«В каменной церкви на втором этаже холодный храм преподобного Александра Куштского. В алтаре: завеса красная, запрестольный крест с Распятием Господа с Предстоящими, на другой стороне – Архангел Михаил и Смоленская икона. Иконостас двухярусный, выкрашен голубой краской, карнизы и порезки вызолочены. Царские врата резные золоченые с иконами Благовещения и четырех Евангелистов. Иконы по правую сторону: Спаситель с Херувимами, Рождества Христова, на южных дверях пророка Илии, за дверями преподобного Иоасафа Каменского и Василия Блаженного. Иконы по левую сторону: Богородица с Предвечным Младенцем, Богоявления Господня, на северных дверях пророка Моисея Боговидца, за дверями святителя Николая Чудотворца. Второй ярус: над Царскими вратами Тайная вечеря, справа от нее – Воскресения Христова, Входа Господня во Иерусалим, Сретения Господня, слева – Вознесения Господня, Введения во храм Богородицы, Благовещения, Рождество Богородицы. Иконы в прочих местах: две хоругви на шелковой материи (с изображением у правого клироса Воскресение Христова/святитель Николай, у левого клироса Богоявления Господня/Казанской иконы); за правым клиросом в киоте за стеклом Божия Матерь «Блаженное Чрево» с предстоящими священномучеником Антипой, преподобными Александром, Зосимой и Савваатием Соловецкими; за левым клиросом афонская икона великомученика Пантелеимона в киоте за стеклом; в киоте за стеклом годовые лицевые святцы. В каменной церкви на первом этаже теплый храм святителя Николая Чудотворца. В алтаре: завеса красная, запрестольный крест резной, справа Распятие Господа в клеймах с событиями, предшествовавшими Распятию, слева – Воскресение Господа с явлениями Его и икона Троеручицы. Иконостас одноярусный, выкрашен красной краской, карнизы и резьба золоченые, карнизы поддерживаются шестью коваными круглыми, крашеными под мрамор, колоннами. Царские врата резные золоченые, с резными изображениями: в середине Благовещение с Херувимами в сиянии, по краям 4 Евангелиста. Иконы по правую руку: Господь Вседержитель, святитель Николай в чудесах, Успение Божией Матери. Иконы по левую руку: Богородица с Предвечным Младенцем, преподобный Александр Куштский в чудесах, Богоявление Господне. Иконы в прочих местах: на правой стене Спаситель с предстоящими святителем Николаем Чудотворцем и преподобным Александром Куштским; «Неопалимая Купина» (старинная), за клиросом створная икона двунадесятых праздников, на створках Архангелы Михаил и Гавриил; на левой стене ростовая икона преподобного Александра Куштского; Спаситель с предстоящими Вологодскими чудотворцами; Благовещение (старинная). Рака над мощами преподобного Александра. У северной стены медная, чеканной работы, с изображениями по сторонам из жизни преподобного. Наверху ростовая икона преподобного (древнего письма). При раке вериги железные и деревянный костыль преподобного. На раке две маленьких иконы – Владимирская и священномученик Антипа».

