— Именем Иисуса Христа повелеваю вам, ползающим змеям, ехиднам и скорпионам: идите каждый на свое место, никому не вреди! И гады тотчас расползлись в разные стороны. Спустя некоторое время, смилосердившись над умершим от гадов, она воскресила его, помолившись Господу, и сделал то, что он стал христианином. И не только он, но многие, видя такие дивные чудеса, уверовали в Господа. Князь же, разъярившись, приказал отрезать ей девственные сосцы и потекло из ран молоко вместо крови. Тогда отрезали ей язык, прославлявший Христа Бога. Мученица же и после того, как отрезали ей язык, говорила ясно и, схватив отрезанный язык, бросила в лицо князю и попала ему в глаза: — Ешь, — сказала, — нечестивец, мои члены! И ослеп князь от этого прикосновения языка к глазам, а святая еще с большею силою благословляла Бога, а идолов и идолослужителей поносила. Игемон же, не снося более обидных слов святой Христины и гневаясь за свое ослепление, приказал предать ее смерти. Тогда святая была проколота железными копьями от воинов, и предала непорочная дева и великая мученица Христова святая Христина свою честную и святую душу в руки Господа своего. Столь великую силу явил в лице ее Господь, что три лютых мучителя не возмогли одолеть одной отроковицы. Один из рода святой Христины, веровавший во Христа, взял многострадальное тело ее и похоронил с честию. Всё это происходило в царствование у римлян и греков нечестивого Севера, в великое царствование у христиан Господа Иисуса Христа, Которому честь и слава со Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков, аминь Кондак, глас 4: Световидная голубица позналася еси, криле имущи злате, и к высоте небесней возлетела еси, Христино честная: темже твой славный праздник совершаем, верою покланяющеся твоих мощей раце, из неяже истекает всем обильно исцеление божественное, душам же и телом. Житие преподобного отца нашего Поликарпа, архимандрита Печерского Блаженный и достохвальный Поликарп — многоплодный по имени — был многоплоден и в своих добрых делах; он принес тот обильный плод, о котором сказал Небесный Делатель: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан.12:24), и еще: «кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Иоан.15:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию. В словах всякий, рожденный от Бога, апостол упомянул об усыновлении Богу и о рождении. А это вместе совершается чрез святое крещение. Посему говорит: Сей есть пришедший водой и кровию Иисус Христос, возрождающий и делающий нас сынами Божиими. Ибо это подразумевается и как следствие в словах: рожденный от Бога побеждает мир. Как рожденный? Водой и кровию. Ибо пришедший Иисус Христос возрождает водой и кровию. И опять прибавляет с повторением слова: не водой только возрождающий, но водой и кровию. Ибо хочет прежде доказать прославление усыновляющего нас Христа, потому что прежде усыновлен Богом человек, сущий во Христе, а потом Христос чрез Свое усыновление даровал и нам такое достоинство. А сыновство Его объявлено трижды: один раз при крещении на Иордане, когда Отец свыше свидетельствовал, что крещаемый есть Сын возлюбленный. Итак, Иисус пришел водой, то есть объявлен Сыном Божиим чрез свидетельство Отца при крещении в воде. Кровию, когда, идя на крест, говорил: прославь Меня Ты, Отче! и когда принесся глас: и прославил, и еще прославлю, который слышавшие приняли за гром (Иоан. 17,5; 12,28-29). Духом, когда как Бог воскрес из мертвых; ибо воскрешать Самому Себя свойственно одному только Богу, а словом Дух называется Бог, как можно видеть в изречении: Бог есть дух (Иоан. 4,24). Итак, при свидетельстве трех (крещения, креста и воскресения) о сыновстве Иисуса, сыновство Господа непререкаемо. А чрез Свое сыновство, как начаток всего рода человеческого. Он даровал и нам право быть сынами Божиими. И сии три в одном Христе. Ибо это значит выражение: и сии три едино, то есть по отношению к свидетельству о Христе. Нужно знать, что некоторые из отцов слово Дуг разумели не о воскресении Христа, но об Отце, когда Он воззвал на Иордане: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Матф. 3,17), так как Бог есть Дух, как мы выше сказали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1054...

