Каков же итог для науки в результате этого? - А такой, что она все более и более замещается «научной деятельностью». «Относительность» дала широчайшие возможности для постоянного переосмысления всего и вся и топтания на месте в научном познании. В итоге, она привела не к созданию прочного фундамента из правильных понятий и критериев, дающих возможность двигаться вперед в области познания мира, а как раз наоборот. Благодаря этому, предыдущие научные достижения автоматически подвергаются сомнению, продвижение познания замедляется. В итоге встает закономерный вопрос о конце науки, что и было затронуто в соответствующей книге Дж. Хоргана (2001). Как видно из этих примеров, наука, особенно сегодняшняя, не является истиной в последней инстанции. Особенно это наглядно видно на примере научных прогнозов о будущем развитии народов. Посмотрим, какие прогнозы давались 100 лет тому назад относительно будущего России. Было их естественно множество, но обратимся к двум крайним из них, данных людьми диаметрально противоположными по своим занятиям и мировоззрениям. Перед нами два великих человека своего времени: один - великий ученый Менделеев, другой - великий святой и милостью Божьей пастырь земли русской Иоан Кронштадский (которого прогрессивно настроенная общественность того времени называла мракобесом и врагом всего нового); оба непререкаемые авторитеты в своей области. Менделеев, как ученый опирается на социально-экономические показатели, они прекрасны: экономика развивается, количество зерна и товаров увеличивается, рождаемость возрастает. Следовательно, в XX веке Россия уверенно пойдет в гору и станет самой мощной и процветающей державой мира, русских будет 600 млн. и они будут жить в благоденствии. Второй, священник, исходя из морального состояния общества и степени его соответствия божественным заповедям, предрекает следующее: если и дальше грехи будут также множиться в российском государстве, то запустеет царствие сие. Кто же оказался прав в этом вопросе ученый или священник? Достаточно вспомнить, как еще недавно мы все изучали величайшие, именно научные, основанные не на библейских заветах, а на материалистическом фундаменте труды Маркса и Ленина и еще более научные прогнозы, основанные на них.

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/18/...

Когда же Бог не созерцал Себя в Своем образе, когда Он им не радовался? Следовательно дерзко говорить, будто образа Божия когда-либо не было... И опять, как Творец и Создатель может созерцать Себя в Существе сотворенном и созданном? Образ должен быть таков, каков и первообраз – Отец Его». Далее перечисляя различные имена, свойства и действия Бога Отца (Он вечен, бессмертен, всемогущ, Свет, Царь, Владыка, Бог, Господь, Творец, Промыслитель), св. Афанасий говорит: „все это должно быть и в Образе Божием, дабы Ему поистине и вполне можно было сказать: видевый Мене, виде Отца», „Сыну, рассуждает св. Афанасий в другом месте, приписываются в Св. Писании все наименования, усвояемые Богу Отцу, кроме одного имени Отца. Так Он называется Богом (Иоан. I:1), благословенным во веки (Рим. IX:5), Богом истинным, Вседержителем, Который был, есть и будет (Иоан. XVII:3; Апок. И, 8), Господом (1 Кор. VIII:6; Иоан. XX:28), Светом (Иоан. VIII:12), Истиною, Жизнию (Иоан. XIV:6). Самое свойство сих имен, решительный тон, с каким они высказаны, и снесение с именами Бога Отца (Быт. XIX:24; Втор. VI:4; Пс. XLIX, 1 и др.) достаточно ручаются за то, как мы должны понимать их. „Это, замечает великий учитель, сделано в Св. Писании для того, дабы всякий, слыша о Сыне то же, что сказано и об Отце, тотчас видел Отца в Сыне и Сына равным образом созерцал в Отце, потому что тому я другому приписывается совершенно одно и тоже. Почему-же принадлежащее Отцу усвояется Сыну, как не потому, что последний рожден от первого? Почему и все сыновнее принадлежит Отцу, если не потому, что первый рожден от последнего по естеству? Именно по этой и по одной этой причине справедливо сказано: вся твоя моя суть и моя твоя» (Иоан. XVI:15; XVII, 10). – Сост. по кн. „История св. вселенских соборов“, епископа Иоанна. Москва, 1871 г., стр. 36 – 40). Примеч. Представим здесь краткое опровержение заблуждений раскольников, утверждающих, что православная церковь изменила имя И. Христа. Раскольники с начала своего отделения от православной церкви и доныне обвиняют ее в том, что она изменила имя Христа Спасителя Исус на Иисус .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

