См. записанные его духовными детьми «Практические советы духовной жизни» (Жизнь вечная. М. 1995. 12. С.4–13). Последнюю Литургию служил в Москве 13.4.1927. Находясь в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому) , служил в сельских храмах и дома. В последние годы нелегально жил в пос.Пушкино под Москвой, где и скончался. Похоронен на городском кладбище Сергиева Посада. 66 Записи Т.И.Куприяновой (см. прим.6) нашли отражение в ее рукописи «Жизнь в Церкви как общение с Господом в Богослужении», частично опубликованной в сб.: Надежда. Вып.7. С.327–358. 67 Священник Лазарь Судаков скончался 25 декабря 1922 г. Память прп.Алексия, человека Божия 17 марта. 69 Георгий Иванович Челпанов (1862–1936) – философ, психолог. До революции он «с большим успехом читал курс по критике материализма. [...] Челпанов был в философии прежде всего педагогом. Но он был очень живой человек, всем интересовавшийся, он был для того времени новым типом профессора» (Н.А.Бердяев. Самопознание. С.125). 70 Святитель Иоасаф Белгородский (Иоаким Андреевич Горленко, 8.9.1705 – 10.12.1754) – родился в зажиточной казацкой семье в Малороссии. До восьми лет рос в родительском доме, позже был отдан на учебу в Киево-Могилянскую академию. Пострижен в рясофор (27.10.1725), а через два года (21 ноября) совершен великий постриг с именем Иоасаф. Десять лет проходил Иоасаф различные послушания, перед тем как его назначили игуменом Мгарского Спасо-Преображенского монастыря в Полтавской губернии (1737). Наместник Троице-Сергиевой Лавры (1744), которую восстанавливал после постигшего ее пожара. Хиротонисан во епископа Белгородского (2.6.1748). Прославлен в лике святых 4 сентября 1911 г. в присутствии Великого Князя Константина Константиновича, Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и 150 000 паломников. На всеподданейшем докладе обер-прокурора Св.Синода о прославлении Император Николай II начертал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа Русского. Приемлю предложение Св.Синода с искренним умилением и полным сочувствием». А 17 декабря 1911 г. состоялось Высочайшее паломничество в Белгород Государя, Государыни, Наследника и Августейших детей, коленопреклоненно молившихся у мощей Святителя Иоасафа, к сени над мощами которого ими была пожертвована лампада. Подробнее см. в кн.: Епископ Белгородский Никодим. Торжества прославления Святителя и Чудотворца Иоасафа. Курск. 1912. В 1991 г. произошло второе обретение мощей Святителя (см.: Архимандрит Симон. Второе обретение мощей свт. Иоасафа Белгородского //Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып.7. 1991. Июль. С.34–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Иоасафовские торжества прошли в Белгороде 18 сентября 2008 г. 18:17 16-17 сентября в Белгороде прошли торжества, посвященные 97-й годовщине прославления (1911 г.) и 17-й годовщине второго обретения мощей (1991 г.) святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. 16 сентября в 15 часов в Николо-Иоасафовском соборе г. Белгорода, где мощи находились с 17 августа, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении духовенства совершил молебен с акафистом святителю Иоасафу. Затем от Николо-Иоасафовского собора направился многочисленный Крестный ход с мощами святителя Иоасафа в Преображенский кафедральный собор, где вечером было совершено Всенощное бдение. 17 сентября в Преображенском кафедральном соборе были совершены три Божественные литургии: в 3 часа, в 6 часов и в 9 часов утра. Божественную литургию, начавшуюся в 9 часов утра, возглавил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. По прочтении Евангелия он произнес проповедь, в которой напомнил страницы славной и промыслительной истории второго обретения мощей святителя (одним из непосредственных участников тех событий 1991 года ему довелось быть). За Божественной литургией архиепископ Иоанн рукоположил выпускника Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) и Санкт-Петербургской духовной академии диакона Александра Гинкеля во пресвитера. После запричастного стиха проповедь на тему праздника произнес настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода протоиерей Леонид Константинов. По завершении Божественной литургии был совершен молебен у мощей святителя Иоасафа. Затем владыка Иоанн благословил участников молодежного Крестного хода по границам Белгородской области и вручил им икону святителя Иоасафа с частицей его мощей. Крестный ход организован Молодежным братством Святого Белогорья и продлится с 17 сентября до 23 декабря (254-й годовщины преставления святителя Иоасафа). Участники посетят самые отдаленные населенные пункты области, совершат богослужения и духовно-просветительские встречи с местным населением. Во второй половине дня в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоялся концерт, посвященный 1020-летию Крещения Руси. Пресс-служба Белгородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/461691.htm...

