“Но кто ударит тебя в правую щеку...”     “Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” (Матф.5:39). Чтобы понять эти слова, нужно знать, что в древнееврейском государстве существовал особый обычай, позволяющий выразить человеку свое презрение тому, кого этот человек не уважает. Наивысшей формой демонстрации презрения у древних евреев было нанесение удара ладонью по одной щеке, а потом тыльной стороной ладони по другой щеке. Если человек виновен в чем-либо и достоин публично выраженного ему презрения, и согласен с предъявленными ему обвинениями, то он должен смиренно подставить сперва одну, потом другую щеку. Этим действием человек показывает то, что признает свою вину, то, что заслужил презрение и покорно воспринимает эту унизительную процедуру. Если человек не виновен, он не должен подставлять второй щеки, а доказать свою невиновность и не заслуженность обвинений в презрении и неуважении к его личности.    Так Иисус Христос не признал Себя достойным унижений и необоснованных обвинений, и не подставил второй щеки под удар. “Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?” (Иоан.18:22-23). Отказом подставить щеку, Иисус Христос, во-первых, продемонстрировал свою невиновность в обвинениях, и следовательно дал понять, что Он не заслужил презрения. Во-вторых, Иисус Христос не подставлением второй щеки показал, что он не согласился с несправедливым обвинением, и не подчинился злу и насилию. Но сумел отвратить от себя несправедливость не путем агрессии в ответ на незаслуженное насилие, а кротостью и правдивым вопросом, таким образом, победив зло добром.    В разбираемом нами примере Иисус Христос наоборот рекомендует подставить вторую щеку под удар. Подставление второй щеки делалось по обычаю только в том случае, когда человек признает свою вину и покорно принимает презрение за содеянный им плохой поступок. В начале, посоветовав не противиться злому, то есть не проявлять неприязнь, раздражительность, вражду в адрес злодея, Иисус Христос затем продолжает развивать свою мысль дальше, советуя подставить другую щеку. Иными словами Спаситель имеет ввиду ту ситуацию, когда человек повинен в неблаговидном поступке. И в этом случае человек не должен увиливать и отказываться от своей вины, а должен подставить вторую щеку, показав тем самым, что признает свою вину, кается в содеянном и проявляет смирение и покорность. То есть Спаситель говорит только о той ситуации, когда человек действительно повинен, и в виде покаяния должен признать свою вину.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Вопрос 162. Какую любовь должно иметь друг к другу? Ответ. Какую Господь показал и какой научил, сказав: «любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Иоан.15, 12 – 13 ). А если должно полагать душу, то тем более необходимо в отдельных случаях оказывать усердие к пользе каждого, не сообразуясь с людскими отношениями, но с целью благоугождения Богу.    Вопрос 163. Каким образом может человек приобрести любовь к ближнему? Ответ. Каким образом может человек приобрести любовь к ближнему? Во-первых, да страшится суда за преступающих заповедь Самого Господа, сказавшего: «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин. 3, 36 ); Затем да вожделевает вечной жизни, ибо «заповедь Его есть жизнь вечная» ( Ин. 12, 50 ); «первая же наибольшая заповедь... возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; ...вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22, 37–39 ; Мк. 12, 30–31 ). Да желает также уподобиться Господу, сказавшему: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» ( Ин. 13, 34 ). А еще помогут и следующие рассуждения: ежели брат благодетель наш, то мы и по-человечески обязаны ему любовью, какую соблюдают и язычники, как ясно говорит о сем Господь в Евангелии: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» ( Лк. 6, 32 ); если же он злодей нам, то и в сем случае мы обязаны любить его, не только по заповеди, но и за то, что оказывает благодеяние в важнейшем, если верим Господу, сказавшему: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5,11–12 ).    