43. Я обращаю внимание на порядок. При за хождении солнца ко Христу приносятся больные; когда же наступил день, толпы народа начали искать Его. И в самом деле, когда же, как не днем обретается Христос? И тот, кто ходит во свете, не удаляется от Христа. Итак, ночь оглашалась еще стонами больных, а день принес веру для народа и радость исцеленным, дабы исполнилось написанное: «Вечером водворится печаль, а наутро радость» (Пс. 29:6). И в самом деле, какая радость для народа может быть больше, кроме той, в силу которой он последовал за Христом даже в пустыню?    44. В данном случае (Христос) поучает, что совершенному (человеку) должно быть чуждо тщеславие; в самом деле, и Он уклонился не от множества ищущих исцеления, а от тщеславия (своими) делами. Поэтому и мы, если желаем быть здоровыми или же удостоиться исцеления, то должны удаляться и роскоши и легкомыслия; как бы с некоторой телесной жаждой по сухому и бесплодному, так сказать, полю этой жизни мы должны последовать за Христом, Который удалялся от прелестей (мира).    45 Будем же следовать за Ним днем. В Церкви есть день, который видел Авраам и возрадовался (Иоан. 8:56). Итак, последуем за Христом во время дня; ведь в ночное время Его не найти. «На ложе моем, — сказано, — ночью искала я того, кого возлюбила душа моя: искала Его, и не нашла Его»; звала Его и не услышал меня (Песн. 3:1).    46. На площадях и на улицах Христос не обретается. По крайней мере, ни на площадях, ни на улицах не могла найти Его та, которая сказала: «Встану я, пойду по городу, по площадям и улицам, и буду искать того, которого возлюбила душа моя. Искала я его, и не нашла его», звала его, и не услышал меня (Песн. 3:2). Итак, ни в каком случае не будем искать Христа там, где Его нельзя найти. Христос — не на площади. Христос есть мир (pax), а на площади ссоры; Христос — правда (justitia), а на площади — несправедливость; Христос — труженик (operator), а на площади суетная праздность; Христос — любовь (charitas), а на площади — недоброжелательство; Христос — верность (fides), а на площади обман и вероломство; Христос в Церкви, а на площади идолы. И чтобы та вдовица, о которой мы упомянули в другой книге, знала, что я сказал то не с целью сделать упрек (ей), а сделать увещание, и что я не жесток, а заботлив; пусть она для умиротворения (своего) запомнит то, что в Церкви с вдовицей поступают справедливо, а на площади обманывают. Итак, будем избегать площади и улиц.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Алексей Зюков 14 ноября 2013г. 23:10 " Многие каждую субботу- воскресение присутствуют на вечерне, на утрене, поэтому, конечно, и ко Причастию стремятся. Мне это вполне понятно. "   Нет Ольго, тут Вы, и те кто так считают, делают серьезную ошибку. Роковую ошибку. Если человек стремится к Причастию только потому, что он часто бывает на службе - он в большой опасности. К причастию человек должен стремится потому, что хочет быть с Богом. Ищет с Ним встречи и хочет получить помощь в борьбе с грехом. Все. Иной причины нет. Если человек считает иначе, например, учитывая частоту посещения храма, то он по слову Иоанна Златоуста, " наблюдает сроки " , и тогда причащается, когда не готов, а когда готов - не причащается. Далее, " 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни .  54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.  55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие .  56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною . 58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес . Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. (Иоан.6:53-59) " . Вот основание для причастия, и причастия как можно более частого - чтобы иметь в себе жизнь. " Но, при этом я считаю, что приступать нужно  достойно  (по церковной традиции) с многими молитвами (а не наспех вычитать, думая о делах насущных). " - Откуда кто знает, кто как приступает и готовится? Почему всех под одну гребенку? И что значит " достойно " ? Молитвы делают ли человека достойным встречи с Богом? Критерий Иоанна Златоуста - чистое сердце, читая совесть и безукоризненная жизнь. " Такие, пусть приступают всегда, а не такие - ни разу " . Да и кто достоин? Иоанн Златоуст: " вем,   я=ко   несмь   досто=ин,   ниже=   дово=лен,   да   под   кров   вни=деши   хра=ма   души=   моея=,   зане=же   весь   пуст   и   па=лся   есть " : Василий Великий: " Вем,   Го=споди,   я=ко   недосто=йне   причаща=юся   пречи=стаго   Твоего=   Те=ла   и   честны=я   Твоея=   Кро=ве,   и   пови=нен   есмь,   и   суд   себе=   ям   и   пию=,   не   разсужда=я   Те=ла   и   Кро=ве   Тебе=,   Христа=   и   Бо=га   моего=,   но   на   щедро=ты   Твоя=   дерза=я,   прихожду=   к   Тебе= " Эти Столпы православия, так о себе говорят!Будем после этого обсуждать нашу возможность достойного приготовления?