http://sobory.ru/article/?object=61919

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Вологодских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни ЛЕОНТИЙ († после 1492), Христа ради юродивый, Устюжский, блж. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских свят ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) МАКАРИЙ (Матфей; † после 1481), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)лушицкий, 3-й игумен МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРИЯ († между 1437 и 1439), жена заозерского св. блгв. кн. Димитрия Васильевича, Иоасафа Каменского, св. блгв. кнг. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРК († после 1630), Белавинский, основатель Белавинского в честь Богоявления муж. мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МИХАИЛ († 5.05.1642), Христа ради юродивый, Сольвычегодский, блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МОИСЕЙ (XIV или 1-я треть XV в.), прп., Белозерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских и Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128849_2.html

Род инквизитора иеродиакона Германа Полякова записан позднее. Из царствующего града С.-Петербурга записан только один род Марии Павловой, где значится несколько протопресвитеров. Из Архангельских родов значатся немногие. После родов архиепископов Холмогорских: Афанасия, Сильвестра, Рафаила и Варнавы, записаны роды архимандритов Архангельского монастыря Товии и Иоасафа, строителя того же монастыря Митрофана, и игуменов Сетринского монастыря Маркиана, и Красногорского монастыря Иакова. Потом приводится большой список братии Архангельского монастыря и немногие имена вкладчиков. Далее идут роды гостиной сотни: Димитрия Филатова, Андрея Гоголева, Юрия Буянова (давшего название одной улице города Архангельска), Григория Заслонова, Феодосия Трубина, Логина Звягиных, Корела Чирцова, Третьяка Ботухина, прапорщика Иоанна Сибирякова, подьячего Василия Курбатова и др. Некоторые из сих родов сохранились в Архангельске и до настоящего времени. Из Казани значатся роды митрополита Тихона, Мукосейникова и Власьевых. Из Пскова – уставщика Печерского монастыря иеромонаха Исаии и немногих других. Из Ярославля род Лузиных, Романа Никифорова, Иоанна Кемского, Иоанна Протасова. Феодора Сергиева и Плешковых. Из Вологды род Марка Казакова, Зиновия Меньшикова, Феодора Воробьева, Марка Ушакова, Иакова Сычугова, Григория Околнишникова, Самойла Рыбникова, Мирона Рожина, Семена Лодыгина. Многие из сих родов остались жить в Архангельске, равно как и из устюжан, упоминаемых далее, как, например, род Иоанна Жилина, Кузнецова, Петра Ширяева, Максима Смолина. Далее встречаются роды костромичей и сольвычегодские, даже смоленские, угличские, из Нижнего Новгорода, Брянска, Хлынова, Городецка, Можайска, Трубчевска и с Дону, но в малом количестве. Однако, составитель Синодика почел нужным написать эти роды на отдельных страницах, как это принято было в то время повсюду. Более всего записей из своих городов, например из Холмогор, где значатся записанными роды дьяков архиерейских: Карпа Андреева, Ивана Богданова, подьячего Феодора Близнина, Филиппа Вашуковых, Феодора Дудина и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Далее приписано: благоверн. ц. и в. кн. Алексия Михайловича всея России, ц-ча Илии, бпаговерн. царя и в. кн. Феодора Алексеевича всея России, ц-ча Александра, благ. ц. и в. к. Иоанна Алексеевич а всея России, царевича Алексия, ц-ча Петра, ц-ча Павла, благочестивейшего государя нашего императора Петра Вел., благочестивейшего государя нашего императора Петра второго, бывшего императора Петра Феодоровича, благоверного принца Иоанна. Очевидно, что это Никоновский синодик. Против имени ц-ча Алексия постановлено ф года, против Петра I 1725 ианнуария 23, против Петра 1730 ианнуария 19. Через несколько страниц пишется: род благоверных благочестивых князей поместных: князя Иоанна, нареченного во святом крещении Тимофея, кн. Изяслава, Мстислава, Ярослава, Феодора в. Иоанна, Владимира, Ростислава, Георгия, Феодора, Георгия, Феодора, Ярополка, Мстислава