28 . Начало 28 стиха составляет краткое, сжатое предложение, тесно связанное с последними словами предшествующего стиха. – Итак – κα νν: ( Иоан. 5 25), наречие и теперь, и ныне – Славян. текст (58). Ныне дети – последнее время (18 ст.) особенно нужно заботиться об утверждении себя в учении, слышанном вами от начала обращения вашего (24 ст.) и ограждении себя от всякого нового – чуждого учения, противного сообщенному вам при помазании вашем. – Пребывайте в Нем: пребывав непоколебимо в наученном от Духа Святого, сохраняя Помазание в себе (27 ст.), вы чрез это имеете внутреннее общение со Святым, от Которого Помазание (20 ст. примеч.), – со Христом, Который скоро явится теперь, чтобы судить нас (след. слова ст.). Ныне особенно, дети, должно заботиться о том, чтобы пребывать во Христе – Сыне Божием, пребывая в Духе Отца, нераздельном с Сыном хотя и неслиянно: если пребудет в вас то, что вы слышали от начала; то и вы пребудете в Сын и в Отце. – 24 ст. (59).– Чтобы, когда Он явится (как и Кол. 3, 4 ): опять придет на землю; – во второе пришествие Его (слово явишься о Христе у Иоанна употребляется и в означении вочеловечения Его – первого пришествия на землю: 3, 5. 8). – Иметь нам дерзновение (παησαν): чтобы свободно, без страха и смущения явиться пред Ним, с радостью и любовию и с правом на любовь Его; так чтобы слава явления Его была и нашею славою (60). Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге, когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол. 3, 3. 4 ). Слова греч. Подлинника стоящие здесь у Иоанна указывают главным образом на видимое общение со Христом, когда Он опять будет с нами(61) Пришествие (παρουσα) не употребляется в Нов. Зав. для означения первого пришествия Иисуса Христа на землю, оно выражает такое явление Его верующим, после которого Он вечно будет видимо с ними и они вечно будут «в присутствии Его» (Ср. Мф. 24, 3. 27. 39 . 1Кор. 15, 23 . 1Сол. 2, 19 ).·– И не постыдиться пред Ним (слав. т. и не посрамимся от Него) (62): чтобы когда Он придет, не уклониться от Него в стыде, не отступить, не удалиться от Него со стыдом, а остаться при Нем и быть в видимом общении с Ним – в присутствии Его на веки (63).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Вопрос 58. Умышленно ли только солгавший подлежит суду, или и тот, кто по неведению сказал нечто несогласное с истиною? Ответ. Явен суд Господа и на согрешающих по неведению, потому что Он сказал: «который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лук.12,48). Но во всяком случае при достодолжном покаянии есть твердая надежда на отпущение греха. Вопрос 59. Если кто задумает сделать что–нибудь, и не сделает; ужели и он судится, как лжец? Ответ. Если то, что подумал сделать, требуется заповедью; то осуждается не только, как лжец, но и как непокорный, потому что «испытуешь сердца и утробы, праведный Боже» (Пс.7, 10). Вопрос 76. Надобно ли лгать, имея в виду что–нибудь полезное? Ответ. Сего не дозволяет сказанное Господом, который решительно говорит, что ложь от дьявола (Иоан.8, 44), не показывая никакого различия во лжи. И Апостол также свидетельствует, написав: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5). Вопрос 77. Что такое лукавство, и что такое злонравие (Римл.1, 29)? Ответ. Злонравие, как полагаю, есть самое первое и скрытое повреждение нрава, а лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем–то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел. Вопрос 78. Кто»изобретательны на зло» (Римл. 1, 30)? Ответ. Те, которые сверх обыкновенных и известных у многих зол, придумывают и изобретают какие ни есть другие. Вопрос 84. Если кто, имея нрав мятежный и буйный, когда осуждают его за сие, скажет, что Бог сотворил одних хорошими, а других худыми, то хорошо ли он говорит? Ответ. Это мудрование давно осуждено, как еретическое, потому что оно и хульно, и нечестиво, и душу делает поползновенною ко греху. Посему таковой или да исправится, или «дабы изъят был из среды» (1 Кор. 5, 2); чтобы не случилось сего: «что малая закваска квасит все тесто» (6). Вопросы о рассеянности ума и мечтаниях Вопрос 21. Откуда рассеянность и помыслы? И как нам приводить их в порядок?