«Вещество страстей, будучи изнуряемо божественным огнем, потребляется; а по мере того, как вещество искореняется, и душа очищается, отходят и страсти.» «Вот значение бесстрастия, по указанию «Лествицы» в слове 29-м.» «Бесстрастие есть воскресение души прежде воскресения тела.» «Воскресением души должно называть изшествие из ветхости, именно когда произойдет новый человек, в котором нет ничего от ветхого человека, по сказанному: и дам вам сердце ново и дух нов (Иезек. 36:26).» «Это полное и между тем всегда возрастающее совершенство совершившихся о Господе так освящает ум и восхищает его от вещества, что часто от жизни в теле исступлением возносит на небо к видению.» «Бесстрастие показал апостол, написав: ум Господень имамы ( 1Кор. 2:16 ). Бесстрастие показал и тот сирианин-подвижник, который взывал: «ослаби ми волны благодати Твоея!» «Бесстрастный ко всем предметам, возбуждающим и питающим страсти, стал нечувствителен так, что они никакого действия на него не производят, хотя находятся пред очами его. Это оттого, что он весь соединен с Богом. Приходит он в бдудилище – и не только не чувствует движений страсти, но и блудницу приводит к чистому и подвижническому житию.» «Кто сподобился быть в сем устроении, тот еще здесь, обложенный бренною плотию, бывает храмом живого Бога, Который руководствует и наставляет его во всех словах, делах и помышлениях; и он, по причине внутреннего просвещения, познает волю Господню, как бы слышал некоторый глас, и, будучи выше всякого человеческого учения, говорит: когда прииду и явлюся лицу Божию, – ибо не могу более сносить действий Его вожделения, но ищу той бессмертной доброты, которую Ты даровал мне прежде, нежели я впал в тление. Но что много говорить!! Бесстрастный не к тому живет себе, но живет в нем Христос ( Галат. 2:20 ), как сказал подвигом добрым подвизавшийся, течение скончавший и веру православную соблюдший.» «Бесстрастие есть небесная палата небесного Царя.» «И вот, наконец, богообщение и боговселение – последняя цель искания духа человеческого, когда он бывает в Боге, и Бог в нем. Исполняется, наконец, благоволение Господа и молитва Его, чтобы как Он в Отце и Отец в нем, так и всякий верующий едино был с Ним ( Иоан. 17:21 ). Исполняется утешительное уверение Его: кто слово Его соблюдает, того возлюбит Отец Его, и Они к тому приидут и обитель у него сотворят ( Иоан. 14:23 ). Исполняется апостольское определение умерших бесстрастием, что живот их сокровен есть со Христом в Боге ( Кол. 3:3 ). Таковые суть храм Божий ( 1Кор. 3:16 ), и дух Божий живет в них ( Рим. 8:9 ).»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Впрочем, они хотели и это опровергнуть, так как это гораздо больше значило, чем слова: " кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме " (8:12); свет и тьму Он разумеет в духовном смысле, т.е. не останется в заблуждении. Здесь Он и Никодима привлекает и ободряет, так как он обнаружил великое дерзновение, и восхваляет слуг, которые поступили таким же образом. То, что Он воззвал , показывает, что Он хотел, чтобы и они услышали. Вместе с тем Он показывает и то, что они (иудеи) строят ковы в тайне, во мраке и заблуждении, но не преодолеют света; и Никодиму припоминает слова, которые сказал ему прежде: " всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его " (Иоан.3:20). Так как они (фарисеи) сказали, что никто из князей не уверовал в Него, то Он и говорит: " делающий злое, не идет к свету " , показывая этим, что они не пришли не по слабости света, но по развращению своей воли. " Сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь " . Что же Он? " Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я " (Иоан.8:14). Что Он прежде сам сказал, то теперь они противопоставляют Ему, как изречение особенно важное. Что же Христос? Опровергая это и показывая, что Он говорил