II:9; Фил. II:6) ; в) Божеские свойства, как-то: вечность и неизменяемость (Евр. И, 10 – 12; XIII, 8; Апок. XXII:13; I, 10, 17; II, 8), всеведение (Иоан. II:24, 25; XXI, 17; Кол. II:3), всемогущество (Евр. И, 3); г) Божеские действие, как- то: творение (Иоан, И, 3; Кол. I:16), промышление (Кол. I:17), владычество (Деян. X:36; иуд. 4; Апок. XIX:16); д) Божеское почтение. Апостолы научают веровать в Господа (Деян. XVI:31; XX, 21; 1 Иоан. III:23), надеяться на Него, как на упование наше (1 Тим. I:1; Кол. I:27), любить Его (1 Кор. XVI:22), покланяться Ему (Филип. II:9, 10; Евр. I:6); исповедовать Его (1 Иоан. IV:15; Рим. X:9), призывать Его в молитвах (Римл. X:13; Деян. XXII, 16).3. Чему учил Господь И. Христос, что проповедали апостолы, тому веровала древняя христианская церковь, хранительница истинно-апостольского предание, признавая Божество Господа, и свою веру выражала в изречениях пастырей и учителей, в исповеданиях мучеников, в символах, употреблявшихся в поместных церквах, и в определениях соборов.   а) Из мужей апостольских – св. Игнатий Богоносец в послании к ефесским христианам пишет: „один врач телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог в человеке, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш И. Христос“ – к смирнским христианам: „Господь наш Сын Божий, по плоти истинно происшел от рода Давидова, по воле и силе Божественной истинно родился от Девы“; в других посланиях называет Господа „вечным Словом, Сыном Божиим», „Богом нашим», „Богом, явившимся в человеческом образе», кровь Его – „кровию Бога» и страдание – „страданиями Бога“; св. Поликарп приветствует филиппийских христиан следующими словами: „милость и мир от Иисуса Христа – Бога Вседержителя, Господа и Спасителя нашего, да умножится вам», и говорить, что И. Христу „повинуется все небесное и земное, и служить всякое дыхание».    Из св. отцов и учителей I и III веков – св. Иустин утверждает, что Иисус Христос есть „первородное Слово Божие и Бог“, и обращаясь к иудеям, замечает: „если бы тщательнее размышляли о сказанном пророками, вы не стали бы отвергать, что Христос есть единый Бог и Сын нерожденного Бога“; св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Прием Иисус хлеб и, благословив, преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И прием чашу, хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нее вси: сия бо ест Кровь Моя нового завета, яже за многие изливаемая во оста— вление грехов (Mф:XXVI, 27, 28. Снес. Лук. XXII:17, 19),    б) Таинство причащения составляет сущность (необходимую принадлежность) нового завета. Господь Иисус Христос в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите, в Мое воспоминание. Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание (1 Кор. XI:23, 24, 25). – Сия чаша новый завет Моею кровию (Лук. XXII:20).    в) Причащение необходимо для спасения. Рече... Иисус: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь имать живот вечный (Иоан. VI:53, 54).    Имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровию Иисус Христовою, путем новым, и живым; его же обновил есть нам завесою, сиречь плотию Свою (Евр. X:19, 20), да приступаем с истинным сердцем, во извещение веры (Евр. X:22).    Отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает. Колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый? (Евр. X:28, 29):    г) Церковь Божия там, где таинство причащения. Да искушает же человек себе и тако от Хлеба да ясть и от Чаши да пиет (1 Кор. XI:28). – Вы есте церкви Бога жива (2 Кор. VI:16).    IV. О таинстве покаяния. Приступиша ученицы ко Иисусу... и рече (Мф. XVШ, 1, 3): аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф. XVIII, 18).    Возрадовашася ученицы, видевше Господа (Иоан. XX:20). И глагола им: приимите Дух Свят. Им же отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Око смертного не могло вынести неприступного света (1 Тим. VI:16), в котором воскресший Искупитель в прославленном теле оставил ложе. смерти. Излишни были земные свидетели – очевидцы той основной истины христианства (1 Кор. XV:14), которую Господь благоволил утвердить на Себе Самом, зная, по выражению св. Иоанна Златоуста, что «последующее затем время засвидетельствует ее“ („Бесед. на посл. к Колос.