в. Андрея, Михаила, Вячеслава, Ярополка, Всеволода, Святослава, Гавриила, Василия г, Иоанна г, Димитрия, Георгия, Андрея, Иоанна в. монаха Иоасафа, Афонасия, Сергия, Георгия, Андрея в. Иоанна, Бориса, Владимира, Василия, Бориса (Шереметьев). Цари Казанские: царя Александра, ц. Симеона. На следующей странице: помяни Господи души благоверных и христолюбивых цариц и великих княгинь и чад их: великие княгини Ольги, нареченные в святом крещении Елены, в. к. Анны, Елены, Иулиании, монах. Марии, Александры, Евфросинии, монах. Софии, монах. Марфы, в. к. Марии, Елены, благоверные царицы и в. кн. Анастасии, царевны Анны, Марии, бл. царицы и в. к. Марии, бл. ц. и в. к. Марфы, царевны Феодосии, бл. царицы и в. к. Ирины, в монашестве Александры, бл. цар. и в. к. Марии, бл. цар. и в. кн. инокини Марфы, царевны Анны, бл. цар. и в. к. Евдокии, царевны Марфы, Пелагии, Софии, Евдокии, бл. ц. и в. к. Марии, царевны Евдокии в. Далее приписано: царевны Феодоры, Ирины, бл. царицы и в. к. Агафии, бл. царевны и в. княжны инокини Анфисы, схимонахини царицы и в. к. Наталии, царевны и в. княжны монахини Сосанны, Татианы, монахини Маргариты, Феодосии, царицы и в. к. Марфы, царевны и в. княжны Наталии, Екатерины, царицы и в. кн. Параскевы, царевны и в. к. Марии, Наталии Петровны, благочестивейшей г-ни нашей императрицы Екатерины, княжны Наталии Алексеевны, царевны Анны Петровны, царицы и в. к. монахини Елены, царевны и в. к. Параскевы Иоанновны, Екатерины вел. госуд. императрицы Анны, бл. и в. княжны Анны Петровны, благочестив, и в. г. императрицы Елизаветы Петровны, бл. принцессы Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Далее опять идут всякие роды. На обороте 100 листа приводится род дьяка Макара Артемьева Полянского и с боку написано: „лета 54;зса (7201­1693 г.) маия в и день написаны в синодик сей за вклад церковный за весь год 12 печатных книг миней месячных служебных». На обороте 101 листа значится род Иродиона Большой бороды; на 103 листе роды: Гладышева, Свиаженина Феодора Уланова сына Молоствова, где значатся: боярин князь Феодор, схимник Сергий; на 104 род Баима Левашева; на обороте: род бобыля Коровьей Гривы 194 Ивана Овчинникова; на 105 р. Костромитина Даниила; на 106 р. деревни Малаго Ходяшева Ивана Носка; на 107 р. Ивана Болдыря; на 112 р. Ивана Ветлуженина. На обороте 112 листа значится: „р§3 (-1659) Свияжского монастыря слуги, которые побиты в полку с князем Семеном Пожарским от Крымского хана: князя Симеона, Елисея, Петра, Симона, Василия, Козмы, Евфимия, Феодора. На 117 листе значатся роды: старца Иакова Пансырева, Архимандрита Мисаила, Петра Рышка, Чебоксарина Иосифа Каловского; на 119-Козмодемьянца Василия Толмача, Казанца Аристова, Свияженина Каменева, Казанца Кондратия Котельникова. На 122-Казанцев Сухановых; на обороте 123 астраханца Комарова, на следующей: Вологжанина Леонтия Огородника, Свияженина Матюнина и Бестужева; на 126 листе роды Казанского Троицкого монастыря (?) хлебника Григория, Успенского Протопресвитера Андрея Аникиева; на обороте 129-род именитого человека Григория Дим. Строганова, а потом слуги-Никиты Мельникова; на обороте 132 л.-города Чебоксар гостинной сотни Феодора Игумнова; далее роды: астрах, подъячего Григория Буторова, секретаря конторы новокрещ. Ив. Никитинова, Действ. ст. сов. Иоанна Оболдуева. После большого промежутка, наполненного после, идет перечень (на 160–181 листах) братии монастыря (с небольшим перерывом). Потом на 182 сделан добавок братии (1722 года) и при конце киноварью написано: „в лето от создания мира зсда-1723 маия в 4 день». Братский помянник можно назвать одним из солиднейших. На листе 200 находится род старца Авраамия Палицына, потом род новокрещена Ильи Нагаева и многих старцев и в том числе Иоасафа Рогозина, Михаила Жиленова, Варлаама Бусыги, Афанасия Муромца, Мисаила Хворостинина, Филарета Балтина, Иакова Каменского, Иринарха Гнусы, Ионы Корелы, Феодорита Соловья, Варлаама Шилы, Феофила Теплыни, Макария Кобелева, Ипатия Нищаго, Иринарха Бурнаша, Гурия Маклакова, Казанца Ивана Молютина (232), Иосифа Шеймета, Гавриила Горшка, Емельяна Бортика, Фаддея Неупокоева, Григория Решета, Димитрия