23:23) т. е. «справедливость (mischpam), милующую любовь и верность 445 Богу и Его Святому закону» 446 . Вот раздельнее, в чем заключается важнейшее, основное в законе: остальное все –исполнение всех даже обрядностей закона должно вытекать из этих основных правил, требуемых духом закона, а не буквой его, а все они сокращаются в одном слове: люби ближнего твоего, как самого себя. (сл. Рим 13:9 ). Любить Бога невидимого слишком трудно было бы не зависимо от любви к ближнему и невозможно без любви к ближнему, оттого Апостол и учит в согласии с Господом: «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит; тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». И мы, в утверждение согласия своего учения с учением Господа, добавляет Апостол, имеем от Него такую заповедь, чтобы, любящий Бога, любил и брата своего ( Иоан. 4:20–21 : очевидное указание на Мф. 22:37 и дал.). Да и Сам Господь, указав на две заповеди Богопочитания в любви к Богу и в любви к ближнему как на основании, на котором утверждаются весь закон и пророки (Мф. 22:40), в другом случае таким же основанием поставляет одну любовь к ближнему, когда говорит: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. (Мф. 7:12). Потому что, если мы должны любить ближнего по ветхозаветной заповеди, утверждаемой в Новом Завете, как самих себя, то очевидно мы не должны с ними поступать так, как не желаем, чтобы поступали с нами самими. А в этом, по слову Единого Законодателя – закон и пророки, т. е. это сущность того, что требовали от человека закон и пророки в нравственном отношении. Любовь и справедливость, вот сущность этого правила; любовь и справедливость, сущность всего Ветхого Завета 447 . (Срав. у Апостола Павла к Рим. 13:8  и дал. Гал. 5:14 ). Тот же характер отношения к ветхозаветному закону очевиден и в разъяснении Господом частных заповедей Его, т. е. углубление в дух его вслед за утверждением исторического смысла заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

    Приведенные слова Иисуса Христа являются одним из самых трудных мест в Евангелии, и в течении всего существования христианства во всех его направлениях и конфессиях породили огромное количество противоречивых толкований, очень часто взаимоисключающих друг друга. У многих людей, искренне желающих понять философию христианства, возникало недоумение по поводу того, что как можно не противиться злому, и как в таком случае можно защитить себя от злодеев, если злу нельзя сопротивляться. Многие люди удивлялись по поводу того, зачем вместо защиты нужно подставлять под удар другую щеку. Зачем нужно отдавать кому-то не только свою рубашку, но и верхнюю одежду. С кем-то идти два поприща. Зачем просящему давать и от желающего занять не отворачиваться?    Одни люди не могли понять эти слова и ясно разобраться в их сути, потому что эти советы казались странными и неясными. Другие люди давали этим словам сбивчивые толкования, которые не приближали к истине. И таких толкований было большинство. Однако в этих прекрасных словах Иисуса Христа, глубоких по смыслу и ясных по изложению, как всегда истина высказана правдиво и мудро. “Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Иоан.6:63). Но для правильного понимания этих слов нужно знать особенности жизни, обычаи и культуру еврейского народа, примеры из которых очень часто использовал Иисус Христос для изложения Своих истин. В вышеприведенном отрывке из Библии содержится несколько заповедей Иисуса Христа. Рассмотрим каждую из них в отдельности с учетом этнической культуры евреев.    В древнееврейском государстве существовал закон, позволяющий евреям совершать месть. “Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб” (Лев.24:19-20). Но месть у древних евреев была разрешена Моисеем после судебного приговора, санкционированного гражданским законом. Без суда никто из людей не имел право карать за обиду, применяя месть. Эти правила были отражены в Законе Божьем, данном через Моисея еврейскому народу. “Не говори: “я отплачу за зло”” (Притч.20:22). “Не говори: “как он поступил со мной так и я поступлю с ним”” (Притч. 24:29). Более того, Ветхозаветный Закон призывал евреев к милосердию и проявлению заботы даже к врагам. “Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется” (Притч.24:17). “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе” (Притч.25:21-22) за твои добрые дела добром. Эту фразу нужно понимать так: Господь видит, что твой враг тебе делает зло, а ты за это врагу делаешь добро в виде того, что его кормишь и поишь. Поэтому Господь каждому воздаст по заслугам. А именно: врагу твоему за зло карающим воздаянием. А тебе за твои добрые дела — добром.