прежде применительно к ним и к их предположению, так как они принимали Его за простого человека, говорит: " Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел " . Что это значит? Значит: Я – от Бога, и Бог, и Сын Божий. А Бог сам о Себе достоверный свидетель. " А вы не знаете " : вы, говорит, по своей воле поступаете худо, и зная притворяетесь незнающими, обо всем говорите по человеческому разумению, не желая помыслить ни о чем выше того, что видимо. " Вы судите по плоти " (ст.15). Как жить по плоти значит худо жить, так и судить по плоти – значит судить несправедливо. " Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен " (ст.15,16). Эти слова значат: вы судите несправедливо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Вспомним об эммаусских учениках, о Фоме, как он пришел к вере в воскресение Иисуса Христа, о событии (Лук. 24:36–43), где Спаситель уверял сомневающихся в действительности своего совершившегося воскресения. Соединим все, что говорит нам Евангельская история о явлениях Воскресшего, — и Его воскресение представится нам выше всякого сомнения; ибо он являлся не однажды, а многократно, не одному, а многим, — являлся не вдали только, но говорил с ними, разделял с ними трапезу, они осязали Его руки и ноги, словом, Он явил себя живым, по воскресении, со многими несомненными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Божьем царстве. В одно из таких явлений, вкушая пищу с апостолами, Он “ повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня ” (ст. 4). Прежде, еще до своей смерти, Господь обещал послать им иного утешителя, Духа истины (Иоан. 14:16–17 ); то же самое Он подтверждает и по воскресении, и указывает им на Иерусалим, как на такое место, где они должны ожидать исполнения обетования Отца. Далее, Он объяснил им и причину, для которой они должны ожидать этого обетования. “ Ибо Иоанн ” — говорил воскресший Спаситель — “ крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ” (ст. 5). Вам нужно ожидать обетования Отца Моего, потому что Иоанн Креститель крестил людей водою в покаяние (Мат. 3:11 ); вы же имеете быть крещены Духом святым. Хотя вы и прежде наделены были различными дарами Святого Духа, как, например, вам дана власть вязать и разрешать грехи, наступать на змею и скорпиона, исцелять всякий недуг и всякую язву в людях и прочее (Лук. 10:19; Иоан. 20:23; Мат. 10:1 ): но, по исполнении “ обещанного от Отца ,” вы получите не по одному или по два дара, а исполнитесь в изобилии всякого дарования Божия, имеющего наполнить все существо ваше. И это обетование совершится над вами “ через несколько дней ” (ст. 5), в самое короткое время, чтобы вы имели утешение в разлуке со Мною. Но апостолы, еще не просвещенные Духом Святым, не могли понять высокого смысла слов Спасителя; они полагали, что Иисус Христос, по своем воскресении из мертвых, сядет на престоле царства израильского и объявит себя земным Царем.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Зачем это подслащение? Опять для нашего утешения. Оно говорит, что это тело некогда востанет, и востанет для лучшей и приятнейшей жизни, нежели какова жизнь настоящая. Сколько же отрады и утешения проливает в сердце и сама Церковь святая, когда мы проливаем слезы, стоя у гроба!... Но не только Церковь , а и само кладбище христиан православных немало дает нам утешения, скорбящий брат мой. Вот могила твоего близкого родного: ты видишь перед собою водруженный в нее крест, видишь Распятого на нем, видишь и пречистые руки Его, простертые на кресте, и верующее сердце твое скажет тебе: так вот кто хранит родного моего в могиле!... Это Сам Христос Спаситель, Который Своею пречистою кровью омыл наши скверны греховные и Своею смертью победил нашу смерть, да живот вечный обретем... Так вот Кто обеими руками, распростертыми на кресте, благословляет моего родного в