13:1). Итак, если этот безумец оказывается нечестивым не потому, что не знает существа Божьего, а потому, что не признает бытия Божьего, то для благочестия довольно признавать, что Бог « существует ». Но у них придумано и некоторое другое возражение. Какое же? Сказано, говорят они, что « Бог есть дух » (Иоан. 4:24). Но разве этим, скажи мне, определяется существо Его? Кто может допустить это, если он хотя сколько–нибудь приближался к дверям божественных Писаний? На таком основании можно было бы сказать, что Бог есть огонь; как написано, что Бог есть дух, так же написано, что « Бог наш есть огонь поядающий » (Евр. 12:29); а в другом месте, — что Он есть « источник воды живой » (Иер. 2:13); и не только можно было бы сказать, что Бог есть дух, источник и огонь, но и душа, и ветер, и ум человеческий, и многое другое, гораздо более неуместное; не нужно перечислять все и подражать их безумию. Название « дух » означает многое; например — нашу душу, как говорит Павел: « предать сатане в измождение плоти, чтобы дух был спасен » (1 Кор. 5:5); и ветер, как говорит пророк: « восточным ветром сокрушил » их (Пс. 47:8). Тем же именем называется и духовное дарование: « самый дух », говорит апостол: « свидетельствует духу нашему » (Римл. 8:16); и еще: « стану молиться духом, стану молиться и умом » (1 Кор. 14:15). Так же называется и гнев, как говорит Исаия: « не ты ли помышлял духом жестоким убить их » (Ис. 27:8 — слав.)? Духом называется и помощь Божья: « Дыхание жизни нашей, помазанник Господень » (Плач. Иер. 4:20). Всем этим, по их мнению, был бы у нас Бог, и слагался бы из всего этого. Но чтобы нам не пустословить, выставляя на вид не нуждающееся в опровержении, окончим теперь речь против них и всецело обратимся к молитве; и чем более они оказывают нечестия, тем более мы будем просить и молиться о них, чтобы они когда–нибудь оставили свое безумие. « ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » 1 Тим. 2:3–4). 6. Итак, не перестанем совершать о них моления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Там уж более не будет греха, там откроется новосозданный Христом вечный храм Богу, и в нем будет свободно царить лишь вечная воля небесного Бога Отца. Поэтому все люди, желающие и способные быть царями и священниками Бога и Христа (Апок. 1, 6; 5, 10; 20, 6), естественно найдут наконец в этом храме полное удовлетворение всех своих духовных стремлений. Те же люди, которые остаются теперь враждебными Христу или даже просто только не веруют в Него, естественно могут принести в этот храм вечной славы и силы Христа одну только земную ветхость свою, а потому они могут, разумеется, только пожалеть о своем невольном пробуждении от безмятежного покоя смерти. Но как праведные ревнители Бога не могут и не будут печалиться о том, что Бог медлит теперь совершением спасения их, так и все грешники не могут и не будут потом жаловаться на Бога, что будто Он поспешил с откровением Своего царства и не дал им времени одуматься, чтобы войти в разумение Его истины. На самом деле время для разумения дано. Божия воля была ясно возвещена людям в евангельской проповеди И.Христа и вполне обстоятельно была раскрыта в апостольской проповеди о Божием спасении людей. В одну из торжественных минут Своей человеческой жизни, когда Спаситель открыто объявил перед иудеями Бога Отцом Своим и таким образом показал Себя равным Богу, Он в самых ясных и точных выражениях возвестил Своим слушателям: " Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут; ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий. Не дивитесь сему, ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения " (Иоан. 5, 25-29). Эта ясная проповедь о воскресении в то время сильно смущала богословское суемудрие саддукеев, и в жизни Спасителя был такой случай, когда саддукеи пытались представить Ему идею воскресения как совершенно несообразную со здравым человеческим смыслом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

