б) Когда незадолго до предательства Мария помазала Господа миром, Иуда счел это помазание за безрассудную трату денег. Он говорил с озлоблением: « для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? » (Иоан. 12:5) Спаситель отвечал: « оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда » (Иоан. 12:7–8). Такой поразительно величественный ответ должен был огорчить Иуду, сердце которого с этого времени более и более охлаждалось к Спасителю. Такие Иуды есть «всегда и везде.» Они не хотят ничего делать для Бога и для Богослужения; они говорят о бедных, о которых они именно менее всего думают! в) Ненависть архиереев и фарисеев к Спасителю возрастала все сильнее и открытее. Решено было убить Господа. Но днем не могли схватить Его, a Его ночное пребывание было неизвестно. «О, если бы только узнать об этом!» возглашали они. Тогда « во время вечери … диавол … вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его » (Иоан. 13:2). Решимость Иуды еще не созрела; он не думал ни о каких дурных последствиях для Господа, он хотел только получить побольше денег и вступил в переговоры. « Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников » (Мат. 26:15). Иуда и до ныне стоит не одиноким в мире. Тысячи людей ради ничтожной суммы готовы тотчас продать и своего Бога, и свою веру, и свою честь, и все святое. Деньги и имущество для многих выше всего! 2. Многие обстоятельства, внутренние и внешние, понуждали его к ужасному предательству. Какие? а) Спаситель видел его насквозь. В иерусалимской горнице, в святом кругу, вкушали пасхального агнца. Спаситель сказал: « один от вас предаст Меня » (Иоан. 13:21). « Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам » (Иоан. 13:26). «Что делаешь, делай скорее.» (Иоан. 13:27). Если бы Иуда тут же пал в ноги Спасителя и исповедал свою вину; то ему было бы прощено. Но он подумал: «я узнан! Иисус проник в мой замысел. Честь моя пред соапостолами потеряна. Ее не спасти более.» И он отправился к иудейским первосвященникам, чтобы предать Господа. (Очень вероятно, что он вкушал только ветхозаветного пасхального агнца, но не принимал участия в евхаристии).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

митрополит Макарий (Булгаков) Содержание Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и ... 1. О Боге в самом себе     Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви    Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума.    Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33-34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -    а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20; срав. Пс. 18:2-5; Прем. 13:1-5), а еще более -    б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2; срав. Прем. 9:16-19), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти (1 Тим. 3:16), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного (1 Иоан. 5:20), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа истины, который все проницает, и глубины Божии (Иоан. 14:16-18; 1 Кор. 2:10). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда (Иоан. 1:18), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти (1 Кор. 13:12), и ныне мы верою ходим, а не видением (2 Kop. 5:7). Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Слова: " как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын " (Иоан.5:21); и: " дабы все чтили Сына, как чтут Отца " (Иоан.5:23); и: " что творит Он, то и Сын творит также " (Иоан.5:19), – все эти слова доказывают Его равенство. И о законе Он также говорит: " не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков " (Матф.5:17). Так Он обыкновенно исторгает из их ума несправедливые о Нем мнения. Здесь же не только не опровергает мнения о равенстве Его с Отцом, но еще и утверждает его. Поэтому же и в другом месте, когда они сказали: " делаешь Себя Богом " (Иоан.10:33), Он не отверг этого мнения, а напротив подтвердил, сказав: " чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди " (Матф.9:6). Итак, сначала Он говорил против того их обвинения, что Он делает Себя равным Богу, показывая, что