Духу. Хотя многое (Бог) изрек чрез ангелов, однако же никто не говорит: как сказал ангел, но: как сказал Бог; что изречено Богом чрез Ангелов, то принадлежит Богу, но принадлежащее Богу еще не принадлежит ангелам. А здесь (апостол) говорит, что это слова Духа (Деян.26:25-26). " и говорил о Нем " . Что говорил? " Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном " (Ис.6:1), и проч. Итак, славою он называет здесь видение, дым, слышание неизреченных таинств, зрение серафимов, молнию, исходящую от престола, на которую не могли смотреть те силы. " и говорил о Нем " . Что говорил? Что он слышал голос, говоривший ему: " кого Мне послать? и кто пойдет? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем " (Ис.6:8,9; сн. Иоан.12:40). Вот опять новое недоумение; но его не будет, если вникнем в дело надлежащим образом. Как солнце поражает глаза больных, но не потому, чтобы оно имело такое свойство, так бывает и с теми, кто не внимает словам Божиим. В этом же смысле говорится и о фараоне, что ожесточило его сердце. Так бывает и с теми, которые каким-нибудь образом противятся словам Божиим. И это – особенность Писания, равно как и выражения: " предал их Бог превратному уму " (Рим.1:28); и: " уделил народам " (Втор.4:19); это значит – позволил, попустил. В этих местах выражено не то, будто Бог и это производит, но показывается, что это происходит от злобы других. Когда мы бываем оставлены Богом, тогда предаемся диаволу; а предавшись диаволу, подвергаемся бесчисленным бедствиям. Итак, чтобы устрашить слушателя, говорит: " ожесточил " , и: " предал " . А что Бог не только не предает нас, но и не оставляет, если мы сами того не захоти, – послушай, что говорит: не " беззакония " ли " ваши произвели разделение между вами и " между Мною (Ис.59:2)? И еще: " удаляющие себя от Тебя гибнут " (Пс.72:27); а Осия говорит: " ты забыл закон Бога твоего, и Я забуду " тебя (Ос.4:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Ибо говорит так, как бы он совершил великое нечто: Господи, услыши голос мой! Феодорита: Сказав уши внимательны, сим он наименовал действие слуха и зрение: ибо только наши глаза имеют одну зрительную силу, и ушам дано действие одного слуха; а Бог какою силою слышит, тою же и видит, и которою видит, тою же и слышит. Ибо заметь, как сказано: уши внимательны (зорки) как бы одна и та же сила Божия была и слушающая и зрящая. 3. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Если, говорит, Господи, испытаешь и строго рассмотришь все беззакония людей, то кто из них перенесет испытание и исследование сие? Или кто окажется безвинным и чистым? Верно, никто. Так и Соломон говорит: кто похвалится, что у него невинное сердце? или кто скажет смело, что он чист от грехов (Прит. 20, 9)? и Павел также: все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23), и еще: ничего за собою не знаю; но тем не оправдываюсь (1 Кор. 4, 4). Двойное же: Господи, Господи! есть выражение удивления великой любви к людям и благости Божией. Златословесного: Не возможно, не возможно никому, представляя с точностью отчет в делах своих, получить когда либо милость и человеколюбие. Феодорита: Если праведно судишь держать весы правды, то кто в состоянии будет вынести приговор, произносимый ею? Тогда неминуемо все должны ожидать погибели. Яко у тебе очищение есть. Яко (на греч.) поставлено вместо: действительно. Действительно, говорит, и истинно у Тебя, Господи, собственно, снисхождение и истинное помилование; потому то и снисходительно и человеколюбиво, а не строго Ты испытываешь грехи людей. То есть не в наших подвигах (говорит златый Святитель) но от благости, говорит, Твоей зависит избавление от наказания. Сие открывая и чрез пророка, говорил: Я есмь очищающий беззакония твои (Исаия 43, 25), т. е. это Мое дело, Моей благости, Моего человеколюбия. Посему твое ни сколь не достаточно к увольнению тебя от наказания, если не присоединится то, что зависит от Моего человеколюбия. Оригена: Находящееся у Господа умилостивление за беззаконие есть Христос: ибо Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира (1 Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Ибо ясно научил сему апостол, сказав: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4,29), и еще присовокупив: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены» (30). А какое зло — оскорбить Духа Святаго Божия, нужно ли и говорить? Вопрос 24. Что такое укоризна? Ответ. Всякое слово, сказанное с расположением обесчестить, есть укоризна, хотя бы слово само по себе и не казалось обидным. И сие видно из евангелия, в котором сказано об иудеях: «Они же укорили его и сказали: ты ученик Его» (Иоан.9, 28). Вопрос 25. Что такое клевета? Ответ. Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком–нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в том, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым, тогда как апостол повелевает «не сообщаться» с таковым (1 Кор. 5, 11), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла… берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» (2 Тим. 4, 14–15). А кто без таковой необходимости говорит что–нибудь о другом с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду. Вопрос 26. Кто клевещет на брата, или кто слушает клеветника и терпит сие; чего тот достоин? Ответ. Оба достойны отлучения. Ибо сказано: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» (Пс.100, 5) Вопрос 27. А если будет говорить худо о настоятеле; как поступить с ним? Ответ. Суд на сие ясно виден в гневе Божием на Мариам, когда говорила она худо о Моисее. Греха ее Бог не оставил ненаказанным, хотя молился за нее сам Моисей (Числ 12). Вопрос 28. Если кто отвечает другому дерзким голосом и дерзкими словами, а, когда напомнят ему о сем, скажет: «у меня нет ничего худого в сердце»; то должно ли ему верить? Ответ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Однако таково бедственное состояние нашего падшего рода, что те возможности, которые позволяют принести себе и ближним много пользы, мы сами обращаем всем во вред. Апостол заповедует " Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. (Еф.4:29) " . Читая беседы в нашем православном интернете, можно подумать, что многие из нас то ли незнакомы с этими словами, то ли искренне полагают, что Апостол им не указ. Особенно печально, что " гнилые слова " которые в избытке можно обнаружить в православных интернет-блогах обращены преимущественно против других православных, с которыми авторы расходятся в каких-то мнениях. Как говорит святой Апостол Иаков, " Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. (Иак.4:11) " Интернет создает иллюзию безответственности — за глаза можно легко говорить то, что в глаза сказать, может, и посовестились бы, а фракции, которые легко формируются в сети, создают партийный дух — " мы " против " них " , когда самые резкие и неприличные выходки   " наших " против " врагов " воспринимаются на " ура " . Как горько, когда на обеих сторонах непристойной перепалки оказываются православные люди — те, которым самой Истиной сказано, " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан.13:35) " Резкие выпады оправдываются желанием послужить Господу и Святой Церкви, помочь делу проповеди слова Божия в нашей стране, обличить грех и неправду. Но разве можно послужить Господу, творя явный и несомненный грех? Даже говоря об обращении с людьми, совершенно чуждыми Церкви, более того, людьми чуждыми и враждебными истине, Апостол увещевает " рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2Тим.2:24,25) " . Таково должно быть обращение Христианина даже с явными и ожесточенными противниками Церкви; у нас же часто не желают выказать ни малейшей кротости и приветливости и по отношению к своим братьям. Такая брань и язвительные насмешки, которые можно у нас встретить, были бы неприличны и по отношению к людям внешним — а они оказываются обращены к братьям по вере.

http://radonezh.ru/analytics/ne-zloslovt...

«Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему, Между ними были Мария Магдалина и Мария Мать Иакова а Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27:55–56 ). Из сопоставления этих текстов видно, что Мария Клеопова была матерью Иакова и Иосии, о которых и упоминается в Евангелии от Матфея 13:55 . Если бы у Пресвятой Богородицы были другие сыновья, кроме Господа Иисуса Христа, причем эти (двоюродные) братья Христовы причислены к лику апостолов, то незачем было бы Христу и поручать Пречистую Деву Марию ученику Своему Иоанну Богослову ( Иоан. 19:25 ). Неужели Христос не доверял бы своим братьям, что они позаботятся о своей матери. 4) Православная Церковь , когда обращается к Пресвятой Деве Марии с молитвенным призыванием: «Пресвятая Богородице, спаси нас», то не учила и не учит, что Божия Матерь спасает нас собственными силами; она спасает нас своими молитвами и благодатью Сына Своего. Пророк Иеремия говорит: «Ибо Господь сотворит на земле нечто новое; жена спасет мужа. Так говорит Господь» (Иерем. 31:22–23). Сам апостол Павел говорит: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя " ( 1Тим. 4:16 ). «Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» ( Рим. 11:14 ). «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9:22 ). Читая эти места, никто из христиан не думает и не скажет, что св. апостол Павел, как и другие апостолы, спасал и спасает людей своими собственными силами, а не силою Божией. Точно также и признавая Пресвятую Богородицу, верующие не думают, что Пресвятая Дева Мария спасает нас своею собственною силою, а не силою Всевышнего. Сектанты, желая чем либо подорвать авторитет св. Православной Церкви, ссылаются на тексты Св. Писания, на основании которых хотят доказать, якобы Православная Церковь несправедливо учит о молитвенном призывании Пресвятой Деве Марии. В данном случае они ссылаются на 4-ю книгу Царств (2, 9), где будто бы говорится о том, что обращаться с молитвами к угодникам можно только при жизни их.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