Теренина, Алексия Зеленого, попа Нечая, Салтыка с братиею, Василия Ластухи, Казанца Флора Красныя щеки, Филиппа Спорыша, Феодора Бороды из Ярославца, Макарьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Известные нам из таковых мощей суть: Петра митрополита, более или менее пострадавшие от огня в 1380-м году, в нашествие на Москву Тохтамыша, когда вместе со всем городом сгорел и Успенский собор, в котором находятся мощи (см. выше стр. 68); князя Андрея, в монашестве Иоасафа. Спасо-Каменского, сгоревшие (так что остались только части обгорелых костей) вместе со всем Спасо-Каменским монастырем в 1472-м году (выше стр. 149); Александра Ярославича Невского, сгоревшие в 1491-ы году (выше стр. 65); Романа, князяУгличского, сгоревшие в 1609-ы году; Артемия Веркольского, сгоревшие в 1639-м году; Варсонофия, епископа Тверского, сгоревшие в 1694-м году (выше стр. 119); Иулиании княжны Ольшанской, почивающей в Киево-Печерском монастыре, сгоревшие в 1718-м году (выше стр. 214); Максима юродивого Московского, сгоревшие в 1737-м году; Ярославских князей Василия и Константина, сгоревшие в 1744-м году (выше); Афанасия Филипповича Берестейского, сгоревшие в 1816-м году (выше). Телесные «станки или мощи канонизованных святых, если по каким-либо случаям былиобретаемы нетленными, – разумеем, были обретаемы нетленными именно после канонизации, оставляемы были поверх земли или на вскрытии. Но телесные останки простых усопших (не канонизованных), быв по каким-либо случаям обретаемы нетленными, не все непременно были оставляемы поверх земли или на вскрытии, но иные снопа предаваемы были земле или снова зарываемы были в землю. В 1472-м или 1473-м году, в Москве, в церкви Спаса на Бору, обретено было совершенно целым (ничим же не врежено») тело 3-й супруги вел. кн. Семена Ивановича Гордого Марии Александровны, в монашестве Фетиши (Фотинии), и снова предано было земле, – Софийск. 2 лет. в Собр. лет. VI, 198 haч., Kapaмз. VI, прим. 629, col. 92. В 1546-м году в Павловом Обнорском монастыре при копании рвов для фундамента новой церкви обретены были целыми тела шести неизвестных усопших и снова преданы были земле (Ист. Uep. V, 480 , у Берюжск. стр. 263). В 1549-м году в Новгороде при копании рвов для фундамента одного здания обретено было 12-ть целых тел, и по приказанию царя и митрополита, до сведения которых было доводимо о них архиепископом Новгородским, они снова преданы были земле, – Новгородск.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

856 От двух до четырёх сборников у Авраамия Городецкого, Адриана Пошехонского, Александра Невского, митрополита Алексея, Антония Римлянина, Гурия и Варсонофия Казанских, Евфросина Псковского, Елиазара Анзерского, Ефрема Новоторжского, Иоанна и Логгина Яренгских, Иоасафа Каменского, Кирилла Белозерского, Корнилия Комельского, Макария Желтоводского, Макария Колязинского, княгини Ольги, Павла Обнорского, Пафнутия Боровского, митрополита Петра, Сергия Радонежского, митрополита Филиппа. 857 Подробнее об этом см.: Макарий (Веретенников), архим. Святая двоичность//Русская святость в истории, иконе и словесности: Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72 [переизд.: Макарий (Веретенников), архим. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 269–274]. 858 См. также Жития Петра и Февронии Муромских, Иоанна и Логгина Яренгских, Гурия и Варсонофия Казанских, Адриана и Ферапонта Монзенских и др. 859 См.: Савельева Н.В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 365–376. 860 Службы и Жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона. М., 1646. 861 Служба и Житие Саввы Сторожевского. М., 1646. Два издания – крупным и мелким шрифтом (Зернова. 194:195). 862 Опись книг Кирилло-Белозерского монастыря 1664 г. РНБ, собр. Η. М. Михайловского, Q. 299 (далее – Опись книг 1664 г.), л. 87 об. Житие Кирилла Новоезерского не упоминается в предшествующих описях 1601, 1621 и 1635 гг. Подробнее об описаниях состава библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря см.: Балаченкова А.П. Книжные инвентаря Кирилло-Белозерского монастыря XV–XVII веков//Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 1999. Вып. 5. С. 42–59. 