Он не только не богопротивен, но и говорит одно и тоже и учит тому же самому, чему и Бог. А теперь Он уже приступает к обвинению в нарушении субботы, говоря: " не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону " ? Он как бы так говорил: закон предписывает: " не убивай " , а вы убиваете и еще обвиняете Меня, как преступающего закон! А почему Он сказал: " никто " ? Потому, что все искали Его убить. Если же Я, говорит, и нарушил закон, то для спасения человека; а вы преступаете его для злодеяния. Если Мой поступок и был нарушением закона, то он совершен для спасения, и вам, которые преступаете важнейшие заповеди, не следовало судить Меня, потому что ваше преступление есть разрушение всего закона. Вслед затем Христос вступает с ними в состязание; и хотя много беседовал об этом и прежде, но тогда возвышеннее и согласно с Своим достоинством, а теперь смиреннее. Почему же так? Потому, что не хотел часто раздражать их: теперь они и без того пламенели гневом и порывались к убийству. Поэтому Он и старается убедить и успокоить их двумя следующими доводами: во-первых, обличает их дерзкое покушение, говоря: " за что ищете убить Меня " , и присовокупляя с кротостью: " Человека, сказавшего вам истину " (Иоан.8:40); а во-вторых, показывает, что они, дыша убийством, недостойны судить другого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

81:6). О, бесстыдство! О, крайнее безумие! Как во всем они показывают свое безрассудство! Когда мы вели речь о непостижимом, они усиливались присвоить себе то, что принадлежит одному Единородному, т. е. такое точное знание Бога, какое Он имеет о самом Себе; а теперь, когда у нас речь о славе Единородного, они усиливаются низвести Его до своего уничиженного состояния, утверждая, что и мы называемся сынами. Но это название вовсе не делает нас единосущными Богу. Ты только называешься сыном, а Он и есть таков; здесь название, а там дело. Ты называешься сыном, но не называешься « Единородным », как Он, не пребываешь в « лоне » Отчем, ты — не « сияние славы », не « образ ипостаси », не отображение Бога (Евр. 1:3). Итак, если тебя не убеждает сказанное прежде, то пусть убедит это и многое другое больше этого, что свидетельствует о Его высоком происхождении. Так, когда Он хочет показать одинаковость существа Своего с Родителем, то говорит: « видевший Меня видел Отца » (Иоан. 14:9); и об одинаковости Своей силы говорит: « Я и Отец — одно » (Иоан. 10:30); и о равенстве власти: « как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет » (Иоан. 5:21); и о тожестве почитания: « дабы все чтили Сына, как чтут Отца » (Иоан. 5:23); и о власти изменять законы говорит: « Отец Мой доныне делает, и Я делаю » (Иоан. 5:17). Еретики же умалчивают обо всем этом и, принимая имя « Сын » не в собственном смысле, на том основании, что и сами они почтены названием сынов, низводят Сына до одинакового с собой уничиженного состояния, повторяя: « Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы » (Пс. 81:6). Если ты говоришь, что Сын Божий, называясь сыном, не имеет никакого преимущества перед тобой, и потому не есть истинный Сын Его, то и из названия « богом », данного тебе, ты, может быть, станешь заключать, что и Отец не имеет никакого преимущества перед тобой; потому что ты назван не только сыном, но и богом. Но, называясь богом, ты не осмеливаешься говорить, что это имя в применении к Отцу есть одно название, а исповедуешь, что Отец есть истинный Бог; так и в отношении к Сыну не дерзай указывать на самого себя и говорить: и я назван сыном, и как я не одного и того же существа с Отцом; ибо все приведенное из Писания показывает, что Он есть истинный Сын и одного и того же существа с Родителем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