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вопрос 221. Поелику Господь учит молиться, «чтобы не впасть в искушение» (Лук. 22, 40); то должно ли молиться и о том, чтобы не впадать в телесные страдания, и, если кто впадет в них, как должен переносить? Ответ. Господь не различил качества напасти, но вообще повелел: «молитесь, чтобы не впасть в искушение». А введенному в напасть должно просить у Господа «при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13), чтобы исполнилось над нами: «претерпевший же до конца спасется» (Матф.24, 13). Вопрос 229. Поступки недозволенные надобно ли без всякого стыда открывать всем, или только некоторым, и кому именно? Ответ. Обнаружение грехов подлежит тому же закону, какому и объявление телесных немощей. Посему, как телесные немощи люди открывают не всем, и не первому встретившемуся, а только искусным в уврачевании оных; так и обнаружение грехов должно быть пред способными уврачевать их, по написанному: вы «сильные, должны сносить немощи бессильных» (Рим.15, 1), то есть, устраняйте своим тщанием. Вопрос 301. А если скажет: меня не осуждает совесть? Ответ. Это бывает и в телесных недугах. Ибо много недугов, которых больные не чувствуют. Однако же они более верят наблюдению врачей, нежели полагаются на то, что сами не чувствуют. Так и в рассуждении душевных недугов, то есть, грехов, хотя и не осуждает кто сам себя, не сознавая греха, однако же должен верить тем, которые способны лучше его видеть, что в нем. В этом показали пример святые Апостолы, когда, при несомненной уверенности в своем искреннем расположении ко Господу, услышав: «один из вас предаст Меня», более поверили сему слову Господа, и переменили свою мысль, говоря: «не я ли, Господи?» (Матф.26, 21. 22). Яснее же учит нас святой Петр, который, хотя в пламенеющем смиренномудрии отказывается от того, чтобы служил ему Владыка—Бог и Учитель, однако же, услышав несомненное удостоверение в истине слов Господних: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною», говорит: «не только ноги мои, но и руки и голову» (Иоан.13, 6—9). Вопросы о попустительстве грешить другому человеку и о соблазнах

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Исполнение: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа...» ( Евр. 3:1 ). «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»: как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:5–6 ). Решительная победа народа Мессии над миром и сатаной стала неизбежной. Господь не приносил клятв в связи со священством Аарона, как Он это делает по поводу «священника по чину Мелхиседека», Который призван «не по законам плотских заповедей, но по силе жизни бесконечной».По чину Мелхиседека объясняется в Евр. 7:15 : «По подобию Мелхиседека встаёт священник иной». Посылая в мир Своего Сына, Отец даёт ему полномочия утешить народ Мессии. Наказание. которое понёс Озия за присвоение роли священника, показывает, что Давид не может быть Царём-Священником, описанным здесь ( 2Пар. 26:16–21 ). Эта исключительная клятва Господа показывает, что Царствои Священство, о которых Он говорит, не имеют себе равных. Давид умер, но этот Священник по чину Мелхиседека живёт вечно. Аналогичным образом Мессия описан у Захарии 6:9–15, особенно в 6:13: «Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет и будет владычествовать на престоле Своём; будет и священником на престоле Своём...». 18. Мессия будет судией Пророчество: «Ибо Господь – судия наш. Господь – законодатель наш. Господь – царь наш: Он спасёт нас» ( Ис. 33:22 ). Исполнение: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Иоан. 5:30 ), ( 2Тим. 4:1 ). В древнееврейском «Таргуме Исаии» читаем следующее толкование Ис. 33:22 : «Ибо Господь наш судия. Который мощью Своей вывел нас из Египта; Господь – наш учитель. Который послал нам Свой закон с горы Синайской; Господь – Царь наш, ибо спасёт нас, и пошлёт справедливое мщение за нас на армии Гога». «...Судья... законник... Царь – совершенный идеал Царства Божия, которое может осуществиться лишь при Мессии, лично воплощающем в Себе и юридическую, и законодательную, и административную роли ( Ис. 11:4 ); ( Ис. 32:1 ); ( Иак. 4:12 )».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

« Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его » (1 Пет. 2:21). Впрочем, как бы ни был труден путь, которым надлежит нам идти в след Господа, мы должны всегда ободряться мыслью, что « Бог … не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести » (1Кор. 10:13). Искушен был Иосиф и поставлен первым после Фараона в Египте; искушен был Иов и награжден более прежнего. Но не одна земная награда посылается несущим крест Христов, « где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой » (Иоан. 12:26). Эта небесная и вечная честь более всего должна ободрять нас на пути самоотвержения и креста. « А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться » (Рим. 8:17). Самоотвержения, крестоношения и последования за Ним — вот чего требует Иисус Христос от всех, желающих быть Его последователями « Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною » (ст.34). 1. Истинный последователь Христов должен отвергнуться себя. Без некоторого самоотвержения невозможно следовать и за земным учителем, чтобы научиться земной мудрости. Ученик, если желает быть достойным учеником, должен ввериться руководству своего учителя, жертвовать для него своим временем, подчинить ему свой разум и волю, хотя бы он хотел и думать и делать не то, что угодно учителю; должен, одним словом, отвергнуться себя ради своего учителя и учения, и только тогда будет достойным учеником. Тем более без самоотвержения нельзя быть достойным последователем Иисуса Христа и научиться небесной мудрости. Истинный ученик Христов должен всецело предаться своему божественному Учителю и Господу. Должен отвергнуть безмерную любовь к самому себе, как несовместимую ни с любовью к Богу, которая должна быть беспредельной (Мат. 22:37), ни с любовью к ближним, которая должна быть равносильна любви к себе (Мат. 22:39). Должен отвергнуться пристрастия к мирской славе, богатству, удовольствиям плоти. Он должен поистине пожертвовать душой своей ради Христа и Евангелия (Мар. 8:35).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Эту то первую войну ангелов с диаволом имея в виду, пророк Исаия говорит: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю... А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол Мой и сяду на горе в сонме Богов, на краю севера, взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:12 – 14 ); имея в виду это свержение диавола, говорит Спаситель: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лук. 10:18 ). Сверженный посредством войны диавол, далекий от того невещественного неба, на котором обитает Господь сил, он все же пребывал в надзвездном воздушном пространстве, называемом нами небом, вплоть до страданий Христа Спасителя, и имел еще доступ к престолу Божию, как это видим из книги Иова ( Иов. 1:6 ), но потерпел крушение своей силы в крестных страданиях Господа, о чем Апокалипсис говорит: «Не нашлось уже для них (диавола и подчиненных ему сил) места на небе»; об этом изгнании диавола войною предсказывал и Сам Спаситель пред Своими страданиями, говоря; «Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего будет выгнан вон» ( Иоан.12:31 ). Итак, если война, поднимаемая для отражения всяких посягательств неприятеля, стремящегося к захвату, к порабощению и уничтожению самого бытия нашего, – если такая война есть преступление, то оно имело начало на небе и, поэтому, сектанты должны бросать вызов порицания прежде всего небесам и Богу, не без воли Которого произошла война на небе!.. Таким образом, все приводимые сектантами места Св. Писания в защиту своего лжеучения о войне, нисколько не оправдывают их взгляда. Сектантские тексты: Исх. 20:13 ; Мф. 5:21–22 ; Мф. 5:38–41 ; Мф. 5:43–44 ; Лук. 9:54–56 ; Мф. 26:51–52 ; Откр. 13:10 . Православное объяснение: Господь научает людей смотреть на войну как на великое зло: 1Пар. 22:2–9 . Но Он же Сам употребляет это зло, как орудие наказания народов за их неверие и нечестие: Числ. 31:1–18 ; Числ. 33:22–23 ; ( Чис. 31:1–18 ). Св. Иоанн Креститель признавал дозволительной военную службу, следовательно и войну: Лук. 3:14–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   А святой Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Марии, что Сын Ея будет царствовать над домом Иакова во веки , и царству Его не будет конца» (Лук.1:33). Что же это за Царство Христово?... Это не земное, с обычными внешними распорядками царство. Царство Мое не от мира сего, сказал Спаситель Пилату (Иоан. XVIII,36). Царство Христово – это внутреннее, благодатно — мирное настроение души веруюшей. Оно внутри нас есть (Лyk.XVII,21), оно есть правда, мир и радость о Духе Святе (Puм.XIV,17). Царство это начинается еще здесь на земле, но не здесь на земле оно будет вечным, ибо и сама земля не вечна (Псал. 101:26—27), а вечным оно будет в жизни загробной, после страшного суда Божия, как и поется в символе веры: «и паки грядущего со славою судити живых и мертвых, Его же царствию не будет конца». Итак, все, имеющие внутри своей души благодатно – мирное Христово настроение – вот кто является гражданами небесного Христова Царства. А что же это благодатное настроение, как его приобрести? -Через Церковь Христову, ибо чрез нее возможно наше спасение (Деян.2:47). Церковь Христова это единственно надежный путь, ведущий к Царству Христову небесному, это надежный корабль, на котором только о можно переплыть житейское море с его соблазнами и не утонуть, но достичь тихой пристани – царства небесного. Но не все, принадлежащие здесь на земле к Церкви Христовой, уже по одному этому являются гражданами небесного царства, а только следующие по заповедям Божиим и по уставам Церкви. Претерпевший до конца – спасен будет (Мф.