2045 Здесь кончается то, что написано слева от Софии (для зрителя), и начинается написанное справа. 2047 Дальнейшие сведения заимствую из «Описания Славянских рукописей Библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», М. 1878. г. Ч. I. стр. 89–90; Ч. III, стр. 214. 2048 Еп. Виссарион, – «Иконы и другие священные изображения в русской церкви» (в Сборнике «Духовная Пища», изд. 2, М. 1891, стр. 286. прим. 1-ое). 2051 Древняя малорусская крепость и родовое гнездо Горленко – Прилуки в описываемое время были резиденцией полковой старшины Запорожского войска; теперь Прилуки – уездный город Полтавской губ. 2052 Пр. Ф.И. Титов. Критико-библиографический обзор новейших трудов по истории русской церкви. Тр. Киевск. Дух. Акад. 1910 г. кн. XII. стр. 687–688. 2054 Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский (1705–1754). Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н.Д. Жеваховым. т. I, часть 1-я. Предки святителя Иоасафа. Киев. 1907 г., стр, 3–80: idem. ч. II. стр. 159–160: idem. т. III. стр. 7–10, 45–44. 2055 Idem т. I, ч.г я. стр. 81–120; ч. II, стр 161–167: т. III. стр. 10–26, 45–46. Собрание сочинений Костомарова, кн. 6, т. XVI, СПБ. 1905 г., стр. 755–765. 2056 Жалованная грамота императрицы Елисаветы Петровны от 9 ноября 1743 г. бунчуковому товарищу Андрею Дмитриевичу Горленко. Idem. т. III, стр. 89. 2057 Idem. т. I, ч. 1-я. стр. 121–142. ч. II, стр. 161–168; ч. III, стр. 269–270: т. III, стр. 26–33, 49–50. 2059 Н.И. Петров . Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии, серия II (1721–1795 гг.) т. I, ч. 2. Киев 1901 г., стр. 1. Материалы... собранные и изданные ку. Н.Д. Жеваховым, т. III, стр. 45, 107–108. 2063 Должность экзаменатора была епархиальная. Она поручалась, обыкновенно, одному из ученых иеромонахов, живших при кафедральном монастыре. На обязанности экзаменатора лежало предварительное испытание ставленников пред рукоположением. В старом архиве Киевской духовной консистории встречаются собственноручные расписки «ексаменатора иеромонаха Иоасафа» (очевидно Горленко) в получении платы за исполнение должности. Пр. Ф.И. Титове, цитир. соч , стр. 691–692.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—630— ствии ее на престол Андрей Андреевич Горленко был в числе четырех депутатов для поднесения поздравления Императрице вместе с Петром Даниловичем Апостолом. Г. Лизогубом и Як. Маркевичем. 2073 Вполне естественно, поэтому, что игумен отдаленной и бедной Мгарской обители, носивший фамилию Горленко, после полуторамесячного с небольшим пребывания в Москве для сбора милостыни, произносит в присутствии государыни в ее «придворной комнатной» церкви слово. 2074 Интересно отметить, что жалованные грамоты императрицы Елисаветы Петровны Андрею Димитриевичу и Андрею Андреевичу Горленко совпадают по времени и месту издания с пребыванием игумена Мгарского монастыря Иоасафа в Петербурге и Москве, – и что возвращение его в Киев из поездки по сбору милостыни произошло как раз в то самое время, когда в Киеве находилась государыня 2075 . —631— Почти через два года вернулся игумен Иоасаф в свою обитель после поездки для сбора пожертвований на ее устроение. Прибыл он 16 августа 1744 г., а 27-го выехал в Киев, чтобы дать отчет Киевскому митрополиту Рафаилу о количестве собранной милостыни. Государыня Елисавета Петровна была тогда в Киеве. При выезде из него обратно в Петербург она остановилась на ночлег при Днепре в лагерях. Здесь 13 сентября ею дано было словесное приказание митрополиту Рафаилу возвести игумена Иоасафа Горленко в архимандрита. Приказание императрицы было исполнено на другой же день, – 14 сентября 1744 г. игумен Иоасаф был удостоен сана архимандрита и отпущен в Дубенский Преображенский монастырь 2076 . Вернувшийся из Киева (26 сентября) в Мгарскую обитель архимандрит Иоасаф был встречен братиею «с великою радостию». 2077 Немедля он приступил к заготовке материалов, необходимых для того, чтобы с весны следующего года безостановочно довести до конца возобновление соборного храма. Но ему не суждено было завершить начатого им с таким рвением и такою любовью дела. 4 ноября 1744 г. указом Святейшего Синода он был вызван в Москву «для некоей благословной вины». «С плачем и жалостию» простился архимандрит Иоасаф с братиею дорогого ему монастыря; тяжело было и братии расставаться с любимым