Весной 1748 году отошёл ко Господу тогдашний Епископ Белгородский Антоний. Новым епископом Елизавета Петровна видела архим. Иоасафа, и 2 июня в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе, в присутствии Императрицы и Высочайшей Фамилии он был посвящен во Епископа Белгородского и Обоянского Архиепископом Псковским и Нарвским Симоном Тодорским (уроженцем Золотоноши под Киевом, будущим законоучителем Петра III и Екатерины II). Именно с Белгородской кафедрой связано большинство чудес, которые явили Христос и Богородица через святителя Иоасафа (хотя их счёт идёт ещё с Иоакимового детства). Именно здесь - в одной из самых беднейших областей России в полной мере раскрылось человеколюбие и миссионерский талант великого просветителя. Лишь перечисление примеров тому заняло бы не одну страницу. Однако одно, возможно, главное чудо имеет прямое отношение к нашему рассказу. Чьё чудо? Как-то свт. Иоасаф увидел сон: в притворе одной из церквей, его внимание привлекла источавшая сияние икона Божией Матери, стоявшая... за кучей сора. В этот миг Богоматерь обратилась к нему: «Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а служители храма сего повергли его в сор!». После этого святитель при посещении храмов епархии подробно осматривал каждый, отыскивая тот, что был явлен ему во сне. Наконец, прибыв в предместье Изюма, он понял, что в видении ему явлена была местная Вознесенская церковь. Войдя в притвор, он увидел, что большая икона Богородицы была перегородкой, за которой ссыпают уголь для кадила... Долго молился со слезами владыка Царице Небесной, испрашивая у неё прощения себе и местным священникам. Наконец, отчитав благочинного за небрежное отношение к святыне, святитель распорядился поставить икону на подобающее место. В 1792 г. Вознесенский храм был перенесен в другое предместье - Пески. И обретённая святителем икона прославилась многочисленными чудесами уже как «Песчанская». В частности, в 1830 г. после перенесения чудотворного образа на главную площадь Изюма, а затем Крестного хода по городу и окрестностям в уезде разом прекратилась эпидемия холеры.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/18/...

И. помогал Курскому еп. Питириму в учреждении Белгородской ДС, 3 окт. 1906 г. совершил Божественную литургию и молебен при открытии первых 2 классов семинарии. В 1907-1908 гг. было учреждено еще 2 класса, к 1910 г. в семинарии обучалось ок. 200 чел. В 1908 г. открылось Белгородское жен. епархиальное уч-ще (6 классов), для которого было построено новое здание. При уч-ще действовало Параскево-Пятницкое об-во вспомоществования беднейшим ученицам. В 1910 г. состоялся 1-й выпуск воспитанниц этого уч-ща. 2 окт. 1905 г. в Белгороде И. освятил новое здание жен. гимназии. На личные средства епископ устроил новую церковноприходскую школу в Белгороде. Будучи настоятелем Троицкой обители, И. отремонтировал собор (в 1906 установил систему амосовского (калориферного) отопления) и оба братских корпуса, построил свечной завод. В управлении И. находилось 5 юго-вост. уездов Курской епархии: Старооскольский, Новооскольский, Корочанский, Грайворонский и Белгородский. И. регулярно объезжал вик-ство, только в 1912 г. посетил более 20 храмов Белгородского и Новооскольского уездов, в слободе Вел. Михайловка освятил памятник имп. Александру II. И. возглавлял торжества, состоявшиеся 4-11 июня 1909 г. в Борисовском в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыре , в честь 200-летнего юбилея Полтавской битвы, совершал ежедневные богослужения в обители и в храмах слободы Борисовка Грайворонского у. Курской губ., крестные ходы с чудотворным Тихвинским образом. И. собирал материалы о жизни свт. Иоасафа (Горленко) . С 1909 г. И. приходили письма с рассказами о болезнях, жизненных тяготах и с просьбами молитв у мощей свт. Иоасафа. Архиерей ежедневно служил панихиды, а затем молебны, не оставлял без внимания ни одной такой записки, всем желающим рассылал службы с акафистом святителю. По молитвам И. у гробницы св. Иоасафа совершались исцеления, о к-рых сообщалось в письмах епископу. Так, в марте 1910 г. исцелился 4-летний Гавриил, племянник белгородского мещанина З. И. Кривцова, в дек. 1910 г. выздоровела Александра, дочь клирика с.