“, перев. при Спб. дух. акад., Спб. 1858 г., стр. 99) явлениями Его и чудесным распространением на земле евангелия. Он восстал, по выражению св. отцов, „из запечатанного гроба“ (выражение св. Исидора Пелусиота. „Твор. св. отц.» М. 1859 г. т. 34, стр. 229. См. также служб. четв. светлой нед. утр. стихир. на хвал.; 4 нед. антипасхи, мал. веч. стихир. на Госп. воззв. 1; утр. нахвалит. стихир. 1) , «в то время, как и лежали (на гробе) печати и камень“ (выраж. св. I. Злат. „бесед. на ев. Иоан.“, ч. 2 стр. 678, См. также „Благовест. блаж. Феофил.» ч. 1. стр. 507), потому что прославленное тело Его не могло быть удержано вещественными преградами (Иоан. XX:26). Как Сын человеческий, Он воскрес славою Отца (Римл. VI:4), действием Его всемогущей силы (Деян. II:24; IV, 15; Римл. VIII:11; 2 Кор. 4) а как Сын Божий, превечное Слово и Творец мира, Сам возвратил обоженную душу Свою в прославленное тело, согласно с тем, что Он некогда говорил иудеям: „Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю; никтоже возметь ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе; область имам положити ю и область имам паки прияти ю“ (Иоан. X:17, 18).    Смерть, владычествовавшая над родом человеческим до крестного жертвоприношения (Римл. V:14, 17, 18), ничего не могла отнять из тех Божественных совершенств, какие присущи тридневному Мертвецу, не умалили ни Его благости, ни премудрости, ни всемогущества, ни славы: все, что Он оставил на земле, во гробе опять обрел, воспринял, просветил и прославил светом воскресения. Теперь не Божество только, но и человечество Его сияет величием победы, власти и силы над миром видимым и невидимым на небеси и на земли (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Возлюбим покаяние - и получим спасение. Примем от руки Господа пожизненный дар покаяния - и получим в свое время вечный дар спасения. Всеблагий Бог покаяние даде в живот Он даст истинно кающимся, примирившимся с Ним, усвоившимся Ему посредством покаяния, блаженство в вечности яко Господне есть спасение Ему слава во веки веков. Аминь. Примечания Матф. IV, 17. Матф. III, 2, IV, 17. Марк. I, 15. Псал. L, 19. Слово о Вере. Доброт., ч. 1-я. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 16. Добротол., ч. 2. Марк. I, 14, 15, Деян. XX, 21. Пс. XXXI, 5. Деян. II, 38. 1 Иоан. I, 9. Марк. I, 15. Лук. XVII, 10. Слово 48-е. Слово 71-е. Слово 41-е. Четьи-Минеи, 3 мая. Пс. L, 5. Матф. XXVI, 75. Алфавитный Патерик. Священномученика Петра Дамаскина о восьми умных видениях, кн. I Доброт., ч. 3. Лук. XXIII, 42. 2 Петр. II, 20, 21. 1 Иоан. III, 6-10. 1 Иоан. I, 8-10. 1 Петр. IV, 3,4. Деян. XI, 18. Пс. III, 9.  Поучение 1-е в неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея Возлюбленные братия! В ныне чтенном Евангелии мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о мытаре и фарисее. По какому поводу Господь сказал эту притчу? Он сказал ее к людям, которые обольщены и обмануты самомнением, полагаются и уповают на свою праведность, на свои добрые дела, смотрят из своего самомнения и самообольщения на прочих людей, их уничижают, то есть, низко думают о них, презирают, осуждают, злословят и тайно, в душе своей, и явно, пред человеками. По какой причине святая Церковь положила чтение этого Евангелия пред вступлением в поприще Великого поста? - С целью охранить нас от самомнения и уничижения ближних, при которых чувство покаяния никак не может усвоиться сердцу. Если ж пост не украсится плодом покаяния: то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность. Таково свойство всех телесных подвигов и видимых добрых дел. Если мы, совершая их, думаем приносить Богу жертву, а не уплачивать наш неоплатный долг: то добрые дела и подвиги соделываются в нас родителями душепагубной гордости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