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вспомни, если хочешь, как Авраам оказывал гостеприимство всем приходящим. Если бы он делал исследования о приходящих к нему, то не принял бы ангелов; может быть, не считая их ангелами, он вместе с другими отказал бы и им; но так как он принимал всех, то принял и ангелов. Разве за жизнь принимающих от тебя Бог дает тебе награду? Нет, - за твоё расположение, за твое милосердие, за великое человеколюбие, за доброту. Если будет она, то и ты получишь все блага, которых да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.     В указанном месте Евангелия этих слов нет, они есть в других местах, напр. Иоан.8:58, 10:1, 10:7, 12:24 и т.д. – и.Н. 12. БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ " Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,  которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда " (Евр. 7:1-3).   1. Павел, желая показать различие между новым и ветхим заветами, во многих местах указывает на это различие, и в самом начале говорит о нём, и далее, научая слуша­телей, предуготовляет их. В самом начале он указал на это, когда сказал, что " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках " , а нам через Сына. Потом сказав о Сыне, кто Он и что совершил, преподав увещание повиноваться Ему, чтобы не подвергнуться участи, одинаковой с иудеями, объяснив, что Он есть первосвященник по чину Мелхиседекову, неоднократно выразив желание раскрыть это различие и уже многое предуготовив к тому, обличив их за их слабости, и потом ободрив и утвердив, чтобы они не унывали, - (апостол) наконец приступает к объяснению самого различия пред ободренными слу­шателями: ведь человек, упавший духом, не легко может принять слышанное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как луки и стрелы, сделанные царскому сыну для упражнения, а не для войны и сражения, становятся бесполезными, когда этот сын вырастет и научится отличаться в сражениях, так точно случилось и с нашей природой: когда мы были менее совершенными и занимались упражнениями, тогда Бог дал нам и соответственное оружие, которое мы легко могли носить; но когда мы возросли в нравственном отношении, то от нашего усовершенствования это оружие сделалось несовершенным. Поэтому пришел Христос и предложил нам другое, совершеннейшее. И посмотри, с какой мудростью Он перечисляет древние законы и предлагает новые. « Слышали », говорит Он, « что сказано древним: не убивай » (Матф. 5:21). Скажи же: кем « сказано »? Ты ли сказал это, или Отец Твой? Но Он не говорит этого. Почему же Он умолчал и не назвал изрекшего (законодателя), но безлично привел закон? Потому, что если бы Он сказал: (Отцом) « сказано было: не убивай; а Я говорю вам: не гневайся », то слова Его показались бы неприятными по неразумию слушателей, которые еще не могли понимать, что Он предлагал Свои законы не для уничтожения прежних, а для их дополнения. Они сказали бы Ему: что говоришь Ты? Отец Твой сказал: « не убивай », а Ты говоришь: « не гневайся »? Итак, чтобы кто не подумал, будто Он противится Отцу, или как бы предлагает нечто более мудрое, чем данное Тем (Законодателем), Он и не сказал: « слышали от Отца ». С другой стороны, если бы Он сказал: « слышали », как Я говорил древним; то и это показалось бы невыносимым не менее первого. Если тогда, когда Он сказал: « прежде нежели был Авраам, Я есмь » (Иоан. 8:58), намеревались побить Его камнями, то чего не сделали бы, если