6. Поэтому, веруй во Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, и Сына Единородного, по сказанному в Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан. 3:16 ). И еще «верующий в Него не судится» (18), «но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5, 24); «а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Иоан. 3:36 ); потому что не уверовал в Сына Божия Единородного (18). О Нем-то свидетельствуя, Иоанн сказал: «и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Иоан. 1:14 ). Трепещущие демоны говорили: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус» ( Лук. 4:34 ), «Сыне Бога Всевышнего» (Марк. 5, 7)? 7. Поэтому, Рожденный от Отца есть Божий Сын по естеству, а не по присвоению. «Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (7 Иоан. 5:1 ); а уничижающий Рожденного наносит оскорбление Рождшему. Когда же слышишь о рождающем Боге, не унижайся до понятий плотских, и не предполагай рождения телесного, чтобы не впасть в нечестие. Бог – Дух, и рождение духовно. От тел всегда и рождаются тела, и рождающим телам потребно посредство времени; в рождении же Сына от Отца не посредствует время. Здесь рождаемое рождается несовершенным, а Сын Божий родился совершенным. Что Он теперь, тоже и в начале, родившись безначально. Мы, родившись из младенческого неведения, переходим в состояние разумности. Рождение твое, человек, несовершенно, по мере преспеяния бывает и приобретение. Не так представляй себе рождение Сына Божия, и Рождшего не обвиняй в немощи. Ибо, если родил несовершенного, и Сын со временем приобрел совершенство, то Рождшего обвиняешь в немощи. Как скоро время даровало что-либо впоследствии, то, по словам твоим, не даровал сего Родитель в начале. 8. Поэтому не полагай, что рождение Сына Божия есть человеческое, и Отец родил Его, как Авраам Исаака. Ибо Авраам родил Исаака, но родил его, не каким сам восхотел, а каким даровал Иный. Когда же рождает Бог Отец, нет места ни неведению, ни рассуждению. Сказать, что не знал Он Рождаемого – величайшее нечестие; и сказать, что долгое время рассуждал и впоследствии соделался Он Отцом – столь же нечестиво. Бог не был прежде бесчаден, и не впоследствии, со временем, стал Отцом, но всегда имеет Сына, родив Его не как человек рождает человека, но как ведомо Ему Одному, прежде всех веков Рождшему истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

II:9, Римл. VIII:15 – 17). Апок. I:6, V, 10; Лук. XXII, 29 – 30; Мф. XXV:34 и др.). Христианин, по слову Божию, есть чадо Божие, образ Христа, храм Духа Божие, наследник царствие, собеседник ангелов и причастник Божеского естества; и все это, и все другие качества, обязанности, права и преимущества, какие усвояются им в Свящ. Писании, все это обнимает собою великое имя христианина. Чтобы вполне выразить его, для этого надлежало бы обнять все учение веры и спасение – во всей необъятной его полноте; но довольно для нас кратко сказать, что в нас, как христианах должны быть такие же расположение и чувствование, какие во Христе; мы должны ходит, как И. Христос, жить и действовать по примеру Христа; „образ дах вам, сказал Господь, да якоже Аз сотворих, и вы творите». „Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе“, пишет апостол (Филипп. II, 5) . – (Сост. по „Опыту библ. словаря собств. имен“ – прот. П. Солярского – т. IV, стр. 397 – 398).   12. Библейские тексты об общении нашем со Иисусом Христом Спасителем    Общение наше с Богом в Св. Писании представляется под образом    а) обитание в нас Иисуса Христа: да даст вам Отец верою вселиться Христу в сердца ваши (Еф. III:16). – Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2 Кор. XIII:5). – Что Он пребывает в нас, узнаем по духу который Он дал нам (1 Иоан. III:24). – Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. II. 20).    б) пребывание нашего во Христе: пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне (Иоан. XV:4). – Да будем в истинном Сыне Его (Бога) Иисусе Христе (Иоан. V:20). – Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем ( – III, 24). – От Него (Бога) и вы во Христе (1 Кор. I:30).    Единение или общение с Сыном:    а) ведет к общению с Отцом: кто любить Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Иоан. 23).    