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Житие Святителя Иоасафа, епископа Белгородского Публикуемый текст подготовлен редакцией сайта Православие.Ru на основании нескольких источников, в том числе малоизвестного ныне «Жития Святителя Иоасафа, чудотворца Белгородского», составленного князем Николаем Жеваховым в самом начале XX века. Святитель Иоасаф (Горленко) , Белгородский чудотворец, дни памяти 4/17 сентября и 10/23 декабря В небольшом городке Полтавской губернии в сентябре 1705 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы во время совершения Божественной литургии, в семье Андрея Димитриевича и Марии Даниловны Горленко, родился младенец-первенец. Родители были очень рады рождению сына, наследника и продолжателя их дворянского и православного рода. Нареченный во Святом Крещении именем Иоакима, родителя Пресвятой Богородицы, память которого ежегодно празднуется святой Православной церковью 9 сентября, младенец Иоаким (впоследствии святитель Иоасаф) всегда находился под особым покровительством Пречистой Владычицы. Но не суждено было сбыться воле родителей Иоакима о том, чтобы их первенец стал и наследником их богатых дворянских имений. Господь готовил своему избраннику иной путь, путь иноческой жизни, путь пастырского служения Его Святой Православной Церкви. Еще в годы отрочества Иоакима Милосердый Господь возвестил Свою Святую волю о его будущем в чудесном видении, которое было явлено отцу Иоакима Андрею Димитриевичу. Видение Божией Матери и ангелов отцу будущего святителя, Андрею Горленко Однажды вечером он сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с Ангелом и у ног Их сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. Пораженный дивным и знаменательным видением, отец Иоакима принял дерзновение сказать: «Нам-же, родителям, Пречистая Богоматерь, что оставляешь?» Ответа от Пречистой Девы Марии на вопрос родителя Иоакима не последовало, и явление окончилось. Желание Андрея Димитриевича пересказать своей супруге виденное не осуществилось — проходя несколько комнат своего дома, он забыл виденное и как ни старался вспомнить явление, не мог постигнуть этого до самой кончины своего сына Иоакима. Так Господь предсказал то, что сбылось в свое время, и великий угодник Божий — Святитель Иоасаф, с самых ранних лет стал на этот Божий путь — на путь любви Христовой, любви, которая впоследствии изливалась из его сердца на всех людей.

http://pravoslavie.ru/1926.html

Монахи размещались в двух отдельных корпусах. На территории монастыря находилось братское кладбище, епископов и настоятелей монастыря хоронили в Свято-Троицком соборе и около него. В монастыре имелся свечной завод и две иконокнижные лавки. Монастырю принадлежали два дома, водяная мельница, распашные земли и сенокосы на хуторе Угрим и у села Бессоновки, 50 десятин леса в Карнауховке. В Свято-Троицком соборе находились две главные, особенно почитаемые белгородцами святыни: нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа Горленко (с 1754 г.) и чудотворная икона Николая Ратного. После Октябрьской революции монастырь был закрыт. Мощи святого Иоасафа были вывезены из Белгорода. На долгие годы затерялась икона Николая Ратного. В стенах архиерейского лома и покоях Иоасафа разместился детский дом им. III Интернационала, потом уездный музей и воинская часть. С помощью красноармейцев были разрушены исторические святыни: Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, другие здания. В ночь с 5 на 6 июля 1930 г. были взорваны остатки стен монастыря. В оставшихся постройках разместились различные организации. В 1950-е гг. и они пошли под слом, а на их месте были построены двухэтажные жилые дома. Свято-Троицкий мужской монастырь занимал территорию, ограниченную нынешним проспектом Ленина, ул.Фрунзе, ул. Богдана Хмельницкого, ул. Чернышевского. Лит.: Белгородская энциклопедия. Троицкий мужской монастырь в Белгороде Курской губернии. Одесса, 1911; Крупенков А.Н. Утраченные святыни//К духовным истокам Белгородчины. Издание Курской Духовной Семинарии, 1994. Не сохранился. Находился в квартале: проспект В.И. Ленина (ныне Св. Троицкий бульвар ) — ул. Фрунзе (ныне пр. Славы), ул. Б. Хмельницкого — ул. Чернышевского (ныне ул. 50-летия Белгородской области ). Главный престол в главной церкви (во дворе) во имя св. Троицы, с южн. стороны во имя Богоматери и третий — над гробом св. Иоасафа — во имя Страшного Суда. Храм этот начат постройкою в 1690 г. Освящен в 1707 г. В нем почивают нетленные мощи св. Иоасафа. В этом же храме чудотворная икона св. Николая Ратного, перенесенная в 1765 г. из упраздненной Коренной Пустыни (село Устинка Белг. у., в 30 верстах от Белгорода). В монастырской ограде на востоке стоит архиерейский дом (часть верхнего этажа деревянная), построенный епископом Владимиром; другая часть дома осталась нетронутой вместе с лестницей во втором этаже. Эта главная церковь монастыря в начале истории Белгорода была в крепости соборной. В 1751 г. по исправлении ветхих частей (прогнила почти вся крыша) была вновь освящена еп. Иоасафом Горленко. Вновь освящена после перестройки верхов еп. Аггеем в 1782 г. Еп. Сергием вновь обновлена и освящена в 1864 г. Последний ремонт произведен в 1897-98 гг. при преосвященных Ювеналии и Лаврентии; последний в 1899 г. и освятил отремонтированный храм. В стенах этого храма есть ходы с лестницами, ведущие под землю; предполагают, что отсюда можно было во время осады пробраться к р. Везелке за водой.

