слышания: итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. X:17). – Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч (Деян. IV. 4).    Гордость бывает препятствием для веры: как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете (Иоан. V:44)?   11. Две стороны веры    „Слово вера – одно по названию своему, впрочем, разделяется на два рода“, учит св. Кирилл Иерусалимский. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души, как говорит Господь: слушаяй словесе Моего, и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный: и на суд не приидет (Иоан. V:24)... Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом: „овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе: другому же вера тем же Духом, иному же дарования исцелений“ (1 Кор. XII:8, 9). Итак, сия по благодати Духом Святым даруемая вера есть не токмо научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет сию веру, речет горе сей: „прейди отсюда тамо, и прейдет» (Мат. XVII:20) (Св. Кирилл. Иерусалим. Огл. поуч. V, п. 10. 11, стр. 92, 93).    Подобным же образом учит и св. Иоанн Дамаскин. „Вера двояка», говорит он. „Есть вера от слуха (Рим. X:17). Слушая Божественное Писание мы верим учению Святого Духа. Сия вера приходит в совершенство чрез исполнение всего узаконенного Христом, т. е. когда мы истинно веруем, живем благочестиво и соблюдаем заповеди обновившего нас. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической церкви, или чрез худые дела сообщается с диаволом, тот неверный. Есть еще вера уповаемых извещение, вещей облачение невидимых (Евр. XI:1), т. е. твердая и несомненная надежда на данные нам от Бога обетования и на получение просимого нами“ (Св. Иоан. Дамаск. „Точн. изл. прав. веры“, кн. IV, гл. 10, стр. 140).   12. Библейские примеры живой и крепкой веры в Бога    I. Авраам: Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. XV:6). – Он, сверх надежды, поверил с надеждою, чрез что сделался отцом многих народов, по сказанному: так многочисленно будет семя твое. И, не изнемогши в вере, не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнит обещанное (Рим. IV:18 – 21). – Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная, куда идет (Евр. XI:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

      «Господь славословится во святых храмах, а монахи-пустынники славят Бога в сердцах своих. Сердце пустынника — храм, а ум его служит престолом, ибо Господь любит обитать в сердце и уме человека».       И еще говорил он, что когда непрестанная молитва утвердится в глубине сердца, тогда весь мир превращается в храм Божий.   О уподоблении человека Христу       СТАРЕЦ много и говорил, и писал, что хранящие заповеди Господни похожи на Христа. Уподобление Христу может быть и большим и меньшим, но пределов этому уподоблению не положено; так непостижимо велико призвание человека: он воистину становится подобен Богу.       Старец говорил:       «Так возлюбил Господь создание Свое: человек подобен Богу».       Он вспоминает при этом слова Св. Иоанна Богослова: «Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3, 2).       Старец бесконечно любил слова Христа:       «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Иоан. 17, 24).       Бог есть любовь, и как бесконечная любовь. Он всего Себя хочет отдать человеку: «Слава, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Иоан. 17, 22).       И если слава сия будет дана человекам, то хотя по сущности своей человек остается тварью, но по благодати становится богом, т. е. получает образ божественного бытия. Подобно тому, как Христос, имеющий образ божественного бытия, в воплощении своем воспринял образ человеческого бытия, и человек, имеющий образ рабского бытия, во Христе воспринимает образ Божественного бытия (Филин. 2, 6—7).       Об этом в своей целомудренной сдержанности не любит говорить даже Священное Писание.       Почему?.. Быть может потому, что слышащие возбуждаются в своем воображении и устремляются мечтанием в заоблачные высоты, забывая, или не ведая, что Бог есть Смирение.         Сознавая Господа самым близким, самым дорогим, самым родным Отцом, Старец говорил, что «сроднил нас Дух Святый».       Дух Святый Своим пришествием в душу естественно роднит человека с Богом, так что душа с великим и несомненным чувством говорит Господу: О т ч е.