д. Вы Бга ест, чадца, и побдисте тхъ: к болїй есть, иже въ васъ, нежели, иже въ мір. (5, 4. 2, 3. 20 Іоан. 12, 31. 2Пар. 32, 7 и дал.) 4. Дети! вы от Бога, и победили их: ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. 4 . Дети! вы от Бога и победили их: (38) вы – дети Божии, семя Его пребывает в вас (3, 9) и потому вы имеете в себе силу свыше и ничто в мире не устоит против силы этой. – Созерцая борьбу духов в членах церкви воинствующей, – борьбу, имеющую прекратиться только тогда, когда придет сам антихрист, Апостол видит и открывающийся уже исход борьбы – победу над детьми диавола детей Божиих (Ср. Апокалипс.). Противники света и истины во все время существования церкви Христовой на земле будут чувствовать слабость борьбы своей и силу церкви, хотя и никогда не будут ослабевать в изобретении всевозможных средств к обольщению и низложению Божиих детей. Как пришествие антихриста чувствуется уже в слугах его – детях диавола, так чувствуется ныне и поражение его духом уст Христовых ( 2Сол. 2, 8 .) в борьбе его духов с духами Божиими (2 ст.) (39). – Ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире: победа ваша несомненна, так как сила пребывающего в вас Духа Божия, сотворившего вся, несомненно выше всего, что в мире (40). – Бог в духе нашем не только больше сердца нашего (3, 20. «побеждает» см. примеч.), но и больше сатаны и всего влияющего на наше сердце, как обладающий всем (41). (Не Бога Отца только (42) и не Христа одного (43) должно разуметь здесь по контексту речи; см. в примеч. к 29-му ст. 2-й гл.). є. н міра сть: сег ради міра глголютъ, и міръ тхъ послшаетъ. (Іоан. 3, 31. 15, 19. 2Кор. 4, 4 ). 5. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. 5 . Они от мира и проч.: вот другой признак (см. конец 6-го ст. и ср. с началом ст. 2-го) ложного антихристианского учения (ср. 1 и 3 ст.). – Для достижения цели своей – для совращения членов истинной церкви, имеющие дух антихриста заботятся главным образом о том, чтобы в учении и самом изложении учения своего не разногласить с духом и направлением времени; – пользоваться слабостями людей мира сего, во зле лежащего (5, 19. ср. 5, 15–17 и прим.) достойное антихриста средство. Вырождаясь сами из духа времени (44), противники истинной церкви Христовой все новое, проповедуемое ими, соглашают и примиряют с этим духом. (45), поблажают страстям, извиняют нравственные недостатки общества, обольщают разными надеждами – словом, «говорят мирское» (Феофилакт.) – увлекают всем, что только может нравиться миру, что только любит мир. (Ср. Иоан. 8, 37. 43. 47. 18, 37 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Разве вы не знаете, что чем больше кто имеет, тем большого желает? Потому, чтобы нам не испытать этого, не будем искать богатства, не будем сетовать на бедность, не будем стремиться сделаться богатыми, но, даже имея (богатство), будем пользоваться им так, как заповедал Павел: " имеющие " , - говорить он,  - " должны быть, как не имеющие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся " (1 Кор. 7:29,31), чтобы нам получить обетованные блага, которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием (Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь).   3. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ " Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.  (Евр. 1: 6-8).   1. Господь наш Иисус Христос называет пришествие свое во плоти исходом, - например, когда Он говорит: " вот, вышел сеятель сеять " ( Мат. 13:3); И еще: " Я исшел от Отца и пришел в мир " (Иоан. 16:28) и во многих местах можно видеть это. А Павел называет пришествие Его входом: " … когда " , - говорит- " вводит Первородного во вселенную " , разумея под этим введением воплощение. Почему же они выражаются различно об одном и том же предмете, и для чего говорят так? Это видно из значения самих выражений. Христос справедливо называет пришествие свое исходом, потому что мы были вне Бога. Как узники, оскорбившие царя, находятся обыкновенно вне царских чертогов, и тот, кто желает примирить их (с царём), не вводить их внутрь (чертогов), но сам выхо­дит наружу и беседует с ними, пока, не сделает их до­стойными явиться пред взоры царя, так поступил и Христос. Он, вышедши к нам, т.