http://bogoslov.ru/article/3594846

Аминь. БЕСЕДА 10   " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания " (Еф. 4:4).   Губительность тщеславия.   1. Когда блаженный Павел желает расположить (христиан) к чему-нибудь особенно высокому, то, будучи исполнен мудрости и духовности, он побуждает к этому предметами небесными – примером самого Господа. Так в одном месте он говорит: " И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас " (Еф. 5:2), и еще: " Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу " (Фил. 2:5, 6). Точно также поступает и здесь. Когда бывают указаны великие примеры, у человека рождается сильная ревность и желание (подражать им). Итак, что же он говорить, побуждая нас к единению? " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение " (ст. 4, 5). Что же такое " одно тело " ? Верные всех месть вселенной, живущие, жившие и имеющие жить. Угодившие (Богу) до пришествия Христова тоже составляют одно тело. Почему? Потому, что и они познали Христа. Откуда это видно? " Авраам, отец ваш " , – сказано, – " рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался " (Иоан. 8:56); еще: " Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне " (5:46). Действительно, не стали бы писать о том, о ком не знали, что сказать. Если же знали, то без сомнения и почитали. Потому-то и они составляют одно тело. Тело не отделяется от духа, иначе оно не было бы телом, – потому что у нас о предметах, соединяемых между собою и имеющих большую связь, обыкновенно говорится: одно тело. Так точно и сами мы в соединении составляем одно тело, при одной главе. При единстве же того и другого, тело хотя состоит и из разных членов, важных и неважных, однако ни лучший из них не вооружается против члена ничтожного, ни первый не подвергается зависти со стороны последнего. И хотя не все (члены) имеют одинаковое отправление, а каждый подчиняется определенному требованию необходимости, однако, поэтому самому, – что все совершается ими по необходимости, или по требованию различных нужд, – все они равно достойны уважения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вопрос 35. Как узнается гордый, и чем врачуется? Ответ. Узнается потому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6). Впрочем, надобно знать, что хотя убоится кто суда, произнесенного на гордость, однако же не может исцелиться от сей страсти, если не оставит всех помышлений о предпочтении, как не возможно разучиться какому–нибудь языку или искусству, не перестав совершенно не только делать, или говорить что–нибудь относящееся к этому искусству, но и слушать говорящих и видеть делающих. Сие же надобно наблюдать и в рассуждении всякого порока. Вопрос 36. Надобно ли искать чести? Ответ. Мы научены воздавать «кому честь, честь» (Рим. 13, 7), а искать чести нам запрещено, потому что Господь сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин.5,44). Посему искать славы от людей есть доказательство неверия и отчуждение от богочестия, так как Апостол сказал: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1, 10). А если так осуждаются, которые приемлют славу, возданную людьми; то несказанно более осуждение тех, которые сами ищут славы невозданной. Вопрос. 54. Что такое самолюбие, и чем дает о себе знать самолюбивый? Ответ. Многое говорится не собственно, как например: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан.12,25). Посему кто любит самого себя не настоящею любовью, тот самолюбив. Дает же знать о себе, если, что ни делает, делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедью. Ибо ради своего успокоения пренебречь чем либо из потребного для брата, или по душе или по телу, значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, которого конец есть погибель. Вопрос 56. Поелику Господь утверждает, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лук.18, 14), и Апостол повелевает «не высокомудрствуйте» (Римл.12,16), и в другом месте говорит: «горды, надменны, напыщенны» (2 Тим. 3, 2. 4), и еще: «любовь не гордится» (ου φυσιουται, 1 Кор. 13, 4): то кто высокомудрен, кто величав, кто горд, кто напыщен, и кто разгордевшийся?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