http://isihazm.ru/1/?id=1445

А записаны ли все слова Христа? Нет. «Иисус, поклонившись низко. писал перстом на земле» ( Иоан. 8:6 ). Что именно писал Иисус, в Евангелии не записано. Следовательно эти слова переданы Апостолами своим преемникам устно, чрез предание. Пред Своим вознесением на небо Господь сорок дней являлся верным и говорил им о Царствии Божием ( Деян. 1:3 ). Что именно говорил Иисус, в Св. Писании не сказано, а говорилось о Царствии Божием. Апостолы передали это учение своим ученикам на словах, а не письменно. Св. Апостол Иоанн прямо свидетельствует: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Иоан. 21:25 ). Слово «сотворил» нельзя относить к чудесам Христовым, как думают сектанты. »Если Я» – говорит Христос Спаситель – «не творю дел Отца Моего, не верьте Мне. А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» ( Иоан. 10:37–38 ). Дела же Господа Иисуса состоят не только в одних чудесах, но и в учении, в домостроительстве Церкви Божией. Из всего этого ясно видно, что учение Христа далеко не все записано в книгах Нового Завета, а было передано и устно св. Апостолами верным христианам. Вот почему св. апостол Павел, обращаясь к своему ученику – епископу Тимофею, говорит: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеимённого знания» ( 1Тим. 6:20 ). Аминь. Для подтверждения своего учения о том, что единственным источником и единственным правилом веры, необходимым для спасения является только Св. Писание, сектанты ссылаются на ряд текстов из Ветхого и Нового Завета, а кроме того приводят разные рассудочные возражения, т.е. стараются дать своему неправильному вероучению и рационалистические основания. Все эти возражения мы рассмотрим в нашей теперешней беседе. Из разбора сектантских суждений ясно будет видна вся неосновательность штундобаптистских мудрствований относительно источника нашего вероучения. В деле нашего спасения Св. Предание так-же важно, как и Св. Писание, так как и то и другое имеют одно начало; один Бог есть виновник того и другого источника вероучения – Св. Предания и Св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). “Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?” или “почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?” (Ст. 17). “Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.” (Ст. 18) “О повиновении родителям.” (Ст. 20) “Начало благочестия нужно полагать в юности.” (Ст. 22) “Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.” и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 7:21; Иак. 2:26; Рим. 2:13; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . (Мф. 5:22–25; l Иоан. 3:15; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй (Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй (Ефес. 4:25; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. (Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. (Рим. 7:18–23; Иак. 1:14–15; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи “ божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ” (2 Пет.1:3) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . (Фил. 2:13; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — “ ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен ” (2 Кор. 12:9–10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Без этого заключительного момента явления Воскресшего были бы чудовищным явлением. Он вознесся от апостолов на небо, т. е. Он стал для них навеки (до второго пришествия) невидим ( Деян. 1:9 ), Он восшел к Отцу, так что мы Его по плоти больше уже не знаем 42 . Как явлениям воскресшего Господа Иисуса необходимо было закончиться отшествием Его к Отцу ( Иоан. 20:17 ), так и отшествие Его к Отцу необходимо предполагает Его духовное вселение в сердца верующих, или дарование им Святого Духа. На основании евангельских повествований невозможно восстановить хронологической после­довательности этих событий, так как евангелисты Марк и Лука (ср. Мф.) сообщают о вознесении Господа, но не передают о даровании ученикам Духа, а евангелист Иоанн повествует о даровании ученикам Духа, но не го­ворит о вознесении Воскресшего, хотя и Лука свидетельствует о радости, наполнившей сердце учеников при вознесении Господа (24:52), и в евангелии Иоанна Воскрес­ший поручает Марии передать ученикам: «восхожу к Отцу Моему» (20:17) и пр. Да и едва ли возможно установить здесь хронологические прежде и после, так как по существу отшествие Господа Иисуса к Отцу и дарование ученикам Духа связаны неразрывно, как еще раньше разъяснял Христос Своим ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет. Не оставлю вас сиротами: прииду к вам... Лучше для вас, чтобы Я пошел (к Пославшему Меня); ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Иоан. 14:6–18; 16:7 ). О даровании Воскресшим Духа ученикам сообщает из евангелистов только Иоанн. Иисус сказал ученикам: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:21–23 ). Здесь с даром Духа соединяется свобода духовной жизни, свобод­ная нравственная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Божие слово выносит недвусмысленный приговор человеку, надеющемуся на себя самого: «Кто надеется на себя, тот глуп» (Пр.28:26). Являемся ли мы «маленькими богами»? И это утверждение до неузнаваемости искажает библейскую истину. Библия учит, что мы являемся Божиими творениями, которые по причине греха находятся во власти диавола и не имеют связи с Богом: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» ( Иоан.8:24 ). «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Иоан.8:44 ). Те, которые сознают то, что они погибшие, исповедуют свои грехи и веруют в Иисуса Христа как в своего Заступника и Господа, имеют право на следующие обетования: – они – дети Божии ( Иоан.1:12 ; 1Иоан.3:1 ), – они «рожденные от Бога» ( 1Иоан.3:2 ), – они «имеют жизнь вечную» ( 1Иоан.3:16 ), – они приняли «Духа усыновления» ( Рим.8:15 ), – они – «наследники Божии, сонаследники же Христу» ( Рим.8:17 ), – они «ожидают усыновления, искупления тела» ( Рим.8:23 ). Среди чудесных, полученных нами обетовании нет ни одного, которое говорило бы о том, что мы сами являемся «маленькими богами» или «Богом» и обладаем творящими силами. Мы читаем о «сыне погибели», «человеке греха», который в Посланиях Иоанна назван «антихристом», что он есть «превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:4 ). Это поразительно, что древняя ложь сатаны «вы будете как боги» ( Быт. 3,5 ) между тем является предметом веры не только индуистов, мормонов, приверженцев философии «нового века», но также и людей, исповедующих Христа. Апостол Павел, ясно показавший в своих посланиях, из какой пропасти спас нас Бог и на какую высоту вознес нас по благодати Своей, сказал слова, которые может повторить с благодарностью каждый помилованный грешник: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф.2:8 ). «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). Выводы

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

в) Личность Святого Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает: аа) ведение: ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ); бб) волю: ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого ( Деян. 15:28; 2:4 ; 1Кор. 12:11 ); вв) деятель­ность: каждому дается проявление Духа на пользу…; Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12:7,11 ), и когда говорит с подробностью, что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его ( Иоан. 15:26; 16:14 ), возрождает людей ( Иоан. 3:5–8 ; 1Петр. 1:3 ; Тит. 3:5 ), наставляет их на всякую истину ( Иоан. 14:26; 16:13 ), возвещает будущее (16:13), поставляет па­стырей ( Деян. 20:28 ) и под. Должно присовокупить, что действительность и отдельность Божеских Лиц ясно предполагается и во всех тех изречениях Священного Писания, где говорится о божестве каждого из сих Лиц и их личных свойствах. Ибо если и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, и у каждого есть свое отличи­тельное свойство, которого не имеют два другие: то, значит, все Они суть равно Лица и Лица различные. Но изречения эти будут изложены в своем месте. III. Наконец, замечательнейшие из мест Библии , которые преимущественно или даже исключительно свидетельствуют о единстве и нераздельности существа Божеских Лиц. суть следующие: 1) Объяснение в Новом Завете видения Пророка Исаии, ко­торое описал он в 6 главе своей книги. Пророк повествует. что он удостоился однажды видеть Господа (Всевышнего) Саваофа сидящего на престоле высоком и превознесенном во всей своей славе (ст. 1–4), и что тогда же Господь сказал ему: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего (9–10). Здесь, очевидно, имеется ввиду Бог Отец, который преимущественно был известен в Ветхом Завете и назывался Всевышним и Саваофом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Новом Завете Иисус Христос передавал «Слова Божии» своим ученикам устно и Сам ничего не написал (Ев. Иоан, 17:13–14). И св. Апостолы долго проповедовали «Слова Божии» также устно, И только спустя лет 8 по вознесении Господа и на протяжении свыше шестидесяти лет апостолы составляли книги (Деян, 1:1) с изложением учения, жизни и деятельности Иисуса Христа, как равно и самих апостолов. Содержание книг, впервые названных «Новым Заветом» у писателя 2 века Тертуллиана , апостолы и почерпали из Новозаветного Священного Предания. Уже в Евангелиях мы видим, как евангелисты пополняют один другого, почерпая такие пополнения из Новозаветного Священного Предания, И ап. Павел восполнял евангелистов, когда приводил слова Иисуса Христа: «блаженнее давать, нежели принимать” (Деян. Ап. 20:35), когда сообщал об явлениях воскресшего Христа «более нежели пятистам братии в одно время», Иакову и всем апостолам ( 1Кор. 15:6–7 ). Все эти пополнения, как и другие, ап. Павел почерпал также из Новозаветного Священного Предания. И все же св. апостолы не записали всех «Слов Божиих», переданных Богом чрез Иисуса Христа, ничего не записали и из того, что Иисус Христос говорил им о «Царствии Божием», когда после воскресения являлся к ним в продолжение сорока дней ( Деян. 1:3 ), не записали всех событий из жизни Иисуса Христа (Ев. Иоан. 20:20; 21:25 .) и всего, чему Христос учил их Своим примером и действиями, а также не записали и всего, что они сами проповедовали словом и чему поучали своими примерами и действиями ( Деян. 28:23; 1 Птр. 5:12; 1Кор. 4:17; 2 Кор, 34; 2-е посл. ап. Иоан. 12 ст. и 3-е посл. 13–14 ст.). Св. ап. Иоанн даже не имел желания записывать все необходимое для спасения, а восполнял записанное своим устным оловом: «многое, – пишет он, – имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2-е посл. 12 ст.; 3-е посл. 13–14 ст.). И св. ап. Павел не записал всего, чему он три года день и ночь непрестанно учил пресвитеров Милита, возвещая им «всю волю Божию» (Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