http://pravenc.ru/text/577968.html

и ныне благополучно царствующий Император Николай II. Последнее счастливое событие произошло 4 мая 1904 г., когда Державный Вождь русской армии заезжал и в Белгород благословить войска в поход на Дальний Восток. Приветствуемый на пути от вокзала до монастыря многотысячной толпой, около 10 часов утра, Монарх прибыл к собору в сопровождении Его Императорского Высочества (тогда Наследника) Михаила Александровича, а также Великого Князя Сергея Михаиловича и блестящей свиты. Прослушав в соборе краткое молебствие и приложившись к чудотворному образу Святителя Николая, Государь Император спустился в пещеру. Здесь Помазанник Божий, Самодержец Всероссийский преклонил свои колена пред тем, кого Господь прославил нетлением и даром чудотворений. И после своей смерти Святитель Иоасаф не оставляет своим молитвенным покровом всех, с верой и любовью притекающих к нему. Вот, например, что сообщает о сем священник Михайловской церкви слободы Борисовки, Грайворонского уезда, Курской епархии, Иоанн Высочинский. В бытность мою учеником Белгородского духовного училища, пред экзаменами, я всегда ходил в Белгородский мужской монастырь приложиться к мощам Святителя Иоасафа и помолиться пред чудотворным образом Св. Николая Ратного. Настал экзамен по предмету для меня особенно трудному. С вечера, накануне экзамена, товарищи меня спросили: «пойдешь завтра на панихиду Св. Иоасафа»? Я отвечал: «нет не пойду! да хотя бы и пошел, ответить не надеюсь». И вот меня, юного скептика в помощи свыше, вразумляет Святитель. В эту же ночь он явился мне во сне с посохом в руках, посмотрел на меня строго и даже постучал о пол. Вразумительный смысл этого видения для меня был ясен; сомнению в помощи Бога, дивного на святых Своих ( Пс. 67:36 ), не оставалось места. Исполненный покаянного чувства и надежды на помощь Святителя, на утро я поспешил в пещеру Святителя на панихиду. После молитвы в пещере Святителя ни уныния, ни страха от предстоящего экзамена уже не чувствовал и, окрыленный надеждой на Святителя, я смело шел на экзамен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Arhiva Credincioii Mitropoliei Belgorodului au întâmpinat solemn icoana Maicii Domnului Kurskaia-Korennaia „Znamenie” 18 septembrie 2013 19:34 16 сентября 2013 года в пределы Белгородской митрополии был доставлен чудотворный образ Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Сотни жителей Старого Оскола вышли встречать чудотворную икону. Святыню сопровождает архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк . Накануне чудотворному образу смогли поклониться тысячи верующих в Воронежской епархии . Курско-Коренная икона Божией Матери крестным ходом была принесена в храм в честь Рождества Христова г. Старый Оскол. На крыльце храма митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн и архиепископ Марк прочитали акафист перед чудотворным образом. 17 сентября, в день памяти небесного покровителя святого Белогорья — святителя Иоасафа, в Преображенском соборе Белгорода прошли праздничные богослужения. Накануне владыка Иоанн вместе с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком, епископом Ямпольским Иосифом , епископом Губкинским и Грайворонским Софронием и клириками митрополии совершили всенощное бдение. Традиционно богослужения прошли в полночь в часовне святителя Иоасафа на Свято-Троицком бульваре, в 3 часа ночи и в 6 часов утра в Преображенском кафедральном соборе. Все это время тысячи белгородцев приходили в собор, чтобы поклониться чудотворной иконе «Знамение», мощам святителя Иоасафа и священномученика Никодима. В 9 часов утра митрополит Иоанн в сослужении с митрополитом Курским и Рыльским Германом , архиепископом Марком, епископом Иосифом и епископом Софронием совершил Божественную литургию. По прочтении Святого Евангелия митрополит Иоанн обратился с архипастырским словом к верующим. По окончании богослужения перед чудотворной иконой «Знамение» и мощами святителя Иоасафа был совершен благодарственный молебен. Митрополит Иоанн приветствовал собравшихся на праздничное богослужение и подчеркнул значение состоявшегося события: «В день памяти небесного покровителя святого Белогорья впервые в Белгородскую митрополию прибыла древняя святыня — икона Божией Матери " Знамение " Курская Коренная». Архипастырь выразил слова благодарности Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону , которые благословили принесение образа. В память о пребывании на земле святого Белогорья владыка Иоанн преподнес архиепископу Марку икону священномученика Никодима, епископа Белгородского, с частицей мощей. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3306736...

