И рече им: разорите церковь сию, – разумея Свое тело, – и треми деньми воздвигну ю ( Иоан. 2:18–19 ), т. е. воскресну в третий день. В другой раз на такое же требование знамения Он сказал: и знамения не дастся, кроме знамения Ионы пророка ( Мф. 12:39 ). Подобным же образом на вопрос уверовавших в Него иудеев: кто Ты? – Он дал такой ответ: егда вознесете (т. е. на крест) Сына человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь, и о Себе ничесоже творю, но якоже научи Мя Отец Мой, сия глаголю ( Иоан. 8:28 ), – конечно, потому, что за вознесением на крест имело последовать Его светоносное воскресение. Такое значения воскресения Иисуса Христа объясняется величием и чрезвычайностью этого события, ибо оно есть беспримерное чудо, выходящее из ряда всех других чудес, какие когда-либо видал и слыхал мир, превосходящее все чудеса, которые творил и Сам Иисус Христос. Конечно, велики чудеса, совершенные И. Христом в Его земной жизни, велико проявленное в них могущество над природой, над жизнью и смертью, над силами ада. Но все эти чудеса, даже и самое дивное из них, – воскрешение мертвых (к временной жизни), творили и пророки (Илия, Елисей, некоторые из апостолов), хотя не с таким полномочием, как Он. Но никогда не было и невозможно представить, чтобы кто воскресил самого себя. Воскреснуть самому, своею собственною силою, как воскрес Христос, – не в жизнь временную, а вечную, – это возможно только для Того, Кто, будучи человеком, в то же время есть Бог, Владыка жизни и смерти, Кто, поэтому, как имел власть положить душу Свою за других, так имел власть и опять принять ее ( Иоан. 10:17–18 ). И потому самовоскресением Господа Иисуса Христа дано совершеннейшее удостоверение в том, что Он не только человек, но и истинный Бог, владычествующий над жизнью и смертью; что если Его Бог послал в мир принести миру жизнь, то Он не мог оставаться во гробе: узы смерти не могли удержать Его, Начальника жизни. Такое значение усвояли воскресению Иисуса Христа и Его апостолы. Ап. Павел говорит, что чрез воскресение от мертвых Он наречен (δρισϑντος т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Таинство крещения, установленное Самим Господом Иисусом Христом, совершается чрез троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа». Ибо Сам Господь сказал: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Иоан. 3:5 ). В послании апостола Павла читаем: (коринфские христиане) «омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ). О таинстве св. причащения Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан. 6:53–54 ). Относительно таинства миропомазания, которое во времена апостольские совершалось чрез возложение рук, в книге Деяний Апостольских говорится, что св. апостолы Петр и Иоанн ложили руки на самарян, которые были уже крещены «и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:17 ). Таинство покаяния также установлено Господом Иисусом Христом ( Матф. 18:18 ; Иоан. 20:22–23 ), как и таинство священства ( Лук. 6:13 ; Деян. 20:28 ), брака ( Мф. 19:5–6 ) и елеосвящения ( Марк. 6:13 ; Иаков. 5:14–15 . Поэтому таинства не обыкновенные обряды, а особые священнодействия, в которых чрез видимую форму, или знаки, душе верующего подается невидимо благодать Божия, и вот именно этим таинства отличаются от обрядов. Православная Церковь исповедует семь таинств. Призывая на вас, православные христиане, благословение Божие, скажу вам: стойте за веру Христову, за Церковь Православную, твердо держите все то, что установил Христос, в том числе и семь таинств, которые будут совершаться в церкви Христовой до самого второго пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, поистине единородного Сына Божия. Вера Христова, вера апостольская–суть вера Православная, которую кто исповедует, тот принимает и все семь церковных таинств, домостроителями которых являются святые апостолы и их преемники епископы и священники. Аминь. 1. О СВ. КРЕЩЕНИИ. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: Крещение, т. е. погружение в воду, есть простой обряд, действие, образное представление душевного возрождения. Само по себе водное крещение не омывает грехов, а оно нужно тем, которые уже омыты от грехов кровью Христа и спасены чрез веру. Апостол Пётр в первом своём послании пишет: «Так инас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Славный и радостный день Иисуса есть для всех детей Божиих день победы жизни над смертью, победы веры над сомнениями, и победы преусловной радости над величайшими скорбями духа, – день явления нашего воскресшего Господа и день сошествия на Его Церковь Святого Духа. Вот потому то и ветхозаветные пророки, задолго еще предвозвестили будущую славу дня воскресения Христова, или первого дня недели. Так, пророк Давид, объятый проницающим все глубины Духом Божиим, в духовном восторге восклицает: «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла: это от Господа и есть дивно в очах наших. Сей день, его же сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» ( Псал. 117:12–24 ; ср. Мф. 21:42 ; Лук. 20:17 ; Деян. 4:11 ; 1Пет. 2:4–8 ; Рим. 9:33 ; Ефесян. 2:20 ). Сам Христос во время Своей земной жизни часто предупреждал Своих учеников о наступлении этого радостного для них дня, неоднократно повторяя: «в тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем и Отец во Мне, и Я в вас» ( Иоан. 14:20 ); «в тот день вы не спросите Меня ни о чем» ( Иоан. 16:23 ) и «в тот день будете просить во имя Мое» ( Иоан. 16:26 ). Что ни Константин Великий , ни папа римский, не были, так сказать, виновниками замены празднования древней субботы днем воскресным, ясно видно и из свидетельств отцов и учителей Церкви, живших в самые ранние времена христианства. Эти свидетельства вполне убеждают нас в том, что существование празднования воскресного дня восходит ко временам глубокой христианской древности. Так, ап. Варнава в своем послании пишет: «мы проводим в радости осьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых» (Послание, гл. 15). Св. Игнатий, ученик апостола Иоанна, пострадавший за веру во Христа в 107 г. по Р. Хр., в послании к магнезийцам в 9-й главе упоминает, что празднованием воскресного дня заменяется прежний субботний день. «Итак, если жившие в древнем порядке вещей приступили к новому упованию и уже не субботствуют, но наблюдают в своей жизни день Господень, в который воссияла и наша жизнь чрез Него и чрез смерть Его»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Ибо в каком смысле Павел именовал себя отцом коринфян ради преподанного им благочестивого учения, в таком же и диавол называется отцом добровольно соглашающихся с ним. Но не потерпим тех, которые сказанное, что из сего познаются «дети Божий и дети диавола» ( Иоан. 3:10 ), толкуют худо, и именно, будто бы иные из людей по естеству суть спасаемые и погибающие. Не по необходимости, но по произволению вступаем мы в это святое сыноположение. И Иуда, предатель не по естеству, был сыном диавола и погибели, а иначе и в самом начале не изгонял бы он бесов именем Христовым, потому что сатана сатану не изгоняет. А также и Павел не сделался бы из гонителя проповедником. Напротив того, сыноположение есть дело свободное, как говорит Иоанн: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Иоан. 1:12 ); потому что чадами Божиими сподобились стать не прежде веры, но вследствие веры по свободе. 14. Посему, зная это, будем вести себя духовно, чтобы сподобиться всыновления Богу, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим. 8:14 ). Никакой нет пользы нам приобрести наименование христиан, если не будет сие сопровождаться делами. Да не будет и нам сказано: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Иоан. 8:39 ). Ибо «если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» ( 1Петр. 1 , 17), не любя мира, «ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Иоан. 2:15 ). Поэтому, возлюбленные чада, делами воздадим славу Отцу небесному, «яко да видят» наши «добрыя дела, и прославят Отца» нашего, «Иже на небесех» (Мф. 5, 16). Всю печаль нашу «возвергнем на Него» (1 Петр. 5, 7); «ибо знает Отец ваш небесный, в чем вы имеет нужду» ( Мф. 6:8 ). 15. Но, чтя Отца небесного, будем почитать и отцев наших по плоти, потому что в Законе и у Пророков, Сам Господь ясно постановил, говоря: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» ( Исх. 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