е. приняв плоть и преподав нам угодное Царю, ввел потом нас, очистив от грехов и примирив (с Богом). Потому Он и называет (пришествие свое) исходом. А Павел называет его входом, заимствуя это переносное выражение из примера наследников, получающих во владение какое-нибудь имущество; сказать: " когда вводит Первородного во вселенную " , значит показать, что (Бог) вручил Ему вселенную; Он тогда принял ее всю в свое владение, когда был познан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1:27-29); Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. 15:25).    е) в попечении о спасении верующих: и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Иоан. 10:28); и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его (Еф. 1:19); Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф. 3:20 и 21).    Святые Отцы и учители Церкви находили истину всемогущества Божия столь общеизвестной, что считали излишним ее доказывать. «Укажите мне, — писал блаженный Августин, — не говорю, Христианина или Иудея, но укажите мне язычника, поклоняющегося идолам и служащего демонам, который бы не исповедал, что Бог всемогущ. Отрицать Христа может; но отрицать Бога всемогущего не может.» На возражения же некоторых, что для Бога невозможно то и другое, замечали: Бог, точно, не может умереть, не может вредить другому, не может ни отречься Себя или лгать (2 Тим. 2:13; Евр. 6:18), ни вообще грешить и быть злым; но потому-то Он и всемогущ, что ничего подобного не может. Ибо если бы Он мог умереть, или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым, это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет, и что не противно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по своей природе, одного только добра, и зла не желает никакого.    Углубляясь в идею существа совершеннейшего и беспредельного во всем, равно как существа самобытного, которое есть единственный источник жизни, след. и силы для всего существующего, а с другой стороны, видя пред собою поразительное величие и громадность мира, созданного и непрестанно сохраняемого Богом, разум и сам собой необходимо приходит к мысли о всемогуществе Божием. Потому-то ее принимали даже языческие мудрецы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

И хотя Апостолы и некоторые последователи Христа владели небольшим имуществом, — у Апостола Петра был дом в Капернауме, у Иоанна В Иерусалиме, — а другие почитатели Христа занимались некоторыми промыслами и имелся у них общий денежный ящик (Иоан.12:6; 13:29) для оплаты расходов на насущные потребности, на вспомоществование другим бедным и на милостыню нищим. Но даже небольшие суммы на крайние необходимости не всегда бывали там у них в наличности. Так что когда иудейские сборщики ничтожной подати на храм пришли к Апостолу Петру и сказали: — Учитель ваш не даст ли дидрахмы (только около 40 копеек), — то ни у Христа Учителя, ни у учеников Его не оказалось подобной ничтожной суммы!.. (Мф.17:24–27) А между тем о Христе и чудесах Его «шел слух по всей Сирии [ 16 ]; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями, и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи, и десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф.4:25; Лк.6:17; Мрк.3:7–8). И среди этого множества всякого народа из разных отдаленных местностей находилось много бедных, нуждающихся не только в пище, а даже и в одежде… Так вот по всему этому-то многие благочестивые жены, которые исцелены были Христом от тяжких болезней и имели достатки от своих имущественных средств, сопутствуя своему Благодетелю в хождении Его с проповедью Евангелия, «служили Ему имением своим» (Лк.8:3), то есть, в случаях нужды, уплачивая расходы по насущным потребностям бедных, сопутствовавшим их Спасителю и, по указанию Его, оказывали необходимые пособия нуждающимся в материальной помощи. Из таких благодарных жен Евангелист Лука называет Марию Магдалину первою (Лк.8:2), потому что она первая подала другим пример такого признательного служения делу Богочеловека, или же она преимуществовала пред всеми прочими усердием в этом святом деле. А бескорыстное, ревностное их служение Христу Спасителю в то время, когда «Он не имел, где головы приклонить», и от большинства людей видел холодность, удивление или вражду, — было отрадно Господу Иисусу, много утешало Его сред постоянных трудов и частых оскорблений.