В то время, как известно, в состав Курской епархии входила и Белгородчина. Епископ Никодим прибыл к месту своего служения незадолго до открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского и принял самое активное участие в подготовке и проведении торжества прославления святителя Иоасафа. В частности, им составлены один из акафистов святителю Иоасафу и две молитвы, которые читаются после акафиста. В 1913 году владыка Никодим был переведен в Белгород. Здесь им было подготовлено и опубликовано несколько книг и брошюр, посвященных личности святителя Иоасафа, а в бывших архиерейских покоях при непосредственном участии владыки Никодима были собраны личные вещи, ставшие основой экспозиции первого музея Белгородского Святителя. Главным итогом научной деятельности епископа Никодима в этот период стала книга «Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский, и его причтение к лику святых» 22 , изданная летом 1914 года. Этот труд является образцом церковно-исторического исследования и поражает высокой степенью проработанности исторического материала. В нем обстоятельно и подробно излагаются все этапы жизни Святителя, его смерть и последующее прославление, приведен обширный историографический обзор литературы о Святителе Иоасафе. Протопресвитер Михаил Польский в книге «Новые мученики российские» пишет: «Это была одна сторона деятельности владыки на Белгородской кафедре… Другая же – окормление своей паствы. На этом поприще он за то небольшое время, что служил в Белгороде, снискал любовь и уважение людей… Проповеди епископа Никодима отличались необыкновенной силой богословской истины, красоты, выразительности и убедительности... Служил он истово и отрешенно, весь уходя в служение Богу, был «как посланец с небес среди земных людей» 23 . После Февральской революции 1917 года епископ Никодим временно исполнял обязанности правящего архиерея всей Курской епархии, так как архиепископ Курский Тихон (Василевский) 2 сентября 1917 года был уволен на покой в числе духовных особ, неприязненно относившихся к Временному правительству. После выборов нового архиерея епархию возглавил бывший Рыльский викарий епископ Феофан (Гаврилов) – это он впоследствии вывезет чудотворную икону Курской Коренной Божией Матери за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неся это послушание, отец Никодим проявляет себя еще и как духовный писатель. Им был собран и переработан огромный фактический материал, опубликованный в виде многочисленных научных статей и отдельных трудов. В Санкт-Петербурге в 1900–1901 гг. он проводит большую работу по составлению житий святых отцов, просиявших в северных и уральских землях, среди них «Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв.», «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. Археологические очерки», «Архангельский патерик» 17 , «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, XIV–XVII вв.» 18 , «Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники» 19 и др. В 1901 году тридцатилетний Никодим (Кононов) был возведен в сан архимандрита, а 17 января 1904 года назначен ректором Калужской духовной семинарии. Через пять лет, 19 марта 1909 года, архимандрит Никодим получает назначение на Север, на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. В эти годы выходит в свет еще один его труд «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел» 20 (1910). 9 января 1911 года в Санкт-Петербурге состоялась архиерейская хиротония архимандрита Никодима во епископа Рыльского второго викария Курской епархии. Хиротонию совершали митрополиты: Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) (будущий Патриарх Московский и всея Руси) и Преосвященные Тульский Парфений и Самарский Константин. Еще до назначения в Белгород Никодим был духовно связан с этой землей посредством великого угодника Божьего – святителя Иоасафа Белгородского . В своей речи при наречении во епископа архимандрит Никодим, в частности, сказал: «Господь сподобил меня побывать в Белгороде, и я стоял у раки святителя Иоасафа в бытность ректором семинарии в Петрозаводске, где так мирно и отрадно жилось в кругу сердечных сотрудников, добрых питомцев, приветливого духовенства и мирных обитателей городка. Всем я был утешен и, благодаря Господа за Его щедроты, у нового Чудотворца Земли Русской одного просил от всего сердца моего, – да будет он добрым руководителем во все дни жизни моей в служении Церкви Христовой. Прошло около полугода с той поры, и в самый день кончины святителя Государю Императору угодно было утвердить избрание Вашим Святейшеством меня на служение в пределах епархии святителя Иоасафа. В этом усматриваю явное Божие смотрение и в надежде на помощь святителя Белгородского смиренно предаюсь изволению святителя, как воле Самого Господа нашего Иисуса Христа» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Моя одиннадцатилетняя внучка Леонила в мае 1912 года заболела скарлатиной в самой тяжелой форме. Около пяти дней она не говорила и была без пищи. По заключению врачей, она должна была умереть. Возложив всю надежду на помощь Божию, я обратилась с горячей молитвой к Святителю Иоасафу Белгородскому и дала обещание, если девочка останется жива и выздоровеет, свозить ее в Белгород на поклонение честным мощам Угодника Божия. Это было 10 мая. Святитель услышал молитву, и с этого дня болезнь стала слабеть и скоро Леонила выздоровела совершенно. Ко дню прославления Святителя 4 сентября я прибыла в Белгород вместе с Леонилой благодарить своего заступника. Подтверждаю сие присягою перед Святым Крестом и Евангелием. Аминь. 