http://sobory.ru/article/?object=34516

Как же смогли разместить 200 тысяч паломников? Около 100 тысяч человек расположились в «стане» богомольцев своеобразном городе паломников, в котором на возвышении раскинулось 2000 палаток, шесть деревянных бараков, столовые, чайные. Было проведено много водопроводных кранов, устроено пять амбулаторных пунктов. Часть паломников спала прямо на открытом воздухе. Несмотря на огромное стечение народа, торжества прошли образцово благодаря усердию и трудам духовенства, дворянства и земства. Днем 3 сентября лагерь богомольцев посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. 4 сентября, накануне дня ее тезоименитства, всенощное бдение было совершено торжественным архиерейским служением, а 5 сентября в надпещерной монастырской церкви была совершена Литургия, за которой ее императорское высочество приобщилась Святых Таин. Крестный ход 4 сентября 1911 г. в день открытия мощей свт. Иоасафа Белгородского С 1 по 10 сентября паломникам было бесплатно роздано до миллиона листков и книжек о святителе Иоасафе, а в церквах Белгорода ежедневно с ними проводились беседы о нем. Известно, что жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, почившего в Бозе 10 декабря 1754 года, еще в 1815 году, а прославили его лишь спустя 96 лет. Действительно, этот процесс длился почти век. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода. Синод постановил совершить 4 сентября 1911 года торжественное открытие мощей святителя Иоасафа и объявил о признании епископа Белгородского Иоасафа в лике святых, а его нетленного тела святыми мощами. Было предложено память епископа Иоасафа праздновать два раза в год: в день его смерти 10 (23 по новому стилю) декабря и в день открытия мощей 4 (17) сентября. 100-летие прославления святителя Иоасафа является значимым событием для всей России, но для вашей епархии, полагаю, оно имеет особое значение.

http://patriarchia.ru/db/text/1624591.ht...

Тихо в Бозе скончавшегося св. Иоасафа облекли в голубой парчовый саккос, в омофор розовой парчи и в подризник из красной материи. На голову его была возложена митра (зеленого бархата) с жемчужным украшением. 15 декабря после заупокойной литургии в домашней церкви грайворонского архиерейского дома, тело почившего св. Иоасафа было отправлено в г. Белгород для погребения. Два с половиной месяца после блаженной кончины св. Иоасафа честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих в Триединого Бога видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным по 28 февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела св. Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек. Тихо почивший в Бозе святитель, в одну ночь явился во сне наместнику кафедрального собора Матфею Млодзинскому, секретарю духовной консистории Ивану Данилевскому и прибывшему из Полтавы родному брату своему Андрею Андреевичу Горленко, и высказал свое сожаление о том, что Козлович медлит с его погребением. Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя. Перенесение тела усопшего свт. Иоасафа из Грайворона в Белгород Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать ко гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о преставившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления.