Х,22). Спаситель учил: «Не всякий говорящий Мне «Господи, Господи, войдет в Царство небесное», но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Mф.VII:21).    Кто думает, что Христос Спаситель говорит о своем царстве, как о земном, тот ошибается. Мечты о земном рае – никогда не осуществятся. Пророк Исаия имел ввиду духовное преобразование человека из злого в доброго, при помощи благодати Божией. Но во всей полноте оно относится именно к новой будущей жизни, к новой земле и новому небу, где правда Божия живет (2 Nemp.III,13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом” – Пс. 35:3-5 . Табакокурение есть непотребство, то есть то, что для человека не предусмотрено при его творении. Рот курящего – клоака. Для тела нужен воздух, а не угарный газ с никотином. И кто лишает свое тело потребного для жизни, разрушает тело, того покарает Бог, лишит жизни сей и Царства Небесного ( Иак. 2:6 ) . Из сердца человеческого исходит непотребство ( Марк 7:21-22 , Рим. 1:28 , “чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали” – 2Кор. 12:21 , Гал. 5:19 ). Демоны требуют дыма в жертвах идольских сожжений и табакокурения и этой утончённой материи табака, соединённого с похотью злого сердца ( Иоан. 8:44 ). Кадят демонам, диаволу почти непрерывно. “Уста курящего – демонская кадильница”, – говорит св. Иоанн Кронштадтский . И если даже разрешённое курение благовоний из кадильницы священника отвратительно Богу (“Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!” – Ис. 1:13 ), когда люди живут во грехе, то что говорить о демонской кадильнице со смертоносным, самоубийственным дымом? (“И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение” – Чис. 16:35 ). И вот видим, как почернели лица курящих (Послание Иер. 20 ), как вся земля осквернена мерзостью окурков. Желая сказать о себе доброе, пишут: “без вредных привычек”, имея ввиду также, конечно же, и табакокурение. Курить начинают шутя, крадучись, а бросить не могут по серьёзному, прожигая себе легкие, поражая все 5 органов чувств. За самоубийц нет приношения, отпевания церковного (“Вопрос 14: Если кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли быти приношение, или нет? Ответ: О таковом священнослужитель должен разсудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие.

http://azbyka.ru/polyubil-tabak-vperedi-...

" Мы знаем " , говорят, " что Ты учитель, пришедший от Бога " . Для чего же ты приходишь ночью и тайно к Тому, кто говорит божественное и пришел от Бога? Почему не беседуешь с Ним открыто? Но Иисус и этого не сказал ему и не обличил его: Он " трости надломленной не переломит " , говорит Писание, " и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине " (Ис. 42:3); да и сам Он говорит: " Я пришел не судить мир, но спасти мир " (Иоан. 12:47). " Таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог " . Итак, Никодим выражает еще мысль еретическую, когда говорит, что Иисус совершает дела Свои при постороннем содействии, и имеет нужду в помощи других. Что же Христос? Смотри, какое крайнее снисхождение! Он не сказал: Я нисколько не имею нужды в помощи других, но творю все Своею властью, потому что Я истинный Сын Божий и имею одинаковую силу с Родившим Меня. Он не говорил этого, потому что это было еще недоступно для слушателя. Я всегда говорю, и теперь скажу, что Христос имел намерение в то время не столько открывать собственное достоинство, сколько убеждать, что Он ничего ни делал против воли Отца. Поэтому в словах Он постоянно является кротким, а в делах – не так; но когда творит чудеса, то делает все со властью. Так Он говорит:  " хочу, очистись " (Мк.1:41); " девица, тебе говорю, встань " (5:41); " протяни руку твою " (Мф. 12:13); " прощаются тебе грехи твои " (Лк. 5:20); " умолкни, перестань " (Мк. 4:39); " встань, возьми постель твою и иди в дом твой " (2:11);  " замолчи и выйди из него " (Лк. 4:35: 8:29); " да будет тебе по желанию твоему " (Мф. 15:28); " если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу " (Мф. 21:3); " ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:43); " слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду " (Мф. 5:21,22); " идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков " (4:19). И во всех случаях мы видим великую власть Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» (Иса. 60:13). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» (Иса. 11:12; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Иоан. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Иоан. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010