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Выяснив понятие о тысяче летах царствования Христа, как о времени неопределенном для нас, перейдем теперь к рассмотрению понимания слов »первого воскресения«. Правду говорят сектанты, что для вступление в царство Христово нужно первое воскресение. В Церковь Христову, в это царство Божие, как всем известно, нельзя иначе войти, если не родиться свыше от воды и духа, если не принять св. крещения. А крещение это и называется в Св. Писании нашим воскресением. Каждый крещающийся умирает для земной, греховной, языческой жизни, а воскресает для царства со Христом. Раскроем Евангелие от Иоанна 5:24 и прочитаем там слова Христа, Который говорит так: »Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь«. Эту жизнь вечную человек получает чрез крещение. Так ап. Павел в послании к Колосянам говорит, что мы «в крещении погребены с Господом Иисусом Христом и в Нем со воскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (12:12). Также и в послании к Ефесянам говорится, что «Бог оживотворил со Христом нас, мертвых по -преступлениям и воскресил с Ним» (2:5–6). Значит, для нас, православных христиан, царство Христово уже наступило вместе с нашим крещением. Тогда мы умерли, тогда и воскресли со Христом. Это наша первая смерть и это наше первое воскресение, о котором говорится в Откровении. О каком же ап. Иоанн говорил втором воскресении? Он говорил именно о том воскресении, когда придет Господь наш судить живых и мертвых, как праведников, так и грешников. Он сам слышал слова Господа нашего Иисуса Христа и записал их. «Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Иоан. 5:25, 28–29 ). И апостол Павел говорит: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово: чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

7. Если соблюдаем веру сию, то будем неосуждены, а украсимся добродетелями всякого рода. Ибо вера так сильна, что делает людей легкими, и могут они ходить по морю. Петр был подобный нам из плоти и крови человек, поддерживавший жизнь такою же, как и мы, пищею, но сказал Иисус: «иди», и он, уверовав, «пошел по воде» ( Мф. 14:29 ), потому что для него вера была на водах надежнее всякой опоры, тяжелое тело возносилось вверх легкостью веры. Но пока он веровал, дотоле безопасно шел по водам, а как скоро поколебался в вере, начал утопать. С постепенным изнеможением веры увлекалось в воду и тело его. И, видя немощь его, Целитель душевных немощей Иисус сказал ему «Маловерный! Зачем ты усомнился?» ( Мф. 14:31 ). И опять, подкрепляемый Державшим его за руку, как снова уверовал, руководимый Владыкою, вновь приемлет ту же силу ходить по водам. Ибо о сем не прямо упомянуло Евангелие, сказав: «и влезшим им в корабль» (32). Не говорит, что Петр плыл, а потом взошел на корабль, но дает разуметь, что, какое расстояние прошел Петр, идя к Иисусу, такое же про-шедши и обратно, взошел на корабль. 8. Вера же имеет столько силы, что спасается не один только верующий, но по вере одних спаслись и другие. Капернаумский расслабленный не имел веры, но веровали те, которые принесли и свесили его с кровли. Ибо в больном вместе с телом болела и душа. И не подумай, что обвиняю его напрасно; само евангелие сказало: «и видя Иисус веру их», не его веру, но «веру их», говорит «расслабленному: встань» ( Мф. 2:6 ). Веровали принесшие, а исцелением воспользовался расслабленный. 9. Желаешь ли достовернее узнать, что верою одних спасаются другие? Скончался Лазарь. Прошел день, два, три; телесные связи распались, и гнилость начала уже поядать тело его. Как же мог уверовать и умолить за себя Избавителя четверодневный мертвец? Но чего недоставало умершему, то восполнено родными ео сестрами. Ибо сестра припала к ногам пришедшего Господа и когда на вопрос: «где вы положили его», отвечала: «Господи, уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе»; Господь говорит: «если будешь веровать, увидишь славу Божию» ( Иоан. 11, 34. 