могиле и в то же время ходатайствует за него перед Отцем Своим Небесным!... Это Тот, Кто в последние дни земной жизни Своей говорил в утешение Апостолам: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Иоан.14:2,3 ); Это Тот, Кто в последние дни земной жизни Своей молился Отцу Своему Небесному: «Отче Праведный! ... Не о них (Апостолах) же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» ( Иоан.17:20,21 ), а во время вознесения на небо воздвиг руце Свои и благословил Апостолов... Апостолы поклонились Господу, благословившему их, и возвратились в Иерусалим с великою радостью. Поклонись и ты, скорбящий брат мой, пред животворящим крестом, осеняющим могилу твоего родного, и иди в дом твой с миром и утешением: под такою всемощною охраною не страшно, под таким всепрощающим благословением не тяжело лежать родному твоему в могиле. Поясним теперь, сколько можем, то состояние в каком находятся усопшие от минуты смерти до минуты страшного суда Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Исполнение заповедей нравственного закона до полного самоотречения и пожертвования всякими эгоистическими привязанностями (ст. 21), поставлено здесь необходимым условием достижения царства небесного. Ту же мысль, о необходимости добрых дел для спасения и именно – дел высокой, самоотверженной любви христианской, в отличие от дел формальной иудейской законности, выразил Спаситель в нагорной беседе с учениками Своими: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное» ( Мф.5:20 ). «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное», обращается Господь в другом месте ( Мф.18:3 ) к ученикам Своим, образно характеризуя чистоту душевного настроения, из которого должна исходить богоугодная и спасительная деятельность христианина. В иных случаях Спаситель именует блаженными ( Иоан.13:17 ) и друзьями своими ( Иоан.15:14 ) тех, кто исполняет заповеди Его и между ними – главнейшую заповедь о любви (ср. Лук.10:25–28 ). Наконец, говоря о дне второго Своего пришествия и страшном суде, Господь постоянно учит, что суд этот и за ним – вечное воздаяние – имеют последовать по делам каждого ( Мф.16:27 ; Мф.25:34–46 ). Тоже учение о значении добрых дел, как необходимого условия для достижения жизни вечной, проповедовали и св. апостолы. Послание ап. Иакова дает наиболее решительные показания на этот счет. «Блажен человек, который переносит искушение», – говорит апостол ( Иак.1:12 ), – «потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящих Его». «Будьте исполнители слова, a не у только», – назидает тот же апостол ( Иак.1:22 ) и далее: «кто вникнет в закон совершенный, закон свободы и пребудет в нем: тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (ст. 25). «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» ( Иак.2:14 ), – спрашивает апостол подобных нашим сектантам христиан, мнивших найти спасение в одной вере и затем примером Авраама, отца верующих, доказывает, что в оправдании и спасении человека на ряду с верой имеют столь же существенное значение и добрые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Итак, взяв верховных апостолов, " возвел их на гору высокую одних, и преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие " (Матф. 17:1-3). Почему Христос берет только этих учеников? Потому, что они превосходили прочих: Петр сильной любовью к Иисусу, Иоанн — особенной любовью к нему Иисуса, а Иаков — ответом, который он дал вместе с братом своим: можем испить чашу (Матф. 20:22), и не одним ответом, но и делами — как другими, так и теми, которыми он оправдал свои слова. И действительно, он был так неприязнен и ненавистен для иудеев, что и Ирод умерщвлением его думал сделать великий подарок иудеям. Для чего же Иисус не тотчас возводит их? Для того чтобы прочие ученики не пришли в смущение. Потому же Он не говорит даже и об именах