1912 года, сентября 6 дня. К сему заявлению города Пятигорска мещанка Параскева Пруцкова, а за меня, неграмотную, расписалась исцеленная внучка: Леонила Пруцкова. К присяге приводил Белгородского Свято–Троицкого монастыря Казначей иером. Митрофан. 29 сентября 1912 года у моей племянницы были весьма трудные роды. Припадки были настолько сильные, что ее пять человек едва удерживали; и это продолжалось более суток. Была послана телеграмма в Белгород с просьбой помолиться у мощей Святителя Иоасафа, и в тот же день больная при помощи врача разрешилась от бремени, а через полсуток прекратились припадки, и она выздоровела совершенно. Врач, пользовавший ее, не надеялся на ее выздоровление и говорил, что она спасена чудом, ибо из сотни таких случаев выздоравливают очень немногие. Мария Гавриловна Кузнецова. 1912 года июня 29. Малолетняя дочь наша, Евгения, 1 года 10 месяцев, бегая, упала и сильно расшибла себе лицо, а затем явилось задержание мочи, боли и полное отсутствие аппетита, а дня через три появился сильный жар (38,5°), головная боль. Ребенок сразу ослабел, исхудал и никому не давал покоя своими жалобами и плачем. Это было 15 ноября 1913 года. Приехавший доктор прописал лекарства, которые ребенок упорно отказывался проглотить, а между тем жар и болезненное состояние все увеличивалось. Не видя ни в чем спасения, мы 16 ноября отправили телеграмму на имя настоятеля Белгородского мужского Свято–Троицкого монастыря с просьбой помолиться у раки Святителя Иоасафа о выздоровлении младенца Евгении; это было часов в 5 вечера. Ребенок тосковал и плакал часов до 11 ночи, затем сразу как–то переменилось его настроение и из плаксивого стал обыкновенным; температура заметно спала и часа в 4½ утра ребенок заснул спокойным здоровым сном, проспав до 9 часов утра. Сегодня 17 ноября температура нормальная целый день и, чего уже давно не было, ребенок несколько раз в день, хоть понемногу, принимал пищу. Хотя сон и отделение мочи еще не вполне нормальное, но, надеясь на милость Божию и молитвы Святителя Иоасафа, продолжаем в душе молиться Святителю и смазывать св. маслом из лампады от гробницы Его больные места.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

И. Иванове, молебствие о благополучном путешествии Их Величеств и всего Августейшего Семейства. На другой день – 18 декабря, в воскресенье, было совершенно три архиерейских Литургии. Архиепископ служил в Белгородской Николаевской церкви при епархиальном училище, преосвященный Иоанникий в обители – у святителя Иоасафа, с молениями о благополучном окончании путешествия Царской Семьи. Преосвященный же Никодим Литургию совершил в Знаменском соборе Курского Знаменского монастыря, причем после Литургии молебен, с прошениями на ектении и молитвами о благополучном путешествии Их Величеств, был совершен Божией Матери пред чудотворною Ее иконою Знамения – Курскою. Этим Высочайшим посещением Их Величеств, поклонением святым мощам святителя Иоасафа как бы завершились великие дни белгородских торжеств.[…] Под сенью, в виде старинных русских церковных шатровых куполов, в литой серебристой раке, почивают благоуханные нетленные мощи святителя Иоасафа. Тихо теплится пред ними царская лампада, окруженная лампадою Ее Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и множеством других – этими приношениями лиц, которые пламенеют любовью и теплою верой к угоднику Христову, но не имеют возможности, как связанные узами плоти, пространства и времени, постоянно быть у святителя и в замену этого своего присутствия принесли такие лампады; эти лампады светом своего елея служат отображением постоянного духовного пламенения их устроителей любовию к угоднику Христову![…] И, как эти рака, сени и лампада, из рода в род будет переходить и сказание о царственном паломничестве к мощам новоявленного угодника Христова Их Императорских Величеств и Их Императорских Высочеств, которое и является по отношению к сентябрьским великим дням прославления святителя и чудотворца Иоасафа как бы завершением, царственным венцем их. Никодим (Кононов), епископ Белоградский и Обоянский. Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых Православной Русской Церкви. Харьков, 1916.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010