И вводили многих в заблуждение. Спаситель, придя, говорит: « Все, сколько их ни приходило предо Мною… воры были и разбойники » (Иоан. 10:8). Так как эти, раньше других бывшие обольстителями, принявшими имя Христово, старались убедить народ в том, что они — Христы, являясь не одновременно, но каждый отдельно: один — теперь, а другой — в иное время, то Христос и говорит: « Все, сколько их ни приходило предо Мною… воры были и разбойники, но овцы не послушали их. Овцы Мои голос Мой слышат и знают голос Мой и за Мной идут» (ст. 3, 4, 8). Итак, пришли те, лжехристы — и не научились ни от закона, ни у пророков, но говорили сами от себя и руководствуясь своим собственным мнением. Спаситель, придя, не отступил и от пророков, но говорил, например, так: «Хорошо пророчествовал о вас Исаия» (Матф. 15:7); и в другой раз: «не написано ли в законе вашем?» (Иоан. 8:17). А когда приступил к Нему диавол, Господь говорит ему: « Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи » (Матф. 4:10). Итак, Христос, придя во плоти, не говорил от Себя, но от пророков. Так как те, которые пришли прежде Христа, не говорили во имя Христово, ни от закона, ни устами пророков, но, руководствуясь своим личным мнением, высказывали ошибочные взгляды и мысли, то Спаситель и говорит: «Я от Себя не говорю, как те» (Иоан. 14:10). Говорить от Себя — значит говорить помимо закона. Поэтому также надлежит говорить и нам. Когда увидишь, что еретики выставляют со своей стороны Аристотелевские или Платоновские положения, скажи: «Мы от себя не говорим; говорим то, что услышали от Христа». И откуда это видно, что говорящий от себя — лжепророк, или что речь на основании своего личного мнения характеризует лжепророка? Пророк Иезекииль говорит о пророках, вводившим в заблуждение Его народ: « Слушайте слово Господне! Я не послал их. Они говорили от себя, и проповедуют от сердца своего» (Иезек. 13:1 и дал.). Так как лжепророки проповедовали от себя, то Спаситель, очищая Себя от такого подозрения, говорит: «Я от Себя не говорю».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1:10, 11). Эта прибавка не излишня. То обстоятельство, что мужи были облечены в белые одежды, служит указанием на величайшее празднество. Но что они сказали? « Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? (ст. 11). Чрезвычайное чудо устрашило вас; разве вы забыли Того, Который сказал: « восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему » (Иоан. 20:17)? Разве не поэтому Он говорил вам: « Не оставлю вас сиротами » (Иоан. 14:18); и опять: « мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам » (Иоан. 14:27)? Не обещал ли Он вам послать Утешителя, то есть, Святого Духа? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11). Таким же образом придет на облаках небесных, со славой и великим могуществом. Таким же образом придет в то время, когда будет судить вселенную в правде. Ему Отец предоставил всякий суд . Разве вы не помните, что, будучи с вами Он говорил: дана Мне всякая власть на небе и на земле ?» (Матф. 28:18) Тогда апостолы, придя в себя, возвратились домой, прославляя и благословляя Господа, и ожидая божественного дара, то есть, пришествия Всесвятого Духа. Итак, исполнилось сказанное в псалмах: « Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном » (Пс. 46:6). Ясно, что здесь пророк предуказал на двойственность естеств воплотившегося Господа. Таким же точно образом и Фома, после воскресения Господа осязав ребро Его, воскликнул, говоря: « Господь мой и Бог мой » (Иоанн. 