Вопрос 175. Из чего видно, кто любит брата по заповеди Господней, и чем обличается, кто любит его не так? Ответ. У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его. Потому блажен, кто плачет о согрешающем, который чрез сие подвергается страшной опасности, и радуется о поступающем хорошо, который, как написано, приобретает сим несравненную выгоду. Да и Павел Апостол свидетельствует, говоря: «страдает ли один член, страдают с ним все члены», без сомнения, по закону любви о Христе; и «славится ли один член», очевидно, в рассуждении цели благоугождения Богу, «с ним радуются все члены» ( 1Кор.12, 26 ). А кто не так расположен, тот явным образом не любит брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову» ( Мф. 21:14–15 ), «благословен Грядый во имя Господне» ( Мф. 23:39 , Лк. 13:35 ) не стерпели Его прославления. И вот приблизились они к Нему и сказали: «слышишь ли, что они говорят» ( Мф. 21:16 )? Ты не смущаешься, что тебя прославляют, как Бога? Ты не сердишься, слыша от незлобивых то, что приличествует одному Богу? Не открыл ли Бог в древности через пророка: «не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 )? Также: «Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» ( Иоан. 10:33 )? Что же на это Он великодушный, щедрый милостью и медленный на гнев? Выдерживает натиск нападающих, задерживает защитою раздражение, приводит со своей стороны Писание, указывает относящиеся свидетельства и не перестает спрашивать. Поэтому и говорит: А вы-то разве не слышали, что Я говорил через пророков: тогда узнаете, «Я тот же, Который сказал: «вот Я!» ( Ис. 52:6 )? И этого опять вы не знали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» ( Пс. 8:3 )? Вы, внимающие закону, и читающие пророков, отвергаете Меня, о Котором проповедано в законе? Вы под видом благочестия думаете прославлять Бога, не понимая, что не признающий Меня и Отца не признает? Я ведь от Отца вышел и пришел в мир, и Моя слава есть и Отца Моего слава. Будучи изобличены так Спасителем нашим Богом, безрассудные прекратили спор, умолкнув перед истиною; но, предприняв иное решение, составили против Него совет. Мы же воспеваем: «велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим» ( Псал. 146:5 )! Все же это было для того, чтобы взявший грех мира Агнец и Сын Божий добровольно пошел за нас на спасительную страсть и предался на суд, и чтобы пренебрегшие Им, искупившим животворящею Своею кровью мир, согласились на тридцать сребреников, и чтобы Христос соделался пасхой, принесенной за нас в жертву, и чтобы те, которые очищают себя драгоценной кровью Его и ею запечетлевают уста, как некогда косяки дверей, избежали стрел всегубителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Во многих других местах Св. Писания от людей требуется, чтобы их любовь была подобна любви И. Христа и простиралась до пожертвования своею жизнью; напр., Иоан. 15:12 ; 2Кор. 12:15 ; 1Солон. 2:8 и друг. И это требование исполнимо, благодаря непобедимой силе, которую сообщает людям любовь Божия. Об этом в сильных и пламенных словах свидетельствует апостол Павел ( Рим. 8:35–39 ), сам подтвердивший свое свидетельство трудами, страданиями и самою смертию, подъятыми им из любви к Богу. То же подтвердили все вообще апостолы своею деятельностию, жизнью и смертию. Подражали им в этом целые сонмы христианских мучеников, живших в первые века христианства и страдавших за любовь ко Христу. Были подобные им и во все времена, есть таковые и теперь, будут и после. A в первые века христианства были даже и целые церкви (Македонские), которые, среди великого испытания скорбями и при глубокой нищете, отличались такой необыкновенной благотворительностью, что привели в удивление самого апостола Павла, сказавшего о них, что они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам, т. е. апостолам, no воле Божией ( 2Кор. 8:1–5 ). В Св. Писании мы находим указание и на то, что сообщение есть существенное свойство истинной любви. – Так, в людях богатых существенным признаком любви признается вспомоществование бедным, a вспомоществование есть сообщение своего другим. Кто имеет достаток в мире, говорит Иоанн Богослов, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Иоан. 3:17–18 ). Затворяет сердце свое от бедного и вместе с тем запирает от него и имение свое – это значит, что он не сообщает бедному ни духовного дара, напр., слова утешения, сочувствия, сострадания, ни вещественного. Нет сообщения своего другому, нет и любви. По учению Самого И. Христа царство Божие наследуют те, которые отличались делами благотворительности: питали алчущих, поили жаждущих, одевали нагих и т. п. ( Мф. 25:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