В-четвертых, в Своем ходатайстве Христос также молится о том, чтобы мы (то есть наши дух, душа и тело) были сохранены в безопасности до того дня, когда мы придем в Его Небесное Царство. И это Он делает следующим образом: 1) Заявляя о Своей великой заинтересованности в нас; 2) Заявляя о том, что Он дал нам Свою славу в соответствии со Своими обетованиями; 3) Заявляя о Своей Собственной решимости достигнуть этой цели; 4) Заявляя о причине, почему это должно быть именно так. Теперь мы рассмотрим эти пункты подробнее. Первое, Он молится о том, чтобы избранные могли войти в славу, ибо они принадлежат Ему, и это утверждение Христа основано на праве собственности в самом лучшем смысле этих слов: «Они были Твои, и Ты дал их Мне» (Иоан. 17:6). Другими словами, Он говорит: «Отче, они всегда будут принадлежать Мне, ибо они Мои. Они были Твоими, но Ты дал их Мне». Когда мы говорим «моя жена», «мой ребенок», «мое сокровище» или «моя радость», конечно, это означает, что все это действительно принадлежит нам и находится с нами постоянно. Таким же образом и Христос провозглашает в Своем ходатайстве, что мы можем быть сохранены для Его Славы: «Они Мои, и Ты дал их Мне». Второе, Он заявляет, что избранным Своим Он дал, — я подчеркиваю: уже дал, — в Своем обетовании славу, и, следовательно, они не должны жить вне этой славы: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Иоан.17:22). Праведные люди, пообещав сделать что-либо доброе, планируют и исполнение этого обещания. Более того, они не просто планируют это, но ставят перед собой такую цель и достигают ее (Пс.14:4). Так поступает и Праведный Бог. Поэтому даже неразумный пророк Валаам сказал однажды о Боге: «Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» (Чис.23:19). А поэтому, если Христос дал нам Свою славу, разве возможно, что мы не будем иметь ее? Более того, если нам дарована Истина, может ли быть такое, чтобы те, кому она дарована и дарована через Священное Писание, через Слово Истины, все же были лишены ее? Третье, Он провозглашает в Своей ходатайственной молитве о том, что избранные Им будут прославлены. Он также провозглашает Свою собственную решимость осуществить это: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Иоан.17:24). Взгляните сюда: Он полон решимости сделать так! И это должно быть именно так. И это будет так!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вникните же получше в сказанное мною, и, слыша примеры, взятые мною от вещей чувственных и вещественных, как–то: дом, дверь, ключ, не печатлейте в уме своем никакого телеснаго образа, чтоб не впасть в недостойныя Бога помышления, могущия походить на богохульство, но представляйте все сие в себе самих боголепно, возвышаясь до созерцания сокровеннаго в том смысла. Если же не можете понимать сего боголепно, то принимайте все одною верою, не позволяя себе слишком много пытать о сих предметах. Почему Дух Святый называется ключем? Потому, что через Него и в Нем впервые просветляется ум наш, и мы. Приходя в раскаяние, очищаемся от всякаго греха; после чего получаем свет ведения, крещаемся свыше, возрождаемся и делаемся чадами Богу, к Коему и приемлем дерзновение взывать: Авва Отче! как говорит Апостол: сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8:26). И еще: посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша вопиюща: Авва Отче (Гал. 4:6). Сей–то дух показывает нам дверь, открывая, что она есть свет. И опять дверь научает нас, что обитающий в доме есть также свет неприступный. Впрочем не есть ин Бог, обитающий во свете, и ин свет — дом Его, как не есть ин свет Божества, и ин Бог, но один и тотже есть и дом, и обитающий в нем, как один и тотже есть и свет, и Бог. Богословски же называется домом и Сын, как говорит сам Он: Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе (Иоан. 17:21). И еще: Аз во Отце моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Иоан. 14:20). И дух Святый равно называется также домом. Ибо там, где говорит Господь наш: Я и Отец к нему (любящему Меня и соблюдающему слово мое) приидем и обитель у него сотворим (Иоан. 14:23), явно доразумевать надлежит, что это бывает через Духа Святаго, о Коем говорит Апостол, что Он устрояет себе в душах верующих обитель: не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16). Говорит также Апостол: Господь же Дух есть (2 Кор. 3:17), не потому, что Дух есть Сын, — прочь такое хуление! — но потому, что Сын Божий видится и созерцается в Духе Святом. Но если Дух есть Господь, то явно, что и в отношении к Нему, как и к Господу, можно говорить: Отец в Нем, и Он в нас; и опять равно — мы в Нем, как он с богом Отцем, и Бог — Отец в Нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010