20:28). « Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном » (Пс. 46:6). « При восклицаниях » — потому что херувимы непрестанным гласом воссылают Богу трисвятую песнь. А каким образом Господь вознесся на херувимском престоле, мы уже выше разъяснили. « При звуке трубном » — очевидно, архангельском, предвозвещавшем Его восхождение на небеса. Но также и Святой Дух повелительным голосом объявил горним силам: « Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! » ( возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы ) (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Только Спаситель, явившись, преподал мир от Своего лица. Дан был мир Даниилу, но через ангела. Явился Даниилу ангел и сказал: « не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся! » ( мир тебе, мужу желаний, мужайся и крепися, Господь с тобою ) (Дан. 10:19). Гедеону также явился ангел и сказал: « мир тебе » (Суд. 6:23). Итак, возвещали мир ангелы, но никогда — сам Владыка ангелов: Он посылал мир через них, а в Себе самом хранил сокровище мира евангельского. Нередко получавшие мир через ангелов пророки жаждали получить его непосредственно от лица Владыки мира. Так Исаия взывал: « Господи! Ты даруешь нам мир » ( Господи Боже наш, мир даждь нам ) (Ис. 26:12); не через других, но от самого Себя дай мир нам. И вот теперь (последовал) ответ на это моление: « мир Мой даю вам » (Иоан. 14:27). « Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои » ( И сия рек, показа им руце и нозе и ребра Своя ) (Иоан. 20:20). Как возвратившийся с войны полководец, украшенный приобретенными в победах ранами, не стыдится этих ран, потому что они славнее венков, так и Спаситель, претерпев раны за истину и за весь род наш, не скрывает Своих страданий, но показывает (знаки их), чтобы засвидетельствовать Свое мужество. Показал руки, израненные гвоздями, показал и ребро, из которого источил нам таинственный источник. Показал руки, чтобы удостоверить воскресение, чтобы убедить сомневающихся, что восстал действительно Пострадавший, что воскресло действительно умершее и погребенное тело. 4. « Ученики обрадовались, увидев Господа » ( Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа ) (Иоан. 20:20). Дарован мир, разрешен страх, процвела радость. « Иисус же сказал им вторично: мир вам! » ( Рече же им паки: мир вам ) (ст. 21). Почему « вторично » ( паки )? Где желает (Господь) утвердить дары благодати, там повторяет и благословения; как Аврааму сказал: « благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое » ( благословя благословлю тя, и умножая умножу тя ) (Быт. 22:17), так дает мир на мир ближним и дальним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В Новом Завете Иисус Христос передавал «Слова Божии» своим ученикам устно и Сам ничего не написал (Ев. Иоан, 17:13–14). И св. Апостолы долго проповедовали «Слова Божии» также устно, И только спустя лет 8 по вознесении Господа и на протяжении свыше шестидесяти лет апостолы составляли книги (Деян, 1:1) с изложением учения, жизни и деятельности Иисуса Христа, как равно и самих апостолов. Содержание книг, впервые названных «Новым Заветом» у писателя 2 века Тертуллиана , апостолы и почерпали из Новозаветного Священного Предания. Уже в Евангелиях мы видим, как евангелисты пополняют один другого, почерпая такие пополнения из Новозаветного Священного Предания, И ап. Павел восполнял евангелистов, когда приводил слова Иисуса Христа: «блаженнее давать, нежели принимать” (Деян. Ап. 20:35), когда сообщал об явлениях воскресшего Христа «более нежели пятистам братии в одно время», Иакову и всем апостолам ( 1Кор. 15:6–7 ). Все эти пополнения, как и другие, ап. Павел почерпал также из Новозаветного Священного Предания. И все же св. апостолы не записали всех «Слов Божиих», переданных Богом чрез Иисуса Христа, ничего не записали и из того, что Иисус Христос говорил им о «Царствии Божием», когда после воскресения являлся к ним в продолжение сорока дней ( Деян. 1:3 ), не записали всех событий из жизни Иисуса Христа (Ев. Иоан. 20:20; 21:25 .) и всего, чему Христос учил их Своим примером и действиями, а также не записали и всего, что они сами проповедовали словом и чему поучали своими примерами и действиями ( Деян. 28:23; 1 Птр. 5:12; 1Кор. 4:17; 2 Кор, 34; 2-е посл. ап. Иоан. 12 ст. и 3-е посл. 13–14 ст.). Св. ап. Иоанн даже не имел желания записывать все необходимое для спасения, а восполнял записанное своим устным оловом: «многое, – пишет он, – имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2-е посл. 12 ст.; 3-е посл. 13–14 ст.). И св. ап. Павел не записал всего, чему он три года день и ночь непрестанно учил пресвитеров Милита, возвещая им «всю волю Божию» (Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Или ты не видишь, как Он сам все с тою целью, чтобы никто не признавал Его нерожденным, и говорит и делает, даже говорить о Себе по-видимому не­сообразно со Своим достоинством и существом, и нисходит до смирения пророка? Изречение: “ Как слышу, так и сужу ”, также: “... Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить ”. (Иоанн.5:30; 12:49) и тому подобные свойственны только пророкам. Итак, если, желая от­странить такое предположение, Он не обинуясь говорил о Себе столь смиренные слова, то тем более Он говорил бы подобным образом, если бы был создан, чтобы кто-нибудь не признал Его несозданным, - напр.: „не думайте» что Я рожден от Отца; Я сотворен, а не рожден, и - не одного с Ним существа " . Но Он делает все напротив. Он употребляет такие выражения, которые невольно, даже не желающих того, заставляют принять противное мнение. Так, Он говорит: - “… что Я в Отце и Отец во Мне “ (Иоан.14:10, 11); также: “ ... столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; …” (ст. 9); или: - дабы все чтили Сына, как чтут Отца . ... (Иоан.5:23); “... как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ”. (ст.21); “ Отец Мой доныне делает, и Я делаю ”. (ст.17); “ Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; ... Я и Отец – одно ”. (Иоан.10:15, 30). Везде употребляя выражение: “ как ” и: “ так и ”, показывает, что Он едино с Отцем и что имеет нераздельное с Ним существо. А силу власти Своей Он обнаруживает как в этих же изречениях, так и во многих других, - так, напр., когда говорит: “ умолкни, перестань; хочу, очистись; повелеваю тебе, дух немой и глухой, выйди из него ” также: “... слышали, что сказано древним: не убивай, … А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ...”  ( Map.4:39; Матф,8:3; Map.9:25; Матф.5:21). И все другое подобное, что Он законополагает и чудотворит, достаточно доказывает власть Его; а лучше сказать, и самая малейшая часть того может вразумить и убедить людей, не совсем бесчувственных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Божие слово выносит недвусмысленный приговор человеку, надеющемуся на себя самого: «Кто надеется на себя, тот глуп» (Пр.28:26). Являемся ли мы «маленькими богами»? И это утверждение до неузнаваемости искажает библейскую истину. Библия учит, что мы являемся Божиими творениями, которые по причине греха находятся во власти диавола и не имеют связи с Богом: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» ( Иоан.8:24 ). «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Иоан.8:44 ). Те, которые сознают то, что они погибшие, исповедуют свои грехи и веруют в Иисуса Христа как в своего Заступника и Господа, имеют право на следующие обетования: – они – дети Божии ( Иоан.1:12 ; 1Иоан.3:1 ), – они «рожденные от Бога» ( 1Иоан.3:2 ), – они «имеют жизнь вечную» ( 1Иоан.3:16 ), – они приняли «Духа усыновления» ( Рим.8:15 ), – они – «наследники Божии, сонаследники же Христу» ( Рим.8:17 ), – они «ожидают усыновления, искупления тела» ( Рим.8:23 ). Среди чудесных, полученных нами обетовании нет ни одного, которое говорило бы о том, что мы сами являемся «маленькими богами» или «Богом» и обладаем творящими силами. Мы читаем о «сыне погибели», «человеке греха», который в Посланиях Иоанна назван «антихристом», что он есть «превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:4 ). Это поразительно, что древняя ложь сатаны «вы будете как боги» ( Быт. 3,5 ) между тем является предметом веры не только индуистов, мормонов, приверженцев философии «нового века», но также и людей, исповедующих Христа. Апостол Павел, ясно показавший в своих посланиях, из какой пропасти спас нас Бог и на какую высоту вознес нас по благодати Своей, сказал слова, которые может повторить с благодарностью каждый помилованный грешник: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф.2:8 ). «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). Выводы

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010