«Голову с ногами и внутренностями». Начало и середина, как невидимый совет; ноги, как человек. Голова с ногами и внутренностями. Начало, середина и конец: все содержит, заключает и соединяет в Себе самом неразрешимыми связями, сделавшись действительно посредником между Богом и человеком. «Голову с ногами и внутренностями». Высота, глубина и широта суть утверждения земли. «Голову с ногами и внутренностями». Закон и слово, как совет. «Как прекрасны на горах ноги благовестника» ( Ис. 52:7 ). «Костей ее не сокрушайте» ( Исх. 12:46 ), – чтобы удостоверить воскресение с телом. " Подай, – говорит, – перст твой в раны от гвоздей» ( Иоан. 20:27, 25 ), чтобы знать, «ибо дух плоти и костей не имеет» ( Лк. 24:39 ). Опресноки ешьте с горькими травами, – потому что горьки они для тебя и знаменуют горькие дела. «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» ( Ис.1:7 ). «Ешьте пасху с поспешностью» ( Исх. 12:11 ). И конечно, всякому намеревающемуся приступить к такому телу должно быть добрым и трезвым. «Препоясав чресла ваши». Должны быть оставлены природные путы – плотские стремления и грязные удовольствия. »Обув ноги«, – чтобы пути были правильные, опоры – не кривые для утверждения истины. Сандалии ваши, которые Моисей развязал, а Христос подвязал, на ногах ваших. »Сними, – говорится, – обувь твою с ног твоих» ( Исх. 3:5 ), – чтобы видно было временное значение закона. «Я недостоин развязать ремень обуви Его» ( Лк. 3:16 ), – чтобы показать всеобщее значение заключенного договора. «И взяли каждый свой жезл» ( Чис. 17:9 ). Знак божественной силы, опора мыслительной твердости. Жезл (для) Моисея, жезл (для) Аарона, жезл ореховый, жезл, разделяющий бездны морские, жезл, подслащающий горечь источников, жезл, на котором покоятся семь святых даров Духа Божественного: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» ( Ис. 11:2–3 ). Это – пасха, пасха Господня! возгласил Дух, потому что она не образ, не вымысел, не тень, но пасха истинно Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Да и Моисей говорит: " отцы не должны быть наказываемы смертью за детей " (Втор.24:16). И об одном царе повествуется, что он потому не сделал этого (не убил детей убийц), что соблюдал закон Моисеев (4Цар.14:6). Если же кто скажет: как же написано: " наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода] " (Исх.20:5)? – то мы ответим на это, что это не всеобщее определение, а сказано применительно к исшедшим их Египта. Слова эти значат вот что: так как исшедшие из Египта, несмотря на знамения и чудеса, сделались хуже своих предков, которые ничего этого не видели, то их постигнет тоже самое, что постигло их предков, потому что они дерзнули на такие же преступления. А что это именно о них сказано, в том вполне уверится всякий, кто вникнет в это место. Итак, почему (слепорожденный) родился слепым? Да явится, говорит, слава Божия. Вот опять новое недоумение: как будто, без его наказания, нельзя было явиться славе Божией! Но совсем не то и сказано, чтобы нельзя было; конечно, было можно; но да явится (слава Божия) и на нем. Итак, скажешь, он обижен был ради славы Божией? Чем же обижен, скажи мне? Что, если бы Господу было угодно, чтобы он и совсем не родился? Я, с своей стороны, утверждаю, что он получил даже благодеяние от своей слепоты, потому что прозрел внутренними очами. Что пользы в зрении иудеям? Они подверглись только большему наказанию оттого, что остались слепыми при своем зрении. А ему какой вред от слепоты? Чрез нее он прозрел. Таким-то образом, как зло настоящей жизни не есть зло, так и добро не есть добро. Только грех есть зло, а слепота не зло. И Кто привел (слепца) из небытия в бытие, Тот имел власть и оставить его в таком положении. А некоторые говорят, что эта частица ( να – да, чтобы) и указывает здесь не на причину, а на последствие, – точно также, как и в другом месте, где говорится: " на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы " (Иоан.9:39). Не для того, конечно, пришел Христос, чтобы видящие слепы были. Равным образом Павел говорит: " что можно знать о Боге, явно для них, так что они безответны " (Рим.1:19,20), – хотя Господь не для того явил им это, чтобы они лишены были оправдания, а для того, чтобы получили оправдание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

