5. Кто прав, друзья или Иов? Этот последний и самый важный вопрос равносилен вопросу: а о чем вообще эта книга? Какой нравственный урок мы должны из нее извлечь? Невероятный парадокс книги Иова заключается в том, что она одинаково очевидно и осуждает, и оправдывает позиции Иова. В результате эта учительная книга – книга, призванная служить духовным назиданием простому народу, содержать ясные указания о том, как надо жить, – повергает внимательного читателя в лучшем случае в состояние моральной прострации, в худшем – сеет зерно сомнения в справедливости и милосердии Бога. Чтобы избежать голословных суждений, обратимся же, наконец, к самой этой книге и попробуем кратко проследить развитие ее сюжета и наметить основные линии спора. «Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» ( Иов. 1:1 ). И было послано ему страшное испытание по воле Господней, чтобы отразить клевету сатаны, воздвигнутую на Иова. В один день погибли все дети Иова и его имущество, а затем и сам он был поражен проказой. И говорила Иову жена: «похули Бога», но он остался тверд в своей верности Богу и «не согрешил Иов устами своими» ( Иов. 2:9–10 ). Тогда пришли к Иову трое его прежних друзей, и между ними завязался долгий и мучительный спор о причинах постигших Иова бедствий. Трижды по очереди друзья брали слово, и девять раз говорил Иов. В первой же речи, произнесенной Елифазом, выдвинуты основные положения соперников Иова, его бывших друзей: а). «Бог не наказывает несправедливо. Вспомни же, погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы?» ( Иов. 4Иов. 8:3, 20 ; Иов.11:10–11 ). б). «Если Иов и не видит за собой вины, это не значит, что ее нет, ибо никто живущий не чист перед Богом:: ...человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет; и в ангелах Своих усматривает недостатки, тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли.» ( Иов. 4:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/iskush...

Иов вновь мечтает о смерти: И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня; пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб! ( Иов. 10:18–19 ). По мнению преподобного Исихия Иерусалимского , Иов (в русле все той же проблемы теодицеи) здесь с горечью осознает, что сама его судьба как бы перечеркивает одну из важнейших сторон нравственного Божественного учения: спасительную необходимость для человека стремиться к святости и хранить праведность. Да, Бог постоянно говорит нам о пользе для человека праведности. Но так ли это на самом деле, в нашей реальной жизни? Иов задается этим вопросом и с ужасом обнаруживает, что ответ на него содержится в его собственной судьбе. Причем самое страшное здесь то, что ответ этот – отрицательный. Сам Иов как раз и является зримым опровержением какой-либо пользы для человека хранения Божественных заповедей. Иов был и свят и праведен и, несмотря на это, оказался унижен, повержен, несправедливо ввергнут Богом в страшные страдания. Любой свидетель его мук может сказать: ну и зачем же тогда Человеку стремиться к святости, исполнять заповеди Божий, если Господь все равно поступит с ним столь же несправедливо, как Он поступил с Иовом? Значит, в праведности для человека вообще нет ни толку, ни проку 639 . Но отказ от стремления к праведности неизбежно приводит всякого человека к нравственному саморазрушению, к духовной гибели. Именно поэтому, ради того, чтобы не стать зримой проповедью против учения о пользе для человека стяжания святости, праведности, Иову, по его убеждению, было бы лучше вообще не рождаться на свет. Иов завершает свою речь обращенной к Богу мольбой: Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, [где] темно, как самая тьма ( Иов. 10:20–22 ). Как человек ветхозаветной эпохи, Иов не может говорить о своем скором – после кончины – упокоении в Царствии Небесном. Более того: по мысли Дидима Слепца , Иов, по собственному предельному смирению, усваивает себе посмертное существование в самых глубоких пропастях адской бездны. Именно «уделяя себе худшее... святой... называет» свое будущее загробное существование «мрачной и темной землей тьмы вечной, где нет света и жизни смертных» 640 . Пустословие твое заставит ли молчать мужей... Первая речь Софара (Иов. 11:1–20)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Иов.1:12 .  