тех, которые взойдут с Ним на гору. В противном случае прочие ученики сильно пожелали бы следовать за Ним, чтобы видеть образ будущей славы, и восскорбели бы, как будто презренные. Хотя Христос намеревался показать славу Свою и чувственным образом, однако же, и это было для них вожделенно. Но для чего же Он прежде сказал об этом? Для того чтобы они, услышав об этом ранее, сделались способнее к созерцанию, и чтобы число дней, воспламенив в них сильнейшее желание, заставило их приступить с мыслью бодрствующей и озабоченной. Для чего же тут являются Моисей и Илия? На это можно много представить причин. И, во-первых, так как одни из народа почитали Христа за Илию, другие за Иеремию, иные за какого-либо из древних пророков, то и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа, и то, что Петр справедливо похвален, за исповедание Христа Сыном Божьим. Можно указать, далее, и вторую причину. Иудеи часто обвиняли Христа в преступлении закона и в богохульстве, — будто бы Он похищал славу Отца, Ему не принадлежащую, и говорили: " не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы " (Иоан. 9:16); и еще: " не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом " (Иоан. 10:33); поэтому, чтобы показать, что оба обвинения произошли от зависти, а Он свободен и от того и от другого, — то есть, что Он ни закона не преступил, ни славы, не принадлежащей Ему, не присвоил, называя Себя равным Отцу, — Он представляет мужей, прославившихся и исполнением закона, и ревностью к славе Божьей. Если Моисей дал закон, то иудеи могли заключить, что он не потерпел бы презрения этого закона, как они думали, и не стал бы служить нарушителю его, для него неприязненному. Также и Илия из ревности к славе Божьей не предстал бы и не повиновался бы Христу, если бы Он был противником Божьим, и назвал Себя Богом и равным Отцу, не будучи таковым на самом деле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Каиафу, видимо, вообще не интересует, Мессия Иисус или нет, творил ли Он чудеса или нет. Он, как и Ирод, например, вообще не видит эту сторону происходящего. Толпа думает, что Бог должен осуществить ее чаяния. Каиафа знает цену этим мистическим восторгам. Этим он чем-то похож на другого героя повествования — Пилата. Пилат знает, что ему могут создать неприятности с Кесарем — и это волнует его гораздо сильнее, чем существует ли Бог, которому поклоняются в Иерусалиме, или Кого, на самом деле, к нему привели. Когда Господь говорит Ему: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Иоан.18:36) Пилат просто не понимает, о чем речь. Не потому, что ему не хватает ума — а потому что это находится за пределами его восприятия. Все царства этого мира держатся на насилии и угрозах — если мир и устанавливается, то потому, что человеческая тяга к насилию, «воля к власти», как называл это Фридрих Ницше, уравновешивается страхом перед другими — которые тоже вооружены и тоже могут причинять страдание и смерть. Все цари этого мира вскарабкались, так или иначе, на верх властной пирамиды, и используют других людей, чтобы вскарабкаться повыше. Царство Господа нашего Иисуса Христа устроено совершенно противоположным образом. Как говорит святой Апостол Павел, « Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8) Бог, Творец Неба и земли, Тот, Кто по природе уже обладает всем мыслимым могуществом, нисходит с небес (Иоан.3:13), и становится Человеком; человеком невысокого социального статуса, бедным и скитающимся, не имеющим, где преклонить голову (Матф.8:20). Он говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45) Он есть Царь, который не отправляет подданных умирать за Него, но сам умирает за Своих подданных. Он не принуждает, потому что в Его Царстве нет места насилию; к Нему можно прийти — и остаться с Ним — только по доброй воле.

http://radonezh.ru/2022/04/13/pobedit-eg...