п. Демоны, вселившись в человека, могут говорить от своего лица. При этом они могут помрачать разум и терзать человека до такой степени, что он может, испуская пену, падать на землю. Об этом рассказывает, например, евангелист Лука (Лук. 4, 35; 8, 27; 9, 39). Диавол еще до отпадения от Бога был могущественным ангелом и пока он остается могущественным, но он не всемогущ, его силы ограничены. Христос называет его «князем мира сего» (Иоан. 14, 30). По слову св. ап. Павла, сатана — князь, господствующий в воздухе: «По воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Ефес. 2, 2). Сатана возглавляет царство тьмы. Он имеет власть над царством смерти. Св. ап. Павел в послании к Евреям говорит: «Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диа-вола» (Евр. 2,14). Какова же конечная участь диавола и всех ангелов его? Они побеждены Господом Иисусом Христом на Голгофском Кресте и в день Страшного Суда потерпят окончательное поражение, будут навеки «ввержены в озеро огненное и серное» (Откр. 20, 10). Победа над диаволом дарована каждому христианину, который принимает искупительную Жертву Сына Божия, достойно причащаясь Тела и Крови Господней. ОТНОШЕНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ В ЦЕЛОМ И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ОТДЕЛЬНОСТИ Вся жизнь христианина есть непрестанная невидимая брань с духами злобы. Св. Писание изображает диавола в образе свирепого льва: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою» (1 Петр, 5,8—9). Демоны первым делом оказывают свое влияние на мысли, на душу человека, на его нравственное состояние. Образ и способ этого их воздействия нам непонятны. Св. Писание указывает, что сатана может производить ослепление ума в человеке, возбуждать порочные желания в сердце, склонять человека к греху, злу, порочным действиям. Что бесы действуют на людей, в этом не должно быть сомнения. Если может действовать сила на вещество, дух человека на его тело, психика одного человека на психику другого, то почему не могут воздействовать на людей духи высшей природы и силы, более могущественные, чем человек? Пагубное действие злых духов простирается не только на душу человека, но также и на его тело, на внешнее благосостояние и даже на окружающую природу.

http://zavet.ru/kozni1-pr.htm

Следовательно, будет установлена и новая суббота (день покоя). Очевидно, здесь Исаия говорит пророчески о новой субботе, т. е. воскресном дне. И другие пророки говорили об этом воскресном дне, но только называя его пророчески: «в один день»: Зах. 3. 8–10 , «в тот день»: 9, 16; 13, 1. Пророки предсказывали не только «Христовы страдания, но и последующую за ними славу»: 1Петр. 1, 11 , а она (слава) явилась именно в день воскресный, когда «Христос воскрес из мертвых славою Отца»: Рим. 6, 4 . Пророк Иезекииль вот что говорит о дне воскресном: «И знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог»: Иезек. 39, 13. По примеру Иисуса Христа, апостолы посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времен апостольских ведет свое начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной Церкви получает особенно важное значение: Мрк. 16, 9 ; Иоан. 20, 19 ; Деян. 20, 7–8 . На этот именно день установлены и дела милосердия: 1Кор. 16, 1–2 . Апостол и евангелист Иоанн Богослов в этот, воскресный, день удостоился слышать голос Божий: Откр. 1, 10 . О почитании храмов Божиих Мрк. 13, 1–2 . «И когда выходил Он (Иисус Христос) из храма, говорит. Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие зданея? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». Объясн. Это пророчество относилось до храма евреев, но уверовавших во Христа, и исполнилось в 70 году по Рождеству Христову. Храмы же христианские есть и будут во вселенной домами молитвы у всех народов: Мрк. 11, 17 ; Мал. 1, 11 ; Деян. 15, 16–17 , и до второго пришествия Христа: 2 Фесс. 2, 4. Иер. 7, 4–5 . «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши; если будете верно производить суд между человеком и соперником его». Объясн. Этими словами Господь делает укор судьям за то, что они жили нечестиво и грешно: ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Словом «душа» в Библии обозначаются физическая жизнь. В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ. «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» ( Быт.1:20 ). «Да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их» ( Быт.1:24 ). Ирод искал души Спасителя – Младенца, то есть Его жизнь. «Умерли искавшие души Младенца» ( Матф.2:20 ). О душе, как о жизни человека, говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить. «Душу спасти, или погубить» ( Мар.3:4 ). 2. В высшем смысловом значении слова «душа» применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Матф.10:28 ). 3. В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове «душа» когда говорится о сбережении и потере души. «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» ( Матф.10:39 ). «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» ( Иоан.12:25 ). 4. В Библии слово «душа» также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:32 ). 5. В Библии слово «душа» также используется для обозначения человека, как личности. «И стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). «Душ около трех тысяч» ( Деян.2:41 ). Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прежде всего, душа живая, находящаяся во временной телесной оболочке. Согласно христианским представлениям, чем ближе человек к Богу и чем благочестивей его образ жизни, тем миловидней его внешность. Но наряду с земным физическим телом, каждый человек получит духовное тело после всеобщего воскресения. То, каким будет это духовное тело, зависит от поступков, совершаемых человеком во время земной жизни. Если человек делал злые поступки, он получит безобразное тело, в котором отразятся в виде уродств все его грехи. Если человек делал добрые дела, он получит чистое прекрасное духовное тело, подобное Ангельскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Соответственно, Бог наш есть такой Отец, что никто другой не должен почитаться рядом с Ним: таков и Бог наш Сын, что никто другой не должен почитаться рядом с Ним; тем не менее, наш Бог есть и Святой Дух, так что никто другой не должен почитаться рядом с Ним: потому что кроме Сего единого Бога нет иного Бога, о котором Давид говорит: Кто есть Бог, если не Господь, или кто есть Бог но Бог наш (Пс. 17,32) И Сам Бог говорит: Смотрите, смотрите, что Я Бог, и нет иного, кроме Меня (Втор. 32:39). Об этом также блаженный Иаков говорит: Веруете, что есть один Бог, хорошо поступаете; и бесы верят и трепещут (Иак. 2:19). 20. Естественно, что иной Бог не почитается пред Сыном, потому что иной Бог не почитается пред Отцом, и иной Бог не почитается пред Святым Духом. Но в лицах один Отец, другой Сын, другой Святой Дух; ни сам Отец, который есть Сын, ни сам Святой Дух, Который есть Отец или Сын; но Тот же Бог, Отец и Сын и Святой Дух. Сам Сын и Отец показаны иными лично, и Дух Святой, когда Сын сказал: есть другой, свидетельствующий обо Мне, и знаю, что истинно свидетельство Его, то, что Он свидетельствует обо Мне (Ин. 5:32). И чтобы кто-нибудь не подумал, что это было сказано об Иоанне, Он немного позже сказал: Но я имею свидетельство большее, чем Иоанн. Ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, и самые дела, которые Я творю, свидетельствуют обо Мне, потому что Отец послал Меня. И Отец, пославший Меня, свидетельствует обо Мне (Там же, 36). Он также показал лично иного Духа Святого, сказав: Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои, и Я попрошу Отца, и Он даст вам иного Утешителя, чтобы пребыл с вами вовек, Духа истины (Ин. 14:15), о Котором и в другом месте говорит: «Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю к вам от Отца, Духа истины, исходящего от Отца, Он будет свидетельствовать о Мне (Иоан. 15:16). Ныне величие Отца и Сына едино, и оно не сходит с небес на место. Действительно, высшее и истинное божество не может переходить с места на место, потому что оно всегда и везде целостно.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010