И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня. Ответ сатаны, представляя клевету на Иова, бросал в то же время тень и на Божественное Правосудие: Господь награждает заведомо неискреннего человека. В целях торжества правды все достояние праведника и отдается теперь в руки злого духа. Ему предоставляется испытать благочестие Иова тем способом, на который он сам указал (ст. 11). Иов.1:13 .  И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. Иов.1:14 .  И вот, приходит вестник к Иову и говорит: Иов.1:15 .  волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов.1:16 .  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов.1:17 .  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов.1:18 .  Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; Иов.1:19 .  и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. По клятвенному уверению сатаны (ст. 11), пораженный несчастием Иов похулит Бога. К достижению данной цели и направлены перечисленные в настоящих стихах бедствия. Как таковые, они представляют некоторые особенности, рассчитанные на то, чтобы вызвать со стороны Иова проклятие. Во-первых, бедствия падают на день пиршественного собрания детей Иова в доме его старшего сына (ст. 13). В день радости, веселья, каким был и настоящий день, всякое горе чувствуется по закону контраста гораздо сильнее, чем в обыкновенное время. Под влиянием же сильного горя скорее может возникнуть и недовольство. Во-вторых, бедствия следуют одно за другим с необыкновенною быстротою: не успевает Иов прийти в себя от вести об одном несчастье, как ему доносят о другом ( " еще он, вестник, говорил, как приходит другой», ст. 16, 17). Быстрота бедствий должна была действовать на Иова подавляющим образом, и действительно, по выражению страдальца, она «потрясла его» ( Иов 16.12 ). Подавленность же духа и неразлучная с нею спутанность в мыслях представляют самую удобную почву для ропота. И, в-третьих, виновником бедствий является сам Бог; великий скот Иова попаляется «огнем Божиим» (ст. 16, см. ниже). Эта подробность могла составить самое сильное испытание для веры праведника. Стоит ли быть благочестивым, преданным Господу, раз Он сам наказывает своего верного раба?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И в этот раз таким образом Иов не согрешил пред Богом – уста его не произнесли ничего хульного на Бога ( Иов.2:7–10 ). Слух о несчастии, постигшем Иова, распространился по окрестным странам. Три друга его: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин 2995 , осведомленные о злополучии его, собрались вместе, чтобы идти утешать страдальца, разделив его скорбь. Но, приближаясь к нему и не узнавая его, потому что лицо его представляло сплошной гнойный струп, они еще издалека от ужаса вскричали и зарыдали, разодрали каждый верхнюю одежду свою и в сильной горести бросали пыль кверху над головами своими. Семь дней и семь ночей провели они потом, сидя на земле насупротив своего друга и не промолвив ни одного слова, ибо видели они, что страдание его весьма велико и не находили средств утешить его в таком состоянии ( Иов.2:11–13 ). Томительное молчание это было прервано самим Иовом. Он первый открыл уста свои: проклял день своего рождения и выразил глубокую скорбь о том, зачем ему дано было увидеть свет, который теперь покрыт для него мраком? Зачем дана ему жизнь, когда она для него является безотрадным мучением? – Ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня, – говорил страдалец, – и страшное, чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады! ( Иов.3:1–26 ). Тогда в разговор с ним вступили и друзья его, хотя своими рассуждениями, которыми они хотели утешить его, только еще более отравляли исстрадавшееся сердце его ( Иов.21:34 ; Иов. 16и дал.). По своему искреннему убеждению, по своей вере, что Правосудный Бог награждает добрых и наказывает злых, они почитали за неоспоримое и несомненное, что если кто подвергается несчастию, тот – грешник, и чем больше это несчастие, тем – значит – мрачнее его греховное состояние. Потому и об Иове они думали, что у него существуют какие-либо тайные грехи, которые он умел искусно скрывать ( Иов.32:1–22, 33:1–33 и др.) от людей и за которые Всевидящий Бог и наказывает их друга. Это они дали почувствовать страдальцу с самого начала своих разговоров и потом, в продолжении длинных своих рассуждений, убеждали его сознаться и раскаяться в своих преступлениях. Иов, в сознании своей непорочности при всей, по-видимому, убедительности речей, почитал себя внутренне далеким от того, чтобы признать их рассуждения справедливыми ( Иов.27:1–7 ; ср. Иов. 10:17 ); со всею силою невинности защищал он свое доброе имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 41 1. Один взгляд крокодила способен привести охотника в ужас и навсегда уничтожить желание завладеть им. Иов.41:1 .  Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Иов.41:2 .  Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Иов.41:3 .  Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Вывод из сказанного. Если крокодил, – творение Бога, внушает такой ужас, что никто не осмелится нападать на него, то кто же осмелится состязаться с Богом, творцом этого чудовища? Правильное чтение первой половины третьего стиха должно быть такое: «кто дал Мне что-нибудь вперед, чтобы я отдал ему?» Вся природа – создание Господа, и все, чем ни владеет человек, – собственность и дар Божий. Потому с его стороны невозможны протесты как в том случае, когда Бог что-либо дает, или же отнимает (ср. Иов 2.10 ). Иов.41:4–26 . Более подробное описание крокодила, подтверждающее мысль Иов 40.26–27 и Иов 41.1 . Иов.41:4 .  Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Иов.41:5 .  Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Иов.41:6 .  Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас; Первый вопрос данного стиха: «кто может открыть верх одежды его?», т. е. обнажить мясо крокодила от покрывающей его чешуи, разъясняется в 7–9 ст. Невозможность же приблизиться «к двойным челюстям», буквально, к двойному ряду зубов, а равно и разжать челюсти ( «отворить двери лица») объясняется тем, что «во круг зубов его – ужас». 36 острых и длинных зубов верхней челюсти и 30 нижней, притом всегда видных, так как у крокодила нет губ, внушают невольный страх, препятствующий приблизиться к животному. Иов.41:7 .  крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; Иов.41:8 .  один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; Иов.41:9 .  один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. Расположенные в 17 симметрических рядов чешуи спины крокодила возвышаются, подобно костям или черепицам; каждая из них имеет выпуклость, от чего спина животного и делается сходною со щитом. Твердые сами по себе, они не могут быть раздвинуты, отделены одна от другой, так как необыкновенно плотно прилегают друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 38 Первая речь Господа. 1–3. Введение. 4–41. Премудрость Божия в явлениях мира физического. Иов.38:1 .  [Когда Елиуй перестал говорить,] Господь отвечал Иову из бури и сказал: Неоднократно высказываемое Иовом желание судиться с Богом (см. Иов 36.20 ), настойчиво заявленное требование, чтобы ему отвечал сам Господь ( Иов 31.35 ), наконец, осуществляется. Господь отвечает из бури, т. е. обычным образом, указывающим на Его величие и силу. Но если Иов не мог ничего ответить Елиую, то что же скажет он теперь Господу? Иов.38:2 .  кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Величие отвечающего сказывается в вопросе: «кто сей омрачающий Провидение?» Отношение Бога к миру и Иову – полный разумности план (евр. «еца»; синодальное «Провидение»), а неразумным человеком они представляются в виде жестокого, лишенного истинной мудрости произвола ( Иов 9.1, 41.14 и д.). Иов.38:3 .  Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: Дерзнувший так судить о Боге Иов должен собрать силы, приготовиться к борьбе ( «препояшь чресла», ср Иов 12.21 ). И так как правда на стороне Бога, то он выступит в качестве ответчика, а Бог займет положение обвинителя. Суд произойдет в желательном для Иова порядке ( Иов 13.22 ). Иов.38:4–38 . Вера Иова в Божественное Правосудие колебалась, между прочим, мыслью о жестоком, переходящем в произвол отношении Бога к людям. Поэтому Господь рядом вопросов об явлениях мира физического и хочет сказать ему, что даже и видимая природа представляет отражение не разрушающих премудрости и всемогущества, а устрояющих, вносящих повсюду гармонию и порядок. Произвола нет и потому, между прочим, что некоторые физические явления служат целям высшего нравственного миропорядка. Иов.38:4 .  где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Иов.38:5 .  Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? Иов.38:6 .  На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, Иов.38:7 .  при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Первая половина ответной речи Иова на речь Вилдада. Иов.1:1–35 . Правосудие Божие есть правосудие существа сильного, нарушающего требования правды по отношению ко всем людям, в частности, и по отношению к Иову. Иов.9:1 .  