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей... Дружба с миром есть вражда против Бога... Весь мир лежит во зле» (1Иоан. 2:15, 5:19; Иак. 4:4 )...– говорят нам Апостолы и в тоже время заявляют, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... чтобы мир спасен был чрез Него», потому что «мир и начал быть чрез Него» ( Иоан. 1:10; 3:16–17 )... Какое, повидимому, глубокое противоречие! С одной стороны, мир действительно есть отрицание Богаи дружба с миром–не только отрицание любви Отчей, но и вражда против Бога; с другой–мир есть объект высочайшей любви Божией и наилучшее свидетельство о бытии Творца!.. Но в том-то и дело, что противоречие здесь только кажущееся. Всякий ли мир, по учению Апостолов, есть отрицание Бога и со всяким ли миром дружба богопротивна? Апостолы ясно говорят нам о двух мирах, или точнее–о двух течениях мировой жизни. Первое–когда мир жил по законам своего Творца, второе–когда он преступил волю Бога и в своем падении дошел до того, что «никто в нем не ищет Бога», так что «весь мир оказался виновен пред Богом» и попал во власть «духов злобы поднебесных», которые, как новые «мироправители», стараются пересоздать его по своим законам «тьмы» ( Римл. 3:9, 19 ; Ефес. 6:12 ). Последний мир Христос и Апостолы называют: «мир сей»; он дышит «духом»диавола и его «обычаем» служить «воля князя власти воздушныя» ( Иоан. 14:30; 16:11; 18:36 ; 1Иоан. 2:16 ;Кор. 2:12; Ефес. 2:2 ). Об этом, и только об этом, «мире» говорят Апостолы: «не любите мира, ни того, что в мире... Ибо все, что в мире... не есть от Отца, но от мира сего»... Только об этом «мире» и Христос говорил Пилату: «царство Мое не от мира сего, или в молитве к Отцу: «они (ученики) не от мира»... потому что «приняли не духа мира сего, а духа от Бога!.. При этом необходимо помнить, что Апостолы, предостерегая христиан от любви к «миру сему», разумели любовь, побуждающую идти по стопам любимого существа, но отнюдь не любовь, которая спасает грешника, так как спасение грешного мира было выше человеческих сил. Когда же Апостолы говорили о любви к грешному миру со стороны Бога, то разумели уже любовь, спасающую мир от греха: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного... чтобы спасен был чрез Него»... Как только Бог«во Христепримирил мир с Собою», – в «мире сем» образовался новый мир или «новая тварь», воспринявшая Христа и отвергшая «обычай мира сего» и действующую в нем «волю князя власти воздушныя». И любовь к этомуновому миру, как подражание делам «новой твари», Апостолы возвещали в каждом своем слове ( 2Кор. 5:17 ; Ефес. 4:22–24 ).Этот же мир являлся самым лучшим утверждением Бога, и дружба с этим миром была единственным угодным Богу делом ( Мф. 5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Но скажут: известно, что Христос, по воскресении, вознесся на небо и сидит одесную Бога и Отца? Это правда, но правда и то, что Он сам же обещал нам пребывать с нами всегда и везде до скончания мира: “ Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ” (Матф. 28:20). Итак, если Он с нами и во все дни до скончания века, то где же Он с нами, в каком месте, между какими лицами и чинами, и как узнать можно наверняка Его присутствие? Я искренне желаю искать и найти Тебя, Господа моего. “ Сердце мое говорит от Тебя: “ищите лица Моего”; и я буду искать лица Твоего, Господи ” (Псал. 26:8); только Ты сам дай знать мне о Себе; “ Равви, — где живешь ?” (Иоан. 1:39)? Яви лицо Твое, и спасены будем. Но, приступая к поискам Христа, мы должны тщательно остерегаться, чтобы не попасть на ложного Христа, в чем Он сам предостерегал учеников своих. “ Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне,” — не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах,” — не верьте ” (Матф. 24:23–26). Другие скажут: Христос везде, как и Церковь исповедует в следующей песне: “во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный.” Да, Он везде своей силой и всемогуществом, но не везде своим благоволением и благодатью; a в ином месте никогда не бывал, в другом же был, да ушел, и — не просто, a с грозным предречением: “ се оставляется вам дом ваш пуст ” (Матф. 23:38 ). Где же Он именно? Псалмопевец говорит: “ Господь во святом храме Своем ” (Псал. 10:4). Бесспорно это правда, но неложно конечно и то, что сказал святой первомученик Стефан: “ Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие? ” (Деян. 7:47–50). Тем более, что некогда и сам Господь назвал храм “ домом торговли и вертепом разбойников ” (Иоан. 2:16; Матф. 21:13 ). Следовательно, и здесь не всегда бывает Господь, a мы часто и даже очень часто до такой степени бесчинствуем во храмах наших, что едва ли и не всегда изгоняем Его.