— Зачем ты так бесстыдно докучаешь мне, вопия и моля помочь тебе? Ведь ты сам отрекся от Сына Моего и от Меня! Как буду Я молить за тебя Моего Сына и Бога, чтобы Он простил тебя, раба диавола, отдавшегося ему своим рукописанием? Какими очами воззрю Я на пресветлое чело Господне, когда захочу молиться за тебя? Даже Я не могу терпеть бесчестия, наносимого Моему Сыну и Богу. Я могу простить тебе, о человек, в чем ты согрешил предо Мною, потому что Я весьма люблю род христианский, особенно же тех, кто с провою верой и теплой любовью притекает ко Мне и молится в храме Моем: тем Я всячески помогаю, принимаю в Мои объятия и слушаю их молитвы. Но оскорблений и досад, причиняемых вами Моему Сыну, Которого вы вторично распинаете вашими грехами, этого Я не могу ни видеть, ни слышать. Много нужно вам трудов, подвигов и сердечного сокрушения, чтобы умолить Его милосердие. Хотя Он и очень милосердый, но в то же время и праведный Судия, и грозный мститель, воздающий каждому по делам его. — О, Владычица моя преблагословенная! — воскликнул он, — Защитница рода человеческого, прибежище и спасение притекающих к Тебе! Знаю, воистину знаю, сколь жестоко я согрешил и прогневал Тебя и рожденного Тобою Бога. Но вижу много примеров людей, до меня прогневавших Сына Твоего и Бога нашего, которым было даровано прощение грехов ради их покаяния и исповеди. Если бы не было покаяния, то как бы Сын Твой пощадил ниневитян? (Ион.2 и 3) Если бы не было покаяния, то как бы Он сохранил блудницу Раав? (Иис.Нав.6:24) Если бы не было покаяния, то как бы не только получил прощение, но и снова воспринял дар пророческий Давид, впавший в прелюбодеяние и убийство (2 Цар. гл. 11) уже после получения дара? Если бы не было покаяния, то как бы после своего великого падения не только получил прощение, но и сподобился высочайшей чести, — быть поставленным в пастыри словесных овец Христовых (Иоан.21:15–17), святой верховный апостол Петр, столп Церкви, принявший от Бога ключи Царствия небесного (Мф.16:19), когда он не однажды и не дважды, но трижды отрекся от Господа, и затем начал горько плакать (Лк.22:56–62).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

И сказал мне Господь: брось их в Церковное хранилище, высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я (– слова пророка) тридцать серебренников, и бросил их в дом Господень для горшечника (– 11, 12–12, сн. Мф. 27:9–10 и срав. предшествующие стихи, начиная с 3-го; также 26:14–15). «В событии предания Иисуса Христа исполнилось то, что прообразовало это пророческое действие: Господь Иисус явился как Мессия – Пастырь добрый; иудеи оценили Его жизнь в тридцать сребренников, – цена раба, и на эти тридцать сребренников купили поле у горшечника» 659 . Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет… Я прощу беззакония их, и грехов их уже не воспомяну более (Иерем. 31:31,34. сн. Евр. 8:8,12; 10:17 ) 660 . Уже после соглашения Иуды с первосвященниками и книжниками касательно предания им Иисуса за 30 сребренников, устанавливая таинство тела и крови Своей, спасительных для всего мира, Господь произносит прямо: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается, и: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается в оставление грехов (сн. Луки 22:19,20 с Мф. 26:28) 661 . И вот еще в В. 3. Сама же вечная Премудрость – Христос говорил через Соломона о Себе это же самое: Премудрость построила Себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино Свое и приготовила у Себя трапезу, провозглашая: идите, ешьте хлеб Мой, и пейте