15. Дивись судимому Господу: терпит Он, ведомый и влекомый воинами; Пилат сидит и судит, а Селящий одесную Отца предстоит и судим. Народ, избавленный Им из земли Египетской и многократно избавляемый в других случаях, вопиет против Него: «возьми, возьми, распни Его» ( Иоан. 19:15 ). За что же распять Его, иудеи? За то ли, что исцелил ваших слепых, сделал, что хромые ваши стали ходить и оказал вам прочие благодеяния? Поэтому Пророк с изумлением говорит о том: «над кем вы глумитесь? Против кого расширяете рот, высовывая язык?» ( Ис. 57:4 )? И Сам Господь говорит у пророков: «Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу, возвысил на Меня голос свой, за то Я возненавидел его » ( Иер. 12:8 ). Не Я отверг их, но они Меня отвергли. Поэтому справедливо говорю: «оставих дом Мой» (7). 16. Судимый молчит, почему Пилат сожалеет и говорит: «Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?» ( Мф. 27:13 ). Сожалеет не потому, что знает Судимого, но потому, что был приведен в страх сновидением жены, о котором известила она. И Иисус молчит. Так говорит Псалмопевец: «И стал Я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа» ( Пс. 37:15 ). И еще: «А я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих» ( Пс. 37:14 ). Об этом слышал ты и прежде, если только помнишь. 17. Но воины, окружив, ругаются над Ним. Господь для них – посмешище, Владыка ими поруган. «Увидевши Меня, кивают головами своими» ( Пс. 108:25 ). Виден однакоже образ царского сана. Ругаются, но и преклоняют колена, распинают воины, но облекши прежде в порфиру и на главу Его возлагают венец. Ибо, что до того, если венец и терновый? Всякий царь провозглашается воинами; надлежало, чтобы и Иисуса прообразовательно увенчали воины; поэтому-то Писание говорит в Песнях: «Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать» (Песн. Песн. 3:11 ). Но и венец был тайною, потому что служил разрешением грехов, отменением приговора. 18. Адаму произнесено осуждение: «проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе» ( Быт. 3, 17:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

17). Пророк Елисей передавал царю Израильскому о всех планах, какие строил царь Сирийский, чтобы погубить царя и его войско; он «пересказывал царю Израильскому и те слова, которые он говорил в спальной комнате своей» ( 4Цар. 6:8–12 ). Елисей же обличил и наказал проказой слугу своего Пезия, тайно взявшего серебро от исцеленного от нее военачальника Неемана ( 4Цар. 5:25–27 ), а ап. Петр наказал смертью Анания и Сапфиру, утаивших от него часть из цены проданного их имения ( Деян. 5:1–11 ). Совершенно естественно и понятно, что, освободившись от бренных тел и пребывая на небе в Боге, источнике всякого знания, святые еще легче могут знать через Бога, и действительно знают, о том, что творится на земле, могут слышать, и действительно слышать, наши к ним молитвы и по любви к нам молятся о нас перед Богом. Так, напр., Авраам, будучи на небе, знал о нераскаянности нечестивых братьев богача ( Лк. 16:31 ), узнал и возрадовался о дне явления Христа на землю ( Иоан. 8:52–56 ). Пророк Самуил, живя на небе, явился царю Саулу и предсказал смерть его и гибель его войска ( 1Цар. 28:1–19 ; См. Сир. 46:23 ). Об Ангелах мы уже знаем, что они, находясь на небе, знают о всякой соблазняемой душе на земле (Мф. 18:10), радуются о кающихся грешниках ( Лк. 15:10 ), молятся о них ( Дан. 10:11–21 ; Зах. 1:12–13 ) и вместе с угодниками Божьими возносят молитвы христиан к престолу Отца Небесного: «И когда Он (Агнец) взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых», т. е. верующих христиан (От. 5:8). «И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (От. 8:3–4). Следовательно, святые и Ангелы Божьи, находясь на небе в постоянном общении с Богом, через Бога же, осеняемые Его благодатью, обладают высшим знанием, знают о том, что делается на земле, слышат наши к ним молитвы и молятся за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1:18–25). В этих случаях слово «жена» употреблено в смысле «женщина» вообще, а не «замужняя», т. е. для обозначения пола, а не брачного состояния, в каком смысле употребляется в Св. Писании и слово «муж», т. е. в смысле «мужчина», а не «женатый». Так, напр., в книге Деяний читаем: «Вдруг предстали перед ними два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» ( Деян. 1:10–11 . См. 2:14; 5:35; 13:15; 19:35 и др.). Или читаем в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1:1 ). Нет никакого сомнения, что в приведенных местах Св. Писания слово «муж» не означает только женатого человека, а вообще мужчину; тем более не приложимо оно в первом смысле к Ангелам, которые тоже названы «мужами». Так точно и слово «жена» иногда означает в Св. Писании не замужнюю женщину, а вообще – лицо женского пола. Так, напр., к девице Марии Магдалине и Ангелы, и Господь обращаются с такими словами: «Жена, что ты плачешь?» ( Иоан. 20:13  и 15). Мы