бы Он прибавил, что и Моисею Он же дал закон? Поэтому Он и не упомянул ни о Себе, ни об Отце, но неопределенно сказал: « слышали, что сказано древним: не убивай ». Как Он поступал с телами, исправлением их недостатков внушая слушателям и то, Кто в начале сотворил человека; так поступает и здесь, исправлением закона и дополнением недостающего, внушая, Кто в начале дал и закон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но вы, когда говорите, что знаете Его, говорите ложь. Таким образом, как вы лжете, говоря, что знаете Его, так и Я (солгал бы), если бы сказал, что не знаю Его. " Если Я Сам Себя славлю " . Так как они говорили: " чем Ты Себя делаешь " , то Он и отвечает: если Я сам Себя творю, " слава Моя ничто " . Итак, Я знаю Его совершенно, а вы не знаете Его. Впрочем, как в отношении к Аврааму Он не все отнял у них, но сказал: " знаю, что вы семя Авраамово " (Иоан.8:37), чтобы чрез это подвергнуть их большему осуждения, так и здесь не все отнял у них, но что? " О Котором вы говорите " . Дозволив им хвалиться этим на словах, Он сделал вину их более тяжкою. Каким же образом вы Его не знаете? Вы поносите Того, Кто все и говорит и делает для Него, чтобы прославить Его, и Кто послан от Него. Но это (кажут) остается без свидетельства. Напротив, дальнейшие слова служат тому доказательством. " И соблюдаю слово Его " (ст.55). При этом они, конечно, могли бы обличить Его, если бы только имели что-нибудь, потому что это служило самым сильным доказательством тому, что Он послан от Бога. " Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался " (ст.56). Опять показывает, что они чужды Аврааму, так как чему он радовался, о том они скорбят. А под днем, мне кажется, Он разумеет здесь день креста, который (Авраам) прообразовал принесением овна и Исаака. Что же они? " Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама " (ст.57)? Христос говорит им: " прежде нежели был Авраам, Я есмь " (ст.58). А они " взяли каменья, чтобы бросить на Него " (ст.59). Видишь ли, как Он доказал, что Он больше Авраама? Кто рад был видеть день Его и почитал это для себя вожделенным, тот, очевидно, признавал это для себя благодеянием и был меньше Его. А так как они говорили, что Он сын тектона, и ничего большего о Нем не представляли, то Он мало-помалу возводит их к высокому о Себе понятию. Итак, когда они услышали, что не знают Бога, тогда не огорчились; а когда услышали: " прежде нежели был Авраам, Я есмь " , тогда – как будто унижалось их благородство – они вознегодовали и стали бросать камни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Сострадание к больному слуге заставило искать помощи для него. Но где взять помощь? Он слышал о чудесах галилейского Учителя и вероятно сам был очевидцем некоторых из них. Душа его уже признавала в Нем Чудотворца. Любовь сострадательная, заботливая о больном слуге, расширила веру его в Чудотворца. “ Господи , говорит он Иисусу, слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает .” Можно бы принять воззвание: “ Господи ,” за выражение почтительной учтивости, но не в устах благоговейного и верующего сотника. Он считает достаточным сказать о сильной болезни слуги и уже уверен, что без просьбы его благой Господь примет участие в больном и мощный Чудотворец исцелит его. Вера его в Иисуса так была высока, уважение его к Нему так было велико, что по его вере стоит Господу Иисусу сказать слово и слуга его будет здоров. “ Ибо я и подвластный человек , говорит он, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает ” (Мф. 8:9). Твое ли слово не выполнится? Скажешь больному: будь здоров и будет здоров. Сотник признает в Иисусе всемощного властителя над природой, Того Владыку, Которому все покорно. Христиане! зачем мы жалуемся, что нас тяготят скорби необлегчаемые, несчастья неотвратимые? Если