http://pravoslavie.ru/1926.html

О чудо! дивное чудо неожидаемое! Не успела я, поплакавши горько, подняться с полу и сесть, как вдруг вбегают ко мне с поздравлением, что дело мое совсем окончено. Поблагодаря Спасителя моего, Божию Матерь и Святого Угодника Божия Иоасафа, спросила, как это окончание сделалось, и услышала, что сей судья, споря очень о сем деле, после долго стоял, держа дело в руках и думал, но вдруг взял перо, подписал и отдал секретарю для совершенного окончания. Вот милость Божия и Угодника Его Святителя Иоасафа надо мною! Я сейчас же и выехала в Белгород, отслужила панихиду, со слезами благодарила Угодника Божия Иоасафа с горячностью и благодарным сердцем лобызала его Святыя мощи и своего рукою прописываю сие чудо дивное, ибо кто, кроме Бога и Угодника Божия Иоасафа, мог помочь вдове беззащитной против сильнейшего соперника. 1818 года 14-го июля. Путивльская помещица, коллежская ассесорша. Мария по отце Гамалеева, а по мужу Константинова с сердечною благодарностью сие чудо записала своеручно. 16 июля 1889 года Белгородский монастырь посетила почтенная старица монахиня Московского Алексеевского монастыря Евдокия Пантелеймоновна Смирнова и принята была настоятелем преосвященным Ефремом. Старица привезла в дар обители от своего усердия небольшой покров в гроб Святителя Иоасафа и воздухи из белого глазета, вышитые голубой синелью. Эти скромные подарки, как она говорила Владыке, привезены ею от чистого сердца в благодарность за чудо милости Божией, оказанное ее больной дочери чрез Угодника Божия Святителя Иоасафа Горленка. Было это следующим образом: «Дочь моя, рассказывала монахиня Евдокия, ныне монахиня Нина, в мире Дария Степановна Смирнова, заболела горловою чахоткой, так сильно развившейся, что нельзя было не только петь на клиросе, но даже говорить. Знаменитый в то время в Москве доктор Сергей Языков, долго лечивший ее, решительно объявил, что дочь моя к выздоровлению безнадежна, и просил сделать последнее испытание – отправить ее куда-либо в южную губернию для лечения чистым воздухом, и там пить козье молоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Идентифицировать их с его телом помог Н-образный разрез в районе печени. В декабре 1920 года его сделал скальпелем приглашенный из Харькова профессор, известный патологоанатом, который бальзамировал Ленина. Дело в том, что при мумификации печень удаляется, а была попытка доказать, что это искусственная мумия. Но при вскрытии мощей печень и все внутренние органы оказались на месте. Разрез не зашили, а прикрыли. Были обнаружены и другие совпадения, известные по описанию мощей святителя Иоасафа, умершего в 1754 году. Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей святителя Иоасафа Неся послушание у Казанской иконы Божией Матери, Мария удивлялась тому, что она жила во всех трех городах, тесно связанных с именем святителя Иоасафа: в Белгороде, где находятся его мощи и где сейчас живут ее родные, в Санкт-Петербурге, где мощи были спрятаны на чердаке Казанского собора, и в Харькове, где в 2009 году были обнаружены подлинники документов 1908-1913 годов об обследовании множества чудес от мощей святителя Иоасафа (Горленко). Фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода впервые были опубликованы в книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы». Эту уникальную книгу Мария получила в подарок в год 100-летия со дня канонизации святителя от настоятеля Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиерея Олега Кобеца, награжденного медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского II степени. На обложке книги воспроизведен текст клятвы, которую впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди принимали на Кресте и Евангелии: «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

http://radonezh.ru/2022/12/23/pro-muzey-...

