тогда он осуждает ее и порицает словами: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов.2:10 ). И вторично говорил сатана об Иове: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, –благословит ли он Тебя? ( Иов.2:4–5 ). Побежденный же добродетельным, и тут он оказался лжецом. Потому что и в жесточайших страданиях Иов остался постоянным и ни в чем не согрешил Иов устами своими пред Богом ( Иов.2:10 ). А после того, как Иов победоносно выдержал две борьбы, третьей подобной он уже не подвергался. Потому что та тройная борьба, в трех Евангелиях изложенная ( Мф.4:1–11 ; Мк.1:12–13 ; Лк.4:1–13 ), должна была остаться для Спасителя: трижды наш Спаситель, по человечеству Своему, побеждал врага. Так как чтобы с разумением молить Бога о том, дабы не впадать нам в искушение ( Мф.26:41 ; Лк.22:40 ) и быть избавляемыми от лукавого ( Мф.6:13 ), мы вошли в довольно тщательное рассмотрение этих изречений, высказав по поводу их и некоторые соображения; так как через послушание Богу мы и сами заслуживаем того, чтобы быть от Него слышимыми, то будем молиться, чтобы в искушении не быть нам умерщвлёнными ( 2Кор.6:9 ) и чтобы, когда раскалённые стрелы лукавого в нас попадают ( Еф.6:16 ), не быть нам от них воспламенёнными. А воспламеняются ими все, сердца которых, по выражению одного из двенадцати пророков, стали как печь ( Ос.7:6 ); не воспламеняются ими, напротив, те, которые щитом веры тушат все раскалённые стрелы лукавого ( Еф.6:16 ), бросаемые на них: они в себе самих имеют реки той воды, которая течёт в жизнь вечную ( Ин.4:14 ). От этих-то вод раскаленные стрелы лукавого остаются без действия; легко ими те стрелы обезвреживаются: от прилива божественных спасительных мыслей, какие через рассмотрение истины напечатлеваются на душе старающегося вести жизнь духовную, стрелы лукавого остаются без действия.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Иов.16:7–11 . Молчание является со стороны Иова согласием со свидетельствующими о его греховности фактами. Иов.16:7 .  Но ныне Он изнурил меня. Ты разрушил всю семью мою. Первым из них служит гибель его семьи, – несомненный, по утверждению друзей признак греховности ( Иов 4.10–11, 8.4, 15.32 ). Иов.16:8 .  Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня; восстает на меня изможденность моя, в лицо укоряет меня. Такими же точно показателями виновности Иова являются страдания (ср. Иов 10.17 ), от которых он не может избавиться, как узник от оков. Вместо «Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня», сообразно с еврейским глаголом «ваттиг метини» – «ты связал меня цепями», обыкновенно данное место читают так: «Ты сковал меня, чтобы свидетельствовать против меня». К страданиям в качестве свидетелей присоединяются друзья, эти предатели, изменившие чувствам дружбы и справедливости ( Иов 6.14 и д.; Иов 13.7 ). Слово «кахши», переведенное в синодальном тексте выражением «изможденность», означает еще «лжец, предатель», почему вторую половину данного стиха и переводят так: «предатель (друзья) восстает пред лицем моим и обвиняет меня». Иов.16:9 .  Гнев Его терзает и враждует против меня, скрежещет на меня зубами своими; неприятель мой острит на меня глаза свои. Иов.16:10 .  Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам: все сговорились против меня. Иов.16:11 .  Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня. Последними свидетелями греховности Иова являются те беззаконники, в руки которых он предан Богом. Основываясь на том, что божественный гнев не только не прекращается, но все более усиливается, так что Бог в своих отношениях к страдальцу уподобляется разъяренному животному, бросающемуся на добычу (ст. 9), они соединяют враждебное отношение к Иову с оскорблением и презрением («бить по щекам», ст. 10; ср. Пс 3.8 ; Мих 5.1 ; а равно Ис 50.6 ). Иов.16:12 .  Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ответ Иова на речь Елифаза (6–7 глл.). Иов в ответ на богословскую концепцию Елифаза о путях Божиих говорит только о своих страданиях, о которых может судить только он один – страдающий: «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!» (6:2). Он говорит, что страдание его не временное испытание, его болезнь ничем не может быть исцелена, не может быть никакой надежды, никакого избавления, кроме скорой смерти. Иов не соглашается с обвинениями его в грехах, считает себя невинным (6:14–30) и продолжает дальше изложение своих тезисов: Бог для человека не то, что принято думать о Нем; Он не такой, каким Его обычно представляют. Бог посылает человеку трудную жизнь, единственным концом которой является «шеол» – ад (7:1–10). Иов жалуется, что Бог преследует его, вместо того чтобы простить его (7:11–22). «Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (7:20). Речь Вилдада (8 гл.). Вилдад говорит в традиционном духе о том, что божественная справедливость существует и что она подлежит определенной закономерности. Вилдад прямо отвечает на последний вопрос Иова, почему Бог его преследует и попутно старается опровергнуть утверждение Иова о том, что жизнь человека несправедливо наполнена страданиями и что страдания несправедливы. Вопреки Иову Вилдад утверждает, что есть божественная справедливость и есть утвержденное в мире право, которое даже Бог не может нарушить. «Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?» (8:3). Дети Иова, по словам Вилдада, наказаны за их собственные грехи (4 ст.). Если же сам Иов – праведник, то Бог восстановит его (5–7 стт.). Вилдад считает бедствия следствием греховности и ссылается на учение мудрецов о судьбах нечестивых (8:8–13). Ответ Иова на речь Вилдада (9–10 глл.). Тема ответа Иова очень интересна. Он утверждает, что божественная справедливость и правда абсолютно превышают всякое право. Иов уже не в состоянии защищать свою невинность, он только не знает, как оправдаться перед Богом; Бог – существо всемогущее и свободное; в Своей воле Он может обрушиться Своим гневом и на невинного, и если все же он, Иов, и виноват перед Богом, то он ничего не может сделать, чтобы очиститься в глазах Божиих и поэтому ожидает себе только смерти. Но Иов все же взывает к Богу и просит, чтобы Бог дал ему ответ в его недоумениях. Он вспоминает свои прежние отношения к Богу в ожидании отхода в «страну мрака».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010