бы молились мы с такой же глубокой искренностью, как молился сотник: не тяготили бы нас скорби. “ И не совершил там многих чудес по неверию их ,” свидетельствует евангелист (Мф. 13:58). Мы столько же малодушны бываем в несчастьи, сколько самонадеянны в счастьи: а то и другое оттого, что нет в нас искренней, благоговейной веры в Господа. Гордость наша настолько же труслива бывает в бедах, насколько заносчива в часы покоя — вере святой, надежде, обращенной к Господу, нет в нас места. Слово Господа непреложно; “ если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет … чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам ” (Матф.17:20, Иоан.15:16) Так будем искренне молиться Господу, будем молиться всей душой и — всемощная благость подаст все нужное нам для времени и вечности. Будем молиться, как молился сотник. Господи! Тебе все возможно, и если благоугодно мудрой благости Твоей, — пошли помощь Твою. И помощь будет послана, в том или в другом виде.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

И поелику Сам Господь говорит: «Аз есмь... истина» (Иоан. 14:6), не говорит же: стал Я истиною, но есмь всегда, и еще говорит: «Аз есмь пастырь» (Иоан. 10:14), «Аз есмь свет» (Иоан. 8:12), и еще: «вы глаголете Мене учителя и Господа: и добре глаголете, есмь бо» (Иоан. 13:13), то слыша, что Бог, Отчая Премудрость и Отчее Слово, так о Себе говорит, кто еще усомнится в истине и не поверит тотчас, что словом «есмь» означается вечное прежде всех веков и безначальное бытие Сына? 13) Посему из сказанного видно, что Писания, говоря о Сыне, показывают Его вечность. А что речения, употребляемые арианами: «не было, пока, когда», те же Писания употребляют о тварях, это будет также явствовать из последующего. Ибо Моисей, повествуя о начале бытия нашего, говорит: «и всякий злак селный, прежде даже быти на земли, и всякую траву селную, прежде даже прозябнути: не бо одожди... Бог на землю, и человек не бяше делати ю» (Быт. 2:5), и во Второзаконии: «егда разделяше Вышний языки» (Втор. 32:8). Господь же сам сказал: «Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко рех, иду ко Отцу: яко Отец... болий Мене есть. И ныне рех вам, прежде даже не будет: да егда будет, веру имете» (Иоан. 14:28, 29), а о творении говорит через Соломона: «прежде неже землю сотворити, и прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде неже горам водрузитися, прежде же всех холмов раждает Мя» (Притч. 8:23—25). И — «прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Иоан. 8:58). О Иеремии говорит: «прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя» (Иерем. 1:5). Давид воспевает: «Господи, прибежище был еси нам в род и род: прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, от века и до века Ты еси» (Псал. 89:2, 3). У Даниила: «возопи Сусанна гласом велиим, и рече: Боже вечный, сокровенных ведателю, сведый вся прежде бытия их» (Дан. 13:42). Итак: «не был некогда, пока не пришел в бытие, когда», и все подобные выражения прилично употреблять о вещах созданных и о тварях, происшедших из ничего, чужды же оные Слову. Если же Писания употребляют эти выражения о тварях, о Сыне же речение «всегда», то значит, богоборцы, что Сын произошел не из ничего. Сын вовсе не из числа существ сотворенных, но Он — Отчий Образ и вечное Отчее Слово, не когда — либо не существовавший, но всегда Сый как вечное Сияние вечного Света. Почему же воображаете себе времена прежде Сына? И для чего по прошествии времен хулите Слово, которым и веки произошли? Как же время или век состоялись, когда еще, по вашему мнению, не явилось Слово, Которым «вся... быша, и без Него ничтоже бысть» ? Или почему, подразумевая время, не говорите ясно: было время, когда не было Слова, но именование «время» закрываете к обольщению простодушных, вовсе же не скрываете своей мысли, даже и скрывая, не можете утаиться? Ибо опять означаете времена, говоря «было, когда не был; не был, пока не рожден».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2576...