863 Житие Кирилла Белозерского трижды читалось в простейших монографических сборниках (т. е. сборниках, состоящих из Жития и Службы); кроме того, в библиотеке имелся один самостоятельный список Жития и один в сборнике вместе с Житием Паисия Великого: «Три книгы Службы и Жития чюдотворца Кирила Белозерскаго писмяные в полдесть в черных кожах (...) книга Служба и Житие Кирила Белозерскаго с Паисеем Великим в полдесть, книга Житие чюдотворца Кирила Белозерскаго писмяная в четь, в красной коже, застешки медныя» (Опись книг 1664 г., л. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Трудно сказать, накопилось ли к нашему времени у русских книжных людей способности писать жития святых; но, во всяком случае, они уже приобрели теперь достаточное дерзновение на это. Достаточно, так сказать, освоились с этим делом: и, не заставляя более прибегать к помощи иностранцев, они восстали целым немалочисленным сонмом, чтобы поспешить удовлетворением одушевлявшего общество желания. В 20-летнее правление митрополита Макария было написано житий святых почти на одну треть более, чем во всё предшествующее время от нашествия Монголов, а если считать новые редакции прежних (и отчасти при нём самом написанных) житий, то почти в два раза более. Вновь написанные жития разделяются на два класса: на жития святых, которые были канонизованы на соборах 1547 и 1549 годов, и на жития святых, которые не были канонизованы на этих соборах. Первого класса житий было написано 14, именно: митрополита Ионы, Александра Свирского , Макария Калязинского, Максима юродивого Московского, Прокопия и Иоанна Устюжских, Константина Муромского с чады, Петра и Февроньи Муромских, канонизованных на соборе 1547г., и: Саввы Сторожевского, Никиты Новгородского, Нифонта Новгородского, Всеволода Псковского, Ефрема Перекомского, Евфросина Псковского (другое житие) 351 , Евфимия Суздальского, канонизованных на соборе 1549г. 352 . Житий святых, не канонизованных на соборах, было написано 20, именно (в топографическом или областном порядке святых): Иосифа Волоколамского (два жития), Кассиана Босого Волоколамского, Фотия Волоколамского, Стефана Махрищского, Серапиона Новгородского, Ферапонта и Мартиниана Белозерских, Филиппа Ирапского, Саввы Крыпецкого, Игпатия Прилуцкого, Иоасафа Каменского, Григория и Кассиана Авнежских, Исидора Ростовского, Феодора и Павла Борисоглебских, Аврамия Чухломского, Иоанна Суздальского 353 , Евфросинии Суздальской, Космы Яхромского, Даниила Переяславского и Исидора Юрьевского (Дерптского) 354 . Вместе с этими житиями святых было ещё написано несколько надгробных слов им (Иосифу Волоколамскому, Никите Новгородскому, Иоанну Новгородскому, Ионе Новгородскому, Николе Качанову Новгородскому) и составлен был даже целый небольшой Патерик (Волоколамского монастыря) 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

46 . Патерик Досифея Топоркова. Ключевский, стр. 294 (любопытно). 47 . Житие Кассиана Босого Волоколамского. Ключевский, стр. 295–296 (без риторики). 48 . Житие Фотия Волоколамского, ученика Кассиана Босого, Ключевский, стр. 295 (Вассиана. Без риторики). 49 . Записка о Феодосии Новгородском Евфимия Туркова, Ключевский, стр. 297 начало. Волоколамская рукопись лист 213. в) Жития, написанные при Макарии, в алфавитном порядке святых. Жития канонизованных на соборах 1547 и 1549 годов. По поручению м. Макария. Аврамия Чухломского. Всеволода Псковского. 1549г. Григория и Кассиана Авнежских. Даниила Переяславского. Евфимия Суздальского. 1549г. Евфросина Псковского. 1549г. Евфросиньи Суздальской. Ефрема Перекомского. 1549г. Исидора Ростовского. Исидора Юрьевского. Иоанна Суздальского. Иоасафа Каменского. Ионы митрополита. 1547г. Иосифа Волоколамского. Два жития. Кассиана Босого Волоколамского. Константина Муромского с чады. 1547г. Местно. Космы Яхромского. Макария Калязинского. 1547г. Максима юродивого Московского. 1547г. Местно. Никиты Новгородского. 1549г. два. Нифонта Новгородского. 1549г. Петра и Февроньи Муромских. 1547г. Местно. Прокопия и Иоанна Устюжских. 