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Поэтому Он избегает всего, что могло бы ввести ее в заблуждение или пристыдить. Между тем, если бы Он сказал ей, что в Иерусалиме место, где должно поклоняться, как заповедал Моисее сынам Израилевым, то, конечно, возбудил бы в ней большое недовольство; тем более, что, — как мы уже сказали, — она имела за себя древнее предание о горе Сихемской, согласно которому на этой именно горе Авраам по повелению Божию должен был принести в жертву Исаака. С другой стороны, если бы Он, снисходя к ней, сказал, что эта именно гора, и что самаряне, кланяясь на ней, хорошо делают, то такие слова были бы, конечно, не истинны. Поэтому, земные споры предоставляя земле, Он возводит Свою собеседницу к мысли о духовном поклонении и говорит: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу»; «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:21, 23—24). Видишь лучшее наставление, видишь мудрость искусного Учителя? «Иисус говорит ей: поверь Мне». Смотри, как возбуждает Он веру женщины. Смотри, как душу ее понемногу возводит к небесам, не пристыжая ее за наружность блудницы, но служа спасению души ее. Почему? Потому что Он и «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Лк. 5:32), потому что за погибшей овцой, не отлучаясь от недр отеческих, снисшел Он к нам, преклонив небеса, и сделался совершенным человеком, пребыв тем, кем был. «Иисус говорит ей: поверь Мне, что настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Поклонение Богу не ограничивается местом, но повсюду распространяется познание божественной благодати; уже более не присвояют себе иудеи и самаряне символов закона. Кто клянется Богу духом и истиною, достойно кланяется. Отныне богопочтение не заключается уже в чужих всесожжениях, в тельцах и баранах; нет более обрезания и соблюдения субботы; нет ни храма, ни жертвенника, ни козла отпущения, ни святого святых; упразднена тень и служение и извращенные субботы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3969...

Самаряне исповедуют, что все люди виновны, как бы выражая учение апостольское, что " все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его " (Рим.3:23,24). Говоря: " Спаситель мира " , самаряне конечно разумели мир погибший, и не просто Спасителя, но в делах весьма великих, потому что многие приходили спасать – и пророки и ангелы; но истинный Спас " Он истинно " , говорят самаряне, – Тот, кто подает истинное спасение, а не временное только. Таков дух искренней веры! Поэтому и в том и другом отношении самаряне достойны удивления: во-первых, что уверовали, во-вторых, что уверовали без чудес. Таких и Христос ублажает, говоря: " блаженны невидевшие и уверовавшие " (Иоан.20:29). Притом они уверовали искренно, хотя жена говорила им еще с сомнением: " не Он ли Христос " ? Но они не говорят подобно ей: и мы предполагаем это, или: и мы так думаем, но говорят: " узнали " , и не просто, а – " что Он истинно Спаситель мира " . Не как обыкновенного человека исповедали они Христа, но как истинного Спасителя. Кого же они видели спасенного Христом? Они слышали только слова Его, а говорят так, как будто видели многие и великие чудеса. Но почему евангелисты не говорят нам, о чем беседовал с ними Христос и что так было дивно для них? Знай, что евангелисты многие из великих изречений Его опускают, но все объясняют самым исходом дел: и здесь Христос Своим словом обратил к Себе весь народ и целый город. А где люди не убеждались Его словами, там (евангелисты) вынуждены были излагать Его учение, чтобы из-за нерадения слушающих не подверг кто-нибудь осуждению Проповедующего. " По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею, ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве " (Иоан.4:43,44). Почему это прибавлено? Потому, что Он не пошел в Капернаум, но в Галилею, а оттуда в Кану. А чтобы ты ни изыскивал, почему Он у своих не остался, а у самарян, евангелист представляет ту причину, что Его там не слушали. Поэтому и не пошел туда, чтобы не было им за то тем большего осуждения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Св. Августин говорит: " Ты видишь Троицу, если видишь любовь " . Это значит, что тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, т. е. любовью, чем нашим слабым умом. Учение Иисуса Христа, Сына Божия, было записано Его учениками в священную книгу, которая называется Евангелием. Слово " Евангелие " значит благая, или добрая весть. А все священные книги, соединенные вместе, в одну книгу, называются Библией. Это слово греческое, а по-русски означает книги. ВОПРОСЫ: Можем ли мы вполне постигнуть умом своим, кто такой Бог, и сами узнать о Нем? Откуда же мы узнали о Боге, и что Он Творец мира? Кто дополнил учение о Боге, что Он один, но Троичен в Лицах? Как называются Лица Святой Троицы? Чем отличаются между Собою Лица Святой Троицы? Что такое Евангелие и что такое Библия? Свойства Божии Бог открыл нам о Себе, что Он - бестелесный и невидимый Дух (Иоан. 4, 24). Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем. Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе. Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом - в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы. Бог сказал Моисею: " человек не может увидеть Меня и остаться в живых " (Исх. 33, 20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо " Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы " (Иоан. 1, 5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим. 6, 16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Что мы спасаемся не одною верою и добрыми делами, а благодатью Божиею, это ясно видно из Писания: «Мы веруем, говорит ап. Павел, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они“, то есть язычники ( Деян. 15: 11 ), потому что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе“ ( Рим. 3: 23–24 ). «Страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен“ ( 2Тим. 1: 8–9 ). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения (крещения: Иоан. 3: 6 ) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни“ ( Тит. 3: 4–8 ). «Ибо благодатию вы спасены, чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился“ ( Ефес. 2: 6–9 и Рим. 5: 15–16 ). 4) Из каких примеров видно, что, кроме веры и добрых дел, нужна еще благодать Божия? Упоминаемый в книге Деяний Апостолов (гл. 10) Корнилий был «муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу“ (ст. 2), однако и он не мог иметь надежды на спасение до тех пор (ст. 6), пока не получил благодати Божией в таинстве крещения (ст. 47–48), ибо только тот, «кто будеть веровать и крестится, спасен будет“ ( Мар. 16: 16 ). «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие“ ( Иоан. 3: 5 ). 5) Как же подается верующим спасительная благодать Божия? Спасительная благодать Божия, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее. 6) Что называется таинством? Таинством называется такое видимое священнодействие, в котором невидимо, тайно, подается человеку благодать Божия ( 1Кор. 4: 1 . Ефес. 5: 31–32 ). 7) Сколько всех таинств? Всех таинств семь: рукоположение во священство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак и елеосвящение (См. Причт. Сол. 9: 1–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Это желание Свое и любовь к людям Бог доказал тем, что возлюбленного Сына Своего послал в мир грешников спасти (Иоан.3,16), даже предал Его на страдание и смерть, чтобы этим искупить верующих в Него от греха и вечной погибели. Апостол, изображая величие любви Божией к людям, говорит: Из людей едва ли кто умрет и за праведника: разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему, тем более ныне, будучи оправданы кровию Его, спасемся им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смерти/о Сына Его; то тем более примирившись, спасемся жизнию Его (Рим.5,7-10). Ради бесценных заслуг послушания, страданий, смерти и ходатайства Иисуса Христа, Бог прощает верующим в Него все грехи, и теперь по верованию Церкви (в 4 и 7 молитве к причащ.) нет греха, побеждающего милосердие Божие, лишь бы только сам человек не закосневал в грехах, покаялся, решился оставить их, почувствовал отвращение от них, смиренно просил прощения. И когда пред священником исповедует свои грехи и получит разрешение в них, то и Бог простит ему их. В этом нельзя сомневаться. Спаситель говорил Своим Апостолам, а в лице их и преемникам их: Приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Иоан.20,23). Кому разрешите грехи на земле, тому будут разрешены и на небе (Мф.18,18). Спаситель не обманывает, когда уверяет в этом; по Его уверению скорее могут прейти (поколебаться) небо и земля, а слова Его не останутся без исполнения (Мф. 24, 35). И Апостол Иоанн говорит: Если исповедуем грехи наши, то Бог, будучи верен Своим словам и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1,9). А если Сам Бог за нас, то кто против нас? Если Бог дал нам большее, - предал Сына Своего за всех нас, то как с Ним не дарует нам меньшего, - прощения грехов и царства небесного? Кто может обвинить избранных Божиих, когда Бог оправдывает их? Кто может осудить, когда Иисус Христос умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим. 8, 31-34) для нашего оправдания и спасения?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Иоан. 5:22, 27–29 ; Матф. 16:27, 7:21–13 , 11и 24, 35 и 41–42, 13:37–43, 19:28–30, 24:30, 25:31–46. Деян. 17:31 . Иуд. 14–15 . 2Кор. 5:10 . Рим. 2:5–7, 14:10 . 1Кор. 4:5 . Еф. 6:8 . Кол. 3:24–25 . 2Сол. 1:6–10 . 2Тим.4:1 . Откр. 20:11–15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31–46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей...). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и на самих даже падших ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Иуды 6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет Сын Человеческий в день суда... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт. 25:41–46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мар. 9:43–46 , также 45–49). Там будет плач и скрежет зубов – не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр. 19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол. 1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010