БЕСЕДА 55 на Иоан.8:48–49. 1 . Сильно поборать нужно то, что говорят против Бога, и терпеть то, что говорят против нас. – 2. Опровержение аномеев и ариан. – 3. Должно пользоваться временем, не отлагая своего обращения. – Изображение завистливых и зависти. БЕСЕДА 56 на Иоан.9:1–2. 1 . Исцеление слепорожденного. – 2. Давая зрение слепорожденному, Иисус Христос доказал иудеям, что Он Творец. – 3. Опровержение мнимого противоречия между ап. Павлом и Иисусом Христом. – Блаженство вечного отечества и что необходимо для его достижения. Бедные создают нам жилища на небе. – Увещание к милостыни. БЕСЕДА 57 на Иоан.9:6–7. 1 Вера слепорожденного. – Благость Божия ко всем без различия людям. – 2. Необходимость веры. – Есть худой мир и есть добрая война. – Должно избегать злых людей и держаться добрых. – Общество злых людей пагубнее язвы. БЕСЕДА 58 на Иоан.9:17–18. 1 . Иудеи, желая опровергнуть чудо исцеления слепорожденного, еще блистательнее подтверждают его. – 2. Расспрашиваемый фарисеями, слепорожденный отвечает им смело и славословит Бога. 3. Ярость и разочарование фарисеев. – 4 и 5. Что написано в Свящ. Писании, должно служить поучительным для нас примером. – Исцеленный слепорожденный как образец христианских добродетелей. – Нерадение и беспечность в делах религии. – Не должно терять времени и с жаждою нужно стремиться к познанию истины. БЕСЕДА 59 на Иоан.9:34  и след. 1. Похвала Иисуса Христа слепорожденному за его смелость и твердость в вере. – 2. По каким признакам можно различать хищника и пастыря. – 3. Иисус истинный пастырь и истинный Христос. – 4. Мы должны послушно следовать за Иисусом Христом как нашим истинным Пастырем и слушаться Его голоса. – Нельзя служить Богу и маммоне. – Об истинном употреблении богатств. – Увещание к милостыне. БЕСЕДА 60 на Иоан.10:14–15. 1 . Худые пастыри. – Новое подтверждение равенства Сына с Отцом. – 2. Намек на призвание язычников. – Как Иисус Христос имеет власть оставить свою жизнь и опять принять ее. – 3. Спор среди иудеев касательно Иисуса Христа. – 4 и 5. Нужно подражать Иисусу Христу как нашему образцу. – Обязанности Его учеников и последователей. – Великая награда тем, которые утешают узников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1) Спасение человека совершает Бог, но не без человека: Втор. 30:19 ; Сир. 15:14–17 . 2) Со стороны Бога для спасения человека нужна благодать Божья, возрождающая, освящающая, оправдывающая и спасающая его: Иоан. 1:12–13; 3:5 ; Тит. 3:5–7 ; Еф. 2:5,8; 1 Нор. 6:11. 3) Но, получив оправдание и «Духа усыновления» ( Рим. 8:15–16 ), человек нуждается в содействии благодати Божьей в течении всей земной своей жизни, «ибо, говорит Христос, без Меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15:5 ); эту благодать Божью он получает в святых таинствах Церкви, в Миропомазании: Деян. 2:38 ; 2Кор. 1:21–22 ; Еф. 4:30 : в Покаянии: Мф. 16:19; 18:18 ; Иоан. 20:22–23 ; Деян. 19:18 ; в Причащении: Иоан. 6:51–58 . Мф. 26–28; в Елеосвящении: Иак. 5:14–15 . 4) Для получения спасающей благодати Божьей нужны со стороны человека вера, надежда и любовь, проявляющаяся в делах ( 1Кор. 13:13 ) – a) Вера: Мр. 1:15 ; Иоан. 3:5; 6:47 ; Рим. 10:9 ; Евр. 11:6 ; – б) Надежда: 1Иоан. 3:2–3 ; Рим. 15:4; 8:20,24 ; 2Кор. 3:9–12 ; Гал. 5:5 ; Кол. 1:23 ; и в) Любовь , обнаруживаемая в добрых делах: Мф. 7:19–23; 19:17; 25:31–46 ; Иоан. 5:28–29 ; Деян. 14:22 ; Иак. 2:14–26 ; 1Иоан. 3:10 ; Рим. 2:6–10 ; 1Кор. 13:2,8 ; Гал. 5:6,19–23 ; Еф. 2:10; 6:8 ; 1Тим. 6:17–19 ; Тит. 3:8,14 ; Откр. 20:13; 22:14 . 