39. 40 ), как бы выражая сим: «недостаток веры умершего ты восполни». И столько превозмогла вера сестер, что из врат адовых вызвала мертвого. Так другие, уверовав за других возмогли воскрешать мертвых; не тем ли паче приобретешь пользу ты, если искренно будешь веровать сам за себя? Но если ты и неверен, или маловерен, то Господь человеколюбив и преклоняется к тебе, кающемуся. Скажи только и ты благопризнательно: «верую, Господи, помози моему неверию» ( Марк. 9:24 ). Если же почитаешь себя верующим, но не имеешь еще совершенства веры, то и тебе, подобно, как апостолам, потребно сказать: Господи, «умножь в нас веру» (Лук. 17:5). Ибо имеешь то, что от тебя, гораздо же больше приемлешь того, что от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Иоан. 5:22, 27–29 ; Матф. 16:27, 7:21–13 , 11и 24, 35 и 41–42, 13:37–43, 19:28–30, 24:30, 25:31–46. Деян. 17:31 . Иуд. 14–15 . 2Кор. 5:10 . Рим. 2:5–7, 14:10 . 1Кор. 4:5 . Еф. 6:8 . Кол. 3:24–25 . 2Сол. 1:6–10 . 2Тим.4:1 . Откр. 20:11–15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31–46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей...). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и на самих даже падших ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Иуды 6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет Сын Человеческий в день суда... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт. 25:41–46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мар. 9:43–46 , также 45–49). Там будет плач и скрежет зубов – не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр. 19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол. 1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

  Слова Златоуста : Для того в означенном составе выражения употребил оборот повелительный, что у меньших, когда они воспламеняются усердием к большим, есть обыкновение употреблять такие выражения. И глубокомысленный Евстафий : Когда слова сказываются меньшими большим в виде повелительных, тогда имеют значение желательных. И Исихий говорит: Напряги против врагов и успевай с верными, а царствуй над теми и другими, чтобы одних— врагов покорить, других—верных—увенчать. Ибо судии и царю это свойственно (в изд. Своде).   Истины ради и кротости и правды. Произведи, говорит, все это и побеждай, Господи, потому что Ты и кроток, и истинен, и праведен, как сам Он сказал: Я есмь путь и истина (Иоан.14, 6), также: научитеся от Меня, ибо Я кроток; так надлежит нам исполнить всякую правду (Матф.11,29,3,15). Разумеют и иначе—так: произведи, Христе, все вышеозначенное, чтобы насеять на землю истину, кротость и правду, вместо прежней лжи, жестокости и неправды, как говорит Златоуст. И наставит Тя дивно десница Твоя. К произведению таковых дел поведет Тебя правота Твоя, то есть, доброе естество Твое; потому что Ты будешь достаточен сам для себя, не нуждаясь в помощи другого, по изъяснению Златоустого. Поистине чудное и великое дело руководствоваться в делах своих самим собою и не иметь нужды в другом ).   К сему прибавим слова Златословесного : Должно удивляться не только произведениям, но и тому, что они произведены чудно. Ибо смертью разрушена смерть, клятвою уничтожена клятва и даровано благословение; снедию мы извержены прежде, снедию введены опять; дева изгнала нас из рая, чрез деву мы обрели вечную жизнь. Чрез что мы осуждены, чрез то и увенчаны. Посему и Исаия говорил (прибавляет он же): начальство было на рамени Его, не с тем (говорил), чтобы ты разумел плечо,—да минует подобная мысль! Но с тем, чтобы ты знал, что Он не имеет нужды в чьей либо помощи, ибо естество оное и сила достаточны сами для себя и в знании производимого и в приведении оного в исполнение. Слова Феодорита : Упомянув о мечте, далее упоминает и о правой руке; а правая (рука) есть правые намерения, при которых он не может иметь греховного преткновения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010