X:5, XIII, 11; Лк. IX:3 – 6; X, 2 – 20; Иоан, гл. XIV – XVI), удостоил их особенных обетований и духовных дарований (Мф. X:19 – 20; Лк. XXI:15), наконец, облек их властию и правами учения, священнодействия и управления, как особенным их преимуществом в его церкви, обещав и действительно преподав им для сего благодать Св. Духа (Иоан. XX:21 – 22; Деян. I:5; II, 1 – 4).    а) Так, преподавая им власть учения, он сказал: шедше в мир вес, проповедите евангелие всей твари (Марк. XVI:15). Шедше научите вся языки, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. XXVIII:18 – 19);    б) преподавая власть совершать таинства и проч. священнодействия церковные, сказал о крещении: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Мф. XXVIII, 18 – 19; о таинстве евхаристии: сие творите в Мое воспоминание (Лк. XXII:19); о таинстве покаяния: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Иоанн. XX, 23). Тоже должно разуметь и о прочих таинствах; и потому-то апостол пишет: и, так каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор. IV:19).    в) Наконец, преподавая власть управлять церковию, сказал: слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас Мене отметается (Лк. X:16); аще церковь преслушает (брат твой), буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. XVIII:17).    Преподав апостолам сию троякую власть, Господь хотел, чтобы она переходила от них к их преемникам и сохранилась в христианской церкви до самого окончания мира; ибо Он повелел им научить и крестить все народы (Мф. XXVIII, 18 – 20); повелел совершать евхаристию до самого второго своего пришествия (1 Кор. XI:23 – 26); обещал им послать Духа Утешителя, да будет с ними во век (Иоанн. 16,17; XVI, 13); обещал и Сам пребывать с ними во вся дни до скончания века (Мф. XXVIII:20).    Отсюда апостолы и сами постоянно пользовались этою троякою властию (напр. Деян. V:42; VI, 1 – 5; 1 Кор. IV:1; V, 4 – 5; IX, 16), и преподавали ее и своим преемникам, рукополагая для церкви пресвитеров и епископов (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Итак, справедливо можем сказать, по нашему образу представления, что предведение по порядку предшествует в Боге, за ним следует предопределение, а после за сотворением промысл о сотворенном. Сему апостол ясно нас учит, говоря: ихже предуведе, тех и предустави, а ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави (Рим. VIII:29 и 30). Впрочем, сии слова должно относить только к человеку. Поелику прочие творения (кроме ангелов, кои находятся в твердом и непременяемом состоянии) не подлежать предопределению, ибо не имеют свободы, а посему в них не может быть никакого греха. И все, что делают, делают по природе, и потому ни наказываются, ни награждаются» („Прав. испов.» отв. на вопрос 30, ч. 1).   76. Предопределение    Как Бог предопределил от вечности создать мир и спасти человечество, так от вечности Он предопределил привести чрез Свою благодать некоторых людей к вечному спасению, не нарушая их свободы. Предопределенные к освящению и спасению люди называются предопределенными или избранными.    Иисус Христос и апостолы ясно говорят о предопределении к славе (Матф. XXV:34. Деян. XIII:48. Евр. IX:15), к благодати (2 Тим. И, 9. Ефес. II:10), к святости (Ефес. I:4,5); называют предопределенных благословенными Отца (Матф. XXV:34), рожденными от Отца, от Сына и от Святого Духа (1 Иоан. 11:29. IV, 7. Иоан. III:8. XVII, 2), написанными в книги жизни (Фил. 3. сл. Апок. XVII, 8. XX, 15).    Преобразованием предопределенных служат ветхозаветные патриархи, как напр. Авраам (Римл. IV), Исаак и Иаков (IX, 8 – 13), народ израильский (Исх. XLVIII, 13). Примером предопределения – пророки, например Иеремия (I, 5), Иоанн Креститель (Лук. 1:15 и след.), Пресвятая Дева Мария.    Предопределение совершается Богом Отцом, как первою причиною (Матф. XX:23. XXV, 34), чрез Иисуса Христа, как Ходатая, с совершенною свободою, по милостивому благоизволению воли Его (Еф. I:5. II, 10. VI. 11. Римл. IV:28. 2 Тим. I:9).    Хотя предопределение есть дело Божие, но оно основывается на предведении действий и жизни каждого человека, Иисус Христос умер за весь мир, желает всем человекам спастись, и не хочет, чтобы погиб хотя один из них.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