б) соединено с общением святых: о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его (1 Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Более того, Господь призывал любить врагов: “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас” ( Матф. 5,44 ). Господь призывал людей к совершенству, зная, что любовь не делится: кто любит одних, а таит злобу к другим, у того нет настоящей цельной любви, и любовь к друзьям может вскоре обернуться враждой. У Бога не так: Он всецело и всегда любовь, “Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” ( Матф. 5,45 ). 25. О прощении и неосуждении ближних Препятствием к совершенной любви является не только прямая злоба и неумение прощать обиды, но и простое осуждение. “Не судите, да не судимы будете. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” ( Матф. 7,1–5 ). Суд и особенно осуждение уже и есть то бревно, мешающее видеть в другом человеке образ Божий и любить его. Господь неоднократно указывал, что грех есть не что иное, как болезнь, и что Он пришел исцелять грешников: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, по грешников к покаянию” ( Матф. 9,12–13 ). Господь Сам показал высочайшие примеры прощения и отказа судить и осуждать: на кресте Он молился за распинающих Его; и ранее – Он не осудил женщину взятую в прелюбодеянии; не осудил по преизбытку любви, а такая именно любовь стыдит, пожигает и очищает своим светом. “Кто поставил Меня судить или делить вас?” ( Лук. 12,14 ), сказал Господь. И еще: “Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него” ( Иоан. 3,17 ) и “Я пришел не судить мир, но спасти мир” ( Иоан. 12,47 ). Тем не менее, в другой раз Господь не отрекается, что именно Ему принадлежит окончательный суд – “Отец весь суд отдал Сыну” ( Иоан. 5,22 ), но поясняет, что “суд состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет” ( Иоан. 3,19 ), а свет – это Сам Господь: “Я свет миру, кто последует за Мною... будет иметь свет жизни” ( Иоан. 8,12; 9,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Да это же видно и из последующего. После того, как Он удалился и уступил им, Он снова приходит и кротко беседует с ними, говоря таким образом: " верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня " (ст.44). И заметь, как Он (обыкновенно) поступает: начинает речь скромно и уничиженно, относя все к Отцу, а потом возвышает Свое слово. Когда же видит, что они приходят в ярость, – удаляется, а потом снова является и снова начинает речь уничиженную. Когда же Он так поступал? Скажи лучше, когда Он так не поступал? Вот, смотри, как Он говорит сначала: " как слышу, так и сужу " (Иоан.5:30); затем возвышеннее: " как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет " (Иоан.5:21); и опять: " Я не сужу " вас, иной " есть Судящий " (Иоан.8:15,50); а потом опять удаляется. Затем, явившись в Галилее, говорит: " старайтесь не о пище тленной " (Иоан.6:27); и, сказав о Себе великое, именно – что Он сошел с неба, что Он дает живот вечный, снова уходит. А в праздник кущей опять является и поступает точно таким же образом. 2. Да и постоянно, как всякий может видеть, Он разнообразит таки образом свое учение: то приходит, то уходит, то говорит смиренно, то возвышенно. Так точно Он поступил и здесь. " Столько чудес сотворил Он пред ними " , говорит, " и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня " (Иоан.12:37,38)? И опять: " потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия: «слухом услышите – и не уразумеете». Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем " (ст.39,41; сн. Ис.6:9). Вот опять слова " как " и " сказал " означают не причину, а следствие. Не потому иудеи не веровали, что так сказал Исаия, но потому сказал так Исаия, что они не будут веровать. Почему же евангелист говорит не так, а напротив как будто представляет неверие следствием пророчества, а не пророчество – следствием неверия? В дальнейших же словах он тоже самое выражает еще сильнее, говоря так: " потому не могли они веровать, что, как сказал Исаия " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