вино, Мною растворенное, и живите ( Прит. 9:1,2,5,6 сн. Иоан. 6 ) 662 . О меч! Поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф, начиная Евангелие Самого предания Богочеловека на смерть за грехи рода человеческого, порази Пастыря, и рассеются овцы ( Зах. 13:7 , сн. Мф. 26:31; Мар. 14:27 ) 663 . И вот, вопреки прежде выраженному намерению самих же учеников Господа, когда Он и в Новом Завете, как в Ветхом, предсказывал им об этом рассеянии их по поражении Его – Пастыря (Мф. 26:31,33), они все, оставив Его, бежали (Мф. 26:56) по действительном взятии Его посланными от синедриона по навету Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Между тем и другая группа женщин, упомянутая в Лyk. XXIII, 55–56 под указанием «жены, пришедшие с Ним из Галилеи», и «приготовившие» в пятницу вечером «благовония и масти», пришла ко гробу и получила особое видение двух Ангелов. Вероятно две группы женщин потом соединяются и идут вместе, когда Господь является им. О них говорит Лука XXIV, 1. «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу и вместе с ними некоторые другие; 2. но нашли камень отваленным от гроба. 3. И вошедши не нашли тела Господа Иисуса. 4. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали пред ними два мужа 675 в одеждах блистающих. 5. И когда они были в страхе, и потупили глаза в землю, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее; 6. сказывая, что Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту и в третий день воскреснуть». Эта группа женщин, по всей вероятности, соединяется с первой группой, и они идут вместе, когда Господь является им 676 . Эти же святые жены были вероятно с Апостолами в той комнате, где Господь явился всем им, что явствует из текста Лyku XXIV, 33 , который говорит, что в комнате сей были собраны: «и бывшие с ними»: (т. е. Апостолами). Но прежде сего явления, Господь явился, во-первых, Петру, что мы знаем и по указанию Лyku XXIV, 34 , и по упоминанию о том Апостола Павла ( 1Kop. XV, 5 ) и, во-вторых, – двум ученикам, шедшим в Еммаус ( Лyk. XXIV, 13–31 ; Mapk. XVI, 12 ), которых Господь посылает, как бы вестниками перед собою, к собору Апостолов. Тогда происходит в вечер дня воскресения, в общем собрании десяти Апостолов (за исключением Фомы) и, вероятно, Матери Господа и многих верующих мужей и жен, явление Господа церкви христианской 677 . Через семь дней после того ( Иоан. ХХ, 24–29 ) Господь является вторично в Иерусалиме в день недельный всем Апостолам и Фоме и утверждает последнего в вере. Тогда же Господь по всей вероятности дает повеление ученикам идти в Галилею 678 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Не мы этому учим, а учил о том Сам Христос, ибо сказано: «Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... во Мне пребывает, и Я в нем» ( Иоан.6:48–56 ), так обещал Христос дать Себя в евхаристическую снедь для жизни вечной ученикам Своим и всей Своей церкви. И речь тут не об учении, которое Христос всегда давал и о котором не мог сказать дам (будущее время), и не о простом хлебе, который «едят и умирают» (–49). Нет! Тут речь о причастии Жизни, – через которое Сущий входит в нас и смертное приобщает к бессмертному. Или: «Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу (с вином), и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов... сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26 ; Мк.14 ; Лук.22 ). И, о, Боже долготерпеливый и многомилостивый, Толстой, вместе с адской нечестью, богохульно смеется над сим страшным Таинством!.. Обнять в кратком отклике и показать в нем всю ложь толстовского «Разрушения и восстановления ада», где, помимо Церкви, дьявольски осмеиваются и государство, и наука, и культура, трудно. Верующему тяжко мириться с мыслью, чтобы столь богохульная неправда на Христову Церковь , художественно представленная в «Разрушении и восстановлении