знаем, что, согласно пророчеству: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», Христос и родился от Девы Марии, еще только «обрученной» Иосифу, чтобы он хранил и защищал Ее, и что «прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого», и что когда Иосиф хотел тайно отпустить Ее, «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:18–20). Следовательно, здесь Дева названа «женой». Ап. Павел, конечно, знал пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет...», но в послании к Галатам пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4:4 ). И здесь слово «жена» не означает «замужняя», а – вообще «женщина», т. е. указывает не на замужество, а на женский пол, почему слова ап. Павла: «родился от жены» равнозначущи словам: «родился от Девы». У нас есть не только «мужские», но и «женские» училища, но в них не обучаются ни мужья, ни жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

24–25. Боящиеся Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево. Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыши мя. Давая обет восхвалить Бога за свое избавление, праведник-страдалец высказывает, что именно он будет возвещать в народном собрании. Он скажет: «боящиеся Господа! восхвалите Его, все потомство богобоязненного Иакова. – Да благоговеет пред Ним все семя или потомство Израиля, – весь благословенный Богом народ Еврейский – Ибо Он не уничижил или непрезрел и не отверг с негодованием молитвы нищего – человека, лишенного сил и средств, даже обнаженного, поруганного, изъязвленного, сведенного в прах смерти, бывшего уже как бы в самой пасти диких зверей; не отвратим от нею лица своего, – нет, напротив – услышал его молитвенный вопль, обратил к нему свое милостивое лице; видел его смертельные страдания, и не только исторг его из рук врагов, но и восставил из праха смерти. И Давид обыкновенно и постоянно восхвалял имя Божие в псалмах своих, но он не поведал братии своей и не мог поведать тайны имени Божия, потому что сам не знал того имени, которое совершенно выражает существо Божие, – он не знал Бога, в Троице славимого, – не знал Бога, и как Отца, ибо не знал Сына Божия Единородного. А только сей Сын Божий знал и открыл оное. – «Все предано Мне Отцем Моим, сказал Христос, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). И когда настало время, Христос действительно оное открыл своим ученикам и Апостолам. Заканчивая свою последнюю беседу с Апостолами молитвой к Богу Отцу, Он произнес: «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.. Я прославил Тебя на земле, совершил дело которое Ты поручил Мне исполнить... Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал мне от мира» ( Иоан.17:1–4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

2, 15). Тем не менее, однако, по слову откровения, дьявол не смирился пред совершившимся фактом, а порешил еще продолжать свою упорную борьбу с всемогущим Царем, чтобы снова овладеть отнятым у него царством. По известной притче Спасителя, он усиливается испортить Божию ниву пшеницы и сделать ее полем плевел своих (Мф. 13, 24-25, 27-39), и для этого, по слову апостольского учения, он не только обольщает людей материальными благами мира (Деян. 5, 1-4), но и возбуждает прямые гонения на истинных служителей Бога (1 Петр. 5, 8-9; срав. Апок. 2, 9-10). Люди, по слепоте своего невежественного ума, конечно, могут заблуждаться и могут иногда думать, что Бога нет совсем, но верить в Бога и враждовать с Ним они ни в каком случае не могут; и вследствие этого, по своему нравственному бессилию, они могут, конечно, уклоняться от Божия закона жизни, но хвалить себя за то, что они дурно живут, они ни в каком случае не могут. Поэтому всякая вражда к Богу и к божественному со стороны людей совершенно неестественна, и если в действительности она бывает в людях, то в этом случае люди подчиняются влиянию того, кому такая вражда действительно свойственна, т.е. влиянию князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (Ефес. 2, 2). Этот " князь " располагает еще огромным миром всех добровольных грешников (1 Иоан. 3, 8-12), и потому он еще может свободно выражать свою ненависть к Богу стремлением разрушить Божие дело спасения мира путем усиленного развития и распространения зла на земле. По слову христианского откровения, из мира грешного человечества вместе с церковью святых, желающих облечься в нравственные совершенства И.Христа, будут выступать также и гордые люди с резко выраженными качествами падшего духа, – люди, которые презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших (2 Петр. 2, 10). Эти люди, развращенные умом и невежды в вере, благодаря своему наглому характеру, всегда будут идти впереди людей, разумеющих истину и любящих добро, и потому они со временем доведут человечество до полного разрушения всех нравственных устоев жизни, и семейной и общественной, и заразят ядом своего бесчинства даже верующее общество самих христиан (2 Тим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010