1547г. Местно. Саввы Крыпецкого. Саввы Сторожевского. 1549г. Серапиона Новгородского. Стефана Махрищского. Филиппа Ирапского. Фотия Волоколамского. Фёдора и Павла Борисоглебских. Ферапонта и Мартиниана Белозерских. Всех житий 33, потому что Иосифа Волоколамского два жития. Нет жития Иакова Ростовского, канонизованного на соборе 1549г. Новые редакции житий при митрополите Макарии: Михаила Клопского (при Иоасафе), Александра Невского две редакции, митрополита Ионы две редакции, митрополита Алексея три, Никона Радонежского, Никиты две кроме Васильевой, Димитрия Прилуцкого. Летописи. История наших летописей за рассматриваемое нами время остаётся пока недостаточно известной. Перед нашествием Монголов ведены были в северной Руси две летописи: летопись общерусская или точнее – великого княжения, писавшаяся во Владимире и называемая по области Суздальской, и летопись частно-Новгородская, писавшаяся в Новгороде. Вторая летопись была непрерывно продолжаема до половины XV века (после чего её сменили частные летописные записи, сведённые в одно место, чтобы составить новую Новгородскую летопись, в конце XVI века: в печатном – вторая Новгородская летопись). Что же касается до продолжения первой или Суздальской летописи, то было оно или нет, как таковое нарочитое продолжение, сказать этого мы не в состоянии. Не имея его в подлинном виде, мы имеем его в летописном своде, сделанном в XVI веке, в правление митрополита Макария, и может быть предполагаемо одно из двух: или что такого нарочитого продолжения не было ведено, а ведены были только частные летописи (в монастырях) 358

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1400 - 20-х гг. XV в. Д. В. в числе др. представителей ярославского княжеского дома принимал участие на стороне вел. кн. Василия I Димитриевича в ряде войн с Литовским великим княжеством и нижегородско-суздальскими князьями. В начале янв. 1435 г. Заозерское княжество подверглось нападению войск звенигородского кн. Василия Косого, претендента на московский великокняжеский стол. Василий Косой занял Устье и захватил казну Д. В. Согласно Ермолинской летописи, против звенигородского князя выступила заозерская рать во главе со старшим сыном Д. В. Федором. Заозерское войско потерпело поражение и бежало. Во время преследования его остатков на Волочке Василий Косой захватил в плен кнг. Марию с дочерью, а также невесток Д. В., мн. «заозеряне» были убиты, кн. Федор спасся бегством (ПСРЛ. Т. 23. С. 148). Нападение, возможно, было связано с тем, что шли переговоры о браке дочери Д. В. Софьи с братом Василия Косого угличским кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, к-рый не поддерживал притязаний Василия. Свадьба состоялась зимой 1436 г. в Угличе, Шемяка пригласил на нее вел. кн. Василия II Васильевича . В договоре, заключенном 13 июня 1436 г., Шемяка добивался от вел. кн. Василия II, чтобы тот помог ему вернуть захваченное в Заозерье Василием Косым «приданое», выделенное Шемяке Д. В. по своему завещанию («душевной грамоте»). Очевидно, к этому времени заозерский князь уже умер. Существует 2 версии его гибели. Согласно Ростовскому соборному синодику 1642 г., Д. В. был убит в Устюге (РГБ. Ф. 344. Шибанов. 99. Л. 4-9 об.). Возможно, это случилось весной 1436 г., когда Василий Косой в очередной раз захватил Углич и казнил сторонников вел. кн. Василия II, в частности московского наместника кн. Г. И. Оболенского (вечная память «князю Глебу Оболенскому, убиеному на Устюзе» также записана в Ростовском синодике - Там же. Л. 52). Согласно поздним спискам Жития прп. Иоасафа Каменского, Д. В. был убит в Ярославле казанскими татарами (Святые подвижники и обители Рус. Севера. С. 57 и др.). Данная версия представляется менее вероятной, поскольку Казанское ханство возникло в сер. 40-х гг. XV в., возможно в 1437 г. Встречающиеся в агиографической лит-ре даты смерти Д. В.- 1424 г. ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. С. 182; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 467) или 1429 г. ( Верюжский. Вологодские святые. С. 308) - ошибочны.

http://pravenc.ru/text/178193.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010