ада», принадлежала перу «великого писателя земли русской»; хочется думать и верить, что эта новая хула на Духа Святого – плод диавольского наваждения. Для верующего это и понятно, и вместимо. Припомните слова, напечатанные в нашем журнале (в 1902 г.) верующего «друга детства» Льва Николаевича, – лица ему слишком близкого: «С некоторого времени» Лев Ник. стал прямо двойственным человеком: то он тот подлинный Лёвушка, каким все его знают по «Отрочеству и детству», – добрый, любящий, милый, мягкий, то вдруг станет какой-то иной, точно подмененный, суровый, мрачный отрицатель и ненавистник... И тогда чувствуешь и ему говоришь: это не твои речи, Лёвушка, это за твоей спиной стоит «невидимка с рожками», он нашептывает тебе»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Святые же, по словам Христа, «равны Ангелам“ ( Лук. 20: 36 ) и живут на небе, как Ангелы, в общении с всеведущим Богом, пребывают в Нем и Он в них, поэтому и они, как Ангелы, знают на небе чрез Бога о том, что совершается на земле, подобно Ангелам, слышат наши молитвы, ходатайствуют за нас пред Богом и помогают нам в наших нуждах, как это мы уже видели из примеров св. Писания (см. п. 8-й). Следующие примеры из св. Писания ясно говорят о том, что святые могут слышать молитвы к ним людей, живущих на земле. Авраам, не смотря на «великую пропасть“ между праведниками и грешными, услышал просьбу богача из ада о нем и о братьях его ( Лк. 16 гл.). Он же, не смотря на то, что умер несколько сот лет раньше Моисея и пророков, знает на небе о том, что они жили на земле и оставили людям для руководства в вере «закон“ и «пророчества“: «У них есть закон и пророки, говорит Авраам богачу, пусть слушают их“ ( Лк. 16: 29 ). Авраам же, умерший несколько тысяч лет раньше пришествия в мир Христа, ожидал Его пришествие, узнал о дне явления в мир Мессии Спасителя и возрадовался на небесах: «Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдает слово Мое, тот не вкусит смерти вовек... Иисус отвечал... Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался“ ( Иоан. 8: 52–56 ). Итак, Христос говорит, что Авраам, живущий на небе, знал о явлении Христа на землю, а сектанты упорно утверждают, что святые ничего не знают на небе, что делается на земле. Пророк Самуил, живя на небе, знает, что должно случиться на земле с Саулом и народом Израильским ( 1Цар. 28: 1–19 ): «Он пророчествовал и после смерти своей и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится“ ( Сир. 46: 23 ). Из откровения мы знаем, что небесные угодники Божии и св. Ангелы возносят на небе пред Бога «молитвы святых» (5: 8. 8: 3–4), т. е. молитвы христиан, живущих на земле, которые именуются «святыми“, как освященные в таинстве св. Крещения (1 Kop. 1: 2. 6: 11. 2 Kop. 1: 1. 13: 12. Фил. 1: 1 . Кол. 1: 2 . Евр. 3: 1 ). А если они возносят молитвы наши пред Бога, то значит они слышат наши мольбы и ходатайствуют о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: " взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание " (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25). Так Иисус Христос, установив таинство причащения, заповедал ученикам совершать его всегда: " сие творите в Мое воспоминание " . В беседе с народом, Иисус Христос сказал: " если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и я в нем " (Иоан. 6, 53-56). Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову. Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. " Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба " , говорит апостол Павел (1 Кор. 10, 17). Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако, св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. К таинству св. причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем - исповедью, т. е. очищением своей совести в таинстве покаяния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010