И отвечал Иов и сказал: Иов.9:2 .  правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? Соглашаясь с мнением Вилдада о Божественном Правосудии ( Иов 7.3, 20 ), Иов в то же время не допускает, подобно псалмопевцу ( Пс 142.2 ) мысли о возможности оправдания человека пред Богом ( «как оправдается человек перед Богом?»). Отсюда само собою следует, что Божественное Правосудие представляется ему в ином, чем друзьям, свете. Иов.9:3 .  Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. Иов.9:4 .  Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое? По взгляду Иова, человек должен признать Бога правосудным потому, что Он превосходит его двумя свойствами: премудростью и всемогуществом, – силою. Бог – премудр; человек не в состоянии возразить ни на одно из тысячи Его слов, а потому каждое из них вынужден признать истинным, справедливым. Премудрый сердцем, Господь обладает достаточною силою для того, чтобы заставить людей исполнить свои повеления. И сколько бы ни противился последним человек, в конце концов он принуждается подчиниться им, согласиться, что так и должно быть ( «кто восставал против Него и оставался в покое?» ст. 4). Правда Божия – правда существа сильного по уму и, благодаря всемогуществу, непреклонного в Своих определениях. Иов.9:5 .  Он передвигает горы, и не узнают их: Он превращает их в гневе Своем; Иов.9:6 .  сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат; Иов.9:7 .  скажет солнцу, – и не взойдет, и на звезды налагает печать. Эта не терпящая противодействия (ст. 4) сила божественного всемогущества сказывается прежде всего в мире физическом, в таких его явлениях, как землетрясения и затмения. Во время первых передвигаются и уничтожаются горы, земля сдвигается с того места ( Ис 13.13 ), которое она занимает в мировом пространстве ( Иов 26.7 ), и колеблются ее основания ( Пс 103.5 ; Иов 38.6 ), при вторых солнце не дает света, кажется как бы не взошедшим, и ослабевает блеск звезд («печатать» в смысле ограничивать силу у Дан. 9:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии, – местом пребывания его была земля Хус 2994 , которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына – первенца Нахора, брата Авраамова ( Быт.22:20–21 ). Иов был человеком истины ( Иов.6:24–30 ; ср. Иов. 27:2–4 ), – он отличался безукоризненным поведением, справедливостью с доброжелательством ко всем и благотворительностью, а всего более богобоязненностью с соблюдением невинности своего сердца и удалением от всего злого не только в делах своих, но и во внутренних помышлениях. У него было семь сыновей и три дочери. Известен он был в своей стране и богатством: у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот ослиц и множество слуг; принимал он живое и деятельное участие в жизни своих соплеменников и оказывал большое влияние на дела общественные, ибо по всему Востоку он был в великом почете за свои благородство и честность ( Иов.30:5–10 ; ср. Иов. 30:1–3 ). Сыновья Иова, хотя и проживали каждый отдельно, в своем шатре – доме, но питали в себе столь крепкую взаимную любовь и жили в таком согласии между собою, что никогда не дозволяли себе есть и пить раздельно, помимо своего родственного содружества. Каждый день, по очереди они делали у себя пиры и проводили время в братском кругу, вместе со своими сестрами, среди невинных увеселений, свободных от всяких неумеренностей, чуждых пьянства и бесчиний. Собраний неблагочинных не допустил бы и добрый и праведный отец их. Но так как пиры детей Иова были выражением их братской любви и тихого благонравия, то праведный муж не только не запрещал их, но даже поощрял, утешаясь семейным миром. Каждый раз, по прошествии семи дней, по окончании очередных братских собраний, Иов предлагал своим детям тщательно, по искренней совести проверять свое поведение – не погрешил ли кто-либо из них против Бога словом или помыслом; ибо он весьма боялся Бога, но боялся не страхом раба, а опасением сыновней любви, и внимательно наблюдал и за самим собою и за домом своим, чтобы не случилось у них чего-либо такого, что прогневляет Господа Бога. Впрочем, богобоязненный праведник не ограничивался только наблюдениями за своими домочадцами и увещаниями к ним, чтобы проводили они жизнь непорочную, чтобы никто из них и в мыслях не погрешал пред Создателем своим, – но всякий раз, когда оканчивался круг пиршественных дней, Иов в присутствии всей семьи ранним утром приносил жертвы всесожжения по числу всех детей своих и одного тельца за грех о душах их, ибо, говорил он, может быть сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем; так делал Иов во все такие нарочитые дни ( Иов.