XI:24, 25).    б) Непоколебимая церковь есть и непогрешима; она не может ложно веровать или ложно учить; она никогда не могла ошибиться по неразумению, ибо в ней ум Христов (1 Кор. II:16), ни покориться ложным учениям по малодушию, ибо в ней живет Дух Божий. Она во все времена, по признакам, изложенным в символе веры, верно и точно может быть отличена от обществ, которые незаконно присвоивают себе имя церкви.    Непоколебимость и непогрешимость церкви основывается на данных ей Христом обетованиях: созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей (Матф. XVI:18), т. е. никакие соблазны, ереси и насилия врагов церкви никогда не преодолеют ее; никакие гонения от самого антихриста не разрушат того, что утвердил Сам Иисус Христос. Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. XXVIII, 20), „Не с апостолами только, говорит св. Златоуст, будет Он находиться, но и со всеми теми, которые после них будугь веровать». Иисус Христос, как Глава церкви, пребывая в ней, дарует ей Свою нетленную жизнь и крепость (Колос. I:19). Аз умолю Отца, и иного утешителя даст вам, да будет с вами в век (Иоан. XIV:16) . Дух Святой присутствует в церкви Своею благодатию всегда и при всяких обстоятельствах, никогда не оставляя ее без Своего охранения. Он поставляет пастырей (Деян. XX:28) , научает всякой истине (Иоан. XVI:13), дарует святость (Гал. V:22, 23), облекает чудесными дарованиями (1 Кор. XII, 7 – 13).    „Блаженна ты, церковь верных: ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются; ибо Господь страж твой; и врата адова не одолеют тебя и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О как велик ты дом Божий! Как ты прекрасен!» – так пишет св. Ефрем Сирин. (Творения, М. 1858 г.. стр. 28; сн. кн.: „Сокращенное изложение догматов веры по учению православ. церкви», Платона, архиер. костромского, изд. 2-е, Москва, 1870 г., стр. 180 – 182).   33. Не прекратится ли Христова церковь во времена последние, особенно во время антихристово?    Созданная Господом церковь не прекратится и в самое последнее время пред Христовым пришествием, т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Одно только постыдно, если не будут отсечены страсти, а кем бы ни были отсечены, не полагай в том различия cap. 20– 21 со]. 305 a-d. Ср. Русс. пер. твор. св. Григория Богослова ч. III стр. 176 дал. изд. 3-е 1889 г. Имп. Моск. Дух. Акад. Христианский брак в довольно ясную связь с идей преображения поставлен в толковании Кирилла Александрийского на евангелие Иоанна, а также выражена его идеальная духовность: »Не соитие по сладострастию, но сочетание по закону и связь по чистой любви составляют непорочный брак к Иоан. 4:17–19 . Господь присутствовал на браке в Кане для того, чтобы освятить самое начало человеческого бытия по плоти, – кто возглавлял саму природу человека и всю ее преобразовывал к лучшему, Тому надлежало не только уже призванным к существованию раздавать благословение, но и еще только имеющим родиться предуготовлять благодать и соделать святым их переход в бытие, – а также для того, чтобы разрешить проклятие, положенное на рождение детей женою, и чтобы Тот, Кто есть радость и веселие всех, удалил исконную скорбь чадородия к Иоан. 21:4 . Брак честный освящался, проклятие на жену устранялось, ибо уже не в скорбях будет рождать детей, если Христос благословил самое начало нашего рождения: к 2См. наш указатель к нашему переводу, слово «Брак». Замечательно рассуждение Златоуста в XX беседе на посл, к Ефес. гл. 5 ed. Montfaucon Paris. 2-a 1839 in 4-о t. XI col. 171 d-e. Изображенный Апостолом в V гл. Ефес. христианский брак есть «брак по Христу, брак духовный и рождение духовное ( γμος και Χριστον, γμος πνευματικς και η γεννησις πνευματικ), не из тел ( ουκ εξ σωμτων – вследствие чувственно-плотяной похоти др. чт. αιμτων из крови), не из страданий ( ουκ ξ, δνων – чувственных страстей). Прообразом и предварением такого брака было рождение Исаака Саррою, когда у неё уже прекратилось обычное женское, Эго – »брак не от страсти ( ουκ απ πθους) и не от плотяно чувственной телесности ( ονδε σωμτων – родителей), но духовный весь ( πνευματικς ολος), когда душа (мужа и жены) вступает в неизреченно-таинственное соприкосновение с Богом, что ведает только Он Один ( ψυχς πρς θεν αυναπτομενης συνφειαν ρρητον, κα μο νος οιδεν αυτς). Поэтому говорит: соединяющийся с Господом один дух есть. Смотри, как старается и плоть обединить с плотью и дух с духом» – указание на естественно-человеческую и божественно-благодатную стороны христианского брака. (Ср. ниже учение Златоуста о браке как таинстве).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010