5) Но спасаемся мы не верой и добрыми делами, а благодатью Божьей; вера и дела дают нам только право, ТОЛЬКО ДОСТУП к получению ее даром: Рим. 3:23–24; 5:15–17 ; Еф. 2:6–9 ; 2Тим. 1:8–9 ; Тит. 3:4–8 ; Пример: Деян. 14:2,47–48 . 6) Поэтому мы, будучи оправданы от первородного греха, еще не спасены окончательно для вечной жизни, это зависит уже от нашей веры, надежды и добрых дел; теперь мы еще спасаемся благодатью Божьей, получаемой через веру, добрые дела и терпение во скорбях: Мф. 10:22 ; Деян. 15:11 ; Рим. 5:8–10 ; 1Кор. 15:1–2 ; 2Кор. 2:15 ; Еф. 6:5–8 ; Фил. 2:12 ; Евр. 9:28; 13:14  и надеемся спастись: Рим. 8:24–25 ; Фил. 3:8–14 . 7) Спасающая благодать подается в св. таинствах Церкви, совершать которые имеют право только законные пастыри ее: Иак. 5:14–15 ; 1Кор. 4:1 ; Еф. 4:11–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ни в чем не погрешил я против них; не учинено нами во вред врагам никакого беззакония, которым бы и огорчились они. «Без беззакония» было первое мое течение (Пс.58:5). Но вот все, как что было, говорит Пророк, «виждь, и вонми посетити» : не отлагай по человеколюбию отмщения погрешившим, «да не ущедриши» , продолжает, «вся делающыя беззаконие» (Пс.58:6). Потом влагает речь в уста высшему лицу, и как бы от лица Внявшего молитве говорит, что враги сии «возвратятся на вечер» (а это не иное что значит, как то, что изгнаны будут во тьму кромешную; потому что «вечер» — начало и матерь тьмы), и «взалчут яко пес» (у кого нет напутия ко спасению, тех по необходимости будет сопровождать бедствование от глада благ: так взалкал в аде богач, лишенный Божественного орошения; и как не заготовил себе такового блага, то сгорал пламенем). Но «и обыдут град» , говорит Пророк (Пс.58:7). А это, кажется мне, дает разуметь нечто подобное следующему. Поелику все ненужное и негодное к употреблению живых, будет ли это труп, или что повредившееся, или какой зловонный гной, выбрасывается вне города; то около сего находятся голодные псы, питающееся выбрасываемою из города нечистотою. Писание, научая сим различию между живущими добродетельно и порочно, означает сие загадочным представлением города, благоприличный и упорядоченный образ жизни называя городом, как бы населяемым добродетелью. А противоположный добродетели порок изображает тем, что вне города, где отыщется всякий грех, который есть какое-то зловонное извержение из образованной жизни, составившееся из гнилых тел и скверного гноя. Поэтому житель города есть нечто великое и досточестное, подлинный человек, первоначально вложенные в естество черты отпечатлевший в себе жизнью; пребывающей же вне города есть пес, а не человек. Таким образом, по всему видно, как надлежит отличать пса от такого человека, каков он должен быть по естеству, и отличать не по наружному устройству тела, но по разности в жизни. Ибо обитатель доблестного города подлинно есть человек. А кто прилагает старание о зловонном непотребстве и о домогающемся излишестве любостяжании, которое иной назовет в собственном смысле гноем, или о других видах порока; тот, вне оного града блуждая и пресмыкаясь окрест его, сам о себе вопиет, что он пес, из Божья подобия претворившийся в естество псов. Под псами же, без сомнения, разумеешь первороднаго пса, этого плотоядца и «человекоубийцу» ), как называет его Писание (Иоан.8:44). Продолжение псалма описывает жизнь псов, сказует, что из уст их вместо лая исходит какой-то глас, и вместо песьих зубов сокрыт меч во устнах их, выражая сие такими словами: «се отвечают усты своими и меч во устнах их» (Пс.58:8). Но для имеющих в себе Бога страхования сии — смех. Ибо сказано: «Ты Господи, посмеешися им» (Пс.58:9). А я «державу мою к Тебе сохраню» (Пс.58:10). И чрез несколько слов Пророк предуказует человеколюбие, являемое Богом твари Своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3097...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010