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 35 Третья речь Елиуя. 1–16. Польза Богоугождения; опровержение возможных возражений против данного положения. Иов.35:1 .  И продолжал Елиуй и сказал: Иов.35:2 .  считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога? Иов.35:3 .  Ты сказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил? Из намеченных в предшествующей речи двух неправильных мыслей Иова ( Иов 34.5–6, 9 ) Елиуем пока была опровергнута только одна – отрицание Божественного Правосудия. Разбору другой, – положении о бесполезности благочестия, посвящается речь настоящей главы. Иов «правее Бога» в том отношении, что признает необходимость воздаяния, тогда как правда Божия не делает никакого различия между добродетельными и грешниками ( Иов 9.22–23 и т. п.), из чего и проистекает бесполезность благочестия. Иов.35:5 .  взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя. Иов.35:6 .  Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Иов.35:7 .  Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей? Иов.35:8 .  Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому. Человек не в состоянии изменить облака, – увеличить или уменьшать их блеск. Тем более бесконечно великий и всесовершенный Бог ничего не получает от добрых и злых дел человека (ср. Иов 7.20, 22.2 и д.; Пс 15.2 ). Он не был бы Богом, если бы изменялся в зависимости от его добродетели и нечестия; их последствия – польза и вред сказываются только на людях (ст. 8). Иов.35:9 .  От множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют. Возражением против изложенного Елиуем взгляда является ссылка на то, что Господь не слышит жалобных воплей угнетенных ( Иов 24:12 ): благочестие бесполезно. К разбору данного положения и переходит теперь Елиуй. Иов.35:10 .  Но никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи, Одна из причин того, что Бог помогает далеко не всем притесняемым, заключается в их нежелании обратиться к Богу; они не ищут Того ( «где Бог», ср. Иер 2.6, 8 ), чья помощь в минуту бедствий («ночью», ср. Иов 34.20, 25 ) наполняет уста страдальцев хвалебною песнью (ср. Пс 39.2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов в себе самом пророчески изобразил страдания Спасителя. История Иова устроена совсем неслучайным образом. Продолжая сопоставление с Авраамом, вспомним, что жертвоприношение, в котором он познал тайну Христову, было прообразом крестных страданий Спасителя. Прообраз, со всей очевидностью, можно увидеть и в случае Иова ст. 60–61]. Праведный Иов, как и Христос, страдал безвинно, не за свои грехи. В страшной болезни Иов был оставлен всеми, даже друзья пренебрегали им, считая грешником, как и Христос во время крестных страданий был оставлен учениками и поносим от врагов. Самое тяжкое в страданиях Иова – богооставленность. Вопль богооставленности вырвался на Кресте и из уст Спасителя. После своих страданий Иов как бы воскрес и вознесен Богом выше прежнего своего состояния. В Иове является прообраз Великого Первосвященника Христа, потому что он, Иов, приносит ходатайственную жертву о прощении своих согрешивших друзей. «Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16:10-11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств, в книге не описано с. 6]. « Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12:2-5) – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Святой Андрей Кесарийский говорит: «Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12:11, 12) – Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» с. 97]. 1.6. Богослужебное употребление книги В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из первой и второй главы. Читается книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. На вечерне в Великие понедельник, вторник, среду читаются 1 – 2 главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38-я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42:12-17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми. Вот, по-видимому, все, что я хотел вам сказать о книге Иова. Добавлю, что большая ее часть, с 3-й по 42-ю главу, написана, в основном, стихами. В литературе встречается мнение, что это один из лучших образцов древнееврейской поэзии. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431312/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010