Как и Соломон говорит: Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой ( Прит.14:10 ). Поскольку человеческий разум знает горечь души своей, то вместе с пламенным желанием вечного отечества он в рыданиях познает горечь своего путешествия; но чужой не вмешается в его радость, потому что тот, кто теперь чужд покаянной скорби, тогда не будет причастен к радости утешения. Как и в Евангелии Истина говорит: Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет ( Иоан.16:20 ). И снова: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Иоан.16:22 ). Итак, Господь говорит, что сетующих вознесет во спасение, потому что временно отверженных ради Него, Он утешит истинным спасением. Однако, ничто не препятствует в этой жизни, что воспринимается как Божие избрание. Конечно, униженные поставляются на высоту, потому что, когда они смиренно подчиняются, то рассуждением возвышенного ума минуют все временное; и, когда они себя во всем считают недостойными, то суждением здравого рассудка превосходящие, они попирают славу этого мира. Давайте посмотрим на смиренного Павла. Вот он говорит ученикам: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Христа ( 2Кор.4:5 ). Рассмотрим этого смиренного, уже поставленного на высоту. Он говорит: Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские ( 1Кор.6:3 )? И снова: Воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе ( Еф.2:6 ). Возможно, внешне его тогда связывала цепь, однако, он был поставлен на высоту умом, который уже тогда уверенностью своей надежды находился на небесах. Итак, святые мужи, презираемые извне словно недостойные, все терпят. Но, полагающие себя достойными местопребывания небесного, с уверенностью ожидают вечной славы, и, когда они страдают от непримиримого гонения извне, то ищут убежища в защищенной крепости ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Иоан. 4:17—20). Какого пророка видишь ты в Нем, женщина? Того ли, о котором писал Моисей: «Пророка... из братьев... ваших, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог» ваш (Второз. 18:15), или другого какого? Его ли видишь ты в Том, Кому ведомы все тайны твоего сердца? Ведь именно указание Господа на ее тайный грех побудило ее к признанию Его пророком: «Господи! вижу, что Ты пророк»! Вместе с Давидом должна была она воскликнуть теперь: «От тайных моих очисти меня» (Пс. 18:13)!    3. Так сидел Бог, беседуя с женщиной. О, великое человеколюбие! Сидящий на херувимах беседует с блудною женою. «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Блудница ведет речь о предметах веры; убедившись, что она беседует с пророком, она не спрашивает Его ни о чем житейском. Исповедала Его Господом, но не просит у Него богатства. «Господи! вижу, что Ты пророк». Исповедала Господом, но не спрашивает ни о чем, кроме учения отеческого. «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». [На этой горе Сомор Авраам собственного сына Исаака принес в жертву Богу, а в Иерусалиме Иаков, на пути в Месопотамию к Лавану сириянину, видел во сне лестницу, восходящую от земли до неба, и боролся с Богом, почему и говорил: «Бог Всемогущий явился мне в Лузе» (Быт. 48:3). Поэтому самарянка касается учения и говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме»]. Что же Господь? Опять Он отвечает с подобающею Ему мудростью. Так как она видела в Нем иудея, а сама была самарянка, то Господь не пожелал дать прямого ответа на ее вопрос, не желая огорчить ее, ни вводить в заблуждение. Ведь Он искал только одного — направить эту женщину на путь спасения, и ничто другое не входило в Его цели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3969...

Подробное рассмотрение этих и подобных мест Священного Писания находится у св. Афанасия Великого (в словах против ариан), у св. Василия Великого (в IV книге против Евномия), у св. Григория Богослова и др., писавших против ариан. Но если есть подобные приведенным неявные выражения в Священном Писании об Иисусе Христе, то зато многочисленны, и можно было бы сказать – бесчисленны, места, свидетельствующие о Божестве Господа Иисуса Христа. О Нем свидетельствует евангелие, взятое в целом. Из отдельных мест укажем лишь некоторые, главнейшие. Одни из них говорят, что Сын Божий есть истинный Бог . Другие – что Он равен Отцу. Третьи – что Он единосущен Отцу. Необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом (Theos) само по себе говорит о полноте Божества. «Бог» не может быть (с точки зрения логической, философской) – «второй степени,» «низшего разряда,» Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, изменению, уменьшению. Если «Бог,» то всецело, а не частично. На это указывает ап. Павел, говоря о Сыне, что «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). Что Сын Божий есть Истинный Бог, говорит: а) Прямое именование Его Богом в Священном Писании: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Иоан. 1:1–3 ). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Иоан. 5:20 ). «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:5 ). «Господь мой и Бог мой!» – восклицание апостола Фомы ( Иоан. 20:28 ). «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» ( Деян. 20:28 ). «Благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:12–13 ). Что наименование «великого Бога» принадлежит здесь Иисусу Христу, в этом удостоверяемся из построения речи на греческом языке (общий член к словам «Бога и Спаса») и из контекста данной главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010