Чадолюбивая, сердобольная, благочестивая мать Иоакима Горленко с отменным усердием воспитывала сына первенца в страхе Божием и глубокой преданности св. православно-христианской Церкви. Она своими наставлениями, главным образом своею жизнью, учила своего ребенка-первенца Иоакима правилам благочестия: непрестанно молиться Богу, любить и возможно чаще посещать Св. Церковь , внимать служителям Св. Алтаря, почитать старших, иметь мир между собою, быть нестяжательным и сострадательным к убогим и неимущим и т. п. Семена веры и благочестия, влагаемые родителями в восприимчивую душу своего первенца сына Иоакима, развивались постепенно, при содействии благодати Божией, которая помогает ищущим ее, чутким и восприимчивым к призывам ее. Образцы смиренных сродников иноков в лучезарном свете предносились сознанию даровитого от природы и восприимчивого ребенка и поддерживали в нем благочестивое настроение. А свв. обители – Густынская 9 , расположенная в 7 (или 8) верстах от г. Прилук, среди дремучего некогда бора, на острове (носившем в народе прозвание «Густыни» от покрывавшей его густой, непроглядной чащи), образуемом рекою Удаем, и Ладинская 10 , находящаяся недалеко от Прилук, на берегу реки Удая, разве не оказывали доброго, возвышенного и глубоко назидательного влияния на благочестивое настроение дитяти Иоакима? В тихую вечернюю пору звон колоколов названных обителей сливался с звоном церквей г. Прилук и, доносясь до восприимчивого уха дитяти Иоакима Горленко, будил в нем святые чувства, говорил ему об иной жизни, – о незримой жизни верующего сердца, о молитве и подвигах, которыми украшается жизнь иноков-подвижников христианских св. обителей. Полагаем, что в Густынском Свято-Троицком монастыре Святитель Иоасаф получил свои первые глубокие религиозные впечатления, здесь, именно, без сомнения, он впервые усвоил столь отличавшую его глубоко подвижническую, строго-аскетическую настроенность. Испытывая влияние среды или вообще того, что называют исторической обстановкой, воспринимая сокровенным и незаметным образом для окружающих то благодатное семя, которое согревало и дух его некоторых сродников иноков, отрок Иоаким Горленко в то же время с раннего утра своей жизни незаметно для обыкновенного взора людей работал и трудился, при содействии почивающей на нем благодати Божией, над возделыванием духовного существа своего соответственно требованиям евангельского нравственного закона. Уже на первых порах своей жизни он проявлял искреннюю религиозную настроенность, любовь к церковности, не детскую склонность к задумчивости, самоуглублению, уединению и высокие христианские качества – смирение, кротость, доброту и т. п. Любимыми занятиями Иоакима были: посещение церкви Божией и молитва . Из сказанного видно, что детство Иоакима Горленко осенялось благодатью Божией, которая споспешествует ищущим ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Святитель Иоасаф Горленко, Епископ Белгородский и Обоянский (родился 8 сентября 1705 г. † 10 декабря 1754 г.). Белгородский святитель Иоасаф Горленко всю свою жизнь находился под особенным покровом Богоматери. Посему и родился он в день Рождества Пресв. Богородицы, 8-го сентября 1705 года, в небольшом городке Прилуках (теперь – Полтавской губернии, а в то время принадлежавшем к Черниговской области), и наименован во св. крещении Иоакимом. Отец его – Андрей Димитриевич Горленко, полковник Прилукского казачьего полка, а мать – Мария, дочь гетмана Даниила Павловича, по фамилии Апостола. В трудное время протекало детство, отрочество и юность Иоакима. Через четыре года после его рождения была Полтавская битва, в которой казачество сыграло несвойственную ему печальную роль, далее следовало скитание отца Иоакимова, как изменника и беглеца по чужим землям, выпрошенное помилование, но без всякой надежды когда-либо занимать высокое общественное служебное положение, подозрительное отношение у власти стоящих, отнятие земель и имущественное разорение – вот каким превратностям подверглась семья Горленок. При таких условиях никто не был спокоен за завтрашний день. Полагать нужно, что разговоры старших в этом роде слышал Иоаким еще в раннем детстве. И как у детей слова не расходятся с делом, то он еще ребенком молился, чтобы сама Богоматерь оградила его от бед и беспечально устроила его жизнь. Подтверждение этому предположению находим в словах Божией Матери, сказанных Иоакиму когда ему было всего восемь лет: «Довлеет Мне молитва твоя»; другими словами: «Я приняла молитву твою и исполню ее. Твоя судьба предопределена в предвечном совете Божием». Самая обстановка, окружавшая детство будущего светильника Церкви Христовой, располагала юного Иоакима к принятию монашества. Какая же атмосфера окружала личность юного Иоакима Горленко? Каков был склад домашней жизни в семье Горленков? 1 Жизнь малорусского дворянина XVIII века проходила очень незатейливо, – в простых деревянных хоромах, при простой самодельной обстановке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010