По этой-то причине она и выразила недоумение, и давала ответы с приличною скромностью, и называла Его Господом. И действительно, Кто обещает гораздо большие (блага), и Кто достоин веры, Того следовало не оскорблять, а, напротив, почитать; но иудеи называют Его имеющим беса. Те слова, слова самарянки, были выражением недоумения; а эти выказывают людей неверующих и развращенных. " Неужели Ты больше отца нашего Авраама " ? Значит, по тем ловам Своим (ст.52), Он был больше Авраама. И когда вы увидите Его вознесенным, тогда признаете, что Он действительно больше. Поэтому Он говорил: " когда вознесете " Меня, " тогда узнаете, что это Я " (Иоан.8:28). И смотри, какая мудрость: сперва отстранил их от родства (с Авраамом); затем показывает, что Он больше его, а чрез это дает уже заметить, что Он несравненно больше и пророков. А они всегда назвали Его пророком; поэтому Он и говорил: " слово Мое не вмещается в вас " (Иоан.8:37). Там Он говорил, что воскрешает мертвых (Иоан.5:21), а здесь, что верующий в Него не узрит смерти, – это же гораздо важнее, чем не допустить навсегда остаться во власти смерти. От того-то они еще более вознегодовали. Что же они? " Чем Ты Себя делаешь " (ст.53)? И эти слова также укоризненны. Ты, говорят, сам Себя возвеличиваешь. Но Христос на это отвечает: " если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто " (ст.54). 2. Что говорят тут еретики? Слышал (говорят) Христос: " неужели Ты больше отца нашего Авраама " , – но не смел сказать им: так точно, а сделал это прикровенно. Что же? В самом деле слава Его ничего не значит? Для них (иудеев) – ничего. Поэтому, как Он говорил: " свидетельство Мое не есть истинно " (Иоан.5:31), применяясь к их мнению, так и здесь говорит: " Меня прославляет Отец " (Иоан.8:54). Но почему Он не сказал: Отец, пославший Меня, как говорил прежде, но: " о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его " (ст.54,55)? Он хотел показать, что они не знают Его не только как Отца, но и как Бога. " А Я знаю Его " (ст.55). Следовательно, когда говорю: " Я знаю Его " , – это не хвастовство; а если бы сказал: не знаю Его, – это была бы ложь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Поэтому и в другом месте Писания сказано: « не всякому слову верь » (Сир. 19:16). Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Возвещая это, и пророк Давид сказал: « тайно клевещущего на ближнего своего изгоню » (Пс. 100:5). 2. Видишь, что не по неведению Спаситель говорил: « где вы положили его », равно как не по неведению и Отец говорил Адаму: « где ты », или Каину: « где Авель, брат твой », или: « сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю ». Теперь же время выступить против тех, которые говорят, что Христос по немощи Своей молился, воскрешая Лазаря. Слушайте же, прошу вас, возлюбленные, со всем вниманием. Когда умер Лазарь, Иисус не был в тех местах, но был в Галилее и сказал Своим ученикам: « Лазарь, друг наш, уснул » (Иоан. 11:11). Они же, думая, что Он говорит о сне его, сказали Ему: « Господи! если уснул, то выздоровеет » (Иоан. 11:12). Тогда Он ясно сказал им: « Лазарь умер » (Иоан. 11:14). Затем Спаситель идет в Иерусалим к тому месту, где лежал Лазарь; Его встречает сестра Лазаря и говорит Ему: « Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой » (Иоан. 11:21). « Если бы Ты был здесь »: немощна ты женщина! Эта женщина тогда не знала, что Христос, хотя не присутствовал телесно, но присутствовал силой Божества; она же ограничивала силу Учителя телесным присутствием. Марфа говорит Ему: « Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой . Но и теперь », говорит, « знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог » (Иоан. 11:22). Вследствие ее просьбы Спаситель и совершает молитву. Бог не имел нужды в молитве, чтобы воскресить мертвого. Разве не воскрешал Он и других мертвецов? Когда Он встретил мертвого (юношу), выносимого из ворот, то коснулся только одра его, и воскресил мертвеца (Лук. 7:14). Разве имел Он тогда нужду в молитве, чтобы воскресить умершего? И в другой раз Он только сказал отроковице слова: « девица, тебе говорю, встань » (Марк. 5:41), и тотчас же передал ее родителям ее здоровой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010